Закон по доступной среде для инвалидов. Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов

16.06.2019

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана – это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Необходимо создание средствами архитектуры, градостроительства, транспорта, информатизации и связи условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении образования, реализации творческого потенциала, активного участия в общественной жизни.
При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Безбарьерная среда. Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
Основные положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам

1.1 Пандусы

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы.
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 1,8 м.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть не менее 1,5 м.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.

Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Ширина выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
Ширина марша лестниц - не менее 1,35 м.
Ширина проступей лестниц - не менее 0,3 м,
Высота подъема ступеней - не более 0,15 м.
Уклоны лестниц должны быть - не более 1:2.

Ступени лестниц должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.


у лестниц - на высоте 0,9 м,
в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Входная площадка, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидов
Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть - не менее 0,9 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота не должна превышать 0,025 м.
На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты.
На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность для обеспечения доступа в здание слабовидящих и слабослышащих инвалидов.

  1. Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках. Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

2. Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске (внутренние размеры):
ширина - не менее 1,1 м;
глубина - не менее 1,4 м.
Ширина дверного проема - не менее 0,9 м.

В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

В общественных уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры:
– ширина - не менее 1,65 м;
– глубина - не менее 1,8 м.

В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.

В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за - 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов.

Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 0,015 м.

При устройстве съездов с тротуара около здания допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике (ст.15 ФЗ №181-ФЗ).

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м.

Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации осуществляющие транспортное обслуживание населения обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. (ст.15 ФЗ №181-ФЗ)

Обязательным условием доступности метро является наличие рельефной (тактильной) полосы перед лестничным, пандусным маршем (вверху и внизу) по всей длине, а также перед дверью, билетной кассой, перед средствами информации и телекоммуникациями и у выхода с эскалатора.
Ширина полосы - 0,5-о,6 м для пандусов, лестниц, перед средствами информации и телекоммуникациями,
0,3 м – перед дверью и билетной кассой.
Расстояние полосы до кромки крайней ступени лестницы - 0,8 м.
Рекомендованная ширина марша лестницы не менее 1,35 м.
Расстояние от тактильной полосы до кромки крайней ступени - 0,8 м.
Необходимо также наличие контрастной окраски верхней и нижней ступеней лестничного марша и пандуса.
Наличие бортиков по краям лестничного марша должно составлять не менее 2 см., если они не соприкасаются со стеной.

Входные двери в вагоне метро должны иметь ширину проема в свету не менее 90 см. Высота порога при входе в вагон с платформы должна составлять не более 2,5 см.

Посадочные платформы должны иметь в наличии тактильные шуц линии вдоль посадочного края платформы.

Обязательно наличие знака доступности для инвалидов-колясочников и контрастная предупреждающая маркировка на двери (ярко желтого или красного цвета), высота которого от уровня пола должна составлять120-150 см.
Обязательно также наличие специальных мест для инвалидов и указательных знаков для передвижения инвалидов-колясочников во всем метрополитене.

А – символ доступности для инвалидов
Б - символ доступности для людей с нарушением слуха
В - символ «Телекоммуникационные устройства для людей с нарушением слуха
1,2 - символ доступности для инвалидов
3 – место для инвалидов, пожилых с детьми
4 – эскалатор (подъемник)
5,6 – туалеты для инвалидов
7 – лифт для инвалидов
8 – пути эвакуации
9,10 – вход и выход из помещения
11 – направление движения, поворот
12 – информационный центр (справочная)

5.2 Аэропорты (зарубежный и отечественный опыт)

Аэропорт Франкфурт-на-Майне (FRA) имеет два терминала, которые связаны скоростными поездами, являются бесплатными и снабжены пандусами для инвалидных колясок. Между терминалами курсируют бесплатные автобусы с интервалом 10 минут.
Аэропорт имеет автоматические двери, адаптированные телефоны и туалеты для инвалидов.
В Международном аэропорту Дюссельдорф (DUS) есть номера для инвалидов и инвалидных колясок доступны для тех, кто просит об этом.
Международный аэропорт Гонконга полностью доступен для пассажиров-инвалидов. Существует множество туалетов, лифтов, наклонных плоскостей и эскалаторов вокруг аэропорта и в Центре Наземных транспортировок с приспособлениями для кресел-каталок. Парковочные места для машин, зарезервированные для водителей-инвалидов, доступны на четырех автостоянках.
Кресла-каталки предоставляются авиалиниями бесплатно; пассажиры должны информировать авиалинии предварительно перед поездкой.
Для облегчения передвижения инвалидов по зданию терминал аэропорта Внуково оборудован пандусами и специальными лифтами. В кабинах предусмотрены поручни, а кнопки вызова расположены на доступной для инвалидов-колясочников высоте. В лифтах также предусмотрено дублирование надписей шрифтом Брайля и голосовое объявление остановок. Всего в терминале «А» построено 78 лифтов, 61 эскалатор и 38 траволаторов. Кроме этого, на всей территории терминала реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться.
Информация о прибытии и отправлении рейсов в аэропорту не только отображается на табло, но и дублируется объявлениями по громкой связи. Незрячие пассажиры при всех передвижениях по терминалу сопровождаются сотрудниками Внуково.
Уфимский аэропорт обзавелся новой спецтехникой - амбулифтом. С помощью этой машины людям с ограниченными возможностями станет легче попасть в самолёт или покинуть его. В кабине подъемника могут находиться 2 инвалидных кресла и 2 сопровождающих человека. Амбулифт имеет так называемый сквозной коридор, чтобы не нужно было разворачиваться внутри кабины. Машина поднимается более чем на 5 метров и подходит практически ко всем типам самолетов.

Рис.1 Терминал для получения информации (удобен как для здоровых людей, так и для людей с ослабленным зрением)

Рис.2 Табло с контрастно выделенными названиями рейсов самолетов для слабовидящих инвалидов

Рис.3 Специальный лифт для лиц с ограниченными возможностями в аэропорту

Рис.4 Санитарно-гигиеническая комната, оборудованная специально для инвалидов

Рис. Указатель мест обслуживания инвалидов

5.3. Железнодорожные вокзалы

На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов. В таких купе предусмотрено всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Вход в вагон поезда оборудован специальным подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы.
Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Чтобы инвалид мог без посторонней помощи пересесть в кресло, имеются специальные вспомогательные ремни. Спальная полка трансформируются в любое удобное больному пассажиру положение.
Для слепых и слабовидящих низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом - для чтения «пальцами», и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет в экстренной ситуации вызвать проводника.
Туалет в таких вагонах также шире и больше по размерам, чем в обычных, в нем установлены дополнительные поручни. Туалет снабжен звуковым и световым табло - для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.

Рис. Вход на вокзал

Рис. Касса для инвалидов с поручнями и пандусом на вокзале

Рис. Указатель расположения туалета для лиц с ограниченными возможностями

Рис. Таксофон для слабовидящих инвалидов

Рис. Подъемная платформа для доступа инвалидов в вагон поезда

Рис. Места для инвалидов в современных поездах

Рис. Специальные купе для инвалидов в вагонах поездов

Законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды для инвалидов

«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.1995 №195-ФЗ
Статья 5.43. «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»
Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
П. 76. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.37, 3.39, 3.52 - 3.72), 4 (пункты 4.1 - 4.10, 4.12 - 4.21, 4.23 - 4.32).

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку проектной документации с обеспечением доступной среды для инвалидов.

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов";
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения";
ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности»;
ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»;
ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»;
ГОСТ 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2019 год.

Законодательная база

Этапы программы


Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций - исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие - не больше 70%.
В 2017 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 52 919 205,8 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев медэкспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.
К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. - 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.

3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»


Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов


В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.


По приказу президента РФ в 2009 г. была составлена государственная программа «Доступная среда» на Минтруда и социальная защита России стали исполнителями данной программы. В 2014 году ее продлили до 2020 года по приказу Д. А. Медведева.

Итак, государственная программа «Доступная среда» - что это, какие цели она преследует, а также для кого предназначена? Данная статья поможет ответить и разъяснить все интересующие вопросы.

Конвенция о правах инвалидов

С каждым годом в России увеличивается число людей-инвалидов. Поэтому 24 сентября 2008 года Российской Федерацией была подписана Конвенция о правах инвалидов, в которой участвовали разные страны. Был сформирован специальный комитет, контролирующий выполнение данного договора. Изначально в комитете было 12 экспертов, но после увеличения списка стран-участников штат был увеличен до 18 экспертов.

Подписанная Конвенция показала готовность властей изменить условия жизни людей-инвалидов в лучшую сторону. Согласно утвержденному документу государство должно обеспечить и облегчить инвалидам жизнь во время применения объектов, которые использует в повседневной жизни обычный человек: транспортные средства, дороги, сооружения и здания, медицинские учреждения и т. д. Основной задачей Конвенции является выявление всех мешающих барьеров и их устранение.

По социологическому анализу около 60 % инвалидов не могут воспользоваться городским транспортом, так как он не рассчитан для таких людей. Около 48 % не могут совершить самостоятельно покупки в магазине. Например, в Архангельске только 13 % объектов соответствуют требованиям, в Новгородской области - всего 10 %, а в Курске - около 5 %.

Госпрограмма для инвалидов

На основе Конвенции в РФ была создана государственная программа «Доступная среда» на 2011- 2015 гг. За период действия программы власти обязаны были создать для инвалидов специальные бордюры, обеспечить общественный транспорт оборудованием для перевозки инвалидов, установить специальные светофоры со звуковым сигналом и другие приспособления, необходимые в населенном пункте.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы была непроста в реализации. Проблемы, которые препятствовали выполнению:

  • нормативные барьеры;
  • отсутствие помощи со стороны некоммерческих организаций;
  • отсутствие определенного бюджета на реализацию программы;
  • отношенческий (социальный) барьер.

Из-за возникших проблем программа нуждалась в изменении нормативно-правовой базы в сфере создания доступной среды.

Резюме (цели и задачи) госпрограммы

Государственная программа «Доступная среда», как и любая другая, имеет цели и задачи. Основные цели:

  • сформировать до 2016 года людям с ограниченными возможностями доступ к объектам и услугам;
  • усовершенствовать социальные медицинские услуги в целях реабилитации людей-инвалидов.

Поставленные задачи:

  • оценить состояние доступности основных важных объектов;
  • улучшить уровень доступа к жизненно важным объектам;
  • уравнять права обычного гражданина и граждан с ограниченными возможностями;
  • модернизировать медико-социальную экспертизу;
  • обеспечить доступ к услугам реабилитации.

Этапы реализации и финансирование

Государственная программа «Доступная среда» была поделена на два этапа. С 2011 по 2012 год - 1-й этап для реализации программы. Государственная программа «Доступная среда» на 2013-2015 годы - 2-й этап. Так, на сегодняшний день государственная программа поддержки инвалидов уже завершилась.

Общий объем денежных средств, выделенных из государственного бюджета, составляет 168 437 465,6 тыс. рублей.

Нюансы программы

Несмотря на цели, задачи и государственное финансирование, в городах по-прежнему существуют проблемы с доступом для инвалидов к аптекам, к муниципальным заведениям, к медицинским учреждениям и к магазинам. Как бы ни старались чиновники убрать барьеры в социальной жизни людей-инвалидов, пока их усилия будут носить только локальный характер. Для реализации такой масштабной программы необходимы большие усилия, так как она требует постоянной и более долгой перспективы.

Из-за ограниченного финансирования государственная программа «Доступная среда» поставлена на последний план в аэропортах, в общественном транспорте, на железнодорожных станциях. Причины такого отношения в транспортной сфере заключаются в более серьезных проблемах, которые требуют быстрого решения и дополнительных финансовых вливаний. Поэтому практически весь городской транспорт недоступен для инвалидов.

Несмотря на недостатки реализации программы, есть и некоторые улучшения. Например, появились специальные вагоны, в которых есть двухместное купе. Эти купе предназначены для людей, которые передвигаются на инвалидной коляске. Но даже такое улучшение не может избавить человека от проблем: очень высокие ступеньки, неудобное расположение поручней и так далее.

Как реализуется программа

В городах для комфортного перемещения по пешеходному переходу были установлены светофоры со звуковым сигналом. Это делается в тех местах, где живет большое количество незрячих людей.

Также и столичное метро было обустроено для инвалидов. Установлено сигнальное оповещение о прибытии состава на перрон и звуковое объявление остановок, а также специально были реконструированы края перронов.

В определенных районах столицы были построены около двадцати квартир для людей с серьезными проблемами со здоровьем. Эти квартиры были специально спроектированы для людей, которые передвигаются на колясках. Жилье оборудовано широкими дверными проемами, а также специальным туалетом и ванной.

В городе Улан-Удэ был построен жилой комплекс для таких людей. В комплексе находятся не только квартиры, но и производственные предприятия, магазины и тренажерный зал. О таких условиях мечтают многие инвалиды.

Государственная программа «Доступная среда» для детей-инвалидов

В России 1,5 млн детей-инвалидов. Около 90 % таких детей обучаются в интернате, а 10 % не могут обучаться из-за проблемы со здоровьем. Попытка властей обучать детей-инвалидов в обычных школах не принесла успехов. Поэтому была разработана другая стратегия для выполнения программы.

В Тамбове в тридцати общественных школах была создана образования. В таких школах была разработана специальная программа обучения, на которую каждый год государство выделяет около 12 млн рублей. Все финансирование направлено на закупку специального оборудования. Местный бюджет выделяет деньги на ремонт и реконструкцию таких школ для детей-инвалидов. Власти намерены не останавливаться и увеличить число таких школ.

Государственная программа «Доступная среда» для детей-инвалидов проводит специальную подготовку логопедов, сурдопедагогов, а также обучает отделение олигофренопедагогики. Все это помогает вовлечь как можно больше детей-инвалидов в социальную среду.

Информационная реклама: государственная программа «Доступная среда»

В рамках программы были созданы информационные кампании, которые длились до 2015 года. Осуществлялась реклама с помощью интернета, радио, через телевидение, а также использовалась наружная реклама. Темы объявлений контролировались инвалидами, которые входили в состав координационного совета. В компанию входили представители PR-службы Минтруда РФ, представители Всероссийского общества слепых и глухих.

В 2011 г. кампания была посвящена трудовой занятости людей-инвалидов. Информационная реклама призывала задуматься работодателей о том, что инвалиды тоже люди. И они в состоянии выполнять определенные виды работ.

В 2012 году действие программы было направлено на детей-инвалидов. В 2013 г. состоялись Паралимпийские зимние игры, куда были привлечены чемпионы РФ. В 2014 году программная кампания была посвящена семьям, в которых один член семьи - инвалид.

Продление программы до 2020 года

Государственная программа «Доступная среда» была продлена до 2020 года. Это нужно было для того, чтобы провести объемную работу по адаптации всех проблемных мест для инвалидов. Количество таких объектов очень большое.

В продленной программе прописаны многообещающие меры, новому проекту также присущи обновления. Основные задачи:

  • проведение специальной подготовки педагогов, что позволит проводить обучение детей-инвалидов;
  • работа по профессиональному стандарту тьютора;
  • проведение научных исследований об особенностях инвалидов;
  • услуги по сопровождению инвалидов при решении вопросов трудоустройства с учетом нарушения работы организма;
  • разработка специальных программ для реабилитации;
  • создание механизма, который будет контролировать эффективность назначенного реабилитационного лечения.

Несмотря на хорошо поставленные задачи, для выполнения необходимы большие финансовые вложения. Во время экономического кризиса регионы закрывают даже те программы, которые были профинансированы бюджетными средствами. Около девяти регионов не предоставили программы в Минтруда РФ.

Ожидаемые результаты продленной госпрограммы

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы должна полностью изменить ситуацию по отношению к людям с ограниченными возможностями и адаптировать их в социуме, это, конечно, в идеале. На практике все видится не так радужно. Сейчас инвалидам все так же сложно полноценно сосуществовать в социуме, самостоятельно делать покупки, передвигаться по городу, трудоустраиваться и так далее. Возможно, продление программы принесет больше положительных результатов. Ожидаемые результаты по окончании продленной госпрограммы таковы:

  • оснащение объектов инфраструктуры безбарьерным доступом до 68,2 %;
  • предоставление необходимого медицинского оборудования больницам и реабилитационным центрам до 100 %;
  • обеспечение трудовыми местами инвалидов трудового возраста;
  • увеличение численности людей, которые смогут пройти курс реабилитаций;
  • увеличение численности специалистов, которые могут заниматься реабилитацией.

Несмотря на ряд проблем и недостатков, государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» - это серьезный шаг для улучшения жизни в социуме людей-инвалидов.

13 декабря 2006 года была ратифицирована конвенция ООН о правах инвалидов. Это стало значимым событием в жизни многих людей. В России эту дату можно считать отправной точкой в улучшении жизни инвалидов. Главной целью конвенции о правах инвалидов является обязательство защищать все права инвалидов, включая право на свободу передвижения, право на образование, а также другие основные права и свободы человека. С этого момента человек с инвалидностью был признан полноценным участником жизни общества.

Конвенция ООН о правах инвалидов - это документ, который лег в основу федеральной целевой программы "Доступная среда" на 2011-2020 год, разработанной с учетом предложений российских обществ инвалидов.

ФЦП "Доступная среда" также взаимодействует со СНиП (Строительные нормы и правила) и СП (Свод Правил).

Реализация целей Государственной программы РФ “Доступная среда” - задача непростая

Государственный курс на полноценную интеграцию инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями в жизнь общества в последнее время приобретает особую важность. Госпрограмма «Доступная среда» разработана с учетом положений Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на реализацию этих прав во всех сферах общественной жизни.

Важность реализации ФЦП “Доступная среда” сложно переоценить, так как в последнее время количество людей с ограниченными физическими возможностями по отношению к здоровому населению неумолимо растет. Одна из главных задач ФЦП “Доступная среда” - обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также к услугам людям с инвалидностью и маломобильным группам населения (МГН).

Причины, которые прямо или косвенно осложняют полноценное выполнение реализации ФЦП “Доступная среда:

  • Непростая правовая и инфраструктурная наследственность от СССР. В то время практически полностью отсутствовало нормативно – правовое поле для соблюдения прав инвалидов, а также отсутствовала необходимая инфраструктура;
  • Недостаточное участие в законодательных процессах некоммерческих организаций (НКО);
  • Недостаточная практическая реализация положений ФЦП “Доступная среда” субъектами;
  • Недостаточное государственное финансирование;
  • Проблемы в определении приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН;
  • Сложности в определении долгосрочной стратегии с последовательным выполнением ее пунктов и обеспечением доступности объектов социальной инфраструктуры;
  • Коммуникационные барьеры.

Вышеуказанные причины должны повлечь за собой изменения нормативно - правовой базы в области реализации ФЦП “Доступная среда” в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов.

“Доступная среда”. Оценка нормативно - правовой базы.

Ст. 14, 15 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” регулируют основные правовые нормы по организации доступной среды. Данные нормы предусматривают беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, транспортным объектам, средствам связи и коммуникации, а также снабжение данных объектов необходимым оборудованием для инвалидов-колясочников, для инвалидов с нарушением слуха, зрения и психическими нарушениями.

Возможный вариант комплексного снабжения специальным оборудованием для обеспечения доступности объекта и соблюдения принципов Универсального Дизайна подразумевает размещение следующего оборудования:

  • Пандусы, лифты;
  • Оборудование для контрастного обозначения препятствий и ступеней на пути следования;

Доступная среда является одним из условий реализации основных прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Возможно вам будет интересно...

К сожалению, на практике это часто имеет декларативный характер - для “галочки”.

Масштабы адаптации объектов социальной инфраструктуры под потребности доступной среды в России огромны. Поэтому очень важны системный подход, обучение квалифицированных специалистов на местах, проведение научно-исследовательских работ, разработка стандартов в обучении лиц с ограниченными физическими возможностями, создание рабочих мест для инвалидов и соблюдение норм организации таких рабочих мест, независимость исследования объектов и паспортизация объектов в соответствии с требованиями доступной среды.

О будущем ФЦП "Доступная среда"

Точной даты завершения ФЦП нет, и вряд ли предвидится. Правильнее сказать - программа "Доступная среда" бессрочна. Вы можете это понять, внимательно изучив Конвенцию ООН.

В последнее время очень четко прослеживается тенденция на сокращение финансирования по данной программе из федерального бюджета и ужесточение требований. Логика сокращения ясна: объектов социальной инфраструктуры с доступностью становиться больше, задач по адаптации становиться меньше.

Да, будут новые программы с другими сроками, где будет учтен лучший опыт для того, чтобы преумножать уже достигнутые результаты. Кроме того, будет учтен отрицательный опыт, чтобы устранить существующие проблемы создания безбарьерной среды, в том числе с помощью административных мер. В настоящее время законодательство РФ в сфере организации доступной среды предусматривает возможность введения санкций против недобросовестных компаний, которые нарушают действующие нормы законодательства. Это означает, что недобросовестные компании будут вынуждены не только заплатить штрафы, но и исправить все недочеты.

Свободный доступ в учреждения образования и культуры, в медицинские учреждения, на объекты транспортной инфраструктуры, равно как и свободное получение информации является неоспоримым и фундаментальным правом человека. И только совместными усилиями и благодаря профессиональному подходу к делу можно обеспечить достойные условия для всех граждан, в том числе временно недееспособных людей с травмами, мамам с детьми и колясками, инвалидов с психическими нарушениями, инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, колясочников и прочих МГН.

Не допускайте вопиющих ситуаций установки небезопасного оборудования, как на картинках ниже! Обратитесь к профессиональным компаниям и поставщикам оборудования для инвалидов.


, тактильные напольные направляющие для незрячих, информационные таблички и схемы, дублированные на языке Брайля, а также , и прочее оборудование.

И придерживайтесь принципов Универсального дизайна:

  • Равенство использования;
  • Универсальность применения;
  • Простой и интуитивно – понятный дизайн;
  • Простота донесения информации;
  • Обеспечение безопасности использования;
  • Минимум физических усилий;
  • Пространство для пользования и доступа.

Проконсультируйтесь с нами, и мы обязательно предоставим вам экспертное решение.

Если перед вами стоит задача по организации доступной среды для МГН на вашем объекте, мы готовы разработать для вас комплексные решения от проекта до поставки оборудования. Наши сильные стороны - оперативность и индивидуальный подход к каждому проекту.

ООО “ТД “СЕМИВЕР”

Доказано, что инфраструктура городов России не адаптирована под нужды инвалидов, а потому встретить их на улицах можно не часто, несмотря на то, что в стране насчитывается около 15 миллионов людей с ограниченными возможностями – это 10% от общей численности населения страны. Именно поэтому властями была утверждена федеральная программа Доступная среда для инвалидов 2016-2020 годов.

В какие сроки будет реализована программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020

Ответственным за реализацию программы является Министерство труда и соц. развития, участвуют в программе ФСС, ПФР, Минфин, Минобразования, Министерства спорта и жилищного строительства.

Предполагается, что программа для адаптации инфраструктуры под нужды людей с ограниченными возможностями будет действовать с 2011 по 2020 годы. Программа будет проводиться поэтапно:

  1. Первым этапом станет подготовка законов (2011-2012 гг.) для регулирования проведения проекта.
  2. Вторым этапом будет формирование материальной базы – строительство реабилитационных центров, дооборудование общественных мест устройствами для пользования инвалидами, техническое оснащение зданий и т.д. (2013-2015 гг.).
  3. На третьем этапе будут реализованы базовые задачи программы (2016-2018 гг.).
  4. На завершающем, четвертом, этапе власти подведут итоги работы и разработают дальнейший план развития (2019-2020 гг.).

С какой целью организовывалась программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020

На реализацию программы из бюджета страны и внебюджетных фондов выделен 401 миллиард рублей.

Основной задачей проведения программы является помощь инвалидам в интеграции в социум и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Реализовываться проект будет через достижение таких целей:

  • увеличение прозрачности работы специалистов медико-социальной экспертизы, а также повышение объективности принимаемых в ходе медицинского обследования решений;
  • повышение доступности для инвалидов услуг, реабилитационных и абилитационных (обучение новым навыкам), обеспечение доступа к получению образования и работы;
  • создание доступной среды для инвалидов, вынужденных передвигаться на инвалидных колясках, к наиболее необходимым услугам и объектам инфраструктуры населенного пункта.

Чтобы осуществить все планы, программа была поделена на подпрограммы.

Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Первая подпрограмма

Предполагается, что на первую подпрограмму будет потрачено 35 миллиардов рублей.

Согласно условиям проведения подпрограммы №1, проводятся следующие мероприятия:

  1. Обеспечение российских каналов ТВ сурдопереводом и субтитрами.
  2. Организация культурных мероприятий специально для людей с ограниченными возможностями.
  3. Финансирование учреждений, повышающих уровень развития паралимпийского спорта и адаптивной физической культуры.
  4. Оказание помощи детям с инвалидностью в получении образования. Учебные заведения оснащаются специальным оборудованием, нанимаются детские психологи.
  5. Городской транспорт оснащается пандусами с выдвижной системой для перемещения инвалидной коляски. Выпускаются новые автобусы с заниженным полом.
  6. Автобусные остановки и светофоры оборудуются приборами, обеспечивающими звуковое сопровождение.
  7. Модернизация здания с учетом нужд инвалидов. Проектирование новых сооружений с лифтами, пандусами, дополнительными баннерами.

Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Вторая подпрограмма

Стоимость Подпрограммы №2 – 33,5 миллиарда рублей.

В рамках подпрограммы №2 будут проводиться следующие мероприятия, направленные на обеспечение доступности реабилитационных услуг:

  1. Оценка нужд людей с ограниченными возможностями. Создание производства, при помощи которого изготавливались бы специализированные приспособления.
  2. Облегчение налогового бремени руководителям предприятий, готовым нанять в штат инвалидов.
  3. Приглашение инвалидов на курсы профессиональной подготовки, если они утратили возможность трудиться по специальности.
  4. Проведение новых школьных уроков, целью которых является формирование адекватного отношения к детям с ограниченными возможностями.
  5. Открытие и оснащение новых медицинских клиник, деятельность которых будет направлена на протезирование и реконструктивную хирургию, а также общую реабилитацию (лекарства, санатории).

Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Третья подпрограмма

На последнюю подпрограмму №3 власти выделили 103 миллиарда рублей.

Правительство полагает, что повышение объективности экспертов медико-социальной экспертизы может быть достигнуто путем проведения следующих мероприятий:

  1. Противодействие коррупции путем оснащения учреждений видеонаблюдением, аудионаблюдением, электронными очередями.
  2. Организация общественных советов при главном бюро медико-социальной экспертизы, которые обсуждали бы неэтичное поведение специалистов.
  3. Повышение квалификации экспертов МСЭ.
  4. Обеспечение эффективного взаимодействия между бюро МСЭ различных уровней.
  5. Обеспечение работы системы независимой оценки эффективности деятельности специалистов бюро МСЭ.
  6. Приобретение для бюро МСЭ диагностического оборудования.
  7. Переосмысление критериев, по которым устанавливаются инвалидные группы.
  8. Разработка более современных методик проведения медицинской экспертизы.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Инвалиды предполагают, что по итогам программы “Доступная среда” будет произведено дооборудование только крупных торговых центров и государственных учреждений в городе.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт