Аспирантура - это что? Обучение в аспирантуре: особенности. Значение слова аспирантура

24.09.2019

Аспирантура - основная форма подготовки кадров высшей квалификации. Во все времена обучение в аспирантуре считалось уделом избранных. Поступить в аспирантуру можно было только по направлению Ученого совета вуза или научно-исследовательского института, в котором трудился дипломированный специалист. Поступающий в аспирантуру должен был выдержать вступительные экзамены по иностранному языку, философии и специальности и пройти отборочный конкурс.
Все эти особенности сохранились в современной аспирантуре, за одним исключением: поступить в аспирантуру может каждый выпускник вуза, имеющий склонность к научно-исследовательской деятельности и стремящийся реализовать себя в научном поиске. Ведь главная задача аспирантуры - готовить высококвалифицированные кадры для вузов, научных учреждений, для наукоемких сфер социальной практики.

Обучение в аспирантуре

Обучение в аспирантуре ведется в двух формах - очной и заочной. Сроки обучения в очной аспирантуре - 3 года, в заочной - 4 года. Организация обучения в аспирантуре существенно отличается от организационных форм обучения в вузе. В аспирантуре сохраняются лекции, семинары и экзамены, но они занимают малый объем в сравнении с выполнением самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Обучение в аспирантуре - это по сути индивидуальная форма обучения.
На весь срок обучения составляется индивидуальный план аспиранта, в котором по годам обучения прописываются основные виды работ, сроки и результаты их выполнения. По своему индивидуальному плану аспирант ежегодно отчитывается на заседании кафедры или научной лаборатории, к которой он прикреплен. По результатам обсуждения аспирант рекомендуется к переводу на следующий год обучения.
За время обучения в аспирантуре каждый аспирант обязательно сдает 3 кандидатских экзамена: по иностранному языку, по истории и философии науки и по специальности. Для успешной сдачи кандидатских экзаменов вуз организует дополнительные занятия.

Научный руководитель аспиранта

Главным лицом для аспиранта является его научный руководитель. Научный руководитель в аспирантуре назначается из числа ведущих ученых в данной области знаний. Как правило, это доктор наук, профессор. Именно научный руководитель совместно с аспирантом определяет тему кандидатской диссертации, составляет индивидуальный план, консультирует по основным вопросам диссертационного исследования.

Кандидатская диссертация

Главным итогом обучения в аспирантуре является кандидатская дис-сертация. В отличие от дипломной работы или магистерской диссертации, кандидатская диссертация защищается в диссертационном совете, членами которого являются авторитетные ученые в конкретной отрасли науки. При этом диссертационный совет может быть как при учреждении, в котором обучается аспирант, так при другом образовательном или научном учреждении.

Сфера деятельности

После окончания аспирантуры и успешной защиты кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук. Он может претендовать на занятие высокооплачиваемых должностей в различных организациях и учреждениях широкого спектра сфер деятельности по профилю своей специальности.

Аспирантура в НОУ ВПО «СФГА»

В Столичной финансово-гуманитарной академии аспирантура открыта в 2004 году. Аспирантура ведет подготовку по 9 научным специальностям.
По специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством научное руководство аспирантами осуществляют доктор экономических наук, профессор В.В.Дроздов, доктор экономических наук, профессор И.Я.Кац, кандидат экономических наук, профессор Е.В.Дашин.
По специальности 09.00.11 Социальная философия научное руковод-ство аспирантами ведут доктор философских наук, профессор Н.В.Михалкин, кандидат философских наук, доцент О.Н.Шлычкова.
По специальности 10.02.04 Германские языки аспирантами руководит доктор филологических наук, профессор О.Д.Вишнякова.
По специальности 12.00.03 Гражданское право, предпринимательское право, международное частное право научное руководство аспирантами ведется доктором юридических наук, профессором С.В.Растороповым, кандидатом юридических наук, доцентом В.В.Смирновой.
По специальности 12.00.04 Уголовное право, уголовно-исполнительное право научное руководство аспирантами осуществляют доктор юридических наук, профессор Л.А.Букалерова кандидат юридических наук, профессор А.В.Шевчук, кандидат юридических наук, доцент М.В.Назаркин.
По специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования научными руководителями аспирантов являются доктор педагогических наук, профессор В.В.Грачев, доктор педагогических наук, профессор А.В.Гаврилин, доктор педагогических наук, профессор В.З.Юсупов.
По специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования научное руководство аспирантами осуществляют доктор педагогических наук, профессор В.В.Грачев, доктор педагогических наук, профессор В.З.Юсупов.
По специальности 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии научное руководство аспирантами возложено на док-тора психологических наук, профессора Е.И.Исаева, доктора психологических наук, профессора М.С.Секача, кандидата психологических наук, доцента Е.Б.Редькину.
По специальности 19.00.05 Социальная психология аспирантами руководит доктор психологических наук, профессор В.С. Агапов.
По специальности 19.00.07 Педагогическая психология научное руководство аспирантами ведут доктор психологических наук, профессор Е.И.Исаев, доктор психологических наук, профессор Н.А.Подымов.
По специальности 19.00.13 Психология развития, акмеология научное руководство аспирантами осуществляет доктор психологических наук, профессор Г.В.Семья.

Аспирантура является основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования и предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям наук и научным специальностям в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.

АСПИРАНТОМ является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре, подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук (закон РФ «О высшем и послевузовском образовании»).

Поступив в аспирантуру, аспиранты сталкиваются с большим числом проблем, так как зачастую недостаточно хорошо представляют себе, чем конкретно им предстоит заниматься в ближайшие 3 года. Аспиранты продолжают мыслить, как студенты, привыкшие к вузовской системе обучения — посещениям лекций, практических занятий, сдаче зачетов и экзаменов. Однако аспирантура — это самостоятельная форма получения образования, цель которой — научиться заниматься научной работой.

ЦЕЛЬ обучения в аспирантуре — это подготовить диссертацию, получить положительное заключение при обсуждении диссертации на заседании кафедры и до окончания срока обучения представить ее в диссертационный совет для последующей защиты.

В случае успешной защиты диссертации на диссертационном совете и утверждении ее Высшей аттестационной комиссией РФ аспиранту присваивается ученая степень кандидата наук.

Аспирант должен самостоятельно либо совместно с научным руководителем определить актуальное научное направление, выбрать тему исследования, изучить литературу, касающуюся этой темы, получить и обработать данные, сравнить свои результаты с уже имеющимися в науке и сделать выводы. Логичным завершением обучения в аспирантуре является написание и защита кандидатской диссертации.

Согласно Положению о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74, п. 9:

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата наук должна представлять собой научно-квалификационную работу, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные разработки.

Соискатель ученой степени кандидата наук представляет диссертацию в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии.

Диссертация должна быть написана самостоятельно, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение — рекомендации по использованию научных выводов.

Успешно закончившим обучение считается аспирант, написавший диссертацию и прошедший ее предварительную защиту. Предварительная защита - это своего рода официальная репетиция защиты диссертации. Она происходит не на диссертационном совете, а на заседании кафедры, на которое могут приглашаться представители других кафедр и/или учебных заведений.

Трудности, с которыми сталкивается аспирант, и о которых он зачастую даже не подозревает, часто являются причиной неуспешного окончания аспирантуры, когда, проучившись положенное время, аспирант не заканчивает написание диссертации. Практика показывает, что диссертация, завершение которой отложено «на потом», когда появится время, средства и т.д., так и остается незавершенной.

Подготовлено с использованием информации Портала аспирантов

Сегодня с одной стороны большинство выпускников школ стремится получить высшее образование. Но перспектива получения диплома сначала бакалавра, а затем магистра, несколько отодвинули перспективу обучения в аспирантуре. Да и раньше аспирантами становились единицы.

Но вместе с тем, на современном этапе развития общества нашему государству необходимы свежие научные решения в сфере модернизации экономики. Именно поэтому надо выяснить, кто же такой аспирант на самом деле и стоит ли им становится.

В переводе с латинского языка «аспирант» — стремящийся к чему-либо. Буквально аспирант – это человек, который стремиться получить новые качественные знания.

В Российской Федерации аспирантов готовят в аспирантурах при вузах и научно-исследовательских учреждениях. В аспирантуру может поступить гражданин Российской Федерации, получивший высшее профессиональное образование с квалификацией специалиста или магистра.

Также поступающему необходимо иметь творческие достижения в науке, подтвержденные документально. Кандидаты должны сдать конкурсные вступительные экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Процесс обучения аспиранта

Во время обучения аспирант готовится к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Пишется диссертация под руководством научного руководителя: доктора наук или профессора.

Образовательная деятельность аспиранта строго регламентирована индивидуальным планом работы, где определены сроки сдачи экзаменов на кандидатский минимум. Обязательными предметами для посещения на первом курсе является английский язык и философия. Также не менее важно участвовать в работе кафедры.

Невыполнение плана грозит отчислением. Только от самого аспиранта зависит получение заветного кандидатского минимума и защита диссертации.

Государственная поддержка

Аспиранты – это молодые ученые, которые выбрали долгий путь совершенствования своих знаний. Именно поэтому Правительством Российской Федерации осуществляется поддержка аспирантов, которые имеют ряд государственных гарантий.

Обучающиеся в аспирантуре по очной форме ежемесячно получают стипендию. Размер ее определен государственными нормативами и дифференцирован в зависимости от результатов промежуточной аттестации и отсутствия задолженности у аспиранта.

Заочникам работодатели должны оплачивать ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 дней, а также один свободный день в неделю для занятий с 50% оплатой.

Дополнительные возможности

Кроме того, органами власти и бизнес-сообществом предусмотрена грантовая поддержка для аспирантов. Грамотно предлагая свои научные идеи, уже можно получить серьезную поддержку на их реализацию. Также у аспирантов есть возможность стажироваться на предприятиях страны и за рубежом.

Необходимо отметить, что во многих вузах решают и жилищные проблемы аспирантов, предоставляя право проживать в общежитиях. Это особенно важно, если у аспиранта уже есть семья.

Таким образом, аспирант – это дипломированный специалист, обучающийся очно или заочно в аспирантуре, где получает подготовку к будущей преподавательской и научно-исследовательской работе. Защита кандидатской диссертации приносит соискателю статус кандидата наук.

У кандидата наук значительные возможности в профессиональной деятельности, получении достойной заработной платы и защите докторской диссертации. Именно поэтому, если человек уверен в своих знаниях, необходимо стремиться стать аспирантом.

В высших учебных заведениях Министерства обороны, а также Министерства внутренних дел РФ одной из форм подготовки является адъюнктура. Она по сути своей является аналогом аспирантуры, которая имеется в вузах гражданской направленности. Адъюнкт – это фактически офицер-аспирант.

Те, кому доведется успешно пройти обучение в адъюнктуре и защитить диссертацию, получают ученую степень и становятся кандидатами наук.

Введение адъюнктуры связано с потребностью и силовых структур в специалистах самой высокой квалификации. Непрерывное послевузовское в условиях постоянного развития технологий и появления современных видов оружия становится необходимостью. Перед адъюнктами открываются возможности окунуться в научную , разрабатывать теорию или заняться практикой в выбранной области деятельности.

Особенности обучения в адъюнктуре

Любая адъюнктура представляет собой структурное подразделение военного вуза или учебного заведения, входящего в систему МВД. Но общее руководство и контроль над адъюнктуры осуществляет Министерство РФ. Научные и педагогические кадры в адъюнктуре готовят на целевой основе.

Отбор кандидатов на обучение ведется в соответствии с ведомственными инструкциями и планом комплектования учебных заведений.

Кандидаты поступают в адъюнктуру на конкурсной основе. Для этого они должны иметь диплом о законченном высшем образовании. Такое послевузовское образование доступно для лиц среднего, старшего или высшего офицерского состава, имеющих предрасположенность к научной работе и конкретные достижения в своей области деятельности.

Адъюнктура военного вуза ведет подготовку по специальным планам и программам, которые составляются отдельно для очной и заочной форм обучения. Методисты подбирают учебные дисциплины и составляют детальный учебного процесса с учетом , отводимого на обучение. Обычный срок обучения составляет от трех до четырех лет. Планы обучения в адъюнктуре позволяют выпускать специалистов, имеющих квалификацию не ниже преподавателя высшей школы.

Научная и также наличие индивидуальных планов подготовки адъюнктов. Их разрабатывают сами обучаемые под руководством научного руководителя. Выполнение планов находится под контролем руководства адъюнктуры. Один из видов такого контроля – отчеты на заседаниях кафедры, к которой приписан адъюнкт.

Подобная учебного процесса позволяет сделать из обычного дипломированного специалиста настоящего ученого, способного самостоятельно или в составе рабочего коллектива вести научную, практическую и педагогическую деятельность. Адъюнктура – настоящая кузница кадров для учреждений, входящих в систему военного ведомства и МВД.

Аспирант - человек, обучающийся в аспирантуре, готовящийся к защите диссертации для получения ученой степени кандидата наук. В его обязанности также входят научно-исследовательская работа на кафедре и сдача плановых экзаменов.

Кто может стать аспирантом?

Слово «аспирант» имеет латинское происхождение, дословно оно переводится как «стремящийся к чему-либо человек». Аспирантом может стать любой гражданин Российской Федерации, который имеет квалификацию магистра или специалиста, а также принимает активное участие в развитии науки – пишет и публикует статьи, проводит исследования, посещает конференции, симпозиумы и т.д.

Подготовкой аспирантов занимается аспирантура при ВУЗе или научно-исследовательском учреждении. Обычно количество мест ограничено, поэтому набор проводится на конкурсной основе – поступающие сдают экзамены по специальности и иностранному языку. Также при зачислении учитываются личные достижения конкурсанта и отзывы преподавательского состава.

Чем занимается аспирант?

Как правило, аспирант пишет научную диссертацию под присмотром руководителя - профессора или доктора наук. У него имеется определенный график работы, в котором указаны сроки сдачи экзаменов на кандидатский минимум, а также сроки, в которые он должен защитить отдельные части диссертации. Кроме того, аспирант обязан участвовать в жизни кафедры, за которой закреплен, – составлять методички, принимать лабораторные работы у студентов и т.д.

Срок обучения составляет 3 года на очной форме и 4 года на заочной. Если в будущем аспирант планирует продолжать научную деятельность, за этот период он обязуется написать определенное количество статей, так или иначе относящихся к теме диссертации. Дополнительным плюсом станет их публикация, а также защита на кафедре или более высоком уровне.

Аспиранты очной формы получают стипендию, а заочники - ежегодный оплачиваемый отпуск, 30 календарных дней, и один свободный день в неделю для научных занятий.

Какое будущее у аспиранта?

После успешной защиты научной диссертации аспирант становится кандидатом наук. Далее он может продолжить обучение в докторантуре, параллельно преподавая на кафедре. Как правило, изначально в его расписании преобладают практические занятия, но со временем появляются и лекционные.

Аспирантура дает отличный шанс приобрести необходимые навыки проведения исследовательской работы по выбранному направлению - это очень важно для будущего педагога. В случае нежелания продолжать деятельность в ВУЗе, поможет попасть на более высокооплачиваемую работу и получить надбавку к заработной плате.

В последние годы многие учащиеся стремятся стать аспирантами. Это связано с тем, что после защиты диссертации у них появляется больше возможностей. В переводе с латинского слово «аспирант» означает стремящийся к чему-либо. В первую очередь люди, захотевшие продолжить обучение, стремятся к знаниям. Если специальность техническая, у них появляется возможность сделать открытие в выбранной отрасли. Гуманитарии же с помощью получения кандидатской степени повышают свой рейтинг на рынке труда. Разберемся более подробно, что дает аспирантура.

Преимущества аспирантуры

Прежде всего, студенты обращают внимание на то, что в аспирантуре реально получить отсрочку от армии и стипендию. Если ВУЗ или НИИ готовят научных работников по технической специальности, то размер стипендии может быть намного выше минимальной по стране, которая сейчас установлена на уровне 2 500 рублей. Другие преимущества стоит разделить на три большие группы:

  1. Возможность самосовершенствоваться в выбранной профессии. Это преимущество редко привлекает молодых и амбициозных людей, поэтому данная формулировка все чаще привлекает в аспирантуру зрелых и уже состоявшихся в профессии специалистов. На время обучения аспирантам доступны научные библиотеки, лаборатории и посещение конференций.
  2. Возможность заниматься наукой и делать собственные открытия и изыскания. У будущих кандидатов наук есть перспектива заниматься наукой. Даже без защиты диссертации они могут заявить о себе в научном мире публикациями и выступлениями на конференциях.
  3. Вариант пойти не только по выбранной специальности, но и обучать студентов. Окончание магистратуры тоже дает возможность преподавать, но в заведения выше ССУЗов вас не возьмут. С кандидатской степенью можно вести лекции в вузах.
  4. За научную степень на государственной службе доплачивают, а за публикации в специализированных изданиях часто дают повышенные гонорары.
  5. Со временем можно защитить докторскую диссертацию, что дает возможность вступить в руководящий состав вуза или научного учреждения.

Чаще всего аспирантуру предпочитают выбрать те, кто хочет заниматься научными изысканиями.

Для этого дополнительное обучение готово дать максимальное количество возможностей.

Кому может быть полезно дополнительное обучение

Аспирантура способна давать и другие возможности. Например, повысить ваши котировки на рынке труда. Полезно пройти дополнительное обучение будет тем специалистам, которых слишком много на рынке труда. Найти хорошее рабочее место гораздо проще людям, имеющим ученую степень. Это высказывание можно применить к:

  • учителю;
  • экономисту;
  • юристу.

Для представителей первой профессии научная степень является способом найти более высокооплачиваемое место для работы. Экономистов и юристов в нашей стране достаточно много, поэтому работодатели отдают предпочтение тем, кто имеет кандидатскую степень. При трудоустройстве их охотнее приглашают на собеседования.

Инженеру или врачу аспирантура необходима для совершенствования своих знаний, получения более полной информации о выбранном направлении. Кроме того, во время прохождения дополнительного обучения реально сделать открытие. Все необходимое для этого есть в лабораториях НИИ и ВУЗов.

Отличия аспирантуры и ординатуры

Если остановиться более подробно на повышении квалификации медиков, то у них есть собственные возможности стать ценными специалистами. Одним из способов достичь высокого уровня является ординатура. На этот этап обучения можно поступить, имея диплом медицинского ВУЗа. После ординатуры выдается специальный документ (сертификат), который дает врачу возможность практиковать.

Аспирантура является возможностью потянуть теоретические знания. После нее медицинскому работнику присваивается ученая степень, имея которую можно трудоустроиться не только в медицинскую академию или любую больницу, но и заняться изысканиями в НИИ, посещать конференции и вести преподавательскую работу среди практикующих специалистов.

Врачей, которые прошли все возможные этапы обучения и имеют ученую степень, охотнее принимают на работу в крупнейшие больницы страны. Они могут претендовать на руководящие посты. Большинство лечебных заведений, которые готовы принять медицинских работников с научной степенью, занимаются разработкой новых методов лечения, что позволит медику продолжить изыскания в течение долгого времени.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт