Что делать, если твой друг аутист. Замечать удивительные вещи. Объяснение аутизма для маленьких детей. Улица Сезам и аутизм

30.03.2019

Если кто-то из ваших близких людей или вы сами страдаете аутизмом, то время от времени может потребоваться объяснять людям суть проблемы. Следует как можно лучше изучить вопрос, чтобы правильно объяснять характер расстройства. Узнайте, как аутизм влияет на поступки, социальные навыки и способность сопереживать.

Шаги

Как разобраться в вопросе

    Узнайте общее определение аутизма. Аутизм - это расстройство развития, при котором обычно возникают отличия в характере общения и социальных навыках. Такие неврологические отличия могут создавать трудности, но иметь свои преимущества.

    Узнайте, что говорят об аутизме люди с таким расстройством. Лица с аутизмом ежедневно имеют дело с такими различиями и потребностями, поэтому они могут значительно расширить ваши представления об аутизме. Их взгляд позволит получить сведения “из первых рук” по сравнению с информацией родительских организаций.

    • Не используйте сведения различных сомнительных организаций.
  1. Каждый человек с аутизмом уникален. Такие люди невероятно разные, поэтому два человека с аутизмом могут в корне отличаться друг от друга. У одного могут быть значительные проблемы с чувственными ощущениями, но развитые навыки общения и самоорганизации, тогда как другой не будет иметь сенсорных трудностей, но слабо развитые навыки социального взаимодействия. Не нужно строить обобщенных предположений.

    • Учитывайте этот факт, когда будете объяснять суть расстройства. Важно донести до человека, что не все люди с аутизмом ведут себя одинаково, как и обычные люди без расстройств.
    • Среди отличительных особенностей следует подчеркнуть уникальные потребности, достоинства и различия.
  2. Отличия в общении. Некоторым людям с аутизмом сложно общаться с другими. Так, некоторые трудности легко заметить, но иногда они не столь явные. Примеры:

    • монотонный и невыразительный голос, необычные ритмы и колебания высоты речи;
    • необходимость повторять вопросы или фразы (эхолалия);
    • сложности при попытке выразить свои потребности и желания;
    • потребность дольше обдумывать устную речь, долгая реакция на указания, замешательство при большом количестве слов и быстрой речи собеседника.
    • буквальное восприятие слов (неспособность различать сарказм, иронию и фигуры речи).
  3. Отличия при взаимодействии с окружающим миром. При обращении к человеку с аутизмом вам может показаться, что он не обращает на вас внимания или ему нет дела до ваших слов. Не нужно беспокоиться. Следует помнить:

    • Иногда кажется, что человек "потерялся в собственном мире", когда он занят своими мыслями.
    • Люди с аутизмом могут слушать иначе. Совершенно нормально, если они избегают зрительного контакта и суетятся. Это помогает им сосредоточиться. Внешняя невнимательность на самом деле нужна для того, чтобы приспособиться и внимательно слушать.
    • При разговоре человек может быстро утомиться и выглядеть растерянным. Возможно, он просто отвлекается или беседа происходит слишком быстро. Предложите перейти в более спокойное место и разделяйте свои фразы паузами, чтобы у него было время подумать.
    • Детям с аутизмом нередко трудно играть с другими из-за необходимости соблюдать сложные социальные правила и утомительного чувственного опыта. Часто им проще в одиночестве.
  4. Большинство людей с аутизмом любят порядок. Они способны создавать высокоорганизованный порядок действий на день. Человека с аутизмом легко встревожить неизвестным раздражителем, а точный порядок дарит им чувство комфорта. Люди с аутизмом:

    • следуют строгому распорядку;
    • тревожатся в случае непредвиденных изменений (например, обстановка в школе);
    • используют особые предметы, чтобы справиться со стрессом;
    • приводят вещи в строгий порядок (например, раскладывают игрушки по цвету и размеру).
    • Чтобы объяснить характер аутизма вашего ребенка другу, расскажите о том, как дети обычно собираются в школу. Существует примерный порядок: позавтракать, почистить зубы, одеться и сложить рюкзак. Набор действий всегда одинаков, но порядок выполнения может меняться. Так, нейротипичный ребенок без проблем может одеться до завтрака, что не соответствует принятому порядку. Ребенка с аутизмом такие изменения сильно сбивают с толку. Если он привык к четкому порядку, то лучше неукоснительно соблюдать последовательность.

    Социальные отличия

    1. Люди с аутизмом могут вести себя немного иначе , что совершенно нормально. Они имеют дело с преградами и факторами стресса, которые незнакомы нейротипичным людям, поэтому их поступки могут казаться необычными или странными. Все зависит от личных потребностей и особенностей.

      • Лица с развитыми навыками общения просто кажутся слегка неуклюжими и робкими. Им нередко трудно понять, чего от них ждут. Этим и обусловлены неожиданные для собеседника поступки.
      • Некоторые люди с аутизмом испытывают невероятные трудности при общении и не в состоянии поддерживать обычную беседу.
    2. Люди с аутизмом часто не любят зрительный контакт. Зрительный контакт невероятно пугает и утомляет, поэтому они не могут смотреть в глаза и слушать одновременно. Объясните, что люди с аутизмом смотрят в сторону не потому, что они невнимательны.

    3. Люди с аутизмом просто другие, но необязательно безразличные. Объясните, что человеку с аутизмом иногда требуется суетиться или уйти от зрительного контакта, чтобы сосредоточиться. Такой человек может смотреть на рот, руки, ноги собеседника или даже в сторону. Старайтесь не злиться, иначе он просто будет вас избегать.

      • Людям с аутизмом нередко сложно сосредоточиться на разговоре из-за различий в чувственном восприятии и особенностей внимания. Скорее всего, они пытаются включиться в беседу, а вовсе не игнорируют собеседника.
      • Объясните человеку, что нужно четко проявить свои намерения вступить в беседу. Необходимо подойти к собеседнику, назвать человека с аутизмом по имени и желательно находиться на линии взгляда. Если при обращении реакции не последовало, то попробуйте снова, так как он мог вас не заметить.
    4. Объясните, что некоторые люди с аутизмом не разговаривают. Они могут общаться посредством жестов, картинок, письменной речи, языка тела или поступков. Если человек не говорит, это вовсе не значит, что он не понимает речь или ему нечего сказать.

      • Иногда люди так отзываются о молчащем человеке с аутизмом, будто его нет в комнате, однако он почти наверняка слушает вас и запомнит все услышанное.
      • Напомните, что говорить о других свысока некрасиво. Относитесь к неразговаривающим людям с аутизмом как ко всем остальным ровесникам.
      • Познакомьте человека с известными работами молчаливых людей вроде Эми Секвензии, Идо Кедара и Эммы Зурчер-Лонг.
    5. Подчеркните, что люди с аутизмом могут не различать сарказма, юмора и тона речи. Им достаточно трудно уловить тон речи, особенно когда мимика собеседника идет вразрез со словами.

      • Сравните такую особенность с использованием смайликов в тексте. Если человек напишет вам “Это замечательно”, то можно считать такие слова искренними, но если добавить к тексту смайлик “:-P” (высунутый язык), то фраза получит оттенок сарказма.
      • Люди с аутизмом могут научиться понимать фигуры речи. Некоторые из них достаточно хорошо различают сарказм и юмор.

    Отличия в общении

    1. Помогите человеку понять, что лица с аутизмом могут выражать сочувствие иначе. Это не значит, что они лишены сочувствия или доброжелательности. Обычно люди с аутизмом очень заботливы, но им трудно угадывать мысли других. Объясните, что они часто выражают сочувствие иначе, из-за чего могут казаться равнодушными, когда в действительности они просто не могут понять ваши эмоции.

      • Объясните, что лучше выражать свои чувства прямо. Например, человек с аутизмом может не понимать, почему вы потупили взор, но если сказать, что вам грустно из-за ссоры с отцом, то он лучше поймет, что нужно ответить.
    2. Расскажите о сильном энтузиазме людей с аутизмом. Многие из них сильно увлекаются рядом тем и способны часами обсуждать предмет своего увлечения.

      • Разговор об интересах человека с аутизмом поможет вам найти общий язык.
      • Кому-то это может показаться грубым, однако людям с аутизмом трудно предугадывать чужие мысли, поэтому они могут не понимать, что человеку скучно.
      • Некоторые люди с аутизмом опасаются рассказывать о своих интересах, чтобы не показаться грубыми и навязчивыми. В таком случае следует заверить, что время от времени рассказывать о своих интересах вполне нормально, особенно при встречных вопросах собеседника.
    3. Объясните, что люди с аутизмом не всегда замечают отсутствие интереса у собеседника. Если вы хотите сменить тему или завершить разговор, то человек может не понимать ваших намеков. Лучше сказать об этом прямо.

      • Совершенно нормально сказать: "Я устал от разговора о режимах погоды. Давай лучше обсудим ____", - или: "Мне пора уходить. Увидимся позже!"
      • Если человек настойчив, то попробуйте назвать четкую причину для ухода вроде: "Мне нужно уходить, чтобы не опоздать на автобус", - или: "Я устала и хочу отдохнуть" (ваши слова должны быть понятными человеку с аутизмом).
    4. Помогите человеку понять, что люди с аутизмом испытывают всем знакомые чувства. Следует понимать, что люди с аутизмом способны любить, радоваться и чувствовать боль. Периодическая внешняя отрешенность не значит, что они лишены чувств. На самом деле многие люди с аутизмом испытывают глубокие эмоции.

      • Если человеку сложно понять неожиданные или плохие новости, то постарайтесь сообщить их мягко, а затем утешить его подходящим способом.

    Физические действия

    1. Некоторые люди с аутизмом не любят, когда к ним прикасаются. Это также вызвано сенсорными проблемами. У каждого разный уровень чувствительности. Лучше всегда спрашивать, чтобы не расстроить человека.

      • Некоторым из них нравятся физические прикосновения. Они с удовольствием обнимают близких друзей и родных.
      • В случае сомнений всегда спрашивайте. Спросите: "Можно тебя обнять?" - или всегда двигайтесь медленно, чтобы человек с аутизмом мог видеть вас и имел возможность пресечь нежелательное действие. Никогда не подходите сзади, иначе можно спровоцировать панику.
      • Не стоит считать, что их чувства остаются неизменными. Например, в хорошем настроении ваш друг с радостью обнимается, но не любит прикосновений, когда он занят или устал. Спрашивайте.
    2. Многие люди с аутизмом страдают от сильной сенсорной чувствительности, которая может даже причинять боль. Яркий свет может спровоцировать головную боль. Человек может вдруг начать прыгать и плакать, если на пол упадет тарелка. Важно всегда помнить о чувствительности, чтобы не причинять боли.

      • Объясните, что человека с аутизмом необходимо спрашивать о потребностях, чтобы иметь возможность приспособиться. Например: "Здесь слишком шумно? Может пойти в другую комнату?"
      • Никогда не нужно дразнить человека с острой чувствительностью (например, громко хлопать дверьми, чтобы он подпрыгнул). Такое поведение провоцирует сильную боль , страх или даже приступы паники и считается травлей.
    3. Объясните, что человеку с аутизмом проще справиться с раздражителем, если его предупредить об этом. Как правило, люди с аутизмом способны лучше справиться с ситуацией, если она в достаточной мере предсказуема, поэтом их лучше предупреждать о своих действиях, которые могут стать причиной испуга.

      • Например: "Сейчас я закрою дверь в гараж. Можешь отойти или закрыть уши".

У меня есть друг Ромка, Ромашка. Он аутист. Ему уже 11 лет. Знакомы мы с ним довольно давно. В тот момент я как раз училась в университете и собирала материалы для написания диплома.

В семейном психологическом центре я познакомилась с одной женщиной. Она попросила меня поработать с ее сыном. Дипломированные специалисты отказывались работать с таким ребенком, считая его необучаемым.

А так как мне все равно нужно было собирать информацию к диплому, то я, конечно, согласилась.

Поехала я к ним в субботу. Помню, был такой холодный осенний день. Открыла мне дверь моя новая знакомая. Ее добрый взгляд и благодарная улыбка запомнились мне очень хорошо. Даже теплее как-то сразу стало.

Сначала мы просто разговаривали о ее сыне. Ромка у нее долгожданный ребенок. Беременность проходила нормально, роды тоже прошли без патологии. Как и положено, в возрасте двух месяцев у Ромки начался комплекс оживления. Малыш улыбался и радовался матери.

А потом была первая прививка АКДС. После этого ребенок перестал улыбаться и вообще хоть как-то положительно реагировать на родных. В возрасте одного года ребенку был поставлен диагноз: «Нарушение аутистического спектра» или просто аутизм.

Никто не знает, прививка ли была пусковым механизмом или это было простым совпадением.

Первое знакомство

На момент нашего знакомства Ромке было 5 лет. Он не говорил, не выполнял никакие просьбы, не давал до себя дотрагиваться.

Я очень испугалась сначала. Ведь одно дело читать об аутизме в книгах, а совсем другое - увидеть все своими глазами.

Мальчишка сидел в углу комнаты на подушке и покачивался из стороны в сторону. Ни на какие слова он не реагировал.

После испуга ко мне пришла растерянность. Я просто не знала, что я буду делать с этим мальчиком, смогу ли я установить с ним хоть какой-нибудь контакт.

Признаки аутизма

1. Агрессия к себе или к окружающим.

2. Отсутствие зрительного контакта

3. Нет потребностей в общении.

4. Стереотипные движения. Такие детки могут постоянно рвать бумагу или мотать головой или рисовать круги. Вариантов тут может быть много.

5. Любовь к числам. Аутисты любят отслеживать номера машин, считать примеры и совершать всевозможные манипуляции с числами.

Поставить правильный диагноз может только специалист после длительного обследования.


Мы и Ромка

Я ездила к Ромке каждые выходные. Сначала сдружилась с Ромкиной мамой. Ромашка же дружить отказывался. Он даже протестовал против моих посещений.

А потом как-то привык. Постепенно он начал впускать меня в свой мир.
Сейчас мы подружились семьями. Ромка, его родители и мы стали очень близкими людьми друг другу. Ромашка начал говорить. Он очень любит животных. Посещает специальную школу для аутистов.

А еще он обожает моих двойняшек. Они даже как-то общаются. Ромка всегда приносит им конфеты. А для аутиста это значит очень много.

Ромашка еще не пустил меня в свой мир, но мостик, пусть и совсем еще шаткий, постепенно строится. Я верю, что когда-нибудь этот мост станет настолько крепким, что по нему Ромка сможет перебраться к нам.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

В мировой психиатрии термин «аутизм» применяют для обозначения двух видов состояний. Это детский аутизм, который часто обнаруживается ещё в совершенно раннем возрасте. Серьёзное расстройство развития. Оно выражается в нарушении социальных, коммуникативных и речевых функций, а также в странных интересах и нетипичных формах поведения. Вместе с тем это и расстройство навыков обучения с возможным, в некоторых случаях, более низким уровнем умственного развития.

Другой причиной использования термина «уход в себя», как дословно переводится слово «аутизм», является наличие такой тенденции у больных с некоторыми психозами, в частности шизофренией. Тогда аутизм является одним из негативных симптомов данного расстройства. Если у кого-то появился вопрос о том, что делать, если твой друг аутист, то скорее всего речь идёт о втором случае. У детей аутистов друзей не бывает, или это какой-то уникальный случай, а при серьёзной степени выражения они не идут на контакт ещё и с собственными родителями. Детский аутизм делится на типичную и атипичную формы. При этом критериями дифференциации являются наличие органических заболеваний, ставших причиной состоянии, и их отсутствие, а так же факт наличия или отсутствия умственной отсталости.

Друзей в стандартном понятии этого слова у аутистов обычно не бывает

Речь скудна, даже при наличии хорошего словарного запаса, может создаться впечатление того, что ребёнок вообще не воспринимает окружающую действительность. Они не отвечают на чувства своих родителей, дедушек и бабушек, других родственников. Большую часть своей жизни больной молчит, а если начинает говорить, то речь может содержать много странностей. Это или повтор только что услышанных слов или ортодоксальные заявления, к примеру, «динозавры не плачут» или «куклы сами не говорят». Больные дети практически никогда не передают эмоции мимикой или жестами. Интересы сводятся к чему-то одному, в движениях прослеживаются стереотипии, а в поведение определённый паттерны. Достаточно быстро они превращаются в личные ритуалы. Если попробовать их нарушить, то ребёнок может скандалить, устраивать настоящие истерики. В мир своих ритуалов он не допускает никого. При возникновении чего-то нового возможны вспышки агрессии.

Это общее описание типичной картины. Но, в зависимости от причин возникновения расстройства, может наблюдаться гиперактивность или поведение, речь, подобные тем, что бывают при детской шизофрении. Однако отсутствуют продуктивные симптомы, что является одной из основ дифференциации. Так же, как и у взрослых, детская шизофрения протекает с нарастанием симптоматики, возможно шубообразное течение. А аутизм стабилен - ничто в поведении и речи, словах и поступках не меняется. Другим отличием является то, что при детской шизофрении больные чаще всего, практически всегда, не понимают, что у них какое-то расстройство, а аутисты могут это понимать и осознавать. Поэтому возможна и постановка вопроса: «Что делать, если я аутист? » Но только не вопроса, как понять что ты аутист? Такой попросту не актуален. О какой-то самодиагностике вести речь - это даже не смешно.

Взрослые аутисты

Если говорить про аутизм непосредственно, то это больные, которым был поставлен диагноз ещё в раннем возрасте. С течением жизни многие из них обретают определённые навыки, устраиваются на работу, но основные черты остаются, просто меняют способ своего выражения. Разумеется, если продолжается само расстройство. У кого-то оно исчезает тоже ещё в детстве.

Другой вариант - негативный симптом при психозе. В ходе шизофрении он является следствием отрыва от реальности, который в той или иной форме присущ всем пациентам. В таком случае про поведение говорить можно только с учётом основных симптомов расстройства.

Практически все взрослые аутисты- аутисты с детства

Что делать, если у ребенка аутизм?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, потому что аутизм может быть вызван самыми разными причинами и выражаться различным образом. Так, если аутизм сопровождается умственной отсталостью, то скорее всего это какая-то атипичная форма, возможно, что вызванная органическими причинами. В таком случае нет никакого смысла помогать ребёнку становиться умнее - это просто невозможно. Это спектральное расстройство, т. е. имеющие свои индивидуальные особенности в каждом случае. Они же обусловлены причинами и комплексом основных симптомов.

Можно предположить, что многие дети не так воспринимают окружающий мир - он видится им странным и пугающим, поэтому они отгораживаются от него. У них есть чувства, но они не адресуют их кому-то. Как ребенок с аутизмом выражает потребности? Для этого могут активно использоваться жесты, которые являются инструментальными, но не экспрессивными. Это является следствием того, что сами объекты мира, включая других людей, воспринимаются аутистами слишком контрастно и резко, а собственная эмоциональная сфера оказывается подчинённой чувству страха перед таким миром.

В общественном сознании аутизм чаще всего воспринимается в виде какой-то конституционной черты. Непосвящённые люди могут не видеть большой разницы: аутист или интроверт. Мы привыкли считать, что расстройство должно иметь какой-то явный вид выражения. Боль, дисфункция или бред и галлюцинации, как у больных шизофренией. Страдания аутистов ничем не меньше. Некоторыми весь мир вокруг воспринимается одной большой агрессивной средой. Психика же включает защитные механизмы, и они уплощают аффект, приводят все чувства к нулевой отметки. Это избавляет от страха. Другим же способом уйти от неадекватного и травмирующего восприятия действительности является построение шаблонного поведения или сосредоточение внимание на чём-то одном. Если постоянно смотреть один и тот же мультфильм, то ничего нового не будет. А новое не просто раздражает аутистов, но пугает их.

Несмотря на защитные механизмы психики, аутист страдает не меньше, чем нормальный человек

Коррекция аутизма

Ответить на вопрос родителей «ребенок аутист, что делать? » невозможно, если они имеют в виду универсальную терапию. Какие-то таблетки или процедуры именно от аутизма отсутствуют. Всё зависит от ситуации. Специальные программы и методики психотерапии вполне реально помогают многим детям, но это не означает, что всем. Медикаменты использовать можно только в том случае, если имеются какие-то ещё проблемы - постоянные истерики, частые приступы гнева или самоагрессия.

Если стал актуальным вопрос «мой сын или моя дочь аутист », то работать над коррекцией состояния нужно начинать как можно раньше. Часто в процессе используют методы специально подобранных развивающих игр, физических упражнений и трудотерапии. Последнее играет роль способа обретения навыков обработки и интерпретации информации. Наиболее результативной же считается поведенческая терапия. При этом в каждом центре специалисты предлагают какие-то свои комплексы мероприятий. Они могут быть полезными определённым детям, но не иметь никакого смысла для других. Поэтому так важен индивидуальный подход.

Психотерапия позволяет корректировать аутизм

При выборе центра не всегда нужно доверять отзывам о нём. Если что-то не получилось с одним ребёнком, то это не говорит о том, что не получится с другим. Гораздо важнее установить готовность педагогов и детских психологов работать именно в вашем конкретном случае. Желательно, чтобы они могли рассказать о каком-то подобном и похвастаться своими успехами в коррекции той ситуации.

Наш ребенок в школьном лагере попал в одну группу с мальчиком-аутистом. Я узнала об этом случайно, когда малой начал жаловаться на то, что один из мальчиков в его группе бросается камнями и вообще ведет себя агрессивно. Возможно, я постаралась бы спустить ситуацию на тормозах (в конце концов, мое чадо тоже не образец идеального ребенка), но кроме прочего, сын показал след от укуса, и я пошла разбираться.

Вожатый-аниматор отвел меня в сторонку и сказал: "Ну, Вы понимаете, этот агрессивный мальчик - аутист. Мы не успеваем за ним следить, войдите в положение".

"Я не имею ничего против аутистов," - ответила я. - "Но Вы отвечаете за безопасность и комфорт всех детей в группе".

После чего, оставив взрослых решать проблему на своем уровне, я задумалась о том, что я могу рассказать своему сыну для того, чтобы максимально сгладить его общение с особым ребенком.

Я очень благодарна мамам особых детей, которые отозвались на мою просьбу и помогли мне советами. Подытоживая эти советы, я составила что-то вроде инструкции для обычного ребенка как вести себя при контактах с аутистом.

Либо позвоните на номер 8-950-808-48-18, детский врач-психиатр, Свиридов Павел Николаевич.

К сожалению, в нашем случае первый опыт общения был отрицательным, так как взрослые, приведя особого ребенка в группу, понадеялись на «авось» и не объяснили остальным детям как себя вести. Столкнувшись с непредсказуемым поведением аутиста, у обычного ребенка может возникнуть желание объявить всех аутистов неадекватами, дураками и дальше по тексту.
ВАЖНО. Я считаю, что первое, что надо сделать - сбить этот мерзкий шаблон.

В моем случае оказалось достаточно заявления о том, что многие известные ученые были аутистами (хотя положа руку на сердце, навскидку я бы назвала только Тьюринга). К счастью, вместо выяснения биографических подробностей, сыну важнее оказался ответ на вопрос: "Почему?"

Ответ: «У нас разные части мозга отвечают за разные навыки. Если один из навыков (а у аутистов это навык общения с окружающими) ослаблен, это место в мозгу используется для других целей. Например, для научных открытий» (да, примитивно, и где-то не совсем корректно, но для уровня десятилетки сойдет)

Ребенок: «Ух, ты! Значит, у них просто другая прошивка! »

Я: «Да, что-то вроде того».

Что мы получили? Снят негатив. Ребенок вместо злости в адрес аутиста, который уже успел нечаянно чем-то обидеть, открыт для восприятия новой информации.

Теперь можно подавать следующий тезис: "Многие из аутистов при соответствующей помощи могут научиться более-менее нормально общаться."

Желательно привести пример какого-то действия, которое похоже на обычное, но Вашему ребенку дается с усилием. Я приводила в пример разговор на родном языке и на английском. Говорить на английском можно, но приходится прикладывать существенно больше усилий . Аутистам же приходится прикладывать существенно больше усилий, чтобы выполнять те естественные для нас действия, которые необходимы, чтобы поддерживать общение.

После этого у нас с малым было лирическое отступление об этапах взросления социума в целом, о том, как постепенно человечество приходило к мысли о том, что те, кто "не как все", тоже заслуживают возможности быть полноправными членами общества. И как общество может им, особым людям, в этом помогать. (Тут мы вспомнили пандусы и говорящие светофоры, благо примеры как раз оказались перед глазами). И что каждый из нас может приложить в этом месте немного усилий, чтобы сделать мир лучше.

После всего этого ребенок окончательно переключился в режим: "Я готов помочь".

Теперь можно выдавать советы по тому, как вести себя с аутистом:

1. Проговаривать любое действие, касающееся особого ребенка ДО того, как ты что-то сделаешь. И давать аутисту возможность отказаться.

Т.е. не взять за руку, а сказать: «Я сейчас возьму тебя за руку. Можно?» Не кинуть мячик, а сказать: «Я сейчас кину мячик, а ты его лови, а потом кидай обратно. Хочешь? Хочешь, мы так покидаем мячик несколько раз?»

2. Четко объяснять правила игры и не менять их в процессе. Таким детям легче играть в игры с четкими правилами, и в разы сложнее играть в игры, где правила меняются по ходу.

3. Такие дети часто более спокойно чувствуют себя в повторяющейся обстановке: сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и тем же образом. Тут просто не мешай. Можно запомнить, какое место выбрал этот ребенок, и стараться не занимать его, пока он не сел.


4. Такие дети часто болезненно воспринимают вторжение в личное пространство. Эта формулировка, конечно, требует, чтобы Ваш ребенок понимал, что такое личное пространство. В принципе пункт №1 отчасти как раз про это, и для младшешкольников я бы им (пунктом №1) и ограничилась. У нас в семье есть понятие "бульбашка" (аналог «домика»), которое как раз описывает границы личного пространства, так что мне было на что опереться в разговоре с ребенком. Поэтому, тут был совет начинать разговор с аутистом на бОльшем расстоянии, чем с обычным ребенком и помнить про "бульбашку".

5. Помнить, что этим детям приходится прикладывать больше усилий для общения, значит и уставать от общения они могут намного быстрее. Детям постарше можно рассказать про признаки того, что аутисту нужна пауза, и как ему с этим помочь.

6. Важно так же предупредить своего ребенка, что соблюдение этих правил общения не гарантирует мгновенного изменения в отношениях с аутистом. Тут можно вспомнить кого-то, с кем у Вашего ребенка достаточно долгий конфликт (наверняка в классе или во дворе есть кто-то, с кем ребенок не дружит) и попросить ребенка ответить на вопрос: "Если бы тот, с кем ты в долгой ссоре внезапно стал вести себя как лучший друг, ты бы сразу ему поверил? Или подождал, вдруг это хитрая ловушка?" и добавить, что аутисту намного сложнее изменить свое впечатление об окружающих.

Не скажу, что после всех этих инструкций общение моего ребенка с ребенком-аутистом пошло как по маслу. Ну, в общем-то, никто этого и не ожидал (см. пункт №6). Но, по крайней мере, до конца смены в лагере они добрались без серьезных конфликтов. По словам сына, в какой-то из дней у них даже получилось что-то вроде приятельского общения.

Американка Джослин Грей, мама четырех детей с особенностями развития, двое из которых имеют расстройство аутистического спектра, просит рассказать всем детям без исключения десять следующих фактов.

1. АУТИЗМ НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛИТЬ ПО ТОМУ, КАК ЧЕЛОВЕК ВЫГЛЯДИТ.

Аутисты выглядят так же, как и любые другие люди. Аутизм означает, что мозг у человека работает иначе.

2. У ВСЕХ ЛЮДЕЙ МОЗГ РАБОТАЕТ ПО-РАЗНОМУ.

У каждого человека мозг работает немножко по-своему. Наверняка в вашем классе есть ребята, которые лучше всех читают, но с математикой проблемы. Возможно, вы знаете девочку, которая хорошо рисует, но неважно читает. Или мальчика, который очень хорош в спорте, но боится говорить у доски. У каждого что-то получается лучше, а над чем-то нужно больше работать. Некоторые отличия мозга означают, что у ребенка аутизм. Как и все остальные ребята, дети с аутизмом могут делать что-то очень хорошо, а в чем-то у них есть трудности.

3. ПОЧЕМУ ОНИ ВЕДУТ СЕБЯ ТАК СТРАННО?

Хотя нельзя определить аутизм по внешнему виду, иногда вы можете заметить, что ребенок с аутизмом делает что-то необычное: вращается на месте, трясет руками, подпрыгивает, раскачивается взад и вперед. Такие повторяющиеся движения называются «стимы». Дети с аутизмом делают это, потому что такие движения помогают им почувствовать себя лучше, расслабиться, повеселиться или отвлечься от шума вокруг.

4. ВСЕ БЫВАЮТ СТРАННЫМИ.

Стимы могут показаться странным поначалу, если вы к ним не привыкли, но ведь многие люди делают «странные» вещи. Даже люди без аутизма, бывает, задумываются и начинают грызть ногти, жевать карандаши, постукивать ногами, напевать под нос. Все дело в том, что к такому поведению мы больше привыкли. У детей и взрослых с аутизмом могут быть и другие «странности». Например, некоторые могут говорить сами с собой, быть слишком привередливы в еде, носить только определенную одежду, любить книги только одного автора и никакие другие. А у вас какие есть «странности»? Ничего, если они у вас есть, мы все разные. Только подумайте, как скучно будет жить в мире, где все одинаковые!

5. МНОГИЕ ЛЮДИ ГОВОРЯТ РУКАМИ.

Люди с аутизмом часто трясут руками. (Не все, кто трясет руками – аутисты, и не все дети с аутизмом так делают). Чаще всего движения кистей рук означают восторг. А как еще люди могут говорить с помощью рук? Мы показываем большие пальцы, когда что-то одобряем. Вы поднимаете руку в классе, учитель поймет, что вы хотите, чтобы вас спросили. Глухие люди разговаривают с помощью жестового языка.

6. У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМЫ С ВЫРАЖЕНИЯМИ ЛИЦ.

Иногда дети с аутизмом не могут понять, что вы чувствуете, потому что они не могут различать выражения лица. Кроме того, их собственное лицо может выражать совсем не то, что они чувствуют. Иногда кажется, что у вашего друга с аутизмом вообще нет выражения на лице, но это просто значит, что он о чем-то задумался. Если вам трудно понять, что он чувствует, то надо просто спросить!

7. ОТ ЧЕГО ВЫ ФАНАТЕЕТЕ?

Некоторые люди с аутизмом, особенно с разновидностью аутизма, которая называется синдром Аспергера, очень сильно интересуются какой-то одной темой или предметом. Очень, очень сильно интересуются. Их любимой темой может быть определенная видеоигра, лего, какое-то животное, метеорология или Древний Египет. Однако бывает, что и люди без аутизма очень сильно чем-то интересуются. Все мы знаем людей, которые «одержимы» своей любимой спортивной командой, например. Не обязательно быть аутистом, чтобы очень сильно увлекаться Гарри Поттером, Звездными войнами или спортом. Иногда дети с аутизмом забываются и не говорят ни о чем кроме своей любимой темы, но в таком случае всегда можно сказать: «Давай поговорим о чем-нибудь другом?»

8. ОБЪЯСНЯЙТЕ ПРАВИЛА!

Дети с аутизмом тоже хотят играть! Им трудно спросить, можно ли поиграть с вами, они могут не понимать, во что вы играете или как присоединиться к игре. Спросите друга с аутизмом, хочет ли он поиграть с вами, и будет лучше, если вы сразу объясните правила игры.

9. У МНОГИХ ВЗРОСЛЫХ ТОЖЕ ЕСТЬ АУТИЗМ.

Не только у детей бывает аутизм. У многих взрослых он тоже есть. Иногда в одной и той же семье есть несколько случаев аутизма – это как цвет волос, цвет глаз или другие отличия мозга, например, синдром дефицита внимания. Как и дети с аутизмом, многие взрослые с такими отличиями нуждаются в постоянной помощи, в то время как другие могут обходиться без нее.

10. ЛЮДИ С АУТИЗМОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫ.

Все дети в вашем классе разные, и все люди с аутизмом тоже отличаются друг от друга. Вы можете встретить рыжего мальчика, который очень любит Трансформеры, но вы не будете думать, что все рыжие любят Трансформеры. То же самое относится и к аутизму. Не все люди с аутизмом любят одно и то же, имеют одинаковые таланты и трудности. Они индивидуальны, точно так же, как и все люди вокруг.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт