Аюрведа консультации по здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни по Аюрведе

23.04.2019

Одна из важнейших целей поддержания правильного утреннего распорядка состоит в том, чтобы подготовить вас к принятию очередной порции пищи, очистив организм от отходов. Прежде чем вы подбросите новое топливо в свой организм, необходимо избавиться от остатков вчерашней пищи, подобно тому как из камина выгребают золу, прежде чем вновь развести огонь.

Сводя к минимуму отходы, вы повышаете до максимума свою производительность. Отходы - это моча, кал, пот, все отбросы, скапливающиеся в органах чувств, и все психические отходы, такие как эмоции, навязчивые мысли и иллюзии. Основные гигиенические процедуры, рекомендуемые в аюрведе для включения в распорядок дня, таковы:

Подъем

Каждый должен вставать рано и несколько мгновений посвящать восхищению чудом существования, которое вот-вот начнется вновь, чтобы это чудо вселило в самую сердцевину вашего существа глубоко прочувствованное благоговение перед всем живущим. Раннее утро - хорошее время, чтобы обратиться к Природе с просьбой поддерживать и увеличивать вашу собственную гармонию в течение дня, что позволит вам гармонично взаимодействовать со всем, что встретится на вашем пути.

Отходы

Лучше, когда дефекация происходит один или два раза в день. Частый стул - три или более раз - излишне увеличивает Вату, ту силу, что должна выводить отходы, и в результате пища слишком быстро проходит через желудочно-кишечный тракт и не успевает как следует усваиваться. Нежелательна и дефекация сразу после еды, хотя мочиться имеет смысл сразу после каждого приема пищи. Всегда, когда вы опорожняете кишечник или мочитесь, крепко стискивайте зубы, чтобы Вата не ослабляла их.

Водные процедуры

Мытье рук, ног, лица, рта, глаз и носа очищает органы чувств.

Следует ежедневно чистить язык специальным скребком либо ложкой из серебра, меди или нержавеющей стали. Сделайте пять-десять скребущих движений по языку от горла к губам, чтобы удалить как можно больше налета. Если время от времени полоскать рот соленой водой с щепоткой куркумы, это поможет сохранить в здоровом состоянии десны, полость рта и горло.

Чистить зубы надо ежедневно, но легкими движениями, чтобы не повредить зубную эмаль и десны. Тщательно промывайте и просушивайте свою зубную щетку и чаще меняйте ее.

Глаза нужно промывать теплой водой, немного подержав ее во рту, чтобы она смешалась со слюной, которая полезна для глаз. Для удаления избытка Капхи следует раз в неделю закапывать в глаза капли на основе меда, касторового масла, розовой воды или барбариса либо чай из трипхалы. Нос рекомендуется прочищать свежей или слегка подсоленной водой, а каждую ноздрю надо ежедневно смазывать при помощи кончика мизинца каплей растительного масла. Для очищения и смазки (чтобы предотвратить усиление Ваты) в каждое ухо нужно закапывать две-три капли растительного масла раз в неделю или раз в две недели.

Медитация

Перед медитацией хорошо принять недолгую ванну, а если такой возможности нет, то хотя бы тщательно вымыть руки, ноги и лицо. Медитация - это своего рода прием пищи, поглощение тонких энергий, которые перевариваются тонким пищеварительным огнем ума. Медитация - крайне необходимый элемент повседневной программы, поскольку она утоляет голод ума. Недостаточная или неправильная медитация оставляет ум голодным и заставляет его обращаться через органы чувств вовне, чтобы найти в чувственных объектах, особенно в физической пище, то удовлетворение, которое ему следовало бы искать внутри.

Использование пищи ради удовлетворения одного лишь ума без учета тела приводит к заболеванию. Хорошая медитация питает организм столь основательно, что тело может обходиться меньшим количеством пищи. Контроль над желаниями, которые представляют собой не что иное, как умственный голод, - это ключ к долголетию и бессмертию.

Медитацией может быть все, что угодно, если это искренне и прочувствовано сердцем. Строго говоря, с точки зрения здоровья организма самая простая медитация связана с Солнцем, без тепла и света которого мы не могли бы существовать. Золотой цвет Солнца - самый полезный и питательный из всех цветов и дает наибольшую силу и жизнеспособность. Аюрведа советует ежедневно поглощать порцию золотого цвета.

Массаж и аюрведа

Каждому человеку нужен регулярный массаж с применением масла. Большинству людей обычно достаточно самомассажа, но время от времени каждому необходим и профессиональный массаж.

Людям В-типа массаж более необходим, чем П- и К-типам, поскольку у них острее чувство осязания - настолько, что прикосновение иногда может причинить им боль. Но оно же может быть и целебным.

Для защиты своего физического и психического здоровья все представители этого типа должны не реже одного раза в месяц посещать квалифицированного массажиста, причем по возможности в один и тот же день недели и в одно и то же время дня. Режим подкрепляет и усиливает действие массажа.

Людям П-типа нужны разнообразные техники - обычный массаж, шиатсу, точечный массаж, поляризованный массаж и другие - чтобы держать их ум занятым. Ткани П-типа по своей природе нежны и раздражительны, и с ними надо обращаться осторожно.

К-тип требует сильных рук, глубоко проникающих пальцев и техники, граничащей с грубостью, для пробуждения замедленного кровообращения и выведения отходов из клеток. Масла надо использовать умеренно или вовсе обходиться без них. Люди с дуальной конституцией должны выбирать массаж в зависимости от времени года и собственного состояния.

Людям В-типа полезны все масла, но кунжутное, миндальное, горчичное и касторовое обычно действуют лучше других. Для людей

П-типа оптимальны оливковое масло, масло какао и кокосовое масло с добавлением ароматических масел, таких как лавандовое или санда-, ловое. Людям К-типа не следует применять масла. Им полезнее сухой массаж, но для смазки кожи они могут использовать подсолнечное, сафлоровое или (зимой) горчичное масло. Людям ВП-типа нужно меньше масла, чем чистому В-типу, но они могут использовать большинство видов масел и должны регулярно получать массаж. Людям ПК-типа следует пользоваться подсолнечным или кукурузным маслом, а люди ВК-типа могут использовать горчичное, миндальное, подсолнечное или кукурузное масло по своему усмотрению, и им необходим частый массаж.

Упражнения

Упражнения могут быть пассивными, как массаж, активными, как аэробика, или пассивно-активными, как позы Хатха-йоги. Упражнения повышают выносливость организма и сопротивляемость болезням, облегчая работу иммунной системы. Упражнения прочищают все каналы, улучшая кровообращение и вывод отходов, и уничтожают жир. Регулярные упражнения могут даже снижать тревогу и давать ощущение благополучия, стимулируя высвобождение эндорфинов и энкефалинов; вот почему на некоторых людей упражнения действуют подобно наркотикам.

Люд ям В-типа рекомендуются у меренные, регулярные упражнения, такие как йога, тайцзи-цюань, ходьба или плавание, всегда лучше для людей В-типа, нежели интенсивные нагрузки. Особенно рекомендуются йога и тайцзи-цюань, ибо они способствуют спокойствию ума.

Ритмичные упражнения для В-типа всегда лучше, чем хаотические тренировки. Например, регулярные упражнения с легкой штангой принесут больше пользы, чем эпизодические занятия аэробикой до изнеможения. Представителям этого типа, увлекающимся бегом трусцой и обычным бегом, полезны упражнения для восстановления и снятия напряжения. Коллективные занятия, например народные танцы, также могут удовлетворять эти потребности.

Людям ВП-типа требуется меньше тепла, чем чистому В-типу, но в отношении физических упражнений они в основном должны придерживаться общих рекомендаций для В-типа.

Представители П-типа любят энергичные упражнения вроде тяжелой атлетики, поскольку последние питают их агрессивность и делают их более напряженными, раздражительными и напористыми. Их привлекают соревновательные виды спорта, например теннис, так как дух соперничества присущ им от природы и они любят азарт соревнования. Этому типу лучше всего подходят занятия спортом в команде - баскетбольной или волейбольной, - где упор делается на сотрудничество, а индивидуальному возвеличиванию не остается места, или такие виды спорта, как пеший туризм, дающие возможность соревноваться с самим собой. Тайцзи-цюань и йога могут быть полезны людям этого типа, при условии, что они используются для охлаждения их огня и в качестве противовеса их агрессивности.

В высшей степени полезно плавание, поскольку оно охлаждает; оно помогает ослабить огонь, так же как водные и обычные лыжи.

Для людей К-типа энергичные упражнения - насущная необходимость. Многим из них нужен сильный стимул, чтобы выработать привычку к физическим нагрузкам, но если она появится, то они скорее всего будут упорно продолжать занятия. Обычно они не любят слишком предаваться такого рода деятельности и предпочитают упражнения типа езды на велосипеде, которые можно выполнять «на автопилоте». Однако регулярные занятия подобными видами спорта подкрепляют склонную к повторениям и инерции природу К-типа. Этим людям более полезны виды спорта, требующие напряжения, или сложные комплексы аэробики. Йога и тайцзи-цюань будут полезны, если они используются для стимуляции и повышения энергетического потенциала организма.

Упражнения не принесут вам пользы, если вы будете изматывать себя до изнеможения. Согласно аюрведе , не следует напрягаться больше чем на половину своих возможностей. Если вы знаете, что, скажем, час езды на велосипеде изнурит вас, то не следует ездить больше тридцати минут за один раз. В условиях климатических крайностей, когда ваша энергия рассеивается быстрее, эти нагрузки должны быть даже меньше половины возможностей. Не тренируйтесь во время респираторных заболеваний, таких как хронический кашель или простуда, и при серьезных воспалениях и остром несварении.

Аюрведа советует выполнять упражнения в сочетании с ритмичным дыханием. Вместе с дыханием в тело поступает жизненная сила (Прана) и выводятся газообразные отходы. Хорошее дыхание очищает легкие; плохое - делает легкие нездоровыми и приводит в расстройство кишечник и кости. Чтобы ваши упражнения были эффективными, дыхание должно быть регулярным, равномерным и глубоким.

Купание

Аюрведа советует купаться в теплой воде; йога рекомендует использовать холодную воду. Под действием горячей воды тело через несколько минут охлаждается, поскольку сжимаются кровяные сосуды, расширившиеся от тепла. Холодный душ оказывает противоположное воздействие, согревая вас, когда через несколько минут расширяются сосуды, сузившиеся от холода.

Хороший компромисс для людей В-типа, которым нужно тепло, - насладиться теплой ванной или теплым душем, после чего, разогревшись, ополоснуться холодной водой, чтобы сохранить тепло. Людям П-типа следует по возможности приучить себя к прохладным (но не холодным) душам и ваннам, чтобы избавиться от излишнего тепла. К-типу надо приучаться к прохладной воде, чтобы подбадривать себя. Никому не следует купаться менее чем через час после еды, иначе может произойти отток крови от кишечника, где она требуется для переваривания пищи. Купания следует временно прекратить в случае поноса, вздутия живота, хронической простуды, несварения и при большинстве острых заболеваний, при которых преобладает Ама.

Физическое омовение всегда должно сопровождаться омовением психическим, чтобы пробудить ум и зажечь все виды его пищеварительного огня. Существуют специальные мантры для купания, но вообще любые молитвенные песнопения или гимны, а в сущности - и любые песни, которые вам нравятся, помогут удовлетворить ваш ум, и купание принесет вам больше пользы.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Человек является частью Природы, и наши жизненные ритмы согласуются с Её ритмами. Осенью природные ритмы замедляются и перестраиваются. Замедляются и перестраиваются метаболические и энергетические процессы внутри нас.

В этот переходный период тело требует более внимательного к себе отношения, полноценного отдыха и меньшей нагрузки на пищеварительный тракт. Если не следовать его требованиям, в теле начнут накапливаться токсины, от которых ему нужно будет освободиться. Важно понять, что распространенные осенние недуги – обострения аллергий, простудные заболевания - это не болезнь, а оздоровительный процесс, когда организм пытается очиститься от токсинов: через кожу и высыпания, или через выделение слизи из носоглотки, бронхов, легких. Сюда же относится и грипп, потому что здоровый чистый организм никогда не заболеет гриппом, сколько бы он ни находился рядом с болеющими людьми. Процесс такой очистки неприятен, поэтому гораздо правильнее и легче самому позаботиться о внутренней чистоте тела, прежде, чем оно возьмет решение этой задачи «в свои руки». В этой статье мы расскажем о том, какой, по мнению аюрведы, должна быть профилактика гриппа, профилактика простудных заболеваний, профилактика обострения аллергических заболеваний.

Сезоны в аюрведе. Ритучарья.

Ритучарья – это определенный сезонный режим, предписывающий особый образ жизни, диету и распорядок дня для каждого времени года, который помогает сохранить баланс Дош в течение каждого из 12 месяцев. По данным аюрведического трактата "Аштанга Хридайам Самхита" Аюрведа выделяет шесть сезонов года (цитата из главы 3 - перевод Матхура Мандала даса):

"Каждые два месяца, начиная с месяца Магха (середина января - середина февраля) чередуются шесть сезонов – шишира (ранняя весна), васанта (весна), грищма (лето), варща (сезон дождей), шарат (осень) и хима (зима)."

Смены сезонов согласно Аюрведе меняются согласно изменению пропорций пяти элементов; вместе с ними и меняется соотношение дош. Холодная сухая погода усиливает вату, жаркая влажная увеличивает питту, а холодная и влажная погода усугубляет капху. Чтобы избежать сезонного дисбаланса дош, Аюрведа рекомендует подстраивать под изменения в природе деятельность человека.

С приходом осени наступают короткие дни. Погода становится переменчивой. Облачно. Мало солнечного света, и на улице прохладно. Хочется потеплее укутаться, спрятаться от холодного ветра и укрыться от моросящего дождя. Сесть у камина, и накрывшись пледом, насладиться горячим чаем.

По своим качествам осень - сухая, легкая, холодная, ветреная, неровная и пустая (с деревьев опадают листья). Все эти качества возбуждают вату, поэтому естественно, что все рекомендации на осень так или иначе связаны с успокоением ваты. Самым сложным считается сезон дождей (начало осени). В этот период снижается активность огня пищеварения (Агни), а это значит, пища переваривается труднее. Если в этот период не скорректировать диету, недопереваренная пища, превращаясь в токсины, может вызывать обострения аллергий или простудные заболевания, или провоцировать множество других заболеваний.

Выполнение ряда несложных правил поможет избежать подобных неприятностей:

  • Соблюдение режима дня. Если можете, вставайте пораньше, примерно в 5:00 – 6:00, когда воздух спокоен и природа умиротворена. Это благословенное время покоя и тишины, когда можно зарядиться умиротворенностью и спокойной энергией на весь день
  • Старайтесь утром обязательно выполнять комплекс упражнений. Если самоорганизоваться на такой «подвиг» трудно, мы приглашаем вас на йогу в любом нашем медицинском центре
  • Каждое утро перед омовением растирайте все тело от головы к ногам 50-70 г. теплого кунжутного масла. Кунжутное масло – согревающее и тяжелое, оно поможет успокоить вату. Оставьте масло на 15-20 минут (пока чистите зубы и совершаете другие утренние гигиенические процедуры. Затем примите теплый душ без мыла, чтобы немного масла оставалось на коже. Если у вас не получается сделать процедуру утром, сделайте ее перед вечерним душем. Если нет времени на полный массаж, помассируйте с маслом хотя бы ступни и каплю масла нанесите на район темени и уши
  • Для успокоения ваты осенью хорошо подходят красный, желтый и оранжевый цвета. Можно использовать белый. Их можно использовать и в одежде, и в оформлении окружающей обстановки
  • После физических упражнений и омовения позавтракайте. Попробуйте овсянку, рисовую кашу или пшеничную, или любое другое цельнозерновое блюдо, успокаивающее вату (лучше если блюдо из цельных злаков, так как хлопья и уже перемолотые крупы чрезмерно насыщены воздухом, а, значит, не успокоят вату). Для обеда и ужина хороши рис басмати, кичади (рис сваренный вместе с зелеными бобами маш), паровые овощи – всё это уравновешивает вату. Салаты из сырых овощей не рекомендуются (усиливается вата). Можно готовить густые, нежные супы и рагу, но не забывайте добавлять в них немного гхи (топленого масла)
  • Если уже появились первые признаки повышенного слизеобразования в организме (заложенность носа по утрам, незначительные явления серозно-слизистого ринита, подкашливание с небольшим количеством прозрачной мокроты), то следует прекратить масляные аппликации на тело и пересмотреть свое меню с удалением всех продуктов, усиливающих образование слизи. К ним относятся – кисломолочные продукты (йогурты, кефир, сметана, сливки, сыр, особенно по вечерам), сладкое, кондитерские изделия, свинина, рыба, картофель. А взамен – начать пить имбирный напитоксвежий имбирь + лимон/лайм + сахар по вкусу – в стакан кипятка (свежий имбирь сжигает токсины и слизь в кишечнике, при этом, являясь острым на вкус, он, согласно аюрведе, не является острым в пищеварительном тракте, и приносит ему лишь пользу). При начинающейся простуде предотвратить ее может помочь втирание в темечко щепотки черного перца
  • Вода для питья должна быть свежевскипяченой
  • Не следует пить черный чай или кофе после ужина. Попробуйте какие-нибудь травяные чаи, например, из смеси кумина, кориандра и фенхеля либо корицы, гвоздики и имбиря
  • Осенью не желательно поститься. Голодание порождает легкость, что возбуждает вату
  • Постарайтесь сохранять тепло. Одевайтесь потеплее как на улице, так и дома. При порывистом ветре прикрывайте голову и уши
  • Следует избегать очень активных, энергичных упражнений – особенно людям с вата-конституцией
  • Попытайтесь ложиться спать не позже 22:00. Сон в период с 22.00 до 02.00 – это единственный период, когда в организме восстанавливается жизненная энергия (оджас)
  • В осеннее время хорошо пить перед сном чашку теплого молока. Это дает крепкий естественный сон. Молоко следует нагревать до тех пор, пока оно не начнет закипать и подниматься, затем дайте ему остыть до температуры, приятной для питья. Для устранения слизеобразующих свойств молока, в него следует добавить по пол чайной ложки порошков имбиря и куркумы, можно также добавить по щепотке кардамона и мускатного ореха. Эти травы, обладая смягчающим и согревающим действием, будут способствовать перевариванию молока и расслаблению
  • В период перехода от лета к осени актуален курс масляного массажа для удаления избытка ваты, или даже проведение курса детоксикации (панчакарма). Панчакарма («пять действий») включает в себя подготовительные действия – умасливание и прогревание массажными процедурами, с последующим приемом слабительных, клизменных процедур или рвотной терапии. Все это можно сделать в аюрведическом центре. Если у вас нет возможности обратиться для этого в аюрведическую клинику, проведите детоксикацию в домашних условиях. В межсезонья рекомендуется прием слабительного. Это лучная профилактика гриппа и простудных заболеваний. Для профилактической очистки организма и удаления излишней ваты отлично подойдет простая касторка. Чистка позволит избежать обострения аллергий и простудных заболеваний. После чистки полезно попринимать общеукрепляющие тоники (расаяны), такие, как ЧАВАНПРАШ
    Важно! Если заболевание уже начинается и человек испытывает слабость, слабительное принимать не следует, так как чистка еще больше ослабит заболевшего
  • Одна из процедур панчакармы, «насьям» - специально предназначена для удаления излишка слизи из района головы. Насьям может быть назначена и как отдельная процедура для взрослых и детей склонных к простудным заболеваниям и скоплению слизи в носовых пазухах. Это – отличная профилактика и лечение простудных заболеваний
  • В это время года старайтесь особенно избегать громкого шума, громкой музыки (как на рок-концертах), быстрой езды на машине и чрезмерной сексуальной активности. Избегайте сквозняков и холодного ветра. Все перечисленные факторы возбуждают вату
  • И последнее – если вы все-таки заболели. Тогда нужно помнить, что сколько длилась болезнь – столько же дней нужно организму для полного восстановления своих функций. А значит, какое-то время после болезни нужно вести себя очень осторожно, больше отдыхать, исключить резкие физические нагрузки, и диета должна быть очень лёгкой (супы) и лишь постепенно усиливаться до обычной. Закончить этот период восстановления следует приемом слабительного, особенно если была высокая температура, так как необходимо вывести токсины, неизбежно возникающие в крови при нагреве выше 37,5С – 38С

Приглашаем за здоровьем в аюрведический центр КАМАЛА

На консультацию Доктора аюрведы и консультацию Доктора по Здоровому Образу Жизни

Так как в осеннее межсезонье основное внимание нужно уделить чистоте пищеварительного тракта, а значит, диете, это отличное время для консультации у доктора Аюрведы, чтобы уточнить свою конституцию и получить более конкретные индивидуальные рекомендации для стабилизации своего здоровья. Консультации по Здоровому Образу Жизни, основанные на древней индийской мудрости, помогут разобраться в многообразии советов по здоровью, которыми изобилуют СМИ.

На аюрведические процедуры

Массажи абхъянгам (ручной масляный), калари (масляный массаж ступнями), кижи (травяными мешочками), удвартанам (травяной), процедуры насьям, широдхара и многие другие.

Специально для осеннего периода, чреватого простудными заболеваниями, аюрведический центр «Камала» подготовил по древнему рецепту травяной сбор от простуды, который можно пить для профилактики простудных заболеваний и гриппа, а также успешно лечиться им при уже начавшемся заболевании. Чай заваривают и пьют как обычный чай. Также в центре можно купить «противопростудный набор», в который кроме чая входит Чаванпраша

Быть здоровым – величайшее благо. Будьте здоровы и дарите радость себе, своим родным и близким с помощью древней мудрости Аюрведы!

Аюрведа - древнейшая из сохранившихся до наших дней всеобъемлющих медицинских систем в мире. Её название образовано из двух корней древнейшего на земле языка - санскрита: "аюх" (долгая жизнь) и "веда" (знание). Аюрведа предлагает полное глубокого смысла всестороннее знание о здоровом образе жизни и мировоззрение о том, как находиться в гармонии с природой. Она возникла более 5000 лет назад, когда она была подробно изложена и применялась на практике теми же святыми мудрецами - риши, которые заложили фундамент ведической цивилизации в Индии, сформулировав и оформив основополагающие принципы жизни в надлежащие философские системы.

По этой причине главным источником знания в этой области остаются Веды - составленные этими мудрецами божественные книги о знании, которое они получили как откровение Бога, и, особенно, четвёртая из Вед - Атхарваведа, окончательная письменная фиксация которой относится примерно к первому тысячелетию до н.э. Наиболее известные из немногих других трактатов по аюрведе, написанных примерно в то же время и дошедших до нас - "Чарака самхита" и "Сушрута самхита", которые посвящены терапии (внутренним болезням) и хирургии соответственно. "Аштанга хридаям" - это сокращённая компиляция ранее записанных текстов, которая была создана примерно тысячу лет назад. Эти произведения формируют наибольшую часть базового знания по аюрведе в том виде, как она практикуется сегодня.

Искусство аюрведы широко распространилось в шестом веке до нашей эры, будучи принесённым в Тибет, Китай, Монголию, Корею и Шри-Ланку буддийскими монахами, которые путешествовали в эти страны. Хотя не многое из всего этого дошло до нас в первоначальной форме, влияние этих первоначальных методов может быть замечено в различных концепциях новой эпохи, которые возникли на их основе.

Ни одна философия не оказала такого большого влияния на аюрведу, как философия санкхьи, в которой описывается сотворение и проявление вселенной. В ней показывается, что за всем творением стоит состояние чистого бытия или осознания, которое вне времени и места, не имеет начала или конца и каких-либо качеств. Внутри этого чистого бытия возникает желание получить переживание себя, что приводит нарушению равновесия и порождает проявление исконной энергии. И два начала объединяются, чтобы осуществить и наполнить жизнью "танец мироздания".

Неуловимая, неописуемая и чрезвычайно утончённая, эта исконная энергия - и сама по себе, и всё то, что вытекает из неё - существует только в чистом бытии и является созидательной силой всякого и всего действия, источником формы, которая обладает качествами. Материя и энергия взаимосвязаны настолько тесно, что, когда энергия принимает форму, мы склонны рассматривать её только в терминах материи. И, значительно изменённая, она, в конечном счёте, ведёт к проявлению известных нам умственного и физического планов мироздания.

Она также вызывает космическое сознание, которое является всеобщим порядком, пронизывающим всю жизнь и всё живое. Индивидуальный разум, в отличие от обыденного интеллектуального ума, исходит из этого сознания и является его частью, или аспектом. Это - внутренняя мудрость, часть индивидуальности, которая остается незатронутой запросами повседневной жизни, или ахамкарой, чувством эго, или принципом "я".

Санскритское слово ахамкара, для которого нет точного перевода, является концепцией, не совсем понимаемой всеми, поскольку зачастую она ошибочно приравнивается к концепции "эго". Охватывая намного больше, чем только это, она, в сущности, является той частью "меня", которая знает, какие части всеобщего мироздания являются "мной". И это "я" не является чем-то отдельным от всеобщего сознания - оно имеет некую личностную тождественность, которая обособляет и определяет границы "меня". По этой причине не только люди, но и всё порождённое в мире обладает ахамкарой.

Из ахамкары возникает двойственное порождение . Первое - это саттва, субъективный мир, который способен воспринимать материю и управлять ей. Оно включает в себя тонкое тело (ум), способности пяти органов чувств слышать, осязать, видеть, различать вкус и обонять и пяти органов действия говорить, оперировать руками, ходить, производить потомство и выводить из организма отходы жизнедеятельности. Ум и тонкие органы, обеспечивающие мост между телом, ахамкара и внутренняя мудрость - эти объединённые вместе три аспекта составляют основную природу людей.

Второе - это тамас, объективный мир из пяти первоэлементов звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха - пяти тонких первоэлементов, которые порождают плотные первоэлементы эфира или пространства, воздуха, огня, воды и земли, и из которых образуется вся материя физического мира. И это - раджас, сила или энергия движения, которое соединяет части этих двух миров.

Стоит отметить, что даже на стадии плотных первоэлементов философия творения - которое согласно санкхье имеет место только сейчас, в настоящем, не имея какого-либо прошлого и будущего - всё ещё имеет дело с аспектами бытия вне наших простых физических планов творения. Точка зрения здесь заключается в том, что мы - первый и первоочередной дух, получающий переживание существования, бытия. Чтобы использовать аюрведу в повседневной жизни, человеку не нужно ни принимать, ни даже понимать эту философию. Но она обеспечивает более глубокое понимание того, как аюрведа способствует улучшению вашего здоровья.

Следовательно, аюрведа - это не просто система здравоохранения, а форма образа жизни, принятого для поддержания совершенного баланса и гармонии в рамках человеческого существования, от наиболее абстрактных трансцендентальных ценностей до наиболее конкретных физиологических проявлений. Аюрведа основана на предпосылке о том, что жизнь представляет собой разумное взаимодействие Атмы (высшей Души), манаса (ума), индрий (чувств) и шариры (тела). Они являются средоточием пяти плотных первоэлементов, которые участвуют в формировании конституции каждого индивидуума, называемой пракрити. Она, в свою очередь, определяется балансом жизненных сил трёх физических энергий - ваты, питты и капхи и трёх умственных энергий - саттвы, раджаса и тамаса.

Таким образом, аюрведа предлагает уникальный синтез науки и философии, который приводит в гармонию физические, умственные, эмоциональные и духовные компоненты, необходимые для обеспечения здоровья при целостном подходе.

Внутренее и внешнее

Согласно Аюрведе, человек представляет собой Вселенную в миниатюре. Поэтому любое изменение в окружающей среде приводит к изменениям внутри человека. И наоборот, человек своими действиями, и словами оказывает влияние на всю Вселенную. В свою очередь, деятельность человека, которая проявляется через физическое тело, слова и мысли, будет положительно или отрицательно сказываться на окружающей среде. Аюрведа утверждает, что здоровое тело, правильные мысли, доброжелательные слова и религиозная практика очищают окружающую атмосферу и освобождают её от физических, химических и микробиологических загрязнений. Поэтому Аюрведа уделяет много внимания тому, чтобы вести правильный образ жизни, следить за своими действиями, словами и мыслями. Потому что, имея негативные мысли, поступки также будут иметь неблагоприятный оттенок. Какое же тут здоровье?

Лечить не болезнь, а человека

Основное, что отличает Аюрведу, скажем, от обычной медицины и от большинства других систем медицины, - это то, что она смотрит на тело человека как на нечто целое. Аюрведа не лечит непосредственно сами болезни, как это делает современная медицина. Причем современная медицина лечит даже не саму болезнь, а только какой-нибудь ее симптом. А вот принцип древней медицины таков: нужно лечить не болезнь, а человека. А так как человек представляет собой комплекс ума и тела, то Аюрведа лечит все вместе.

Мы все знакомы с ситуацией, когда человек приходит к врачу с насморком, получает лекарство, принимает его. У него затем появляется гастрит. Он опять приходит к врачу, получает новое лекарство, опять принимает. Так со временем можно и до рака дойти. И тогда уже человека начинают травить химией, обстреливать разными излучениями. А началось все с насморка

По признанию самих врачей около сорока процентов пациентов, находящихся на излечении в современных больницах, лежат там из-за болезни, которую они получили в результате самого процесса лечения. Нет сомнений, что реально эта цифра может оказаться гораздо больше. Стоит только начать ходить по больницам.

В Аюрведе очень индивидуально подходят к человеку. Здесь рассматривают его особенности такие, как: физическое строение, размеры тела, психотип, качество и плотность тканей, возраст, режим питания и чем именно он питается. В результате разным больным с общим диагнозом предписывают разные курсы лечения. В Аюрведе не говорится: "Это лекарство от такой-то болезни". Там сказано:

Всякое лекарство и всякая болезнь рассматривается аюрведическим врачом на фоне индивидуума.

И только в соответствии с конституцией человека, с его индивидуальными особенностями, ему прописывается диета и выписываются лекарства. Известно, что современные врачи не посмотрят, какой вы конституции: если у вас простуда, вам будут колоть пенициллин. Всем без исключения, независимо от того, кто ты - здоровый громила или худенький человек, тебе дают одну и ту же лошадиную дозу.

И наоборот, иногда разные заболевания оказываются связаны общей причиной и лечатся сразу вместе. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта.

Единство с природой

Аюрведические лекарства и сами принципы лечения не дают практически никаких побочных эффектов, в отличие от привычных для нас традиционных лекарств. Вы внимательно читаете побочные эффекты на вкладыше к лекарству? Например, если человек будет принимать лекарство от бессонницы, то он ослепнет или оглохнет, у него может развиться цирроз печени, но от бессонницы он избавится. А Вы уверены, что все побочные эффекты пишутся на этикетке? А если есть такие, которые сами врачи еще не знают?

А мы так привыкли поглощать при различных заболеваниях таблетки! Эти химически синтезированные, ненатуральные средства иногда помогают снять боль или снизить температуру, но при длительном использовании совершенно явно наносят ущерб жизненно важным органам нашего тела.

В Аюрведе запрещено использование химически синтезированных веществ, поэтому используются только природные, натуральные средства, такие как растения, минералы и продукты животного происхождения. Натуральные продукты гомологически соответствуют тканям нашего тела. Поэтому компоненты, используемые в аюрведической терапии, не приносят вреда, но, наоборот, укрепляют внутренние органы человеческого организма, так как обладают сходной с ними структурой. При их изготовлении не используются сложное оборудование и лабораторные технологии. Для выделения активных компонентов растений при изготовлении лекарства, как правило, используется вода, растительное или топлёное масло, а полученные средства употребляются в виде обычных порошков и таблеток.

Пусть еда станет вашим лекарством

Как уже отмечалось выше, все средства Аюрведы - натуральные, поэтому грань, отличающая лекарство от обычного питания становиться достаточно условной. Пища может быть использована как лекарство и наоборот. Разница, в принципе, состоит в том, что у пищи важнее вкус, а у лекарства - некоторые свойства, балансирующие организм. Поэтому средства Аюрведы часто используются совершенно здоровыми людьми как различные тонизирующие приправы. Например, куркума, черный перец, имбирь и чеснок, часто встречающиеся среди кухонных приправ, как раз являются одними из составляющих аюрведических рецептов. Вообще нам, привыкшим к тому, что лекарство в своем нормальном составе является ядами, довольно сложно свыкнуться с этой мыслью, что каждое аюрведическое лекарство мало того, что оно не приносит никакого вреда, но и тонизирует человека, дает ему силы. Ведь здоровому человеку не придет в голову принимать пенициллин, если он здоров.

Аюрведа-традиционная медицинская наука Индии, переводится как «наука о долголетии». Она основана на естествознании, помогает не только лечить различные заболевания, но и предупреждать их. Она не схожа с той медициной, с которой мы привыкли сталкиваться в повседневной жизни, ее так и называют-нетрадиционная медицина. Ее можно назвать не только наукой, но и образом жизни.

Гармония души и тела - элементы Аюрведы

В аюрведе говорят, что любое болезненное состояние человеческого организма связано с отрицательными мыслями, плохими эмоциями, переживаниями и стрессами. Поэтому гармоничность души и тела здесь играют ключевую роль.

Согласно данной науке, все живые существа, в том числе и человек,на нашей планете состоит из определенных элементов – панчамахабхут:

  1. джала-вода (кровь, слюна, слезы и т.д.);
  2. притхви-земля (зубы, кости);
  3. акаша-эфир (сердце, печень, лёгкие и т.д.);
  4. агни-огонь (ферменты);
  5. вайа-воздух (самочувствие)

Все элементы отвечают за работоспособность организма. Аюрведа жизнь рассматривает как возможность достичь путь правильного сосуществования всех этих звеньев.

В Аюрведе также существует понятие доши, которое определяет человека, помогает найти предрасположенность к той или иной болезни. Различают три типа: ватта, питта, капха. Ватта: человек худого телосложения, активный, коммуникабельный, все принимает близко к сердцу, не организованный, может страдать бессонницей, кожа и волосы сухие. Питта: люди среднего телосложения, часто имеющие веснушки. Легко проходят обучение. Раздражительны. Прекрасные ораторы и педагоги, самокритичны к себе. Плохо реагируют на жару. Капха: люди, склонные к полноте, всегда спокойны, никуда не спешат, не любят скорость. Обладатели ровной кожи и красивых волос. Плохо переносят влажность, имеют плохую память. У человека есть все эти три доши, одна из которых преобладает. Именно это преобладание и провоцирует появление болезни. Целью аюрведы является сбалансирование этих самых дош, чтобы каждая из них присутствовала в человеке равноправно.

Диагностика и лечение

Чтобы диагностировать заболевание, Аюрведа применяет следующие обследования:

  • определение доши
  • подсчет ударов сердца
  • результат анализов мочи и кала
  • состояние кожи и волос
  • обследование глазного яблока
  • пальпация и пр.

После этого опытный специалист сможет установить диагноз, рассказать человеку о том, что следует принимать, что следует поменять в жизни. В лечении заболеваний направлено использование только натуральных средств, данных природой, таких, как растения, камни, минералы. Также пациентам могут назначаться различные БАДы, эфирные масла. Широко используются специальные массажи, йога, дыхательная гимнастика, диеты.

Здесь нет применения веществ, полученных в результате химического или синтетического производства. Аюрведу нельзя назвать скорой помощью. Все приходит постепенно. Это своего рода очищение, подобранное с дошей, которая привела к дисбалансу.

Здоровый образ жизни по Аюрведе

ЗОЖ по Аюрведе заключается в следующем:

  1. Необходим ритмичный распорядок дня. Сюда включается пробуждение, утренние гигиенические процедуры, физические упражнения, принятие пищи, трудовая деятельность, прогулки, хобби, общение с близкими, отдых, подготовка ко сну, сон.
  2. Правильное питание. Необходимо употреблять свежую и натуральную пищу, отдавать предпочтение фруктам, овощам, зерновым продуктам, стараться избегать консервации и заморозки. Кушать нужно пытаться в одно и то же время, желательно до 18:00. Во время еды следует думать о хорошем. Пища должна быть простой и без причудливостей. В рационе должен присутствовать весь спектр вкусов. Стараться избегать перекусов Пережевывать пищу следует медленно и не спеша.
  3. Выполнение физических упражнений. Здесь возможны варианты активных и пассивных выполнений. К активным относятся аэробика, фитнес. К пассивным можно отнести массаж с применением определенных масел.

Для получения аювердического оздоровления не обязательно жить в Индии. Сейчас во многих странах мира практикуют в . Это можно сделать разными способами, заполнить анкету на определенном интернет сайте с подробным описанием проблемы, в ответ придет письменная инструкция с указаниями, либо можно записаться и прийти на прием к специалисту, который назначит соответствующее лечение, а может даже порекомендует и проведет определенные процедуры.

Подводя итоги можно сказать, что наука Аюрведа только на первый взгляд кажется сложной. На самом деле она доступна каждому. Безусловно, здесь потребуется активное участие самого человека, а также время, усилия и желание, но это того стоит! Люди, проживающие в Индии, успешно используют этот вид медицины уже на протяжении долгого времени.

Одна из древнейших мировых медицинских систем – аюрведа – сегодня приобретает все большую популярность, и не только в Индии, но и во множестве других стран. Это вполне объяснимо, ведь подход аюрведы к здоровью человека является очень мягким, глубоко индивидуальным, а самое главное – отличается комплексностью.

Так, аюрведа рассматривает человеческий организм как единую систему, а не просто совокупность органов. При этом немалое внимание уделяется и конституции человека, и его энергетике. Согласно трактатам по аюрведе, невозможно вылечить заболевание, воздействуя всего лишь на нездоровый орган: необходимы комплексные меры. Здесь требуется и оценка энергетического уровня человека, и правильный душевный настрой, и очистка собственных мыслей, и, естественно, нормализация всего организма. Таким образом, аюрведу можно назвать не только медицинской системой, но и общей философией, которая настраивает на определенный жизненный уклад.

Аюрведа: индивидуальные консультации по здоровому образу жизни, а также подход к болезням

К болезням специалисты аюрведы также подходят комплексно. Прежде всего, начинать какую-либо терапию, пусть даже и «всего лишь» изменения в питании, следует очень продуманно. Прежде всего необходимо провести полную диагностику организма, для чего используется так называемая методика пяти зеркал.

Она подразумевает исследование ушных раковин пациента, его языка, глазных яблок, кожных покровов, а также диагностику состояния по пульсу – всего пять показателей (отсюда и название методики). Благодаря такому комплексному подходу, становится возможным получить наиболее полную и объективную картину состояния организма. В том числе, подобная диагностика позволяет выявить болезни и различные недомогания на первых стадиях их развития. Всего же основы аюрведы выделяют шесть стадий заболеваний, из которых первые три (то есть психофизиологическая, эфирная и дисбаланс трех дош) излечиваются довольно легко. Следующая – эндотоксическая – требует более серьезных мер для излечения. Для пятой стадии, называемой симптоматической, требуется еще более серьезная терапия. Шестая же – терминальная – считается уже неизлечимой.

Чтобы не допустить перехода заболевания в такую стадию, аюрведа предусматривает целый комплекс воздействий, при этом не делая упора на улучшение исключительно физического самочувствия. Не менее важную роль играет и правильный образ мыслей, и наполнение чакр энергией, если ее недостаточно, и нормализация общего энергетического баланса организма.

Что касается непосредственно лекарств, в аюрведе самым ярким образом проявляется принцип «Не навреди». Воздействие аюрведических препаратов на организм – очень мягкое, и прежде всего нацелено не на снятие симптомов, а на исцеление человека в целом.

Впрочем, даже самые лучшие и эффективные средства всего лишь восстанавливают здоровье, поэтому более мудрым решением будет своевременное изменение собственного мышления и привычек до того, как они приведут к болезни. И консультации по здоровому образу жизни, с учетом аюрведических рекомендаций, позволят сделать это очень эффективно и правильно.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт