«Это как мощный процессор без монитора

04.03.2019

В Москве проходит международная научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения», посвященная вопросам, связанным с расстройствами аутистического спектра. На мероприятии, проведенном в формате форума, собрались врачи, педагоги, а также специалисты смежных областей. Корреспондент «Ленты.ру» посетил конференцию и побеседовал с профессором медицины и генетики человека в Институте геномики и системной биологии университета Чикаго Андреем Ржецким о том, как устроен процесс восприятия внешнего мира у аутистов, перспективах диагностики этого заболевания на ранних стадиях и отношении к аутистам на Западе.

«Лента.ру»: Людям с аутизмом приходится взаимодействовать с внешним миром. Кому-то это удается лучше, кому-то хуже. Почему? Как устроен у них процесс коммуникации?

Ржецкий: Высокоинтеллектуальные аутисты представляют себя отдельным народом. Для них важно поддерживать единство, хотя бы виртуально. Поэтому они общаются между собой по сети. Опять же, не выходя за рамки своего круга, им чрезвычайно тяжело устанавливать контакты и их интерпретировать. Среди них есть люди с очень высоким интеллектом, которые, однако, практически беспомощны в повседневных делах. Сегодня на конференции рассказывали такую историю. Человек с аутизмом через Facebook познакомился с девушкой. Она попросила номер его кредитной карточки - чтобы купить авиабилет из Великобритании в Штаты. Мама аутиста успела отследить и остановить эту покупку. Очень важная функция сообщества - когда одни аутисты дают практические советы другим.

Наверное, это сложно, но все же, что происходит у них в голове?

Интервью, которые я брал у аутистов в недалеком прошлом, были направлены на то, чтобы это понять. Многие аутисты описывают странные и пока труднообъяснимые эффекты, у них очень необычное восприятие мира. Одна женщина рассказывала, что почувствовала боль при переломе руки через 15 минут. Болевые ощущения от травмы как бы догнали ее. Такое можно узнать только при личном общении. У большинства не-аутистов есть способность фокусироваться на важном сигнале в шуме и подавлять прочие сигналы. Например, настраиваясь на речь одного человека на шумной вечеринке. У аутистов сложная картина рассыпается на множество конкретных деталей. Это часто относится и к абстрактным концепциям. Знаменитый инженер-аутист Темпл Грандин признавалась в своих книгах, что, например, предложение «Сделай усилие, и перед тобой откроются все двери» рисует в голове аутиста вереницу картинок тысяч дверей. Она так и называла это - «мышлением в картинках». Когда шквал ощущений внешнего мира - звуков, запахов, прикосновений - переполняет аутиста, он замирает или пытается уменьшить поток информации, закрывая глаза, уши, прячась. Такое бывает и у обычных людей, но не настолько сильно, как у аутистов. Чувствовать себя хорошо в хаосе - это тоже талант, далеко не все с этим справляются и без аутизма.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Бытует мнение, что среди аутистов много гениев. Это так?

Нет систематических оценок, точно мы не знаем. Это очень интересный вопрос: в идеале талантливые педагоги могли бы отыскать сильную сторону, талант у каждого ребенка, в том числе и с аутизмом. Но кому-то с учителями везет больше, кому-то меньше. Обычный учитель в большой школе с классом в 40 человек такого ребенка не потянет. Безусловно, есть гениальные педагоги, справляющиеся с этим даже в огромном классе. Некоторые аутисты, например, способны в уме вычислять очень большие последовательности простых чисел. Такой пример описан у Оливера Сакса. Это задача сложная даже для компьютера. Это удивительно, и это, безусловно, - талант, но подобные способности трудно применить на практике, их сложно преобразовать в оплачиваемую работу. Это как очень мощный процессор без монитора. Недавний прорыв - набор методик для общения с невербальными аутистами. Оказывается, что большая часть из них способна общаться и хочет этого, но они отрезаны от мира. Чем больше я занимаюсь такими пациентами, тем больше прихожу к выводу - они все разные. Это наводит на мысль, что аутизм - не одно гомогенное заболевание, общее для всех, а семейство разных состояний с индивидуальными свойствами. Все равно что пытаться определить, почему сломался дом, глядя на трещины в штукатурке. Симптомы в данном случае очень ненадежный способ диагностики, а причин мы пока не знаем.

Стоит ли рассчитывать, что мы сможем это однажды узнать?

Я надеюсь, что через какое-то время так и будет. Например, очевидны успехи с менделевскими заболеваниями, где установлена четкая причинно-следственная связь - поломка конкретного гена. Есть надежда, несмотря на сложность аутизма по сравнению с менделевскими заболеваниями, что в не очень далеком будущем мы сможем определять риск развития аутизма на ранних сроках беременности женщины. Проблема в том, что на риск, вероятнее всего, влияют не только гены, а еще и окружающая среда. Но что конкретно становится фактором риска, пока не понятно. Хотя есть много подозреваемых, например, пестициды и аналоги эстрогена. Имеющихся эпидемиологических данных достаточно, чтобы утверждать: чем чище и безопаснее окружение будущей матери, тем лучше для ребенка. Но нет ясности, чего именно следует избегать. Опять-таки известно много факторов: если женщина болеет корью во время беременности, ребенок рождается с нарушениями. Или вспомните вирус Зика. Огромное количество как искусственных соединений, так и микроорганизмов дают такой же эффект. В Америке очень распространен токсоплазмоз. Если его не диагностировать, то у ребенка может быть множество заболеваний, в том числе психиатрических.

Часто говорят о том, что на Западе к аутистам совершенно другое отношение, так ли это?

Не думаю, что проблема включения их в общество полностью решена в Америке или где-то еще. Хотя в американских школах есть пандусы для инвалидов, школа есть школа - дети могут быть жестокими. Посмеяться над тем, кто чем-то отличается от всех, - дело нехитрое. К примеру, в частной школе, в которой учится моя дочь, настаивают, чтобы проблемные дети переводились в другую школу. В США аутистам помогает родительское лобби. Эти люди фактически изменили, расширили, трансформировали общественное сознание в отношении к аутизму. Ведь еще недавно, только десятилетия назад, об аутизме мало кто знал. Общественные сдвиги в осознании проблем аутистов-детей изменили отношение и ко взрослым аутистам. Опять из Оливера Сакса: мальчик-аутист, папа - профессиональный музыкант. Ребенок наизусть выучил музыкальную энциклопедию, которую ему вслух читал отец. После смерти отца энциклопедия стала его голосом в голове аутиста. И когда мальчик вырос, ему удалось устроиться на работу, связанную с музыкой в церкви. У него была великолепная энциклопедическая память, и там это нашло применение. Но это редкое исключение. Когда аутисты занимаются каким-то делом, например, рисуют, их постоянно поддерживают родители. Не совсем ясно, что будет с этими людьми после смерти близких.

Некоторые любят диагностировать у себя «легкую форму аутизма», объясняя этим свою замкнутость. Как бы вы обозначили поведенческие различия между интровертом и аутистом?

Аутисты, те, которые с высоким интеллектом, учатся имитировать поведение обычных людей. Я знаю одну женщину (она дизайнер), общаясь с ней, невозможно догадаться, что у нее аутизм. Она рассказывала, что специально смотрела фильмы, чтобы научиться имитировать «нормальное» поведение и не выделяться. Интроверты предпочитают побыть какое-то время в одиночестве, аутисты ушли еще глубже в себя. В Америке быть интровертом считается недостатком. Работодатели и культура в целом ориентированы на экстравертов. Экстраверты легко интегрируются.

Но хуже концентрируются.

Это зависит от степени экстраверсии и конкретной работы. Если человек занимается продажами или работает с людьми, экстраверсия необходима. Статистически интровертов меньше в обществе, чем экстравертов. Есть статистические тесты, например опросник MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), более 500 вопросов, определяющий личность по нескольким параметрам: асоциальность, эпилептоидность, шизоидность, истероидность. Есть там и шкала для интроверсии-экстраверсии. Опросник откалиброван так, что среднестатистический человек попадает в модус многомерного распределения. Интроверт - это не бинарное состояние. Это непрерывная шкала различных состояний, и люди могут быть разбросаны вдоль по ней. Можно быть интровертом в большей или меньшей степени. Я не могу точно сказать, где проходит граница между интроверсией и легкой формой аутизма. Возможно, что глубокие интроверты времен Карла Густава Юнга имели нечто общее с аутизмом. По поведению порой вообще не отличить, но аутист - это другой тип мышления, за много-много «сигм» от статистического среднего.

«Тяжело интроверту - постоянно чувствую себя невоспитанной», «Я сегодня социопат - никого не хочу видеть» - знакомо? А вы уверены, что вы та/тот, за кого себя выдаете? Давайте разберемся!

Что такое интроверсия  - определений очень много, вплоть до психиатрических. Первоначальное описание, от Карла Густава Юнга, гласит, что интроверт «предпочитает погружения в мир воображения и размышлений, ориентирован на накопление энергии». Юнг, таким образом, говорит о предпочтении внутреннего мира внешнему, то есть о низком приоритете общения, и ни слова о неумении или боязни. Интроверсия, по Юнгу, расстройством не является.
Социофобия (здесь и далее определения по DSM - Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, разумеется, упрощенно) - боязнь выраженного внимания со стороны окружающих, разновидность тревожного расстройства. Социофоб - тот, кто общаться скорее боится (очевидно, не со всеми подряд, а с теми, кто обращает на него слишком много внимания), что не означает, что общаться он в принципе не любит.
Социопатия (она же - антисоциальное расстройство личности, в прошлом - психопатия) - расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности. Как видите, ничего про нежелание общаться. Самое главное в определении социопата - опасность для окружающих. Социопат при этом может быть очень общительным и умелым в достижении своих целей. Означает ли «неспособность формировать привязанности» боязнь общаться? Нет.
Аутизм последней версии DSM рассматривается в совокупности с другими расстройствами аутистического спектра) - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся [в том числе] выраженным и всесторонним [в разных точках спектра степень разная] дефицитом социального взаимодействия и общения. Что такое дефицит общения - неумение или нежелание? Все люди с аутизмом разные, поэтому это зависит от конкретного человека, но неумение общаться есть у них всех в той или иной форме. Есть ли боязнь общаться? Иногда да, но это означает, что на фоне неудач с общением развилась социофобия, то есть в этих случаях какое-то стремление общаться все же было.

Вывод. Уметь, любить и не бояться общаться - это всё разные вещи. Интроверт может уметь и не бояться, просто обычно у него есть вещи поважнее, плюс общение может забирать у него слишком много энергии. Человек с аутизмом - не блистает умением общаться, но может и любить (и даже быть экстравертом!). Оба они могут бояться общения в контексте проявляемого к ним внимания - тогда они в дополнение к «основному признаку» являются социофобами. Социофоб - боится излишнего внимания, но в отдельных случаях (!) может любить и уметь общаться. Социопат, как вы уже поняли, вообще совсем про другое.

Большое спасибо книге “С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города” Дарьи Варламовой и Антона Зайниева за структурирование этой информации в моей голове:)

В мире много людей, которые умирают от голода. Но еще больше тех, кто умирает от недостатка любви.

Мать Тереза

В этой статье мы рассмотрим последствия депривации в более умеренных случаях, чем описано в .

Интроверсия

Понятия интроверсии и экстраверсии были введены Карлом Юнгом . Определение этих понятий кратко можно дать, как проявление преимущественного интереса к внутреннему миру (интроверсия) или внешнему миру (экстраверсия). Юнгом интроверсия и экстраверсия описывается как две естественные типологические установки , подобно естественному разделению людей на светловолосых и темноволосых, как два , имеющих свои характерные особенности, плюсы и минусы.

Юнг пишет в “Психологических типах ”, что не может точно сказать, когда происходит формирование интроверсии или экстраверсии, что это может быть связано как с врожденными факторами, так и с рано приобретенными.

Анализ истории детства моих пациентов за 20 лет психотерапевтической практики дает возможность сделать вывод, что интроверсия или экстраверсия формируется в первые годы жизни и связана с особенностями окружения ребенка.

У интровертных матерей, склонных к депрессии и считающих детей чрезмерно требовательными к вниманию, вырастают интровертные дети (см. также “Мертвую мать ” Андре Грина). Исключением являются многодетные семьи, в которых второй и последующий ребенок могут быть экстравертными, но все зависит от того, какие взаимоотношения сложились между детьми. Скомпенсировать дефицит внимания со стороны матери могут не только старшие братья и сестры, но и проживающие с ребенком родственники, обусловливая этим приобретение им экстравертной установки.

Исключением являются случаи, когда интровертная мать понимает и удовлетворяет потребности своего ребенка в постоянном внимании. Однако, если такая понимающая мать оказывается достаточно депрессивной, то у нее не хватит на это сил, и тогда ребенок "застрянет" где-то посередине между интроверсией и экстраверсией, а именно, в синдроме гиперреактивности (СДВГ). Такой ребенок оказывается уже не интровертом, но ему и не удается стать экстравертом, поэтому его активность выглядит нелепо, не приносит ему удовлетворения и оказывается непродуктивной. Во взрослом возрасте его даже можно принять за экстраверта, но отличие заключается в том, что во внешний мир его толкает базальная тревога и, как следствие, непереносимость одиночества .

Младенцы рождаются в аутистическом состоянии (Маргарет Малер), которое Фрейд называл первичным нарциссизмом . Сможет ли и захочет ли младенец "выйти" из первичного аутизма , перевести свой интерес во внешний мир, проявить свое объектное либидо , как выражался Фрейд, зависит от того, насколько интересен он окажется для своей матери. Интроверсия, таким образом, является сохранением аутистической позиции , вследствие базальной тревоги перед потенциально опасным окружающим миром и людьми в нем обитающих. И мать такого ребенка, как правило, тоже является носителем такой тревоги. Интровертный ребенок похож на улитку, которая робко высовывает свои усики и сразу прячет их в домике при первом же ощущении опасности. Таким образом, выражаясь в терминах Фрейда, интроверсия, по сути, является вторичным нарциссизмом , а именно, неспособностью (инвестировать) либидо в близких людей (проявлять любовь). За этой неспособностью стоит не столько влюбленность в себя , как считается, а боль, тревога и страх отвержения .

К сожалению, экстравертная установка матери, тоже не является гарантией здорового психического развития ребенка. У экстравертных матерей тоже могут быть интровертные дети, в случае, если внимание такой матери направлено на объекты внешнего мира, а не на ее ребенка, когда нет первичной материнской озабоченности ребенком , как выражался психоаналитик Дональд Винникотт.

Интроверсия, по сути, является проявлением последствий анаклитической депрессии пережитой в раннем возрасте, и интерес к внутреннему миру оказывается неспособным заменить радость жизни во внешнем мире. Анаклитическая депрессия порождает хроническую депрессию . Хотя интровертные личности иногда становятся выдающимися учеными или деятелями искусства, и им рукоплещет весь мир, это не лишает их бремени депрессии, и поэтому некоторые из них совершают самоубийство на пике своего успеха, когда понимают, что больше им не к чему стремиться, что для них нет "лекарства" от депрессии и чувства бессмысленности своего существования. В этом смысле успех является "прививкой" суицида (см. Нарциссическая депрессия ).

Принято считать, что, уж коли интровертные дети терпят неудачу в общении с другими детьми, зато они обладают богатым внутренним миром. Это верно только в том случае, если мать, отец или другие воспитатели смогли сформировать у интровертного ребенка любовь к индивидуальным увлечениям, из которых и формируется его внутренний мир. К сожалению, для многих интровертных детей их интроверсия оказывается пустой крепостью , в которой они прячутся от невыносимой базальной тревоги . Это особенно характерно для детей из, так называемых, неблагополучных семей , когда ребенок, не получив ни эмоционального, ни интеллектуального развития, получает задержку психического развития (ЗПР).

Крайней формой проявления интроверсии является аутизм . Спор о роли биологических факторов в формировании аутизма продолжается среди ученых с момента его описания американским психиатром Лео Каннером (1943). Сторонники природы аутизма считают, что он развивается вследствие нарушений функционирования головного мозга, делая таких детей неспособными дифференцировать эмоции. Таких исследователей можно понять, ведь родители аутичных детей обычно оказываются образованными и интеллигентными людьми. Каннер даже написал книгу “В защиту матерей. Как воспитывать детей вопреки ревностным психологам ” (1941). Но погружаясь в проблему особенностей воспитания аутичных детей, озадачился:

«Среди родителей обследованных детей всего лишь несколько человек явно добросердечны и заботливы. Большинство же всецело заняты научными, литературными и художественными абстракциями и ограничены в проявлении искреннего интереса к окружающим их людям. Даже некоторые очень удачные и счастливые браки довольно холодны и формальны… Возникает вопрос: является ли этот факт, и в какой степени, одной из возможных причин появления этого состояния у детей.»
(“Аутичные нарушения аффективного контакта ” (1943). Лео Каннер)

В 1969 году на первом заседании группы по защите интересов родителей Национального общества аутичных детей (ныне называемое Обществом аутизма ) Каннер публично отрекся от своей концепции матери-холодильника и заявил: «С самого первого издания до последнего я недвусмысленно говорил об этом состоянии как врожденном» , – и также заявил о том, что он искажал истину, говоря, что это вина родителей, и шутливо добавил, что «оправдывает всех родителей». Трудно сказать, насколько это покаяние Каннера было результатом давления родителей аутичных детей, объединившихся в общественную организацию.

Общество аутизма было основано в 1965 году Бернардом Римлендом , доктором философии, вынужденно ставшим психологом в результате аутизма своего сына . В 1964 году Римленд опубликовавшим свою книгу “Детский аутизм: синдром и его значение для нейронной теории поведения ”, ставшую, по сути, первой оправдательной доктриной родителей детей-аутистов. В некотором смысле, спор о причинах возникновения аутизма – это спор между родителями аутистов и учеными.

Психиатр Леон Айзенберг позволил себе сохранить более категоричное мнение об особенностях воспитания аутичных детей:

«Их система воспитания напоминает карикатуру на бихевиоризм Уотсона , доктрину которого они находят подходящей для себя. Интерес, который они испытывают к своим детям, сродни интересу к возможностям автомата. Поэтому аутичные дети часто демонстрируют настоящие "подвиги", воспроизводя по памяти огромные отрывки текста. Комфортность – обязательное, неотъемлемое качество; все усилия направлены на создание "идеального" ребенка – который слушается, который все выполняет и который не предъявляет никаких претензий.»
(“Родители аутичного ребенка ”. Леон Айзенберг)

Бесчувственность аутиста – это миф. Внутри него кипит невыносимая базальная тревога , но его интеллектуализированные холодные родители лишили его позитивного опыта защищенности, и он справляется с тревогой самостоятельно, как может, путем навязчивых действий, таких как раскачивание или вращение, которые его .

Аутизм: кадр из фильма "Тэмпл Грандин"

Конечно, не все родители аутистов научные, литературные или художественные деятели . Но всех их объединяет специфическая гиперкомпенсация дефицита тепла и любви интеллектуальным развитием и формальной заботой. Не имея соответствующего опыта тактильного и эмоционального взаимодействия с родителями, аутичный ребенок избегает физического контакта и не может адекватно выражать эмоции. Аутичный ребенок пытается справляться со своими переживаниями посредством причудливой деятельности, проявляющейся, прежде всего, в навязчивом стремлении к упорядочиванию предметов и ситуаций.

Так настойчивые требования аутистов повторять раз и навсегда заведенный распорядок, или следовать только определенным маршрутам – являются попытками обезопасить себя от неожиданностей, которые могут вызвать непереносимые для него переживания тревоги и страха (см. обсессивный стиль жизни ).

Термин аутизм происходит от латинского слова autos сам . Аутистический очень похож на аналогичное состояние при тяжелой депрессии , но в психиатрии принято отличать аутизм от депрессии, потому что депрессия является эмоциональным расстройством, а у аутистов эмоциональная сфера неразвита, значит, депрессии у них быть не может .

Сегодня физиологическое объяснение природы аутизма стало общепринятым, несмотря на то, что специфичные для аутизма нарушения морфологии или физиологии мозга не были найдены.

Тихие дети

Спокойные детки, способные часами пребывать наедине с собой, могут оказаться идеальными для матерей, не имеющих психической энергии удовлетворять постоянную потребность здорового маленького ребенка в телесном и эмоциональном контакте. А книги Бенджамина Спока (основанные на идеях Джона Уотсона), только подтвердят таким матерям, что все идет правильно, ребенок спокойный, значит неизбалованный.

Книга Бенджамина Спока Ребёнок и уход за ним ” неспроста завоевала такую популярность в России в 90-х годах прошлого века и продолжала оставаться настольной книгой для многих матерей впоследствии. Идеи книги оказались подходящими, чтобы дать "научное" обоснование существовавшим в России еще с царских времен обычаям воспитания детей. Например, считалось, что ребенка нельзя брать на руки, иначе он привыкнет к рукам. Бытовала поговорка: Ребенка нужно воспитывать пока он лежит поперек люльки . Младенцев было принято плотно пеленать, и в такой "смирительной рубашке" они быстрее засыпали, не беспокоя родителей. Сейчас в детских магазинах тоже можно купить "смирительный мешок" для младенцев, который называют спальным.

Если младенца кормить строго по часам, как рекомендует Спок, он может быть голоден и плакать из-за этого. Также младенец может плакать "просто" потому что он хочет внимания, или из-за внутренней тревоги. Грудь – его единственный "товарищ". Если его не успокоить, дав ему грудь, плач начинает походить на гнев. Младенец сначала краснеет, а потом становится синюшным, испытывая дыхательные спазмы при крике. Возникает гипоксия, угрожая его жизни. Но через какое-то время младенец спонтанно успокаивается, если не умирает от удушья. Чаще, все же, срабатывает защитный механизм – инстинкт самосохранения спасет младенцу физическую жизнь. Именно благодаря такой защитной способности психики грудного ребенка сформировалась воспитательная тактика, которая заключается в том, что надо дать младенцу проораться . Если такой стресс повторяется неоднократно, малыш становится апатичным – это для него единственный способ выжить. В итоге можно добиться того, что младенец станет тихим и совсем не будет беспокоить домочадцев – хотя, по сути, он станет депрессивным . Ведь депрессия – это подавленный гнев в связи с ощущением полной беспомощности. Таким образом депрессия является стратегией выживания .

Такое отношение к младенцу может быть вызвано насущной необходимостью матери, перегруженной другими обязанностями, что вынуждает ее любым путем усмирить своего ребенка. Или мать может прятаться за дела от своего ребенка, с которым ей скучно и неинтересно. В таких случаях, если есть возможность, необходимо нанять няню в помощь матери. К сожалению, это случается не так часто, и не из-за финансовых трудностей, а из-за нарциссического конфликта матери: Что же, я плохая мать что ли? Хорошо, если такая мать находит обходной маневр, выходит раньше срока на работу и с "чистой совестью" решается нанять няню. Хотя, впрочем, хорошую няню подобрать не просто. Все усугубляется еще и тем, что такие матери при выборе няни часто делают акцент только на владении ею развивающими методиками, меняя шило на мыло. А если няня оказывается способной взаимодействовать с ребенком лучше матери, это часто вызывает ревность, и такая няня быстро увольняется под формальным предлогом.

Депривация является результатом, преимущественно, количественного недостатка проявления любви со стороны родителей или лиц их замещающих. Проанализируем теперь качественные вредоносные факторы воздействия со стороны родителей, которые психоаналитик Рене Шпиц назвал психотоксическими .

– совершенно разные понятия. Генетические заболевания связаны с аномалией какого-либо гена в половой клетке одного или обоих родителей (например, в случае синдрома Дауна). При врожденных заболеваниях нет генетических аномалий, и поражение плода возникает в результате негативного воздействия факторов внешней среды. Этому причиной могут быть заболевания матери в период беременности (например, краснуха вызывает врожденный порок сердца) или осложнения в процессе родов (например, в результате двойного обвития пуповины может развиться ДЦП).

Дает облегчение благодаря регрессии к внутриутробной стадии развития – единственному комфортному состоянию, которое, похоже, было у аутичных детей. Эмбрион комфортно себя чувствует в матке матери, раскачиваясь вместе с изменениями положения тела матери. Эти ощущения фиксируются в памяти, и аутичный ребенок (или даже взрослый аутист) раскачиваясь, возвращается в то благополучное состояние внутриутробной безмятежности. Такой способ самоуспокоения не является специфическим для аутистов, и характерен, например, при кататонической шизофрении. Подобное раскачивание успокаивает и психически здоровых грудных детей, только они делают это не сами, а их качают родители в коляске или люльке.

Правильнее было бы сказать не – а "не выход из себя ", "не выход" из аутистического состояния младенца. С этой точки зрения депрессию следует рассматривать как регрессию к аутистической позиции , выражаясь в терминах психоаналитика Томаса Огдена .

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author

Фото: William Mahnken/Rusmediabank.ru

Есть люди, которые считаются замкнутыми, избегающими общения и контактов, на первый взгляд, мало эмоциональными и апатичными, бесцветными и закрытыми на сто замков. Мы называем их интровертами, аутистами. Их не спутаешь с кем-то другим, потому что уже с детства – это личности особенные, сдержанные и даже холодные. Иногда мы видим черты замкнутого интроверта и в себе и пытаемся объяснить нелогичность своего поведения, застенчивость, склонность к одиночеству особенностями своего психотипа. Все эти качества присущи так называемому шизоидному типу личности. Что же это за тип?

Автор книги «Психоаналитическая диагностика» Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams), психоаналитик, пишет о них так: «Таких людей немного, 1-2%. Они не любят, когда к ним приближаются слишком близко, и часто отпугивают людей своим особым поведением. Многие считают их «не такими». Но они привыкли к этому».

Психологи и психотерапевты различают адаптивный и неадаптивный шизоидные типы. Есть , которые сумели адаптироваться в социуме и найти себя в мире людей, и есть те, кто испытывает значительные трудности с адаптацией, попадая в условия деструктивного существования. Неадаптированный шизоидный тип – претендент на специальное психотерапевтическое воздействие во избежание серьезных психических отклонений, заболеваний и проявлений. Наркотики, алкоголь, суицид… да мало ли.

Не будем касаться патологий, поговорим об особенностях шизоидного типа личности, который встречается сегодня довольно часто, а его проявления – чуть ли не у каждого из нас в тот или иной период нашей жизни.

Шизоид

Шизоидный тип виден чуть ли не с самого рождения, когда младенец, вместо того, чтобы искать объятий матери, прижиматься и требовать ласки, отстраняется. Отодвигается, избегает прикосновения и поглощения. Парадокс этого типа заключается в том, что отодвигаясь, он больше всего на свете хочет сближения. «Стой там, иди сюда!» – мог бы сказать ребенок своей матери, пытаясь объяснить ей, как нужно себя вести с ним, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Такой малыш играет в одиночестве, трудно сходится со сверстниками, находится где-то на своей волне.

«Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела, дитя сама в толпе детей играть и прыгать не хотела и часто целый день одна сидела молча у окна».
Вот так очень метко и точно Александр Сергеевич Пушкин описал свою Татьяну Ларину – типичную представительницу шизоидного типа личности.

Он и сам был таким в детстве. Да и позже. Но на примере и его героини Татьяны можно проследить, как в шизоидном типе личности проявляется неожиданно полярное разделение. Татьяна была тихоней, а тут раз – и сама первая написала письмо Онегину. Небывалый по смелости, просто дерзкий для того времени поступок. А потом: «Смотри-ка, что Татьяна выкинула: взяла и вышла замуж!» – пишет Пушкин о своей героине, которая выкинула неожиданный фортель. Будто проснулась. Будто то внутреннее, скрытое от других и тщательно охраняемое, вдруг вырвалось наружу и не остановить его никакими способами. Да и сам Пушкин «стихи и проза, лед и пламень», выкинул фортель сначала со своей женитьбой, потом с внезапной дуэлью.

На этих классических примерах легко видно, что шизоидный тип личности – это не такой уж однозначный интроверт. Это не заморыш какой-то, тихий и никому незаметный. Это человек с глубоким и разнообразным внутренним миром, порой опасным, непредсказуемым, но который неизменно тем или иным способом вырывается наружу. И буквально заставляет своего хозяина совершать неожиданные для него поступки, действовать неадекватно, с точки зрения обычного человека. Это может быть неожиданный протест, выходка, агрессивная реакция, поступки нонконформиста, то есть того, кто выбивается из привычных установленных рамок и законов.

Почему он так поступает? Сидел бы себе там тихо в уголке, где он обычно и предпочитает находиться, и не лез на свет божий. Причина вспышек и неожиданных эмоциональных извержений таится, на мой взгляд, в неутолимой жажде прикосновения, невозможного для него и в то же время болезненно желанного. Он будто постоянно отталкивает руку, которую до безумия хочет пожать. Причина в том парадоксе, который заключен внутри его психотипа. Такие люди предпочитают быть слишком откровенным, например, виртуально, в сети, в чате, в комментариях, на расстоянии, но ни за что не идут на сближение или откровенность в реальной жизни.

Получается, спасения нет, так и будет он жить, как затухающий и разгорающийся вулкан, в вечном соперничестве страха и желания.

С одной стороны, он слишком чувствителен к окружающему миру, с другой, не в силах разобраться, что в нем опасно. Шизоидный тип личности плохо разбирается в людях, чаще потому, что невнимателен к ним. Слишком занятый своими внутренними переживаниями, он не видит других, не пытается разобраться в их эмоциях, не может отличить симпатии к себе от насмешки и пренебрежения. Иногда он может быть навязчивым, не чувствует, что нужно оставить человека, не видит его эмоций, потому что поглощен своими.

Некоторые психологи называют это недостатком интуиции. Возможно, это связано с тем, что шизоидный тип личности видит гораздо глубже внешних проявлений. И все условности, и фантики кажутся ему лишними для истинного понимания сути вещей.

Основные черты шизоидной личности

По сути, основными признаками шизоидного типа является:

Расщепление. Раздвоение. Как основная характеристика человека. «Стой там, иди сюда!» Очень ярко проявляется также в пословице «В тихом омуте черти водятся». Причем это не только в негативном смысле. Это может выражаться в неожиданных всплесках какой-то феноменальной творческой активности, необычности, неординарности, гениальности, смелости… Да чего угодно. «Какая-то подпольная модница!» – помните, как в старом фильме «Самая обаятельная и привлекательная» о героине воскликнула ее сотрудница, удивленная ее неожиданным преображением. Этот тихоня, шизоидный тип, оказывается, не так-то прост. По сути, в адаптированном варианте – это невероятно талантливая и даже гениальная личность.

Дистанцирование
– это излюбленный способ существования этого типа в мире людей, даже среди своих. Шизоидный тип предпочитает сохранять значительную дистанцию между собой и окружающими. Он выбирает одиночество, но необычное такое, в котором он должен знать, что рядом, в соседней комнате, в одном городе, в одной стране, на одной планете есть люди, которые его любят таким, какой он есть.

Поглощение – это основной страх, который испытывает человек шизоидного типа. Ему все время кажется, что если он окажется на слишком близком расстоянии от других людей, слишком раскроется, то его проглотят, сомнут, сделают больно, уничтожат его индивидуальность.

Как спастись шизоидному типу в современном мире?

Мне кажется, полностью избавиться от проявлений шизоидного типа невозможно. Но, понимая, причины и истоки своего поведения, человек относится спокойнее к перепадам своего состояния, сомнениям, неадекватным, на первый взгляд, поступкам. Он учится жить с тем, что дала ему природа. А природа, на самом деле, невероятно наградила его особенным, оригинальным, невероятно неожиданным внутренним содержанием и особенной чувствительностью. Которые он может в полной мере раскрыть в творчестве.

В принципе, каждый из нас вправе выбрать, хочется ли ему быть интровертом, замкнувшимся на себе и живущим внутри своей скорлупы, шизоидом, который живет в раковине, но иногда выползает на свет и бурно проявляет свой вулканический темперамент. Или стать творцом своих и чужих миров, где все его страхи и все его особые возможности смогут сублимироваться и найти свое применение.

Можно ли это сделать самостоятельно, без помощи специалиста? А кто сказал, что это невозможно? Пушкин же нашел способ справиться со своим шизоидным темпераментом.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт