Физическая культура и здоровье. Физическая культура физкультура

13.04.2019

Цель: Консолидация усилий семьи, общества и государства для решения проблем нравственного, интеллектуального, физического и социального здоровья подрастающего поколения.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. “Здоровому каждый день - праздник”, гласит одна из восточных пословиц. Ребёнок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Бытует мнение, что здоровье - это только медицинская категория. Но медицинская категория - это болезнь. Здоровье же - категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это уже область педагогики. Следовательно, здоровье - категория педагогическая. В этом и состоит суть проблемы. Здоровье должно либо укрепляться, либо утрачиваться в процессе воспитания человека в семье и школе. На сегодняшний день ситуация следующая: за период обучения в школе здоровье детей ухудшается, количество патологий возрастает.

Проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.), не обходят стороной и старшеклассников. Печальная статистика говорит о том, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривалась в логике сохранения благополучия нации и государства.

Со времён появления на земле, человек привык прежде всего трудиться физически. Борьба со стихией, защита от диких зверей, враждебных племён, добыча питания - помогали мобилизовать ресурсы организма, чтобы выжить в борьбе за существование. Человек ежедневно проявлял возможности физической силы, быстроты, выносливости, ловкости. С тех пор прошло много времени, тем не менее, в организме человека произошли небольшие эволюционные изменения. Поэтому у любого современного человека в любом цивилизованном мире остаётся потребность физически трудиться, двигаться, упражняться как прежде.

Кроме того, известно, что человек познает мир через движения, физические действия. Смотрите на младенца, как он радуется первым своим шагам по земле! Невозможно этого человека воспитать только через нравоучения, книги, науку. Он многие явления, вещи должен сам испытать, потрогать, попробовать. К примеру, разве вы найдёте человека в мире, который не испытал силу огня физически?

Родители, которые своего ребёнка с малых лет воспитывают только через музыкальные занятия, науку, лишая человека радости движения, лишают детства. К счастью, у нас немало семейных примеров, где ребёнка буквально с пелёнок воспитывают через физическую культуру, закалку. Во многих зарубежных странах, например, на Кубе, в ГДР в дошкольных и школьных учреждениях самое пристальное внимание обращают сначала физическому и трудовому воспитанию, потом только умственному.

В суровых климатических условиях Севера жить и трудиться намного сложнее, чем в других регионах страны. Прежде всего, Север требует от жителей закалённого организма и крепкого здоровья. Однако, для того, чтобы стать северянином, никто и нигде не проходит специального отбора или целенаправленной физической подготовки.

Поэтому здоровье приходиться создавать самим. Весьма надёжным средством для этого является занятие физической культурой.

Как известно, научно-технический прогресс оказывает глобальное влияние на все виды трудовой и иной деятельности человека, на характер его отдыха. Досуга и развлечений.

Итак, физическая работа, движение, занятие физической культурой являются естественной потребностью организма. Нормальная жизнедеятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной систем, тканей организма возможно лишь при определённой организации разнообразной мышечной нагрузки, она необходима для здоровья человека постоянно. Работа мышц приводит к расширению кровеносных сосудов и снижению артериального давления, что уменьшает нагрузку на сердце. Импульсы, возникающие в нервных окончаниях, расположенных в мышцах, вызывает ощущение “мышечной радости”, которое подавляет неприятное чувство нервного напряжения, характерное для отрицательных эмоций. Образующие в работающих мышцах вещества способствуют понижению возбудимости центральной нервной системы, усиливают процесс торможения, снимая таким образом обострённые реакции, характерные для отрицательных эмоций.

Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся учёный, врач Авиценна. Он писал: “….. самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна”.

Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. А так как в нем все взаимосвязано, то положительное влияние на нервные процессы содействует более полному раскрытию способностей каждого человека, повышению его умственной и физической работоспособности.

Регулярные физические нагрузки улучшают работу сердца, лёгких, повышают обмен веществ, укрепляют костно-мышечную систему. Однако при больших нагрузках сердце тренированного человека может сокращаться чаще и выбрасывать за одно сокращение больше крови.

Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную ёмкость лёгких, подвижность (экскурсию) грудной клетки. За одно и тоже время работы организм юного спортсмена получает и усваивает больше кислорода за счёт более глубокого дыхания и лучшей доставки питательных веществ к мышцам. Вместе с тем более тренированные люди способны лучше выполнять работу и в тех случаях, когда в организме возникает недостаток кислорода - так называемая гипоксия.

Регулярные занятия физическими упражнениями улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. Немаловажно и то, что у тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели. Занимаясь физической культурой, каждый из вас лучше познаёт свои возможности и научится их совершенствовать.

В наше время существенным образом изменились условия труда. Увеличилось количество профессий, связанных с операторским трудом, использованием компьютеров, требующих от человека большего внимания, умения выполнить сложные и точные движения, быстро ориентироваться и переключаться от одних двигательных действий к другим. Иначе говоря, в сфере трудовой деятельности увеличилось значение координационно-двигательных (психомоторных) способностей.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как природа добра к вашему ребенку? Ведь несмотря на то, что многие родители не дают своим детям правильного физического воспитания из-за незнания азов физической культуры или просто лени, матушка Природа не позволяет угаснуть слабому огоньку под ураганным ветром болезнетворной микробной флоры. Но ведь, согласитесь, мало ребенку просто жить. Надо полнокровно жить! А для этого надо быть здоровым. По-детски удивляться всему-всему на свете, покорять сердца друзей неутомимостью в играх и забавах, а сердца учителей и родителей - яркими успехами в учебе. А как достичь этого, если за плечами непомерный груз всякого рода болячек?

Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Если вы наблюдательны, то, наверное, заметили, как просыпаются домашние животные, птицы, звери. У них в той или иной степени имеются буквально комплексы утренней гимнастики после пробуждения: одни потягиваются, другие выделывают какие-то замысловатые движения, третьи как бы выполняют пробежки, резвятся, играют. Вот таковы чисто естественные потребности животного мира. Зачем нужна утренняя гимнастика для человека? Во-первых, в сонном состоянии все системы человека замедляют свою деятельность. После пробуждения в нормальное рабочее состояние организм человека приходит постепенно, достаточно медленно, через 1,5–2 часа. Для того, чтобы ускорить указанный процесс, чтобы с самого утра трудиться продуктивно, необходимо регулярно после сна проделывать так называемую “зарядку” организма.

При составлении индивидуального комплекса следует позаботиться, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:

  • упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, состоянию здоровья, возрасту, полу;
  • выполнять определенной последовательности;
  • охватывать основные мышечные группы и воздействовать на силу, растягивание, расслабление, обеспечивать улучшение общей подвижности;
  • носить преимущественно динамический характер, выполняться без значительных усилий и задержки дыхания;
  • нагрузка должна постепенно возрастать с некоторыми снижением к концу зарядки;
  • комплекс следует периодически обновлять, т.к. привычность упражнения снижает его эффективность.

1. Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в рабочее (ходьба, бег, выполняемые в спокойном темпе, потягивания). Одновременно надо проделать несколько дыхательных упражнений.

2. Упражнения, укрепляющие мышцы туловища, увеличивающие гибкость позвоночника, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое кровообращение.

3. Упражнения, воздействующие на мышцы рук, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы.

4. Упражнения силового характера.

5. Прыжковые и танцевальные упражнения.

6. Завершают утреннюю гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Чтобы успеть сделать заданные на дом уроки, помочь в работе по дому, почитать, погулять, самостоятельно позаниматься физическими упражнениями или любимым видом спорта в секции, нужно уметь правильно распределить время. Режим дня, конечно, не может быть одинаковым для всех, но принцип чередования в течение дня умственного труда с физической работой и отдыхом должен учитывать при распределении времени каждый из ребят.

Технический прогресс вызвал и возникновение новых факторов вредного воздействия на человека. Эти факторы хорошо известны: нервные перегрузки, загрязнение окружающей среды, неправильное питание, малая подвижность, алкоголизм, курение и другие. Кроме того, в ряде развитых стран около четверти всех заболеваний вызвано неправильным приемом медикаментов.

В связи с увеличением средней продолжительности жизни выступили на первый план болезни старения.

Узнав главных своих врагов, мы поняли, что надо совершенствовать условия труда и быта, развивать медицину, охранять окружающую среду, рационально питаться. Существует всего одно универсальное средство борьбы с болезнями - физическая культура. Так, физическая нагрузка нормализует эмоциональный тонус, повышает расход энергии, компенсируя расход питания, улучшает обмен холестерина, снижая, таким образом, риск заболевания атеросклерозом, а с ним гипертонической болезни и ишемической болезни сердца.

Другие средства борьбы с неблагоприятными факторами тоже нельзя сбрасывать со счетов, и все же их эффективность без использования физических упражнений подобна ношению воды решетом. Кроме оздоровительного, физические упражнения дают тренирующий эффект (повышается умственная и физическая работоспособность), а также формируют и совершенствуют физические качества и жизненно важные умения и навыки (силу, ловкость, гибкость, быстроту, плавание и ходьбу на лыжах). Все это – здоровье, выносливость и двигательные умения - в большой мере обеспечивает потребности общества.

Для решения основных задач физического воспитания, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей и подростков, необходимо:

  • Повышение уровня физкультурного образования, обеспечение равных возможностей для занятия физической культурой и спортом, включением в занятия физической культурой большинства учащихся, родителей и педагогов.
  • Развитие системы обязательных внутришкольных соревнований по принципу круглогодичной спартакиады.
  • Организация физкультурно-спортивной работы с дифференцированным подходом к каждому ребёнку на основе его функционального состояния.
  • Обеспечение в школах организации и проведения занятий физической культурой для детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья.
  • Использование различных форм физического воспитания: гимнастики до начала занятий, физкультурных минуток на уроках, игр и физических упражнений на переменах и в режиме продлённого дня.
  • Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений для занятий физической культурой и спортом.

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии - охраны и укрепления здоровья детей.

Система работы:

  1. Профилактика заболеваемости, сохранение и укрепление физического, психического и интеллектуального здоровья детей.
  2. Сформировать представления о здоровом образе жизни через приобщение к общечеловеческим ценностям, научить уч-ся быть грамотными созидателями своего здоровья.
  3. Развить физические качества и обеспечить адекватный уровень физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка через систему спортивно-оздоровительных мероприятий.
  4. Создать условия для реализации двигательной активности детей.

Направления работы:

  1. Диагностика физического и нервно-психического развития детей.
  2. Паспортизация здоровья.

  3. Создание организационно-педагогических условий для двигательной активности учащихся.
  4. Лечебно-профилактическая работа. Закаливание.
  5. Воспитание потребности здоровом образе жизни через систему оздоровительных занятий.
  6. Создание условий для оздоровительных режимов. Использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
  7. Комплекс психопрофилактических и психогигиенических средств и методов для коррекции здоровья.
  8. Совместная работа с семьями, родителями по воспитанию здорового ребёнка.
  9. Валеологическое образование коллектива учителей.

Валеология. К ней можно относиться по-разному: как к очередной кампании в образовании, которая по прошествии времени будет объявлена ошибочной и подвергнется критике, или как реальному пути сохранения детского здоровья за годы, проведённые в школе. Ведь проблемы, поднятые валеологией, возникли не сегодня. И, вчитываясь в тревожные сводки о состоянии здоровья современного подрастающего поколения, мы все понимаем, как много зависит от школы.

Если ребёнок весел, с удовольствием идёт в школу, если процесс учения доставляет ему радость, если у него есть возможность реализовать себя и он чувствует себя в школе комфортно, мы, пожалуй, можем быть спокойны за его здоровье. И, может быть, придет время, когда о школе будут судить по лицам её учеников, а не по их академическим успехам.

Весь образовательный процесс должен быть направлен на сбережение здоровья и формирование основ здорового образа жизни.

Организация здоровьесберегающего процесса:

  • Создание психологического комфорта;
  • Обеспечение развития личности согласно её индивидуальности;
  • Рациональный, с точки зрения сохранения здоровья ученика, режим школы;
  • Организацию образовательного процесса на основе творчества.

В этом мире всё преходящее, всё обесценивается, всё меняется. Только здоровье есть ценность, которая остаётся таковою при любой политике, при всякой экономике и власти. Здоровье нации - это политика, в которую заложено будущее. А будущее - это наши дети, чье здоровье формируется с самого раннего детства.

Статистические данные по России свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз, именно в школе ученик получает то или иное заболевание. По данным министерства здравоохранения и образования республики, из общеобразовательной школы выходит здоровыми только 10% выпускников. Причинами этого являются многие факторы, главными из которых, несомненно, являются социально-экономические условия, в которых мы живём, и, тем менее, по свидетельству специалистов, 80% заболеваний школьников - заболевания дидактогенного происхождения. А это - индикатор состояния современной педагогики.

В последние годы отмечается рост заболеваемости детей практически по всем группам болезней, ухудшилась структура питания. Появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска.

Снижен возрастной порог начала табакокурения, наблюдается увеличение числа подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества. Недостаточно широко проводится работа по пропаганде здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта средствами массовой информации, особенно на телевидении и радио.

Результаты различных исследований показывают, что хронические заболевания детей обостряются в том числе и за счёт угнетения их образовательным процессом и коммуникативными связями в период начального образования и усугубляется в классах третьей ступени. Поэтому необходимо на первое место на первоначальном этапе становления миропонимания ребёнка в общей системе ставить всё-таки валеологическое образование ребёнка.

Практики предлагают две возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребёнка.

  1. Изменения “образовательного поля” ребёнка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию и его и сохранение здоровья ребёнка, а также новое сознание учителя, его отношение к ребёнку: не ценность знаний, а ценность здоровья.
  2. Новое сознание, связанное с новым, валеологическим, образованием и ученика, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребёнка, но и показывает пути их решения.

В свою очередь, валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребёнка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характера, поступков.

Именно от педагогов, родителей и общественности зависит здоровье школьников, поэтому возникает необходимость создания здоровьесберегающего образовательного пространства.

Успех в обучении во многом зависит от состояния здоровья педагогов. Согласитесь, что только здоровый телом и духом педагог способен дать своему воспитаннику, наряду со специальным образованием, духовное воспитание. Каждый уважающий себя педагог обязан следить за своим здоровьем и поддерживать его по возможности не силами медиков, а своими собственными, природными, обязан пополнять свои знания в этой области и передавать своим воспитанникам.

Важно заметить, что существенное изменение психического и соматического здоровья приходится на самый продуктивный для работы учителя период (15–20 лет работы в школе).

У многих учителей в это время заметно истощается резерв социальной адаптации, в результате снижается профессиональная активность, возникают так называемые “педагогические кризис”. Чаще всего это связано с неумением управлять негативными эмоциями. Как известно, педагогическая деятельность относится к числу самых напряженных в эмоциональном плане видов труда. Учитель испытывает в школе состояние устойчивого стресса.

Среди факторов, провоцирующих профессионально-невротические реакции учителей, а также профессиональные сердечно-сосудистые заболевания, выделены находящиеся в поле административной деятельности.

Вполне очевидна связь между здоровьем поведением человека. Поведенческого навыки здорового образа жизни - неотъемлемая часть бытия, формирующая в детстве. На формирование здоровых поведенческих навыков влияют различные факторы: пример родителей, друзья, школа, средства информации. Поведение формируется благодаря тому, что ребёнок слышит, видит и чувствует вокруг себя в повседневной жизни, но оно и изменяется в результате сознательного обучения.

К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остаётся очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели - формированию здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека, к созданию в школе здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

Раздел 1. Здоровый образ жизни

1.1 Резервы организма

1.2 Основные элементы здорового образа жизни

1.3 Рациональное питание

1.4 Закаливание

Раздел 2. Физкультура и здоровье

2.1 Физические упражнения

2.2. Гигиена физических упражнений

2.3 Гимнастика

2.4 Утренняя гимнастика

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Раздел 1. Здоровый образ жизни

1.1 Резервы организма

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).

Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

1.2 Основные элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

1.3 Рациональное питание

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста четырехразовый режим питания:

1 завтрак -- 25% суточного рациона

II завтрак --15% суточного рациона

обед --40% суточного рациона

ужин --20% суточного рациона

Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни.

Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.

При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.

Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения.

Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

1.4 Закаливание

В России закаливание издавна было массовым. Польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.

Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Раздел 2. Физическая культура и здоровье

2.1 Физические упражнения

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость легких -- наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно -- 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

2.2 Гигиена физических упражнений

На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

2.3 Гимнастика

В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в одних легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время бега потерял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той поры все участники соревнований стали выходить на арену обнаженными. По-гречески “обнаженный” -- “гимнос”; отсюда появилось слово “гимнастика”, к которой в древности относили все виды физических упражнений.

В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления.

Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки.

“Лучшего средства от хвори нет -- делай зарядку до старости лет”, -- гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10--15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна. Она помогает организму быстрее перейти от пассивного состояния к активному, необходимому для работы, создает хорошее настроение и дает заряд бодрости. Поэтому гимнастические упражнения полезно выполнять не только утром, но и днем, для чего на многих предприятиях введена производственная гимнастика. Перед началом работы в течение 7--10 мин выполняется комплекс простейших упражнений, подготавливающих организм к предстоящему труду (вводная гимнастика), а затем два раза (до и после обеда) на предприятиях раздается звонок, останавливается производство и начинается 5--7-минутная физкультурная пауза: рабочие и служащие выполняют специально подобранные для каждой профессии гимнастические упражнения. Давая отдых нервной системе, эти упражнения снимают утомляемость и способствуют высокой работоспособности.

Судите по себе: когда, занимаясь домашними уроками, вам приходится долго сидеть за столом, то со временем появляется желание потянуться (а такое движение -- гимнастика) или пройтись по комнате. Так и у рабочих со временем возникает потребность изменить положение тела, “размять косточки” и хотя бы минутку передохнуть. Для них физкультурная пауза -- большое подспорье, и рабочие многих профессий в течение смены выполняют по 3--5 индивидуальных физкультминуток.

Совсем иное дело -- профессионально-прикладная гимнастика: регулярные занятия специально подобранными упражнениями предусматривают преимущественно развитие тех групп мышц и двигательных. Навыков, которые необходимы для более быстрого овладения трудовым мастерством в определенных профессиях.

А во всех школах и учебных заведениях есть обязательный предмет -- основная гимнастика. В ее программе -- обучение прикладным двигательным навыкам (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метания, преодоление различных препятствий, равновесия, переноска груза), а также несложным гимнастическим и акробатическим упражнениям. К основной гимнастике относится и так называемая оздоровительная гимнастика (та, что передается по телевидению), предназначенная для самостоятельных занятий на досуге. Она необходима тем, кто не может почему-либо посещать занятия группы здоровья.

В тренировку каждого спортсмена непременно включаются занятия спортивно-вспомогательной гимнастикой, развивающей определенные физические качества, необходимые для разных видов спорта.

Составной частью физической подготовки в Вооруженных Силах является военно-прикладная гимнастика. Ее задача -- всестороннее развитие физических способностей к быстрым действиям в военной обстановке с учетом специфики военных специальностей.

А кто хочет обрести стройную фигуру с красивой, рельефно выделяющейся мускулатурой, тот занимается атлетической гимнастикой. Она состоит из общеразвивающих упражнений с предметами -- отягощениями (металлические палки, гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры, гири, блочные устройства и др.) и без предметов. Вместе с тем предусматриваются занятия различными видами спорта, дающими разностороннюю физическую подготовку.

Наконец, лечебная гимнастика призвана восстанавливать подвижность поврежденных частей тела и устранять недостатки телосложения, появившиеся в результате ранений, травм или болезней.

В следующем подразделе мы подробнее рассмотрим утреннюю гимнастику.

2.4 Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств. Для занятий утренней зарядкой удобно пользоваться следующим комплексом упражнений:

Таблица 1

Описание упражнения

Дозировка

Методические указания

В среднем темпе

Ходьба (можно на месте)

Дыхание ровное, спина прямая, голову не наклонять

Медленно

И.П. Ноги на ширене плеч, руки на поясе.

Круговые движения головы влево и вправо

5-влево 5-впаво

Упражнение выполняется плавно без рывков

Медленно

Потягивание.

Поднять руки в следующей последовательности:

за голову;

одну руку вверх, другую в сторону затем наоборот;

вернуться в исходное положение

Нужно отвести назад плечи и голову и напрячь все мышцы тела; если одна или две руки вверху, посмотреть на их кисти.

В среднем темпе

Исходное положение тоже.

Кисти сжаты в кулак, круговые движения предплечьями

5 раз в одну и 5 раз в другую сторону

Следить за осанкой.

Энергичные движения рук.

Руки согнуты, кисти на уровне груди. Движения согнутыми и прямыми руками:

в стороны - прямыми

назад - согнутыми

5-7 повторов

Руки не опускать, держать на одной линии

В среднем темпе

Круговые движения руками вперёд и назад

По5 раз в каждую сторону

Голову не наклонять, спина прямая.

Из положения “одна рука вверх” движения руками назад со сменой положения рук:

правая вверх, левая вниз

наоборот

Энергичные движения рук.

Ноги на ширене плеч, руки вперёд. Наклоны туловища:

К левой ноге

Дата создания: 2013/11/26

По данным Министерства РФ за 2009 год до 70 % учащихся к выпускному классу школы имеют нарушенную остроту зрения, 40 % - хронические заболевания, более 60 % - нарушенную осанку. Я выбрала тему: «Влияние физических упражнений на здоровье человека» так как считаю, что в настоящее время этот вопрос актуален не только для детей, но и для взрослых. Люди мало времени уделяют своему здоровью. Ведется малоподвижный образ жизни. К сожалению, у многих сложилось твердое убеждение, что вопрос здоровья или не здоровья целиком и полностью зависит от врачей. Другими словами дети и взрослые считают, что если врач будет лечить хорошо, мы будем здоровы. Однако в последнее время ученые доказали обратное. «Здоровье человека только на 10 % зависит от системы здравоохранения, на 20 % от наследственности, на 50 % от образа жизни и на 20 % от окружающей среды».

Не все современные люди имеют необходимые знания для сбережения своего здоровья.

Состояние физической культуры в РФ

В настоящее время физической культурой и спортом в РФ занимается 10 % населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 %. Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 70 %. Детский врач Леонид Рошаль, глава Общественной палаты РФ по здравоохранению, утверждает: « Здоровье российских школьников было хуже только во время войны и революции. Основные причины этого: питание, физкультура в школе, экология… Я не говорю о спорте, я говорю о физической культуре. Спорт сам по себе, это не здоровье, а правильно поставленная физкультура, выполнение различных физических упражнений - это здоровье». В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступным учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих миллионов трудящихся. Негативные процессы начались с 1991 года. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказывались от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывали, продавали, передавали их другим собственникам или использовали не по назначению. Радует что в последние 3 - 4 года развитие физической культуры и спорта стало важной составной частью государственной социально-экономической политики. В Лянторской СОШ № 1 в основном имеется все необходимое для занятий физической культурой. Однако уроки физкультуры, как и в других школах России, воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к таким, как математика, физика, история, литература, русский и др. Поддавшись сложившемуся в педагогической среде отношению учителей - предметников к урокам физкультуры как к чему-то необязательному, ученики часто пренебрегают ими. Да и родители, порой, не имея на то достаточно серьезных оснований, стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры. «Настало время переосмыслить роль уроков физкультуры…»

Движение и его роль

Движение - это самый мощный стимулятор всех процессов происходящих в организме.

Ребенок никогда бы не вырос во взрослого человека, не совершая огромного количества движений. Вообще, в процессе эволюции наш организм создавался максимально приспособленным к движению и полноценно мог существовать только подвергнутый различным вибрациям, встряскам, сжатиям, растяжениям и другим, физическим и гравитационным воздействием.

И это неудивительно, если знать, что наш организм представляет собой громадных размеров поверхность, заключенную (сжатую) в сравнительно небольшой объем.

35 литров жидкости нашего организма должны постоянно циркулировать доставляя все необходимое клеткам и удаляя все ненужное. В свою очередь, "обслуживающий персонал" клеток: печень, легкие, кожа, почки и кишечник - должны быть чистыми и здоровыми, чтобы вовремя удалять токсины усталости.

И вот тут-то движение: ходьба, бег, физические упражнения и так далее - позволяют многократно увеличивать циркуляцию жидкостей в организме. Во время движения мышцы сокращаются, выдавливая жидкость в кровеносное русло, помогают продвижению венозной крови к сердцу. Сильно возросшая циркуляция крови способствует вымыванию и выбрасыванию токсинов. В результате весь человеческий организм может функционировать на более высоком уровне, - повышается качество жизни.

Виды движения

Ходьба

Ходьба - наиболее простое и доступное средство, приемлемое для людей всех возрастов. Процент травм во время ходьбы наименьший по сравнению с более интенсивными видами движений, а удовольствие не меньше. Ходить надо интенсивно, но по самочувствию.

Добиваться легкой испарины и поддерживать её в процессе ходьбы. Возросший кругооборот жидкости и дыхание позволят эффективно удалять шлаки усталости из организма, оздоравливать внеклеточную среду. На движение крови по венам эффективно влияет подсос, возникающий при движении диафрагмы ("венозного сердца") во время дыхания. Но этого оказывается весьма мало для того, чтобы поднимать кровь вверх против силы тяжести.

Поэтому природа создала на внутренних поверхностях вен от пальцев рук до плеча и от пальцев ног до бедра, через промежутки около 4 см, особые клапаны - карманы. Эти клапаны позволяют пропускать кровь только в одном направлении - вверх, к сердцу. Их 22 на венах ног и 17 на руках.

При каждом сокращении мышц ног или рук, возникающем при ходьбе, вены сжимаются от мышечного сокращения, и кровь проталкивается вверх. При расслаблении кровь под действием силы тяжести устремляется вниз, но клапаны - карманы закрываются и не дают ей течь вниз. Вот так действует мышечный насос, проталкивающий кровь к сердцу и помогающий второму венозному сердцу - диафрагме.

Роль инерционных усилий хорошо иллюстрируется открыванием бутылки - пробку можно выбить ударом днища бутылки о землю. Это происходит и при ходьбе (ещё сильнее при беге) с венозной кровью. Эти же инерционные усилия позволяют взбалтывать пищу в желудке и кишечнике, желчь - в желчном пузыре, не давая ей сгущаться и выпадать в осадок.

Ритмическое надавливание пищевых и каловых масс на стенки кишечника рефлекторно возбуждает их и вызывает сокращение, в результате которого продвижение их идет нормально. Внутренние органы: печень, почки, мочевой пузырь, желчный пузырь, поджелудочная железа - все содержимое брюшной полости во время интенсивной ходьбы встряхивается, дребезжит, промывается кровью и насыщается энергией.

"Токсины усталости" активно удаляются, и человек после хорошей прогулки ощущает здоровье и умиротворение во всем теле. Инерционные усилия играют громадную роль в массаже межпозвоночных дисков, связок и всей соединительной ткани. Никакой массаж не оздоравливает так межпозвоночные диски, как ходьба и бег. Ритмическое сжатие и расслабление позволяет питать пульпозное ядро, хрящевую ткань и сухожильные связки позвоночника.

Ведь недостаток движения приводит к тому, что нет достаточного массажа вышеперечисленным тканям организма. Поэтому они от зашлакованности и плохого питания постепенно, но верно, деревенеют, перестают полноценно осуществлять свои функции, сжимаются, стягиваются.

Обыкновенный бег оказывает ещё большее влияние на организм, нежели ходьба. Намного возрастает кровоток - отсюда и энергонабор из окружающей среды; дыхание - отсюда удаление шлаков, капитально промывается все тело чистой кровью, а инерционные усилия достигают гораздо больших величин, чем при ходьбе.

Если бег достаточно длителен, то возникает дыхательный ацидоз, - поэтому улучшается биосинтез в клетках. Многократно возрастает оздоровительный эффект. Влияние бега на эндокринную и нервную систему очевидно. Бег позволяет наладить ритмическую работу указанных систем. Чтобы дать нагрузку на эти системы, необходима длительная циклическая антигравитационная работа.

Длительный неторопливый бег идеально подходит для этого. Большинство кровеносных сосудов в теле расположено вертикально, а капиллярный кровоток в покое на 1 кв. мм поперечного сечения мышцы открыт приблизительно на 30-80 капилляров. Во время бега, когда человек постоянно преодолевает земную гравитацию, подскакивая и опускаясь в вертикальном положении, кровоток в сосудах также "раскачивается", входит в резонанс с бегом.

При этом постепенно открываются ранние "спавшие" капилляры. Такая микроциркуляция активизирует деятельность органов внутренней секреции. Поток гормонов возрастает и теперь уже способен доходить до самых отдаленных клеточек и налаживать их работу, координировать деятельность систем. В итоге это приводит к тому, что деятельность всех систем организма становится более слаженной и сбалансированной.

Как правило, после длительного бега (30 и более минут) возникает ощущение эйфории. Это результат усиленной работы гипофиза, который вырабатывает особые гормоны - эндорфины. При разных дозах они в 200 раз эффективнее морфия! Эндорфины вызывают естественное ощущение блаженства, оказывают противоболевой эффект и продолжают свое действие в течение 0,5-1 часа после бега.

В процессе беговых тренировок уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится мощнее и работает более экономно. Гормоны надпочечников, вырабатывающиеся в процессе физической нагрузки, благотворно действуют на сердце. В результате человек с редким пульсом гораздо легче контролирует свои эмоции, и повышенные порции адреналина не оказывают вредных влияний на его организм, как это происходит у малоподвижных людей.

В связи с тем, что при длительном ритмическом беге пульс становится 120-130 ударов в минуту, и периферические кровеносные сосуды расширяются, снижается их сопротивление, что ведет к понижению кровяного давлению. При пониженном оно, наоборот, - поднимается. Также бег способствует нормализации кислотности желудочного сока. Если кратко суммировать целебные воздействия бега, то он особенно эффективен при гипертонии и гипотонии, вегетососудистой дистонии, стенокардии, ишемической болезни сердца, ревматизме, недостаточности митрального клапана сердца, остеохондрозе, язвенной болезни желудка.

Помимо этого, бег тормозит процессы старения, ибо активирует внутриклеточный биосинтез, нормализует деятельность центральной нервной системы, активизирует и регулирует деятельность эндокринных желез, укрепляет иммунную систему - повышает защитные силы организма, заражает организм энергией и прекрасно помогает бороться против чрезмерного и неконтролируемого употребления пищи.

Гимнастика и культуризм

Комплексы специально подобранных упражнений позволяют объединить полезное воздействие от упражнений циклического характера на выносливость с упражнениями на гибкость, координацию и силу. Влияние музыкального ритма, эмоций делает такую тренировку еще более увлекательной и человек получает прекрасную нагрузку как бы, между прочим.

Гимнастические упражнения воздействуют поочередно на различные мышечные группы, происходит промывание кровью всего тела. В этих упражнениях реализуются эффекты промывания кровью организма, инерционные усилия, развитие гибкости, высокая эмоциональная насыщенность. Различные упражнения, выполняемые с внешним отягощением, носят название атлетической тренировки. При сильных мышечных напряжениях происходит разрушение протоплазмы клеток, расход внутриклеточных материалов, что в итоге сильно активизирует биосинтетические процессы.

При мышечном сокращении с достаточно сильным усилием происходит лучший обмен внеклеточной жидкости с кровью, очень сильно возрастает кровоток в работающих мышцах, что позволяет быстро восстанавливать травмированные связки, мышцы. Особенно следует подчеркнуть, что никакие другие методы не могут сравниться с увеличением кровотока при работе с отягощениями. Причем мощный кровоток можно создавать изолированно в различных мышечных группах, добиваясь целенаправленного воздействия.

Длительная и достаточно интенсивная тренировка с отягощениями также способствует выработке эндорфинов, что подчеркивают многие ведущие культуристы. Недостаток этих тренировок в том, что они дают мало инерционных усилий, в результате чего нет вибрационного воздействия на организм. В целом это очень сильное средство для восстановления здоровья, улучшения биосинтеза и повышения энергетики. Существует другая разновидность атлетической тренировки - произвольное напряжение мышц, в результате которого не происходит никакого внешнего движения. Это называется статистическим или изометрическим усилием. Такие тренировки также прекрасно воздействуют на организм человека и позволяют совершенствовать нервно-мышечный организм, в результате которого человек, не имея гипертрофируемых мышц, имеет громадную силу.

Велико значение физических упражнений. Профилактический эффект можно объяснить улучшением общей циркуляции жидкостей, нормализацией кислородного режима, подвода к клеткам биорегуляторов - гормонов. Все это способствует нормальному течению клеточной жизни и тем самым препятствует возникновению различных заболеваний.

Для того, чтобы человек не болел, чтобы организм хорошо усваивал энергию из окружающей среды и хорошо включался биосинтез клеток, надо много двигаться. По гипотезе профессора Андриевского, в организме кровь образуется лишь во время напряженного физического усилия. Именно в движении, при беге, интенсивной работе на свежем воздухе идут мощные окислительно-восстановительные реакции, и образуется сильная, молодая кровь высокого качества.

К сожалению, сегодняшнее поколение ведет малоподвижный образ жизни. Это сказывается на здоровье. Учащиеся нашего класса, посещающие спортивные секции, не пропускают занятия в школе по болезни. Группа «Ветеранов спорта» находится в хорошей физической форме. Все они пред - пенсионного и пенсионного возраста. Помогают этому ежедневные занятия физическими упражнениями. Предпочтение отдают бегу и лыжным гонкам. Занимаются в любую погоду.

Как вы видите еще в древности, мудрецы понимали, что здоровье зависит от его образа жизни. В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Поддержание высокой физической активности задача каждодневная. Нужно заставлять себя регулярно заниматься физическими упражнениями. При сидячей работе, во время учебы в школе следует в перерывы каждый час делать наклоны, приседания, почаще глубоко дышать. После работы, учебы в школе желательно идти пешком домой, хотя бы часть пути. Это способствует укреплению сердечнососудистой системы. Занятия физическими упражнениями доступны каждому человеку и не требуют особых материальных затрат. Являются эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие либо заболевания.

С каждым днем ширится в нашей стране движение за здоровье. Много сделано нашим правительством для улучшения благосостояния русских людей, медицинского обслуживания и укрепления их здоровья. В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни. И действительно, многое зависит от нас самих, от нашего отношения к себе и своему главному богатству - здоровью. Что нам полезно, каков необходимый минимум двигательной активности, рацион питания, как включить в заполненный до предела день физические упражнения, восстанавливающие работоспособность процедуры?

Часто собственное здоровье оценивается желающими заниматься физкультурой неправильно. Видимое благополучие не всегда означает наличие хорошего здоровья. Статистика отмечает, что за последние годы «помолодели» сердечно-сосудистые заболевания. Как правило, за делами и повседневной суетой мы не замечаем первых угрожающих признаков развивающегося заболевания. Вот почему важно, приступая к занятиям физкультурой, посоветоваться с врачом, и начав заниматься, научиться прислушиваться к себе, понимать реакции своего организма. В этом вам поможет регулярное ведение дневника самоконтроля.

Закаливающие процедуры (даже самые простые) также способствуют укреплению организма, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, в результате чего существенно снижается заболеваемость. Этой проблеме уделяется соответствующее внимание. И наконец, восстановление работоспособности. Это особенно важно для лиц, перешагнувших 40-летний рубеж. Отработал смену, человек чувствует усталость. Как вернуть ему бодрость, силы, чтобы он мог с пользой для себя заняться физическими упражнениями - поплавать в бассейне или выполнить пробежку?

За свою многолетнюю врачебную практику мне довелось наблюдать за состоянием здоровья большого числа физкультурников и спортсменов, консультировать занимающихся оздоровительными упражнениями самостоятельно. Неоднократно приходилось участвовать в конференциях, встречах на радио и в редакциях газет, отвечать на письма читателей. На основе этого мне удалось выделить ряд вопросов, особенно интересующих многих людей.

Закалка:

Пустая кушетка

Бодрого утра! Ловите ответы на вчерашний тест! ⠀ 💖...

Следует выделить два главных направления физических упражнений: 1) повышение резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 2) поддержать на некотором уровне функцию мышц и суставов. Значимость обоих направлений различна в зависимости от условий жизни, характера работы и возраста, а также устремлений человека.
Николай Амосов

С течением времени взгляды медиков стали меняться. Сегодня уже разрешают бегать после инфаркта, говорят, что пульс после нагрузки должен достигать 120 ударов в минуту. И в самом деле: если вспомнить, сколько килограммометров выдавал пахарь за плугом, или землекоп, или охотник, то что стоят наши 20-30 минут занятий гимнастикой? Или даже бег? Нет, для здоровья необходимы достаточные нагрузки. Иначе они не нужны совсем.

Думаю, что после всего сказанного о тренировке излишне защищать необходимость физкультуры вообще. Могу повторить лишь трафаретные обоснования: физкультура укрепляет мышцы, сохраняет подвижность суставов и прочность связок, улучшает фигуру. Повышает минутный выброс крови и увеличивает дыхательный объем легких. Стимулирует обмен веществ. Уменьшает массу тела. Благотворно действует на органы пищеварения. Успокаивает нервную систему. Повышает сопротивляемость простудным заболеваниям.

После таких убедительных доказательств, которые всем известны, почему бы людям не заниматься физкультурой ?

А они не занимаются. Порой и врачи портят дело своими догмами, формулой: "Не навреди". Врачи боятся физкультуры. Умрет больной со стенокардией дома, в постели - все нормально. "Организм не справился", все делалось как нужно. Представьте, прописал бы ему врач бег трусцой, а больной возьми и помри на дорожке? Что бы сказали родственники, да и коллеги-врачи? "Навредил". А кто же может утверждать, что лекарства никогда не вредят?

Вот что теперь нужно для физкультуры: узаконить правомочность ее как метода профилактики и лечения.

Начнем с некоторых общих идей. Тренировочный эффект любого упражнения, любой функции пропорционален продолжительности и степени тяжести упражнения. Превышение нагрузок, приближение их к предельным сопряжено с опасностями, перетренировка - это уже болезнь. Мощность и длительность тренировки действуют по-разному и должны учитываться отдельно: тренировка на силу и на длительность функции. Важнейшее правило тренировки - постепенность наращивания величины и длительности нагрузок. Поэтому темп наращивания того и другого должен выбираться "с перестраховкой", чтобы ориентироваться на самые "медленные" органы. Кривая увеличения нагрузок должна приближаться к S-образной. При низкой исходной тренированности добавочные упражнения должны составлять 3-5% в день к достигнутому уровню. Верхних пределов возможностей достигать не нужно: уверен, что они вредны для здоровья.

Тренировка может преследовать различные цели. Для одного в центре внимания - разработка сустава после операции или тренировка мышц после паралича, для другого - лечение астмы задержкой дыхания по К. П. Бутейко, третьему нужно согнать лишний жир. Большинству, однако, необходимо тренировать сердечно-сосудистую систему, чтобы противостоять "болезням цивилизации" - общей детренированности. Сердце тренируется при любых занятиях физкультурой, об этом никогда нельзя забывать.

Первый пункт: нужен ли врач? Большинство популярных брошюр о физкультуре говорит, что нужен. Но я такого совета давать не буду. Причина самая простая: нет практической возможности попасть к врачу, понимающему физкультуру.

Единственный орган, который действительно подвергается опасности при физических нагрузках у детренированного человека, - сердце. Однако при соблюдении самых элементарных правил и эта опасность минимальна, если человек не страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы. А если страдает? Тогда уже никуда не денешься, нужно идти к врачу-кардиологу: пусть он посмотрит и "даст добро". Но вся беда в том, что в большинстве случаев он скажет: "Все-таки это небезопасно. Лучше воздержитесь".

И все же обязательно нужна консультация людям с пороками сердца, перенесшим инфаркты, тяжелым гипертоникам со стойко высоким давлением (выше 180 максимальным и выше 100 минимальным), больным со стенокардией, требующей постоянного лечения.

Главная предосторожность - постепенное прибавление нагрузок . Ни в коем случае не спешите скорее стать здоровым! Не случайно говорят о "беге к инфаркту".

Второй пункт: проверка исходной тренированности. Она определяется по уровню работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Прежде всего нужно знать свой пульс в покое. По пульсу в положении сидя уже можно приблизительно оценить сердце. Если у мужчины он реже 50 ударов в минуту - отлично, реже 65 - хорошо, 65-75 - посредственно, выше 75 - плохо. Для женщин и юношей этот показатель примерно на 5 ударов в минуту больше.

Потом спокойно поднимитесь на четвертый этаж и сосчитайте пульс. Если он ниже 100 ударов в минуту - отлично, ниже 120 - хорошо, ниже 140 - посредственно. Выше 140 ударов в минуту - плохо, никаких дальнейших испытаний проводить нельзя и нужно начинать тренировку практически с нуля.

Следующее испытание - подъем на шестой этаж, но уже в течение определенного времени. Сначала поднимитесь за 2 минуты - это как раз нормальный темп. И снова - подсчет пульса. Тем, у кого пульс выше 140 ударов в минуту, больше пробовать нельзя, нужно тренироваться.

Настоящие тесты предусматривают расчет потребления кислорода в кубических сантиметрах за минуту на 1 кг массы тела или работу в килограммометрах в минуту на 1 кг массы тела за 4 минуты максимальной нагрузки. Соотношение между кубическими сантиметрами потребляемого кислорода и килограммометрами такое: 1 кгм - 2,33 см з О 2 .

Строго научное определение максимальной работы или потребления кислорода проводят в специальных лабораториях на аппарате велоэргометре, который представляет собой велосипед, закрепленный на станине, с тормозом, позволяющим создавать сопротивление. С помощью электрокардиографа у испытуемого постоянно регистрируют ЭКГ. Есть указатель частоты пульса. Чаще всего потребление кислорода высчитывают по эквивалентам работы, а мощность выражают в ваттах.

Самый простой и безопасный способ - подъем и спуск по лестнице . Спуск учитывают за 30% подъема, так что три этажа со спуском нужно считать за четыре. Суть исследования состоит в том, чтобы "работать" 4 минуты, поднимаясь на 1-2 этажа и снова спускаясь. Потом следует остановиться и сосчитать пульс. Разница в том, сколько этажей вы прошли за эти 4 минуты: пять или, например, двадцать. Высоту этажей можно принять в среднем за 3,5 м. Расчет килограммометров в минуту после этого не представляет труда. Спуски учитывают умножением на 4/5.

Начинать нужно с медленного темпа: приблизительно 60 ступенек за минуту. За 4 минуты поднимитесь и спуститесь приблизительно на 9 этажей. Если пульс достигает 150 в минуту, то это и есть ваш предел - 10,7 кгм/мин или 25 см з /мин/кг.

Существует масса всевозможных проб для определения тренированности сердца. Они отличаются не только величиной нагрузки, но и длительностью, поэтому их результаты трудно сравнивать. Вот две короткие пробы, приведенные в брошюре Е. Янкелевича "Берегите сердце".

Проба с приседаниями. Встаньте в основную стойку, поставив ноги вместе (сомкнув пятки и разведя носки), сосчитайте пульс. В медленном темпе сделайте 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя корпус прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитайте пульс. Превышение числа ударов пульса после нагрузки на 25% и менее - отличный результат. От 25 до 50% - хороший, 50-75% - удовлетворительный и свыше 75% - плохой. Увеличение количества ударов пульса вдвое и более указывает на чрезмерную детренированность сердца, его очень высокую возбудимость или на заболевание.

Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встаньте в основную стойку, поставив руки на пояс. В течение 30 секунд сделайте 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5-6 см. Затем снова сосчитайте пульс. Результаты оценивают так же, как и в пробе с приседаниями. Проба с подскоками рекомендуется для молодых людей, работников физического труда и спортсменов.

Для этих проб никаких врачей не нужно. Правда, я бы сделал одно примечание: людям с явно нездоровым сердцем нужно сначала попробовать половинную нагрузку - 10 приседаний или 30 подскоков и, если пульс участился не более чем на 50% по сравнению с покоем, пробовать полный тест.

Следует выделить два главных направления физических упражнений . Первое и важнейшее: повышение резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Второе: поддержать на некотором уровне функцию мышц и суставов. Значимость обоих направлений различна в зависимости от условий жизни, характера работы и возраста, а также устремлений человека.

Скромная цель и доступные средства - вот что нужно для начала. Однако цель не должна быть чересчур легкой. Не слушайте рекомендации, в которых пишут, что здоровье можно обрести, сделав 5-10 упражнений по 5-6 движений руками или ногами, или что достаточно пройти в день километр за 20 минут. Это практически бесполезно. Есть некоторый минимум нагрузок, ниже которого идти нельзя. Если уж и их не осилите, то больше и не пробуйте.

Николай Амосов. Моя система здоровья

Похожие материалы:



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт