Функции левого и правого полушария головного мозга. Правое полушарие мозга и его эффективное развитие. Правое полушарие определяет такие способности человека

16.04.2019

Головной мозг – самый главный отдел человеческой нервной системы, надежно защищенный черепной коробкой. Этот орган вмещает в себя огромное множество связанных между собой синоптическими связями нейронов. При взаимодействии этих нейронов, в головном мозгу человека возникают сложные по природе происхождения импульсы, которые, благодаря нервной системе, передаются по всему человеческому телу и позволяют контролировать весь организм.

Несмотря на достаточно продолжительный период изучения всем миром процессов, протекающих в мозгу человека, об этом удивительно важном органе известно немногое, особой загадкой до сих пор остается, как протекают процессы контроля всего тела посредством одной маленькой массы внутри черепной коробочки. Однако несколько фактов все же удалось обнаружить за годы исследования. Так, точно известно, что человек способен контролировать лишь самую малую часть своего мозга . Еще один момент, известный всем, это то, что человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Функции и особенности левого полушария и будут рассматриваться в дальнейшем, а также будут описываться способы его развития.

Основная информация

Как уже было упомянуто ранее, в головном мозгу принято выделять левое и правое полушария. Они разделены между собой корой головного мозга, однако не утрачивают связь, ведь нормальное функционирование этого органа возможно лишь при оптимальном взаимодействии обоих полушарий. Именно для этого в мозгу человека имеется мозолистое тело. У каждого из полушарий свои функции. Условно, именно левому полушарию принадлежит ответственность за последовательное выполнение определенных задач .

Правому же, не менее важному, необходимо также выполнять ряд второстепенных задач параллельно. Очень часто в быту говорят о том, что у творческих людей более развито правок полушарие, а людям с развитым левым полушарием даются успехи в точных науках, например в математике или физике. И это вполне логично, ведь правое полушарие отвечает за обработку информации, поступавшей в человеческое сознание в виде образов и символов. А вот особенности и функции левого полушария стоит рассмотреть подробнее.

Функция мышления

В отличие от правового полушария, левое отвечает за обработку поступающих извне фактов , для чего используется логическое мышления. В данном случае учитывается конкретная информация, при этом такие факторы, как чувства и эмоции, абсолютно не играют роли. Стоит отметить, что именно левому полушарию, как было указано раньше, свойственно обрабатывать несколько задач друг за другом, что и способствует анализу фактов.

Вербальная функция

Именно левое полушарие несет ответственность за вербальные способности человеку. В зависимости от степени развитости этих способностей, у человека по-разному формируются навыки письма и способности прочтения текста. Помимо этого, именно благодаря работе левого полушария мозга, человек может контактировать с окружающим миром посредством речи и, конечно, развивать навыки общения.

Функция контроля человеческого тела

В аспекте контроля головным мозгом тела владельца человеческое тело напоминает зеркало. Так, левое полушарие контролирует правую половину человеческого тела, а правое полушарие контролирует левую половину. То есть, говоря иначе, поднимая правую руку или же делая шаг правой ногой вперед, человек осуществляет эти действия именно за счет работы левого полушария головного мозга.

Функция «счета»

Так называемая функция «счета» относится только к левому полушарию. Ее основное значение отражается при проведении человеком математических и прочих точных расчетов. Говоря иначе, именно левое полушарие подает сигналы всему телу при решении математических или физических задач, расчете бюджета, мысленного сложения суммы на покупку той или иной вещи и т.д. Потому справедливо говорить, что если ребенок одарен в аспекте, к примеру, алгебры, то у него развито именно левое полушарие.

Развитие левого полушария мозга

Очень часто у многих возникает вопрос: «А можно ли развивать левое полушарие мозга? И если да, то как?». Ответ будет положительным. И вот несколько вариантов:

  • В статье раннее было упомянуто, что правое тело контролируется левым полушарием. Добавив сюда факт о положительном влиянии физических нагрузок на развитие мозга, можно сделать вывод: для развития левого полушария мозга, необходимо придавать физические нагрузки правой половине тела.
  • Поскольку левое полушарие ответственно за счет и логику, то следует уделить внимание именно решению математических задач. Конечно, необязательно брать сразу задачи по высшей математике. Лучше начать с простых уравнений, постепенно повышая уровень сложности. Это обязательно поможет развитию левого полушария.
  • Странно, но лучший и самый простой способ развития левого полушария головного мозга состоит в разгадывании кроссвордов . Пытаясь угадать слово, которое необходимо вписать в клетки, особенно работает аналитическое мышление, свойственное левому полушарию.
  • И напоследок необходимо вспомнить о разработанных командами психологов специальных тестов, которые способствуют развитию левой части мозга человека. К счастью, огромное их множество сейчас легко можно найти на просторах всемирной паутины.

Совместная работа

Следует отметить, что полушария не могут работать порознь. Потому при развитии одного полушария, необходимо уделять время развитию и второго. Здесь играет роль социальный фактор, ведь люди, у которых одинаково хорошо развиты и левое, и правое полушарие, то есть и творческие, и логические способности, более востребованы в обществе.

Более того, есть особые люди, так называемые амбидекстры, чьи полушария развиты в равной степени. Порой такие люди даже умеют одинаково хорошо писать обеими руками. Таких вершин мастерства может достигнуть каждый желающий, но для этого стоит приложить немало усилий.

Интересное видео про работу полушарий:

Мозг безраздельно властвует над человеческим телом. Именно из него исходят все команды, и, благодаря им, каждый из нас дышит, говорит, двигается, эмоционально воспринимает окружающий мир. Но, как и в любой сложнейшей системе, в сером веществе существует множество самых разнообразных центров. Каждый из них имеет свои чётко ограниченные функции. Один центр отвечает за речь, другой за зрение, третий контролирует работу слуха и т. д.

Все эти источники внешних проявлений не разбросаны, как попало, а объединены в две системы. Называются они: правое и левое полушария мозга . Полушария выполняют как общие, так и специфические задачи, а, следовательно, в чём-то схожи, а в чём-то кардинально отличаются друг от друга. Можно сказать, что в одном человеке живёт два «Я».

Правое полушарие контролирует левую половину тела. Левое полушарие, как нетрудно догадаться, осуществляет контроль над правой его половиной. Казалось бы, в этом нет ничего необычного. Рациональная природа посчитала, что именно такое распределение будет самым оптимальным. Однако различия гораздо более значимые, чем может показаться на первый взгляд.

Полушария работают абсолютно по-разному, то есть воспринимают окружающий мир не одинаково. Правая доля серого вещества делает нас творческими личностями. Это наша неуёмная фантазия, любовь к живописи, архитектуре, классической музыке. Горечь, обида, восторг, вдохновение, интуиция - всё это также заложено в правой части нашей головы.

А вот, благодаря левой доле, мы становимся прагматиками и рационалистами. Решение математических задач, написание курсовых работ, изучение иностранных языков, расследование уголовных преступлений, то есть логические умозаключения - это всё воспроизводится в левой части головы. Сюда же можно отнести финансовую, судебную, производственную деятельность - всё то, что лишено эмоций. Если учёные когда-нибудь создадут искусственный интеллект, то он в точности скопирует именно левую долю серого вещества.

На первый взгляд кажется, что всё прекрасно. Правое и левое полушария мозга делают нас гармоничными личностями. Человек способен производить сложнейшие математические расчёты, и в то же время обладает великолепным чувством юмора. Он ведёт судебное заседание, а в перерывах пишет лирические стихи. Днём выдаёт кредиты в банке, а вечером наслаждается классической музыкой в театре.

Но жизненный опыт подсказывает, что не всё так безоблачно в подлунном мире. Помните фразу: лирики и физики. Это как раз про те самые доли серого вещества. Кто-то рождён ползать, а кто-то летать. Бывают приземлённые личности, а другие парят в небесах и очень редко опускаются на грешную землю.

Дело же в том, что у одних людей доминирует левая часть головы, а у других правая. Помните психологический тест с вращающейся тётенькой. Если вы видите, что она кружится по часовой стрелке, то, стало быть, в вашей голове главенствующее положение занимает левое полушарие. Если же дама кружится в другую сторону, то господствует правая доля серого вещества.

Причём, если долго смотреть на картинку, то прекрасное создание начинает вращаться то туда, то обратно. Это лишний раз подчёркивает женское непостоянство. Что же касается определения доминанты в мозге таким способом, то тут вопрос довольно спорный.

Но, как быт там ни было, факт остаётся фактом. Одни люди склонны к логике, другие к творчеству. Однако и среди физиков попадаются лирики. Тот же Альберт Эйнштейн говорил, что без богатого воображения невозможно сделать серьёзного открытия. То есть образное мышление, полёт души должны быть неразрывно связаны с сухими цифрами и научными экспериментами.

В наши дни всем хорошо известен такой термин как дети индиго . Это совсем молодые люди с очень высоким уровнем интеллекта. Им пророчат блестящее будущее и возлагают на них надежды по спасению человеческой цивилизации. Так вот, у детей индиго правое и левое полушария мозга работают абсолютно одинаково. То есть получается два в одном.

У них одинаково развиты логика, рационализм, интуиция и вдохновение. Согласитесь, довольно сильная смесь. Отсюда и удивительные способности, поражающие учёных.

А что же делать остальным людям? Довольствоваться тем, что есть, или попробовать развить в себе ту половину головы, которая несколько отстаёт от другой. Это вполне возможно осуществить на практике, но только при регулярных занятиях и тренировках. Они, кстати, совсем не сложные. Их только нужно постоянно выполнять.

Как мы уже говорили, левая доля серого вещества отвечает за правую часть тела, а правая, наоборот, за левую. Поэтому для начала следует поменять приоритет рук. Если вы чистите по утрам зубы правой рукой, то прямо с завтрашнего утра начинайте чистить их левой. Разговаривая по телефону, вы держите его в левой руке - держите в правой. Когда пьёте воду, берите стакан или кружку не той рукой, какой привыкли, а другой.

И ещё одно упражнение. Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимите ногу, согните её в колене и коснитесь его локтём противоположной руки. Проделайте это раз 10, а затем поменяйте ногу и локоть. Данное упражнение также способствует развитию более «слабого» полушария.

Но не надейтесь на чудо. Вы не станете ни великим музыкантом, ни математиком. Просто несколько сгладите различия основных функций противоположных частей тела. Это обязательно пригодится в жизни. Ведь она так богата и разнообразна. Делают же её такой именно полушария нашего мозга. Ведь, по сути, они представляют собой единство и борьбу противоположностей. А это фундаментальная основа всего живого на нашей планете.

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

Определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Колечко

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

Упражнения на визуализацию .

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.

Как раскрыть потенциал своего мозга, что стать баловнем судьбы? Секрет раскрыт! Необходимо развить правое полушарие…

Дисбаланс в развитии человека

Управление собственным мозгом¹ – процесс вполне естественный, запланированный для человека самой природой.

Но история приучила людей обращать внимание на внешнее, забывая о внутреннем. Тоже касается и мозга. Согласно исследованиям, в среднем люди используют потенциал мозга всего на 3-5 процента!

К сожалению, большинство способностей остаются для людей за гранью возможного, чем-то из области фантастики. Подобное и с мозгом: у большинства людей он работает как придется.

Человек не в состоянии полноценно управлять своей памятью, и другими нейронными процессами мозга, хотя это, казалось бы, должно быть ему также легко доступно, как и способность поднять в воздух стакан. Потому мы не можем самостоятельно решить проблемы с памятью, развить воображение и многое другое.

Также и со сверхспособностями: эзотерические тексты говорят о том, что каждый человек может развить эти способности. Но не может он сделать этого из-за неразвитости правого полушария мозга.

Почему нужно стремиться развить правое полушарие мозга?

Сейчас люди в основном используют левое полушарие. Оно отвечает за логику, анализ; работа этого полушария чужда творчеству, воображению и созидательной мыслительной деятельности. Оно делает нас в лучшем случае хорошими исполнителями.

Только правое полушарие дает возможность быть активным творцом своей жизни, оно отвечает за творчество, воображение, созидание и интуицию.

Есть люди, чей мозг спонтанно переключается на другой режим работы, включая правое полушарие. Из таких людей обычно получаются художники, артисты, музыканты и представители других творческих профессий.

Но и в науке, и в технике, и в прочих видах деятельности просто невозможны серьезные достижения без подключения правого полушария!

Можно сказать, что правое полушарие создает идеи, а левое направляет, ищет пути выражения.

Потенциал правого полушария

Пробудить правое полушарие и развить свои психические способности способен каждый человек. И уже как следствие – развить в себе любые таланты и достичь успеха в жизни.

В чем проявляется разница между активностью правого и левого полушария?

Человеческий мозг по природе своей обладает электромагнитной активностью. Эта активность выражена определенным ритмом, в котором работает мозг. Именно ритм определяет, в каком состоянии мы находимся.

Электромагнитные колебания мозга производят определенное количество повторяющихся циклов в секунду. Число подобных циклов в секунду – это и есть ритм мозговой активности. Ритм обладает своей частотой. У большинства людей он может колебаться от одного цикла в две секунды до сорока циклов в секунду.

В зависимости от ритма мозговой активности выделяют четыре основных состояния мозга: альфа-ритм, бета-ритм, тета-ритм и дельта-ритм.

Например, когда человек бодрствует, его мозг работает в бета-ритме. Когда он спит, а разум отключен и не видит снов, то мозг погрузился в дельта-ритм: в нем он отдыхает.

Как развить правое полушарие?

Во время легкого расслабления происходит погружение в альфа-ритм. Во время засыпания мозг находится в состоянии тета-ритма. И это состояние — ключевое для развития экстрасенсорных способностей и потенциала мозга.

Это состояние сложно поймать, и в то же время этому можно научиться: нужно увеличить свою осознанность, и просто приучить свое тело обращать внимание на этот краткий миг. В состоянии тета-транса можно получать тайные знания из инфополя Вселенной³, управлять реальностью для достижения успеха в жизни, исполнять желания, развивать сверхспособности и многое другое.

Константин Яковлев

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы — творчество и логику. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и скоординированной, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Описание

Под межполушарной асимметрией психических процессов понимается функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое.

Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Как утверждают исследователи, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений. Правое и левое полушария работают на разной частоте. Два раза в сутки, в момент засыпания и просыпания, частота синхронизируется. В этот момент человек обладает несопоставимо большими возможностями.

К каждому из полушарий мозга идут нервные пути от органов чувств. Правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела, а левое — правую. Таким образом, леворукость, ведущий левый глаз или левое ухо могут указывать на преобладающую роль правого полушария в восприятии и анализе информации.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, чтении, письме, вербальной (речевой) памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, в правом - конкретного образного мышления, поэтому тех людей, у которых преобладает эмоционально-образное мышление, называют «правополушарниками», а тех, у кого преобладает рационально-логическое мышление – «левополушарниками».

Любопытная деталь, подмеченная учеными, – способность асимметрии изменяться с возрастом. Экспериментально доказано, что доминирующее полушарие работает экономичнее и стареет медленнее. Следует помнить, что доминирование правого полушария рано или поздно обязательно проявит себя. У многих людей, выросших в левополушарном рациональном мире, творческое начало проявляется только во второй половине жизни. Кто-то вдруг начинает в сорок лет вышивать крестиком, кто-то втайне ото всех пишет картины.

Особенности полушарий

Симметричные отделы гемисфер обеспечивают движения и специфическую чувствительность равнозначно. Однако такое усреднение не касается высших корковых функций, эмоций, процессов активации и адаптации.

Нейрофизиологи классифицируют межполушарную асимметрию головного мозга на:

  • анатомическую (выражается в морфологической неоднородности гемисфер);
  • биохимическую (проявляется различиями в клеточных реакциях, содержании нейромедиаторов);
  • психофизиологическую (моторной, сенсорной, когнитивно-эмоциональной).

Левое

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде.

Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами.

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • координация движений правой части тела;
  • контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • логический анализ полученных извне фактов;
  • только буквальное понимание понятий;
  • этапность в обработке любой полученной информации;
  • все математические манипуляции;
  • ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • преобладание в характере;
  • логическое, символическое и последовательное мышление.

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • нарушение способности обобщать полученные данные;
  • нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • комбинированные поражения речи и письма;
  • нарушение ориентации во времени;
  • нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Ребенок с левополушарной доминантой часто выучивается читать сам по себе, потому что механически запомнил символы, но вряд ли буквы будут включать в его сознании образы: отсюда может возникнуть равнодушие к чтению.

Интересно знать! Также этим детям сложно самостоятельно играть в игры, придумывая воображаемые события и действия.

Правое

Правое полушарие мозга специализируется на обработке так называемой невербальной информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Важно! Оно является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, сочинять. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству.

Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

Следовательно, можно выделить некую «зону ответственности» правого полушария:

  • считывание информации с образов, символики;
  • представление образов под воздействием музыки;
  • ориентацию в пространстве;
  • собирание пазлов и мозаики;
  • восприятие музыкальных произведений;
  • понимание переносного значения слов и выражений;
  • умение мечтать, сочинять;
  • проявление сексуальности;
  • склонность к мистике, религиозное сознание;
  • управление левой частью тела.

Из этого следует, что хоть левое полушарие головного мозга и отвечает за логику, речь, планирование событий и способность к точным наукам, их целостное восприятие будет невозможным без правой половины мозга.

Взаимосвязь

Работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле. Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием.

Важно! Если бы не было правого, «творческого» полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие — правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела («левша») лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.

У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях.

Интересно знать! Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно.

Кроме этого, особенности распределения функций в полушариях, их взаимодействие дают различную клиническую картину при возникновении патологических состояний. Это является основой диагностики ряда неврологических заболеваний. При этом невозможно рассматривать межполушарную асимметрию как работу изолированных структур.

Важно! Только единство обоих полушарий, их слаженная работа гарантируют полноценную жизнедеятельность организма.

Краткий тест

Определить, какое из них доминирует на данный момент, очень легко, нужно провести простой тест, который покажет наиболее активную сторону сознания. Нужно обратить внимание на расположение:

  • большого пальца при сплетении пальцев обеих рук воедино в своеобразный кулак;
  • ладони во время произвольных хлопков;
  • предплечья при скрещивании рук на груди;
  • ноги, перекинутой одну на другую во время сидения.

Если преобладает активность правой стороны тела, значит, больше развито левое полушарие, поскольку именно оно управляет ею. Если наоборот - значит, человек склонен к эмоциональному и алогичному поведению и обладает творческими способностями, но ему нужно уделять больше внимания развитию разума и аналитических навыков.

Еще один способ определить доминирующее полушарие представлен на видео ниже.

Способы развития

Любому человеку будут очень полезны занятия музыкой, особенно по классу фортепиано, баяна, аккордеона. Двигательная активность рук и пальцев непосредственно связана с работой мозга. Когда обе руки задействованы одновременно - гармонично развиваются сразу два полушария, привыкая сотрудничать.

Кроме этого, необыкновенно полезны для развития как логики, интеллекта и памяти, так и образного мышления:

  • шахматы и шашки;
  • покер, нарды;
  • игры монополия и эрудит;
  • головоломки и пазлы;
  • вышивка и вязание.

Левого полушария

Поскольку известно, что левое полушарие контролирует правую часть тела, активировать его можно двумя путями: загрузив работой, на которую оно ориентировано, и максимально задействовав ту сторону тела, которую оно контролирует.

  1. Логические задачи
    В сети вы их найдете большое количество, как по отдельности, так и собранные в игры и приложения. Играйте, разгадывая как сами, так и собираясь всей семьей.
  2. Физические упражнения
    Для активации левого полушария нужно задействовать правую сторону тела. Например, выполнять обычные действия правой рукой (писать, чистить зубы, размешивать чай). Для правшей это не составит никакого труда, а вот левшам придется сложнее. Также выполняя обычную гимнастику уделяйте больше внимания правой стороне тела. Например, можно попрыгать на правой ноге, делать наклоны в правую сторону.
  3. Самомассаж
    На теле человека есть множество точек, которые отвечают за разные органы, в том числе и за мозг. На основании больших пальцев ног находится точка, отвечающая за мозжечок, а под ней располагаются точки больших полушарий мозга. Массируя точку под большим пальцем правой стопы, вы активизируете левого полушарие.
  4. Мелкая моторика рук
    Для развития полушарий очень полезна мелкая моторика рук. Для этого есть специальное упражнение. Прислоните кончик мизинца правой руки к кончику большого пальца левой руки, а мизинец левой к большому пальцу правой. Прокручивайте кисти так, чтобы положение пальцев поменялось местами. Затем тоже самое нужно проделать с безымянными и указательными пальцами.

Правого полушария

Для развития правой половины мозга подойдет любое творчество — сочинение музыки, рисование, написание рассказов. Есть также и специальные упражнения, которые повысят потенциал правой части и заставят ее работать в полную силу.

  1. Визуализация
    Закройте глаза и представьте чистый белый лист бумаги. Теперь постарайтесь увидеть на нем свое имя в любимом для вас цвете. Потом заставьте имя изменить цвет несколько раз. Чем ярче будет картинка, тем лучше. Также можно использовать не «выдуманный» лист бумаги, а использовать приложения с упражнение для тренировки правого отдела мозга. Старайтесь назвать цвета, которыми написаны слова как можно быстрее.
  2. Двигательные упражнения
    Некоторые известны нам с детства, например, «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой – за левое ухо. Потом хлопните в ладоши и поменяйте руки – теперь правая должна держать нос, а левая – правое ухо. Кто в детстве играл в эту игру, помнит, что тогда получалось гораздо лучше. Это связано с тем, что в детском возрасте правое полушарие развито больше (отсюда у малышей и любовь к рисованию и разного рода творчеству).
  3. Тактильные чувства
    Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения. Вы можете представлять во время выполнения упражнения абсолютно любые образы. Например, попробуйте ощутить, что вы едите определенное блюдо, какое оно на вкус, что у вас ассоциируется с ним. Чтобы развить творческие навыки то же самое можно сделать и с запахом или любым образом.
  4. Работа пальцами
    Подобная гимнастика поможет развить творческое мышление. Попробуйте сжать одновременно две ладони в кулаки. После этого выпрямите большой палец на правой руке и указательный палец – на левой. После выпрямите указательный палец на правой и большой на левой руке. Повторите это упражнение несколько раз, ускоряя темп. Чередуйте и выбрасывайте другие пальцы.
  5. Знак бесконечности
    Такое упражнение также помогает действенно развить правое полушарие и улучшить креативные навыки. Для этого необходимо прижать левое ухо к плечу и вытянуть вперед левую руку. Затем все внимание следует сконцентрировать на указательном пальце. Рисуйте рукой восьмерку, начиная с центра – вверх и с центра – влево. Выполните упражнение с левой руки 8 раз, а затем то же самое сделайте и для правой руки.

  1. Правшам стоит иногда использовать левую руку для письма или ежедневных дел. Поначалу будет трудно, но неразборчивые каракули со временем превратятся в изящный почерк, а в правом полушарии появятся новые и свежие идеи.
  2. и визуализации полезны не только для душевного комфорта и активизации подсознания. Это еще и тренировка фантазии и интуиции. Даже если человек далек от эзотерики, нелишним будет представлять вкус любимого блюда во рту или вспоминать запахи лесной поляны, приглянувшегося парфюма, активизируя образную память. Можно просто постараться представить любой предмет с закрытыми глазами, четко и в цвете.
  3. Постоянная тренировка тоже расширяет функции ПП. Можно попросить друга или родственника загадать неодушевленный предмет, например, из тех, что находятся в комнате. Сосредоточиться и постараться угадать внутренним зрением, что бы это могло быть. Услышав звонок телефона, попробовать представить, кто звонит, прежде, чем ответить.
  4. Рисование картин, даже если нет особых художественных способностей, отлично помогает освежить сознание и повысить креативность, что не помешает даже финансовому аналитику. Это помогает снять излишний контроль. Поначалу бывает страшно сделать первый мазок, так как нет четкого плана действий, к чему привыкли люди с сильным ЛП, но фантазия обязательно проснется.
  5. Ведение дневника, сочинение стихов, рассказов и сказок по вечерам детям - не просто развлечения, но и очень полезные занятия.

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  1. Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  2. Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  3. Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  4. В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  5. Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.

Также существует ряд упражнений, которые помогут гармонично развить оба полушария головного мозга.

  1. «Кольцо». Последовательно и очень быстро соединять пальцы обеих рук в кольцо с большим пальцем в течение нескольких минут.
  2. «Люди Икс» - на бумаге любого формата нарисовать ярким цветом две пересекающиеся прямые в виде буквы «Х» и повесить лист на стене. Встать, ноги на ширине плеч, спина прямая. Взгляд направлен в точку пересечения линий. Одновременно локоть правой руки соединить с поднятым вверх коленом левой ноги. Выполнять энергично несколько минут. Такая тренировка очень эффективно снимает усталость после рутинной работы и бодрит.
  3. «Разноцветная путаница» - понадобится листок, на котором разноцветными фломастерами записаны названия цветов. Сложность в том, что название и краски не соответствуют друг другу. Например, слово «желтый» написано красным, «зеленый» - синим. Чем больше слов, тем лучше. Нужно быстро прочитать вслух не слово, а название цвета, которым оно записано.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт