Как разбудить ребенка в квартире. Почему некоторые дети не хотят вставать по утрам? Можно ли будить ребенка ночью на горшок

13.03.2019

«Не буду будить, пусть еще немного поспит. Скорее вставай, мы уже опаздываем!» Это стандартное утро среднестатистической мамы школьника. Ей никак не удается найти баланс между достаточным количеством сна ребенка и достаточным количеством времени для .

Как решить эту проблему и помочь ребенку легко просыпаться утром в школу? Так, чтобы без слез и негативных эмоций.

Легкое пробуждение нужно готовить с вечера. Хорошо проветренная комната, ребенок не голодный, не перевозбужденный активными играми, просмотром телевизора или работой за компьютером, но при этом вы обеспечили ему положительные эмоции перед сном, а спать ребенок ложится вовремя - это то, что поможет утром проснуться без проблем.

Утром вы поможете ребенку проснуться легко и с улыбкой, если будете придерживаться простых правил:

Походите по комнате. Ребенок сквозь сон услышит знакомые звуки, в мозг поступит сигнал, что пора просыпаться.

Включите свет. Не стоит резко включать яркий свет, для начала пусть это будет ночник.

Поставьте спокойную музыку. Для приятного пробуждения можете использовать музыку, вначале она должна быть медленной, спокойной. Подойдут также звуки природы.

Погладьте ребенка. Присядьте на край постели и нежно погладьте ребенка. Ваш голос не должен быть громким и грубым. Ласково скажите ребенку, что пора вставать.

Дайте ребенку время на «потягушки». Это необходимо для эмоциональной подготовку к окончательному пробуждению.

Позевайте от души. Когда мы зеваем, в мозг поступает больше кислорода, и он скорее просыпается. Не забывайте хорошо проветривать комнату, чтобы не было нехватки в кислороде.

Проснуться поможет желтый цвет. Психологи считают, что желтый цвет заряжает организм энергией и благотворно влияет на активность ребенка. Вы можете использовать , чтобы помочь ребенку легко проснуться утром в школу. Сделайте так, чтобы первое, что ребенок увидит, открыв глаза, были предметы желтого цвета. Это может быть мягкая игрушка, яркие фрукты или огромное солнце из бумаги. Яркие сочные цвета активизируют выработку гормонов эндорфинов, отвечающих за удовольствие.

Готовьте ароматные завтраки. Воздействуйте на все органы восприятия ребенка. «Вкусный» запах маминых блинов поможет ребенку проснуться в хорошем настроении.

Введите «пятиминутку позитива». Конечно, утром всегда не хватает времени на что-то, кроме быстрых сборов. Но именно от вас зависит такой . Встаньте на пять минут раньше, чтобы дать ребенку возможность получить что-то приятное для себя. Это может быть мультфильм, партия с папой в шахматы или битва лего-воинов. Ребенку будет легче просыпаться, если он будет знать, что утром его ждет что-то приятное.

Мама четырёхлетнего Антона жалуется психологу в детском саду: «Утром невозможно поднять его с постели – плачет, ноет. А вечером, даже если днём не спал, не могу уложить. То давай ещё поиграем, то почитаем, говорит, что ещё не хочет спать. А на утро та же самая картина. Одеваться сам не хочет, в сад идти – тоже. Только и делаю, что его успокаиваю». Да, действительно, с такой ситуацией сталкиваются многие родители, когда их дети начинают ходить в детский сад. Кроме адаптации к новым условиям, к новому коллективу, ребёнку приходится привыкать к новому режиму дня.

почему же ребёнок не хочет вставать?

Чаще всего это связано с режимом дня. Прежде всего - это резкое изменение распорядка дня ребёнка, когда он начинает ходить в детский сад или ясли. Поэтому очень важно, чтобы родители заранее поинтересовались, в какое время надо туда приходить, во сколько дети обедают и укладываются спать, с тем, чтобы заранее дома придерживаться такого же распорядка дня. Тогда переход на новый режим дня пройдет постепенно и безболезненно. Другим важным фактором является продолжительность сна. В первые годы жизни ребенка дневной сон так же важен, как и сон в течение ночи. Потребность спать днем должна обязательно удовлетворяться. Но ребёнок растёт и зреет его нервная система, и потребность во сне меняется. Ежедневный режим должен постоянно приспосабливаться к этим изменениям. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности, которые не должны идти в противоречие с жёстким графиком – сколько ребёнок должен спать ночью, зависит от продолжительности дневного сна. Если малыш по каким-либо причинам не спал днём, то и ложиться вечером ему надо на час-полтора раньше. А есть и такие дети, которые уже в 3 года вообще отказываются спать днём. Потребность в определённом количестве сна меняется также с изменением психоэмоционального состояния человека и временем года. В летний период и вообще в светлое время года люди спят в среднем на час меньше, чем зимой. Больше всего здоровый сон нарушает летняя и зимняя смена времени. Во сколько ребенок ложится спать и в какое время ему приходится вставать, зависит от распорядка дня в семье. В правильный режим дня надо вводить малыша постепенно, день за днем. Надо постараться выяснить, сколько часов для сна нужно именно вашему ребёнку, после которого он бодрый и в хорошем настроении. Постарайтесь выработать индивидуальное расписание, которое устраивает всех, и придерживаться его, в особых же случаях проявляйте гибкость. Затем нужно ежедневно стараться «подтянуть» его ночной сон к этому расписанию. Если родители хотят, чтобы ребенок вечером раньше ложился спать, днем его лучше укладывать пораньше, сразу после обеда. Если ребёнок привыкнет постоянно ложится спать в одно и то же время, его биологические часы уже будут настроены на этот распорядок дня. Чёткий разумный режим – это важнейшее условие формирование условных рефлексов на время, привычек, способствующих правильному развитию. Правильный режим обеспечивает уравновешенное состояние ребёнка, предохраняет нервную систему от переутомления и создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша. Врезка1
Чтобы сон ребёнка был спокойным и он спал, не просыпаясь, всю ночь, необходимо обратить внимание на следующие факторы:
  • постельное бельё должно быть мягким и не накрахмаленным, чтобы не раздражать нежную кожу малыша;
  • одежда малыша должна быть просторной и позволять коже дышать. Если ваш ребёнок часто раскрывается, позаботьтесь о том, чтобы пижама была из тёплой ткани с длинными рукавами и штанишками;
  • оптимальная температура для спальни – 18°С. Перед сном желательно проветривать спальню;
  • кровать должна быть комфортной и удобной, чтобы ребёнок мог спать в свободной позе и не возникало застоя крови или лимфы в той или иной части тела;
  • если ребёнок боится темноты, то он должен спать с неярким светом ночника;
  • малыш не должен хотеть есть и пить. Также не нужно укладывать малыша спать на полный желудок.
Если ребёнку некомфортно спать, он будет просыпаться, вертеться на постели, его сон станет прерывистым, беспокойным, и, как следствие, отдых - неполноценным.

Как укладывать ребёнка спать?

Прежде всего необходима предварительная подготовка ко сну – она поможет ребенку выработать привычку ложиться в одно и то же время. Без такой подготовки организм ребенка очень легко сбивается с ритма. Процедура укладывания не будет сложной и утомительной, если следовать нескольким основным правилам:

  • время укладывать в кровать должно быть всегда одно и то же и соответствовать его возрасту. Причём это не значит, что укладывать надо минута в минуту – надо учитывать, как прошёл день ребёнка, как он спал днём, его настроение, играет ли он в данный момент и т.п.;
  • ребёнок должен ощутить ласку, заботу, внимание, уделённые именно ему;
  • создать приятную и спокойную атмосферу в доме, напоминающую о том, что пришло время спать (приглушить свет, выключить телевизор и компьютер, занавесить окна). Дети лучше засыпают и крепче спят в темноте. Ребятишки, вынужденные спать при ярком свете, нередко становятся нервными и беспокойными. Спальня ребенка может быть освещена лишь слегка, приглушенным светом;
  • за час-полтора до сна избегать возбуждающих, подвижных, шумных игр, чтобы малыш не перевозбуждался. Иначе ему будет трудно заснуть или сон его будет беспокойный и не произойдет полноценного восстановления сил за ночь. Лучше всего понаблюдать за ребёнком и при первых признаках переутомления переключить внимание ребёнка на какую-нибудь спокойную игру;
  • укладывать спать, когда ребёнок действительно устал. Нужно позаботиться о том, чтобы ребёнок имел в течение дня достаточную физическую нагрузку (занятия спортом, прогулки), тогда сложности с засыпанием не возникнет;
  • процедура укладывания должна состоять из своеобразных ритуалов, повторяющихся изо дня в день, например, убрать игрушки, посмотреть «Спокойной ночи, малыши», почистить зубы, почитать книгу. Последовательность всех этих действий успокаивает ребенка . Среди взрослых людей, страдающих расстройствами сна, у большинства с детства не сформировались подобные ритуалы;
  • не затягивать слишком надолго церемонию укладывания спать;
  • сказка на ночь, прочитанная или рассказанная тихим и мягким голосом, приятно убаюкивает ребёнка. Он не должна быть слишком длинной и наполненной неприятными эпизодами;
  • чтобы ребёнок расслабился, можно погладить его, сделать легкий массаж;
  • если ребёнок плохо засыпает, попробуйте укладывать его сразу после купания. Теплые ванны, особенно с травами, действуют успокаивающе;
  • все дети очень любят засыпать с мягкими игрушками. Это очень хорошая и полезная привычка, потому что любимый плюшевый мишка или зайчик придаст ребёнку чувство защищённости и уверенности;
  • маленьких детей перед сном иногда надо брать на руки, чтобы они успокоились. Это облегчает их засыпание.
Стремитесь к тому, чтобы ребенок всегда засыпал в хорошем настроении, чтобы сон был спокойным. Плохо, если его наказали или отругали за какой-то проступок перед сном, и он переживает и не может уснуть. Совсем плохо, если ребёнок засыпает в слезах. Ребёнок может видеть кошмарные сны, вздрагивать и вскрикивать. Такой сон совсем не приносит отдыха.

Как будить ребёнка?

Согласно представлениям физиолога И.П.Павлова, сон – это процесс торможения, который распространяется на кору и подкорковые центры головного мозга человека. Во время сна снижается обмен веществ, дыхание становится поверхностным и редким. Температура тела снижается, снижается объём циркулирующей крови, все крупные мышцы расслабляются. Чередование сна и бодрствования – необходимое условие нормального функционирования человеческого организма. Между сном и бодрствованием есть ещё и промежуточное, так называемое «просоночное» состояние . Специалисты объясняют это эффектом инерции сна, т.е. после сна человеческому мозгу требуется время для полного пробуждения и включения в работу. В этом состоянии человек уже может слышать некоторые негромкие звуки, однако снижен объём кратковременной памяти и человек ещё не может активно действовать. Поэтому пробуждение должно быть медленным и спокойным, все действия родителей и звуки – мягкими и ласковыми. Можно включить негромкую любимую музыку, неяркий свет, погладить малыша и тихонько позвать его по имени. Будет ещё лучше, если создать определённый ритуал пробуждения, обнять и поцеловать малыша, спросить как ему спалось и что снилось. Благодаря этому у ребёнка выработается рефлекс приятного пробуждения. Чтобы день прошёл удачно и ребёнок чувствовал себя бодро, полезно научить его сделать ещё в постели несколько упражнений и потягиваний. Для активизации сердечно-сосудистой и дыхательной системы надо лёжа на спине сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, при этом, напрягая живот и выпячивая его при вдохе, а при выдохе – втягивая его в себя. Для растягивания позвоночника, лежа на боку, левую руку вытянуть вперёд и одновременно левую ногу назад. То же самое повторить с правыми конечностями. Потом обеими руками потянуться вверх, а пятками – вниз. После этого не надо сразу же вскакивать с постели, а немножко спокойно посидеть. Хорошо действует легкий массаж тела и стоп малыша. Ещё одно хорошее упражнение для пробуждения – большим и указательным пальцами помассировать рефлексогенные зоны уха, расположенные на мочке, что будет способствовать циркуляции крови и приливу энергии. Через несколько минут, когда ребёнок уже окончательно проснулся, можно позвать его обычным голосом, включить бодрую, весёлую музыку. Отправляйте его чистить зубы и умываться, без напоминания он может про это и забыть. Важно также, чтобы утренний распорядок был полноценным. Не надо жалеть ребёнка, чтобы он ещё немного поспал и оттягивать подъём. Лучше встать на час раньше, и без волнений и суеты спокойно собраться. И ещё надо остановиться на такой наследственно обусловленной особенности человеческого организма, как биологический ритм «засыпание – пробуждение», который естественным образом связан с заходом и восходом солнца. Работой нашего организма управляют внутренние биологические часы в соответствии с так называемым циркадным ритмом (от латинского circa diem - околосуточный). К примеру, именно они определяют время, когда отдельные органы становятся более или менее активными и управляют интенсивностью выработки определенных гормонов. Длина циркадного дня составляет обычно 24-25 часов. В зависимости от этого ритма все люди делятся на «сов» и «жаворонков», часто к ним добавляют промежуточный тип – «голуби». «Жаворонки » - это люди, которые рано ложатся спать и рано просыпаются. Пик их активности приходится на 7-10 часов утра. «Совы », наоборот, ложатся поздно, а утром просыпаются медленно и с трудом, все их психофизиологические функции заторможены, время их наибольшей работоспособности приходится на вечер «Голуби» лучше всего приспосабливаются к обычному, усреднённому режиму. Не стоит переделывать «сов» в «жаворонков» и наоборот. Для психического благополучия ребёнка необходимо понаблюдать за ним и выяснить его биологический режим. И уже, исходя из этого, подобрать ему распорядок дня, чтобы он максимально соответствовал его суточному ритму. Городской ритм жизни и наша цивилизация как будто специально подстроены под «жаворонков», и, скорее всего, ими самими. «Совам» же приходится приспосабливаться под этот ритм жизни, они не умеют сразу же засыпать, а утром им требуется время, чтобы проснуться, и поэтому правильное начало дня (т.е. медленное пробуждение) для них – это гарантия того, что день сложится удачно. Иногда палочкой-выручалочкой для них может быть дневной сон. Треть своей жизни человек проводит во сне. Это неотъемлемая часть естественного жизненного цикла, дающая нам необходимы отдых, без которого мы чувствуем себя усталыми, раздраженными и не способными на следующий день как следует выполнять свою работу. Жизненные ритмы, заложенные в человеческий организм, оказывают сильное влияние на все процессы в нём и самочувствие человека. Поэтому учёт ритмов и уважительное отношение к ним – основа человеческого здоровья. А особенно это важно в детском возрасте, когда закладывается фундамент здоровья.

См. статью «Спи, моя радость, усни. О пользе ритуалов перед сном», № 2, 2006 г.

В этом посте я постараюсь перечислить способы помочь ребенку научиться вставать рано в садик, без слез и истерик с обоих сторон;-). Также поделюсь своим опытом по раннему подъему в детский сад.

Этот вопрос в нашей семье стоит не первый год. Дочке 4.5 года, в садик ходит больше двух лет. Но сразу вставать без слез и истерик не получается до сих пор. Чего только мы ни делали. Предлагали сладкое как вознаграждение за подъем, что, как Вы понимаете, ни к чему не приводит. От этого только кариес развился. И ругали и уговаривали по полчаса, и на руках заносили в ванную для умывания. И даже шлепки и угрозы получала. Однажды, даже оставили одну, так как надо было ехать, а она не вставала. В итоге, когда примерно через 40 минут я приехала домой, она стояла напуганная и зареванная, так как соседи через стенку затеяли с утра ремонт и включили дрель.

В этом году распределение в детские сады проводилось раньше. И уже первого июня мы повели двухлетнего сына в садик. Теперь дочке не скучно вставать по утрам, ведь с ней вместе в один садик идет братишка. И вот что интересно, с ним вопрос раннего подъема не вызывал проблем. Я подхожу, бужу и сообщаю, что сейчас пойдем в садик. Он сразу соскакивает с кровати, и начинаются все необходимые утренние процедуры и сборы в садик. Но с дочкой так не получается. Я зашла в Интернет и стала искать способы помочь ребенку вставать рано утром без слез. Вот какие подсказки я нашла.

  1. Режим дня. Необходимо упорядочить режим дня, а именно:

Укладывать ребенка пораньше. Здесь могут помочь вечерние ритуалы, например, ложиться в 21.00 после умывания, чистки зубов и просмотра любимого мультфильма или прочтения хорошей сказки. У нас вечерние мультики обязательны.

Обязательный дневной сон. Всем известно, что для маленьких детей дневной сон важен. Поэтому в выходные дни нужно так же, как и в садике, укладывать детей спать. У нашей дочки с этим всегда были сложности. Поэтому мы ее просим хотя бы просто полежать. И в садике воспитателя просим проконтролировать, чтобы ребенок поспал. В последнее время она в садике спит. Что радует, несомненно.

Вставать утром пораньше. К примеру, если раньше мы вставали за 20-30 минут до выхода, то сейчас мы стараемся подняться пораньше – за 40-50 минут. Тогда и Вы спокойны и дети спокойно просыпаются, без спешки и нервотрепки. А если необходимо приготовить вещи детям и чтобы не образовывалась очередь в туалет и ванную, можно самим встать еще на 5-10 минут раньше.

2. Предварительная подготовка к следующему дню. Например:

Вещи свои и детям готовить с вечера. Про глажку утром и речи быть не может. Также я (в особенности перед понедельником) готовлю вещи на понедельник (не забываем про сменную одежду) и развешиваю возле кроватки с вечера, чтобы утром встать и надеть, не ломая голову, что с чем сочетается. Обувь почистить или протереть и тоже поставить на видное место, чтобы дети могли сами найти обувь с утра. Даже если они не умеют застегивать или шнуровать обувь, они потихоньку так будут приучаться подходить к своей обуви и хотя бы надеть, а потом вы сами застегнете.

Если по утрам Вы завтракаете и приучили к этому деток, можно продумать меню с вечера. Если есть мультиварка, то заложить ее продуктами и запрограммировать на готовку каши или омлета с вечера. Нарезку сыра и колбасы и т.д. для бутербродов тоже можно сделать с вечера.

Ну вот, вы заранее все подготовили и более или менее установили режим дня, а малыш так же просыпается с неохотой, как и раньше. Тут помогут дополнительные способы помочь ребенку с ранним подъемом:

Настрой и спокойствие мамы или папы, ведь вам бы тоже не захотелось по утром просыпаться, если близкий вам человек с утра начнет нервничать и портить вам настроение.

Можно с утра включить любимые детские веселые и добрые песенки, или любимый мультик. Муж частенько по утрам включает мультик и дети полусонные бегут смотреть.

Обеспечить побольше света в комнате. Например, открыть шторы (в летнее время), включить свет (в зимнее время и в пасмурную погоду).

Будить малыша можно начать с легких массирующих поглаживаний, приговаривая приятные и ласковые слова. Погладить голову, ладони. Или помочь поглаживанием сделать потягушки. Обнявшись посидеть несколько минут.

Предложить малышу стакан воды. Это полезно и для пищеварения.

Отправить малыша умыться и почистить зубки. Нашей доче это хорошо помогает: уходит в ванную сонная, возвращается уже с открытыми глазами. Также советуют предложить ребенку после умывания полежать еще 5 минут, чтобы окончательно проснулся. В это время можете сами одеться, умыться или сделать другие дела.

Если ребенок еще совсем маленький, можно помочь начать одеваться еще в кровати, например, майку, трусики, носочки. Не забываем похвалить малыша и поцеловать. Некоторые дети могут капризничать из-за нежелания надевать ту или иную вещь. В таком случае можно предложить ребенку альтернативу. Детям, как известно, нравится делать самостоятельный выбор.

Некоторым детям может помочь утренняя зарядка или танцы под веселую музыку. Мой сынишка любит танцевать. Им даже в садике музыкальный центр в ясельной группе поставили, чтобы детям нескучно было проводить день в садике.

Можно ребенка выманить из постели, позвав его на кухню и предложив йогурт, несквик (какао), кусочек шоколада или печеньки. Сладкое, кончено с утра не очень полезно, зато, говорят, стимулирует мозговую деятельность. Можно предложить другие любимые вкусности вашего малыша.

Ну и напоследок, если малыш сопротивляется идти в садик, можно предложить ему взять с собой в садик любимую игрушку. Здесь важно учесть пожелания садика в отношении личных игрушек в садике. В государственном садике, например, к этому плохо относятся, а в частный некоторые приносили свои игрушки, вплоть до планшетов. Хотя я сама не приветствую такую практику.

Итак, за несколько лет вождения детей в садик я поняла следующее:

  1. Дети все разные, есть жаворонки, есть совы. Важно учитывать их особенности.
  2. Не менее важен настрой и организованность родителей. Невыспавшиеся и злые с утра родители не пример для детей. И никакие угрозы, приказы, распоряжения не подействуют однозначно положительно на детей и не обеспечат ранний подъем без слез. Вместо агрессивного будильника включите хорошую музыку или мультфильм
  3. Режим дня, доброта и ласка – залог подъема детей и хорошего настроения на весь день.
  4. Если ничего из предложенного выше не помогает, может следует отвести ребенка к врачу. Возможно, у ребенка нехватка витаминов, что может влиять на настроение и сонливость ребенка.

Может есть другие способы помочь ребенку встать рано и без слез? Поделитесь, наверняка это поможет и другим родителям приучить своих малышей к раннему подъему.

*Редакция не изменяет орфографию и стиль авторов.

    Разбудить ребенка в сад бывает очень непросто, особенно, если за окном темень и холод. Мама и журналист Наталья рассказывает, как ей удается поднять дочку без скандалов и страданий.

У нас с дочкой сложился утренний сценарий, который позволяет относительно безболезненно разбудить девочку, собрать и отвести в сад.

В этом сценарии несколько пунктов:

  1. Разбудить ребенка: ее тело и ее мозги, сознание. Вариант "поднять подняли, а разбудить забыли" не срабатывает.
  2. "Напитать" ее маминой любовью перед 11-часовой разлукой (дочь находится в саду с 8 утра до 7 вечера).
  3. Покормить и одеть без скандала.
  4. Вовремя вывести из дома!

Обычно нам для этого нужен час времени. Но если хотя бы по одному из пунктов происходит сбой, "забастовка" или "зависание", мы опаздываем, я нервничаю, Мася тормозит, приходится бежать бегом, у обеих плохое настроение.

Поэтому правило №1 – запасное время. 10-20 минут нужно всегда иметь в запасе. Если вдруг все прекрасно (такого не бывает, но если вдруг…), то можно идти в садик не торопясь – дальней дорогой (через рощу), рассматривая цветочки, листочки, облака, дождинки, снежинки.

Правило №2 . Утреннее времядетское время. Замечено, что ребенок ведет себя спокойнее, быстрее ест и одевается, если мама рядом и добрая. Поэтому маме лучше вставать раньше и собирать детские вещи в сад, готовить-разогревать завтрак, готовить одежду для себя, делать макияж и т. п. до того, как будить ребенка.

Правило №3. Терпение, много терпения! И ласка. Стоит мне начать раздражаться, сердиться, как в ребенке просыпается либо противление, либо плохое настроение. И прощай доброе утро.

Теперь к нашему сценарию. По нему пойду с последнего пункта к первому – от простого к сложному.

Вовремя выйти из дома

Для этого все сумки (своя и детская) должны быть собраны заранее, вся одежда приготовлена. Детскую верхнюю одежду я кладу на табуретку в прихожей – куртка, перчатки (рукавички), шапка, шарф, теплые штаны, кофта. Рядом стоит приготовленная обувь. Ребенок берет все по порядку и надевает на себя, не путаясь.

Одеть и накормить

Свежие колготки, футболка, белье для девочки лежат на краю кровати тоже в порядке одевания. И, умывшись, девочка уже одевается сама без напоминаний и растерянности "что надеть". Почему я кормлю ребенка перед садиком? Потому что бужу ее в 6:45, а завтрак в саду в 8:30. И потому что сытая она веселее и добрее, чем голодная.

Завтрак простой, чтобы съедался легко и быстро – хлопья, молоко с печеньем, каша, блины, оставшиеся с ужина, иногда просто банан или творожок.

Я вместе с дочкой пью свой чай или кофе, иногда ем. И мы разговариваем о том, какие у них занятия в садике сегодня по расписанию, какая погода, будут ли они гулять, какое платье я ей сегодня с собой положила. А также о том, что мы будем вечером вместе делать.

"Напитать ребенка мамой"

То есть дать ребенку перед садиком изрядную порцию материнского внимания и материнской любви. "Напитать" – это слово из теории привязанности. "Напитанный" ребенок легче переносит разлуку, проще отпускает мать в садике, вообще более веселый и позитивный, менее капризный.

Здесь у нас с дочкой в ход идет все:

  • совместный завтрак;
  • разговоры о том, что будем вечером делать вместе;
  • мамина помощь в еде и одевании;
  • улыбки, ласка, тактильный контакт;
  • утренние совместные ритуалы.


Говорит психолог Надежда Зеленина:

В дестадовском возрасте ребенок еще остро нуждается в маме. Но жизнь часто ставит нас в условия вынужденной разлуки, а сад, как бы ни был хорош, ущербен для ребенка именно отсутствием мамы.

Дать ребенку ощущение любви "с запасом", окунуть в чувство нужности "с головой" – это именно то, что придаст ему уверенности в себе и в мире, даже если мамы какое-то время рядом нет.

Одна из самых распространенных детских травм – ощущение покинутости мамой или неуверенности, что мама придет. Дайте ребенку как можно больше уверенности в своей любви, это ключ ко многим успехам в его жизни. "Слишком" здесь не бывает.

Разбудить и поднять

Ребенка будит не будильник, ребенка будит мама. И будит до победного конца – пока девочка не проснется окончательно, надежно.


С самого раннего возраста у нас есть "просыпальная песенка", которую я пою девочке, когда бужу ее. Если девочка просит полежать с ней, мы немножко лежим в обнимку, сначала тихо (дочка досматривает свой сон), потом я начинаю ее потихоньку тормошить – массировать, щекотать.

А потом начинается главное.

Наша утренняя зарядка

Упражнения идут по определенному плану – разбудить кровеносную систему (сначала капилляры, потом большой круг кровообращения), голову, мышцы, позвоночник.

Комплекс упражнений когда-то составляла для меня моя мама, она врач лечебной физкультуры. Сейчас я адаптировала упражнения для маленького ребенка и для пассивного исполнения. Пассивного – это когда я, как в тайском массаже, делаю все сама с ребенкиными руками, ногами, всем телом.

Внимание! Я жестко стою на праве ребенка на телесную неприкосновенность! И прежде чем делать зарядку, я всегда уточняю, делаем зарядку или нет, можно или нет? Без озвученного согласия я могу ребенка только немного пощекотать, но если ребенок высказывает протест, сразу останавливаюсь.

Также важно ничего не делать через мышечное сопротивление. И если ребенок зевает или потягивается, я жду.

Перед зарядкой поворачиваю ребенка на спинку, но если не хочет на спинку, то как придется.

1. Ручки-ножки

Перебираю дочкины пальчики и сжимаю их в кулачки: "Пальчики, пальчики, ... – кулачки!" Потом сгибаю ей руки в локтях к плечам. Перебираю и потягиваю пальчики на ногах, постукиваю по пяточкам, кручу ступни (тихонечко), потом ее ножки сгибаю в коленях.

Поднимаю дочкины ручки вверх (она лежит и "тащится" или досыпает) и мелко трясу. Вибрирую ими (адаптация упражнения для капилляров из системы Ниши), потом то же самое с ножками.

2. Потягушки

Растягиваю ребенка очень аккуратно или даю ей потянуться самой.

3. Покатушки

Ножки к животику, подбородок к груди и раскачиваю ребенка, как шарик, вперед-назад, вправо-влево. Потом расправленного ребенка можно покатать по кровати.

4. Опа-опа, пятки к попе

5. Самолетик

Девочка уже почти или совсем проснулась. На животе. Руки согнуты в локтях, ладони смотрят вниз, ладони, локти и грудная клетка приподнимаются. Руки вытягиваются вдоль тела вперед или назад и поднимаются, тянутся вверх или вперед руки, грудная клетка и выпрямленные ноги. Это упражнение девочка делает только сама. Пассивно сделать его очень сложно. Если не хочет, то переходим к следующему упражнению.

6. "Мася-рыбка"

Тоже упражнение из системы Ниши. Я беру девочку за голени и потряхиваю так, что все ее тельце вибрирует – как рыбку за хвостик растрясаю.

После этого или девочка встает (садится) сама, или я поднимаю ее и крепко обнимаю – сжимаю. Иногда она падает, и тогда мы еще минуточку играем – я поднимаю, она падает, я поднимаю и говорю о том, что у нас на завтрак. Ребенок переползает к столу и играет либо досыпает последние мгновения, пока я накрываю на стол.

Что такой утренний ритуал дает нам с дочкой?

Помимо того, что девочка нормально и не торопясь просыпается и разминается, такое экологичное пробуждение позволяет нам с ней не ссориться из-за ее нежелания просыпаться. Мы общаемся друг с другом, тискаемся, болтаем, смеемся. Мы радуемся друг другу.

Детское время невозвратно. Я много работаю, совместного времени у нас не так много, как хотелось бы. И такие моменты общения и общей радости очень ценны для меня, как и совместные прогулки по Москве в выходной, чтение книг, вместе испеченный кекс и вместе убранная комната.

Мы можем дарить друг другу радость утреннего общения почти каждый день, и было бы, наверно, неправильно этим не пользоваться.

Говорит Надежда Зеленина:

Знаете, чем отличается времяпрепровождение женщины, которая на самом деле успевает и в детской жизни участвовать, и карьеру делать, и собой заниматься? Насыщенностью. Концентрацией позитивных эмоций. Если даже у вас есть всего час в сутки на полноценное общение с детьми, пусть оно будет наполненным не суетой и гонкой, а самыми светлыми чувствами и состояниями.


Recenzie utilizator

Adaugă un comentariu...

Doar 75 de zâmbete maxim sunt permise.

  • Trimite comentariu


  • Conținut similar

      Это стало возможным после того, как все дошкольные учреждения Молдовы были подключены к услуге MPay.
      Всего в Молдове насчитывается 1426 учреждений раннего образования, в том числе детские сады, ясли–детсады, детсады–школы. Теперь родителям не придется для оплаты квитанций за их услуги ехать в районные центры или стоять в очереди в почтовых отделениях.
      Чтобы воспользоваться услугой, необходимо выполнить несколько шагов: перейти на сайт mpay.gov.md, выбрать поле «Выбрать услугу», выбрать поле «Оплата за детский сад», заполнить форму и нажать «Оплатить».
      MPay – государственная служба электронных платежей, которая помогает оплачивать государственные услуги любым платежным инструментом по вашему выбору, например, банковской картой, через интернет-бэнкинг или наличными.
      В настоящее время через MPay можно оплатить ряд налогов и сборов, в том числе налог на использование дорог автотранспортными средствами, зарегистрированными в Республике Молдова, налог на имущество, налог на недвижимость, предпринимательский патент, подоходный налог.
      bloknot-moldova.md

      Говоря о необходимости уделять особое внимание вопросам образования, Ярослав Нилов отметил: «Уже не раз говорил о несбалансированности сегодняшнего рынка труда. Во многом это вызвано тем, что программы профориентации начинают работать слишком поздно. Многие молодые люди до сих пор выбирают профессию не в силу осознанного стремления овладеть конкретной специальностью, а потому что «мама так хочет» или учебное заведение рядом – удобно ходить. А потом выпускник, получив высшее или среднее профессиональное образование, оказывается невостребованным на рынке труда, и даже с превосходным знанием своей специальности, с красным дипломом вынужден идти работать не по профессии».
      mamamobil.ru

      Он распорядился, чтобы к 1 мая все руководители детских садов и школ муниципия провели инвентаризацию имущества образовательных учреждений и ввели его учет. «Когда в детском саду формируется новая группа, начинается с того, что нет столов, стульев, кроватей и прочего.
      С приходом новой группы что-то приобретается, а как только группа уходит, купленные вещи исчезают. Я прошу провести инвентаризацию и вывесить список на информационном панно детских садов», – заявил Кодряну на сегодняшнем заседании служб примэрии. Он потребовал также, чтобы до 1 апреля была обнародована информация с показателями муниципального бюджета на 2019 год: сколько денег было выделено на определенные работы в учебных заведениях.
      «Ежемесячно сообщать о том, на что были потрачены деньги. У меня была не одна дискуссия на эту тему со всеми главами секторов. В каждой группе должна быть вывешена информация, сколько продуктов гигиены выдается ежемесячно», – добавил врио примара.
      Он уточнил, что в этом году муниципалитет выделил на инфраструктуру учебных заведений около 100 млн леев. Руслан Кодряну также напомнил о запрете на сбор денег в учебных заведениях и о том, что нарушителей ждет наказание в соответствии с Трудовым кодексом, вплоть до увольнения.
      noi.md

      Согласно информации от местной власти, новое здание будет уникальным не только для Орегеева, но и для всей страны. Новый детский сад является учреждением санаторного типа, со специальными требованиями и предназначено для детей с проблемами органов дыхания.

      Детский сад будет иметь соляные комнаты, два бассейна, спортивный зал, а работать в нем будут квалифицированные специалисты.

      Исполняющая обязанности примара Оргеева Марина Кравченко заявила, что модернизация детского сада №6 и специализорованное оборудование этого учреждения стало возможным благодаря увеличению поступлений в местный бюджет и правильному использованию бюджетных средств.

      «Реализация подобного проекта стало возможным благодаря росту поступлений в муниципальный бюджет. Садик будут посещать дети с проблемами со здоровьем, он будет приспособлен для того, чтобы дети как можно быстрее поправили свое здоровье», - отметила Кравченко.

      Новый детский сад будет иметь 6 групп, рассчитанных на посещение 120 детей. Окончание работ запланировано до 1 июня текущего года.
      Напомним, что недавно в Оргееве был сдан в эксплуатацию после капитальной модернизации детский сад №5, также ставший уникальным в стране. Садик был капитально отремонтирован и модернизирован в рекордные сроки. Дети теперь находятся в самых лучших условиях, даже тротуар, прилегающий к садику снабжен подогревом, что делает его более безопасным и не позволяет образовываться наледи в зимнее время года.

      Всего в Оргееве действует 7 детских садов. Работники дошкольных учреждений города получают ежемесячно дополнительно к зарлате по 1000 леев. Эта инициатива в октябре прошлого была выдвинута Иланом Шором,
      Местные власти обещают, что до конца нынешнего года все детсады Оргеева будут капитально модернизированы.
      orhei.md

      В публикации на своей странице в Facebook Руслан Кодряну отметил, что хочет, чтобы в 2019 году были вновь открыть все семь отремонтированных дошкольных учреждений.
      «Нам удалось вернуть еще один детский сад в муниципалитет! Я рад, что мы смогли внести свой вклад, и к 2019 году в муниципалитет будет возвращено 7 детских садов – отремонтированных, обновленных и функциональных. Я поставил перед собой цель, чтобы в период с мая по сентябрь 2019 года все 7 учреждений были открыты», - написал Руслан Кодряну.
      По словам исполняющего обязанности мэра, в Кишиневе не хватает мест в детских садах, особенно в ясельных группах, именно поэтому муниципальные власти стремятся решить эту проблему.
      Отметим, что родители, которые хотят записать своих детей в детский сад, могут сделать это на портале www.egradinita.md.
      Point.md

  • Как разбудить ребенка утром в детский сад без мучений

6 5 185 0

Распорядок дня ребенка, который посещает детский сад, должен и дома быть приближен к детсадовскому. Режим дня для малыша– основа хорошего самочувствия и настроения. Благодаря ему происходит процесс формирования детских рефлексов и привычек. Дети, которые имеют расписание, меньше страдают от переутомления и стрессов.

Ученые утверждают, что у ребенка, живущего по графику, лучшая успеваемость.

Как известно, малыши любят хорошо поспать по утрам, не обращая внимания на уговоры взрослых. Если утро для вас превращается в кошмарный «день сурка» – слезы, истерики, «нехотенье» ребенка вставать, тогда, эта статья для вас. Мы разберем причины такого поведения малышей и найдем способы решения.

Почему ребенок не хочет вставать по утрам

Нарушенный распорядок дня (или полное его отсутствие)

Если ребенок поздно ложится, его организм не успевает за ночь отдохнуть. Поэтому утром ему тяжело подняться. Есть определенные нормы сна.

Малышу 2-3 лет нужно спать днем 2-2,5 часа, а ночью – 10-11. Ребенку до 7 лет дневной сон должен составлять 2 часа, а ночной – 10.

Психологические причины

Ребенок боится вставать, и подушка с одеялом– это своеобразная крепость. Для малыша предстоящий день (садик, указания и крики родителей) – это стресс, поэтому просыпается он не в настроении.

Если в доме холодно

Это особенно актуально осенью и зимой, поэтому в холодный сезон желательно утром включать камин, обогреватель, нагревать одежду на батарее – чтобы утренний подъем не был физически неприятным.

Ребенок капризничает

Малыш просто хочет подольше полежать в постели. Нужно сделать так, чтобы ему хотелось просыпаться и приступать к утренним сборам (об этом поговорим далее в статье). Воспитывайте в нем дисциплину и .

Укладывайте спать пораньше

Это не так сложно – рано ложиться и рано вставать, а днем делать перерыв на сон. Тогда растущий организм отдыхает и развивается. Не нарушая этот распорядок даже в выходные, малыш привыкнет. Тогда проблем с засыпанием и подъемом не будет.

Если днем ребенок по каким-то причинам не спал, то укладывать его нужно на час-полтора раньше. Правильный режим поможет развиваться нервной системе.

Малыш должен засыпать от 19.00 до 21.30 часов вечера.

Заставлять его не нужно, просто создайте условия, чтобы ему хотелось засыпать раньше.

  • Перед сном посвятите время спокойным монотонным занятиям – раскраски, пазлы, книги;
  • Водные процедуры. Купание, умывание, чистка зубов. Можно купаться вместе с яркими резиновыми игрушками;

Специальные детские средства с добавлением лаванды отлично расслабят и настроят на сон. Важно каждый вечер проводить эти процедуры в одно и то же время.

  • . Можно ребенку сказать: «Игрушки устали, хотят спать», и помочь ему их собрать. Таким образом, малыш и сам привыкнет, что после этого ему пора в кроватку;
  • Комфортная, удобная, любимая одежда. Летом ребенку не должно быть жарко, а зимой пижама должна быть теплой и мягкой. Желательно, чтобы детская одежда для сна была с его любимыми персонажами, животными. Также, малыши любят спать с мягкой игрушкой;
  • Сказка на ночь. Укладывая ребенка, расскажите ему какую-то добрую историю. Засыпанию помогут приятная негромкая музыка (звуки природы, классика), или аудиокниги со сказками;
  • Уберите подальше гаджеты, выключите телевизор и ноутбук. Желательно за час до сна приглушить в комнате свет, а перед сном оставить ночник.

Важно, чтобы эти ритуалы не повторялись идентично изо дня в день. Укладывать может как мама, так и папа. Игрушка может быть каждый день другой.

Дневной сон – обязательное условие

Организм возрастом до 5 лет не приспособлен к тому, чтобы постоянно бодрствовать. С помощью дневного сна мозг сможет лучше усвоить то, что было принято в первой половине дня. После сна он намного лучше будет усваивать новую информацию. Чем ребенок старше, тем тяжелее его уложить днем.

Воспользуйтесь такими хитростями:

  • Прогулки перед дневным сном на свежем воздухе (если, конечно, позволяет погода);
  • Приглушите свет в комнате, задерните шторы, а также проветрите помещение;
  • Мелкие повторяющиеся ритуалы (легкие поглаживания по спине, любимая игрушка, чтение книжки);
  • Укладывайте малыша в одно и то же время. Перед этим старайтесь избегать активных игр, сильных эмоций, криков – ребенок должен быть в спокойном состоянии;
  • Желательно, чтобы ребенок ложился в ту же кроватку, в какой спит и ночью.

Утром просыпаться пораньше

Если ребенок лег не поздно, то должен выспаться и проснуться без особых проблем. Важно, чтобы все было по графику. А он зависит от порядка, заведенного дома.

Наблюдайте за ребенком: выясните, сколько часов дневного и ночного сна ему достаточно для того, чтобы быть бодрым и полным сил. Если вдруг будет нарушение распорядка (не успел поспать днем, были в гостях), нужно компенсировать этот сон ночным.

Что поможет ребенку легко проснутся:

  1. Плавное включение света – сначала неяркое освещение, а потом более яркое. Например, сначала включить настольную лампу, а уже ближе ко времени пробуждения, открыть шторы, включить свет.
  2. Помассажировать пальчики, погладить его по голове.
  3. Поцеловать, шепотом ласково спросить, как спалось, что ему снилось.
  4. Найдите интересный повод для того, чтобы побыстрее встать с кровати: ожидание приятных эмоций, вкусный завтрак, красивая одежда, отличная погода за окном.
  5. Негромко включите любимую веселую песенку (под которую можно сделать зарядку) или добрый мультфильм.
  6. Яркий желтый цвет также поспособствует пробуждению. Игрушка или яркая деталь в комнате отлично подойдут.

Используйте забавные стишки и побудки:

    Побудка 1

    Потягушки-потягушечки,
    От носочков до макушечки,
    Мы потянемся-потянемся,
    Маленькими не останемся.

    Побудка 2 (для умывания)

    Водичка, водичка,
    Умой наше личико –
    Чтоб смеялся роток,
    И кусался зубок!

Готовимся к следующему дню заранее

  • С вечера соберите игрушки, подготовьте нужные малышу вещи и одежду, которую он оденет – пусть он также имеет право выбора;
  • Мама должна заранее встать. Если малыш завтракает не в садике, а дома, приготовить ребенку вкусный и полезный завтрак;
  • Будите ребенка постепенно, без истерик и скандалов, без резкого включения света и громких звуков;
  • У него должно быть время «прийти в себя» после сна, никаких резких подъемов. Малыш может полежать минут 10, пообщаться, не спеша подняться с постели;
  • Приучайте малыша быть организованным, приобщайте его также к труду – застелить постель, приготовить покушать и накрыть на стол. Ему будет интересно, плюс появиться стимул побыстрее встать и помочь маме;
  • Водные процедуры. Чтобы сделать их приятнее, можно приобрести ароматное детское мыло и зубную пасту с любимым вкусом. Можно умываться, а затем и одеваться в форме игры – кто быстрее, кто аккуратнее. Задействуйте игрушку или пообещайте маленький сюрприз за собранность;

Интересный секрет: можно с вечера придумать малышу небольшое задание, которое он должен выполнить утром. К примеру, выучить маленький стишок, посчитать до 10-ти, принести маме чай, и так далее. Поле для фантазии огромное, а польза – двойная.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт