Линейное увеличение. Увеличение зеркал

19.03.2019

Увеличе́ние , опти́ческое увеличе́ние - отношение линейных или угловых размеров изображения и предмета.

Лине́йное увеличе́ние , попере́чное увеличе́ние - отношение длины сформированного оптической системой изображения отрезка, перпендикулярного оси оптической системы, к длине самого отрезка . При идентичных направлениях отрезка и его изображения говорят о положительном линейном увеличении, противоположные направления означают оборачивание изображения и отрицательное линейное увеличение.

Масшта́б изображе́ния , масштаб макросъёмки - абсолютная величина поперечного увеличения.

Продо́льное увеличе́ние - отношение длины достаточно малого отрезка, лежащего на оси оптической системы в пространстве изображений к длине сопряжённого с ним отрезка в пространстве предметов .

Углово́е увеличе́ние - отношение тангенса угла наклона луча, вышедшего из оптической системы в пространство изображений , к тангенсу угла наклона сопряжённого ему луча в пространстве предметов .

Ви́димое увеличе́ние - одна из важнейших характеристик оптических наблюдательных приборов (биноклей , зрительных труб , луп , микроскопов и т. д.). Численно равно отношению углового размера наблюдаемого через прибор оптического изображения предмета к угловому размеру этого же предмета, но при наблюдении невооружённым глазом .

Также применяется отдельно к окуляру как части наблюдательной оптической системы.

Увеличение простой линзы

Увеличение съёмочного объектива

Увеличение телескопической оптической системы

В телескопических системах видимое увеличение равно отношению фокусных расстояний объектива и окуляра, а при наличии оборачивающей системы это отношение следует дополнительно умножить на линейное увеличение оборачивающей системы .

Увеличение лупы, окуляра

Видимое увеличение лупы равно отношению расстояния наилучшего зрения (250 мм) к её фокусному расстоянию.

Увеличение оптического микроскопа

Увеличение микроскопа общее является произведением увеличений объектива и окуляра. Если между объективом и окуляром есть дополнительная увеличивающая система, то общее увеличение микроскопа равно произведению значений увеличений всех оптических систем, включая промежуточные: объектива, окуляра, бинокулярной насадки, оптовара или проекционных систем.

Гм = βоб × Гок × q1 × q2 × … ,

где Гм - общее увеличение микроскопа, βоб - увеличение объектива, Гок - увеличение окуляра, q1 , q2 … - увеличение дополнительных систем.

Максимальное полезное увеличение

Для любого микроскопа и телескопа существует максимальное увеличение, за пределом которого изображение выглядит более крупным, но никаких новых деталей не выявляется. Это случается когда мельчайшие детали которые позволяет обнаружить разрешающая сила прибора совпадают по размерам с разрешающей способностью глаза. Дальнейшее увеличение иногда называется пустым увеличением.

Измерение линейных размеров.

Штангенциркуль, микрометр.

В простейшем случае измерение длины осуществляется простым сравнением эталона с измеряемой длиной. Повышение точности измерения сводится к устранению возможных источников ошибок. При работе со шкалой такими ошибками могут быть неравномерность шкалы, толщина штрихов шкалы, параллакс (кажущее совпадение штриха шкалы и границы линии из-за смещения глаза наблюдателя) и т.д. Все усовершенствования измерительных приборов в этом случае сводятся к устранению источников ошибок и уменьшению деления шкалы.

Штангенциркуль. Штангенциркуль представляет собой линейку с делениями, снабженную двумя зажимами между которыми помещается измеряемое тело. Один из зажимов неподвижный, с ним связывается нулевой отсчет линейки, второй зажим скользит по линейке, соответственно размерам тела.

Рис. 1 Штангенциркуль

Обычно все приборы имеющие шкалу снабжаются нониусом.

Как уже говорилось, ошибка при измерении по шкале принимается равной половине деления шкалы. Такая оценка связана с тем, что глаз человека может определять часть деления шкалы с точностью около 0,15-0,20 деления. С учетом того, что не всегда концы измеряемого тела совпадают со штрихами шкалы, принята такая оценка погрешности. Однако, точность измерения при тех же делениях шкалы может быть существенно увеличена. Два штриха шкалы можно совместить с точностью до половины ширины штриха. Если ширина штриха составляет 0,05 основного деления, то совмещать штрихи можно с точностью в 0,05 величины основного деления. Для этого подвижный зажим соединяется с дополнительной шкалой. Шкала эта конструируется таким образом, чтобы длина, соответствующая n делениям основной шкалы разбивалась на дополнительной шкале на n-1 или n+1 делений. Таким образом, одно деление дополнительной шкалы (нониуса) отличается на 1/n от деления основной шкалы. Если деление нониуса меньше деления основной шкалы, то нониус называется прямым или нониусом первого рода. Если деление нониуса больше деления шкалы, то нониус называется обратным или нониусом второго рода.

Нониус первого рода

Если теперь длина предмета отличается на ∆L от целого числа делений шкалы, то нетрудно видеть, что совпадут - DL/n деление нониуса и штрих шкалы. Это даёт возможность повысить точность измерения в 20-10 раз по сравнению с обычной шкалой.

Нониусы различной конструкции применяются практически во всех случаях измерения угловых и линейных величин. Хотя при этом их конструкции могут существенно отличаться, принцип всех нониусов один – повышение точности совмещения шкалы с измеряемым телом за счёт ширины штриха шкалы.

Микрометр. Микрометрический винт. При измерениях малых длин помимо точности отсчета необходимо фиксировать очень малые перемещения подвижного зажима. Обычно это осуществляется с помощью микрометрического винта. Микрометрический винт – это винт с относительно большим диаметром и малым шагом. Один оборот винта перемещает зажим на малое расстояние, равное шагу. Однако благодаря большому диаметру можно разделить окружность винта на большое число. делений (обычно 50-100 делении) и отсчитывая с помощью этих делении часть оборота винта соответственно перемещать его на соответствующую часть шага. При шаге винта 0,5 мм и разделении окружности винта на 50 делении это даёт возможность измерять толщины с точностью 0,01 мм. Шкала микрометрического винта обычно не снабжается нониусом, так как неточности шага винта и качество резьбы обычно оказывается больше, чем часть шага, соответствующая толщине штриха.

Микрометр

Микрометр представляет собой жесткую металлическую скобу одна сторона, которой снабжена неподвижным зажимом, а вторая подвижным зажимом, связанным с микрометрическим винтом.

>> Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

§ 65 ФОРМУЛА ТОНКОЙ ЛИНЗЫ. УВЕЛИЧЕНИЕ ЛИНЗЫ

Выведем формулу, связывающую три величины: расстояние d от предмета до линзы , расстояние f от изображения до линзы и фокусное расстояние F.

Из подобия треугольников АОВ и A 1 B 1 O (см. рис. 8.37) следует равенство

Уравнение (8.10), как и (8.11), принято называть формулой тонкой линзы. Величины d, f и. F могут быть как поло-нсительными, так и отрицательными. Отметим (без доказательства), что, применяя формулу линзы, нуншо ставить знаки перед членами уравнения согласно следующему правилу. Если линза собирающая, то ее фокус действительный, и перед членом ставят знак «+». В случае рассеивающей линзы F < 0 и в правой части формулы (8.10) будет стоять отрицательная величина. Перед членом ставят знак «+», если изображение действительное, и знак «-» в случае мнимого изображения. Наконец, перед членом ставят знак «+» в случае действительной светящейся точки и знак «-», если она мнимая (т. е. на линзу падает сходящийся пучок лучей, продолжения которых пересекаются в одной точке).

В том случае, когда F, f или d неизвестны, перед соответствующими членами ставят знак «+». Но если в результате вычислений фокусного расстояния или расстояния от линзы до изображения либо до источника получается отрицательная величина, то это означает, что фокус, изображение или источник мнимые.

Увеличение линзы . Изображение, получаемое с помощью линзы, обычно отличается своими размерами от предмета. Различие размеров предмета и изображения характеризуют увеличением.

Линейным увеличением называют отноптение линейного размера изображения к линейному размеру предмета.

Для нахождения линейного увеличения обратимся снова к рисунку 8.37. Если высота предмета АВ равна h, а высота изображения А 1 В 1 равна Н, то

есть линейное увеличение.

4. Постройте изображение предмета, помещенного перед собирающей линзой, в следующих случаях:

1) d > 2F; 2) d = 2F; 3) F < d < 2F; 4) d < F.

5. На рисунке 8.41 линия АВС изображает ход луча через тонкую рассеивающую линзу. Определите построением положения главных фокусов линзы.

6. Постройте изображение светящейся точки в рассеивающей линзе, используя три «удобных» луча.

7. Светящаяся точка находится в фокусе рассеивающей линзы. На каком расстоянии от линзы находится изображение? Постройте ход лучей.

Мякишев Г. Я., Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. В. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. - 17-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2008. - 399 с: ил.

Физика для 11 класса, учебники и книги по физике скачать , библиотека онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Линейное увеличение сферического зеркала

В зависимости от программы урок может быть проведен как в 9, так и в 11 классах.

    Математическая разминка (м/р).

    Проверка домашнего задания.

    Изучение нового материала.

    Разминка.

    Решение задач.

    Домашнее задание.

7. подведение итогов.

    Ход урока:

1. Математическая разминка

Палка высотой 1,2м, освещаемая солнцем, отбрасывает тень длиной 1,6м. Определить длину тени дерева, если известно, что высота его 15м.

2. Проверка Д/З

Построить зеркала по предмету и изображению:

3. Новая тема: Линейное увеличение сферических зеркал/

Учитель: Цель нового этапа урока: познакомиться с линейным увеличением сферического зеркала, рассмотреть применение сферических зеркал и примеры проявления явления отражения от сферических поверхностей. Для этого мы воспользуемся только что подготовленными рисунками и дополним их построениями.

А 1 Р = а – расстояние от полюса зеркала до изображения.

АР = b - расстояние от полюса зеркала до предмета.

А 1 В 1 = Н – линейный размер изображения.

АВ = h – линейный размер предмета.

Из подобия треугольников АОВ и А 1 ОВ 1 видим, что b /а = Н /h . Это отношение показывает, во сколько раз отличаются размеры изображения и предмета. С точки зрения геометрии это есть коэффициент подобия, но этот коэффициент подобия имеет и физический смысл и называется линейным увеличением.

У = Н/h = b/ а

Определение:

Линейным увеличением называют отношение линейного размера изображения к линейному размеру предмета.

У>1 - изображение увеличенное;

У<1 - изображение уменьшенное;

У=1 - изображение, равное по размеру предмету (имеет место только для вогнутого зеркала, когда предмет находится в оптическом центре).

4. Разминка

Посмотрели на макушки деревьев.

Прочитали определение линейного увеличения.

Снова посмотрели на макушки деревьев.

Посмотрели и запомнили формулу линейного увеличения.

Прогнулись в пояснице.

Соединили лопатки, потянулись.

Встали все, задвинули стулья.

5.Решение задач.

Класс делится на 4 группы, работа продолжается стоя.

Каждая группа получает задание на листке и расчетную задачу на увеличение.

Ответы готовятся в течении 5 минут.

На роговой оболочке глаза вашего собеседника вы можете увидеть свое прямое уменьшенное изображение. Какова причина его возникновения?

(роговая оболочка, как и любая поверхность отражает часть света, Но ее поверхность искривлена и изображение предмета в ней аналогично изображению в выпуклом зеркале).

Что за зеркало и для чего носят на лбу врачи-отоларингологи.? Для чего в середине этого зеркала располагается отверстие?

(Вогнутое зеркало собирает световой пучок от лампы находящейся позади больного, резко увеличивая освещенность тех мест, на которые падает. Через отверстие в зеркале врач смотрит на освещенное место.)

Объяснить принцип действия обогревателя и обоснуйте необходимость рассеивателя сферической формы.

Объяснить причину искажения формы лица в сферических зеркалах, на примере изображения квадрата с точки зрения линейного увеличения.

Группы сообщают свои ответы, учитель проверяет их расчетные задачи на увеличение.

6.Домашнее задание : учебник А.А.Пинского и др. П. 43, № 43.7

7. Подведение итогов.

Примечание: собирающая линза широкая посередине и узкая по краям; рассеивающая линза широкая по краям и узкая посередине. Процесс вычисления увеличения одинаков для обеих линз за одним исключением в случае рассеивающей линзы.

    Напишите формулу. Теперь определите, какие переменные вам даны. По формуле вы можете найти любую переменную, входящую в формулу (а не только увеличение).

    • Например, рассмотрим фигурку высотой 6 см, которая находится на расстоянии 50 см от собирающей линзы с фокусным расстоянием 20 см. Здесь вы должны найти увеличение, размер изображения и расстояние до изображения. Запишите формулу так: M = (h i /h o) = -(d i /d o)
    • В задаче даны h o (высота фигурки) и d o (расстояние от фигурки до линзы). Вы также знаете фокусное расстояние линзы, которое не входит в формулу. Вы должны найти h i , d i и M.
  1. Используйте формулу линзы для вычисления d i , если вы знаете расстояние от линзы до предмета и фокусное расстояние линзы. Формула линзы: 1/f = 1/d o + 1/d i , где f = фокусное расстояние линзы.

  2. Теперь вы знаете d o и d i и можете найти высоту увеличенного изображения и увеличение линзы. Обратите внимание, что формула для вычисления увеличения включает два знака равенства (M = (h i /h o) = -(d i /d o)), то есть оба отношения равны, и вы можете воспользоваться этим фактом при вычислении M и h i .

    • В нашем примере найдите h i следующим образом: (h i /h o) = -(d i /d o) (h i /6) = -(33,3/50) h i = -(33,3/50) × 6 h i = -3,996 см
    • Обратите внимание, что отрицательная высота означает, что изображение будет перевернутым.
  3. Для вычисления М используйте либо –(d i /d o), либо (h i /h o).

    • В нашем примере: M = (h i /h o) M = (-3,996/6) = -0,666
    • Вы получите тот же результат, используя значения d: M = -(d i /d o) M = -(33,3/50) = -0,666
    • Обратите внимание, что увеличение не имеет единиц измерения.
  4. Если у вас есть значение увеличения, вы можете предположить некоторые свойства изображения.

    • Размер изображения. Чем больше значение М, тем больше изображение. Значения M между 1 и 0 свидетельствуют о том, что предмет через линзу будет выглядеть меньше.
    • Ориентация изображения. Отрицательные значения М указывают на то, что изображение предмета будет перевернутым.
    • В нашем примере М = -0,666, то есть изображение фигурки будет перевернутым и составлять две трети высоты фигурки.
  5. В случае рассеивающей линзы используйте отрицательное значение фокусного расстояния. Это единственное отличие вычисления увеличения рассеивающей линзы от вычисления увеличения собирающей линзы (все формулы остаются теми же). В нашем примере этот факт повлияет на значение d i .

    • Проделаем вычисления для нашего примера еще раз, но при условии, что мы используем рассеивающую линзу с фокусным расстоянием -20 см. Все другие значениями остаются такими же.
    • Во-первых, найдем d i через формулу линзы: 1/f = 1/d o + 1/d i 1/-20 = 1/50 + 1/d i -5/100 - 2/100 = 1/d i -7/100 = 1/d i -100/7 = d i = -14,29 см
    • Теперь найдем h i и M. (h i /h o) = -(d i /d o) (h i /6) = -(-14,29/50) h i = -(-14,29/50) × 6 h i = 1,71 см M = (h i /h o) M = (1,71/6) = 0,285


© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт