Мы живем, точно в сне неразгаданном

08.04.2019

Встречаются, чтоб расставаться,
Влюбляются, чтоб разлюбить.
Мне хочется расхохотаться
И разрыдаться, и не жить!
Клянутся, чтоб нарушить клятвы,
Мечтают, чтоб клянуть мечты...
О, горе тем, кому понятны
Все наслаждения тщеты.
В деревне хочется столицы...
В столице хочется души...
И всюду человечьи лица
Бесчеловеческой души...
Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота...
Как часто низость благородна
И злы невинные уста.
Так как же не расхохотаться,
Не разрыдаться, как же жить,
Когда возможно расставаться,
Когда возможно разлюбить?

Игорь Северянин

Мы живём, точно во сне неразгаданном,
На одной из удобных планет..
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, нет...

Игорь Северянин

У женщины должен быть лунный характер,
И чтобы в ней вечно сквозила весна...

Игорь Северянин

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон...

И больше ничего мой сон не содержал...
Но потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока...

Игорь Северянин

Вот и уехала. Была - и нет.
Как просто всё, но как невыразимо!
Ты понимаешь ли, как ты любима,
Какой в душе остался жгучий след?
Переворачивается душа:
Ещё вчера - вчера! - мы были двое,
И вот один... Отчаянье такое,
Что стыну весь, не мысля, не дыша.

Игорь Северянин

Имея свой, не строй другого.
Всегда довольствуйся одним.
Чужих освоить бестолково:
Чужой останется чужим.

Игорь Северянин

Любовь - беспричинность. Бессмысленность даже, пожалуй.
Любить ли за что-нибудь? Любится - вот и люблю.

Игорь Северянин

Оправдаешь ли ты, что опять, столько раз разуверясь, я тебе протянул, может статься, с отравой цветы, что, быть может, и ты через день, через год или через десять лет станешь чуждой, как все, оправдаешь ли ты?

Игорь Северянин

Жизнь человека одного -
Дороже и прекрасней мира.

На одной из удобных планет...

Много есть, чего вовсе не надо нам,

А того, что нам хочется, нет...

/ Игорь Северянин /

Еще в детстве я понял: со мной что-то не так. Происходит со мной что-то. Сказал - вылетела из меня фраза, как пулеметная очередь из автомата известного оружейника, а потом... Ох, и вспоминать не хочется.

Не хочется, а надо... Надо, братец, надо...

Чтобы самому разораться...

Хотя бы попытаться...

А началось всё с обычного гриппа. Наверняка, грипп был не совсем обычный, раз в моей голове всё переместилось, и я стал... тем, кем стал.

Болел я долго и тяжело. Температура зашкаливала, я метался по постели и бредил. Успокаивала ледяная ладонь матери на моем "шкварчящем" лбу. Удивляюсь, как материнская ладонь не опалилась от моего горячущего, как включенный утюг, лба.

В основном я находился в бессознательном состоянии. Приходил в себя ненадолго и лишь для того, чтобы меня вывернуло наизнанку. У мамы всегда наготове был таз. Короткое возвращение в реальность происходило каждый раз после кошмара, увиденного во сне.

А снилось мне... Вы не поверите: Ледовое побоище на Чудском озере. Наши - ижоры, новгородцы и владимировцы под руководством всем известного Александра Невского - бесстрашно сражались с неприятелем - немецкими рыцарями Ливонского ордена. Наши, конечно, победили, но драка вышла страшной. О чем нам рассказала наша историчка, а учился я в то время в четвертом классе. Причем рассказывала она новый материал перед самой моей болезнью. Слушал я внимательно, шалить и отвлекаться уже не было сил - болезнь подступала, но пока дала о себе знать внезапно налетевшей вялостью. Вечером я свалился с гриппом. Но в голове засело Ледовое побоище на Чудском озере, случившееся в далекие-предалекие годы - аж 5 апреля (по старому стилю, по юлианскому календарю) 1242 года. Но я так отчетливо все видел, будто был участником, причем не простым, а правой рукой Самого. Мне казалось - начальником Генерального штаба. Уверен, никаких начштабов в ту пору не было, но мне так привиделось.

Бились мы не на жизнь, на смерть бились. От напряжения и усталости я на миг возвращался в настоящее время, освобождал и без того пустой желудок и возвращался к своим. Возвращался не сразу, сначала шел какими-то закоулками, больше похожими на узкие улочки в Средней Азии. Жара была страшной, у меня горели голые ступни...

Странный выбрал маршрут - через Среднюю Азию... Называется: двинул "кратчайшим" путем...

И вот в один из дней легендарного побоища, когда неприятель был почти повержен, а я устало опустился на почему-то горячий лед, откуда ни возьмись появляется... нет, не русалка-морж - закаленная девушка с рыбьим хвостом, а сгорбленная старуха. Очень напоминающая бабу Ягу из сказок. Прет на меня танком, при этом зло щурится и указательный палец на меня наставляет, как будто собирается меня им проткнуть, как штыком. А ручищи у старухи грязные. В саже, наверное, испачканы. А ногтищи длинные-предлинные и острые-преострые. И заворачиваются, как у хищной птицы. Не скажу, что сильно перепонтовался, но порядком струхнул. Сердце в груди так и зашлось. В общем, подошла ко мне сгорбленная старуха, ноготь свой к моей груди приткнула, совсем не больно, даже щекотно, и говорит скрипучим, как старое дерево, голосом:

Ай, да мОлодец, ай да везунчик! А того ты не знаешь, мОлодец, что надо отрабатывать свое спасение!

Поскребла ногтем по голой груди (не знаю, куда рыцарские доспехи делись), а после принялась перед моей физиономией ужасным пальцем качать, как маятником. Я невольно стал следить за пальцем, чтобы в случае чего... избежать одноглазия. Так мы и "общались", молча. Разница в том, что я пребывал в ступоре, а старуха совершала маятниковые действия: грязным указательным пальцем туда-сюда водила.

Покачала-покачала, затем у нее опять звук прорезался, причем звук этот, как у испорченного телевизора - хрипит и варьирует по тональности:

Ты, мОлодец, заруби на своем курносом носу: что тебе дано, дано не зря. Правильно им распорядись!

И опять поскребла ногтем по моей голой груди, я закашлялся. Кашлял долго, натужно, чуть голова не разломилась на части, как выпавший из рук арбуз. Со мной такое было. Прошедшим летом. Я не про голову, про арбуз, естественно.

Я вспомнил лето. Каникулы. Беззаботное время.

В мгновение ока перенесся из тринадцатого века в наше время, в лето. Катаюсь я, значит, на качелях, мне весело. Весело и беззаботно. И легко. Так легко мне никогда не было. Я раскачиваюсь сильнее и сильнее, делаю целый оборот - "солнышко" делаю, застывая на пару секунд в верхней точке. В голову приходят мысли о космосе. Я хочу стать космонавтом. Это желание приходило ко мне лет в пять, но быстро ушло. Потом захотелось стать комбайнером. По телевизору постоянно рассказывали об успехах наших хлеборобов, их награждали медалями и орденами. Герои...

Мои мечты о будущем чередовались чаще времен года. Пока я находился в поиске. Времени было навалом - всего-то одиннадцать лет...

Когда я очнулся, мама тотчас сунула мне под нос таз. Я взглянул на нее с непониманием и сразу переключился на окно. За окном снег валил стеной, ни зги не видно. Я принял снег за тополиный пух - лето ведь, но быстро опомнился. Я вспомнил все: что на улице февраль, что в школе идет без меня третья четверть, сама длинная по продолжительности, что я достаточно долго не посещаю занятия по причине тяжелой болезни. И старуху тоже вспомнил. Причем так отчетливо она встала перед глазами, что я содрогнулся. А мама спросила жалостливым голосом:

Тебе плохо, сынок?

И положила ладонь мне на голову. Ладонь не показалась мне ледяной.

Пить хочется, - прохрипел я почти так же, как старуха из моего бреда.

Мама протянула мне стакан воды, я осушил его залпом. Соловело посмотрел на маму, лег и уснул. Без всяких сновидений, в том числе и кошмарных. Важное уточнение.

Последнее, что я услышал, были слова моей матери:

Теперь он пойдет на поправку...

О старухе я пытался забыть. Не скрою, она иногда, редко, посещала меня во сне. И всегда в периоды легких заболеваний. Встречи происходили у нас в квартире, точнее - в моей комнате. Старуха - баба Яга - присаживалась на край моей кровати и принималась глубоко вздыхать. Сидит и вздыхает. Спрашивается, зачем пришла? Другого места не нашла для дыхательной гимнастики? Или заявилась выразить свое недовольство? Чем недовольна?..

Точно недовольна, раз вздыхает. При этом я отчетливо слышал, как сильно клокочет что-то у нее внутри во время вздоха-выдоха.

Перекрещенные пальцы противная старушенция держала на коленях, от меня подальше. И то слава Богу. Но пальцами поигрывала, как будто пугала. В мою сторону старушенция почти не смотрела. Не сказав ни слова, уходила... в шкаф. Откроет дверцу, скрипнет, зайдет в шкаф и дверцу за собой прикроет. Опять скрипнет.

После пробуждения я каждый раз изучал то место на кровати, где моя гостья присаживалась. Никаких отметин. Вообще, ни следа. И простыня оставалась кипельно-белой. Я считал, что после этой грязнули обязаны остаться следы ее пребывания. Никаких.

Вспомнить страшно, каких невероятных усилий мне стоила проверка шкафа. Я долго себя уговаривал, настраивал, подбадривал, после чего... звал маму и просил отыскать в недрах шкафа мои... брюки, к примеру, или свитер. Все равно, лишь бы мама влезла в шкаф. Сам я наблюдал на расстоянии четырех метров, дальше некуда - длина моей комнаты. Выйти и оставить мать одну я не мог. Но не знал, смогу ли прийти ей на помощь.

При виде старухи я всегда цепенею.

СТРАННО…

Мы живём, точно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет…
Много есть, чего вовсе не надо нам…
А того, что нам хочется, нет…
Игорь Северянин 1909

И НЫНЕ – СТРАННО…

Нам дана – удобная планета.
есть – и реки, горы, и моря…
Мы вгрызаемся – в леса её и недра,
и всё мало – что дала Земля…

Поливаем – кровью от сражений,
орошаем – ручейками слёз…
И не можем отыскать отраду,
чтоб у сердца – был желанный свет…

Словно в снах – по миру ходят люди,
кто в рассудке – ищет лишь ответ…
остаётся жизнь для них – загадкой,
истины теряется где след…

Мир жестокий – рядом с беззаботным,
и – добро, и ненависть, любовь…
Нужно нам – раскрыть загадку в сердце,
и в грядущем – обновленья новь…
13.2.2010

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Киевский художник Алексей Анд

"Тишина, ты - лучшее из всего, что слышал...", признался как-то Борис Пастернак.

Проходящий мимо Старый...
С наступающим тихо Новым...

P.S. Да. Это моя старая живопись. "Проходящий мимо". Двухтысячный год. И символизирует она не только смену года старого на год новый. Это, также, символ смены веков, смены эпох...
Проходят года, проходят века, проходим и мы с вами. Вот только Его Величество Абсолют никогда не проходит и никуда не уходит. Некуда))...

"Неразгаданный сон", 2000,
120х160; холст, масло

Мы живем, точно в сне неразгаданном, На одной из удобных планет... Много есть, чего вовсе не надо нам, А того, что нам хочется нет.

Игорь Северянин


Как относиться к снам, которые мы видим? К чему относиться серьезнее к тому, что мы называем жизнью, или к тому, что мы называем сном? Какие учителя более истинны те, которые называют себя таковыми в жизни, или те, которых мы называем миражами в наших снах?
Большинство идей, а, быть может, правильнее было бы сказать видений, являются мне в состоянии, которое я называю состоянием «бодрствующего сна». От обычного сна это отличается тем, что я нахожусь в промежуточной стадии между сном и бодрствованием. Это позволяет мне, с одной стороны, отойти от зависимости материального мира со свойственным ему рационально-логическим способом мышления, а, с другой стороны, не позволяет окончательно погрузиться в то состояние естественного сна, в котором я физически не смог бы реализовать то, что мне видится.
Разумеется, бывают видения и во время естественного сна. Удержать их в голове к моменту пробуждения, однако, удается очень редко. Узкая тропинка между бодрствованием и беспамятсвом, а, возможно, также между жизнью и смертью, растворяется раньше, нежели успеваешь ее зафиксировать на бумаге или холсте, не говоря уже о ее переосмыслении. Однако, когда хотя бы частично это удается, как правило, невозможно объяснить, что это видение означает.
Быть может, наши сны это ключик к разгадкам того, что с нами происходило или еще произойдет в нашей жизни?
Смогу ли я подобрать ключик хотя бы к некоторым из моих снов?

Мы живём в неразгаданном сне

Мы живём, точно в сне неразгаданном..
Любим тех,кто нам послан судьбой.
Пишем заново жизнь в мыслях...набело,
И хотим сжечь мосты за собой.

Мы стремимся туда,где не будет нас,
Знаем точно...в конце лишь тупик.
Греем душу в обрывках счастливых фраз,
Рвёмся к цели своей напрямик.

Измеряем всю жизнь лишь моментами-
Разворот на сплошной полосе.
Наша жизнь- кинолента с фрагментами,
Мы живём в неразгаданном сне...

"Цветочная галактика"

"СТАРЫЙ ШУТ", 1994, (фрагмент).
Холт, масло, инсталляции; 150х150

Уже давненько, лет десять тому, зашёл ко мне один "народный избранник" со своей супругой. В начале - шуточки-прибауточки. Потом - повертелся, огляделся, присмотрелся и вдруг... Замер. И тишина... Минуты полторы смотрели друг на друга глаза в глаза далеко ещё не старый "народный" и мой уже таки"Старый шут". Лицо "избранника" побледнело.
Чтобы как-то разрядить обстановку, вполне вменяемая супруга, одёрнув его за рукав, в ироничной форме спросила: "Всё в порядке, дорогой?". Через какое-то время, очнувшись, избранник наконец-то изрёк:
"Боооюсь. Я боюсь, что в конце жизни мой взгляд будет таким же как у этого старого ". (Дословно. До сих пор помню))).
Ну слава Богу! Очнулся, подумал я. Вот только лицо супруги "избранника" после этого почему-то стало бледнеть.
А вообще, не так уж всё грустно.))) В верхнем углу висит колокольчик, побеспокоив который мы услышим звон из нашего прошлого. А в мешочке - прах (в данном случае - прах Дали с его родины Фигераса), возможно, чем-то напоминающий нам о нашем будущем.

А вот какие поэтические ассоциации родились у Светланы Стоян прямо на выставке в "Украинском Доме" в 2005-м:

Искрятся призрачно вдали
Глаза шута или Дали?

В мешочке - прах, на сердце - страх,
Намек предвиденья в глазах.

За чернотой - печальный звон,
Туда проход нам запрещен,

И только тихое дин - дон
Напоминает: это он…

Как хорошо, что меня никто не замечает.
Они думают, что меня уже нет...
Что ж, не буду им мешать.

"Ассоциативный символизм. Архив" 2016" — в БЦ Леонардо .

"Метель"
2003, 40х50, Холст, масло

«Есть вещи, которые даются не от земной грамоты, а от какой-то невидимой силы. Проходит время - и ты удивляешься: «Или ты это сделал, иль не ты?»

Сюжетная линия Алексея Анда растворяется в высокой духовности. Я считаю, что сюжет - это иллюстрация. А касательно духовности - это наивысшее проявление, и в этом проявлении творить не каждому удается.

Я хорошо знаю Алексея Анда как профессионала, как мастера - мастера рисунка, мастера живописи и композиции. В его творчестве элементы профессионализма как ремесла исчезают - и начинается настоящее искусство. Этим владеет Алексей Анд - мой любимый ученик».

Николай Стороженко
Профессор, академик НАМУ
Народный художник,
лауреат государственной премии Украины
им. Т. Г. Шевченко

Пускай старый год уходит с миром, несмотря на многие тяготы и накопившуюся до уровня "критической массы" внутреннюю усталость.
В Новый год нужно входить с ВЕРОЙ и НАДЕЖДОЙ, чего каждому из вас желаю. С НАСТУПАЮЩИМ!
"Старый шут"

Шизофреник живет в странном, недоступном нормально мыслящему человеку собственном мире, социальные и этические связи которого возникают и существуют безотносительно к внешним силам...
(Философский энциклопедический словарь. 2010).
***
Нормально мыслящий человек живет в странном, недоступном шизофреникам собственном мире, социальные и этические связи которого возникают и существуют безотносительно к внешним силам...
(Нефилософский энциклопедический словарь нормально мыслящего шизофреника. 2016).

"Теплый дождь",1997

"Маковое поле", 2015
(Из серии "Симфонии земных структур")

«Хранитель символов», 1998,
холст, авторская техника, 70х70,
(фрагмент)

Алексей Анд "Дамские пальчики", 2006

"Дамские пальчики", (фрагмент), 2006

Алексей Анд - Древняя Русь. 1987-1990. Холст, масло, энкаустика. 200х512

"Homo! Sapiens?", 1997
120x120, Oil on canvas, installation

МЕШОЧКИ, КОТОРЫЕ ПЛАЧУТ И СМЕЮТСЯ.


В Киеве есть много мест, которые, я в этом уверен, вдохновляли бы любого самого эзотерического мистика мира. Батыева гора, в частном секторе которой в небольшом одноэтажном домике некогда находилась моя мастерская, одно из них.
В этой мастерской, словно в каюте батискафа, погруженного в запущенные, похожие на гигантские водоросли и кораллы, густые сады, выпадая из пространственно-временного континуума, я путешествовал по тропам-лабиринтам давно ушедших культур, которыми пропитана эта таинственная зона. Окна, выходящие на восток, юг и запад, я полностью зашторивал полупрозрачными занавесями так, чтобы внутри «мастерская-каюта» была заполнена мягким сияющим светом и, в то же время, чтобы никто не видел того, что я там делаю.
Иногда я замечал, что в щелочку приоткрывавшейся от ветра занавеси подсматривал мальчик с соседского дворика. Я знал этого мальчика. От него всегда исходили поразительно положительные флюиды. Поэтому, делая вид, что его не замечаю, я обычно продолжал работать.
Однажды, увидев, что я работаю над какой-то странной картиной (в это время я проводил магический ритуал над мешочками «Homo! Sapiens?»), он не выдержал и прямо в щелочку между занавесями спросил: «Дядя Алеша, это мешочки, которые плачут и смеются?»
Возможно, у мальчика возникли свои ассоциации с какой-нибудь детской игрой или с распространенными в девяностых годах игрушками-шутками. Не знаю. Однако меня осенило ведь устами ребенка была определена основная концепция картины, которая была лишь в процессе сотворения. Разве не радуемся мы наконец-то достигнутой цели, которой добивались долгие годы? Разве не огорчаемся мы, когда начинаем понимать, что достигнутая цель так и не принесла нам желанного удовлетворения, и что было потрачено безумно много времени и энергии на то, что так и не принесло нам счастья?
Туго завязанные мешочки это наши нераскрытые и недостигнутые желания. Но среди бесчисленного множества желаний необходимо увидеть лишь одно самое заветное. Каждый должен найти то единственное, его личное, достигнув которое он ощутит истинное удовлетворение от жизни.
Суть проводимого мною ритуала, во время которого прозвучал сакраментальный вопрос ребенка, заключалась в том, что освещая символическим образом каждый мешочек, я бережно упаковывал в каждый из них записочку с изречениями философов разных времен о бренности всего материального в нашем мире и бессмысленности накопления любых богатств. В мешочки я также вкладывал разные предметы и природные вещества, которые может угадывать любой желающий на ощупь. В некоторых прощупывались монеты.
Когда «Homo! Sapiens?» экспонировался на одной из выставок, я заметил, что те мешочки, в которых прощупывались монеты, стали исчезать. И это несмотря на военизированную охрану! Мне интересно было бы увидеть выражение лица человека, который хотел прибавить к своему капиталу еще горсточку монет, хотя самое ценное, что он мог там обнаружить - это всего лишь мысли.
Мой очаровательный Homo! Ты самый самоутвердительный на этой планете! Но скажи: «Sapiens ли ты, мой милый Homo?». Такой вопрос я задавал своему виртуальному герою, нащупывая его образ в процессе его создания. Такой вопрос я часто задаю сам себе и далеко не всегда получаю положительный ответ.
Я понимал, нет, скорее чувствовал, что образ, который я хочу создать, должен быть каким-то необычным, непохожим на какого-то конкретного человека. В то же время он должен заключать в себе основные черты субъекта, который не ждет подарков от судьбы, а добивается всего, чего хочет, с помощью своей воли, не особо задумываясь о смысле конечного результата. Это должен быть самец-самоутвержденец.
Я стал примерять на своего «героя» одежды самых высоких чинов и титулов монархов, диктаторов самых разных эпох. Так появились треуголка Бонапарта, жабо и намек на средневековые рыцарские доспехи, из которых впоследствии выросли шипы защищающегося от внешнего мира растения. У настоящего самца должны быть настоящие усы подумал я и кончиком кисточки стал их нащупывать. Усы закручивались то вверх, то вниз, то удлинялись, то укорачивались. Ничего меня не устраивало. Десятки раз мне приходилось стирать их тряпкой и заново «выращивать».
Как-то рано утром, зайдя в свою «каюту-мастерскую», я увидел, что на лбу моего уже проявившегося «Sapiens-а» сидит сверчок, у которого усы раза в два три больше его самого. Стараясь не спугнуть своего потенциального натурщика, я начал тщательно списывать структуру усов насекомого, сидящего на той же плоскости, на которой происходило рождение ему же подобного существа.
Целый день сидел сверчок не пошелохнувшись. Целый день я выписывал его очаровательные усы. Когда закончил я сказа ему: «Спасибо, друг, свободен». А он все равно продолжал сидеть. И лишь зайдя в мастерскую на следующее утро, я обнаружил, что он исчез.
Исчез мой друг. Друг, который помог создать мне такого нереального, но, в то же время, так реально живущего в каждом из нас героя. Исчезнет когда-нибудь и мальчик, подсказавший концепцию моей картины. Исчезнет и автор самой картины.
Но желания!?!... Ох уж эти мне желания! Раскрытые и нераскрытые, достигнутые и недостигнутые!
Они то никуда из этого мира не исчезнут.
Ну, а будут желания - будет новый мальчик с новыми вопросами. Будет новый сверчок с новомодными усами. Будет новый художник с новыми картинами и новыми зрителями. И будут у них всех новые желания, достигая и раскрывая которые они будут плакать и смеяться.

Алексей Анд
«Пробуждение древних скал», 2003

Алексей Анд
Левая часть триптиха «Пульсация», «Пульсация Бета», 2000

Алексей Анд
«Погружение в бессознательное»

Алексей Анд
Центральная часть триптиха «Пульсация», «Пульсация Альфа», 2000


Алексей Анд - Вознесение, 1998



Алексей Анд - Симфония земных структур І, 2000



Алексей Анд - Симфония земных структур ІI, 2000

Алексей Анд
«Симфония земных структур ІIІ», 2000


Алексей Анд - Ню, 1998



Алексей Анд - Девочка с косичками, 1992



Алексей Анд - Покинутый дом, 1998



Алексей Анд - Белая лошадь, 1997



Алексей Анд - Борьба. Холст, масло



Алексей Анд - Логика иллюзий, 1993-2001, холст, масло, 78х78



Алексей Анд - Фатальность, 1991, холст, масло, энкаустика, 78х86

Алексей Анд - Сусанна, 1993, холст, масло, 78х78

«Красные крыши», 2010

Алексей Анд

(настоящее имя - Андреев Алексей Дмитриевич)

Украинский художник, впервые использовавший понятие "ассоциативный символизм" в контексте современной живописи. По оценке экспертов IV -V международных фестивалей (г.Киев), входит в двадцатку лучших художников Украины. В 1996 стал лидером первого аукциона современной украинской живописи "L1" (Национальный художественный музей Украины, Киев).

Живет и работает в Киеве.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт