Планирование факультатива по ступенькам правил здорового питания. Программа факультативных занятий

24.02.2019

Растительный мир рек, озер, водохранилищ и прудов неодинаков. Расселение растений в водоеме тесно связано с его происхождением, а также с водным, почвенным и температурным режимами. Колебания уровня и температуры воды, ее движение, скорость течения, состав грунтов дна, даже сила и направление постоянно дующих ветров - все это в значительной степени влияет на состав и распределение растений в водоеме.

Растения пресных вод по своему внешнему строению и жизненному циклу весьма разнообразны. Они развиваются в основном в освещенной зоне, т. е. в прибрежье и верхнем слое воды. Лишь водные грибы и бактерии могут проникать в глубоководья озер и водохранилищ, где являются источником питания обитающих там животных.

В прибрежных местах водоемов с замедленным течением, низкими берегами и небольшим уклоном дна в распределении водных растений часто наблюдается определенная зональность. Каждой полосе свойственны лишь те виды растений, которые приспособились к обитанию на данной глубине.

Обычно за темно-зелеными зарослями осок, растущих на берегу, открывается мелководная полоса водоема, покрытая разнообразной водной растительностью. Поближе к берегу можно встретить растения, способные выдерживать временные осушения. Это - частуха, сусак, стрелолист, ежеголовник, турча, манник и др. Они растут на глубине 0,3-0,7 м. За ними располагаются тростник и камыш озерный - высокостебельчатые растения, верхняя часть которых находится над водой. Оптимальные условия для их роста - глубина 1-2 м. Тут могут расти также рогоз широколистный и узколистный.

Чаще заросли состоят из растений одного из названных видов. Укрепляясь мощными корнями и корневищами на дне водоема, они образуют на поверхности воды высокие заросли.

За прибрежным поясом на глубине 2-3 м располагаются растения, которые почти полностью погружены в воду. На поверхности у них плавают только листья. Зто - кубышка, кувшинка, рдесты (плавающий, блестящий, пронзеннолистный), водяной орех, гречиха земноводная и многие другие.

Разграничение между растительными полосами не всегда бывает четким, особенно в водоемах с неустойчивым уровнем воды. Растения одной полосы могут проникать в соседнюю, однако преобладающее положение растений, типичных для данной полосы, сохраняется.

Свободноплавающие растения - ряска, элодея, телорез - обычно не образуют отдельных полос. Они встречаются на разных глубинах, распространяясь на свободной водной поверхности или проникая в полосы прикрепленных растений.

Надводную растительность часто называют жесткой. Если она развита слабо, то может рассматриваться как полезная, поскольку на ее стеблях обитают организмы, которыми питается рыба. При сильном развитии жесткая растительность способствует заболачиванию водоема, сокращает площадь для нагула рыб, ухудшает гидрохимический режим, истощает запасы питательных веществ, затеняет водную поверхность и задерживает перемещение водных масс, в результате чего в придонных слоях температура воды всегда ниже, что также отрицательно сказывается на развитии кормовых организмов. Поэтому рыба в такие места почти не заходит.

Погруженную в воду растительность, среди которой преобладают чаще рдесты, называют мягкой. Она образует подводные луга с разнообразными формами жизни. Взрослые рыбы откладывают тут икру, и вышедшая из нее молодь не торопится покидать заросли, где каждый листок служит надежным укрытием. Большинство рыб потребляют животных, поселяющихся на стеблях и листьях мягкой растительности, а также между ними. Отдельные рыбы кормятся и самими растениями. Заметим, что растения обогащают воду кислородом, что в свою очередь благоприятно сказывается на жизнедеятельности рыбы, способствует ее усиленному питанию и росту.

Однако при чрезмерном развитии мягкой растительности затрудняются перемещение рыб и доступ их к кормовым организмам, находящимся среди растений, сокращаются нагульные площади. Считается (в частности, в прудах), что наличие такой растительности на 20-30 % площади является полезным. Ряска, покрывающая отдельные водоемы сплошным ковром, затрудняет прогревание толщи воды, в результате чего подавляется развитие кормовых организмов. Поэтому рыба плохо растет и развивается.

В пресноводных водоемах очень многочисленны, но мало заметны водоросли. Это - весьма разнохарактерная группа низших растений, распространение которых связано почти исключительно с водной средой. Они могут жить в толще воды, в ее поверхностном слое и на дне водоемов, прикрепляясь к камням, песчаному грунту, раковинам моллюсков. Некоторые из водорослей связаны с дном лишь в начале своего развития, а позднее всплывают поодиночке или клубками к поверхности воды.

Среди водорослей различают одноклеточные, многоклеточные и колониальные формы. Они содержатся даже в прозрачной на вид воде. Обнаружить водоросли можно в тихом уголке пруда или заводи водохранилища на илистой отмели, где они темно-зеленой пленкой покрывают дно или крупными хлопьями плавают на поверхности воды у берега. Особенно много таких хлопьев в стоячих или медленнотекущих водах, богатых перегнойными веществами. Здесь можно выловить плавающие в воде сине-зеленые шарообразные слизистые комки величиной от горошины до сливы. По своеобразной - синеватой, переходящей в фиолетовую до черной - окраске в этих хлопьях и комках можно узнать скопления синезеленых водорослей, названных так потому, что, кроме зеленого красящего вещества растений, они содержат особое синее вещество фикоциан.

Наряду с бактериями водоросли - самые простые организмы, которые служат кормом для рыб. Кроме того, водоросли способствуют накоплению кислорода в воде, а также самоочищению водоемов. Однако при избыточном количестве растительной массы, которая не поедается животными и не изымается каким-либо образом из водоема, в последнем нарушается сбалансированное соотношение процессов выедания растительной и животной пищи, с одной стороны, и менее эффективных процессов разложения - с другой. В результате накапливается органическое вещество в полуразложившейся форме, усиленно расходуется растворенный в воде кислород, высвобождаются продукты распада (метан, сероводород и др.), в зону жизни организмов кислородного дыхания вторгаются микроорганизмы, способные жить без доступа кислорода.

В настоящее время в водоемах с замедленным стоком наиболее благоприятные условия сложились для синезеленых водорослей. Отдельные их представители процветают там, где иные водоросли оказываются подавленными. Этому способствует и то, что некоторые синезеленые выделяют при жизни и после отмирания токсические для других организмов вещества. Многие из них могут питаться готовыми органическими веществами и усваивать молекулярный азот, благодаря чему отмирающие организмы способствуют дальнейшему обогащению вод азотом.

Обладая способностью всплывать к поверхности, синезеленые водоросли образуют большие скопления, которые сгоняются ветром на мелководья и там разлагаются бактериями. Последние чрезвычайно быстро размножаются и становятся основными потребителями кислорода, вследствие чего режим в водоеме ухудшается. С ухудшением условий замедляется рост и размножение кормовых организмов, многие из них начинают отмирать, увеличивая тем самым количество разлагающихся органических веществ. Этот процесс лежит в основе массовых заморов рыбы в водоемах (чаще всего в водохранилищах), в результате чего рыбопродуктивность их снижается.

Бактерии - самые мелкие из организмов наших водоемов. Они присутствуют как в самых чистых ручьях, реках и озерах, так и в сильно загрязненных водах. Жизнедеятельностью гнилостных, серных и железобактерий во многом обусловлено формирование донных отложений.

Исключительно велика роль бактерий в процессах круговорота веществ в водоеме. Они - первичные продуценты органического вещества и основная пища различных обитателей любого водоема. Ими питаются все простейшие и многие из многоклеточных организмов, которых в свою очередь потребляют рыбы.

Многочисленные озера Псковской области отличаются обилием водной растительности, дающей пищу и убежище разнообразным представителям животного мира. Прибрежно-водные заросли изучались в разных районах области рядом ботаников: А.П. Белавской, В.Г. Горчаевой, В.В. Ивановым, Г.В. Недоспасовой и Х.М. Тувикене.

Флора псковских озер насчитывает более 100 видов высших растений. Наибольшее количество водоемов области обследовано Г.В. Недоспасовой, которая отмечает 105 высших растений, относящихся к 37 семействам. Для 92 видов она приводит данные по их распространению. Х.М. Тувикене для Псковско-Чудского озера указывает 54 представителя прибрежно-водной флоры, В.В. Иванов для дельты реки Великой — 55, А.П. Белавская для Алольских озер — 50.

При изучении растительности Псковско-Чудского водоема Х.М. Тувикене отмечает, что по количеству видов наиболее богата водная береговая флора. Она насчитывает 25 видов. Зона береговой растительности совершенно отсутствует в широкой северной и средней частях Чудского озера, а местами и на юге, в первую очередь на Восточном берегу Псковского озера. В других частях водоема береговая растительность занимает полосу шириной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, а в устье Раскопельского залива и на северо-западном конце острова Пийрисаар — приблизительно около 1 км . Предельная глубина ее распространения — 1-2 м . Среди береговой растительности доминируют тростник и камыш озерный. На защищенных от ветра заиленных мелководьях и приустьевых участках встречаются мелкие заросли других видов растительности. Наибольшее распространение получили: ситняк одночешуйчатый, аир обыкновенный, сусак зонтичный, манник водяной, рогоз узколистный, поручейник широколистный, хвощ иловатый и тростянка овсяничная.

Растительность с плавающими на воде листьями встречается редко. По Х.М. Тувикене, она представлена восемью видами, из них следует отметить по частоте встречаемости три: стрелолист, гречиха земноводная и кубышка желтая. Самостоятельной зоны плавающая растительность не образует. Главными участками ее распространения являются устья рек, где они местами образуют весьма густые, но сравнительно небольшие заросли.

Подводная растительность в Псковско-Чудском водоеме является преобладающей и включает 21 вид. Местами она разбросана по всему водоему, местами же тянется сплошной полосой вдоль всего побережья. Особенно богата она на восточном берегу южной части водоема. Ширина занимаемой ею зоны в большинстве случаев колеблется в пределах 200-250 м , в некоторых местах достигает 1 км . Предельная глубина ее произрастания обычно 2-3 м . Преобладает в ней рдест пронзеннолистный, местами весьма обильно встречается и рдест блестящий, меньше — рдест гребенчатый, рдест разнолистный, уруть волосистая, телорез сабуровидный и др. Х.М. Тувикене отмечает, что заросли рдеста гребенчатого чаще всего можно встретить в северной части озера, другие же виды — главным образом в южной.

В малых озерах среди воздушно-водных растений наиболее распространенными видами, по данным Г.В. Недоспасовой, являются тростник обыкновенный, камыш озерный, рогоз широколистный и хвощ приречный. Из растений с плавающими листьями для малых озер характерны рдест плавающий, горец земноводный и кувшинка чистобелая, а из погруженных растений — уруть колосистая, элодея, телорез, рдесты и харовые водоросли. А.П. Белавской в озерах Островито и Кривое, близ д.Алоль, найдена меч-трава, не отмеченная ранее для области. Редкую встречаемость таких видов, как ежеголовник, кувшинка малая, кувшинка белая и тростянка овсянцевая, Г.В.

Недоспасова объясняет тем, что область лежит на границе ареалов некоторых видов.

В растительности мелких озер преобладают заросли тростника и камыша. Из всего разнообразия ассоциаций, выделенных Г.В. Недоспасовой, почти 30% приходится на ассоциации с господством тростника. Среди погруженной растительности обычны сообщества рдестов, урути и элодеи.

Для каждого типа озер характерна своя степень развития зарослей. Наиболее обильны заросли так называемых алкалитрофных озер. Благодаря высокой прозрачности воды (6-8 м ) в этих озерах водные растения достигают значительных глубин. Так, по данным А.П. Белавской, камыш вместо обычных 1,5-2 м спускается здесь по подводному склону до 3 м . Харовые водоросли распространены в массовом количестве до 3,5-4 м , а отдельные побеги их были обнаружены в озере Белом на глубине 8-9 м .

Алольские алкалитрофные озера, по А.П. Белавской (1969), имеют следующую степень зарастания (% площади зарослей от всей площади озера): Островито — 28, Белое — 22 и Кривое — 15%. Для первых двух озер характерно большое разнообразие растительных сообществ, отсутствие четко выраженных поясов, обычно наблюдаемых на озерах, и пестрота зарослей. Большое участие в зарастании этих озер принимает погруженная растительность. На озере Островито "подводные луга" из харовых водорослей (хары инителлопсис) составляют 66% от всех зарослей. На озере Белом погруженная растительность также широко распространена, но здесь к харам большей частью примешиваются пузырчатка и элодея. Для этого озера типичны осоковые сплавины, встречающиеся в прибрежных частях озера. Беднее всего выглядит растительность озера Кривого, где господствуют всего четыре вида. Зато здесь довольно хорошо выражена поясность: тростник с осокой — тростник — камыш. В озере Синовино около зарослей хары встречаются чистые плеши из отложений гажи.

Для озер нормального типа развития характерно увеличение зарослей по мере заиливания и обмеления водоемов. На эвтрофной стадии развития хорошо бывает выражена поясность растительности: широколистные осоки и аир, тростник с элодеей и хвощом — кубышка. Заросли аира особенно типичны в озерах Себежское, Ворон, Ветитерево, Белое, Озеравы, Нечерце и др. В озере Нечерце на отдельных плесах наблюдается явление "прорастания", т.е. заросли озерного камыша встречаются многочисленными колками по середине плеса. Еще в большей степени аналогичное явление можно наблюдать в Усвятском озере.

Слабым зарастанием отличаются ацидотрофные озера, которые обычно окружены сфагновыми болотами. В качестве примера можно привести характер зарастания Алольской группы таких озер. Здесь у самого берега наблюдается сплетение корневищ осоки топяной и шейхцерии, которые отходят от прибрежных растений, укореняющихся в торфе на суше. К ним присоединяются белокрыльник, вахта и местами вех. Это сплетение корней с берега покрывается сфагнумовым ковром и образует сплавину. Зыбкие кольцевые сплавины окаймляют озера, покоясь не на воде, а на иле. Дальше от берега можно увидеть лишь узкие заросли из кувшинки чистобелой, кубышки и тесьмовидных плавающих листьев ежеголовников.

Харовые водоросли нашими рыбами почти не используются. Охотно поедает молодые побеги хары только красноперка. В небольших количествах хара потребляется также крупной плотвой и золотым карасем. Для использования ее следует сажать в озера на нагул белого амура. Растет он в наших водоемах хорошо. В озере Сомино близ Алоли белый амур весил в возрасте 5 лет 4 кг . Амур питается харой и другими мягкими растениями, но чистым вегетарианцем его назвать нельзя, т.к. он берется на червя, а не на "клевер".

Водная растительность || Планктон || Бентос || Ихтиологические типы озер || Распределение рыб в озерах

Растения озер

Главная > Отдых > Рыбалка >

Водные растения и рыбы

Любой представитель царства Нептуна так или иначе тяготеет к зарослям водной растительности — рыбьему столу и дому. Молоди рыб среди растений легче укрываться от хищников, тут же вместе с взрослыми "мелюзга" находит себе корм; в самую жару многие виды прохлаждаются среди зарослей тростника и рогоза, где температура воды всегда чуть ниже, чем вне их…

Роль водных растений в жизни водных обитателей огромна и ее трудно переоценить.

Разнообразие водной растительности

Высшие водные растения в любых водоемах выполняют очень важные функции. Хара, кладофора, улотрикс, лютик ядовитый, калужница, вахта трехлистная, стрелолист, рогоз, касатик, кубышка, водокрас и многие другие растения, произрастающие под водой, на поверхности водоемов или на мелководьях, — убежище для водных животных, субстрат для нереста фитофильных ("растениелюбивых") рыб, естественный фильтр между водосбором и водоемом.

Кроме того, растительность играет важнейшую роль в процессе самоочищения водохранилищ, рек, прудов, она является конкурентом водорослей, вызывающих "цветение" воды. На заросших тростником и камышом мелководных участках водоемов происходит выплод и нагул водоплавающих и болотных птиц…

В морях и океанах водные растения часто растут вокруг коралловых рифов, защищая их от загрязнения океанских вод (растения служат естественным фильтром, поглощая загрязнения). Корни водных трав замедляют эрозию, помогая стабилизировать береговые линии.

Водные растения могут достигать в длину от нескольких сантиметров до десятков метров. Они формируют настоящие морские луга в прибрежных водах от Арктики до тропиков. Около восточного побережья Северной Америки существуют самые большие подводные пастбища площадью несколько сотен квадратных километров. Подводные луга произрастают в австралийских прибрежных водах. Один такой луг около Аделаиды занимает площадь в 4000 км2, причем этому лугу насчитывается более тысячи лет.

В составе флоры днепровских водохранилищ насчитывают более 1000 видов растений, из которых сугубо водных или "водолюбивых" — около 200 видов. Ниже приведем описание некоторых растений, которые имеют немаловажное значение в жизни рыб.

Рогоз (куга)

Рогоз — растение с плотным и крепким стеблем, окруженным широкими листьями. Его увенчивает сверху бархатистый темно-бурый початок (часто ее называют "качалочкой") с созревшими плодами. Это растение иногда неправильно называют камышом.

На водохранилищах в рогозе прекрасно ловится карась, плотва, красноперка, карп.

Ряска

Ряска — это крохотное свободно плавающее растение. На поверхности стоячей воды в озерах и прудах ряска часто образует сплошной светло-зеленый налет.

Благодаря высокому содержанию белка ряска может соперничать с бобовыми растениями. Поэтому ею с удовольствием лакомятся и водоплавающие птицы, и разнообразные рыбы.

Камыш

Камыш — имеет длинный гладкий стебель темно-зеленой расцветки, который совершенно лишен листьев. Часто образует сплошные заросли в воде недалеко от берега. Внизу стебель достигает толщины с палец. В верхней части различают коричневое соцветие, состоящее из нескольких колосков. Длина камышины достигает пяти и более метров.

Стебли камыша пористые, заполнены массой, похожей на самый легкий пенопласт. Растение густо пронизано сетью воздухоносных каналов.

Тростник

В отличие от камыша стебли тростника снизу и до самого верха покрыты плоскими, линейно-ланцетные, до 7 см шириной, по краям острошероховатыми листьями. На вершине стебля различают метелку длиной 20-50 см. Изобретательные рыболовы из отдельных сухих тростинок изготавливают чудесные легкие 3-4-метровые удилища.

Элодея

Элодею часто называют "водяной чумой" из-за способности стремительно разрастаться и "захватывать" свободную акваторию. Элодея — исторически "не наше" растение, оно пришло к нам из Северной Америки, освоив по пути водоемы Западной Европы.

В рыболовной литературе встречается утверждение, что рыба избегает густых зарослей элодеи и ее там не поймать. Однако это не так. "Водяной чумой" с удовольствием питается белый амур и некоторые другие рыбы.

Нитчатка, или шелковник

Нитчатка — ярко-зеленая нитчатая водоросль. Ее пряди одним концом прикрепляются к свае, камню, коряге или другим подводным предметам и свободно "полощутся" или развеваются на течении. При сильном зарастании водоема, нитчатка всплывает на поверхность, образуя обширные участки зеленой тины. Это растение любимо многими видами рыб.

Гречиха земноводная

Гречиха земноводная — глубоководное растение, несколько похожее на наземную гречку, имеющее длинный шнуровидный стебель. Как правило, растет на глубине 3-4 метра.

Хара

Хара — подводное растение с тонкими стеблями с мутовками листьеподобных иголочек. Иногда хара может образовывать целые подводные луга. Это растение особенно любит воду, насыщенную кальцием.

Определяем глубину водоема… по растениям

По характеру водной растительности рыболов может достаточно точно (при условии, что он может отличить хотя бы рогоз от тростника) судить о рельефе дна.

В прибрежном поясе находят благоприятные условия обитания темно-зеленые осоки, вех, лютик ядовитый. У самой воды сплошной ковер иногда образует калужница.

0,5-1,0 метра. На границе воды и суши растут земноводные растения: вахта трехлистная, стрелолист, заросли частухи, череды, хвощей, рогоза.

1,0-1,5 метра. Следующий пояс составляют наполовину погруженные растения: манник, осока, водяная гречиха растут на отмелях с глубинами до одного метра. Рдесты и хара поселяются несколько глубже — на глубине 1-2 метра.

1,5-2,0 метра. Куга (озерный камыш) и тростник на водохранилищах с переменным уровенным режимом растут на глубинах до 2 метров, в реках и озерах — до 1,5 метров.

2,0-3,0 метра. Это пояс растений с плавающими на поверхности листьями: белая кувшинка, желтая кубышка, рдесты, гречиха земноводная, водокрас. Кубышка и белая кувшинка (любительницы чистой и проточной воды) на реках и озерах растут на глубинах до 2,5 метров, в водохранилищах — до 3-х метров.

3,0-4,0 метра. На глубинах до 4-х метров растут харовые водоросли — роголистник, уруть, элодея (отдыхающие на пляжах хорошо знакомы с этими растениями). Хотя наиболее плотные заросли наблюдаются на метровой-полутораметровой глубине.

4-е метра и глубже. Глубже 4 метров на водохранилищах жесткая растительность скудна, встречается небольшими "кустиками" растительность мягкая.

Каждая рыба любит "свои" растения

Разные виды рыб предпочитают "свою" растительность. Карась и линь любят кормиться в зарослях осоки и рогоза, нередко ловятся на глубине 20-30 см. Около тростников и камышей поселяются окунь, плотва, красноперка, часто на глубине 1-2 метра в засадах стоит щука. В реках и озерах среди зарослей кубышек кормятся плотва и красноперка; заросли урути населены разнообразной рыбой, как мирной, так и хищной.

Среди побегов роголистника взрослой рыбы практически не бывает. Личинки водяных насекомых — пища рыб — не поселяются на листьях этого растения "благодаря" выделению растением дубильного вещества — танина. Кроме того, в научной литературе встречается утверждение, что тонкая пыльца роголистника во время его цветения попадает с водой в жабры рыб и засоряет их.

Очень много взрослых рыб и "рыбят" в зарослях рдеста и урути, где она находит обильную пищу, мечет икру и с успехом скрывается от хищников. Сазан часто откладывает икру на заросли рдестов, где насыщение воды кислородом и днем и ночью значительно выше, чем в окружающих открытых участках водоема.

Весь световой день летом и в начале осени можно ловить красноперку, плотву, линя, ельца, карася и небольшого сазана в окнах между листьями кувшинок, на границе зарослей камыша и рогоза.

Наблюдательные рыболовы заметили, как много иногда рыб собирается поздней осенью и зимой в зарослях хвоща. Считается, что эти растения обладают способностью подщелачивать воду вокруг себя. Кроме того, зимой вода обогащается кислородом, поступающим из воздуха через пустотелые стебли растений.

Белые кувшинки и желтые кубышки не только внешне красивы. На листьях растений обитает разная беспозвоночная живность. Сами большие круглые листья служат рыбам укрытием в жаркую и солнечную погоду. Кроме того, в корневищах кувшинок много крахмала, белка и сахара, ими лакомиться любят плотва, красноперка и окуни.

На мелководье заросли стрелолиста притягивают "белую" рыбу, питается здесь карп, голавль, язь, плотва. Здесь же охотятся и хищники. В побегах стрелолиста в полтора раза больше крахмала, чем в клубнях картофеля!

Чем питаются рыбы-вегетарианцы?

По характеру питания рыб-фитофагов ("растениеедов") можно разделить на три группы:

* 1. Рыбы, в питании которых высшие растения имеют исключительное или преобладающее значение.
* 2. Всеядные рыбы-эврифаги, в питании которых высшие растения имеют более или менее равное значение с животной пищей.
* 3. Всеядные рыбы-эврифаги, в питании которых высшие растения играют роль добавочного корма.

К первой группе принято относить такие виды как амур белый и красноперку.

Молодь амура на первых этапах активного питания потребляет мелких планктонных животных, кормится червями. Взрослые рыбы поедают различные растения: водные погруженные и полупогруженные, и в некоторых случаях — наземные. Наиболее потребляемые растения (при любой температуре воды) — рдесты нитевидный и узколистный, элодея, тростник (молодые побеги), причем половозрелые амуры умудряются объедать растения даже на высоте 50-70 см от поверхности водоема, высоко выпрыгивая из воды.

НЕ употребляет в пищу амур белый рдесты пронзеннолистный (старый), блестящий и краснеющий, кубышку, кувшинку чистобелую, резуху, ежеголовник, пузырчатку, гречиху, крупный рогоз, осоки, сусак, харовые водоросли.

Следовательно, возле этих растений рыболову не имеет смысла подкарауливать амура.

Красноперку считают переходным видом от чисто растительноядных рыб к рыбам с растительно-животным питанием. До двухлетнего возраста эти рыбы еще питаются беспозвоночными и растениями, а при достижении 8-10 см длины — практически полностью переходят на растительное питание (высшие растения, нитчатые водоросли, диатомеи).

Всю свою жизнь красноперка проводит у зарослей растительности, практически не покидая их. Рыболовы со стажем знают, что поимка красноперки, скажем, на русле реки — настоящий нонсенс.

В водоемах, где растительности мало, красноперка растет плохо. Любимые растения для этой рыбы — прибрежный тростник, элодея, роголистник.

Летом красноперка постится. Почти все теплое время года она предпочитает вегетарианскую пищу. Именно поэтому ее мясо делается горьковатым на вкус.

Растительноядный период почти прекращается у красноперки перед осенью, когда в ее рационе чаще и чаще появляются личинки комаров и других насекомых, водные беспозвоночные.

Ко второй группе (рыбы-эврифаги, т.е. виды с широким пищевым спектром, всеядные) относят карпа (сазана), голавля, язя, плотву (тарань), линя.

Опытные удильщики знают, например, пристрастие плотвы к шелковнику (ярко-зеленая водоросль, которую часто называют нитчаткой). Поплавочники и проводочники используют его в качестве отличной насадки для увесистых плотвиц. Вообще в составе питания плотвы некоторые исследователи отмечали до 45 кормовых объектов, среди которых наиболее любимые рыбой — водоросли обрастаний, рдесты, уруть.

Крупная плотва практически полностью переходит на питание животными кормами — моллюсками.

Взрослые карпы почти всеядны, используют в пищу разнообразные растительные и животные корма: семена и молодые побеги водных растений (тростника, гречихи, урути), моллюсков, ракообразных. В литературе для рыболовов-любителей эта величественная рыба часто называется "водяной свиньей" благодаря способности не перебирая потреблять разную пищу животного и растительного происхождения.

Весной карпы и сазаны с удовольствием объедают нежные побеги рогоза, летом доля растительной пищи в их питании незначительна, хотя время от времени эти рыбы кормятся харой, диатомовыми и зелеными водорослями.

Кстати, обнаружено, что для нормального развития карпа необходимо, чтобы в кормовом рационе было не менее 25% животной пищи, богатой аминокислотами и витаминами.

К третьей группе рыб, в питании которых высшие растения играют роль добавочного корма, можно отнести леща, уклейку, белоглазку (клепца), густеру, карасей обыкновенного (золотого) и серебристого, подуста, окуня, чехонь, ельца.

Лещ относится к животноядным рыбам, в его питании преобладают беспозвоночные — мотыль, моллюски, ракообразные, черви-олигохеты и пр. Как добавку к основному корму охотно употребляет в пищу водную растительность — молодые листочки рдестов и урути, ощипывает хару. Осенью в его кишечниках растительность занимает до 85% по весу (осоки, гречиха земноводная, элодея, нитчатка).

Подуст — перифитоноед — он питается водными обитателями, прикрепившимися к стеблям и листьям растений: коловратками, личинками насекомых, червями, моллюсками, низшими водорослями. В составе пищи подуста можно обнаружить ил, высшие водные растения (уруть), хотя последние являются не основным, а добавочным кормом.

Карась отдает предпочтение животным кормам, хотя с удовольствием питается летом нитчатыми водорослями, "пасется" в зарослях рогоза, склевывая со стеблей водных беспозвоночных. Роголистник, рдесты и уруть используются карасем серебристым в качестве добавочной пищи.

Крупные особи бентосоядных и моллюскоядных рыб: сазана, тарани, леща, густеры, синца любят питаться на глубинах от 3-х до 10-12 метров, где дно восточно-европейских и южных водохранилищ и рек почти сплошь покрыто ковром из дрейссены — ракушечного моллюска.

Голавль в течение периода открытой воды питается преимущественно воздушными насекомыми, иногда "перекусывая" побегами рдестов, ощипывая шелковник.

Уклея , несмотря на преимущественное питание животными кормами, порой уделяет внимание и высшим водным растениям; в водохранилищах она использует в пищу при недостатке кормов (большой конкуренции) элодею и рдесты.

Окунь речной , как это не парадоксально для рыболовов, отнюдь не является абсолютным хищником. В его питании, кроме незначительной доли воздушных насекомых, встречается и растительность. В водоемах Казахстана, в озерах Урала и Зауралья, например, у крупных окуней (массой более 600 г) частота встречаемости растений (рогоз!) достигает 18%, а в пойменных водоемах Средней Волги ихтиологи ловили окуней, в кишечниках которых высшие растения составляли до 36% по весу. Причем, растения окуни вкушали при наличии огромного количества молоди рыб!

Но не только в далеких краях окунь "вегетарианствует". По данным исследователей, питание мелких окуней в Днепре и днепровских водохранилищах осуществляется за счет растений, икры рыб и беспозвоночных. Хотя ученые признают, что растения в пище этих хищников играют все же добавочную роль.

Тяжело представить наши водоемы без привычных взгляду тростников и камышей, толщу воды и дно рек без рдестов, стрелолиста или шелковника. Водные растения для всех без исключения рыб являются надежным домом и сытным столом. А пытливый рыболов, знающий рыбьи пристрастия, всегда придет домой с богатым уловом!..

Материал взят с сайта:
Главная > Отдых > Рыбалка > Водохранилище, река, пруд и озеро

Растения озер

Озера и водохранилища, часто объединяемые под одним названием озеровидных водоемов, составляют своеобразную группу водных объектов, существенно отличающихся как от рек, так и от морей. Если в реках главной причиной движения воды является градиент силы тяжести, то в озерах — ветер. Но в ряде случаев черты речного режима присущи озерам, а озерного — участкам рек. Так, например, во многих проточных озерах существуют течения, характерные для рек. Основное отличие озера от моря — отсутствие непосредственного водообмена с океаном. Исключение составляют озера морских побережий, в которых водообмен с морем или океаном осуществляется непрерывно или периодически.

В режиме озера существенную роль играют форма и размеры котловины. Кроме того, режим озер теснее связан с географическими особенностями окружающей суши и ее водами. Каждое озеро возникает и развивается в определенной географической среде и взаимодействует с ней. Водное питание, колебание объема водной массы и уровня, особенности режима озер зависят от размеров и географических условий их бассейнов. Руководящая роль в формировании и развитии озер принадлежит интегрирующим географическим факторам: рельефу, климату и стоку. В каждом озеровидном водоеме происходят физические, химические и биологические процессы, совокупное действие которых определяет его режим. Интенсивность и направление этих процессов в свою очередь определяется воздействием географических условий, в которых существует озеро.

Каждое озеро является резервуаром жизни. Но немногие высшие растения могут существовать в условиях избытка влаги либо непосредственно в водной среде. Чаще всего это многолетники с неглубокой корневой системой, широкими тонкими листьями и большим количеством воздухоносных полостей в стеблях и корнях.
Водная растительность в озерах образует концентрические зоны. Проникновение растений в глубину зависит от прозрачности воды. Обычно растения поселяются до глубины 3-4 м, а в очень прозрачных озерах до 7-8 м. Глубже других проникают растения, полностью погруженные в воду: рдест, элодея, телорез, роголистник, хара. Легкости и плавучести их способствует обилие воздушных тканей, составляющих до 70 % объема тела. Сильная рассеченность листовой пластинки на мелкие доли способствует лучшему снабжению растений кислородом.

Растительный мир рек, озер, водохранилищ и прудов

Тело таких представителей очень гибкое, мягкое, обычно покрыто слизью, которая предохраняет ткани от вымывания солей.

На некоторых озерах Полесья в полосе погруженной растительности встречается необычное цветковое растение, ставшее очень редким - насекомоядная альдрованда пузырчатая. Подводные нитевидные стебли ее усажены бесчисленными пузырьками. На одном конце пузырька имеется входное отверстие с дверцей, которая быстро открывается, если коснуться ее чувствительных наружных волосков. Жертва засасывается внутрь так быстро, что за этим нельзя проследить простым глазом.

Вторую растительную зону в озерах образуют растения с плавающими листьями (кувшинка белая, кубышка желтая, гречиха земноводная). Всю жизнь они также проводят в водной среде, имеют развитую корневую систему, с помощью которой прикреплены к грунту, в стеблях и листьях их образовались воздухоносные ткани, и лишь цветок свой они раскрывают для опыления насекомыми на поверхности воды.
В некоторых пойменных озерах бассейна Припяти и Муховца встречается древнее и редкое растение - сальвиния плавающая - единственный в Белоруссии водный представитель папоротниковых. Сальвиния часто выращивается в аквариумах.
На прибрежном мелководье водоемов тянется полоса воздушно-водных растений (тростник, камыш, рогоз, манник хвощ). Их эластичные стебли возвышаются над поверхностью воды и достигают высоты 1,5-2 м. Они образуют «второй берег» озера, сохраняют его от разрушения.

Растения побережий укреплены корнями в почве. Большинство из них (калужница, белокрыльник, белокопытник, сусак) имеют крупные листья и яркие цветы. Многие водные растения находят хозяйственное применение. Это лекарственные, красильные, дубильные, декоративные растения. Многие из них занесены в Красную книгу (сальвиния плавающая, альдрованда пузырчатая, кувшинка белая гигантская, кубышка желтая малая, водяной орех, полушник озерный). высушенные почки применяются как отхаркивающее, мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при хронических катарах дыхательных путей.
Примерно в конце мая - начале июня начинается опыление сосны. Мужские шишки, переполненные пыльцой, лопают.

В озере различают три основные области (зоны), имеющие свое характерное население: а) литораль, охватывающую всю береговую зону, б) профундаль, или глубоководную область, включающую дно озера и непосредственно прилегающий к нему слой воды, и в) пелагиаль, охватывающую всю водную массу, за исключением «а» и «б».

В соответствии с постепенным изменением глубины, заросли при-брежно-водных растений располагаются зонально. У самого уреза воды, на глубине менее 1 м, в мелководной зоне располагаются заросли осоки (Сагех), ситника (Heleocharis), стрелолиста (Sagittaria sagittifolia), водяной гречихи (Polygonum amphibium) и других болотно-водных растений.

Дальше, до глубины максимум 2-3 м идет зона «камышей» (рыбаки у нас называют ее «трестой»), куда входят тростник (Phragmites ccmmunis), камыш (Scirpus), трезубка (Scolochloa), водяной хвощ (Equisetum limosum) и некоторые другие растения. Глубже следует зона растений с плавающими листьями — зона водяных лилий — кувшинок (Nymphaea), кубышки (Nuphar), плавающего рдеста (Potamogeton natans). Еще далее, на глубинах, достигающих иногда 4-5 м, — зона погруженных растений — широколистные рдесты (P. perfoliatus и др.), уруть (Myriophyllum), ежеголовка (Sparganium).

По степени и характеру распространения высших водных растений в озере Байкал можно выделить следующие экотопы: открытые побережья; обособленные участки от основной акватории озера (заливы, губы, бухты); приустьевые участки рек, включая дельты Селенги и Верхней Ангары; прибрежно-соровая зона (мелководные соры и прибрежные водоемы, связанные протоками с Байкалом).

На открытых побережьях озера из-за низкой температуры воды, сильного волнения и каменистых грунтов высшие водные растения встречаются единично. Они сосредоточены, в основном, в закрытых от волнения местах. По видовому разнообразию водных растений особенно выделяются флоры дельт рек Селенги и Верхней Ангары. По-видимому, это связано с влиянием теплых речных вод и обилием хорошо прогреваемых, мелководных участков с песчаными и песчано-илистыми грунтами.

Для Байкала характерно слабое распространение водных мхов. Лишь изредка они отмечены в заливах, бухтах, сорах и устьях рек. На открытых побережьях Байкала выявлен только Fontinalis hypnoides var. duriaei (Schimpr.) Husn.

Основная часть высших водных растений произрастает на песчаных и песчано-илистых грунтах в литоральной зоне на глубине до 5 м. Некоторые растения могут встречаться как на мелководных участках, так и на глубинах от 10 до 30м. Это виды рода Fontinalis, Leptodictyum riparium (Hedw.) Warnst., P. perfoliatus L., P. pectinatus L.,P. maackianus A. Benn., Elodea canadensis Michx, Lemna trisuica L., Batrachium divaricatum (Schrank) Schur, B. trichophyllum (Chaix) van den Bosch, Myriophyllum spicatum L.

В отличие от низшей донной растительности Байкала, где преобладают эндемики, большинство видов высших водных растений являются широко распространенными. Среди них не отмечены типично байкальские или сибирские элементы. Тем не менее, в литоральной зоне озера выявлен ряд редких для Центральной Сибири видов водных растений. Это Riccia fluitans L„ Ricciocarpus natans (L.) Corda, Isoetes setacea Durieu, Potamogeton maackianus A. Benn., P. macrocarpus Dobroch., Caulinia flexilis Wilid., Najas marma L., Subularia aquatica L., Tillaea aquitica L., Elatine hydropiper L., E. orthosperma Dueben, E. triandra Schkuhr.

Растения водоемов Наши зеленые друзья - растения, заселили и водную среду. В реках, ручьях, протоках, озёрах и прудах растут и размножаются очень интересные растения, которые за миллионы лет прекрасно приспособились к жизни в условиях водной среды. Одни растения целиком погружены в воду, и над водной гладью у них выносятся только цветоносы. Другие более тесно связаны с воздушной средой или с почвой. Некоторые растения обитают на границе трех сред жизни: водной, наземной и воздушной.

Кувшинка чистобелая, или белоснежная — это одно из самых красивых растений с очень крупными снежно-белыми цветками (цветки в диаметре 6-12 см). Этому цветку посвящено много поэтических произведений, легенд. По одной из легенд, прелестная нимфа превратилась в белый цветок кувшинки. Цветки чистобелой кувшинки каждое утро всплывают на поверхность и раскрываются около 7 часов, а вечером закрываются и уходят под воду. Кубышка жёлтая Обитает в водоемах со спокойной водой: в озерах, прудах, реках с медленным течением. Кубышка зацветает в конце мая и цветёт всё лето

Осока острая Стебель и особенно листья осоки острой сильно шероховатые, ими можно легко порезаться. Кожица листа пропитана кремнеземом. Его мельчайшие частички придают осоке режущие свойства.

Растения водоёма

Ряска болотная Это растение можно встретить в небольших, тихих заводях, маленьких озерцах, болотах, оно создаёт большой, сплошной ковёр зелённого цвета. Этой травой любит лакомиться рыба.

Камыш озерный Камыш озерный растет в воде по заболоченным берегам. Заросли камыша иногда непроходимой стеной окружают водоем.Стебли камыша используют для плетения ковриков, легких хозяйственных сумок. Плодами камыша питаются птицы. Рогоз широколистный Рогоз часто неправильно называют камышом.Листья, а особенно «пух» зрелых початков используют как упаковочный материал. «Пухом» набивают подушки, матрацы. Из стеблей и листьев рогоза плетут циновки, корзины и даже обувь: легкие домашние тапочки. Как и тростник, рогоз пригоден для кровель и топлива.

Водокрас лягушачий Водокрас не случайно получил свое название. Во время цветения он действительно украшает водоем. Небольшие изящные цветки с тремя белыми лепестками, ярко-желтыми пестиками и тычинками прекрасно гармонируют с темной поверхностью стоячих вод. Сусак зонтичный Сусак зонтичный - типичный обитатель прибрежной зоны водоемов со стоячей или медленно текущей водой.Цветущие стебли могут достигать высоты в полтора метра. Растение подлежит охране!

Используемые материалы: 1.http://www.mypriroda.ru/plants_vodoem.php 2.http://ru.wikipedia.org/ 3.http://www.ayzdorov.ru/tvtravnik_ryaska.php Презентация подготовлена учеником 4-А класса Мамаладзе Давидом

Факультативное занятие «По ступенькам правил здорового питания»

Тема: Что помогает нам расти и развиваться.

Разнообразное питание для укрепления здоровья, поддержки сил и энергии.

Цель: формирование представлений о правильной и полезной пище.

Задачи: 1) Продолжить работу по формированию у учащихся представлений о необходимости правильно питаться и рационально расходовать энергию.

2) Формировать представления о значении питания в жизни человека, о рационе питания и его влиянии на здоровье; закрепить первоначальные знания о группах веществ: белках, жирах, углеводах, витаминах, их роли в правильном питании человека.

3) Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийная презентация, видео мультфильм «Жила-была Царевна. Про еду»; рабочая тетрадь «По ступенькам правил здорового питания»; картинка Ням-Нямчик, картинки-витамины, плакат «Организм человека», карточки для работы в парах, карточки «Меню», памятки «Правила правильного питания», картинки для рефлексии.

Ход занятия

    Организационный момент.

Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Доброго здоровья! (Слайд 1-2)

Когда мы произносим эти слова, то желаем тем, с кем встречаемся, добра, радости, здоровья.

    Актуализация знаний.

Работа в группах

- Вам нужно ответить на вопрос: «Что на свете всего дороже?». Узнаете, если расшифруете слово, используя шифр. (Приложение 1. Слайд 3)

Что на свете всего дороже? Прочитаем хором (Здоровье) .

Давайте вспомним, какие правила нужно знать и выполнять, чтобы быть здоровыми. (Ответы детей. Слайд 4)

    Знакомство с темой, задачами урока.

Послушайте письмо, которое прислал Ням-Нямчик:

«Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.

Ваш Ням-Ням».

Проблемные вопросы:

    Почему Ням-Нямчик попал в больницу?

    Правильное ли меню он составил?

Сегодня мы поговорим о том, как нужно правильно и разнообразно питаться. Будем учиться выбирать полезные продукты питания и поговорим о не очень полезных продуктах, которые можно употреблять в пищу иногда. Девиз нашего урока: «Здоровое питание – путь к отличным знаниям!». (Слайд 5)

    Изучение нового материала.

Вступительное слово

Правильное питание – залог здоровья человека, а здоровье – фундамент счастья. Иногда ребята, заигравшись, забывают про еду. Некоторые постоянно жуют сухари, то печенье, то конфеты, а приходит время обеда – и у них нет аппетита. К чему это может привести вы узнаете, просмотрев мультфильм.

Просмотр мультфильма «Жила-была Царевна. Про еду»

Вопросы:

    Что произошло с царевной, когда она отказалась от полезной пищи? (Слабость, усталость, стала испытывать голод).

    К чему привело употребление огромного количества сладостей? (Аллергия)

    Осознала ли царевна свои ошибки? (Да)

    Сколько раз нужно питаться в день? (4 раза)

Учёные установили, что если есть в определённые часы каждый день, то именно к этому времени появляется аппетит. Организм человека непрерывно работает: трудятся сердце, лёгкие, мышцы. Мы выполняем различную физическую и умственную работу, занимаемся спортом.

(На доске плакат «Организм человека»)

Работа с тетрадью (с. 13, зад. 4, 5)

Вопросы:

    Что нужно нам для всей этой деятельности? (Энергия)

    Что является источником энергии? (Пища)

    Для чего человеку нужна пища? (С пищей в организм человека поступают необходимые питательные вещества)

Вывод: человеку необходимо питаться, так как правильное питание имеет огромное значение для полноценной деятельности организма.

Важным условием питания является разнообразие. Но не все продукты одинаково полезны. Неправильное питание может привести к болезням.

Работа в парах. Игра «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»

Учащиеся должны выбрать из группы продуктов (карточки) полезные и положить их в корзину (картинка). (Приложение 2)

Вопрос:

    Почему вы не все продукты положили в корзину? (Ответы детей)

Употребление в пищу данных продуктов – прямая дорога к ожирению, сердечным заболеваниям. Жирная пища приводит к увеличению веса. Пища, содержащая большое количество красителей, постепенно отравляет наш организм и вызывает привыкание.

Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключив те, которые укорачивают жизнь. (Слайд 6, 7)

Физкультминутка

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Вы потопайте: «Нет, нет!»

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

(Топают.)

Постоянно нужно есть

Для здоровья нашего

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

(Дети хлопают.)

Зубы вы почистили

И идите спать.

(Хлопают.)

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

(Топают.)

Надо кушать помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны,

Кашу – утром, суп – в обед,

А на ужин – винегрет.

(Хлопают.)

Ну, а если свой обед

Ты начнёшь с кулька конфет,

Жвачкой импортной закусишь,

Будешь ты иметь бледный вид

И неважный аппетит!

Работа в группах. «Составление меню» (Приложение 3)

Вопрос:

    Что такое меню? (Это список блюд.)

(Учащимся предлагается составить меню из предложенного списка блюд, подчеркнув нужное:

1-я группа – составляет меню на завтрак;

2-я группа – на обед;

3-я группа – на полдник;

4-я группа – на ужин.

После выполнения заданий, группы отчитываются о проделанной работе.)

Дополнительная информация

    Каша – очень полезное блюдо. Недаром про хилых людей говорят: «Мало каши ел». В старину существовал обычай: в знак примирения варить кашу.

    «Не ложись сытым – встанешь здоровым» - так говорят в народе. Ужинать нужно не позднее чем за 2 часа до сна. Пища должна быть лёгкой.

«Витаминные» загадки

Вопрос:

    Подумайте, какие продукты обязательно должны быть в меню школьника? Почему? (Овощи и фрукты. Они содержат много витаминов).

Ароматное, спелое, гладкое,

Наливное, румяное, сладкое.

(Яблоко.)

Этот вкусный желтый фрукт

Нам из тропиков везут.

(Банан.)

На веточке тонкой

Повисла красиво

Душистая, сладкая

Желтая…(Слива.)

Этот фрукт, как лампочка,

Горит среди ветвей.

Сочный, зрелый сахарный –

Сорви его скорей! (Груша.)

Что за овощ, отгадай –

В кочанах весь урожай. (Капуста.)

В сказке тянет весь народ

Сладковатый корнеплод. (Репа.)

Для борща и винегрета

Пригодится овощ этот. (Свёкла.)

Когда мы овощ этот чистим,

То слезы капают из глаз.

В нем витаминов, минералов

На зиму долгую запас. (Лук.)

Отгадки (Слайд 8)

    Закрепление изученного.

Вопросы:

    Почему витамины так необходимы? (Большинство витаминов в организме человека не образуются и не накапливаются, а поступают только с пищей). (Слайд 9, 10)

    Какие витамины вы знаете?

Работа в группах «Поделись информацией»

Учащиеся получают карточки с информацией про витамины. Каждая группа готовит сообщение о своем витамине. (Приложение 4)

Тест «Польза-вред» (Взаимопроверка. Слайд 11. Приложение 5)

Дети в таблице отмечают полезные и вредные продукты.

    Подведение итогов. Рефлексия.

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Помните: «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

Давайте дадим полезные советы по питанию Ням-Нямчику, которые помогут ему выздороветь. (Ответы детей)

- Закончить наш урок мне хотелось бы следующими строчками: (Слайд 12)

Здоровые дети – в здоровой семье.

Здоровые семьи – в здоровой стране.

Здоровые страны – планета здорова.

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Рефлексия

Осталось лишь узнать, был ли полезен наш урок для вас. У вас на партах есть изображение Ням-Нямчика. (Приложение 7)

- Сейчас вы должны раскрасить его:

    Зелёный – урок полезен и интересен.

    Жёлтый – не всё понятно, я скучал(а).

    Красный – урок мне пользы не принёс, было неинтересно.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Меню на завтрак

Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время завтрака.

Меню на обед

Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время обеда.

Меню на полдник

Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время полдника.

Меню на ужин

Выберите и подчеркните блюда, которые можно употребить во время ужина.

Приложение 4

Тест «Польза-вред»

Приложение 5

Приложение 6

Памятка

Приложение 7

«По ступенькам правил здорового питания»

для I класса учреждений общего среднего образования

Программа факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» утверждена решением Президиума Научно-методического совета по дошкольному, общему среднему и специальному образованию Министерства образования Республики Беларусь (протокол № 6 от 30.06.2011).

Факультативные занятия позволяют эффективно формировать у детей полезные привычки и навыки, связанныесправильнымпитаниемизаботойособственномздоровье.Правильноепитание—одно из главных условий сохранения здоровья. Вот почему так важно уже с раннего возраста формировать у ребёнка полезные привычки и навыки, которые помогут ему вырасти здоровым и успешным.

Факультативные занятия носят интерактивный характер и представляют собой систему игровых заданий, конкурсов, праздников, помогающих учащимся легко и эффективно осваивать секреты правильного питания. Учащиеся узнают об основных питательных веществах, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания.

Программаразработанаврамкахдоговораосотрудничествекомпании«Нестле»иМинистерства образования Республики Беларусь.

Пояснительная записка

Здоровье—важнейшаясоставляющаякачества жизни человека. Эту идею во всём мире сегодня принимаюткакглобальную.Втожевремяработники здравоохраненияиобразованияотмечают,чтовсовременном мире происходит значительное ухудшение состояния здоровья детей: наблюдается выраженный ростраспространённостифункциональныхотклонений,хроническихзаболеваний,нарушенийихфизического развития.

Сформированные навыки здорового образа жизни, правильногопитания,развитаясамостоятельность каждогоребёнкавсовокупностисжизненноважныминавыками—коммуникации,поведения,учения, трудовой деятельности — могут обеспечить личности здоровое существование.

Рациональное питание ребёнка — одно из важнейших условий его нормального роста и развития, залог здоровья. В этой связи разговор о правильном питании целесообразно начинать с детьми дошкольного и младшегошкольноговозраста,ведьвэтотпериоду них закладываются основы отношений с окружающим миром. Учащимся начальной школы свойственна высокая активность в познании окружающего мира, что позволяетпривлечьвниманиеребёнкакукреплению и сохранению его здоровья.

Важнуюрольврешенииэтойпроблемыиграют образовательныепрограммы.Внастоящеевремяв работе учреждений общего среднего образования Республики Беларусь используются программы факультативных занятий, направленные на формирование у детей и подростков основ здорового образа жизни и культуры здоровья.

Программафакультативныхзанятий«Поступенькам правил здорового питания» для учащихся I класса рассчитана на 17 часов. Актуальность данного курса обусловленанеобходимостьювоспитанияуучеников внимательного отношения к питанию и заботы о своём здоровье.

Цельюфакультативныхзанятийявляетсяовладениеучащимисяосновамиздоровогообразажизни, что предполагает усвоение норм и правил здорового питания с учётом индивидуальных особенностей, состоянияздоровья,семейныхтрадиций,собственных предпочтений, времени года, национальных традиций и особенностей местности.

Основные задачи:

Познакомить учащихся с основными нормами и правилами здорового питания;

Формировать у учащихся I ступени общего среднего образования навыки здорового образа жизни;

Раскрытьиуглубитьпонятияоздоровьекак одной из главных ценностей человека;

Воспитыватькультурупотребленияпищиинавыков здорового питания;

Познакомить со способами объективной оценки рациона питания;

Развивать познавательные и творческие способности учащихся;

Познакомитьучащихсясправилами, нормами культуры питания;

Сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Сформироватьуважительноеитактичноеотношение к личности другого человека;

Формироватьуучащихсяустойчивуюположительную самооценку.

Ожидаемые результаты:

— качественное повышение уровня здоровья обучающихся;

— формирование устойчивого внимания к своему питанию;

— развитие умения осуществлять правильный выбор продуктов питания;

— соблюдение норм и правил культуры поведения за столом;

— развитие навыков самоконтроля.

Программафакультативныхзанятий«Поступенькамправилздоровогопитания»предусматривает

такжереализациюобразовательных,воспитательных и развивающих целей. Достижение образовательных целейдолжноспособствоватьформированиюпредставлений о здоровом образе жизни, осознанию особенностей культуры питания, расширению кругозора, развитию самосознания и др.

Реализациявоспитательныхцелейпредполагает формирование качеств и характеристик, необходимых дляздоровогообразажизни,успешногомежличностного взаимодействия в различных ситуациях (внимание к своему здоровью, вежливость, тактичность, доброжелательность, культура поведения за столом и др.).

Достижение развивающих целей программы факультативныхзанятийдолжноспособствоватьразвитиюнавыковздоровогообразажизни,памяти,внимания,воображения,культурымышления,атакже эмоционально-волевойимотивационнойсферличности. Чтобыбытьздоровым,хорошосебячувствовать, достойно выглядеть, динамично развиваться, необходимо с детства овладеть нормами правильного питания, причём соблюдение их должно стать привычкой. Учащимсяважнопонимать,чтоправилапитания— нечто-тоискусственновыдуманноедляусложнения жизни,а,наоборот,этоправила,благодарякоторым

человек становится более энергичным, сильным, ловким, способным к обучению. Незнание детьми норм здорового питания приводиткухудшениюсостоянияздоровья,сбоямвразвитии организма, затрудняет успешность умственного развития. Обучение здоровому питанию на факультативныхзанятияхпредполагаетразвитиеуучеников определённыхуменийинавыков,кчислунаиболее значимых из которых относятся:

— умение выбирать полезные продукты питания;

— умение соблюдать основные правила здорового питания;

— навыки культуры поведения за столом;

— обогащение словарного запаса учащихся;

—развитиекругозораучащихся,логического мышления, сообразительности.

Всвязистем,чтокультураздоровогообраза жизнивцелом,какикультурапитания,вчастности, представляет собой многоплановое и многоуровневое явление,врамкахфакультативныхзанятийосновное вниманиеуделяетсятакимзначимымеёаспектам, какрежимпитания,выборполезныхпродуктов,составлениепростейшегоменю,формированиенавыков культуры поведения за столом.

Организация образовательного процесса

Организация факультативных занятий осуществляетсясиспользованиемтакихспособовиметодическихприёмовобучения, какдраматизация,ролевая игра,моделированиеситуаций,выполнениеэтюдов, тестов и др. В основе обучения лежит ролевой принцип.Собеседникидолжныосознаватьсвоиролевые позиции.Игровойпринципобучениясоответствуетвозрастнымособенностямребёнка.Нафакультативныхзанятияхмогутиспользоватьсяследующие формыработы:ролевыеигры,рисование,конкурсы, викторины, тесты, беседы.

Содержаниеобученияорганизуетсяисходяиз сферобщениядетеймладшегошкольноговозраста. Всодержаниипрограммыфакультативныхзанятий представленытипичныеситуацииобщенияиосновныекоммуникативныезадачи,реализуемыевходе общения. Дляэффективнойреализациицелейизадачфакультативного курса «По ступенькам правил здорового питания» разработаны методические рекомендации для учителя и учебное пособие для учащихся.

На факультативных занятиях педагогу следует использоватьразличныесредстваобучения:аудио-и видеозаписи, сюжетные картинки, памятки, рекомендации, а также дидактические раздаточные материалы,включающиеопорныекарточки,функциональные схемы, ролевые задания и т.п. В целях интенсификациисамостоятельнойработыучащихсяважнотакже применятьобучающиеикомпьютерныепрограммы, интернет-ресурсы.

Обучениеправиламздоровогопитанияцелесообразнопроводитьсучётомтрёхосновныхэтапов: ознакомление, тренировка и применение.

На этапе ознакомления учащимся предъявляются правилаздоровогопитания,информацияонеобходимостиипищевойценностиконкретныхпродуктов, атакжеобразцыправильноговыборамоделиповедения.

Учащимсяпредлагаютсятексты,содержащиеинформацию не только о правилах питания и полезных продуктах,ноионормахиправилахкультурыповедения во время приёма пищи.

Этаптренировкипредусматриваетмоделирование ситуаций этикетного общения и их проигрывание, драматизацию в условиях, приближенных к реальной коммуникации. Наданномэтапецелесообразноиспользовать тесты,направленныенаосуществлениевыбора правильноговариантаответа,поискаверногорешения.

В тестах, которые содержатся в пособии для учащихся«Поступенькамправилздоровогопитания», предусмотрены задания, направленные на овладение навыками здорового питания.

Этап применения предполагает широкое использование ролевых игр, в процессе которых у учащихся развиваетсяумениеварьироватьформысвоихвысказываний,выбиратьправильноерешение,исходя изпредставленнойситуации.Здесьтакжеуместны заданиянаустановлениеинтерактивноговзаимодействия(уменияобосноватьсвойвыбор,убедитьв своейправоте,поддерживатьразговороздоровом питании,проявлятьвниманиеивзаимопонимание, задавать вопросы, отвечать, высказывать пожелание, благодарность,возражениеидр.).Наэтомэтапе такжемогутиспользоватьсятестыконтролирующего характера.

Основными средствами достижения цели являются общение со взрослыми и сверстниками, а также организованные игры и занятия. Занятия желательно

строитьвжанресценариевактивизирующегообщения,гдевзрослыйвыступаеткакстарший,норавноправныйпартнёрпообщению,которыйстремитсяк установлениюличностных,доверительныхвзаимоотношений (допускающих шутки, смех, игры со словом, остроумие,веселье).Учительуважаетправоученика наинициативу,егожеланиеговоритьнаинтересующие и значимые для него темы.

I класс (17 ч)

Давайте познакомимся! (1 ч)

Знакомствосгероями.Целиизадачи занятий.

Значение еды в жизни людей. Необходимость с детстваследитьзасвоимздоровьем,укреплятьего.

Школа правильного питания. Здоровое питание и его роль. Полезная еда.

Самый важный урок в школе здорового питания (2 ч)

Правильное питание. Необходимость правильного питания для укрепления здоровья, роста, умственного развития,поддержанияэнергии.Питательныевеществавполезныхпродуктах.Соблюдениеосновных правилпитания.Здоровыйобразжизни.Пищевые предпочтения. Культура еды.

Секрет Волшебной Пирамиды (1 ч)

Полезныепродукты.Группыпродуктовпитания. Полезные вещества в еде. Продукты, богатые белками,жирами,углеводами.Витаминыиминеральные вещества в продуктах питания. Пирамида питания, её ступени.Выборполезныхпродуктов.Разнообразие продуктов питания.

Хлеб и каша — пища наша (2 ч)

Продуктыиззерновых—основаздоровогопитания.Пользахлебавежедневномрационе.Откуда хлеб пришёл. Формирование бережного отношения к хлебу. Мучные изделия: блины, пироги, кондитерские изделия. Полезный завтрак. Каша в питании школьников. Виды круп, разновидности каш.

Соль и сахар на нашем столе (1 ч)

Сладкие и солёные продукты. Сахар и соль в ежедневном рационе питания. Нормы употребления соли исахара.Умеренностьвупотреблениисладкихи солёныхблюд.Внимательноеотношениексвоему здоровью,здоровомуобразужизни.Необходимость заботы о зубах.

Золотые правила питания (2 ч)

Зависимостьсостоянияздоровьяотгигиеныпитания.Основныепринципыгигиеныпитания.Необходимостьрегулярногопитания.Вкусная,полезная, разнообразнаяедананашемстоле.Качествоеды:

свежестьпродуктовиразмерпорций.Культураповедениязастолом.Умениепользоватьсястоловыми приборами.

Овощи — кладовая витаминов (2 ч)

Вовощах—силывелики.Разнообразиеовощей. Овощикакисточниквитаминовиминеральныхвеществ,необходимыхрастущемуорганизмушкольника.Пользаовощейвежедневномпитании.Овощные соки.Распространённыеблюдаизовощей.Овощи, которыевыращиваютвБеларуси.Особенностинациональной кухни.

Твой режим питания (2 ч)

Питание в течение дня. Регулярность питания. Распределениеколичествапищивтечениедня.Подбор продуктовдлязавтрака,обеда,полдникаиужина. Время приёма пищи. Завтрак, его роль для успешного дня.Обед—егоосновныекомпоненты,возможные варианты меню. Сервировка стола. Правила поведения во время и после обеда. Особенности меню ужина.

Вода — источник жизни (1 ч)

Значениеводывжизничеловека.Использование водыдляутоленияжажды,дляприготовленияпищи, для личной гигиены, для выращивания растений. Чистота воды. Объём воды, которую следует выпивать в течениедня.Полезныегорячиеихолодныенапитки. Фруктовые и овощные соки. Чай.

Что растёт в волшебном саду (1 ч)

Третийуровеньпирамидыпитания—ягодыи фрукты. Витамины и минеральные вещества в ягодах ифруктах.Ягодыифрукты,растущиевсадахБеларуси. Ягоды белорусских лесов. Бережное отношение к природе при сборе лесных ягод. Напитки из ягод и фруктов.Ягодыифрукты—основаприготовления десертных блюд.

Принимаем гостей (2 ч)

Угощение для гостей. Готовим вместе с родителями.Накрываемнастолвместесовзрослыми.Сервировкапраздничногостола.Столовыеприборы,их предназначение. Культура поведения за столом. Нормыиправилаэтикета:приветствие,поздравление, благодарность. Правила гостеприимства.

Вверх по ступенькам правил здорового питания (итоговое занятие) (1 ч)

Подведение итогов факультативных занятий, актуализацияизученного.Конкурс«Мыужемногознаеми умеем!». Соревнование команд. Игра «Поднимаемся по ступенькам правил здорового питания». Рефлексия.

Тематическое планирование (17 ч)

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Давайте познакомимся! (вводное занятие) Знакомство с героями. Школа правильного питания

Самый важный урок в школе здорового питания. Полезные продукты. Правила питания

Секрет Волшебной Пирамиды. Разнообразие продуктов питания. Полезные вещества в еде. Продукты в каждой группе пирамиды. Правильный выбор продуктов питания

Хлеб и каша — пища наша. В чём сила хлеба. Секрет Каши и Хлеба

Соль и сахар на нашем столе. Что нужно знать о пользе и вреде соли и сахара

Золотые правила питания. Гигиена и безопасность питания. Личная гигиена школьника

Овощи — кладовая витаминов.В овощах — силы велики. Польза овощей для растущего организма

Твой режим питания. Питание в течение дня. Завтрак. Обед. Полдник. Ужин

Вода — источник жизни. Значение воды в жизни человека. Безчегонемогутжитьвсеживыесущества. Как утолить жажду. Всякую ли воду можно пить.

Что растёт в волшебном саду. Целебный источник витаминов и минералов. Дары лесов Беларуси

Принимаем гостей. Чтоможноприготовитьизфруктови овощей? Накрываемстолвместесовзрослыми. Культура поведения за столом.

Вверхпоступенькамздоровогопитания (итоговое занятие).Мы уже много знаем и умеем!

Е. С. Грабчикова,

Мода на здоровый образ жизни добралась и до белорусских школ. Уже шестой год в младших классах изучают основы здорового питания на факультативных занятиях. GO.TUT.BY выяснил, как устроена программа этого факультатива и чем он полезен для учеников от первого до четвертого класса.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Факультатив по здоровому питанию выбрали 74 тысячи детей

Еще в 2011 году Министерство образования утвердило программу факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» для 1−4 классов. Авторами учебных пособий стали филологи и педагоги начальной школы, а рецензентами — специалисты Минздрава. В качестве эксперимента Минобразования подготовило тысячу учебных пособий и направило их в школы по всей Беларуси.

— Мы хотели понять, насколько факультатив будет востребован. Из-за отсутствия культуры питания у детей развиваются заболевания пищеварительного тракта и авитаминоз, появляется повышенная утомляемость и избыточный вес. Оказалось, что дети записываются на занятия целыми классами. В прошлом учебном году этот факультатив выбрали 74 тысячи детей по всей стране, — рассказывает один из авторов учебных пособий Лилия Кузнецова , начальник организационно-аналитического управления Национального института образования.

Всего в белорусских школах в 2016 году, по данным Белстата , учились 982 тысячи детей. То есть факультатив по здоровому питанию посещали около 7,5% школьников. Напомним, в отличие от уроков факультативы школьники могут выбирать и ходить на них по желанию.

«Все четыре года дети живут словно в сказке»


Столовая. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Основа программы «По ступенькам здорового питания» — знакомство с правилами здорового образа жизни с учетом индивидуальных особенностей человека, семейных традиций, собственных предпочтений и национальной культуры.

— Все четыре года дети живут словно в сказке: их задача — перевоспитать неотесанного героя учебника Ням-Нямчика. В книжках для первоклашек, по легенде, Ням-Нямчик даже не знает, что перед едой надо мыть руки, и не отличает полезные продукты от не слишком полезных. Школьники учатся этому сами и «рассказывают» в учебных тетрадях Ням-Нямчику о культуре питания, правилах этикета, национальных белорусских традициях. В книге для четвертого класса Ням-Нямчик «улетает» обучать своих друзей, — говорит Лилия Кузнецова.

С каждым годом программа факультатива усложняется. Например, первоклассники лишь знакомятся с «пирамидой» полезности продуктов, витаминами и минералами, дарами лесов и садов Беларуси. Они изучают личную гигиену школьника, важность воды, хлеба и каш для организма. Во втором классе темы становятся более конкретными, например: летние и зимние режимы питья, закаливание и профилактика заболеваний, полезные свойства отдельных продуктов — рыбы, «молочки», белковой пищи.

В третьем классе школьники знакомятся с основами биологии — полезными свойствами жиров и углеводов, энергетической ценностью пищи. Они сами стараются планировать рацион питания на завтрак, обед и ужин. В учебном пособии для третьеклассников есть даже урок по правилам похода в магазин. Детям рассказывают, как ориентироваться в условных обозначениях на упаковке и обращать внимание на сроки годности. Ученики четвертых классов в комплексе рассматривают вопросы питания и физической активности.

«Никто не говорит, что чипсы нельзя даже пробовать»


Фото: Reuters

— Детям нравится запоминать продукты, чтобы потом использовать их в приготовлении блюд по рецептам. Дома они вместе с родителями, следуя записям в тетрадке, сервируют стол, готовят салаты, устраивают чаепития. Уникальность учебной программы в том, что в процесс обучения вовлечена вся семья, — делится наблюдениями Лилия Кузнецова.

Интересно, что в учебных пособиях нет выражения «вредные продукты», а только — «полезные» и «не очень полезные».

— Всего должно быть в меру. Например, никто не говорит, что чипсы нельзя даже пробовать. Мы объясняем: иногда вы можете съесть что-то не очень полезное, но не стоит каждый день сидеть у компьютера и хрустеть.

Программа факультатива по здоровому питанию построена так, чтобы дети не скучали. Например, на занятиях по теме «Цветы и плоды» четвероклассники знакомятся с натюрмортами известных художников, а на вебинарах белорусские школьники созваниваются по Skype со сверстниками из России и рассказывают друг другу про национальные кулинарные традиции.

— Иногда учителя проводят факультативы на свежем воздухе или водят детей на экскурсии. Например, тему «Поход в магазин» рассматривают именно на практике, — говорит Кузнецова.

Для педагогов, которые хотят преподавать курс «По ступенькам правил здорового питания», в Академии последипломного образования и Национальном институте образования проходят специальные семинары.

— Но это необязательно — любой учитель младших классов может вести такой факультатив. Программа доступна во всех школах Беларуси. Если минимум 5 человек из параллели хотят посещать занятия, для них уже могут организовать группу, — объясняет Лилия Кузнецова.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт