Почему человеку не нравится свой голос. Почему собственный голос в записи кажется таким противным

03.05.2019

Уверен, вы уже не раз сталкивались с тем, что ваш собственный голос в записи кажется чуждым, писклявым, пронзительным, грубым и совсем не таким мелодичным, каким мы привыкли слышать его у себя в голове.

Хорошая новость в том, что вы такой не один. Всех нас раздражает звучание собственного голоса в записи, и с этим ничего не поделаешь. Другой вопрос, почему так происходит и как на самом деле слышит нас весь остальной мир?

Мы постарались разобраться в этом вопросе и подготовили статью, где на простом и понятном языке объясним вам, что же происходит со звучанием вашего голоса, когда вы слышите его из внешних источников, а не внутри самого себя.

Как мы воспринимаем звуки

Начнём с небольшого экскурса в анатомию. Наше ухо состоит из трёх главных частей: наружное, среднее и внутреннее ухо.

Наружное ухо находится на внешней части нашей головы, и мы можем его видеть. Оно открывает ушной канал, а барабанная перепонка отделяет этот канал от среднего уха.

Строение уха

Среднее ухо включает три кости, которые и являются главными проводниками звука. Они усиливают и передают звук во внутреннее ухо.

Внутреннее ухо - это последняя остановка на пути к мозгу. В нём находится ушная улитка, которая преобразует звук в неврологический сигнал и через слуховой нерв передаёт в мозг.

Любой звук, который мы воспринимаем, - это серия колебаний. Вибрация проходит через три кости среднего уха и передаётся в ушную улитку.

Что вы слышите, когда говорите

В первую очередь нужно понять, что звук - это серия колебаний. Эта вибрация проходит через кости среднего уха и достигает ушной улитки, после которой уже попадает в мозг в виде неврологического сигнала.

Есть два разных способа, которыми колебания могут достигать нашего уха:

  1. По воздуху. Так мы воспринимаем внешние шумы: музыку, стороннюю речь и звук собственного голоса в записи.
  2. Через кости. Так мы воспринимаем внутренние шумы, например вибрацию своих голосовых связок.

Что происходит, когда вы слышите запись своего голоса

В этом случае до вас не доходят звуки, передаваемые через кости, и вы получаете лишь звук, передаваемый по воздуху. То есть часть звуков теряется, и на выходе вы получаете незнакомое звучание.

Почему же вас раздражает собственный голос

Здесь ваш мозг сыграл с вами злую шутку. Дело в том, что в вашей голове внутренний голос может звучать так, как вы того захотите. Вам даже может казаться, что ваш голос похож на голос Андрея Малахова или Веры Брежневой. Ирония в том, что вы единственный человек, кто может слышать свой голос таким образом.

Поэтому сразу хочу извиниться за неприятную правду, но голос, который вы слышите в записи, это то, как слышит вас весь остальной мир.

И если вас это хоть немного утешит, хочу сказать, что мы все плывём в одной лодке. Никому из нас не нравится звучание собственного голоса на плёнке, и от этого нам никуда не деться.

Большинство людей, которые в первый раз слышат запись своего голоса, обычно удивляются и спрашивают: «Разве это мой голос?». Почему мы не узнаем свой голос в записи? Почему он кажется нам каким-то не обычным и совсем не похожим на тот, к которому мы привыкли?

Я спокойно отношусь к вопросам подобного рода, поскольку слышу их практически во время каждого индивидуального консультирования, на котором происходит видеосъемка. Люди искренне удивляются своим голосам в записи и просят с «этим» что-либо сделать.

Конечно, выполняя определенные упражнения, можно значительно улучшить качество звучания голоса и речи в целом. Но наше внутреннее восприятие звучания голоса все равно будет отличаться от внешнего. И тому есть причины.

Звуковые волны, попадая в наружный слуховой проход, вызывают колебания барабанной перепонки. Далее через молоточек, наковальню и стремечко колебания передаются во внутреннее ухо – спиралевидную трубку (улитку), заполненную жидкостью. Сверхчувствительные волоски улитки преобразуют колебания в сигналы и передают их в слуховые центры головного мозга.

Это обычный канал восприятия звуков — через уши.

При говорении или пении звуковые волны, распространяясь внутри нас, заставляют работать в унисон нашу грудную клетку и кости черепа. В результате этой слаженной деятельности одна часть производимого звука поступает непосредственно в орган слуха, а другая часть звука попадает в наши уши окольным путем – по воздуху. Следовательно, мы слышим смесь двух звучаний. Восприятие звучания нашего голоса происходит как внешне, так и внутренне.

Другими словами, разговаривая, мы слышим не только те звуки, которые слышат наши собеседники, но и те звуки, проводником которых служат кости нашего черепа.

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Проверить костную проводимость звуков очень легко. Заткните уши и скажите несколько фраз.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Если вы хотите услышать реальное звучание своего голоса, попробуйте сделать следующее.

Согните руки в локтях так, чтобы ладони обеих рук «смотрели» вам в лицо (ладони выпрямлены, пальцы соединены). Приставьте ладони к месту соединения лица и ушей так, чтобы преградить возможность голосу напрямую проникать в уши.

Дело в том, что при положении рук «как уши чебурашки» мы начинаем слышать отражение своего голоса от разных предметов: от стен, мебели и т.д. Это звучание значительно ближе к нашему реальному голосу.

Важно помнить, что весь мир, окружающий нас, слышит только те звуки, которые мы передаем воздушным путем, и совсем не воспринимает наше внутренне звучание. Это напрямую относится и к аудиозаписям. Техника записывает только внешнее звучание нашего голоса.

В этом ответ на вопрос: «Почему мы не узнаем свой голос в записи?».

А теперь, самое главное. Если вам не нравится свой голос, записанный на любое устройство, – это прямой указатель на то, что вам есть над чем работать.

Не важно, часто вы выступаете, иногда или вообще не выступаете публично. Ведь жизнь – это общение. И большая часть этого общения происходит благодаря нашему голосу.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Готовы спорить, каждый раз, когда вы слышите запись своего голоса, вы думаете что-то в духе: «Не может быть! Это я? Серьезно?! Как мои друзья со мной общаются?» Это, впрочем, не касается людей, которые работают на радио и телевидении, хотя и им в начале карьеры пришлось столкнуться с подобной неприятностью. Люди постоянно говорят о том, что в записи собственный голос кажется им ужасным, противным, мерзким… и так далее, и тому подобное. Почему это происходит? Попробуем разобраться.

Вот простой ответ: тот голос, который вы слышите, когда говорите, - совсем не то же самое, что слышат другие. «Голос, который вы слышите на аудиозаписи и есть ваш настоящий голос», - отмечает в интервью Live Science Йель Коэн (Yale Cohen), директор Центра исследований слуха в Пенсильванском университете (University of Pennsylvania).

Три маленьких косточки, расположенные в среднем ухе, отвечают за несоответствие между тем, как, по вашему мнению, вы говорите, и тем, как другие вас слышат. Эти косточки - способ обработки шума. Барабанная перепонка вибрирует рядом с ними, а они, в свою очередь, передают вибрации в улитку, спиральную структуру внутреннего уха.

«Обработка акустической информации посредством вибрации косточек называется костной проводимостью, а обработка акустической информации посредством вибрации воздуха за пределами ваших ушей - воздушной проводимостью. Всякий раз, когда вы говорите, ваш мозг учитывает как костную, так и воздушную проводимость, чтобы понять звук», - объясняет Йель Коэн.

Косточки вибрируют не так сильно, когда речь идет о внешнем звуке, но вибрации в несколько раз увеличиваются, когда мы сами произносим слова (это объясняется тем, что рот находится достаточно близко к ушам). Причина путаницы в звучании голоса в реальной жизни и в записи именно в этом: сильные вибрации заставляют нас воспринимать собственный тембр как более низкий, и удивляться, когда он таковым не оказывается.

Возникает логичный вопрос: почему реакция, которую вызывает голос на записи, чаще отрицательная, чем положительная? Эксперты уверены, это происходит потому, что люди думают, что знают, как их голос звучит на самом деле. То же самое произойдет, если в течение 5-6 месяцев у нас не будет возможности смотреться в зеркало, и за это время мы наберем несколько килограммов. Естественная реакция, когда мы наконец сможем взглянуть на себя - шок и недовольство.

Исследования показывают, что иногда люди намеренно изменяют голос. Например, если хотят продемонстрировать свои лидерские качества или, напротив, показаться собеседнику более мягкими, чем они есть на самом деле. Но есть одна вещь в нашем голосе, которая не поддается изменению - ритм, с которым мы говорим. Ученые выяснили, что этот показатель голоса связан с физиологическими особенностями и воспитанием, а потому им трудно манипулировать даже сознательно.

Его реакция на собственный голос неизвестна, ведь он хотел получить визуальное отображение звука по типу сейсмографа, а не услышать запись. Голос великого изобретателя восстановил в 2008 году физик Карл Хабер.
Скорее всего, де Мартенвиллю не понравилось бы, как он звучит, - это типичная реакция. Чаще всего запись собственного голоса вызывает у человека неприятие и раздражение. И этому есть сразу несколько научных объяснений.

Звучание определяется анатомией

Когда мы слышим звуки извне, в том числе и голоса других людей, они воспринимаются лишь по воздуху. Звуковые колебания достигают наружного уха (это видимая часть органа) и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Косточки среднего уха передают вибрации в ушную улитку во внутреннем ухе. Там они преобразуются в электрические импульсы и посылаются в мозг.

При восприятии собственного голоса колебания доходят до уха одновременно из двух источников: по воздуху и через кости черепа. Когда человек говорит, вибрируют не только голосовые связки, но и весь череп. Эти вибрации тоже воспринимаются как звук. Но звуку проходить через кость сложнее, чем через воздух. Возникающее сопротивление уменьшает частоту сигнала, снижая заодно и высоту звука, слышимую средним ухом.


При восприятии голоса собеседника звуковые колебания, достигающие уха, распространяются по воздуху. При восприятии собственного голоса колебания доходят до уха одновременно из двух источников: по воздуху и через кости черепа.

Разность тонов звуковых колебаний, передающихся по воздуху, и внутренних вибраций преобразуется мозгом в единый сигнал. Его человек и воспринимает как свой голос. Поэтому в записи голос, очищенный от дополнительных колебаний, кажется более высоким и незнакомым. Но почему его звучание вызывает отвращение и раздражение? Единого мнения на этот счет до сих пор нет.

Незнакомый и чужой голос

Самое простое предположение: люди просто не узнают себя в записи. Голос - важная часть самоидентификации. Человеку довольно сложно смириться с тем, что окружающие ассоциируют его с незнакомым ему голосом, утверждалось в исследовании 1966 года.

Но уже через год американский психолог Гильермо Оливос поставил этот вывод под сомнение. В проведенном им эксперименте больше половины испытуемых узнали себя в записи с первого раза. В исследованиях 2008 и 2010 годов участники безошибочно идентифицировали собственный голос в 96 и 93 процентах случаев соответственно.

Впрочем, во всех этих экспериментах испытуемым говорили, что среди записей они услышат и себя. Если об этом не предупреждать, то результаты будут другими, утверждают ученые из колледжа Олбрайт и Пенсильванского университета. В их опыте предлагалось по записи голоса определить степень привлекательности человека. Не узнавшие собственный голос считали его более приятным по сравнению с другими и оценивали в среднем выше, чем остальные участники.

Немного радости повысит настроение

Некоторые специалисты склоняются к тому, что сказывается еще и фактор утраты контроля. Человек привык менять тембр и высоту голоса в зависимости от ситуации. Например, когда хочет продемонстрировать лидерские качества или, напротив, показаться собеседнику более мягким, чем он есть на самом деле. В случае аудиозаписи или видео это невозможно.

Впрочем, как оказалось, хотя мы и управляем голосом, голос тоже влияет на нас. В эксперименте международной группы ученых испытуемые читали вслух рассказы. В наушниках они слышали себя, но звучание модифицировалось в реальном времени. Специальная компьютерная программа обрабатывала звук, добавляя акустические компоненты эмоциональных интонаций - радостных, грустных и тревожных. Например, чтобы голос звучал радостнее, менялись высота звука, его динамический диапазон и спектральный состав.

В результате участники, уловившие грустные или тревожные интонации, признавались в подавленном состоянии или говорили, что почувствовали испуг. Радостный голос значительно повышал настроение. Эти данные согласуются с результатами другого исследования, в котором сделан вывод: не только эмоциональное состояние влияет на поведение человека и звучание его голоса, но и, наоборот, то, как люди ведут себя, сказывается на их настроении.

Подписывайтесь и читайте наши лучшие публикации в Яндекс.Дзен . Смотрите красивые фотографии со всех уголков планеты на нашей странице в Instagram

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы только что обнаружили, что в записи ваш голос совсем не тот, каким вы привыкли его слышать каждый день, не удивляйтесь. Вы не уникум и случай ваш не исключительный, т. к. в записи не нравится свой голос почти всем.

Это явление известно и хорошо изучено. Суть его в том, что вы слышите себя иначе, чем другие люди. Возникающее при этом чувство неприязни субъективно: вас раздражает собственный голос в записи из-за разницы между ожиданием и действительностью, а не потому, что он на самом деле плох. Но как бы то ни было, в вашей власти изменить голос: расширить диапазон, сделать его объемнее и усилить звучание.

Почему на записи голос звучит по-другому

Современная звукозаписывающая аппаратура регистрирует звук довольно точно. Это значит, что ваш голос в записи – и есть тот самый голос, который слышат окружающие люди. А вот привычный для вас голос слышите только вы и никто иной. Феномен объясняется тем, что звук, исходящий из гортани, проходит разные пути до уха слушателя и вашего собственного уха: по воздуху и через ткани организма. К слушателю звук идет только по воздуху, к вашему внутреннему уху – по воздуху, через кости, мягкие ткани и жидкости головы.

Выходит, что голоса у вас два и оба они настоящие – ваши. Разница в том, кто слушает. Однако если ваша профессиональная деятельность требует хорошего владения голосом, то внимание стоит уделить тому, который слышат окружающие. Если вам не нравится свой голос в записи, может быть, пришло время над ним поработать.

«Однажды я спросил одного логопеда: какой голос для вас красивый? Он ответил, что самый красивый – это искренний голос, который говорит правду…»Андре Дюссолье

Ваш голос уникален, как узор радужной оболочки глаза. Изменить его полностью на чужой нельзя, и в этом нет необходимости. Запишите несколько фраз на диктофон и попробуйте сформулировать, чем именно вас раздражает звук собственного голоса на аудиозаписи. Если это слабость, бесцветность, хрипота, надтреснутость, писклявость, приглушенность и прочее подобное, то речь идет о двух проблемах: зажатых связках и неправильном звукообразовании.

Избавляемся от зажимов

Слово «зажим» означает лишнее напряжение, возникающее в теле помимо нашей воли и не играющее роли в выполнении основной задачи. Чтобы лучше понять его природу, проведите эксперимент: напрягите шею как можно сильнее и проследите, какие части тела автоматически напряглись вместе с ней. Большинство людей обнаружит, что в тонусе оказались руки, плечи, мышцы груди и живота, то есть практически весь торс, а ведь стояла задача напрячь только шею. Такое же побочное напряжение может возникать в голосовых связках, когда вы его не ждете.

Упражнение

  • Примите удобное положение, лежа на спине, не скрещивая руки и ноги.
  • Сделайте глубокий вдох и полностью расслабьтесь на выдохе.
  • Начинайте медленно расслаблять свое тело с кончиков пальцев левой ноги. Мысленно проверяйте, насколько они расслаблены и поднимайтесь выше к икре, бедру и т. д.
  • Мысленно пройдите все тело от кончиков пальцев ног до макушки, расслабляя и тщательно проверяя каждый сантиметр.

Учимся правильно звучать

Если вас не устраивает слабое или «плоское» звучание голоса, проблема может быть в неправильном образовании звука, которое зависит от положения гортани и дыхания. Потрогайте рукой свое горло при глубоком зевке и сразу после него. Заметили, как низко опускается гортань, когда вы зеваете? Это и есть правильное ее положение, не перекрывающее горло, позволяющее посадить звук на дыхание, увеличив его силу и объем. Напротив, когда гортань поднята, звук лишается поддержки дыхания, и вы вынуждены напрягать связки, чтобы звучать громче. В результате – высокая вероятность травмировать связки и плоское необъемное звучание, резкий звук вместо громкого.

Упражнение

  • Постарайтесь зафиксировать нижнюю челюсть, язык и горло в положении максимально близком к зевку. Не напрягайте горло, просто поймите, как это делается, и закрепите.
  • Спокойно и глубоко подышите в таком положении.
  • Воздух при вдохе набирайте не грудью, а животом, и точно так же выталкивайте при выдохе.
  • Дыхание будет вызывать зевоту – это нормально. Зевайте с удовольствием, открывайте горло как можно шире.
  • Когда почувствуете, что взяли дыхание, начинайте добавлять к нему открытые гласные звуки (и, э, о, у, а, ы – поочередно). Следите за вибрацией звука, в идеале он должен подниматься из брюшной полости вместе с дыханием.

Как происходит написание сценария и распределяются роли в фильме, как избавиться от зажимов и страха перед камерой расскажет педагог по актерскому мастерству и школа тв . Вы сможете за несколько занятий раскрыться перед камерой, узнаете что такое монтаж и постпродакшн кино.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт