Сколько младенец должен бодрствовать. Отклонения в распорядке дня. Днём должно быть темно

12.03.2019

Распорядок дня двухмесячного крохи должен состоять из правильной последовательности сна, кормлений и периодов бодрствования, чередующихся с выполнением обязательных гигиенических процедур.

Примерный (!) распорядок дня малыша, находящегося на грудном вскармливании

  • 6:00 Первое кормление, утренние гигиенические процедуры (смена подгузника, умывание, очистка носовых ходов, стрижка ноготков. );
  • 7:30-9:30 Утренний сон;
  • 9:30-11:00 Пробуждение, выкладывание малыша на животик (). Второе кормление (только что накормленного ребенка обязательно держат «столбиком» для предотвращения срыгивания). Собираемся на прогулку;
  • 11:00-13:00 Дневной сон. Лучше во время прогулки;
  • 13:00-14:30 Третье кормление;
  • 14:30-16:30 Сон;
  • 16:30-17:30 Четвертое кормление. Развивающие занятия: манипуляции с погремушкой, фиксация взгляда на игрушке, сопровождаемые песенками, стишками, потешками;
  • 17:30-19:30 Сон;
  • 19:30-21:00 Пятое кормление. Гигиенические процедуры: купание ребенка (если температура в помещении не ниже 22 градусов, можно не спешить с одеванием только что выкупанного малыша, в течение пяти минут дав ему возможность побыть голеньким);
  • 21:00-23:30 Сон;
  • 23:30-00:00 Шестое кормление;
  • 00:00-6:00 Ночной сон. Именно этот временной интервал считается идеальным для ночного отдыха двухмесячного младенца, но, как правило, малыш просыпается ночью, порой даже не один раз — не стоит отказывать ему в кормлении.

Скачать и распечатать примерный распорядок дня можете с нашего Яндекс.Диска —

Еще варианты режима дня для детей от 1 до 3-х месяцев:

Данный распорядок поддается коррекции, учитывающей индивидуальность грудничка . Ослабленные малыши часто нуждаются в большем количестве сна. Можно пойти навстречу ребенку, проголодавшемуся раньше положенного времени (15-20 минут ничего не решают). Точно такой же корректировке подвергается и время сна: капризничающего и переутомившегося кроху можно уложить пораньше, а крепко спящему – дать еще немного поспать.

Однако все это касается лишь незначительных отступлений от представленного нами распорядка. Некоторые молодые мамы, не умеющие правильно истолковать поведение своего малыша, начинают подстраиваться под каждый его недовольный писк. В результате график кормлений, сна и бодрствования сбивается, уступая место бессистемности и хаотичности.

Даже если в поведении ребенка и есть какие-то отклонения (например, он может перепутать время суток, бодрствуя ночами и отсыпаясь днем), их можно и нужно упорядочить. Если не сделать этого вовремя, чрезмерная материнская сердобольность приведет к тому, что неправильное поведение ребенка станет нормой, сделав организацию семейного уклада неудобной для остальных членов семьи .

О режиме дня малыша-искусственника

Распорядок дня ребенка в 2 месяца, вскармливаемого искусственными смесями, будет несколько иным, чем для крохи, получающего материнское молоко. Объясняется это более длительным (по сравнению с грудным молоком) усваиванием искусственного продукта . В связи с этим перерывы между кормлениями должны составлять не менее четырех часов, поэтому график кормления искусственника будет следующим: 6:00 | 10:00 | 14:00 | 18:00 | 22:00 | 2:00

Что касается периодов бодрствования и сна – они остаются такими же, что и для грудничков, питающихся маминым молоком. В зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка в данный режим могут быть внесены некоторые незначительные коррективы.

О важности сна

Качество сна определяет особенности физического и эмоционального состояния малыша . Если он хорошо выспался – значит, у него будет достаточно сил для активного восприятия мира, игр и общения с близкими, а также отличный аппетит. Не выспавшийся ребенок будет апатичным и капризным.


Двухмесячный кроха должен спать не менее 16-ти часов в сутки, причем ни в каких укачиваниях и поглаживаниях засыпающий малыш не нуждается. Если он здоров, накормлен и вовремя уложен в кроватку – с засыпанием не должно быть никаких проблем, ведь сон необходим ему физиологически .

Если нарушения сна у 2-х месячного младенца все же существуют, необходимо разобраться, в чем причина этого противоестественного явления. Малыш может плохо спать из-за:

  • недостаточной активности в период бодрствования;
  • повышенной возбудимости нервной системы, чутко реагирующей даже на слабые раздражители (например, свет в соседней комнате, попадающий в поле зрения ребенка);
  • последствий родовой травмы (такого рода беспокойства отмечаются примерно до трехмесячного возраста);
  • чувства дискомфорта (неудобной постельки, мокрых пеленок, чувства голода или переедания);
  • слишком яркого света;
  • шумной обстановки;
  • повышенной влажности или сухости воздуха;
  • нарушений температурного режима в детской комнате (оптимальной считается температура от 20 до 24 градусов);
  • болей в животе.

Читаем также о том, сколько времени спит новорожденный ребенок в течении суток

Младенцы, приученные к укачиванию на руках, могут испытывать большие трудности с засыпанием. Выяснив причину нарушения сна, необходимо принять меры по ее устранению (дать малышу подвигаться в период бодрствования, создать спокойную обстановку перед сном: приглушить звук телевизора, не разрешать другим членам семьи громко разговаривать в комнате, где спит малыш). Главным фактором, способствующим нормализации сна, является укладывание малыша в одно и то же время. Привыкнув к режиму, он начнет засыпать самостоятельно .

Организация сна

Для сна у ребенка должна быть удобная кроватка с твердым упругим матрасом () и плоской подушкой. Чтобы малыш полноценно выспался, необходимо создать оптимальные условия:

  • хорошо проветрить детскую комнату;
  • перестелить кроватку, убедившись, что простынка не образует складок, способных стать причиной дискомфорта;
  • если комната находится на солнечной стороне, необходимо затенить окно;
  • перед сном поменять пеленку или подгузник;
  • накормить малыша.

Поскольку двухмесячный младенец еще нуждается в тесном контакте с мамой, ее отсутствие он ощущает даже во сне. Сон малыша, положенного в кроватку, характеризуется непродолжительностью и прерывистостью. Многие мамы отмечают это, когда ненадолго выходят из комнаты, где спит их малыш.

Совсем другая ситуация наблюдается в случае, если мама находится рядом: кроха спит крепко и долго. Именно поэтому педиатры советуют кормящим мамам в дневные часы не отрывать малыша от груди во время кормления, а минут на сорок прилечь рядом с ним. Польза оказывается двусторонней: мама получает возможность расслабиться и отдохнуть от домашних дел, а малыш – набраться сил для очередного бодрствования.

Сделать ночной сон более продолжительным и полноценным может процедура купания, предваряющая кормление малыша.

Многих мам интересует вопрос о целесообразности пеленания двухмесячного младенца перед сном. В прежние годы эта манипуляция считалась обязательной. Современные педиатры придерживаются мнения, что оно совсем не обязательно. Исключение составляют случаи, когда кроха беспокойно спит, взмахивая ручками. Иногда нетугое пеленание помогает решить эту проблему.

Особенности кормления

Идеальным вариантом для правильного развития младенца является грудное вскармливание, поскольку материнское молоко прекрасно усваивается детским организмом, содержит все необходимые питательные вещества и антитела, защищающие ребенка от воздействия патогенных микроорганизмов .

Нюансы грудного вскармливания

Наиболее физиологичным считается свободный режим грудного вскармливания, когда младенец получает доступ к материнскому молоку «по первому требованию». Требовательный плач или беспокойство, проявляемое малышом, являются показателями того, что он проголодался .


Несмотря на кажущуюся стихийность такого подхода, выяснилось, что необходимость подкрепиться возникает у крохи каждые три часа в течение дня и четыре – в ночное время, так что это вполне совпадает с распорядком дня, рекомендуемым современными педиатрами.

Именно такой режим вскармливания практикует большинство опытных мам, аргументируя это тем, что он не только удовлетворяет психологические и физиологические запросы младенца, но и сводит к минимуму риск застоя молока (). Малыши, получающие грудь по первому требованию, практически не плачут, поскольку ощущают не только сытость, но и состояние безмятежности и комфорта, близкое к тому, которое они испытывали в период внутриутробного развития.

Суточная норма грудного молока для двухмесячного ребенка составляет примерно 900 мл (однократная доза – 130 мл). Как проследить – получает ли малыш положенную норму? Ориентиром может служить длительность пребывания его у груди . Средняя продолжительность одного кормления составляет двадцать минут (самые активные и крепкие груднички способны насытиться за четверть часа). Читаем подробно о том, сколько грудного молока или смеси должен съедать ребенок —

Есть дети, которые отворачиваются от груди уже через пять минут. Этого момента явно недостаточно для насыщения ребенка. Обычно так поступают ослабленные груднички, которые питаются исключительно «легким» молоком, поступающим им в ротик без малейшего труда с их стороны. С прекращением такой «подачи» они перестают сосать. Чтобы заставить маленького ленивца питаться как положено, специалисты рекомендуют мамам сцеживать первую порцию молока. Тогда кроха будет высасывать именно столько, сколько ему полагается .

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Однако при таком варианте кормления малыш может испытать недостаток жидкости, поскольку «переднее» молоко содержит больше жидкости, а «заднее» — жиров. Чтобы исключить вероятность такого дисбаланса, маме следует проконсультироваться с педиатром — он поможет ей выбрать необходимую тактику кормления.

Так же нежелательно удерживать малыша у груди слишком долго. У некоторых младенцев процесс кормления занимает около часа. Наевшись в течение первых двадцати минут, они просто держат сосок во рту, изредка его посасывая. Мамам таких малышей следует знать, что это может сказаться на состоянии сосков.

Из-за постоянного механического воздействия на них могут образоваться , способные причинять крайне болезненные ощущения во время каждого кормления. Чтобы не допустить этого, следует осторожно извлекать сосок из ротика уже насытившегося крохи.

Еще одним показателем достаточности грудного вскармливания является количество мокрых пеленок и испачканных малышом подгузников . Двухмесячный кроха, получающий достаточное количество маминого молока, мочится от 12 до 15 раз в день. Режим стула может быть разным. Некоторые груднички какают после каждого кормления, у других стул бывает от двух до четырех раз в день: это тоже считается нормой (искусственники делают это реже — не более одного-двух раз в сутки).

О кормлении искусственников

Малышей, находящихся на искусственном вскармливании, кормят только в определенные часы. Это – вынужденная мера, обусловленная тем, что для переваривания искусственной смеси, хоть и являющейся аналогом материнского молока, но несколько отличающейся от него по составу и полезным свойствам, требуется большее количество времени .

Двухмесячных младенцев кормят адаптированными молочными смесями номер 1. Количество кормлений (5-6 раз) и объем одной порции (120-140 мл) указывается на каждой упаковке. Превышать указанную дозировку и количество кормлений не рекомендуется. Недоношенные детки и младенцы с очень маленьким весом находятся на особом режиме кормления, проходящем под контролем и по предписанию педиатра.

Если при грудном вскармливании питьевую водичку малышу дают только в особенно жаркие дни – для утоления жажды (мамино молоко для него является и питьем, и едой), то для искусственников она совершенно необходима. Питьевую воду искусственникам обязательно дают в паузах между кормлениями .

Несмотря на то, что кормление искусственников осуществляется из бутылочки, мамам следует кормить их не в кроватке, а держа на руках: именно так осуществляется столь необходимый телесный контакт с самым дорогим человеком.

После кормления деток (и грудничков, и искусственников) необходимо в течение трех минут подержать в вертикальном положении, давая возможность порции воздуха, попавшей в желудок, покинуть его. Наличие обильной («фонтаном») отрыжки является поводом для обращения к педиатру, поскольку это может свидетельствовать о некоторых патологиях органов ЖКТ.

Особенности бодрствования

2 месяца – время, когда кроха начинает обращать внимание на мир вокруг него. Если раньше его пробуждения были связаны только с необходимостью подкрепиться, то сейчас он способен бодрствовать на протяжении полутора часов .

По мере психо-эмоционального и психического развития малыша возрастает и его активность. Почувствовав способность управлять мышцами (в связи с ослабеванием тонуса мышц сгибателей), он начинает выполнять множество целенаправленных движений. Зрение и слух, улучшающиеся день ото дня (малыш способен видеть предметы, удаленные от него на семь метров), позволяют ему узнавать близких людей и понемногу ориентироваться в пространстве. Этому во многом способствует укрепление шейных мышц, позволяющих крохе поворачивать голову в нужную для него сторону.

Прогулки

Чрезвычайно полезны для каждого малыша прогулки на свежем воздухе. Их продолжительность в теплое время года может составлять не менее полутора часов. Лучшим временем для этого являются утренние (до 11) и вечерние (после 16) часы. Гулять лучше всего в кружевной тени деревьев, оберегая малыша от попадания ярких солнечных лучей.


Зимой прогулки с ребенком 2-х месяцев возможны только при температуре, превышающей -10 градусов. Лучшей одеждой для малоподвижного крохи является полукомбинезон с подкладкой из натурального меха и нижней частью, выполненной в виде конверта.

Бодрствующего малыша необходимо доставать из коляски, показывая ему окружающий мир. Гулять с крохой следует в месте, удаленном от загазованных автомагистралей: тихом парке или спокойном дворе .

Занятия и развивающие игры

Двухмесячный возраст – отличное время для тренировки органов чувств . Чтобы кроха научился следить за передвигающимися предметами, фокусируя на них взгляд, необходимо приобрести несколько очень легких и ярких погремушек, окрашенных в красный, желтый и оранжевый цвет, поскольку сейчас он воспринимает только эти цвета теплой гаммы. Звук погремушки должен быть не пугающим, а приятным.

  • Взяв погремушку, можно сбоку подойти к малышу и потрясти ею в тридцати сантиметрах от него, заставляя кроху повернуть головку в сторону звука. Переложив игрушку в другую руку, точно так же добиваются поворота его головки в противоположную сторону. Мама может просто звать малыша ласковым голосом, подходя к кроватке с разных сторон, чтобы он, реагируя на звук, поворачивал головку в нужном направлении;
  • Погремушку полезно вкладывать в ручку ребенка. Слабые пальчики способны удерживать ее на протяжении лишь тридцати секунд. Это – отличное упражнение, подготавливающее мышцы руки к акту хватания;
  • Можно повесить гирлянду из ярких погремушек над кроваткой крохи так, чтобы он мог дотянуться до нее ручками или ножками. Звук, издаваемый гирляндой в ответ на прикосновение малыша, приводит его в удивление и восторг, заставляя ещё активнее размахивать ручками и шевелить ножками;
  • Яркую погремушку можно класть перед крохой, выложенным на животик (делать это лучше в кроватке без матраса или в манеже). Здоровый малыш должен поднять голову, опереться на предплечья и, приподняв грудку, посмотреть вперед. Яркий предмет обязательно привлечет его внимание и заставит некоторое время побыть в этом положении, рассматривая лежащие перед ним предметы;
  • Для развития моторики мелких мышц можно поиграть с ребенком в «сороку-белобоку». Перебирая и массируя каждый пальчик, необходимо проговаривать текст стишка.

Продолжительность развивающих занятий с малышом не должна превышать двадцати минут. Разговаривать с ним надо ласково, эмоционально, часто меняя интонацию, читать детские стихи, петь простые песенки. Услышав, как малыш «гулит», призывая маму к общению, необходимо обязательно откликаться на его призыв. В противном случае «гуление» вскоре прекратится, что неизбежно приведет к задержке речевого и нарушению эмоционального развития.

Гимнастика и массаж

Купание

Купая двухмесячного малыша, необходимо соблюдать ряд простых правил:

  • Использование специальных моющих средств разрешено не более одного раза в неделю;
  • Для ежедневного купания крохи используют обычную чистую воду;
  • При наличии у малыша потнички или опрелостей можно добавлять в ванночку настои ромашки и череды;
  • Оптимальная температура воды для купания младенца составляет тридцать семь градусов;
  • Совсем не обязательно купать кроху перед отправлением на ночной покой. Если малыш протестует и капризничает, можно сделать это в дневные или утренние часы, когда он будет бодрствовать.

Уход за двухмесячным крохой – нелегкое и очень ответственное дело. Если заботливая и любящая мама будет неуклонно придерживаться одного и того же распорядка дня, в будущем она сможет оградить семью от проблем, с которыми сталкиваются родители малышей, воспитываемых без всякой системы. Чем раньше малыш привыкнет к порядку – тем легче он адаптируется к условиям окружающего мира.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Видео: что такое режим для ребенка?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В этой статье мы поговорим о режиме дня, а точнее, о режиме бодрствования или максимальном и минимальном времени бодрствования.

Как строится режим дня?

Наверное, каждая молодая мама в первый месяц жизни своего малыша испытывала чувство боязни, все ли хорошо, достаточно ли спит ребенок . Ведь сначала период бодрствования был равен времени кормления: пососет ребенок и сразу заснет.

Промежутки бодрствования растут вместе с малышом, это правда. Мамы побаиваются, что уже совсем скоро ребенок будет все больше играть и гулять, значит, надо придумывать всевозможные развивающие малыша упражнения и задания. А уж исчезновение из режима дня ещё одного дневного сна некоторые мамы с грустью сравнивают с воровством той самой маленькой передышки в череде забот о малыше.

Каждый день ребёнок ставит перед мамой новые вызовы, загадки и ребусы, и главная загадка - когда лучше организовать сон ребёнка. Пора или не пора спать? Вот в чем вопрос! И, действительно, угадать то правильное время, которое необходимо малышу, чтобы быть активным, и не пропустить подходящее время для его сна поистине можно отнести к вершине материнского мастерства и интуиции. Но и эта высота преодолима, если мама имеет представление об основных принципах, на которых строится режим дня и сна, а также представляет, сколько времени, согласно возрасту, может её малыш быть бодрым и активным.

Меняющийся режим дня и время бодрствования

Зачастую в первый год жизни выстроить режим строго по времени сна не представляется возможным. В зависимости от погоды, состояния здоровья малыша, настроения и жизненных обстоятельств, время сна ребенка будет немного плавающим. И в этих случаях маме легче ориентироваться не на четкое время режима, а на то, сколько малыш был активен до сна.

Важно, самое короткое время бодрствования обычно приходится на период до первого утреннего сна, в то время как время бодрствования перед ночным сном является самым продолжительным.

Но, если вы создадите слишком продолжительное время бодрствования перед ночным сном, вы сможете наблюдать беспокойный сон в течение всей ночи, и, вероятнее всего, пробуждение утром у малыша будет более ранним. В то же время, если вы попытаетесь уложить на ночной сон малыша раньше того времени, когда он действительно утомлён и готов ко сну, вы получите слишком долгое укладывание, ночью возможны периоды бодрствования. В подобной ситуации малыш пытается себя вымотать так, чтобы устать, чтобы накопить ту самую усталость, которой пока недостаточно в организме, к тому же он протестует и испытывает негативное отношению ко всем действиям вокруг сна. Вследствие такого процесса у ребёнка может развиваться неприязнь к кроватке, боязнь темноты, ожидание негативных ощущений, которые будут сопровождать процесс засыпания. Таким образом, вы верно определили время укладывания , если ребенок засыпает за 15-20 минут, качественно спит ночью, а также нет протестов против всех действий, что предшествуют сну.

Время бодрствования для малышей от 1 до 6 месяцев

Нужно ли будить малыша утром?

Другое дело - утреннее пробуждение. Какая мама откажется поспать те минутки, которые ей дарит судьба, вместе с малышом по утрам? Тем более, если ночной сон был сложным. Но, как ни жестоко это звучит, такого позволять себе нельзя в целях сохранения режима дня. Для детей, да и для взрослых людей, бодрствовать в светлое время суток не менее важно, чем ночной сон. И если вы это наиболее подходящее для активных игр утреннее время замените на сон, вы можете с удивлением обнаружить, как ребёнок восполняет то самое активное время часов в девять-десять вечера, играя и бодрствуя без каких-либо признаков усталости.

Малыши крайне чувствительны к балансу бодрствования и сна. Взрослые могут себя заставить поспать в выходной день или быть бодрым не тогда, когда это заложено природой. Малыши живут в согласии со своими внутренними часами, они не могут обманывать природу, не могут себя заставлять, и крайне трудно приспосабливаются к неверной смене сна и бодрствования.

Время бодрствования для малышей от 6-ти месяцев

Требования к соблюдению режима сна, кормлений и бодрствования особенно возрастают к шестимесячному возрасту.

Наша задача не организовать режим так, как нам будет удобно, подстроив его под работу, задачи, кружки и тренировки всех детей в семье, а так, как диктуют внутренние циркадные ритмы малыша, как требует его организм на благо здоровья.

Следует помнить, что многим детям может быть необходим более длительный сон. Продолжительность сна в первые дни жизни составляет 22 – 23 часа в сутки, к концу первого месяца – 17 – 20 часов.

Не допускайте, чтобы вашему малышу было слишком холодно или жарко и когда он спит и когда он бодрствует. С первых дней не следует туго пеленать ребенка, руки должны быть свободны, т.к. ему необходимы активные движения.

Ребенку не следует спать рядом с батареей, окном, стоящими или висящими предметами. Температура воздуха в комнате, где спит ребенок, должна быть 20 – 22 градуса, несколько раз в день проветривать комнату и делать влажную уборку.

В зависимости от температуры в комнате накрыть ребенка нужно по- разному:
* при температуре 24 градуса – только простынка
* при температуре 21 градус – простынка и одеяло
* при температуре 18 градусов- простынка и двойное одеяло

Для предохранения ребенка от перегрева или удушья следует класть его в кроватке так, чтобы ноги находились в изножье кроватки, а одеяло закрывало только грудь. Ребенок должен спать без головного убора, не использовать пуховые/ полиэстровые одеяла до 1 года. Даже если ручки и ножки холодные на ощупь, а животик теплый, то с ребенком все в порядке.

Класть спать ребенка лучше на спине.

Создание ребенку с первых месяцев его жизни правильного режима является одной из наиболее важных воспитательных задач. Может возникнуть вопрос: допустимо ли со столь раннего возраста организовывать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только ел, но спал и бодрствовал в одни и те же установленные по режиму часы? Не является ли это насилием? Не лучше ли младенцу засыпать и просыпаться, когда он сам захочет?

Специальные исследования и весь опыт воспитания детей говорят о том, что режим необходим ребенку с первых дней его жизни. Ведь время засыпания, длительность и глубина сна определяются не только внутренним состоянием ребенка, степенью его утомления, но в очень большой мере зависят от тех внешних условий, в которых он находится. Внешние условия могут или возбуждающе действовать на ребенка или способствовать его засыпанию.

Например, если взрослые забавляют, развлекают малыша, то он может перевозбудиться и бодрствовать дольше, чем это ему по силам, после чего он долго не сможет заснуть, сон его будет тревожным, и он не выспится. А это сказывается на его самочувствии, настроении: он становится капризным, плохо ест.

Рекомендуемые режимы дня для детей первых месяцев жизни основаны на тщательном изучении особенностей этого возраста и широко проверены на практике. Они не только не противоречат потребностям ребенка, но в полной мере содействуют их удовлетворению.

Режим дня обеспечивает соответствующее возрасту и физическому состоянию ребенка суточное количество и длительность сна и бодрствования, время кормления. Режим является не только основным оздоровительным, но и основным воспитательным мероприятием.

Глубокий, достаточный по количеству и правильно распределенный в течение суток сон, своевременное питание, радостно-деятельное бодрствование являются основными условиями хорошего развития ребенка любого возраста. Но значение режима для детей первых месяцев жизни особенно велико, так как, чем меньше ребенок, тем в большей степени его самочувствие, активность зависят от того, своевременно ли он накормлен и хорошо ли поспал.

С первых дней жизни ребенка кормят в строго определенные часы. Примерно с трех-четырех недель он начинает несколько меньше спать. С этого времени его надо приучать в определенные часы есть, спать и бодрствовать. Общий характер бодрствования – спокоен ребенок или кричит – зависит от того, когда он поел, в какой обстановке находится. Если ребенок здоров, хорошо выспался и недавно поел, то он, как правило, бодрствует спокойно: ненадолго останавливает взор на красочных предметах, следит за ними, если они перемещаются. Если же ребенку не на что смотреть и нечего слушать, то он кричит даже когда сыт и выспался. В начале второго месяца он бодрствует 30-40 минут подряд, а к двум-трем месяцам может уже не спать и полтора часа.

Длительность времени, в течение которого ребенок может активно бодрствовать, имеет большое значение при составлении режима. Днем между каждыми двумя кормлениями ребенок должен и пободрствовать, и поспать. Правильным во всех отношениях является режим, при котором ребенок спит до кормления и бодрствует после кормления. При такой последовательности, выспавшись ко времени кормления, он энергично сосет; насытившись и отдохнув, находится в состоянии, благоприятном для радостного деятельного бодрствования.

И, наконец, уложенный после игры, быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления. Ребенок, который живет по такому режиму, почти никогда не плачет. Во время бодрствования он радостно двигается и играет, а перед кормлением, когда дети чаще всего кричат, он крепко спит.

Иная последовательность в смене сна, бодрствования и кормления отрицательно отражается на состоянии ребенка. Так, например, если он заснул у груди матери и потом проспал часа полтора-два, то время его бодрствования будет как раз предшествовать кормлению, т. е. приходится на то время, когда уже наступающее “голодное возбуждение” вызывает у него беспокойство и крик.

Вместо того чтобы быть деятельно-радостным, ребенок кричит. В результате к началу кормления он нередко настолько устает, что, даже не высосав полагающегося ему количества молока, засыпает у груди матери, а затем, положенный в кроватку, вскоре просыпается и начинает кричать. Без определенного режима ребенок плохо ест и спит. Но некоторые родители могут возразить: “Вы говорите, что ребенку лучше после кормления бодрствовать, а не спать, почему же большинство детей засыпает у груди?”

Ответить на это очень легко, да мы собственно уже и ответили: у груди засыпают те дети, которые проснулись задолго до кормления. Если же вы организуете их жизнь таким образом, чтобы они, хорошо выспавшись, пробуждались к самому кормлению, то они засыпать у груди не будут.

Каким же путем можно достичь того, чтобы ребенок не только ел, но спал и бодрствовал в определенные установленные для него часы?

Для создания правильного режима дня, надо: во-первых, чтобы правильно были установлены часы кормления ребенка; во-вторых, чтобы во время сна он находился в обстановке, наиболее благоприятной для быстрого засыпания и крепкого сна; в-третьих, на время бодрствования ему надо создать условия для радостной игры и движений.

В настоящее время в родильных домах детям большей частью назначают шестиразовое питание – через 3,5 часа с 7-часовым перерывом ночью. Нередко бывает, что на первом месяце, пока малыш почти все время, спит, режим с шестиразовым питанием в течение суток его вполне устраивает.

Но со второго месяца, когда ребенок начинает больше бодрствовать, З,5-часовые перерывы между кормлениями оказываются для него слишком длительными. Ребенок просыпается за 30-40 минут до времени еды, кричит и потом засыпает сразу после кормления. Но если перевести его на режим с семью кормлениями в сутки, при котором длительность между ними на полчаса меньше, он будет просыпаться ко времени, установленному режимом.

Если мать после декретного отпуска уже приступила к работе, то режим должен быть таким, чтобы она кормила ребенка непосредственно перед уходом на работу.

Наиболее подходящими для еды считаются следующие часы: при семиразовом кормлении (через 3 часа) – в 6-9-12-15-18-21-24 час; при шестиразовом- через З,5 часа – в 6-9 час. 30 мин. – 13-16 час. 30 мин. – 20-23 час. 30 мин.

Но можно, если это вызывается условиями работы матери или удобнее для сохранения привычного уклада жизни семьи, первое утреннее кормление начинать не в 6 часов, а несколько раньше или позже, в связи с чем все часы кормления в течение суток соответственно сдвигаются. Так, например, кормление в 5-8-11-14-17-20-23 час. или в 7-10-13-16-19-22-1 час.

После того как часы кормления установлены, надо их придерживаться. Допустимо отклонение в пределах получаса в тех случаях, когда ребенок крепко спит. Но если он продолжает спать и дольше, то его следует разбудить и накормить. В тех случаях, когда ребенок кричит, его тоже можно начать кормить на 15-20 минут раньше.

Ночью рекомендуется регулярно кормить ребенка в 24 часа с тем, чтобы он привык к шестичасовому перерыву- с 12 часов ночи до 6 часов утра. Первое время, пока ребенок еще не привык к режиму, он нередко просыпается и кричит до кормления, и матери приходится проявлять выдержку, чтобы не нарушать установленные часы.

Но все эти трудности полностью возмещаются тем, что ребенок привыкает к определенному режиму кормления и ночью хорошо спит.

Почти всех родителей интересует вопрос о том, что ребенку требуется для нормального развития. Благоприятная эмоциональная обстановка, свежий воздух, правильное питание и хороший сон — самые главные условия для роста ребенка, только наличие этих условий сделает малыша здоровым и счастливым. В первый год жизни необходимо контролировать режим сна, чтобы в будущем у малыша не появились проблемы со здоровьем. Чтобы не допускать ошибок с режимом, нужно знать, сколько должен спать, сколько должен бодрствовать ребенок в 1 месяц и в 2 месяца.

Многие родители заблуждаются, думая, что абсолютно все новорожденные дети все время спят, просыпаясь лишь для того, чтобы покушать. На самом деле, есть дети, которые почти все время спят, но есть некоторые, предпочитающие много бодрствовать, и это совсем не значит, что у них проблемы со здоровьем или нарушенное питание. Как и взрослые люди, младенцы делятся на «жаворонков» и «сов», то есть привычка мало или много спать является индивидуальной физиологией новорожденного, поэтому невозможно с точностью утверждать, сколько должен бодрствовать ребенок в один месяц.

У большинства новорожденных деток такой режим, что они не спят больше 3-4 часов подряд. Не старайтесь приучить своего кроху спать ночью без пробуждения. Не впадайте в крайности при желании отбить привычку у малыша есть по ночам. Зачастую ребенок начинает спать ночью непрерывно к полугодовалому возрасту, при условии, что соблюдается режим, некоторые даже до года не могут спать по ночам не просыпаясь.

Большинство новорожденных деток в первый месяц спят очень много. В течение первых трех-четырех недель кроха просыпается за тем, чтобы покушать, не различая времени суток. То есть режим дня у младенца таков: бодрствование, прием пищи, сон. Когда ребенок проснулся, мать должна переодеть его, если есть необходимость, сменить подгузник, в это время новорожденный принимает воздушные ванны. Вся эта процедура занимает 10-20 минут. Потом мама дает малышу грудь или питание в бутылочке, чтобы он заснул при кормлении, если он не уснул, то нужно удерживать его пару минут вертикально «столбиком». После приема пищи кроха спит примерно 2-3 часа. Следует заметить, ночной и дневной сон обычно не отличаются продолжительностью, это значит, что если новорожденный имеет привычку посыпаться 2-4 раза за ночь, то это считается нормой.

В первый месяц жизни у деток формируются периоды сна: 4 дневных, 1 ночной. Обычно новорожденным требуется на отдых 8-9 часов днем, и 10-12 ночью.

Укладывайте младенца спать в определенное время, как правило, в 9 вечера и до 9 утра. Это время наступления ночи у новорожденного.

С мамой рядом лучше

Длительность и частота сна (не только в первый месяц жизни) обуславливается несколькими факторами:

  • самочувствием;
  • эмоциональным состоянием;
  • временем бодрствования в дневное время.

Самочувствие новорожденного зависит от правильного ухода, внимания, малышу постоянно требуется мамино присутствие. Продолжительность сна возможно обеспечить постоянно находясь рядом. Переждав этот период, вы достигнете того, что ребенок будет ощущать себя в безопасности, так ему будет спокойней. В возрасте 1 месяца новорожденный еще не умеет погружаться в глубокий сон. При легкой фазе сна малыш чутко улавливает присутствие или отсутствие мамы рядом, так как значительно преобладание поверхностного сна. Поэтому, если мама отсутствует, ребенок чувствует беспокойство и его сон будет непродолжительным.

Ночью новорожденный будет требовать у мамы грудь, чтобы утолить голод, а не из вредности. Врачи рекомендуют проводить кормление младенца по первому требованию, не устанавливая определенный режим кормления, ведь в этом польза и для матери, и для малыша. Во время кормления формируется выравнивание гормонального фона у женщины, которая кормит грудью. Выработка пролактина действует умиротворяющим образом на ребенка и на мать. Благодаря такому процессу наступает крепкий сон у обоих.

Второй месяц

Время сна у ребенка к 2-месячному возрасту изменяется. С взрослением он будет проводить больше времени в бодрствовании, постепенно время на сон уменьшится. Ребенок станет больше времени тратить на игру, общаться с родителями. В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружению, он с особым вниманием будет рассматривать лица, предметы в его кроватке, свои игрушки, обои и т. д. При хорошей физической активности, при большом количестве информации новорожденный быстро утомится и уснет.

Общая продолжительность сна двухмесячного младенца – 16-18 часов, соответственно время бодрствования составляет 6-8 часов.

В два месяца ребенок начинает спать по 5-6 часов ночью не просыпаясь. Сколько ребенок будет спать ночью, обуславливается тем, что он находится в спокойной эмоциональной обстановке и приучен к режиму. Общее время дневного сна – 5-7 часов, делится оно на 2 глубоких сна по 2-2,5 часа, и 2 поверхностных длительностью от 30 до 1 часа.

В этот период ночное кормление не включает время бодрствования. Проснулся – поел, после еды – спать. Есть малыши, которые непослушно не хотят спать, при этом и родители не спят столько же, сколько и малыш. Поэтому настоятельно рекомендуется приучить именно сейчас младенца засыпать сразу, не бодрствуя после кормления ночью.

Обязательный режим

Как спокойно и сколько времени будет спать кроха, в основном зависит от того, насколько правильно он приучен к режиму сна. Для того чтобы привить новорожденному нормальный режим сна, следует придерживаться нескольких правил:

  1. Нельзя пропускать время, когда ребенок должен спать. Бодрствование малыша не должно длиться дольше 2 часов, иначе он переутомится и будет спать беспокойно. Замечайте признаки, которые свидетельствуют о том, что малыш уже не испытывает желания спать, постепенно режим у детей меняется.
  2. Приучите младенца к пониманию разницы между ночью и днем. Не ограждайте ребенка от шума и света во время бодрствования в дневное время. Ночью, наоборот, свет должен быть приглушенным и нужно соблюдать тишину.
  3. Необходимо приучить ребенка засыпать самому, без постоянного присутствия мамы или тем более без укачивания. Попробуйте после того, как покормите, уложить его в кроватку и отойти, дайте малышу уснуть самостоятельно.
  4. Погружению в сон должен предшествовать определенный ритуал. Нужно приучить малыша засыпать после купания. Ребенок нагуляет аппетит, наестся и должен крепко спать. Такой ритуал повлияет на то, что режим установится легче. Предварительно проветривайте помещение, где будет спать новорожденный. Чтобы он не просыпался от вздрагивания во сне, рекомендуется пеленание, которое еще и создаст ощущение нахождения в утробе матери.
  5. Следует исключить ситуации неправильного ухода. Малыша могут беспокоить кишечные колики, поэтому необходимо регулярное , либо массаж живота. Это избавит кишечник от лишних газов и крохе будет легче уснуть. В случае появления опрелостей можно не надевать на ночь подгузник.

Сформировать режим сна порой бывает нелегко, требуется приложить много усилий, однако это благотворно повлияет на развитие малыша

Соблюдение этих несложных правил не гарантирует, что сформируется определенный режим, ведь бывает так, что у ребенка наблюдается потеря веса, он много капризничает, плохо засыпает, спит мало и часто просыпается ночью, сколько бы мама ни старалась за ним ухаживать. При наблюдении таких симптомов обратитесь за консультацией к врачу. После осмотра квалифицированный специалист даст конкретный ответ, в чем причина, как и сколько должен спать ребенок в вашем случае.

Как избавиться от растяжек после родов?

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт