Святые «О снах. Старец амвросий оптинский о различении снов

29.04.2019

Святые отцы советуют не обращать внимания на сны. Но современный священник нередко рекомендует духовным чадам обращаться к психологам, а те, изучая проблемы пациентов, как правило, просят рассказывать о своих снах. Так как же относиться к этому противоречию? И существует ли оно?

Письмо или бред

По Священному Писанию, иногда сон — вроде письма от Бога. «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, Чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем» (Иов. 33: 14-18).

Благодаря снам были найдены Казанская икона Божией Матери и сотни других чудотворных икон. Царю Алексею Михайловичу во время ночевки в лесу во сне явилась святая великомученица Екатерина и сообщила о рождении его дочери. На этом месте был основан Екатерининский мужской монастырь (сейчас район г. Видное под Москвой). Видения в момент тонкого (т. е. неглубокого, когда сознание еще бодрствует) сна были у преподобного Сергия, преподобного Серафима и других святых. И не только у святых. Мать декабриста Рылеева отмолила его в детстве от смерти во время болезни, хотя ей было предсказано во сне, что если мальчик не умрет, то его ждет страшная судьба. Было и показано, какая именно, — вплоть до повешения. По свидетельству протоиерея Джона Ли, в феврале 2003 года больному раком владыке Антонию Сурожскому приснилась его бабушка и, перелистав календарь, указала дату: 4 августа. Владыка, вопреки оптимизму лечащего врача, сказал, что это день его смерти. Что и сбылось.

Но уже в Ветхом Завете есть оговорки, что далеко не каждый достоин такого послания. «…Слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось» <…> Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер. 23: 25, 28). В Новом Завете ангел во сне успокаивает праведного Иосифа и остерегает волхвов, но чаще сон здесь — следствие усталости, немощи, форма кратковременной смерти. Господь выговаривает апостолам за то, что в Гефсиманском саду они спали в то время, как он молился. В евангельской притче о нерадивых девах сон — метафора духовной расслабленности. Апостол Павел вслед за Христом в своих посланиях призывает учеников вывести сознание из дремотных сумерек: «Бодритесь и трезвитесь!»

Помощь в виде закодированного сигнала

Современная психология видит в снах важный механизм человеческой психики: работу подсознания. «Сознание, несмотря на свои широчайшие возможности, все же способно заблуждаться, поддаваться самообману. В этих случаях та часть психики, которая зовется бессознательным, одним из основных проявлений которого и являются сны, начинает выполнять компенсаторную, или комплиментарную (дополняющую), функцию. Сновидения — это своего рода подсказки бессознательного, дающего ответ на те вопросы, с которыми наше дневное сознание не справляется. Но язык бессознательного чужд разуму. Это язык символов. Для того чтобы раскрыть этот образный символический язык, необходимо, как при дешифровке текста на незнакомом языке, подвергнуть придирчивому анализу весь контекст сна, события, на основе которых он возник, дневные переживания», — говорит кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАО Татьяна Снегирева. Психологи, начав изучать сны в середине ХХ века, пришли к выводу, что сны помогают адаптироваться к действительности. «Изучались особенности сна в связи с проблемой адаптации рабочих, с одной стороны, к ночной смене в условиях сменного режима труда, а с другой — к экстремальным экологическим условиям (северо-восток России), — рассказывает Снегирева. — Бодрствующий человек на такие трудности может реагировать по-разному: может испытывать желание сдаться, отступить. Но оказалось, что на определенных стадиях сна (так называемый быстрый сон, когда и возникают сновидения) на материале сновидческих образов непроизвольно осуществляется поисковая активность, задача которой — компенсировать регрессивное состояние, что порой возникает в бодрствовании, — отказ от поиска. Это выработка именно внутренней, психологической адаптации к ситуации, а не поиск способов изменения самой ситуации, на который чаще всего бывает направлено дневное поведение человека. Обнаружилась удивительная особенность: если сновидец не забыл сюжет сна и, проснувшись, рассказал экспериментатору о том, что ему снилось, то есть зафиксировал сон в своем сознании, происходит спонтанная адаптация к тем условиям жизни и деятельности, которые на уровне сознания в бодрствовании воспринимались как невозможные. Просто пересказ сна, без какого-либо осмысления его сюжета и образов, позитивно сказывался на адаптивных возможностях человека, расширяя их».

Сам для себя тайна

Разберемся, каково отношение православной антропологии к самому понятию бессознательного? «Бессознательное как часть личности, возможно, возникало постепенно, — допускает отец Андрей Лоргус, священник и психолог . — После грехопадения по мере накопления чувства виновности перед Богом и перед собой человек мог постоянно вытеснять из своего сознания многие слои своих чувств, мыслей, впечатлений. Так могло накапливаться бессознательное, которое со временем стало постоянной, врожденной частью психики.

У святых отцов можно найти мнение, что первозданный человек — Адам до грехопадения — не имел ничего, что было бы скрыто от его мысленного взора, то есть бессознательного. Однако не все придерживались такого мнения. Например, блаженный Августин считал, что только благодать Божия могла “осветить” душу человека полностью, а по своей природе душа была для сознания не вся открыта.Потому что если бы Адам ведал все тайны своей души, он бы не согрешил, не допустил бы даже на порог сознания искусительные помыслы. Возможно, часть душевной жизни и в первозданном состоянии не была открыта человеку и его сознанию.

С психологической точки зрения бессознательное многообразно и многофункционально. Часть его принадлежит психофизиологии, а часть связана множеством связей с сознанием. Несомненно, что бессознательное активно влияет на сознание и на поведение. Страсти принадлежат бессознательному, и борьба с ними — это борьба осознавания. Умное делание также связано с расширением и прояснением сознания».

Часть снов в психологии называют бытовыми остатками. Их значение в психической жизни невелико. «Наибольшее значение психотерапия придает снам, в которых отчетливую связь с реальностью установить трудно, — объясняет о. Андрей Лоргус. — В них, как считается в психоанализе, происходит то, что дневное, рациональное, сознание исключает. Тому, что человек проживает в таких снах, в реальности произойти человек не даст и не допустит это в сознание (механизм вытеснения). Считается, что в снах бессознательное человека как бы обращается к рациональной части, к сознанию. Обращение это носит импульсивный характер. При этом чувства и эмоции в снах не соответствуют реальным — картина его душевной жизни развертывается перед человеком в превращенной форме. Считается также, что в таких снах абсолютно все фигуры сюжета есть различные “части” самого человека, его здоровье, его тело, его чувства. Принято считать, что все фигуры сна носят метафорический характер, ни один компонент сна не может быть истолкован буквально. Толкование сновидений в современном психоанализе — удел немногих высокопрофессиональных специалистов. Сам человек этого сделать не может».

Откуда взялись доктор Джекил и мистер Хайд

Через пять минут после пробуждения мы уже не помним и половины своих снов, а уже через десять минут едва ли сможем припомнить 10% из них. И все-таки по разным свидетельствам (достоверность которых, впрочем, сравнима с достоверностью сновидений), благодаря записанным снам мир получил немало шедевров и гениальных научных идей. Например, кэрролловскую Алису. Два рассказа Р. Л. Стивенсона, в том числе — историю раздвоения личности на доброго доктора Джекила и злого мистера Хайда. Отрывок поэмы Сэмюэля Колриджа «Кубла Хан», признанный образцом английского сладкозвучия. Рассказывают, что химик Дмитрий Менделеев во сне попал в комнату, где по стенам сплошь стояли какие-то кубы, в них что-то кипело, булькало. Эта загадочная комната навела его на мысль о периодической системе элементов. В прошлом году профессор лондонского университета Дарен Кроуди сумел найти решение теоремы Шварца-Кристоффеля, которую ученые безуспешно пытались разрешить почти 140 лет. По сообщению Times, Кроуди озарило, когда он засыпал во время ответа одного студента.

В свое время поставили переработку снов на поток сюрреалисты: они просто записывали приснившееся и выдавали за произведения искусства. Культура ХХ века в ее модернистской части — это выход бессознательного на поверхность, отвердевшая лава сновидений. В наши дни сновидческие реалии любят иллюстрировать в основном деятели массовой культуры. Так, в американском сериале «Твин Пикс» детектив в своей работе использует подсказки бессознательного, в том числе — из сновидений. Кончается тем, что и сам сыщик оказывается во власти злого духа, бывшего причиной расследуемых преступлений.

Сновидения — визуальное эхо глубинной работы сознания, и только серьезно подготовленный специалист способен извлечь рациональное зерно из этой многоцветной сюжетной каши.

Чтобы защититься от соблазнов бессознательного, святые отцы советуют и во сне призывать Господа Иисуса Христа, не оставлять молитвы. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души».

Разрыв в сновидениях

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Святые отцы велят не верить снам нам, страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию». В Библии прямо сказано: «сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 35: 7). «Бессознательное беззнаково. Там есть все: и высокое, и низкое. И когда мы пытаемся бездумно и бесстрашно внедряться туда, мы не застрахованы от совершенно необратимых последствий, от вреда душе. Мы можем выпустить на волю такие греховные импульсы, с которыми не сможем справиться. Даже самоанализ — вещь небезопасная, всегда нужен другой человек, которому мы доверяем», — предостерегает психолог, ведущий программы «Точка опоры» на телеканале «Спас» Наталья Инина .

«С антропологической точки зрения сны не могут быть “вещими”. В ткани снов нет ангелов или бесов, нет и других людей. Явление благодати или демонов происходит, хотя и в сонном состоянии, но не в самом сне, а как бы сквозь сон. То есть сюжет сна к явлениям не имеет отношения. В житиях и сказаниях это выражено в словах “в сонном видении”, “в тонком сне”, что можно понимать как “во время сна”. Страшные фигуры снов (черный человек, черные кошки, страшные преследующие призраки) — все это картины собственного сознания человека. Явление духовных сил происходит под видом обыденных фигур. Демон является в чужих образах, в несобственной форме. Обман — его способ. Явления духовных сил, как правило, разрывают сны, вмешиваются в сновидения. Такие явления случаются крайне редко, и попускаются Богом в особых случаях, и помимо воли Божией не бывают, — объясняет священник Андрей Лоргус. — Недоверие подвижников к снам вполне оправдано. Лишь один процент снов из ста может значить что-либо серьезное для душевной пользы. Но принять эту пользу сможет только духовно опытный человек. Неопытный человек попадает во власть фантазии и романтического самообмана, если пытается разгадывать сны».

Нейроэлектрохимия ночи Экспериментальная психология и нейрофизиология различают две фазы сна — медленный и быстрый. И пять субфаз, или стадий, четыре из которых принадлежат медленному сну, а пятая и образует фазу быстрого сна, еще ее называют стадией быстрого движения глаз (БДГ), которое вдруг начинается у спящего в этом промежутке. Если изобразить глубину сна в этих фазах на графике, то получится несколько спусков, как по лестнице, вниз, затем — стремительный, как на лифте, подъем в поверхностный, быстрый сон. Один такой цикл занимает примерно полтора часа. Ночной сон складывается из четырех-пяти подобных циклов. По мере приближения к утреннему пробуждению доля быстрого сна внутри цикла возрастает. Основная часть сновидений приходится именно на БДГ-фазу, хотя от них не закрыты и некоторые стадии медленного сна.

Лучше всех описал сновидения святитель Григорий Нисский — как «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Академик И. П. Павлов рассматривал сон как разлитое корковое торможение, считая, что по физико-химической основе внутреннее торможение условного рефлекса и сон — один и тот же процесс.

Современные нейроисследования дали более подробную картину. Было открыто, что в медленном сне лучше всего работает гормон роста и регенерируются ткани. В состоянии бодрствования в мозге происходит передача электрических импульсов от нейрона к нейрону, что создает дисбаланс зарядов внутри и снаружи мозговых клеток. В медленном сне происходит выравнивание электромагнитных потенциалов. В это время активнее всего действуют тормозящие нейромедиаторы (посредники между клетками) — гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) и пептид галанин. Они препятствуют выбросу нейромедиаторов, характерных для дневного состояния, когда все отделы мозга постоянно на связи друг с другом. В фазе быстрого сна многие отделы мозга тоже интенсивно работают, хотя и с совсем другим набором нейромедиаторов, чем днем (прежде всего — с ацетилхолином). В это же время глицин почти полностью отключает мышечную систему (в медленном сне она лишь заторможена). При дефиците глицина спящий проделывает те движения, которые ему снятся. У здоровых людей во сне мышечная система дезактивирована в пользу коры, продуцирующей сновидения. Исследователи из Цюрихского университета Дитрих Леман и Марта Куку предположили, что во время быстрого сна и сновидений мы не только перерабатываем информацию прошедшего дня, но комбинируем недавно приобретенные знания с уже имеющейся информацией. Жуве, первооткрыватель нейромедиаторов, считал, что происходит перекомбинация новой информации с врожденными инстинктами. Врач и биолог, лауреат Нобелевской премии за открытие структуры молекулы ДНК Фрэнсис Крик полагал, что в быстром сне ненужная информация удаляется из памяти — т. е. происходит что-то вроде дефрагментации внутричерепного «жесткого диска».

Молиться о том, чтобы кто-либо явился во сне, не следует. Любопытства не должно быть. А вообще о снах принято так думать: если святые являются нам во сне, то это знак того, что они помогают нам своими молитвами. Обычно это бывает перед какими-либо важными событиями нашей жизни. Если же являются близкие нам люди, то это знак того, что за них надо молиться.


Никон Оптинский (Беляев)

Верующим не должно иметь предрассудков и снам верить; сны могут быть от врагов, для того чтобы смутить человека будущей случайностью. Без Промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надо утверждаться верой и с покорностью принимать, что случится, а снам не верить.


Макарий Оптинский (Иванов)

Снам совершенно никакого доверия иметь не должно, враг наплетет только для смущения. Правильные сны бывают только святым, а мы с тобой далеки от них. Для погибели душ наших враг является даже в образе Ангела.


Иосиф Оптинский (Литовкин)

Сну твоему потому только нельзя допустить дать веры, что он тебя смутил; я тебе и так пишу всегда, что смущение твое происходит от козней врага, для чего ж нужно еще сонное подтверждение? Может быть, у врага та метода, дабы, обольстив тебя правильными снами, после ввести в совершенную прелесть. Оставь лучше и не веруй снам, у нас есть Слово Божие и советы – святых отцов учение, а в недоумениях имеешь матушку игуменью, сестру, и я, грешный, по вере твоей, что-нибудь напишу.


Макарий Оптинский (Иванов)

Снам своим отнюдь не верьте; враг будет ими возмущать вас, когда станете верить; весьма назидательно у Святогорца; прочтите, сколь хитры козни вражии, что даже попущением Божиим в мечтах и крест может явиться, но да сохранит вас Господь от всех сетей его, десных и шуиих.


Макарий Оптинский (Иванов)

Виденный вами сон нельзя отвергать истины ради, а и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходственным, бояться надо приписывать своему достоинству, а дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений.


Макарий Оптинский (Иванов)

Были примеры, что некоторые, доверяясь всяким снам, впадали в обольщение вражее и повреждались. Поэтому многие из святых возбраняют доверять снам. Святой Иоанн Лествичник в 3-й Степени говорит: «Верующий сновидениям во всем неискусен есть, а никакому сну не верующий любомудрым почесться может». Впрочем, сей же святой делает различие снов и говорит, каким верить можно и каким верить не должно. «Бесы, – пишет он, – нередко в Ангела светла и в лица мучеников преобразуются и показывают нам в сновидении, будто бы мы к ним приходим, а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением; и сие да будет тебе знамением прелести. Ибо Ангелы показывают нам во сне муки, и суд, и осуждение, а пробуждающихся исполняют страха и сетования. Когда мы во сне станем верить бесам, то уже и над бдящими нами будут насмехаться. Тем только верь снам, которые о муке и о Суде тебе предвозвещают, а если в отчаяние приводят, то знай, что и они от бесов».
А ближайший ученик Симеона Нового Богослова, смиренный Никита Стифат, еще яснее и определеннее пишет о сновидениях. Он... говорит: «Одни из сновидений – простые сны, другие – зрения, иные – откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменными, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета к другому; от таких мечтаний не бывает никакой пользы, и само это мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать.
Признак зрений такой, что они, во-первых, бывают неизменны и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжение многих лет и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих и от умиления и страшных видений бывают причиной душевной пользы и зрящего по причине страшного неизменного видения зримых приводят в трепет и сетование; и потому видения таких зрений за великую вещь вменять должно тщательным.
Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям; по причине мрачности ума их воображаются и наигрываются разные сновидения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевные чувства, которые через зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению вещей божественных и к большему духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, которые долгим и крайним воздержанием и подвигами и трудами в Боге достигли степени пророков Церкви Божией, как говорит Господь через Моисея: если будет у вас пророк, во сне явлюсь ему и в видении возглаголю к нему (см. Чис. 12, 6). И через пророка Иоиля: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения (Иоиль 2, 28)».


Тщательный может извлекать себе пользу и из самых простых снов, познавая через них расположения и действия своей души и тела. Познав наклонности и недуги свои внутренние, он может, если хочет, употребить и приличные для них врачевства. Склонный к сребролюбию видит во сне золото, которое он умножает лихвою или скрывает в тайном месте, или подвергается суду как немилосердый, или истязывает от других. Подверженный сластолюбию и невоздержанию видит во сне или различные снеди, или предметы соблазняющие. Недугующему гневом и завистью в сновидениях представляется, будто он гоним или зверьми, или ядовитыми пресмыкающимися, или вообще подвергается каким страхованиям и боязни. Если кто любит суетную славу, то мечтаются ему похвалы и торжественные встречи от людей, начальственные и властительские престолы. Исполненный гордости и кичения мечтает во сне, будто он разъезжает на великолепных колесницах, и иногда будто на крыльях летает по воздуху или все трепещут его великой славы. Напротив же, боголюбивый человек, будучи тщательным в делании добродетельном и праведен в подвигах благочестия (то есть не уклоняясь ни в безмерность, ни в оскудение) и будучи чист душою от пристрастия и привязанности к вещественному и чувственному, зрит в сновидениях исход вещей будущих и откровение вещей страшных и, пробуждаясь от сна, застает себя всего молящегося с умилением души и тела, так что находит на ланитах своих слезы, а в устах беседу с Богом.


Амвросий Оптинский (Гренков)

Более... всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения. В древности и великий старец... через доверие снам попал в обольщение вражие, и теперь у меня пред глазами есть некий пример, как человек может повредиться, доверяя снам. Для тебя же в этом требуется сугубая осторожность, так как ты и без того склонна к самообольщению и прелести вражией и легко можешь запутаться.


Амвросий Оптинский (Гренков)

Пишешь о виденном во сне жезле и о слышанном тобою голосе. Но эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угодно. Если что по воле Божией будет, то пусть и будет, – и эти вещи бывают обыкновенно и без нашей воли, а эти сны бывают иногда только одно наругание бесовское, на которое не следует обращать внимания. Пусть о нас лучше будет по воле Божией.


Амвросий Оптинский (Гренков)

Описываешь, что с тобой было в ночь 13 августа. Это на тебя так сильно подействовало оттого, думаю, что ты привыкла верить и снам своим, и тому, что видишь или слышишь во время молитвы; тогда как чистая молитва в том и состоит, чтобы во время нее никакого постороннего помысла не принимать и не верить тому, что видится или слышится, т.е. изменению иконы или какому-либо голосу.
А если снам или чему-либо подобному верить, то можно и ума лишиться.


Амвросий Оптинский (Гренков)

Написала ты еще, что за два года до поступления в монастырь, засыпая однажды, услышала голос: «Жизни тебе только до двадцати девяти лет», – и ты в недоумении, исполнится ли этот твой сон или нет. Вообще святой Иоанн Лествичник не велит верить никаким снам. Но этот твой сон не следует оставлять без внимания. По Слову Божию, и все мы всегда должны готовиться к переходу в вечную жизнь, а больным людям, таким, как ты, наипаче следует об этом заботиться.


Иосиф Оптинский (Литовкин)

Я вообще не придаю значения снам. Хотя иногда бывают сны и особенные. Я знал одного человека, который однажды видел сон про одну монахиню. Видел он, будто пришла игуменья и сестры, привезли одну связанную монахиню и, открыв люк в полу, начали ее туда опускать. – «Господи, куда-то ее опускают», – подумал он, а матушка велит опускать глубже, конец же веревки, которой связана монахиня, держит в своих руках. Проснулся он. Утром встретил одну старушку монахиню из той же обители и рассказал ей свой сон. – «Да какая же она на вид-то?» – спросила матушка. – «Высокая, белокурая, с веснушками на лице». – «Да ведь сон-то твой в руку: действительно, с такой именно монахиней случился грех, и игуменья отослала ее на отдельную монастырскую дачу». Когда спросили батюшку о. Амвросия про падшую монашенку, то он ответил: – «Она не погибнет, ведь матушка игуменья веревку-то из рук не выпустила – значит, спасется».


Иногда лишь снам можно верить. Это, главным образом, сны, изображающие вечные адские мучения, когда мы от таких снов содрогаемся, приходим в чувство сокрушения, раскаяния, покаяния. Но когда и эти сны зачастят и будут приводить нас в отчаяние о своем спасении, то и они от диавола.


Варсонофий Оптинский (Плиханков)

Пришли мне теперь на память детские уроки из прописей, которые твердил я и писывал так:
«Аще кто хощет много знати, тому подобает мало спасти, рано вставати и на помощь Бога призывати». – А ты, друг мой, очень нежишься и любишь более определенного тебе поспать, от чего и то перезабудешь, что прежде знала, как и святой Давид подтверждает, говоря: Заснули сном своим, и все богатые мужи ничего не нашли в руках своих (Пс. 75, 6).

Старец: Что такое, брат Иоанн, что с тобой? С некоторых пор все время вижу тебя подавленным. Ты раньше не был таким. Что случилось, почему ты стал озабоченным и погруженным в свои думы? И почему не приходишь рассказать мне, что за мысли и неприятности так гнетут твою душу, что довели тебя до подобной удрученности?

Брат: Вижу, преподобный отец настоятель, что вы по моему виду поняли мое душевное состояние. И поскольку вы, кажется, сегодня менее заняты, то прошу благословить мне остаться у вашего преподобия и открыть вам мысли, смущающие и терзающие меня.

Старец: Хорошо, брат Иоанн, но решился ли ты и готов ли сейчас исповедаться?

Брат: Да, преподобный отче! И прошу, простите меня: я должен был сделать это уже давно, но меня сильно одолевала леность, и я не дерзал прийти, раскрыть свою совесть и попросить у вас разъяснений по поводу того, что меня волнует.

Старец: Но какие мысли терзают тебя, брат Иоанн, и какие недоумения у тебя в душе?

Брат: Вот, преподобный отче, какие мысли терзают меня. С некоторых пор я все время слышу о том, что в миру появились люди, сподобившиеся от Господа небесных видений, и что некоторые получили дар пророчества и предсказывают то, что случится в будущем. И даже слышу, что некоторые сподобились видеть ангелов света, Божию Матерь и Самого Спасителя нашего Иисуса Христа. Я слышал, что многие люди пошли за ними и почитают их как пророков, посланных Богом в мир для того, чтобы проповедовать покаяние. И когда я слышу об этом, то сильно скорблю, потому что вот уже столько лет, с самого детства, я тружусь на послушании в монастыре и нисколько не преуспел в духовном, ибо Господь ни разу не сподобил меня ни одного видения. В этом причина моей скорби, преподобный отче, что я не сподобился получить такого утешения. Очень прошу вас, объясните мне это и дайте совет, как избежать этих мыслей, ибо они очень волнуют меня.

Старец: Знай, брат Иоанн, что, по учению святых и божественных отцов, имеется семь главных путей, по которым входит в ум и сердце человека губительное для души обольщение бесовскими видениями и мечтаниями.

Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите и мне, каковы эти пути.

Старец: Брат Иоанн, первое и самое известное ухищрение, с помощью которого диавол производит в уме и сердце человека обольщение бесовскими видениями и мечтаниями, это великий и гибельный грех гордыни, по достойному всецелого доверия свидетельству святого и божественного отца Иоанна Лествичника, который говорит: «Когда бес высокомерия укрепится в своих служителях, он начинает являться им во сне или видениях в образе светлого ангела или святых, которым дано откровение тайн, чтобы они, окаянные, лишили нас ума» .

Второе ухищрение, с помощью которого диавол производит обольщение своими видениями и мечтаниями, это тщеславие, которое есть первая отрасль и ветвь проклятого дерева гордости . Это подтверждает и божественный отец Исаак Сирин в совете, который он дал святому Симеону Дивногорцу, говоря: «Преподобие твое, как памятующий об этой слабой стороне видений, стой на страже призраков бесовских помыслов. Ибо это обычно бывает с монахами ума тонкого и любителями суетной славы» .

Третий путь, по которому вкрадывается в душу человека обольщение ложными видениями и снами, это ум слабый и неискушенный. Эту истину выражает тот же святой и божественный отец Иоанн Лествичник, говоря так: «Бесы тщеславия испытывают слабых умом (неискушенных)» .

Четвертая причина – это рвение безумное и безрассудное, загоревшись которым некоторые слабые умом начинают предаваться суровому и длительному посту и другим тяжким подвигам с целью получить от Бога дар чудотворений, удостоиться явления ангелов, небесных видений и откровений или стать похожим на кого-нибудь из святых. О подобном безумном рвении писал божественный отец Исаак Сирин, говоря так: «Тяжкою болезнью страдает тот, в ком есть злое рвение» . А в другом месте тот же святой Исаак Сирин, говоря о подвизающемся со злым рвением и злой целью, пишет так: «Кто дерзает молить Бога, желая, чтобы его руками совершались чудеса и силы, тот искушается в уме своем бесом-насмешником» .

Безумное рвение, подобное этому, было у того монаха, о котором повествуется в «Патерике», что он молил Бога сподобить его стать похожим на патриарха Исаака, и который по причине этого безрассудного прошения был поруган диаволом самым жалким образом .

Пятая причина попадания в западню видений и бесовских мечтаний – это непослушание и строптивость, как показано в «Патерике» в случае с братом Авраамием и учеником аввы Ираклита .

Шестая причина, доводящая человека до падения в пропасть мечтаний и бесовских видений и в другие обольщения, губительные для души, это проклятое самочиние и неисповедание помыслов духовным отцам .

Седьмая и последняя из причин, по которым человек скатывается в губительную для души опасность диавольских видений, это незнание себя и незнание Божественных Писаний. Ибо человек, не знающий ни себя, ни Божественных Писаний, тотчас вдается в самомнение и потому легко впадает в прелесть. А тот, кто достиг основательного знания себя и глубины своей ничтожности, тому трудно счесть себя достойным иметь небесные видения. Потому и святой Исаак Сирин так говорит о том, кто познал себя: «Удостоившийся видеть себя лучше удостоившегося видеть ангелов» .

И вправду, великая и сильная помощь человеку – знание своей немощи, ибо оно не даст человеку попасть в западню бесовских мечтаний и в другие великие грехи. Тот же святой Исаак Сирин называет знание себя основанием всякой добродетели: «Блажен человек, сознающий свою немощность». И продолжает: «Ибо это знание делается для него основанием всей благости» . Еще и божественный отец Петр Дамаскин говорит о знании себя: «Нет ничего лучше, чем знать свою немощь и неведение, и ничего хуже, чем не знать этого» .

Вот, брат Иоанн, таковы семь главных путей, по которым диавол всевает в ум и сердце человека прелесть снов и видений, губительную для души. Ты хорошо поступил, искренне открыв свое сердце пред Богом и моим недостоинством и решив прийти и исповедать эти помыслы, пагубные для души. Этим, брат мой, ты смог с помощью Божией извлечь из логова ума твоего мысленного змия, угнездившегося там, и из глубины сердца братства твоего – того, кто непрестанно плодился в тебе и отравлял душу твою смертоносным ядом своего коварства и прелести.

Знай и помни, брат Иоанн, что душа наша подобна кораблю, плывущему по мятущимся волнам мира сего, а ум, который есть око души, Богом назначен быть кормчим этого корабля. И знай еще, что кораблю нашему предстоят многие и великие опасности. Эти опасности устремляются с волнующегося житейского моря – ветры встречные и очень сильные, то есть брани со стороны плоти нашей, они обрушиваются извне и проникают в нас через открытые двери пяти наших чувств. Вздымаются яростные волны из глубины нашей души, то есть наши злые и разнообразные помыслы, исходящие из сердца, как сказал Господь: «Из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хулы» (ср.: Мф. 15: 19). Подстерегают нас мысленные хищники, то есть бесы коварнейшие. Мы садимся на мели, которые суть слепота нашего неведения, и попадаем в глубокие водовороты, они внезапно возникают на пути, угрожая нам кораблекрушением. И все это – духовная неподготовленность душ наших. А когда кормчий корабля, то есть ум, дремлет, тогда вода поднимается в корабле и может погрузить нас в бездну, и это есть неисповедание грехов наших.

Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).

Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (3 Мак. 5: 6). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5: 11); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» (Сир. 32: 22).

Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).

Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, - много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.

Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3-6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6-9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15-32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).

Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15-18).

Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).

Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16-17).

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека - вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я - на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).

В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.

Состояние сна

Смысл сна

Блаженный Августин так описывает состояние сна: «То, что производит сон, возникает из тела и действует в теле. Сон приводит в бесчувственное состояние и некоторым образом заслоняет телесные чувства. Душа же уступает этому изменению с удовольствием, потому что оное изменение, возобновляющее телесные силы после трудов, происходит по закону природы… телесное изменение, какое представляет собою сон, может отнимать у души пользование телом, но не ее собственную жизнь» .

Блаженный Феодорит Кирский указывает на промыслительное значение сна как отдыха для тел трудящихся: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня. Поэтому не смотри на одни только труды, но обрати внимание и на утешения после трудов и за все восхваляй Правителя всяческих» .

Святитель Григорий Нисский говорит о состоянии сна как естественном явлении, обусловленном изменчивостью как непременным атрибутом земной жизни: «Сон ослабил напряженное в бодрствовании, потом бодрствование привело в напряжение то, что было ослаблено. И никакое из этих состояний не продолжается вместе с другим непрестанно, но оба уступают место друг другу при появлении того и другого, и, таким образом, естество этими переменами обновляет само себя… Если вовремя и умеренно быть в том и другом состоянии, то это дает естеству силу к поддержанию себя… Благовременный отдых для телесного состава необходим, чтобы пища беспрепятственно разошлась но всему телу известными в нем для этого путями, тогда как никакое напряжение не мешает этому переходу» .

Святые отцы обращали внимание на то, что воплотившийся Господь Иисус Христос спал. По мысли блаженного Феодорита Кирского, «голод, жажда, а сверх того и сон свидетельствуют, что тело Господне есть тело человеческое» . А святитель Григорий Богослов объясняет, что Господь «иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить, иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными» .

Говоря о состоянии сна, которому подвержены обычные люди, преподобный Иоанн Лествичник указывает, что оно может овладевать человеком по разным причинам: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном» .

Состояние сна как метафора

Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина: «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет» .

Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, - бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, - но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: “Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос”» .

В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Аскетическое отношение к процессу сна

Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его» .

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага» .

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок - враг блуда, сонливый же - друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна - причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше» .

Преподобный Паисий Величковский пишет, что сон порождает леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти» .

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык» . Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным - семь часов, средним - четыре, совершенным - два часа и всенощное стояние» .

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих - истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих» .

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает» .

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь» .

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой» . И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело»

Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

О пять упа-да-ешь ду-хом от вся-ко-го ду-но-ве-ния не-из-беж-ных в ми-ре скор-бей. Да ку-да ж от них уйдешь? В Ки-ев иль за Ки-ев? Их вез-де оби-лие. А честь и сла-ва веч-ная не то-му, кто от них быст-ро убе-га-ет, а кто встре-ча-ет бест-ре-пет-но.

все поучения →

Расписание Богослужений

март ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9
11 12 13 14 15 16
18 19 20 21 22 23
25 26 27 28 29 30

Сегодня, 10 марта25 февраля ст. ст.

Казанский храм

Исповедь

Часы, Божественная Литургия

Храм Марии Египетской

Часы, Божественная Литургия

Владимирский храм

Часы, Божественная Литургия

Введенский собор

Акафист прп. Амвросию Оптинскому

Казанский храм

Исповедь

Введенский собор

Часы, Божественная Литургия

Казанский храм

9-й час, вечерня, утреня, 1-й час

Последний фотоальбом

Сретение Господне

Видео

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

С кажем несколько, как думаем об этом, основываясь на свидетельстве Божественных и святоотеческих Писаний.

Были примеры, что некоторые, доверяясь всяким снам, впадали в обольщение вражее и повреждались. Поэтому многие из святых возбраняют доверять снам. Святой Иоанн Лествичник, в 3-й степени, говорит: «Верующий сновидениям во всем неискусен есть, а никакому сну не верующий любомудрым почесться может». Впрочем, сей же святый делает различие снов и говорит, каким верить можно, и каким верить недолжно. «Бесы, — пишет он, — нередко в ангела светла и в лице мучеников преобразуются и показуют нам в сновидении, будто бы мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением; и сие да будет тебе знамением прелести. Ибо Ангелы показуют нам во сне муки, и Суд, и осуждение, а пробуждающихся исполняют страха и сетования. Когда мы во сне верить бесам станем, то уже и бдящим нам ругатися будут. Тем только верь снам, кои о муке и о Суде тебе предвозвещают; а если в отчаяние приводят, то знай, что и оные от бесов суть».

А ближайший ученик Симеона Нового Богослова, смиренный Никита Стифат, еще яснее и определеннее пишет о сновидениях: «Одни из сновидений суть простые сны, другие — зрения, иные — откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменными, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета в другой; от каковых мечтаний не бывает никакой пользы, и самое то мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать.

Признак зрений такой, что они, во-первых, бывают неизменны, и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжении многих лет, и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих, и от умиления и страшных видений бывают виновны душевной пользы, и зрящего, по причине страшного неизменного видения зримых, приводят в трепет и сетование; и потому видения таких зрений за великую вещь вменять должно тщательным.

Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям; по причине мрачности ума их воображаются и наигрываются разные сновидения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевные чувства, которые через зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению вещей Божественных и к большему духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, которые долгим и крайним воздержанием, и подвигами, и трудами по Бозе, достигли степени пророков Церкви Божией, как говорит Господь через Моисея: аще будет в вас пророк... в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему (Чис. 12: 6). И через пророка Иоиля : и будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят («Добротолюбие», 7, 2).

Смиренный Никита говорит, что тщательный может извлекать себе пользу и из самых простых снов, познавая через них расположения и действия своей души и тела. Познав наклонности и недуги свои внутренние, он может, если хочет, употребить и приличные для них врачевства. Склонный к сребролюбию — видит во сне золото, которое он умножает лихвой, или скрывает в тайном месте, или подвергается суду как немилосердый, или истязывает от других. Подверженный сластолюбию и невоздержанию — видит во сне или различные снеди, или предметы соблазняющие. Недугующему гневом и завистью — в сновидениях представляется, будто он гоним или зверьми, или ядовитыми пресмыкающимися, или вообще подвергается каким-то страхованиям и боязни.

Если кто любит суетную славу, — то мечтаются ему похвалы и торжественные встречи от людей, начальственные и властительские престолы. Исполненный гордости и кичения — мечтает во сне, будто он разъезжает на великолепных колесницах, и иногда будто на крыльях летает по воздуху, или все трепещут его великой славы. Напротив же, Боголюбивый человек, будучи тщательным в делании добродетельном и праведным в подвигах благочестия (то есть не уклоняясь ни в безмерность, ни в оскудение), и будучи чист душой от пристрастия и привязанности к вещественному и чувственному, зрит в сновидениях исход вещей будущих и откровение вещей страшных, и, пробуждаясь от сна, застает себя всего молящегося со умилением души и тела, так что находит на ланитах своих слезы, а в устах беседу с Богом.

Всеблагий Господь, по неизреченному человеколюбию Своему, да вразумит всех нас и наставит на все полезное и душеполезное и спасительное.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт