Актуальные вопросы сопровождаемого проживания. Псков, организация сопровождаемого проживания лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития

11.04.2019

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало и утвердило методические рекомендации по организации сопровождаемого проживания инвалидов. , размещенный на сайте Минтруда, носит рекомендательный характер, хотя раньше предполагалось, что регионы обяжут использовать сопровождаемое проживание инвалидов как альтернативу психоневрологическим интернатам.

«Под сопровождаемым проживанием инвалидов понимается стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации и абилитации, образовательных услуг и проведения мероприятий по социальному сопровождению инвалидов в целях компенсации (устранения) обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности и сохранения пребывания в привычной, благоприятной для него среде», – говорится в документе.

При организации сопровождаемого проживания инвалидов рекомендовано поведение мероприятий по развитию и сохранению навыков самообслуживания, а также навыков, необходимых для самостоятельной жизни – приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, использование банковских карточек, пользование мобильными телефонами, интернетом, средствами реабилитации и т.п. Рекомендуется также создание условий для получения образования и занятости людей с инвалидностью.

В зависимости от состояния человека, характера его заболевания, потребностей и возможностей, предусматривается три варианта оказания социальных услуг: постоянное сопровождение, регулярное и периодическое. Вариант сопровождаемого проживания определяется степенью ограничения жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, обучению и трудовой деятельности, способности контролировать свое поведение.

Постоянное сопровождение рекомендовано людям с тяжелыми нарушениями, ежедневно нуждающимся в постоянном присмотре, помощи и уходе. Регулярное сопровождение рекомендуется использовать для людей, которые могут частично обслуживать себя, но нуждаются в регулярной помощи, в частых напоминаниях, иногда – в замещающем исполнении. А вот для людей, которые нуждаются лишь в напоминании несколько раз в неделю и в некоторых случаях помощи сопровождающих, рекомендовано периодическое сопровождение.

Сопровождаемое проживание инвалидов рекомендовано организовывать как в групповой, так и в индивидуальной форме. Индивидуальное проживание рекомендуется тем, кому необходимо лишь периодическом сопровождении, групповое – тем, кто нуждается в регулярном или постоянном сопровождении.

Возможность сопровождаемого проживания инвалидов предполагает соблюдение определенных критериев: возраст старше 18 лет, отсутствие, старость или болезнь родителей (опекунов), решение опекуна в интересах подопечного, отсутствие контагиозных инфекционных заболеваний. При этом главным критерием является согласие и готовность самого человека с инвалидностью проживать совместно с другими людьми.

«Результатом организации сопровождаемого проживания должно стать проживание (продолжение проживания) получателя социальных услуг с инвалидностью в домашних условиях с предоставлением необходимых ему социальных услуг», – отмечается в документе.

Ранее мы , что в Петербурге стартовал уникальный социальный проект: в жилищном комплексе «Новая Охта» открылся первый в стране дом сопровождаемого проживания для людей с различными формами инвалидности. В нем будут жить инвалиды, о которых не могут заботиться родители и которые должны были отправиться в социальные учреждения

Мы также о том, что в Пензе открылся «Дом Вероники» – активный пансион для молодых людей с инвалидностью. В нем будут жить, учиться и работать молодые люди с тяжелыми формами инвалидности, лишенные родительского попечения.

В настоящее время в Пскове работает сеть организаций, обеспечивающих раннюю помощь в развитии детей группы риска в возрасте от 0 до 4 лет, воспитание и обучение детей- инвалидов от 4 до 18 лет, занятость после 18. Важно, что при этом дети и взрослые живут в семьях. Общественная организация родителей детей и взрослых людей с инвалидностью "Я и Ты" совместно с ГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" разработали концепцию сопровождаемого проживания.
Данная социальная практика направлена на внедрение новой модели предоставления социальных услуг людям с инвалидностью вне стационарных учреждений. Осуществление практики происходит на основе социального партнерства государственных, муниципальных структур и общественных организаций. В ее реализации участвуют администрация г. Пскова и Псковской области, региональная общественная организация родителей детей и взрослых с инвалидностью "Я и Ты", ГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" (далее - Центр лечебной педагогики), общественный союз "Инициатива Псков" (Германия).
Каждый из партнеров взял на себя обязательства по созданию условий для сопровождаемого проживания. В 2012 г. муниципалитет Пскова приобрел четыре квартиры в обычном жилом доме для сопровождаемого проживания 10 человек с тяжелой инвалидностью. Администрация Псковской области финансирует услуги по сопровождению. Центр лечебной педагогики организует обучение персонала технологиям сопровождаемого проживания инвалидов. Общественная организация "Я и Ты" берет на себя ответственность за координацию работы по практике, оборудует квартиры мебелью и необходимыми приспособлениями, осуществляет организацию процесса сопровождаемого проживания. Кроме того, "Я и Ты" привлекает волонтеров для оказания индивидуальной помощи нуждающимся в ней людям. Сами проживающие в квартирах люди с инвалидностью не являются иждивенцами, они оплачивают все текущие расходы, связанные с их жизнью в условиях квартиры.
Финансирование практики осуществляется из разных источников. Большой разовый вклад внес муниципалитет Пскова, выделив в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" 10000000 руб. на приобретение четырех квартир для сопровождаемого проживания. Администрация Псковской области финансирует расходы на оплату сопровождающего персонала. Родительская организация "Я и Ты" изыскивает финансовые средства на оборудование квартир мебелью и всем необходимым для жизни людей, организует обучение персонала и участвует в оплате труда специалистов. Сами проживающие за счет своих пенсий покрывают расходы на питание, коммунальные услуги, расходные материалы и мягкий инвентарь, а также на организацию досуга.
С июля 2013 г. по июнь 2015 г. реализуется пилотная стадия социальной практики. За этот период планируется получить следующие результаты:
- отработать модель сопровождаемого проживания на базе двух квартир в обычном жилом доме с участием 10 постоянно проживающих людей с инвалидностью;
- разработать нормативно-правовые документы, необходимые для внедрения сопровождаемого проживания в Псковской области;
- привлечь волонтеров и общественность к решению социально значимых проблем, связанных с социальной интеграцией лиц с инвалидностью.
Самое главное, что люди, которые не могут самостоятельно реализовать свои права, в результате общих усилий смогут обрести достойную жизнь в обществе даже после ухода из жизни их родителей.
С помощью анкетирования были выявлены семьи, готовые активно участвовать в сопровождаемом проживании. Разработаны критерии отбора участников практики из числа лиц с инвалидностью и их семей, создан координационный совет, которому доверили выбрать участников на основании разработанных критериев. Планы оборудования квартир, разные вопросы будущей жизни молодых людей обсуждались на встречах с родителями. Все будущие проживающие прошли четырехмесячный курс обучения самостоятельной жизни в отделении учебного проживания Центра лечебной педагогики.

Сопровождаемое проживание — это качественно новый подход к организации жизнедеятельности инвалидов. Россия государство социально ориентированное, модернизация социальной защиты естественный путь развития системы. И в первоочередном порядке расширение возможностей должно касаться инвалидов.

Сопровождаемое проживание вместо интернатного существования для инвалидов заключается в переориентации усилий социальных служб на работу с инвалидами в открытой социальной среде, вместо помещения этих людей в закрытые учреждения - интернатного типа, где они лишены человеческого тепла и их жизнь проходит в полной изоляции от общества, необходимо создавать условия для инициативных людей кто в силах обеспечить своих опекаемых и двух, трёх других нуждающихся в специальной помощи, желающих участвовать в подобных проектах. Как в вопросе сирот наши законодатели стремятся создать условия для усыновителей в нутрии страны так и в отношении инвалидов есть механизмы, которые дадут позитивные результаты при поддержке государства.

Выбор формы проекта должен зависеть от состояния человека. Поэтому, лучше иметь несколько форм проживания. Правовой отдел НКО «Интеграция» http://xn--80addfba7artbte.xn--p1ai/retrospektiva/stati-na-temu-ob-autizme.html помогает выбрать подходящее жилье и оформить все необходимые документы. В случае необходимости сотрудник отдела приезжает домой к инвалиду, сопровождает его при осмотре жилья.

ДОМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ (для социально несостоятельных взрослых)

Здесь взрослые (возраст от 20 и более лет) проживают в отдельных комнатах (можно по 2 человека, но это хуже). Комната обставляется по своему вкусу. Объединяют людей в группы по 3-5 человек в одном доме. У каждой группы свой руководитель, общая кухня, где вместе готовят, столовая, комната для отдыха. Места для занятий спортом, музыкой и т.д. общие для всех в группе. Все обязательно должны быть заняты в мастерских или группах развития. Часто мастерские находятся рядом, если нет, отвозят и привозят на специальном микроавтобусе. Уход и присмотр организован круглосуточно.

ОБЩЕЖИТИЕ (для более социально независимых взрослых инвалидов)

Отличается тем, что, как правило, отсутствует ночной уход и постоянное наблюдение. Дневной уход ограничен определенными часами. Например, заранее оговорены моменты ухода и присмотра, когда человек нуждается в помощи, например, чтобы встать утром, лечь спать вечером, в личной гигиене, в самостоятельном одевании и др. Комната, как и в доме для инвалидов обставляется по своему вкусу. Люди группами ходят в магазины, их сопровождают при посещении врача, организуют досуг, проводят различные занятия по реабилитации, работают в мастерских. Очень много внимания уделяется тому, чтобы привить навыки самообслуживания и научить людей жить самостоятельно и независимо.

ОТДЕЛЬНЫЕ ОБСЛУЖИВАЕМЫЕ КВАРТИРЫ (фрагментарное сопровождение для интеллектуально полноценных, но с ограничением здоровья)

Рассчитаны на людей, способных в основном обслужить себя самостоятельно, умеют занять себя продуктивной деятельностью и для тех, кому целесообразно жить отдельно. Социальные работники помогают делать покупки, посетить врача. У входа в подъезд контроль, чтобы зайти, нужно разрешение жильца. Постоянные дежурные регулярно интересуются, не нужна ли их помощь, есть кнопка вызова. Там нет никакого ощущения, что находишься в специальном учреждении.

Данные проекты не бизнес программы, а проявление современного качественно нового уровня поддержки нуждающихся но окупаемость должна быть в любых реалистичных начинаниях поэтому стоимость проживания инвалида варьируется в зависимости от способности человека к самообслуживанию.

В городе перспективно иметь форму для взрослых инвалидов СОЦИАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ (название не имеет значения).

Суть такой формы в дневном организованном пребывании с мастерскими и группами развития. Инвалиды приходят сюда (или приводят их) как на работу: в определенное время и заканчивают в определенное время. Организованы в структуре дня и работа (времяпровождение) и отдых, не прекращается контакт с социумом (что сохраняет психическую стабильность человека, если конечно она была выработана еще в школьном возрасте).

Все формы нуждаются в организации мастерских по трудовой деятельности . Это несложная деятельность, материально малозатратная, вариативная (зависит от местных условий, наличия работников с определенными умениями и т.д.):

Хозяйственно-бытовой труд: стирать на руках и на машинке, гладить, сушить, складывать, делать уборку помещения, ходить в магазин за продуктами и товарами первой необходимости, готовить простые блюда и т.д.

Работа в огороде, уход и выращивание растений, сбор урожая;

Уход за домашними животными;

Плотницкие работы;

Гончарные, свечные, ковроткачество и т.д.

Все формы предлагаемые «Интеграцией» давно работают и дают реальную помощь нашим согражданам в европейской части страны. Есть примеры и в Кузбассе. Проблема в том, что частная инициатива не охватит того количества людей, которые нуждаются в помощи и без поддержки общества и государства кардинально вопрос не решится.

Изучение отечественного опыта поддерживаемого проживания выявило, что преимущественной формой является социальная гостиница (Санкт-Петербург, Порхов), предоставляющая инвалиду возможность проживания на временной основе. Постоянное проживание в квартирах, в условиях малых групп, затруднено в связи с неразработанностью законодательной основы сопровождения. Кроме того, специалисты отмечают низкий уровень готовности молодых людей с тяжелыми нарушениями развития к жизни вне родительского дома, даже в тех случаях, когда у них имеются потенциальные возможности для ведения относительно самостоятельной жизни.

С учетом собранных сведений мы определили, в качестве приоритетных для реализации проекта в Пскове, следующие задачи:

  • разработать и апробировать модель подготовки к самостоятельной жизни молодых людей с тяжелыми нарушениями развития, опираясь на инновационный европейский и российский опыт;
  • подготовить молодых людей с инвалидностью к самостоятельному проживанию в условиях учебной квартиры;
  • способствовать развитию толерантного отношения общества к инвалидам;
  • разработать концепцию службы сопровождаемого проживания лиц с тяжёлыми нарушениями развития в Пскове.

В качестве базы для осуществления проекта при ФПИ было создано Отделение учебного проживания. Штат отделения включал трех социальных педагогов и одного психолога. Работа осуществлялась на базе трехкомнатной квартиры в обычном жилом доме, приобретенной на средства Евангелической церковной общины «Вассенберг» (Германия). Квартира и подъезд дома были адаптированы к особым потребностям молодых людей, прежде всего имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата. В частности, в подъезде дома был сооружен пандус, в квартире совмещен санузел, ванна заменена на душевую кабину, в санузле установлены поручни. Квартира оборудована обычной мебелью и оснащена бытовыми приборами: микроволновая печь, кухонный комбайн, электрический чайник и др.

В течение полутора лет в квартире учебного проживания прошли обучение 14 молодых людей (в возрасте от 18 до 36 лет) с тяжелыми нарушениями развития разной степени тяжести, которых мы обозначили как «студентов». Все они посещают Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов г. Пскова. Обучение самостоятельной жизни в квартире происходило курсами. Длительность курса обычно составляла от трёх до пяти месяцев. Двое молодых людей с более сложными нарушениями (юноша, который не может сам передвигаться и действовать руками вследствие ДЦП, девушка с осложненной формой аутизма) обучались по одному месяцу.

В целях преемственности обучения подготовка к самостоятельному проживанию не ограничивалась рамками учебной квартиры, она продолжалась в условиях родительского дома и в мастерских, где работали студенты, поэтому были выделены два основных направления психолого-педагогической работы: собственно обучение студентов и консультативно-методическая работа с семьями.

Организация обучения происходила следующим образом. На первом этапе проводился отбор студентов, знакомство персонала проекта с кандидатами и с их семьями, информирование о целях и условиях проекта. Педагоги проводили опрос молодых инвалидов, их родителей с целью выявления желающих участвовать в проекте. Начиная работу, мы ориентировались на то, что в проекте будут принимать участие те молодые люди с тяжелыми и множественными нарушениями развития, у которых имеются предпосылки для формирования навыков самообслуживания, жизнеобеспечения и взаимодействия с окружающими.

Отбор участников проекта и комплектование учебной группы производился с учетом следующих критериев:

  • желание молодых людей участвовать в проекте;
  • готовность родителей (опекунов) к сотрудничеству;
  • возраст студентов: не моложе 18 лет;
  • разнополый состав группы (в группу принимались 2 молодых человека и 2 девушки);
  • психологическая совместимость потенциальных участников (выявлялась в ходе беседы с кандидатами, их родителями и персоналом мастерских);
  • уровень самостоятельности и объём предполагаемой помощи (группы комплектуются таким образом, чтобы в их составе были молодые люди с разным уровнем самостоятельности, различными физическими и умственными способностями);
  • согласие студентов и их родителей (опекунов) вносить финансовый вклад в проект: за счет пенсии по инвалидности оплачивать коммунальные расходы, питание и приобретение необходимых расходных материалов.

На втором этапе происходило оформление документации: педагогический совет проекта принимал решение о приеме и заключал договор с родителями (опекунами) и с самими студентами. Родители заполняли анкету, указывали на ожидания от проекта. В ходе первой недели обучения на каждого студента составлялась психолого-педагогическая характеристика и индивидуальная программа обучения. В индивидуальной программе подробно прописывалось содержание обучения студента по каждому направлению.

Третий этап – собственно процесс обучения самостоятельной жизни, который проводился по трем направлениям:

  • бытовая деятельность,
  • досуговая деятельность,
  • социально-коммуникативная деятельность.

В рамках бытовой деятельности происходило обучение уборке квартиры, уходу за вещами, осуществлению гигиенических процедур, проведению элементарных финансовых расчетов и планированию своего бюджета, осуществлению коммунальных и других платежей, покупок, приготовлению пищи.

Обучение социально-коммуникативной деятельности включало: развитие межличностных отношений, ориентацию в социальном пространстве, усвоение общепринятых норм и правил, и их применение в повседневной жизни.

Направление «досуговая деятельность» предполагало обучение выбору и организации занятия своего свободного времени, формирование потребности и умения посещать общественно-культурные места, ходить на прогулку, выезжать за город и т.д.

При выборе режима мы взяли за основу общепринятый для большинства взрослых людей повседневный жизненный ритм: утром и днем по будням – работа, вечером – отдых и бытовые дела по дому, по выходным дням – отдых дома и в других местах. Так, с понедельника по пятницу после окончания работы студенты приезжают в учебную квартиру на общественном или специальном транспорте, где их встречают педагогические работники. С момента приезда и до сна, а так же утром до отправления на работу студенты участвуют в различных учебных мероприятиях, направленных на развитие у них самостоятельной бытовой, досуговой и прочей деятельности. Каждую четвертую субботу студенты проводят в ОУП с целью обучения организации своего свободного времени в выходные дни. Все остальные дни и в случае болезни студенты проживают с родителями.

Такой режим является приближенным к обычной жизни взрослых людей, поэтому обучение носило естественный характер и было гармонично связано с решением повседневных жизненных задач, что позволило сформировать более стойкую и долговременную мотивацию самостоятельной деятельности в квартире. Важную роль играла продолжительность курса обучения. На наш взгляд именно длительное проживание в учебной квартире позволяет скорректировать и закрепить навыки самостоятельной жизни.

На завершающем, четвертом этапе на каждого учащегося вновь составлялась характеристика, где отражались изменения, произошедшие после курса учебного проживания. В качестве ведущего критерия эффективности обучения выступал как уровень усвоения тех или иных навыков, так и уменьшение объёма оказываемой помощи со стороны.

Анализируя проделанную работу можно сказать, что из трех обозначенных направлений обучения наибольшее продвижение наблюдается по первому из них – «Бытовая деятельность». Наиболее значительные результаты получены в обучении уборке помещений. К моменту начала проекта лишь отдельные студенты ранее занимались уборкой в домашних условиях, качество уборки часто оставляло желать лучшего, но на конец обучения 90% студентов научились выполнять отдельные виды работ по уборке помещения (с помощью или самостоятельно), половина из них научилась самостоятельно убирать квартиру. Такой же результат наблюдается в области обучения приготовлению пищи.

Почти у всех студентов (90%) удалось скорректировать представления о режиме приема пищи, отработать отдельные операции по обработке продуктов и приготовлению блюд, либо значительно расширить уже имеющийся опыт в таком виде деятельности. Навыки по приготовлению пищи были наиболее успешно перенесены в домашние условия.

У большинства молодых людей (85%) снизилась потребность в посторонней помощи при выполнении гигиенических процедур и уходе за вещами. Такие высокие показатели отчасти объясняются и тем, что в домашних условиях родители зачастую все делают сами за свого ребенка, хотя возможности самостоятельного ухода за собой и вещами у большинства ребят присутствуют, но такие умения не поддерживаются в семье.

Многие студенты (35%) научились самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать обувь, выбирать одежду в соответствии с ситуацией.

Для достижения устойчивых результатов по таким направлениям как социально-коммуникативная и досуговая деятельность необходима более длительная работа. Однако и в этих направлениях отмечались положительные изменения. У всех молодых людей расширились представления о вариантах проведения своего свободного времени. Они научились выбирать наиболее привлекательный для них вид отдыха из уже знакомых.

У всех студентов уже имелся опыт пользования общественным транспортом, осуществления покупок, посещения общественно-культурных мест, но степень их самостоятельности в выполнении этих дел была очень низкой. Такие виды деятельности как планирование бюджета, осуществление коммунальных платежей были знакомы лишь 3 студентам.

В конце курса обучения 50% студентов приобрели опыт оплаты коммунальных услуг, знали, где и для чего она осуществляется. Однако, обучение планированию расходов, которое велось с тремя студентами, требует дальнейшей работы.

Следует отметить изменения в поведении, эмоциональном настрое, самооценке студентов. По нашим наблюдением и по мнению родителей большинство молодых людей стали более раскрепощенными, уверенными в себе, некоторые студенты начали более внимательно относиться к труду и чувствам окружающих.

К сожалению, необходимо отметить, что не всегда приобретённые в отделении учебного проживания навыки, находили применение дома. Это связано как с особенностями развития самих студентов, так и с проявлениями гиперопеки со стороны родителей.

Таким образом,за два года работы отделения учебного проживания получены следующие результаты:

  • у всех студентов, прошедших курс обучения в квартире учебного проживания отмечается положительная динамика. Это проявилось в формировании новых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, расширение диапазона общения и способов проведения свободного времени,
  • качественные изменения сформированности бытовых навыков студентов привели к уменьшению объема предоставляемой им помощи со стороны сопровождающих;
  • разработан и апробирован распорядок жизнедеятельности инвалидов в условиях учебной квартиры;
  • разработан пакет документов для организации обучения студентов: характеристика, программа, дневник наблюдения, анкеты, формы договоров;
  • установлена потребность студентов в объеме посторонней помощи (от частичной до полной). В ходе проекта обучение на квартире прошли молодые люди с различным уровнем самостоятельности. Установление потребности в посторонней помощи позволило определить количество сопровождающих и время их работы;
  • повысилась информированность и заинтересованность родителей в обучении их взрослых детей самостоятельной жизни.

В качестве требующих дальнейшей разработки определены следующие проблемы:

  • перенос сформированных навыков в новые условия, например, в условия родительского дома;
  • неразработанность законодательных механизмов функционирования сопровождаемого проживания;
  • В ходе реализации программы мы сталкиваемся с трудностями, обусловленными неготовностью общества к принятию людей с ограниченными возможностями как граждан с равными правами. К сожалению, часто приходится сталкиваться с нетерпимым отношением отдельных лиц к людям с ограниченными возможностями. Трудности возникают из-за неприспособленности инфраструктуры многих магазинов, кафе, кинотеатров, залов и других публичных заведений к нуждам этой категории лиц. Отсутствие пандусов, специально оборудованных туалетов, узкие дверные проёмы затрудняют посещение инвалидами общественных мест. Вместе с тем, следует отметить, что многие учреждения и организации идут навстречу инвалидам, делают для них скидки на предоставление услуг, проявляют интерес к работе с ними.

Работа отделения учебного проживания по завершении проекта не прекратилась. Отделение стало структурным подразделением МОУ «Центр лечебной педагогики», а его студентами остаются работники производственно-интеграционных мастерских.

Вместе с тем, остается нерешенной проблема сопровождаемого проживания инвалидов, родители которых не могут обеспечить им сопровождение в условиях своего дома, поэтому мы разработали концепцию службы сопровождаемого проживания в Пскове. Ниже кратко остановимся на основных положениях данной концепции.

При разработке концепции мы исходили из того, что целью создания службы сопровождения проживания является обеспечение условий для реализации прав человека с тяжелыми и множественными нарушениями развития на достойную жизнь в своем сообществе, в котором он вырос, получил доступное образование и занятость.

Вовлечение человека с тяжелыми и множественными нарушениями развития в процесс «самостоятельного» проживания предполагает в большей или меньшей степени сопровождение человека с инвалидностью. Полностью самостоятельное проживание для человека с такими нарушениями не осуществимо, однако, в условиях сопровождаемого проживания он получает возможность повышать уровень своей самостоятельности в доступной бытовой, досуговой, и иной социальной деятельности. В большинстве случаев данная группа населения нуждается в регулярной или в постоянной помощи в повседневной жизни со стороны других лиц, т.к. имеет 2 и 3 степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности человека: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности .

Концепция раскрывает основные условия организации сопровождаемого проживания: нормативно-правовые, организационные, педагогические и ресурсные.

Законодательство РФ предусматривает создание органами исполнительной власти специальных служб социального обслуживания инвалидов, (ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»). В частности предполагаются следующие формы социального обслуживания инвалидов:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования). (П.1, ст. 16 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

Согласно п.1, ст. 17 вышеупомянутого федерального закона «Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов». Все формы социального обслуживания инвалидов предполагают набор социальных услуг, которые могут быть предоставлены инвалиду, как на бесплатной, так и на платной основе.

Законодательные документы РФ предусматривают предоставление инвалидам широкого спектра социальных услуг, которые могли бы быть востребованы в условиях сопровождаемого проживания лиц с тяжелыми нарушениями развития. Однако, существующие механизмы реализации данного права не отвечают особым потребностям инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Так, согласно Методическим рекомендациям по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" один социальный работник обслуживает 5 – 8 нуждающихся граждан, не реже 3 – 4 раз в неделю, тогда как при организации проживания инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями необходимо постоянное присутствие социального работника.

Таким образом, налицо противоречие между Федеральными законами, гарантирующими право инвалидов на услуги и инструкциями, составленными таким образом, что инвалид не может воспользоваться свои правом. В связи с этим концепция указывает на необходимость устранения противоречия в законодательстве.

Концепцией предусматривается возможность создания Службы сопровождения проживания лиц с тяжелыми нарушениями развития в качестве отдельной организации, или как структурное подразделение какого-либо действующего учреждения социального обслуживания населения Пскова.

Структура службы сопровождения может включать несколько отделений. Первое отделение – централизованного проживания (общежитие), создается для сопровождения лиц преимущественно первой и второй из вышеназванных групп и имеющих 2 и 3 степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности человека: в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, контроле своего поведения. Степень их потребности в посторонней помощи – полная. Отделение централизованного проживания создается в форме небольшого дома-общежития на 12 – 16 человек. Количество персонала должно исходить из расчета не менее одного сопровождающего на 2-х проживающих.

Второе отделение – постоянного сопровождения создается на базе адаптированных квартир обычного жилого дома. Данное отделение обеспечивает потребности в сопровождении лиц с различными ограничениями жизнедеятельности. Степень потребности в посторонней помощи проживающих в квартирах – частичная или полная. На базе одной трехкомнатной квартиры могут проживать до 4 инвалидов при постоянном сопровождении одного – двух социальных работников.

Третье отделение – периодического сопровождения проживания лиц с инвалидностью – оказывает услуги тем людям, которые способны жить самостоятельно, но время от времени нуждаются в помощи. Один социальный работник может обслуживать до 8 человек.

При комплектовании отделений важно использовать возможности интеграции. Группы проживающих в первом и втором отделении должны быть неоднородны по степени потребности в посторонней помощи. Гетерогенный состав проживающих позволит организовывать взаимопомощь между самими инвалидами и сократить потребность в обслуживающем персонале.

Педагогические условия, представленные в концепции, определяются необходимостью не только помощи, но и обучения проживающих самостоятельной жизни. Задачи и содержание обучения перенесены из опыта работы Отделения учебного проживания.

Согласно концепции, ресурсы, необходимые для работы службы сопровождаемого проживания, могут формироваться из различных источников: бюджета субъекта федерации и/или местного бюджета, платежей самих инвалидов, Федеральных средств, выделяемых на осуществление мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, пожертвований, грантов и других средств.

Беря во внимание опыт западно-европейских стран, совсем не обязательно, чтобы жилые помещения и услуги сопровождения предоставлялись инвалидам бесплатно, но им нужна помощь для оплаты. Такая помощь могла бы быть предусмотрена существующим перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Кроме того, важно, чтобы организации, предоставляющие услуги по сопровождению проживания не распоряжались жилыми помещениями, в которых проживают инвалиды. Такое разделение позволит создать рынок социальных услуг и обеспечит их выбор для человека с нарушениями развития и его законных представителей.

Реализация концепции в Пскове и других городах позволит создать альтернативную систему существующей сети ПНИ. Создание службы сопровождаемого проживания позволит экономить государственные средства, т.к. является менее затратной, о чем свидетельствует опыт Отделения учебного проживания ФПИ (в среднем, за 2006 г., расходы на одного проживающего в месяц составили 5 760 руб.).

Несомненным преимуществом сопровождаемого проживания является то, что оно позволяет реализовать принцип нормализации жизни инвалидов: есть работа, есть дом, и они не под одной крышей. Наконец главное – люди могут жить в своем городе, среди других горожан.

От разработки до осуществления концепции службы сопровождаемого проживания, безусловно, расстояние не в один год, но опыт Пскова свидетельствует, что заинтересованное сотрудничество родительской общественности, представителей власти и благотворителей позволит в ближайшем будущем решить проблему создания условий для достойной жизни сограждан с тяжелыми нарушениями развития.

Виноградова Елена Анатольевна, учитель ЦЛП
Нестерова Анастасия Геннадьевна, социальный педагог ЦЛП
Царёв Андрей Михайлович, директор ЦЛП

Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535

Концепция регионального пилотного проекта «Сопровождение проживания людей с тяжелыми нарушениями развития в условиях квартиры». Площадка в г.Псков.
Концепция регионального пилотного проекта «Сопровождение проживания людей с инвалидностью в Псковской области». Площадка в Порховском районе для детей и выпускников из Бельско-Устьенского детского дома-интерната для детей с умственной отсталостью (умеренной степени).
Цели регионального пилотного проекта «Сопровождение проживания людей с инвалидностью в Псковской области».
Расчет нагрузки работников, включая труд волонтеров, оказывающих услуги при сопровождаемом проживании (социальная квартира).
Общие комментарии к разработке концепции и осуществлению регионального пилотного проекта «О социальном обслуживании инвалидов на условиях сопровождаемого проживания в Псковской области».

1.Сопровождаемым проживанием инвалидов является стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации и абилитации, образовательных услуг и проведения мероприятий по социальному сопровождению инвалидов (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам) в целях компенсации (устранения) обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности и сохранения пребывания в привычной, благоприятной для него среде, выработки навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность в реализации основных жизненных потребностей (организация быта, досуга, общения и социальных связей), и адаптации к самостоятельной жизни.

2.Мероприятия по сопровождаемому проживанию инвалидов определяются исходя из принципов, обеспечивающих необходимость ориентации на нормализацию жизни человека с инвалидностью, комплексного подхода при оказании услуг, индивидуального подхода (оказание помощи соразмерно потребностям), создание условий проживания малыми группами или индивидуально, ориентацию на развитие самостоятельности людей с инвалидностью.

3.При организации сопровождаемого проживания инвалидов обеспечивается предоставление социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа).

4.Результатом организации сопровождаемого проживания должно стать проживание (продолжение проживания) получателя социальных услуг с инвалидностью в домашних условиях с предоставлением необходимых ему социальных услуг.

5.При организации сопровождаемого проживания инвалидов:

а) предусмотрены мероприятия, направленные на проведение обучающих занятий по формированию социальных компетенций, развитию и сохранению навыков самообслуживания (осуществление гигиенических процедур, принятие пищи, уход за одеждой и обувью и т.д.), навыков, необходимых для самостоятельной жизни (приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, использование банковских карточек и т.д.), обучению и сохранению навыков пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости) и навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации (пользование мобильными телефонами, Интернетом и др.), а также мероприятия по адаптации данных лиц к самостоятельной жизни;

б)создаются условия для обеспечения возможности получения инвалидами основного общего, профессионального и дополнительного образования в образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в территориальной доступности от места их проживания, в образовательной среде наравне с гражданами, не имеющими ограничений жизнедеятельности и не требующими наличия специальных условий для получения образования, в целях их наиболее полной социальной адаптации (в случае если образование инвалидами не получено);

в) организуется занятость инвалидов в дневное время, в том числе вне жилого помещения, в котором они проживают.

6.При организации образовательных мероприятий, досуговой деятельности, работы по развитию жизненных компетенций при сопровождаемом проживании инвалидов учитываются индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

7.Сопровождаемое проживание инвалидов, включая этап учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания инвалидов организуется в специализированных жилых помещениях учреждения, в котором инвалид постоянно проживает.

Указанные жилые помещения приспособлены для постоянного проживания, а также отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечивающих, в том числе их доступность.

8. Основными задачами, решаемыми при работе Отделения являются:

8.1.содействие более полному обеспечению конституционных прав инвалидов по удовлетворению их потребностей в социальной поддержке и социальном обслуживании, самостоятельном проживании и участии в общественной жизни;

8.2. улучшение качества жизни в отделении стационарного обслуживания, путем максимального приближения условий проживания к домашней обстановке;

8.3.создание условий для формирования у инвалидов навыков самообслуживания, самопомощи, социального функционирования;

8.4. осуществление мероприятий, направленных на развитие (компенсацию, восстановление) у инвалидов знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного и независимого проживания и жизнедеятельности в быту, трудовой занятости, социального взаимодействия в обществе;

8.5.осуществление мер, направленных на формирование личности инвалидов и их адекватного отношения к моральным и материальным ценностям;

8.6. содействие расширению коммуникативного и жизненного пространства инвалидов, нормализации их личностно-социального и психологического статуса, поддержанию родственных отношений с учетом личной безопасности и интересов инвалидов;

8.7. осуществление мероприятий, направленных на подготовку инвалидов к самостоятельной жизни в местном сообществе, адаптацию к окружающему пространству и местной социальной инфраструктуре;

8.8. оказание инвалидам помощи и поддержки в процессе адаптации к условиям сопровождаемого проживания;

8.9.обеспечение безопасной жизнедеятельности в условиях сопровождаемого проживания;

8.10.разработка, практическая реализация и распространение инновационных технологий, форм и методов социального сопровождения.

9. Основными функциями Отделения являются:

9.1. выявление потенциальных получателей услуг сопровождаемого проживания, диагностирование уровня их подготовленности и ориентированности на самостоятельное сопровождаемое проживание, разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации;

9.2. организация четкой структуры дня, ежедневной и недельной занятости, обеспечивающей формирование у инвалидов навыков, необходимых для независимой самостоятельной жизни;

9.3. организация трудотерапии, содействие формированию трудовых навыков, соответствующих индивидуальным особенностям и возможностям инвалидов;

9.4. проведение занятий, направленных на формирование и закрепление у инвалидов навыков и умений, необходимых для независимости в быту и самостоятельной жизни в социуме;

9.5. оказание инвалидам консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-посреднических, социально-психологических, социально-реабилитационных и иных социальных услуг;

9.6. создание условий для участия инвалидов в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;

9.7. проведение мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня персонала Отделения и учреждения;

9.8. создание безопасных условий жизнедеятельности обслуживаемых, отвечающих требованиям техники безопасности и пожарной безопасности;

9.9. документальное оформление осуществляемой деятельности.

9.10. проведение совместно с администрациями районов (городских округов) Новосибирской области, ГКУ НСО «Центр занятости населения Новосибирской области», предприятиями области мероприятий, направленных на полезную занятость получателей социальных услуг, находящихся на обслуживании в учреждении;

9.11. взаимодействие с различными общественными, религиозными и иными организациями, объединениями, фондами и отдельными гражданами, с целью организации общественных и иных работ, направленных на привитие и восстановление навыков к труду у получателей социальных услуг и производство контроля проводимой социально-трудовой реабилитации на рабочем месте, в организациях различных форм собственности;

10. Оказание услуг сопровождаемого проживания состоит из 4 основных этапов:

1-2. отборочно-диагостический и подготовительно-реабилитационные - целью которого является подбор кандидатов для подготовки к учебному (тренировочному) сопровождаемому проживанию инвалидов, формирование групп инвалидов для сопровождаемого проживания;

3 . учебно-сопровождаемое проживание - целью которого является обучение инвалидов навыкам самостоятельной жизнедеятельности посредством освоения необходимых социальных компетенций, их коррекция, развитие возможностей к самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей, адаптации к самостоятельной жизни;

4 . самостоятельное сопровождаемое проживание , целью которого является оказание необходимой помощи в развитии и поддержке максимально возможной самостоятельности инвалидов в организации их повседневной жизни, в обеспечении условий, направленных на создание им возможностей участия в жизни общества.

11. Сопровождаемое проживание производится:

11.1 Отборочно-диагостический, подготовительно-реабилитационный этап - при проживании инвалидов в обычной среде в отделении стационарного обслуживания, в ходе ежедневной работы на базе имеющихся в отделении стационарного обслуживания структур (кружки по интересам, мастерские, подсобное хозяйство и т.д.);

11.2. Учебно-сопровождаемое проживание - при проживании в специально функционирующих комнатах, расположенных в жилых корпусах, как отделения стационарного обслуживания, так и отделения Дом ночного пребывания;

11.3. Самостоятельное сопровождаемое проживание - в комнатах, квартирах, домах самостоятельного сопровождаемого проживания, находящихся вне территории учреждения.

Все эти помещения оборудованы элементами безбарьерной среды, соответствуют условиям, необходимым для реализации целей и задач отделения, и располагают всеми видами коммунально-бытового обустройства, соответствуют санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, и требованиям охраны труда.

12. Сопровождаемое проживание инвалидов организуется в индивидуальной или групповой формах.

Индивидуальное сопровождаемое проживание инвалидов осущевстляется для тех инвалидов, которые нуждаются в периодическом сопровождении.

Групповое сопровождаемое проживание инвалидов - для тех инвалидов, которые нуждаются в регулярном или постоянном сопровождении.

При групповом сопровождаемом проживании инвалидов формируются группы инвалидов численностью 2 - 7 человек (далее - малые группы).

Формирование малых групп осуществляется с учетом соответствия площади жилых помещений, в которых производится проживание указанных малых групп, установленным нормативам обеспечения площадью жилых помещений.

При этом инвалиды размещаются в комнатах не более чем по 3 человека и площадь жилого помещения, используемого для сопровождаемого проживания инвалидов, позволяет постоянно находиться в данном жилом помещении не только инвалидам, но и лицам, которые осуществляют функции по их сопровождению (далее - сопровождающий персонал).

13. При формировании малых групп соблюдаются следующие условия:

а) добровольность (согласие инвалида на сопровождаемое проживание инвалидов в составе конкретной группы);

б) проведение курса учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания инвалидов;

в) индивидуальные особенности развития и потребности инвалида;

г) степень выраженности ограничений жизнедеятельности каждого инвалида в малой группе;

д) включение в группу инвалидов разного пола и возраста;

е) гетерогенный состав группы с разной потребностью в объеме услуг ее участников (регулярное, периодическое, постоянное сопровождение).

14. При организации сопровождаемого проживания инвалидов соблюдаются следующие подходы:

а) приоритет уважения человеческого достоинства и прав личности;

б) добровольное согласие инвалида и его (опекуна) о предоставлении ему сопровождаемого проживания инвалидов;

в) комплексный межведомственный подход при предоставлении ему технологии сопровождаемого проживания инвалидов;

г) ориентация на максимальную независимость и самостоятельность инвалида;

д) индивидуальный подход, оказание помощи инвалиду соразмерно потребностям, но не как к объекту обслуживания (партнерство, ассистирование и наставничество как основные элементы отношений);

е) ориентация на развитие максимально возможной самостоятельности инвалида, содействие занятости и интеграции в общество;

15.Сопровождаемое проживание инвалидов организуется для инвалидов в возрасте старше 18 лет.

16. Возможность сопровождаемого проживания инвалидов определяется на основании оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалида и нарушенных функций организма, определенных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА), с учетом следующих критериев:

а) согласие и готовность инвалида проживать совместно с другими в малой группе;

б) возраст старше 18 лет;

в) отсутствие инфекционных контагиозных заболеваний, обострения психического заболевания в форме, представляющей опасность для собственной жизни и здоровья инвалида и (или) жизни и здоровья окружающих;

г) отсутствие, старость или болезнь родителей (опекунов);

д) решение опекуна в интересах подопечного при согласии подопечного.

17.Критерием для определения нуждаемости и периодичности в сопровождаемом проживании инвалидов является степень выраженности ограничений жизнедеятельности с учетом заключения в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида, разработанной в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный № 47579).

18. При определении сопровождаемого проживания инвалида учитывается объем предоставления инвалиду социальных услуг и услуг по реабилитации и абилитации (постоянно, регулярно, периодически), а также длительность предоставления данных услуг (в день/неделю), выраженную в единицах времени (от 4 до 24 часов в день/неделю).

19. В учреждении инвалиду предоставляются следующие виды социальных услуг:

а)постоянное сопровождение - для инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями, ежедневно нуждающихся в постоянном присмотре, помощи и уходе, с длительностью предоставления услуг свыше 8 и до 24 часов в сутки;

б) регулярное сопровождение - для инвалидов, которые могут частично обслуживать себя, взаимодействовать и ориентироваться в ближайшем окружении, но каждый день нуждаются в регулярной помощи, в частых напоминаниях, иногда в замещающем исполнении, с длительностью предоставления услуг от 4 до 8 часов в сутки;

в) периодическое сопровождение - для инвалидов, которые несколько раз в неделю нуждаются в напоминании, содействии или помощи сопровождающих при исполнении действий для решения отдельных задач организации своей жизни, с длительностью предоставления услуг от 4 до 12 часов в неделю.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт