Что означают разноцветные полоски на зубной пасте. Что означают полоски на тюбиках зубной пасты, для чего они печатаются на тюбиках? Особенности производства упаковки. Что говорят люди о полосках

30.01.2019

Анамнез (от греч. anamnesis - воспоминание) - это сумма сведений, которые обследуемый - больной или здоровый человек (при диспансеризации) - сообщает о состоянии своего здоровья, о своем заболевании, о своих переживаниях и ощущениях в связи с заболеванием, о реакциях своего организма на внешние воздействия. Эти сведения врач использует при установлении диагноза и прогноза, а также и при назначении лечения. Расспрос о возможных (с точки зрения больного) причинах заболевания, его начале, развитии и течении - исторический метод изучения заболевания, имеющий целью установить правильный диагноз. В настоящее время этот метод продолжает приобретать все более широкий характер, включая также данные о реактивности организма, его компенсаторных способностях и т. д. Сюда относятся данные, имеющие большое практическое значение, об аллергических реакциях, индивидуальной непереносимости, осложнениях, гематологических и других проявлениях при применении антибиотиков, кортикостероидов и др.

Важнейшим условием правильного распознавания заболевания является тщательное методическое обследование больного, состоящее из двух разделов: изучения проявлений болезни, ощущаемых только больным (субъективных симптомов заболевания, выявляемых при собирании анамнеза, расспросе), и изучения признаков заболевания, доступных врачебному наблюдению (объективного обследования больного при помощи физических, а также различных лабораторных, инструментальных и других методов исследования).

Собирание анамнеза больного предшествует объективному его обследованию (см. Диагноз). Противопоставление этих методов обследования, как и недооценка одного из них, ошибочно, так как они дополняют друг друга и обеспечивают изучение организма в целом. В каждом отдельном случае в зависимости от индивидуальных особенностей больного и характера заболевания любой из этих методов может иметь то большее, то меньшее значение. Анамнестический метод позволяет изучать личность больного, характер нервных процессов, что приближает к пониманию типа высшей нервной деятельности. Совокупность всех методов обследования позволяет сделать заключение о диагнозе заболевания, прогнозе и лечении.

Выдающимся русским врачам М. Я. Мудрову, С. П. Боткину и особенно Г. А. Захарьину принадлежит важнейшая роль в разработке и развитии анамнестического метода.

Анамнез имеет большое значение для изучения болезни в развитии, в динамике. На основании анамнеза можно установить более или менее точно происхождение, причины и условия возникновения заболевания; изучить перенесенные в прошлом заболевания (а также реакции организма на те или иные воздействия), условия жизни обследуемого, наличие проф. вредностей, вредных привычек и т. д. При помощи анамнеза возможно распознавание функциональных нарушений, проявляющихся в субъективных ощущениях больного в период болезни, когда нет органических изменений, доступных объективному обследованию. При собирании анамнеза и расспросе важно обращать внимание не только на то, о чем сообщает больной, но и на то, как сообщает, на его манеру держаться, манеру разговора, его реакции на вопросы и т. д. Это позволяет изучить личность больного, особенности его характера, поведения, нервно-психического состояния. Собеседование между врачом и больным способствует возникновению между ними контакта, доверия к врачу, что помогает в распознавании болезни и особенно в лечении, в частности в психотерапии. Одной из важных задач при обследовании больного, установлении диагноза и лечении является выяснение тех индивидуальных особенностей, которые характеризуют проявления данного заболевания у данного больного. Одна и та же болезнь у разных людей протекает по-разному, со своими особенностями, что зависит от возраста, наследственных признаков, реактивности и других свойств организма больного. Выяснению этих особенностей наряду с объективным обследованием способствуют данные анамнеза. Как и все методы обследования, собирание анамнеза должно проводиться в определенной последовательности и по четкому плану. Чем больше фактов - признаков, симптомов - на основании расспроса и объективного обследования сумеет собрать врач, тем точнее будет диагноз заболевания.

Принято различать анамнез данного заболевания - анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез жизни больного, или общий анамнез (anamnesis vitae).

Анамнез болезни включает сведения, касающиеся настоящего заболевания. Он является первым этапом в обследовании больного, на основании которого у врача создается первоначальное представление, гипотеза о характере заболевания.

Анамнез болезни должен дать ответ на следующие вопросы.
1. На что жалуется больной? Больной сообщает свои ощущения и переживания, а также и другие сведения о проявлениях болезни (например, боли в области сердца, сердцебиения, рвота, черный стул). Жалобы больного дают возможность врачу предполагать нарушения в той или иной системе организма (сердечно-сосудистой, пищеварения) и, не отступая от исследования организма в целом, обратить особое внимание на эту систему.

2. Когда больной заболел, когда появились первые признаки заболевания? Этот вопрос позволяет со значительной долей точности решить, является ли данное заболевание острым или хроническим.

3. Как возникло заболевание, каковы первые его признаки, что им предшествовало? Диагностическое значение этого вопроса заключается в том, что некоторые болезни имеют характерное начало с последовательным развитием клинической картины (например, внезапное начало при крупозном воспалении легких и постепенное, более медленное развитие при бронхопневмонии).

4. Течение заболевания, его развитие с момента возникновения до настоящего времени. Выяснение этого вопроса дает возможность выявить динамику заболевания, постепенное развитие симптомов и различных проявлений болезни, смену периодов улучшения и ухудшения, обострения болезни, какое проводилось лечение и какой был при этом эффект.

При собирании анамнеза необходимо критически оценивать жалобы больного. Собирание анамнеза - это творческий акт изучения субъективных симптомов заболевания, их осмысливания, сопоставления, научной и логической интерпретации. Выслушивая рассказ больного и расспрашивая его, обследующий врач всегда должен при этом помнить важнейшее положение И. П. Павлова о целостности организма, о единстве организма и среды. За жалобами больного и субъективными симптомами врач должен видеть патологический процесс, происходящий в организме, значение повреждения и степень участия тех или иных органов и систем в развитии картины болезни.

При собирании анамнеза жизни больного отмечают те особенности биографии и условий его жизни, которые, возможно, имели значение в формировании конституционального типа и типа нервной системы и могли играть роль в возникновении данного заболевания. Тип высшей нервной деятельности формируется под влиянием внешней среды на унаследованные особенности организма. В связи с этим при собирании анамнеза необходимо обратить внимание на наследственные особенности больного, на состояние здоровья ближайших родственников и перенесение ими заболевания.

В формировании типовых особенностей организма особенно важную роль играют факторы социальные. Поэтому при расспросе подробно выясняются материально-бытовые условия, условия труда, наличие профессиональных вредностей, условия отдыха и т. д. Важное место занимает выяснение перенесенных в прошлом заболеваний, поскольку каждое заболевание может быть следствием, осложнением или обострением либо перенесенных в прошлом, либо хронически протекающих заболеваний. Необходимо помнить, что собирание анамнеза является лишь частью той работы, которая предшествует установлению диагноза, и что даже очень подробно и тщательно собранный анамнез не дает права ставить окончательный диагноз без данных объективного исследования.

Расспрос должен быть подробным и систематическим, особенно при хронических заболеваниях. При острых заболеваниях, особенно при состояниях, угрожающих жизни больного, он бывает кратким. В этих случаях у врача нет времени на собирание подробного анамнеза, а требуются срочные, немедленные действия для спасения жизни больного. О больных, находящихся в бессознательном состоянии, анамнестические сведения получают у родственников или окружающих лиц.

Учебное время: 2 часа.

Цель занятия: знать: схему сбора анамнеза болезни и жизни; уметь: собирать анамнез болезни и жизни и построить предположение о поражении системы органов на основании полученных данных; быть ознакомленным: с методикой собирания анамнеза болезни и жизни.

План организационная структура занятия:

Контроль исходного уровня знаний — 10 мин.

Демонстрация преподавателем на больном методики сбора анамнеза болезни и жизни — 15 мин.

Самостоятельная работа студентов по сбору анамнестических данных и их разбор — 60 мин.

Подведение итогов, задание на дом — 5 мин.

Вопросы для теоретической подготовки:

Анамнез болезни его значение в диагностике. Значение анамнеза жизни. Роль сведений, касающихся детского возраста. Роль сведений о трудовой деятельности. Влияние профессиональных вредностей и специфических условий работы. Влияние условий быта на состояние больного (жилище, питание, одежда). Значение сведений о перенесенных в прошлом заболеваниях. Влияние вредных привычек на течение заболевания. Значение семейного анамнеза.

Анамнез болезни (anamnesis morbi) должен отражать развитие заболевания от его начала до настоящего момента. Необходимо выяснить время появления первых симптомов заболевания и детально их описать. Охарактеризовать начало болезни (острое, постепенное). С чем связано, по мнению больного, данное заболевание. Выяснить время первого обращения к врачу, назначалось ли лечение (амбулаторное, стационарное), какое и его результаты. Подробно выяс­нить течение заболевания: наблюдалось ли улучшение или ухудшение состояния за время болезни. Появились ли новые симптомы (какие, время их появления). Предполагаемая причина последнего ухудшения состояния здоровья, что явилось причиной госпитализации.

Важное значение придается истории жизни (anamnesis vitae) больного, поскольку она дает возможность выявить ряд индивидуа­льных особенностей больного (как приобретенных, так и наследственных), условия быта и его труда, перенесенные заболевания и т.д. Собирая сведения, касающиеся детского возраста, обращают внимание на место рождения больного, ибо известно, что некоторые болезни (например эндемический зоб, малярия) больше распространены в одних местностях и редко встречаются в других; кроме того, климат местности иногда оказывает влияние на состояние здоровья и изменяет восприимчивость к некоторым болезням. Далее выясняют возраст родителей больного при его рождении, каким по счету ребенком был в семье, как развивался в детстве, не отставал ли в физической или умственном развитии от сверстников, как учился. Эти сведения позволяют оценить состояние здоровья больного при рождении в детском возрасте.

Большое значение имеет расспрос больного о его трудовой деятельности — трудовой анамнез. Выяснение наличия даже в прошлом профессиональных вредностей может способствовать правильному распознаванию заболевания. Обстановка и характер работы могут быть прямой причиной некоторых заболеваний, а также влияют на восприимчивость к самым разнообразным болезням, предрасполагая к ним, и накладывал отпечаток на их течение.

Большое значение для состояния здоровья имеют жилищно-бытовые условия в различные периоды жизни больного (отдельная квартира или общежитие, комната в полуподвале и прочие санитарные условия). Нужно установить семейное положение больного, сколько человек живет вместе с ним, состояние их здоровья; какова материальная обеспеченность семьи. Нужно выяснить режим питания больного, сбалансирован ли его пищевой рацион по основным питательным веществам — белкам, жирам, углеводам, витаминам.

Необходимо также установить, какие болезни перенес больной. Нередко заболевание, по поводу которого обратился больной к врачу, может быть следствием или осложнением ранее перенесенной болезни. Некоторые инфекционные заболевания (корь, скарлатина), сопровождаются выработкой стойкого иммунитета к данной инфекции; после других инфекционных заболеваний (рожа, ревматизм) остается склонность к их повторению.

Выявляют также вредные привычки: курение (с каких лет начал курить, сколько сигарет в день); употребление спиртных напитков (частота и количество), наркотиков.

Наследственная предрасположенность играет в ряде случаев немаловажную роль в диагностике заболеваний. Поэтому необходимо выяснить состояние здоровья родителей и ближайших родственников. Такие заболевания, как, например, гемофилия, гемолитическая анемия, сахарный диабет, психические заболевания могут передаваться по наследству. Необходимо также принимать во внимание возможность семейных заболеваний, зависящих от условий быта, питания, образа жизни (склонность к ожирению, подагре, туберкулезу).

План самостоятельной работы:

Самостоятельно собрать жалобы и анамнез у курируемого больного. При собирании анамнеза необходимо помнить о таких правилах деонтологии, как уважительное обращение к больному по имени и отчеству, умении внимательно выслушать рассказ больного, необходимо, прощаясь, пожелать доброго здоровья.

В беседе с больными, необходимо соблюдать «стерильность слова», учитывать психику больного, особенно впервые заболевшего, который обеспокоен исходом заболевания. Полученные данные представить преподавателю в письменном виде.

Пример записи полученных результатов: см. схему истории болезни.

Контрольные задания:

  1. Если больной выписался из стационара с улучшением, то о чем нуж­но спросить его, собирая анамнез болезни?
  2. Больной отмечает появление высыпаний на коже и зуд после при­ема медикаментов. Чем нужно поинтересоваться у данного больного?
  3. При собирании анамнеза жизни выяснилось, что больного еще в детстве беспокоила одышка, из-за которой он не мог играть со сверстниками и был вынужден часто отдыхать во время игры. О поражении какой системы организма можно думать?
Литература

Основная:

Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1995. Схема истории болезни для студентов.

Лекция по теме занятия.

Дополнительная:

Пропедевтика внутренних болезней (под ред. В.Х.Василенко) Москва, Медицина, 1989.

Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней.

Минск, 1986.

Шелагуров А.А. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1975. Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней. -Киев, «Вища школа», 1972.

Отличительной характеристикой медицины является большое число терминов из латыни и греческого языка. Из-за этого многие люди не понимают, о чем идет речь. Одним из неизвестных и загадочных слов является «анамнез». Что такое обозначает этот термин? Какие виды бывают? Об этом и будет рассказано в данной статье.

Анамнез - что такое?

Для того чтобы правильно поставить диагноз, врач задает ряд вопросов пациенту. Вот этот процесс именуется анамнезом.

Если пациентом является ребенок или психически больной человек, то в этом случае опрашивают соответственно родителей детей или родственников, окружающих. Тогда речь идет уже о гетероанамнезе.

В ходе обследования полученные жалобы составляют симптомы заболевания.

Анамнез больного может различаться по длительности. Это зависит от ситуации. Так, врачи скорой помощи расспрашивают пациента о его персональных данных и конкретных жалобах.

В свою очередь, психиатрическая практика отличается тем, что анамнестическое исследование может длиться несколько часов.

А терапевт может потратить на опрос больного около 15 минут.

После информации, которая получена путем анамнеза, жалоб пациента, а также физической экспертизы, формируется план лечения. Если ситуация является спорной, то ставится предварительный диагноз.

Какая есть классификация анамнезов?

Выделяют две большие группы этого исследования. Первым является анамнез жизни. Он, в свою очередь, делится на 10 видов. Следующей большой группой считается анамнез заболевания. Исходя из названия классификации, можно предположить, о чем примерно идет речь. Более подробно каждый из них будет рассмотрен в следующих разделах статьи.

Что включает в себя анамнестическое исследование жизни?

Для того чтобы поставить правильный диагноз, нужно выявить индивидуальные особенности пациента. Данная информация и включена в анамнез жизни. Здесь специалист получает сведения о психологическом, социальном, физическом развитии больного.

Если же ситуация является таковой, что необходима неотложная помощь, то тогда задается ряд вопросов, которые помогут получить информацию для постановки диагноза и назначения правильной терапии.

Как и говорилось ранее, анамнестическое исследование жизни делится на несколько видов, таких как гинекологический и акушерский, социальный и педиатрический, профессиональный и климатический, эндемический и эпидемиологический, генеалогический и аллергологический.

О некоторых из них более подробно будет рассказано в следующих разделах.

Что такое анамнестическое исследование болезни?

Для того чтобы поставить предварительный диагноз, важной является информация о начальных признаках патологического состояния и особенностях его течения. Анамнестическое исследование заболевания необходимо для выяснения факторов. Последние способствуют разворачиванию клинической картины болезни. Также данные, которые будут получены в ходе беседы, помогут специалисту дифференцировать острое состояние от рецидивирующего.

Как проводится анамнестическое исследование?

Основы составления истории заболевания были созданы уже в XIX веке. На сегодня ничего практически не изменилось.

Итак, в предыдущем разделе был дан ответ на вопрос «Анамнез - что такое?», далее рассмотрим порядок его проведения.

Вначале врач должен спросить у пациента его персональные данные. А именно в этом случае имеется в виду его фамилия, имя, отчество, возраст, место проживания и работы. После этого специалист интересуется причинами посещения данной больницы. Как правило, больной описывает симптомы, которые его беспокоят, и время их появления.

После этого врачом оцениваются условия жизни и работы пациента, в условиях которых начала развиваться болезнь. Затем задается ряд вопросов о попытках самолечения и наличии хронических заболеваний.

В некоторых странах для сбора анамнеза используют компьютеризованные технологии, поскольку пациент иногда стесняется говорить откровенно о своих недугах. Тогда этот метод очень нужен. Но недостатком является то, что компьютер не может уловить невербальную информацию, например, тревогу.

В настоящее время в России практически не практикуется такой метод. Специалист проводит подобное исследование при помощи беседы и задает ряд вопросов.

Немного об аллергологическом анамнезе

При помощи расспросов специалист выясняет наличие у пациента реакций гиперчувствительности. Данный вид анамнеза больного необходим для того, чтобы предотвратить возможные последствия при приеме некоторых медикаментов. Если же у пациента имеется реакция сенсибилизации на лекарственные препараты, то врач выясняет, на какие именно. Также уточняются симптомы, которые возникают после употребления данных медикаментозных средств.

Что такое гинекологическое анамнестическое исследование?

Для того чтобы оценить состояние женской половой системы, на помощь приходят факты. Они, в свою очередь, должны соотноситься с эндокринной и репродуктивной системой организма. Гинекологический анамнез помогает специалисту сделать предварительные заключения. После они или опровергаются, или подтверждаются при помощи других диагностических методов обследования.

Для сбора анамнеза в гинекологии специалист задает ряд вопросов пациентке о характере менструаций, половой функции и состоянии органов репродукции. Затем врач выясняет, какие есть перенесенные инфекционные и воспалительные болезни женской половой системы.

Далее задается ряд вопросов о детородной функции. Сюда включается информация о количестве абортов, беременностей, выкидышей и родов. Кроме того, при данном исследовании в последнюю очередь специалист спрашивает о хирургических вмешательствах.

Отягощенный гинекологический анамнез: о чем идет речь?

Часть болезней являются опасными для здоровья женщины и представляют собой угрозу для нормального функционирования женской половой системы. Данный диагноз ставится пациентке, если раньше у нее были перенесены патологические состояния. Этот вид сбора анамнестического исследования помогает врачу сделать анализ причин заболевания.

Отягощенный гинекологический анамнез при беременности также бывает. О нем говорят, когда есть поздний токсикоз, который известен еще как гестоз, гипертонус, аномалии прикрепления плаценты и ранее перенесенные заболевания гинекологического характера, инфекции мочеполовой системы. Также об отягощенном анамнезе свидетельствует родоразрешение при помощи кесарева сечения, рождение детей с пороками развития и мертворождение, аборты и невынашиваемость беременности.

Анамнез ребенка

Данный вид информации собирается со слов родителей или близких родственников. Часть вопросов специалист может задать ребенку, который находится в дошкольном или школьном возрасте. Врач должен знать, что его ответы следует учитывать с осторожностью.

При выяснении анамнеза ребенка нужно получить информацию о том, каким по счету он является в семье, о степени развития в раннем возрасте, об общении со сверстниками.

Кроме всего этого, специалист выясняет наличие всех необходимых прививок и туберкулиновых проб. После задает ряд вопросов о возможных контактах с возбудителями инфекционных болезней.

Анамнез - что такое? На данный вопрос ответ был дан в самом начале статьи. Не следует к данному исследованию относиться несерьезно, поскольку именно из него специалист делает выводы по постановке верного диагноза и назначению лечения.

Называют сбор сведений о жизни и болезни полученных путем опроса от самого пациента, близких родственников или хорошо знающих его людей. Сам термин произошел от греческого слова anamnesis — воспоминание. Данные, полученные врачом о развитии заболевания, жизни пациента, перенесенных болезнях и операциях, течении предыдущих беременностей, хронических и наследственных заболеваниях, возможных реакциях аллергического характера это виды анамнеза.

Одно из основных методов диагностических исследований, применяемый во всех отраслях медицины. При некоторых заболеваниях после сбора анамнеза и осмотра пациента можно поставить диагноз без дополнительных методов исследования.

Это важно! От того как точно врач выяснит все возможные сведения и самого стиля беседы зависит точность поставленного диагноза, качество и длительность лечения, психологическая совместимость врача с пациентом.

Классификация анамнеза

Выделяют два основных раздела анамнеза: (anamnesis vitae) и (anamnesis morbi). Рассмотрим каждый раздел подробнее.

Сбор анамнеза болезни

Сведения о начале болезни и ее течении врач может получить при первом опросе пациента в момент его обращения в поликлинику или поступления в стационар. Опрос пациента ведется по определенной схеме, основы которой были разработаны еще Захарьиным. Для постановки предварительного диагноза необходимо выяснить:

  • Паспортные данные пациента (ФИО, возраст, адрес, место работы).
  • Время появления первых симптомов заболевания (оно может варьироваться от нескольких часов до нескольких лет при хронических болезнях).
  • Остро или постепенно началась болезнь
  • С какими событиями и факторами связывает человек начало заболевания.
  • Что предпринималось (обращался ли к врачу, принимал ли лекарства, если да, то какие).
  • При остром заболевании выясняется точное время появления первых жалоб. При хроническом — часто ли бывают обострения и как они протекают.
  • При поступлении в стационар в истории болезни указывается как и когда поступил пациент и кем направлен.

Сбор анамнеза жизни

Анамнезом жизни называются сведения, которые характеризуют психическое и физическое состояние больного, социальное и профессиональное положение, наличие наследственных и приобретенных патологий. Объем получаемых сведений зависит от условий оказания медицинской помощи — при неотложных ситуациях собирается информация, которая может помочь в диагностировании заболевания и оказании первой помощи.

Выделяют следующие виды анамнеза жизни:

    1. Для оценки развития пациента в детском возрасте — выясняют особенности развития в раннем детском возрасте, в каком возрасте он начал ходить в школу, как давалась учеба, посещал ли спортивные секции или занимался в других кружках.
    2. Эндемический анамнез — зная место рождения и этническую принадлежность и получив информацию об экскурсионных и деловых поездках и проживании в некоторых регионах можно заподозрить наличие эндемических болезней (таких как малярия, например).
    3. — условия и место проживания человека, активный или пассивный образ жизни он ведет, имеет ли вредные привычки и какие.
    4. Анамнез питания — поможет определиться с характером и объемом пищи, употребляемой пациентом, рационом и режимом питания. Такие сведения приобретают большую важность при заболеваниях пищеварительного тракта и ожирении.
    5. Климатический анамнез — для определения этого вида истории жизни выясняют, в каких местностях проживал или бывал человек, насколько были длинны периоды пребывания в определенных местностях.
    6. Профессиональный анамнез — состоит из сведений обо всех видах и местах работы, службе в вооруженных силах, обо всех профессиях, возрасте начала трудовой деятельности, о наличии инвалидности и причинах ее получения. Необходимо выяснить режим рабочего дня, узнать обо всех профессиональных вредностях (физических, бактериологических, химических), о том соблюдаются ли санитарные нормы в рабочих помещениях. Уточнить, не связывает ли пациент появление заболевания с трудовыми нагрузками и условиями. У людей пожилого возраста выяснить принимали ли они участие во второй мировой войне, давно ли находятся на пенсии, работают или нет, уточнить занимаются ли общественной деятельностью.
    7. Сведения о перенесенных инфекционных и хронических болезнях, травмах, операциях, ранениях и контузиях. Необходимы сведения о всех заболеваниях перенесенных с раннего детского возраста в хронологическом порядке. Узнав все о болезнях, которыми ранее болел человек, можно определить возможную связь существующего заболевания с ранее перенесенными.
    8. Акушерский анамнез помогает выяснить репродуктивные особенности женщины. Для этого собираются сведения обо всех предыдущих беременностях и их результатах, начале первых менструаций и половой жизни. Иногда, в течение беременности впервые диагностируются скрытые хронические заболевания, ранее не проявляющиеся.
    9. — говорит обо всех перенесенных гинекологических заболеваниях и их лечении (консервативном и хирургическом).
    10. — определяет наличие аллергических реакций организма у самого пациента и его кровных родственников. Выясняют аллерген и клинические проявления, появляющиеся при контакте с ним. При наличии реакции сенсибилизации на медикаментозные препараты уточняют, на какие лекарственные вещества и какими симптомами она проявляется (фармакологический анамнез).
    11. Генеалогический (семейный)анамнез — определяет роль наследственности в развитии болезни, для этого выясняют причину и возраст смерти близких родственников в различных поколениях, а также какими заболеваниями они страдали. Уточняют, есть ли сходные заболевания у родителей и их родственников с обеих сторон.
    12. Страховой анамнез (клинико-экспертный) — наличие страхового полиса, срок и длительность последнего заболевания с оформлением больничного листа (за последний год).

Анамнез жизни ребенка собирается со слов родителей, некоторые вопросы задаются лично ребенку школьного и дошкольного возраста, но его ответы следует оценивать очень осторожно. Выясняя анамнез ребенка, следует узнать какой он по счету в семье, как развивался в раннем возрасте, как учится и общается со сверстниками. Помимо этого выясняется все о прививках и туберкулиновых пробах, а также о возможном контакте с возбудителями инфекционных заболеваний.

Анамнез жизни больных с расстройствами психики влияние расстройств психики на сознание определяют подразделение анамнеза жизни такого пациента на два вида: субъективный и объективный.

Анамнез I Анамне́з (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. А. как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного (Обследование больного).

Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов. В современной клинической медицине А. продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии А. по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам ( , боли в грудной клетке, и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

Достоверность А. оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось , его результаты, наличие реакций на лекарства.

А. жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности, режим и беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и ; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены , прикорм, ; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании - с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; , его особенность и продолжительность; прогулки, ; когда прорезались первые и порядок их прорезывания. А. обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

Собирая А. жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников - об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое уделяют выявлению наследственных заболеваний.

В процессе обследования и лечения больного данные А. уточняются дополнительными сведениями.

Анамнез психически больных . Влияние психического заболевания на больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный А. и объективный А., каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной, находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на , юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и заболевания. Следует осторожно относиться к данным А. о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез. Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

Библиогр.: Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1, М., 1950; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. детских болезней, с. 416, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, . с англ., кн. 1, с.148, М., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1, с. 212, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 187, М., 1983; Справочник по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, с. 9, М., 1985; Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971; Шелагуров А.А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Шкляр Б.С. внутренних болезней, с. 12, Киев, 1971.

II Ана́мнез (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц.

Ана́мнез акуше́рский (a. obstetrica) - часть А., посвященная генеративной (детородной) функции женщины (характер менструации, число беременностей, абортов и родов, особенности их течения и характер осложнений).

Ана́мнез аллергологи́ческий (а. allergologica) - часть А., посвященная проявлениям аллергических заболеваний у самого больного, его родителей и других родственников, а также возможному контакту с аллергенами.

Ана́мнез боле́зни (a. morbi) - часть А., посвященная возникновению и течению данного заболевания и эффективности ранее проведенного лечения.

Ана́мнез жи́зни (a. vitae) - часть А., посвященная физическому, психическому и социальному развитию обследуемого.

Ана́мнез профессиона́льный (a. professionalis) - часть А. жизни, посвященная характеру и условиям труда больного, например наличию профессиональных вредностей.

Ана́мнез психиатри́ческий (a. psychiatrica) - А., включающий особенности психического развития, наследственности, склада личности, обучения и профессиональной деятельности больного, круга его интересов и влечений, семейных взаимоотношений.

Ана́мнез семе́йный (a. familiaris) - часть А. жизни, посвященная составу семьи больного, психологической обстановке в ней, заболеваниям отдельных ее представителей и т.д.

Ана́мнез социа́льный - часть А. жизни, описывающая бытовые условия, общественное положение и социальную больного.

Ана́мнез спорти́вный - А., собираемый у спортсменов и касающийся их физического развития, физической подготовленности, методики и режима тренировки, переносимости тренировочных нагрузок, динамики спортивных результатов.

Ана́мнез фармакологи́ческий - часть А. болезни, посвященная дозам, способам применения, лечебному и побочным эффектам ранее применявшихся лекарственных средств, а также сведениям о лекарственной непереносимости.

Ана́мнез эпидемиологи́ческий - А., собираемый в случае инфекционного заболевания с целью установления возможного источника инфекции и путей передачи ее возбудителя.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :
    Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Анамнез - (от греческого anamnesis воспоминание), сведения о больном (анамнез жизни) и его заболевании (анамнез болезни), собранные при опросе больного и (или) знающих его лиц, с целью установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    анамнез - а, м. anamnèse f. <гр.anamnesis воспоминание. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких. БАС 2. Лекс. Южаков:анамнез; СИС 1937:анамне/з; БАС 1 1948: ана/мнез … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    анамнез - (неправильно анамнез). Произносится [анамнэз] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Составная часть врачебного обследования информация, перечень сведений о ходе болезни, перенесенных ранее заболеваниях, травмах, оперативных вмешательствах, остаточных явлениях. Наиболее ценны сведения о заболеваниях, связанных с нервной, сердечно … Словарь бизнес-терминов

    - [нэ ], а, муж. (спец.). Совокупность медицинских сведений, получаемых путём опроса обследуемого, знающих его лиц. Аллергический а. Психиатрический а. | прил. анамнестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 сообщение (87) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Анамнез - сведения о жизни человека, перенесенных им заболеваниях, их начале и течении, данные о профессиональной, психической и физической работоспособности работника, его поведении в коллективе и семье...



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт