Глаз близорукость и дальнозоркость физика. Перечень используемых на данном уроке эор. Получение новых знаний

25.02.2019

Помимо того, что понятия близорукость и дальнозоркость являются диаметрально противоположными, они оба доставляют неудобство в реальной жизни, сразу заставляют чувствовать себя неуверенным. Изображение, которое видит человек, проецируется человеческим глазом на сетчатку, при этом нужна соответствующая кривизна хрусталика.

Если ресничная мышца правильно функционирует и нет других патологий зрения, лучи света четко проецируются на сетчатку.

Близорукость и дальнозоркость в чем отличие

Понять, чем отличается близорукость от дальнозоркости можно путем визуализации предметов на расстоянии. Далеко расположенные предметы видны лучше, чем вблизи, человеку с гиперметропией, а при близорукости или миопии вблизи располагающиеся вещи хороши видимы. При нормальном строении глаза четкое изображение преломляется хрусталиком и роговицей, после чего происходит простая физика, фокусировка на сетчатку.

Зная формулировку понятий близорукости и дальнозоркости, а также отличая близорукость и дальнозоркость между собой определяется соответствующая коррекция зрения. Близорукость чаще всего передается по генам от матери, диагностируют ее в возрасте 7-15 лет в среднем, когда дети учатся в школе. Дальнозоркость может присутствовать у человека, но в возрасте до 40-50 лет не проявлять себя никак. Миопия и гиперметропия поддается оптической коррекции при помощи очков, линз, но также есть хирургические техники, устраняющие дефекты рефракции.

Дальнозоркость и близорукость в отличие от других патологий зрения могут лечиться лазерной коррекцией, имплантацией рефракционной линзы. Именно имплантация имеет большую степень надежности при лечении миопии, так как лазерная техника может быть бессильна при некоторых патологиях.

Дуохромный тест

Чтобы выяснить, что такое близорукость и дальнозоркость наглядно, можно пройти дуохромный тест, который оценит уровень зрения путем чтения букв в таблице с двумя цветами – зеленым и красным. Простыми словами, этот метод основывается на преломлении света и зависит от длины волны, короткие больше преломляются, а длинные меньше. и дальнозоркость дает возможность поставить окончательный диагноз, подобрать очки, а также плюсом его является быстрая проверка. При самостоятельном проведении теста в домашних условиях, нужно сесть перед компьютером на расстоянии 50-70 см, затем надеть линзы или очки, закрыть один глаз рукой и прочитать буквы. В результате теста, если человеку лучше видны буквы в зеленом цвете, то это дальнозоркость, если в красном – близорукость. Третий вариант, когда буквы одинаково визуализируются на двух фонах, свидетельствует о нормальном зрении или эмметропии.

Близорукость

Понять, что это такое близорукость можно визуально, у людей могут быть глаза увеличены в длину или роговица будет иметь большую силу преломления, соответственно осевая и рефракционная миопии. Близорукий человек имеет остроту зрения менее единицы, а значит, чтобы лучше видеть ему нужны очки со знаком минус.

Причины близорукости:

  1. Плохая наследственность. Миопия может переходить от одного или обоих родителей, вероятность составляет 70-80%.
  2. Хуже видеть могут люди, испытывающие чрезмерную зрительную нагрузку, простыми словами, когда ежедневная работа связана с близко расположенными предметами. При этом плохое освещение и неровная осанка в определенной степени провоцируют близорукость.
  3. Травмы хрусталика и изменение его кривизны.
  4. Если зрение ухудшается, то это может означать некорректность проводимого лечения либо его отсутствие.
  1. С возрастом строение глаза может изменяться, характеристики хрусталика и глазных мышц становятся другими. Плюс ко всему дальнозоркость может сопровождаться , при которой хрусталик теряет возможность преломления света. А также больше не способен отражать изображение на сетчатку.
  2. Укорочение глазного яблока, но в этой ситуации может помочь лазерная коррекция.
  3. Предрасположенность по наследству от матери или отца.

Альтернативным лечением при и контактные линзы, которые могут быть назначены на разные сроки, ежедневного использования или длительного, плюс при ношении контактных линз можно заниматься спортом. И также можно отметить практичность в ношении, линзы не запотевают. Естественно, этих методов будет недостаточно, дополняют их ультразвуковой терапией, вакуумным массажем или электростимуляцией.

Популярными методами лечения гиперметропии являются лазерная термокератопластика, замена прозрачного хрусталика или имплантация положительной линзы.

Проявление близорукости и дальнозоркости одновременно

Если человеческий глаз начинает улавливать световые волны по-разному, ухудшается способность хорошо видеть, как вдали, так и вблизи. Вследствие этого световой луч не может сосредоточиться на одной точке, возникает астигматизм.

Астигматизм, наравне с миопией и гиперметропией, имеет схожие предпосылки к развитию заболевания. Основные причины:

  • патология передалась от родителей по наследству;
  • неправильная гигиена глаз;
  • травмы или ожоги роговицы;
  • кератит;
  • дистрофия роговицы;
  • последствия операций на роговице и склере, швы после них;
  • патологии век.

Понять это дальнозоркость или близорукость чаще всего можно уже на запущенной стадии заболевания, либо, когда они объединяются. Один глаз, как и другой, будут характеризоваться быстрой утомляемостью и болями в голове. Но если это дальнозоркость или близорукость дискомфорт человек может начать ощущать уже на начальной стадии, это может быть потеря резкости при фокусировке на предмете или невозможность рассмотреть стрелки на часах, что раньше не составляло труда.

Поэтому ответить на вопрос может ли быть близорукость и дальнозоркость одновременно, ответ будет положительным. Обследование офтальмолога выявит патологию на более ранней стадии, затем назначается лечение в виде очков или бифокальных линз. Еще одним вариантом лечения является моно-зрение, когда один глаз настраивается на ближайшие, а другой на дальние расстояния.

Меры профилактики

Несмотря на то, что близорукость и дальнозоркость в большинстве случаев поддаются коррекции, но избежать потери зрения можно выполняя меры профилактики:

  1. При уже обнаруженной патологии важно правильно подобрать корректирующие процедуры, капли.
  2. Правильно направленный свет при чтении важен, также чтоб он был слева на рабочем столе.
  3. Прием витаминов, микроэлементов, улучшающих зрение.
  4. Желательно избегать чтения текстов с мелким шрифтом, меньше пользоваться планшетами, телефонами.
  5. Офтальмологические осмотры ежегодно.
  6. Гимнастика для глаз в виде ежедневных упражнений.

Как определить близорукость или дальнозоркость у человека, если эти два понятия могут присутствовать одновременно. Скорректировать уже появившуюся патологию со зрением можно современными способами лечения, но лучше их предотвратить. Чтобы избежать побочных эффектов от лекарств и усугубить ситуацию со зрением, лучше дать отдохнуть глазам.

Цели урока:

  • Обучающие : изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.
  • Развивающие: развитие речевых навыков, теоретического мышления; умение выражать мысли вслух; развитие внимания и любознательности; повышение интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитательные: формирование у детей толерантного осознания; воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; развитие стремления к познанию.

Оборудование и пособия: таблица «Строение глаза»; учебник биологии для 8-го класса «Человек» (на каждой парте); диапроектор; диапозитивы «глаз. Дефекты зрения и их исправление»; обучающие карточки-памятки (на каждой парте); портрет И. Кеплера; карточки-задания «Проверочный тест», индивидуальные карточки; наглядные плакаты; магнитная доска, стенгазета «Вот такие бывают глаза!»; приложение .

План урока

№ п/п Этапы Время, мин Приемы и методы
Организационный 1 I – 2 I Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала урока, запись темы урока.
Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний). 5 I – 7 I Фронтальный опрос. Одновременно для сильных учеников письменное индивидуальное задание, для слабых – тест.
Объяснение новой темы. 23 I Вступительное слово учителя. Беседа. Сообщения учащихся. Фронтальный ученический эксперимент. Объяснение учителя. Запись на доске и в тетрадях.
Первичная проверка изучаемого материала 2 I – 3 I Фронтальный опрос.
Закрепление изученного материала. 5 I Кратковременный тест.
Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 I Запись домашнего задания в дневник.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала, запись темы урока в рабочие тетради.

II. Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний)

Фронтальный опрос (для среднего звена класса):

  1. Что называют линзой?
  2. Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых линз? (использование наглядной таблицы).
  3. Какую точку называют главным фокусом линзы?
  4. Что называют оптической силой линзы? (запись на доске)

Одновременно для сильных учащихся – индивидуальные карточки (решение задач на определение оптической силы линзы или системы линз), для слабых учащихся – тест (на индивидуальных карточках).

  1. Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F 1 = -20 см, а другая – оптическую силу Д 2 = 5 дптр?
  2. Оптическая сила системы линз равна Д = 2,5 дптр. Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если вторая линза имеет оптическую силу Д 2 = -4,5 дптр?
  3. Оптическая сила линзы 0,5 дптр. Что это за линза и чему равно фокусное расстояние этой линзы?
  4. Фокусное расстояние линзы 10 см. Чему равна оптическая сила этой линзы? Назовите, какая это линза?
  5. Оптическая сила системы линз равна Д = 4,5 дптр. Чему равна оптическая сила собирающей линзы, если первая линза имеет оптическую силу Д 1 = -1,5 дптр? Назовите первую линзу?
  1. Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
    а) F; б) О; в) Д.
  2. В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
    а) мм; б) кг; в) дптр; г) А.
  3. Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
  4. Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
    а) собирающая; б) рассеивающая.

III. Объяснение новой темы

Вступительное слово учителя:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!

Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то, и с опаской.

Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния.

Тема нашего урока «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки» (запись на доске). Цель урока: изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.

План изучения темы (записан на доске):

  1. Значение зрения в жизни.
  2. Строение органа зрения.
  3. Оптическая система глаза.
  4. Близорукость и дальнозоркость.
  5. Офтальмологические приборы (очки и контактные линзы).
  6. Гигиена зрения.
  7. Калейдоскоп фактов.
  8. Подведение итогов.

В процессе урока вам предстоит заслушать заранее подготовленные краткие сообщения ваших одноклассников.

Сообщение 1 (ученик):

Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир.

Всегда ли можно доверять тому, что мы видим? Все мы видим?

Мы живем в удивительно мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Символом жизни и вечной юности, всегда был и останется солнечный свет. Свет – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения.

Глаз обладает свойствам адаптации – способностью менять свою чувствительность в зависимости от величины светового потока. Глаз очень чувствительный аппарат. «Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов - они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитан» - писал в книге «Бионика» И.Б. Литинецкий. (репродукция Левитана ).

Учитель: смотреть на мир и видеть его красоту большое счастье. И это счастье человеку дают глаза.

Познакомимся со строением глаза (таблица «Строение глаза», термины записаны на доске ). Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).

Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей. За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет. В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте. За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Задняя часть склеры – глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (диапроектор, диапозитивы ).

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым. Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного ). Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы (таблица «оптическая система линзы» на доске).

Но почему тогда же мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. (Учебник биологии «Человек», 8 класс, иллюстрация «Строение зрительного аппарата »). В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Человеческий глаз представляет собой устройство, принцип действия которого повторен в фотоаппарате.

Глаз приспособлен к работе в различных условиях: при различной удаленности предметов, как на близкое, так и на более дальнее расстояние (благодаря аккомодации) различной интенсивности освещения (благодаря адаптации). (Термины «аккомодация», «адаптация» на магнитную доску ). При рассмотрении близко расположенных предметов хрусталик становится более выпуклым, радиус кривизны его поверхности уменьшается, а, следовательно, увеличивается оптическая сила (Д = 1/ F на магнитную доску ).

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

Приспособляемость глаза может вызвать иллюзии – наблюдаемый предмет нам таким, каков он есть на самом деле. (Термин «иллюзия зрения» на магнитную доску плакаты ).

У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Во-первых, мы можем различить расстояние между предметами. Это позволяет видеть предмет объемным, а не плоским. Во-вторых, увеличивает поле зрения. (Учебник биологии «Человек», 8-й класс, стр. 76-77 иллюстрация ).

В процессе развития организма могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Диапроектор, диапозитив «Дефекты зрения», таблица «Близорукость. Дальнозоркость »).

Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

«По долговременном течениях наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
Велика сердцу скорбь, лишиться чтенья книг:
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселее досада!
Одна лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
Оно способствуем искусная руки
Подать нам зрение умеет через очки!»
(М.В. Ломоносов)

Очки были изобретены до Ломоносова, и мы знаем, что с их помощью человек корректирует свое зрение, т.е. исправляет близорукость и дальнозоркость.

Сообщение 2 (ученик ):

«Мы век проводим за трудами дома
И только в праздник видим мир в очки».
(И.В.Гете «Фауст»)

Изображение оптических стекол в средние века открыло огромные возможности. Увеличительные стекла захватили воображение. Через них рассматривали мелкие предметы. Потребовалось немало усилий, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки (плакаты ).

Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны. Существуют до 80 типов очков различного назначения.

Учитель: Какие же линзы следует применять в очках?

При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз - положительная. (Таблица «Линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости »).

IV. Первичная проверка изучаемого материала:

Ответьте на следующие вопросы:
Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).

Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

V. Объяснение новой темы (Продолжение):

Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего.

Выполним все вместе некоторые из упражнений:

  1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
  2. Поглаживай в течение 30 секунд веки кончиками (подушечками) пальцев.
  3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх - направо – вниз - направо – вверх - налево - вниз.
  4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

А если ты носишь очки?

В этом случае важно правильно их хранить и регулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит твое зрение!

И главное, если у тебя нарушено зрение, необходимо строго выполнять предписание врача-окулиста. Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательнее.

Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:

  1. читать, писать в хорошем освещенном помещении;
  2. нельзя читать в транспорте, лежа располагать тексты ближе или дальше 30-35 см от глаз;
  3. очень вредно смотреть на слишком яркий свет;
  4. чаще бывать на свежем воздухе;
  5. оберегать глаза от ударов;
  6. в пищу употребляй витамин А.

Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Берегите зрение с детства!

А сейчас обратимся к калейдоскопу интересных факторов:

Сообщение 3 . (ученик ):

Во многих славянских языках есть слово «око». Когда-то оно было единственным словом для названия органа зрения. От него в разное время образовались новые слова: очки, окунь.

Сообщение 4 . (ученик ):

В XVI веке появилось слово «глаз». Как считают многие ученые, это слово потреблялось в переносном смысле и означало: «камешек».

Сообщение 5 . (ученик ):

Глаз человека различает 7 тысяч оттенков различных цветов.

А также глаза не мерзнут. Это потому, что они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду. Наоборот, в кончиках пальцев, носа этих точек очень много, поэтому эти места, прежде всего и сильнее всего чувствуют холод.

Сообщение 6 . (ученик ):

Самая богатая водой ткань человеческого тела - стекловидное тело глаза – содержит 99% воды. Самая бедная – зубная эмаль – 0,2 % воды.

Сообщение 7 . (ученик ):

Еще одним дефектом зрения является цветная слепота. Глаз не способен различать красный и зеленый цвета. Этот случай впервые описал английский химик Дальтон, отсюда и произошло название – дальтонизм. Для многих профессий он несуществен, но для водителя, машиниста железной дороги, лоцмана крайне важно отличать красный цвет от зеленого.

Учитель: Спасибо за интересные сообщения. Итак, проведем краткий обзор изученного материала. Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни. Изучили строение оптической системы и свойства глаза. А так же узнали с помощью, каких линз можно исправлять близорукость и дальнозоркость.

Все это мы изучили благодаря биологии, истории, литературы, и конечно физики.

VI. Закрепление изученного материала:

Как мы освоили новый изученный материал, нам поможет узнать кратковременный проверочный тест.

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а) хрусталик; б) роговица
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке; б) на роговице
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
    а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

(Работа выполняется на отдельных листах, которые сдаются для проверки учителю. Одновременно запись проводится на полях в рабочей тетради ученика, для того чтоб самостоятельно оценить и проанализировать свою работу).

Работа проводиться с целью самоконтроля самими учениками своих работ (Подобная форма работы ребятам знакома, так как проводится регулярно). Проверяются первичные знания учащихся по изученной теме:

  • дано пять правильных ответов – оценка «5»
  • дано четыре правильных ответа – оценка «4»
  • три правильных ответа – оценка «3»
  • два и менее правильных ответа - оценка «2»

VII. Поведение итогов урока, выставление оценок.

Каждому ученику вручаются памятки «Гимнастика для глаз» и «Как уберечь глаз от травмы»

Домашнее задание : § 37,38 (для желающих стр.148 учебника №149)

Список литературы

  1. Громов С.В.Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение, 2002
  2. Лукашик В.Н. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2002 .
  3. Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики 7-11 классы. – Волгоград, 2002.
  4. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Илекса, 2003
  5. Юный эрудит. – М.: №2, 2003.
  6. Физика в школе. – М.: школа – Пресс, № 6/91, № 2/97.
  7. Энциклопедический словарь нового физика / сост. В.А. Чуянов. Педагогика - Пресс, 1998.
  8. Биология в школе. – М.: Школа – Пресс, № 8/93, № 1/95.
  9. Медицинская энциклопедия / сост. М.П. Обрамян. – М.: Медицина, т.3 1983 .

Дальнозоркость и близорукость

Близорукость и дальнозоркость это самые распространенные дефекты зрительных органов.

Глаза дают человеку наиболее полную информацию об окружающей среде, поэтому любые нарушения в области зрения приносят массу неудобств и затрудняют ориентировку в пространстве.

Как работает оптическая система глаз

Картинка передается на сетчатку в уменьшенном и перевернутом виде, однако это изображение четко и в точности передает все детали рассматриваемого объекта. Способность четко видеть обусловлена свойствами хрусталика изменять свою кривизну. Это достигается путем расслабления или напряжения цилиарной мышцы.

При нормальном зрении (эмметропия) объекты фокусируются строго на сетчатке. Если место собирания лучей изменено, то возникают нарушения зрения – аметропии.

Что представляют собой близорукость и дальнозоркость

Как правило, ухудшение зрения связано с неправильной работой цилиарной мышцы. Это может быть вызвано возрастным изменениями. Мышца теряет эластичность и не в состоянии обеспечивать надлежащее изменение кривизны хрусталика. Сам хрусталик также подвергается дегенеративным изменениям и теряет способность легко менять свою форму. Это приводит к постепенному ухудшению зрения.

Чем отличается дальнозоркость от близорукости? При близорукости больной отлично видит предметы, которые близко расположены. Но объекты находящиеся вдали видны нечетко и размыто. При дальнозоркости наблюдается обратная ситуация – объекты вблизи пациент видит плохо, а то что расположено вдали видит очень хорошо.

Также отличие близорукости и дальнозоркости в том, что близорукость часто обусловлена генетической предрасположенностью и первые признаки начинают проявляться в подростковом возрасте, а дальнозоркость наоборот чаще диагностируется у лиц старшего возраста, так как объясняется возрастными изменениями в оптической системе глаза.

Близорукость

Причины возникновения близорукости сводятся к следующим основным:

  • генетическая предрасположенность;
  • слишком сильное перенапряжение глаз из-за длительной работы, требующей зрительного внимания.
  • отсутствие коррекции или неправильно подобранные линзы на ранних стаях миопии только способствуют дальнейшему прогрессированию патологии.
  • В глазу, страдающем близорукостью, картинка собирается перед сетчаткой. Если у пациента увеличена длина или глазная ось – промежуток от края роговицы до сетчатки, то такая миопия называется осевой. Если имеется небольшой радиус кривизны роговицы, то лучи света преломляются чрезмерно сильно и глаз характеризуется малым фокусным расстоянием. Такую близорукость называют рефракционной. Обычно эти две формы сочетаются.

    Близорукость

    Опасность близорукости заключена в том, что длинная ось глаза способствует растягиванию сетчатки, что создает вероятность ее разрыва или отслойки. Миопия обычно возникает в детском или подростковом возрасте и часто прогрессирует. Основной максимум этого процесса наблюдают во время обучения в школе, так как тогда у ребенка имеются сильные зрительные нагрузки. Также в это время организм ребенка интенсивно растет, увеличиваются в размерах все органы, в том числе и глаза. Иногда рост глазного яблока по переднезадней оси может сопровождаться нарушениями. Это приводит к ухудшению трофики тканей сетчатки, к разрыву или ее отслойке, помутнению стекловидного тела. Задачей офтальмолога является остановить развитие близорукости. От скорости прогрессирования близорукости зависит метод, который для этого используется.

    1. если процесс идет медленно, то применяют консервативный способ – ребенку прописывают специальные упражнения, которые тренируют глазные мышцы.
    2. если миопия прогрессирует очень быстро, то используется хирургический метод.
    3. Склеропластика – операция, при которой под слизистую в косые меридианы глаза к заднему полюсу глазного яблока прикрепляют специальные трансплантаты – маленькие отрезки биоткани. Операция выполняется без нарушения целостности глаз. Трансплантаты укрепляют задний полюс глаза и не позволяют ему удлинятся. Эта манипуляция только останавливает прогрессирование миопии. но не восстанавливает зрение. Однако ни один метод не позволяет дать абсолютную гарантию остановки развития миопии. Лицам, имеющим близорукость средней и высокой степени противопоказаны физические нагрузки.

      Как улучшить зрение при близорукости

      Ношение очков

      1. Исправление миопии при помощи минусовых линз – очков или контактных линз.

      Очковая коррекция это самый широко распространенный способ улучшить зрение. Но помимо положительных эффектов, очки имеют свои недостатки:

    4. нельзя заниматься активными видами спорта;
    5. очки приносят ряд неудобств – они запотевают, пачкаются, их можно разбить;
    6. у водителей очки создают проблемы с пространственным восприятием;
    7. способствуют перенапряжению боковых мышц, что ведет к дальнейшему ухудшению зрения;
    8. уменьшают стереоскопический эффект;
    9. очковой коррекцией невозможно добиться 100% исправления зрения.
    10. Но, несмотря на все это, очки и по сей день остаются самым простым, дешевым и безопасным методом улучшения зрения.

      Контактные линзы это достойная и современная альтернатива, которая может обеспечить полноценную жизнь, даже людям с высокой степенью миопии. Конечно, и при ношении контактных линз есть ряд неудобств: их нужно одевать и снимать каждый день, в них нельзя купаться, у некоторых людей возникают аллергические реакции, некоторым сложно привыкнуть к постороннему объекту в глазу, во время инфекционных заболеваний их обязательно нужно снимать, чтобы не инфицировать глаза.

      2. Фоторефрактивная кератэктомия

      Это современная технология, которая сейчас завоевывает все большую популярность. Для операции используют эксимерные лазеры. Наиболее эффективные результаты получают при коррекции близорукости до 6 диоптрий.

      3. Лазерная коррекция

      Это смешанная лазерно-хирургическая операция, которая не вызывает дискомфорт у больного и в кратчайшие сроки возвращает зрение. Коррекцию миопии таким способом можно проводить у лиц с миопией в –13 диоптрий и дальнозоркостью –10 диоптрий.

      Дальнозоркость

      Дальнозоркость

      Данная аномалия рефракции характеризуется, тем что изображение формируется не в самой сетчатке, а в области за ней. Это происходит или из-за того, что пациент имеет короткую ось глаза или очень плоскую роговицу, которая слабо преломляет лучи.

      Старческая дальнозоркость встречается практически у всех людей, достигших 45-50 летнего возраста. Это происходит вследствие нарушения аккомодационных свойств глаз – теряется эластичность хрусталика и способность мышц сокращаться.

      Иногда дальнозоркость может появиться и у ребенка. Обратите внимание на такие неспецифичные детские жалобы, как быстрое наступление усталости при работе, требующей зрительного напряжения, низкая успеваемость в школе нервозность и раздражительность. Проверьте у офтальмолога наличие дальнозоркости, так как на начальных стадиях способность к аккомодации еще высока и больной может видеть четко и вблизи и вдали. В этом случае объективные симптомы могут долго не появляться.

      Чем характеризуется дальнозоркость

    11. предметы вблизи видятся нечетко;
    12. объекты вдали также нечеткие и размытые (при больших степенях дальнозоркости);
    13. головные боли, чувство жжения, ощущение «песка» в глазах при длительной работе;
    14. у больного наблюдаются частые воспаления глазных органов (блефариты, конъюнктивиты, ячмень и другие);
    15. сильное переутомление глаз при чтении;
    16. появление синдрома «ленивого» глаза у детей.
    17. Дальнозоркость опасна тем, что возрастает риск развития глаукомы. Для такого глаза характерна сильно укороченная ось и смещение радужки и хрусталика кпереди. Это ведет к тому, что радужка блокирует частично или полностью дренажные протоки, через которые отводится внутриглазная жидкость. Это провоцирует рост внутриглазного давления и риск появления глаукомы.

      Одновременное наличие и близорукости и дальнозоркости

      Астигматизм

      Сочетание этих патологий может быть следствием наличия астигматизма и пресбиопии. Пресбиопия или старческая дальнозоркость развивается у подавляющего большинства населения после 45 лет. Такая патология, как уже указывалось выше, связана с нарушением эластичности хрусталика. Даже людям с уже имеющейся миопией не избежать пресбиопии. Если у человека была небольшая степень близорукости, то очевидно, что особых неудобств он не испытает. А вот для тех, кто имел миопию средней или высокой степени врач может назначить две пары очков – одни для чтения, а вторые для дали. Но их, возможно, заменить одними – бифокальными.

      Признаки старческой дальнозоркости

      Еще одновременное присутствие миопии и гиперметропии возможно при наличии астигматизма. В этом случае роговица имеет неправильную форму и в отдельных меридианах наблюдается разная преломляющая сила. Лучи собираются не в одной точке, как это бывает в норме, а в двух. Такой астигматизм называют смешанным.

      Близорукость и дальнозоркость. Очки

      У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

      Близорукость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.

      Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

      Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

      Дальнозоркость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.

      Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.

      Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».

      Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.

      Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.

      Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.

      Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.

      Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?

      При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.

      При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.

      1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?

      ??????????????? ????? ?????? 7-11 ??????

      ???? 1. ???? ? ??????. ???????????? ? ??????????????. ????

      ?????????? ?????????: ?????? ? ????????.

      ????????????? ???????:

      1. ?? ????? ???????????: ?????? ????? ????????; ?????? ????????? ????? ? ????????????; ???? ?? ???????????? ? ??????????????.

      ??????? ??????. ??????, ??????? ?? ????? ?? ????? ??????? ???? ????????, ???????, ?????? ?? ?????, ??????, ????? ?????? ??????? ????? ? ??? ??? ???????????.

      ???? ?????? ?? ????? ???????? ????? ????????????? (?????? ????????? ????? ? ????????????), ??? ??? ?????????? ??????? ?????, ?????? ???????????, ?????? ? ?????????? ????????????.

      ??? ?? ???????????? ???? ???????? (?? ?????? ????????)?

      ??????? ????????. ???? ???????? ? ?????? ???????? ????? ????? ???????????? ????? (???. 1).

      1. ???????? ????? ????????

      25 ??. ???? ??????? ??????? ?????????, ?????????? ??????? (1). ???????? ????? ?????? ? ??????? ????????, ??? ???????? (10), ?????????. ?? ????????? ??????????? ???????? ???????? (7), ??????? ? ?????? ????? ????? ?????? ????. ????? ????????? ? ???????? ????????? ????????? ?????????? ???????? (5) ??? ???????? ??????.

      12 ?? ? ???????? 1 ??. ?????? ???????? ?? ? ??????? 8 ??. ?????????? ??????????? 1,38.

      ??????? ????????. ? ?????? ???????? ???????? ??????? ????????? ? ?????? (6), ?????? ???????? ??? ?????? ???????? ???????, ??????????? ?? ??????????? ??????? ???????, ????? ????????.

      2?3 ?? ??? ????? ????????? ?? 6?8 ?? ??? ??????. ????? ??????? ???????????? ?????????? ?????, ??????????? ?????? ?????.

      ??????? ????????: ??????????????? ?????? ?????? ????????? ????????? (5), ?????????? ? ??????? ????.

      ??????? ??????: ????????? ?? ????? ?????? ? ?????????????? ?????. ??????? ??? 8?10 ??. ?????? ???????? ???????? ??????????? ? ??????? 10 ??, ? ?????? 6 ??. ?????????? ??????????? ???????? ?????????? 1,44.

      ??????? ????????. ????????? ??????? ???????, ?????????????? ??? ? ?????? (9). ?? ??????????? ??????????? ???????????? ???? (4). ??? ????????? ? ????????? ??? ????????? ????? ?????.

      ??????? ??? ??????? ???????? ????????? (?????????) (3), ??????? ????????? ? ?????????? ???????? (2). ???????? ???????? ????? ??????? ????? 0,5 ?? ? ??????? ?? ?????????? ?????, ?????????? ??????? ??????????? ?????. ???????? ??????? ?? ??????? ? ???????? ? ??????? ??????, ?? ??????? ??????????? ???? ? ???????? ????. ????? ????? ????????. 7 ? 106, ? ???????. 100 ? 106. ???????? ????????????? ? ??????????? ????? ????????, ? ?????? ?????, ? ???????? ? ??? ??????????? ????. ??????? ??????????? ??????? ??????? ? ?????????????? ?????? ????????.

      ??????? ????? ??????? ?????????????????????, ?? ?? ???????????? ?????????? ?????.

      2. ????????????? ??????????? ???????? ????? ????????

      ???????? ????? ????? ?????? ????????????????????? ? ??????? ???????? ?????.

      00 ???????? ????? ?????????????? ?????? ????????, ?????? ? ??????????.

      00′, ?????????? ????? ????? ?????????? ? ?????? ?????. ? ???? ??????????? ???? ????? ????????? ?????????????????????.

      ??? ?? ?????????? ? ?????????????? ?????? ??????????? ?????????

      ????, ???????? ? ????, ???????????? ?? ???????? ??????????? ????? (????????) ?? ??????? ?? ? ????????. ??????? ?? ???? ???????????? ???? ???????? ????? ?????????? ?????????? ???? (40 ????). ????? ????, ??????? ????? ?????????, ??? ????????????. ?????????? ???? ?????????? 16?20 ????. ???? ??? ???????????? ? ???????? ?????? ? ???????????? ????, ?????????? ???? ???????? 3?5 ????. ????, ?????????? ???? ????? = 63 ????, ????????? ???? ?? ???????? ????? ?????????? ??????????????, ??????????? ? ???????????? ??????????? ??????????????? ?????????.

      ??????? ????????. ????, ????? ?? ????????? ??????????? ?????, ?? ??????? ??????? ????????, ?????????? ??? ?????????. ??????????? ?? ??????? ???????? ?????????? ? ????, ? ??????? ???????? ?????????? ???????????, ?? ???? ????? ????????. ??????? ?????? ?????????????? ??????, ??????? ?? ???????? ???????????? ?? ?????????????.

      ??????? ??????. ?????? ???????, ????? ??????? ?? ???????? ????????? ?????? ???????????, ????? ?? ????????? ?????? ? ?????????? ???????? ?? ??????? ? ????????. ??? ?????????? ??????, ??? ???????? ?????????? ??????????. ????? ?? ??????? ?? ??????? ????????, ?? ???????? ?????????? ???????????? ????????.

      ??????? ????????. ? ???? ?????? ?????, ?????????????? ?????????, ????? ??????????? ? ????????? ????? ???????. ? ????? ????????? ?????? ?? ??????????? ????????, ?? ????? ??????? ????????? (???. 3).

      3. ??????????? ?????

      ??????? ??????. ????? ???????? ?????????? ? ?????????? ???? ?????????????.

      12 ?? ?? ?????. ?????????? ???????? ???????? ?? ?????????? 12 ??, ??? ?? ??????????? ?????????? ?????????? ?????? (??????????? ???????? ?? ????), ??? ??????? ?????? ????????? ????? ????????????? ??? ?????????? ??? ??????????? ?????, ? 25 ??. ??? ??????? ?????????, ????? ??????, ???????, ????? ? ?. ?.

      ??????? ??????. ?? ????? ???????????? ???? ?????? ????? ????????

      ??????? ????????. ??-??????, ?? ????? ??????? ????????????, ?? ???? ????????????? ???? ??????. ??-??????, ?????? ????? ??????? ????????? ?????????, ????? ??????? ????????? ?????, ? ????? ?????? ?? ???. ???? ? ???, ??? ?? ???????? ?????? ? ??????? ????? ?????????? ?????? ???????????, ?? ??? ?? ????? ???????? ????? ? ??????. ? ??? ????? ???????, ??? ???????? ??? ????????, ??? ? ??????? ??????????? ??????? ? ??????????, ???? ??????????? ????????? ? ????? ???????? ? ????. ????????? ?????? ????? ???????, ?? ????? ???????? ?? ????????, ? ?????????.

      ?????? ????????? ??????????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?? ???????? ?????.

      ??? ??????????, ???? ???? ??????????. ???? ?????????? ??????????, ???? ?? ? ????????????? ????????? ???????? ???????????? ???? ? ?????, ??????? ?? ????????.

      ?? ???? ?????????? ????? ? ???????????? ??? ??????????????. ??? ???????? ?? ?????????? ????????? ????? ?????????? ??????? ?????????.

      4. ????????? ?????:

      ? — ???????????; ? ? ????????????; ? ? ??????????

      ??????? ????????. ???????????? ????? ???? ??????????? ??????? ????????? ???????? ?? ?????????? ?? ????????? ? ?????????? ?????? (???. 4 ?).

      25 ?? (?????????? ?????????? ??????), ?? ??????????? ?????????? ?? ?? ???????? (??? ? ??????????? ?????), ? ????? ? ??????????, ??????? ????????. ???????, ????? ??????????? ????????? ?? ????????, ???? ?????????? ??????? ? ?????. ?????????????, ? ?????????? ????? ?????????? ?????????? ?????? ?????? 25 ??.

      ??????? ????????. ???????????? ????? ???? ??????????? ???, ??? ???????? ???? ??????????? ????? ? ??????????, ?? ????????? ? ?????? ??????????.

      25 ??.

      ??????? ????????. ??????? ? ???????????? ???????? ???? ? ???????? ?????????? ??? ????? ????????? ? ???????? ???????????? ??? ??????????????. ????, ??????? ? ????????? ?????????? ??????, ? ??????? ???????? ?????????? ?????????????. ??? ??????????? ???, ??? ?????, ????????? ?????????, ?????????? ? ??????????? ??????????? ???????????. ?????????? ??? ? ??-?? ?????????? ??????????, ????????? ??????????? ????????? ? ????????.

      ?? ???????????? ? ?????????????? ??????????? ??????????? ?????.

      ??????? ??????. ????? ?? ???? ??????? ????????? ??? ?????????? ???? ??????????? ???????

      ? ?????????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?????? ?????, ?? ???? ??????? ????????. ????? ??? ????????????? ?? ????????, ???? ????????? ?????????? ???? ???????????? ??????? ?????. ??? ????? ????????? ???????????? ????? ? ????? (???. 5 ?).

      ?????????? ???? ??????? ????????????? ????? ???? ???????, ????? ??????????? ?????? ?? ????????, ??????? ? ????? ?????????? ?????????? ????? (???. 5 ?).

      5. ??????????? ????????? ?????:

      ? ? ????????????; ? ? ??????????

      ??????? ????????. ??????????? ????? ??????? ??????? ?????? ??? ?????, ??????? ?????????? ??????.

      ??????? ??????. ? ??? ????? ????????? ?????. ?? ???????? ? ???????? ? ???????? ???????? ??????? ????? ?????? ????? ? ?????. ????????? (XV?XVII ?????) ?????? ?????????? ? ????? ??????? ????? ????????, ????? ??????? ?? ????? ????????????, ?????? ???. ??? ??????????????? ????????? ?????? ? ???? ???????? ???????????? ????? ??????, ???????????? ????? ?????????????? ?????. ???? ????????? ???????, ??? ?????? ? ?????? ? ????? XIII ???? ????????? ?????? ????. ? ?????? ???? ????????? ? ????? XV ????. ??????? ??????????? ?????? ???? ?????????????? ?????? ?? ??????? ?????. ????? ????????? ??????? ??????? ?????? ? ????????????? ??????. ?? ??????? ????? ??????? ??? ??????? ?? ???. ?????????? ???? ??????????? ??????????? ???.

      3 ????, ?? ?????? ?? ??????????. ? ????? ??? ???????????? ???? ?????????? ????????, ?????????? ?????. ????? ???? ????? ?????, ????????, ?????????? ???? +3 ????.

      ??????? ????????. ?? ?????????? ????? ???????? ???? ??? ?????? ?????????? ????????? ? ?????? ?????. ???? ????????? ????? ??????, ??? ?????? ???????? ????? ????? ???? ? ???? ??????????? ??????????? ????? ?????????? ???????? ???????????? ? ??????? ????????.

      ??????? ??????. ??????, ??? ?? ????????, ????? ???? ??? ?????????? ?????, ? ????? ??? ????????????? ??????????? ????? ??????. ???? ???? ??? ?????????? ???? ? ????? ?? ???, ??????????, ???? ????, ? ? ???????????? ???? ???? ???. ??? ??????? ? ???, ??? ? ???????????? ???? ?????? ??????, ? ? ?????????? ? ??????????????.

      ??????? ????????. ??????, ? ????? ????? ? ?????????????? ????????? ????? ??????????? ????????????? ????? ????? ????, ??????????????? ?? ???? ????????????. ?????? ????? ???? ????? ????? ????? ????? ? ???????? ???????. ? ??? ????? ?????????? ??????? ????????? ? ???????????? ???????????.

      6. ????? ????????? ?????????????? ????????? ????:

      ? ? ???? ????; ? ? ???? ?????; ? ? ???? ????????

      ??????? ??????. ??????????? ????? ? ??? ??????????? ???????????? ??????????.

      180?.

      ??????? ??????. ??????? ?? ?????, ??????, ?? ????????????? ? ????? ?? ??????? ?????? ? ???????. ?????? ???????? ?????, ??????? ?????, ? ???, ??? ??? ??????? ???????????? ???????? ?????. ????????? ? ??? ???????????? ??????????? ????? ??? ????? ???????????, ????? ????????? ??????????? ???????.

      ??????? ????????. ???????, ??? ????????? ??? ???? ????????? ?????:

      1) ??????????? (???????????????);

      2) ???????????? (??????????????????);

      3) ?????????? (???????????).

      ??????? ??????. ?? ????????? ? ????? ????? ???????? ? ???????. ?????? ??????? ????? ? ????? ???? ????????? ? ? ?????? ?????????. ??????? ?? ????? ?? ????????? ?????? ?????????? ?????? ? ?????.

      Что такое близорукость и дальнозоркость и как лечить эти заболевания?

      Идеальное зрение у человека – довольно редкое явление. Чаще всего диагностируются такие отклонения, как близорукость либо дальнозоркость. Но в некоторых случаях могут быть близорукость и дальнозоркость одновременно. Такое состояние может быть вызвано либо пресбиопией, либо астигматизмом.

      Пресбиопия – это обычная старческая близорукость, диагностируемая у всех людей в возрасте старше 45 лет. Это именно тот возрастной рубеж, когда хрусталик становится менее эластичным. Определить, что у человека развивается астигматизм, может только врач.

      Механизм развития дефектазрения

      Понять, что собой представляют заболевания, поможет физика. Луч свет, после прохождения через зрачок, преодолевает еще несколько различных сред:

    18. роговица;
    19. передняя/задняя камера, зрительного органа;
    20. хрусталик и стекловидное тело.
    21. И только после этого воспринимается сетчаткой глаза. Желтое пятно, расположенное напротив хрусталика, принимает изображение и передает его на поверхность сетчатки в четком, но перевернутом виде.

      Способность видеть четкую картинку обусловлена способностью хрусталика глаза менять кривизну. Это становится возможным вследствие расслабления и напряжения мышц глаза. Если отклонений нет, то картинка фокусируется на сетчатке. При отклонении – место сбора лучей изменено.

      Чем отличается миопия от дальнозоркости?

      Основное отличие снова физика – длина преломления луча. Чтобы было более понятно, то:

    22. При миопии четким остаются изображения предметов, расположенных вблизи. При гиперметропии более четко глазом воспринимаются удаленные изображения.
    23. Близорукость чаше всего диагностирует в детском и подростковом возрасте, тогда как дальнозоркость – в основном удел взрослых людей пенсионного возраста.
    24. А теперь немного подробнее об этих заболеваниях.

      Близорукость (еще ее называют миопия) представляет собой дефект зрения, для которого характерно фокусирование изображения перед сетчаткой глаза. Если говорить более понятным языком, то человек, у которого близорукое зрение, хорошо видит расположенные вблизи предметы, но плохо различает удаленные. Все, что находится вдалеке, выглядит смазанным и нечетким.

      При близорукости острота зрения становится меньше 1.0. Зрение в этом случае корректируется при помощи минусовых очков.

      Какая бывает миопия

      Близорукость бывает трех форм:

    25. от ноля до «минус» трех диоптрий – слабая степень (начальная);
    26. от «минус» трех до «минус» шести диоптрий – средняя степень;
    27. от «минус» шести и выше – сильная степень.
    28. Причины развития близорукости

      Причины, по которым зрение становится хуже, довольно многочисленны:

    29. Генетическая предрасположенность. Если миопия диагностирована у обоих родителей, то вероятность того, что зрение у ребенка будет с тем же дефектом, вырастет вдвое.
    30. Повышенное напряжение глаз. Вызвать его могут, например, сильные нагрузки на глаза, при работе с расположенным очень близко к ним предметом, недостаточно хорошее освещение на рабочем месте и т.д.
    31. Отсутствие коррекции дефекта. Если при выявлении дефекта не будут использоваться коррекционные очки, то заболевание будет прогрессировать, а зрение ухудшаться.
    32. Совет! Лечение, начатое при первых признаках близорукости, позволяет практически полностью восстановить зрение.

      Прогрессирующая миопия

      Это определение дается особому состоянию глаз, когда зрение «падает» за год более чем на одну диоптрию. Чаще всего подобное состояние встречается у школьников, поскольку именно школа дает сильнейшую нагрузку на глаза ребенка. При этом довольно часто ребенок еще и неправильно сидит за партой, усугубляя имеющуюся проблему со зрением.

      Прогрессирующая близорукость накладывает некоторые ограничения на жизнь человека:

    33. при имеющейся патологии рекомендуется отказаться от любых занятий, связанных с подъемом значительных тяжестей;
    34. нежелательно длительное нахождение в согнутом положении с опущенной вниз головой;
    35. запрещены занятия спортом, где существует опасность резкого сотрясения тела (бокс, все виды борьбы и т.д.).
    36. Отсутствие адекватного лечения в конечном итоге приводит к существенному снижению остроты зрения.

      Коррекция миопии

      Именно очки являются самым простым и безопасным способом коррекции патологии. В них используются вогнутые, способные рассеивать свет, линзы. Они способствуют правильному преломлению луча, при котором фокусировка изображения проходит естественным образом, т.е. картинка размещается на поверхности сетчатки.

      Совет! Очки для коррекции близорукости практически всегда имеют знак «минус», тогда как дальнозоркость – всегда «плюс».

      При начальной степени близорукости очки можно не носить, но это не значит, что с глазами все в порядке. Не стоит забывать, что отсутствие коррекции патологи приводит к ее прогрессированию. Если очки, все же, выписываются, то используются они исключительно для выполнения работы, требующей повышенного напряжения глаз. При выполнении действий вблизи, очки не используются.

      При средней миопии очки необходимо носить постоянно, поскольку в этом случае предметы расположенные вблизи также приобретают размытые очертания. Достаточно часто при средней миопии рекомендуется использовать вторую пару очков для работы с предметами на близком расстоянии. Они всегда слабее основной пары на несколько диоптрий.

      Совет! При высокой степени близорукости очки надо носить постоянно.

      Дальнозоркость (гиперметропия) – отклонение зрения, при котором изображении фокусируется за поверхностью сетчатки. Это значит, что четкими выглядят предметы, расположенные вдали, но вот ближние оказываются размытыми.

      К симптомам дальнозоркости можно отнести:

    37. плохое «ближнее» зрение;
    38. плохое «дальнее» зрение, что типично для высоких степеней отклонения;
    39. быстрая утомляемость глаз во время чтения;
    40. перенапряжение глаз, сопровождающееся головной болью и жжением;
    41. может формироваться косоглазие и амблиопия;
    42. наблюдаются частые воспаления глаз.
    43. При дальнозоркости может развиться глаукома и это одно из наиболее опасных осложнений патологии.

      Причины гиперметропии

      Причины патологии могут быть следующими:

    • недостаточная кривизна роговицы, как в отдельности, так и в сочетании с недостаточной преломляющей силой хрусталика;
    • повышение плотности хрусталика;
    • короткая передне-задняя ось глазного яблока;
    • отклонение оптических показателей глаза;
    • наследственность;
    • влияние факторов окружающей среды.
    • Совет! При отсутствии адекватного лечения близорукость может перейти в дальнозоркость, что грозит усложнением клинической картины.

      Коррекция патологии

      Для коррекции дальнозоркости, также используются очки. Но в этом случае могут назначаться следующие виды:

    • Для работы вблизи. Здесь используются однофокальные линзы, которые помогают глазам видеть вдалеке.
    • Для дальних расстояний. Линзы очков в этом случае всегда слабее, чем степень дальнозоркости.
    • Бифокальные. Линзы в таких очках разделены на две оптические зоны.
    • Трифокальные. Здесь линзы имеют уже три зоны: для зрения вдаль, для близких расстояний и промежуточных.
    • Прогрессивные. Линзы в этом случае увеличивают оптическую силу сверху вниз и от обычных стекол визуально не отличаются.
    • Лечение патологий

      Метод лечения, как дальнозоркости, так и близорукости должен подбирать специалист. Чаще всего это коррекция с помощью очков. При желании их можно с успехом заменить на контактные линзы.

      В некоторых случаях может использоваться лазерная коррекция зрения либо проведена классическая хирургическая операция. Стоит понимать, что процесс лечения сугубо индивидуален. Начата терапия может быть только после проведения полного обследования глаз.

    Учитель физики МОБУ «Академическая СОШ»

    Белова Татьяна Анатольевна

    Тема урока: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.

    Цель урока:

    Способствовать восприятию и усвоению учебного материала по теме «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость »; научить применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, решения физических задач.

    Задачи:

    - обучающие: дать представление о глазе, как об оптической системе

    - развивающие: формирование навыков исследовательской деятельности, формирование информационной компетентности учащихся, повышение коммуникативной культуры, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к физике;

    - воспитательные: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, воспитание умения общаться друг с другом, умения излагать и отстаивать свою точку зрения, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Ход урока :

    I Организационный момент. Актуализация знаний.

    II Повторение. Проверка знаний.

    Кто и когда получил первую фотографию? Опишите принцип действия фотоаппарата?

    Охарактеризуйте изображение, даваемое объективом фотоаппарата.

    III Изучение нового материала.

    1. Постановка целей и задач урока .

    Как устроен глаз человека? Какие его части образуют оптическую систему? Каким является изображение, получаемое на сетчатке глаза.

    Какие преимущества дает зрение двумя глазами.

    Что такое аккомодация, поле зрения.

    Недостатки зрения и их исправление.

    2. Получение новых знаний.

    Одним из самых совершенных «приборов», которым природа снабдила человека и животных, является глаз. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире человек получает через глаза.

    ЦОР «Световые явления. Глаз как оптическая система».

    Строение глаза. Слайд 2.

    Изображение предмета на сетчатке. Слайд 3.


    Аккомодация. Расстояние наилучшего зрения. Слайд 4.

    Кратковременная лабораторная работа «Особенности зрения человека».

    1. Повернитесь лицом к свету и посмотрите на зрачки друг друга. Отвернитесь от света и опять посмотрите на зрачки. Что вы наблюдали? Объясните наблюдаемое явление.

    Расширяясь или сужаясь, зрачок регулирует количество проникающего в глаз света.

    2. Держите книгу перед глазами на расстоянии около 30 см. смотрите мимо книги на противоположную стену. Хорошо ли видны буквы? Далее посмотрите на книгу. Как теперь видны буквы? Хорошо ли видна противоположная стена? Какой можно сделать вывод?

    Глаз не может одновременно хорошо различать предметы, находящиеся на различных расстояниях.

    3. Выберите на стене какую-либо отметку. Не двигая головой, выполните следующие задания:

    а) Найдите отметку правым глазом (левый глаз закрыт). Заметьте, какую часть стены вы видите. Это - поле зрения правого глаза.

    б) Определите поле зрения левого глаза, Совпадают ли поля зрения правого и левого глаз?

    в) Посмотрите на отметку двумя глазами. Насколько увеличилась видимая область? Какой можно сделать вывод?

    Благодаря наличию двух глаз увеличивается поле зрения.

    4. Держа в вытянутой руке колпачок от ручки, закройте один глаз и попробуйте попасть ручкой в колпачок. Легко ли это сделать? Попробуйте выполнить тот же опыт с двумя открытыми глазами, Сделайте вывод о значении зрения двумя глазами.

    Благодаря наличию двух глаз мы можем различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас. Дело в том, что на сетчатке правого и левого глаза получаются отличающиеся друг от друга изображения (соответствующие взгляду на предмет как бы справа и слева). Чем ближе предмет, тем заметнее это различие. Оно и создает впечатление разницы в расстоянии. Эта же способность зрения позволяет видеть предмет объемным.


    Недостатки зрения. Слайд 7.


    ЦОР «Исправление близорукости и дальнозоркости».

    Гимнастика для глаз.

    1. Горизонтальные движения глаз: вправо-влево.

    2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

    3. Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.

    4. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, посмотрите на близкую деталь на стекле (царапину, наклеенный маленький кружок из бумаги), затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

    Презентация «Оптические иллюзии».

    Человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения .

    Некоторые зрительные иллюзии связаны с особенностями строения глаза.

    1. Так, отрезки и фигуры, которые проецируются на цент-ральную часть сетчатки, воспринимаются как более крупные по сравнению с предметами, которые проецируются на ее перифе-рическую часть. Это связано с тем, что в центральной части глаза гораздо выше плотность фоторецепторов.

    2. Вертикальные отрезки кажутся больше горизонтальных отрезков такой же длины. Это объясняется анизотропией сет-чатки (неодинаковой вытянутостью рецепторных клеток в вер-тикальном и горизонтальном направлениях). (Слайд 3)

    Другие иллюзии обусловлены рассеянием света на опти-ческих средах. (Слайд 4)

    Какой квадрат больше? Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем рав-ный ему по величине черный квадрат на белом фоне. Это объяс-няется тем, что рассеянный свет от белого фона попадает на края черного квадрата и засвечивает их, уменьшая воспринимаемую глазом величину квадрата.

    Иллюзии, вызванные психологическими причинами. (Слайд 5)

    Картина с перспективой (сходящиеся линии, более мелкие предметы на заднем плане). Наложим на эту картину две фигурки одинакового размера: одну — там, где линии расположены далеко друг от друга, а другую — там, где они сближены. Кажется, что «дальняя» фигурка больше. Это так называемая иллюзия перспективы. Обычно если из двух равных фигур одна расположена дальше, то ее изображение на сетчатке имеет меньшие размеры. Если изображения «дальней» и «близкой» фигурок одинаковы, мозг решает, что «дальняя» фигурка боль-ше «близкой».

    Другие иллюзии (слайды 6-15)

    IV Обобщение и закрепление нового материала.

    Решение задач: № 149, 150.

    1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
      а) хрусталик; б) роговица
    2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
      а) на сетчатке; б) на роговице
    3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
      а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
    4. При близорукости применяют очки
      а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
    5. При дальнозоркости применяют очки
      а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

    Это интересно

    У рыб хрусталик круглый и плотный и может подстраивать фокус, только двигаясь относительно сетчатки. Глаз рыбы настроен на резкое видение близких предметов и аккомодирует на далекие, отдаляя хрусталик от сетчатки.

    Человеческий глаз может различать до 10 миллионов цветовых оттенков.

    Цветовое зрение по-разному выражено у представителей разных рас. Более половины европеоидов, например, обладают повышенной чувствительностью к красному и различают больше его оттенков.

    Новорожденные лучше всего различают зеленые и желтые предметы.

    V Д/з §37, 38, № 1619, 1637.

    > Близорукость, дальнозоркость и коррекция зрения

    Изучите дефекты зрения : близорукость и дальнозоркость. Читайте о причинах проблем со зрением, роль сетчатки, преломление света, методы лечения и выбор линзы.

    Чтобы человек обладал ясным видением, изображение должно формироваться на сетчатке. Если это не так, то оно размывается.

    Задача обучения

    • Выявить факторы, ответственные за дефекты зрения.

    Основные пункты

    • В зависимости от формирования объектива будет меняться фокус изображения. Линза также меняется, основываясь на дистанции объекта и мышечном расслаблении или сокращении.
    • Близорукость появляется, если картинка формируется перед сетчаткой.
    • Дальнозоркость – когда картина появляется за сетчаткой.

    Термины

    • Близорукость – нарушение зрения, когда дальние объекты кажутся размытыми.
    • Дальнозоркость – нарушение зрения, когда приближенные объекты кажутся размытыми.

    Человеческий глаз относится к одному из 5 чувств. Это орган, взаимодействующий со светом. С его помощью нам удается воспринимать свет, цвет и глубину. Обычный глаз способен распознавать до 10 миллионов различных цветов.

    Свойства

    Глаз не выступает идеальной сферой и представлен двумя главными частями: роговица и склера. Они объединены кольцом – лимбус. Видимая часть – радужная оболочка, в центре которой расположен зрачок. Это черная точка, которая в зависимости от фокусировки меняет размер. Эти элементы покрывает прозрачная роговица. Напротив зрачка расположено глазное дно, но оно внутри и не просматривается без специальных инструментов. Сигналы к мозгу передаются по оптическому нерву.

    Видение

    Разные части глаза обладают разными преломлениями, что и формирует изображение. Роговица отвечает за 2/3 мощности, а все остальное гарантирует объектив. Изображение проходит сквозь несколько слоев. Когда добирается к сетчатке, то инвертируется, но мозг занимается обработкой и исправлением. Чтобы добиться четкости, картинка должна формироваться на сетчатке. Фокус меняется, основываясь на дистанции и размере объекта. Линза всегда гибкая и меняет форму, что влияет на фокусную дистанцию. За форму линзы отвечают цилиарные мышцы. При сосредоточенности они сжимаются и расслабляются.

    Лучи света, сходящиеся к роговице, формируют на сетчатке изображение. Лучи сверху и снизу отслеживают объект и создают обратный реальный образ

    Близорукость

    Близорукость глаза - дефект зрения, появляющийся, если фокус картинки расположен перед сетчаткой. Близкие объекты просматриваются хорошо, но удаленные кажутся размытыми. Метод лечения близорукости включает расходящиеся линзы.

    Картинка формируется перед сетчаткой

    Дальнозоркость

    Дальнозоркость - дефект зрения, когда фокус картинки располагается позади сетчатки. Тогда отдаленные предметы просматриваются хорошо, но близкие кажутся размытыми. Для улучшения дальнозоркости нужно поставить перед глазами сходящие линзы. Тогда световые лучи приблизятся до того, как войти в глаз.

    Картинка создается позади сетчатки



    © dagexpo.ru, 2024
    Стоматологический сайт