Легко ли быть гением

23.04.2019

– Святослав Всеволодович, уже много лет вы изучаете аномальные способности человека. Есть ли во всех этих рассказах о телепатии, ясновидении и подобных вещах хоть доля истины?

– Скажу сразу, наш институт не специализируется на изучении аномальных явлений. Наша задача несравнимо сложнее и интереснее. Вот уже десять лет мы пытаемся понять, как устроен самый сложный объект во Вселенной – человеческий мозг. По сути, это одна большая загадка. Почему при слабом быстродействии отдельных нейронов мозг работает в таком быстром темпе, который и не снился нашим компьютерам? Каким образом мы без труда воспринимаем смысл фразы: «Почапала курдюмина по…», хотя таких слов в русском языке просто нет? В каких участках головного мозга происходит понимание интонации, слова, буквы, звука, как они взаимодействуют между собой? Где помещаются эмоции? Откуда берутся иллюзии? Как происходит процесс творчества? Почему одни люди болеют рассеянным склерозом и другими аутоиммунными заболеваниями, а другие нет?.. Вопросов гораздо больше, чем ответов, но, если удастся разобраться хотя бы в части этих проблем, мы приблизимся к пониманию того: что есть человек? Уверяю вас, это гораздо интереснее, чем гоняться за привидениями, хотя и они, как объект научного познания, возможно, имеют право на жизнь.

– Надо ли это понимать так, что вы верите в реальность призраков?

– Кому это интересно... Как человек, я, разумеется, верю во всевозможную чертовщину, но, как ученый, нуждаюсь в доказательствах. Так что я предпочитаю действовать по принципу «доверяй, но проверяй». Когда ко мне приходит очередной претендент на знание высшей истины, я задаю ему элементарный вопрос: «Раз вы все знаете, скажите, сколько спичек в этом коробке?» На этом беседа, как правило, заканчивается.

– Тем не менее питерский Институт мозга – одно из немногих научных учреждений, в котором исследуют экстрасенсорные возможности человека?

– А почему бы и нет? Не существует такого понятия, как «лженаука»! Имеются шарлатаны и мистификаторы, которым все равно чем (наукой, культурой, экономикой, политикой и так далее.) прикрываться. И существуют непонятные явления, объяснить которые современная наука просто не в состоянии. Но у нас, если что-то не вписывается в узкие рамки официальной науки, то этого как бы и нет.

Чем-то это напоминает историю развития сексологии в Америке. Сначала подобные исследования в США просто запрещали как «неприличные». Потом, когда стало понятно, что из-за проблем в сексуальной сфере ежегодно ломаются судьбы сотен тысяч людей, их разрешили, но с оговоркой, что «ученый, который изучает отношения полов, должен быть не моложе 40 лет и примерным семьянином». Понятно, что ставить подобные ограничения на науку глупо и смешно. Но ученое сообщество, к сожалению, до сих пор находится под сильным влиянием англо-американского подхода к науке, исповедуя принцип: «Этого не может быть потому, что не может быть никогда».

Между тем природой очень мало что запрещено. Даже второй закон термодинамики до сих пор не доказан, просто никто ни разу не видел случаев его нарушения. Вечный же двигатель лишен права на существование, поскольку французским академикам в свое время надоело рассматривать безумные, с их точки зрения, проекты, хотя не исключено, что там были гениальные инженерные решения… Зерна от плевел надо отделять профессионально, так что, когда у нас имеются средства и возможности, мы с удовольствием изучаем аномальное.

– Какие из исследованных вами паранормальных явлений действительно существуют. Есть ли зерно истины в той же астрологии?

– С моей точки зрения, это абсолютная чепуха. Ко мне в институт приходили множество астрологов, предлагавших свою помощь в лечении тех или иных заболеваний, но ни один из них не выдержал элементарной проверки – по дате рождения человека описать его историю болезни. Попаданий не было! Точно таким же шарлатанством оказался и пресловутый биомагнетизм (притягивание различных металлических предметов телом человека. – «НИ»), заявку на открытие которого я рецензировал, еще работая в Физтехе.

С другой стороны, даже телепатия не противоречит никаким законам природы. В свое время в лаборатории Бехтерева были получены весьма интересные, хотя и плохо воспроизводимые результаты, подтверждающие реальность ее существования, но… По-моему, основной причиной отсутствия телепатии является не ее «физический» запрет (хотя, может быть, он и есть), а то, что с точки зрения эволюции телепатия не только не полезна, но и вредна.

– Разве плохо было бы, если бы человечество научилось передавать свои мысли на расстояние без радиоприемников и сотовых телефонов?

– Ну что вы, это просто чудесно, когда муж идет с женой в ресторан, видит впереди красивую девушку, в мозгу непроизвольно возникает мысль: «Классная телка!», жена же все слышит и… Как в старом анекдоте: «И стоило это пятиминутное кино такого »

– С другой стороны, в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с телепатией. Людям с хорошо развитой интуицией предугадать поступки и мысли того или иного человека совсем нетрудно?

– Предугадать, но не знать наверняка! Хотя в чем-то вы правы, – мы удивительно стереотипны в своем поведении, и это правильно. Если бы каждый раз, сталкиваясь с какой-то стандартной проблемой, люди изобретали оригинальные способы ее решения, развитие человечества давно остановилось. Времени на дальнейшее совершенствование просто не оставалось бы.

На стереотипности поведения основан, кстати, и «феномен гадалки». Опытная предсказательница перед тем, как раскладывать карты, обязательно выяснит: кто вы? Чем занимаетесь? Есть ли у вас семья, дети? После этого начнет говорить достаточно абстрактные вещи, которые можно приложить абсолютно к любому человеку, остальное вы домыслите сами. Классический эксперимент. Берем фотографию, на которой изображены обнаженные мужчина и женщина, открываем журнал и придумываем подпись. Так, что у нас с заголовками? «Человечки, пляшущие на синей луне», «Пиар выходного дня», «Не уйду, даже если начнут выгонять»… Комментарии излишни!

– А с настоящим предвидением будущего вам сталкиваться не приходилось?

– Доказательно? Нет. Недоказательно же… Был один такой случай. Моя мама никогда в жизни не интересовалась состоянием моей машины. И вдруг совершенно внезапно говорит: «Смени шины!» Я и понятия не имел, что она знает, как эти штуковины называются. Удивился несказанно, но шины сменил, – они у меня действительно были лысые. Через две недели это спасло мне жизнь – машину занесло на скользкой дороге, со старыми шинами она бы просто улетела в кювет. Повторить подобное невозможно, сколько раз в своей жизни мама мне говорила: «Надень шарф, простудишься!» Я не надевал – и хоть бы хны. А значит, для ортодоксальной науки этого феномена спонтанного предвидения будущего словно бы и не существует.

– Люди верующие объяснили бы все просто: «вещее сердце матери почуяло беду», «душа заболела»…

– А что такое душа с научной точки зрения? Каждая психологическая школа объясняет это по-своему. Как человек образованный, я, конечно, могу сказать что-то о мятущейся душе русского интеллигента, как ученый же должен оперировать четкими понятиями.

– Отсутствие четкого определения не мешает голландским ученым исследовать феномен выхода души из тела после смерти.

– Я бы тоже с удовольствием занялся исследованием этого феномена, ведь он непосредственно связан с деятельностью мозга. Существует масса свидетельств людей, которые в состоянии глубокого наркоза или клинической смерти видели себя со стороны, знали вещи, которые вроде бы не должны знать… Все это широко обсуждается в прессе, но пока я являюсь директором Института мозга и членом Российской академии наук, то должен придерживаться определенной методики исследования. Вот только как это осуществить на практике? Можно, конечно, взять сто человек и загнать их в глубокую кому… Напрасно смеетесь, это был бы самый чистый эксперимент. Можно отправить сотни людей в реанимации и операционные, чтобы они методично, в течение нескольких лет опрашивали возвращающихся с того света. Весь вопрос: кто это профинансирует? Официальная наука консервативна! Вряд ли Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) придет в восторг, обратись я в него с предложением изучить феномен выхода души из тела или эффективность приворотных зелий средневековых ведьм – ведь это «чистой воды лженаука». Парадокс в том, что механизм действия последних еще 25 лет назад описан в фундаментальном труде Натальи Петровны Бехтеревой.

– Вы это серьезно?

– Разумеется. Заставить одного человека влюбиться в другого или разлюбить его для современных фармакологов, как и для их средневековых коллег, труда не составляет. Достаточно задействовать базовые инстинкты, и дело в шляпе. Ведь что есть любовь, с точки зрения физиолога?

Вы смотрите на какую-то женщину или мужчину, объект вам нравится, в организме происходит выброс определенных гормонов, которые вызывают эйфорию. Ощущения очень приятные, так что происходит их чисто сексуальное закрепление.

Теперь представьте, что вы приходите к очень интересному человеку, а у вас, простите, понос. Каждые две минуты вам приходится мучительно бороться с желанием выбежать в места не столь отдаленные. Вам страшно неловко перед ним, у вас дикий стресс, вряд ли ваш собеседник вызовет у вас сексуальное желание, хотя при других обстоятельствах, в другое время и в другом месте… Фактически я вам все уже рассказал. Этот механизм был хорошо известен средневековым ведьмам, которые пользовались им на полную катушку.

Допустим, один мужчина любит женщину, а она отдает предпочтение другому. Он идет к деревенской ведьме, берет у нее отваживающий порошок (слабительное, рвотное и т.д.) и подсыпает в чай любимой, когда она собирается на свидание к другому. Постепенно у нее вырабатывается условный рефлекс – от возлюбленного ее тошнит в прямом смысле этого слова. Роман заканчивается сам собой. Тогда наш герой подсыпает ей второе зелье, полученное от бабки, содержащее мощные возбуждающие вещества. И женщина начинает думать: «Боже мой, где были мои глаза? Этот кривой, косой и плюгавый старикашка, оказывается, вызывает у меня сильное сексуальное желание». Точнее о подобных вещах она, как девушка порядочная, не думает и решает, что… влюблена. И действительно, чисто физическая реакция, сочетаясь с психической, очень быстро перерастает в любовь. Так что подобное «колдовство» вполне реально. Другой вопрос, что порядочный человек просто не будет к нему прибегать.

– В современном российском обществе маги и экстрасенсы весьма востребованны…

– Вполне естественно. В 1991 году у людей отняли идею, смысл, цель существования, заключавшуюся в построении коммунизма. Человек же такое существо, которое не может жить без веры – в Бога ли, в черта ли, в светлое будущее всего человечества… Мятущееся сознание моментально мифологизируется и начинает творить себе новых героев, которые в зависимости от уровня развития общества принимают вид богов, демонов или НЛО. Запретами здесь не поможешь, этим просто надо переболеть.

Общество стареет

сайт: - В древности человек сражался со стихией. В современном мире он борется с огромным потоком информации, который на него обрушивается каждый день. Как меняется мозг в процессе эволюции человека?

С.М.: - Сейчас все говорят про огромный объем информации, который вынужден перерабатывать мозг. Но, позвольте, коренным образом ничего не изменилось. Так, к примеру, мы лишены необходимости воспринимать большой набор сведений, который был жизненно важен для людей древности. Раньше охотники читали следы, чтобы узнать, где прячется зверь, земледельцы следили за природой, чтобы понять, когда нужно начинать сеять. От этих наблюдений зависела их жизнь. Нам же эта информация не нужна. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что изменилась не ситуация, а сама информация и ее форма подачи.

Что сейчас на самом деле резко поменялось, так это ситуация со старением человека. Общество стало заметно старше. Придя на пляж можно заметить людей, у которых остался шрам после удаления аппендицита. 150 лет назад все они были бы мертвы. Пневмония, гриппы, лихоманки выкашивали население, поэтому выживали самые сильные. В то время было мало стариков и детей. В наши же дни выживают те, кто раньше не имел бы шансов. Такое положение дел меняет наш генофонд.

Важные процессы происходят и в самом обществе. Есть такое понятие, как «детектор ошибок». Это система, которая во многом определяет условно «правильное» поведение человека. У ребенка она не развита, поэтому он может совершать непредсказуемые поступки, экспериментировать. Со временем его учат, что можно, чего нельзя, и смелость, свобода в поступках исчезает. В итоге получается такая вещь – с годами мы уничтожаем свою фантазию, становимся более расчетливыми, опасливыми, менее смелыми. Это подтверждается тем, что, к примеру, не одно серьезное открытие в области математики, физики не было сделано людьми старше 35 лет. Но есть и обратная сторона медали: так врач-терапевт, нейрохирург становится по-настоящему хорошим специалистом годам к 50-60, потому что это та сфера, в которой нужно больше знаний и опыта. Но в целом общество теряет смелость.

сайт: - Верно ли, что болезни мозга «молодеют», возраст пациентов становится все меньше?

С.М.: - Заболеваниям, которым подвержены в том числе и молодые люди, нет числа. Только раньше из-за них умирали, а сейчас выживают. В целом в медицине происходит позитивно-негативный тренд. С одной стороны мы спасаем человека, даем ему шанс полноценной жизни, с другой стороны мы не всегда в состоянии его восстановить - остается проблема вегетативного состояния, комы. При нынешнем развитии медицины врачи побеждают серьезные заболевания, но позже оказывается, что пациент все равно страдает. Это проблема. Она касается не только молодежи – всех.

Для молодых людей скорее характерна проблема образования. Наша система образования, киноиндустрия, телевидение, интернета воспитывает людей без фантазии.

«Выбросьте записную книжку»

сайт: - Для подростков новой формой зависимости становятся видеоигры. Как вы относитесь к подобному досугу?

С.М.: - Известны случаи такого прикипания к монитору, когда человек не отходил от него месяцами. В таком случае происходит эмоциональное обеднение игрока, плюс сказывается недостаток движений. При этом, по моему мнению, компьютерные игры – это очень развивающая вещь. Они нужны, но в разумных пределах. И не стрелялки. Есть игры, которые я считаю полезными, например ролевые или стратегии типа «Цивилизация». Эти игры развивают, правда, если не посвящать им 24 часа в сутки.

сайт: - Если человек все-таки попал в игровую зависимость, можно ли от нее излечиться?

С.М.: - Нет болезней 100% излечимых и мало болезней 100% неизлечимых. Я думаю, это можно лечить. Но главное - не дать зависимости развиться. Возникает это также как и тяга к курению, наркотикам. Для человека игра становится единственным источником удовольствия. Например, наркоман, как правило, безразличен к сексу. Зачем ему лишние движения, когда он просто может вколоть себе дозу. По сути, в случае с игрой в организме происходят те же процессы. Вырабатываются эндорфины, эндогенные морфиноподобные вещества, создается ощущение удовольствия, и человек втягивается в это.

сайт: - Как можно улучшить память, восприятие информации?

С.М.: - Во-первых, стоит избавиться от вредных привычек. Я не хочу говорить, что нельзя пить вообще. Наоборот, алкоголь полезен в разумных дозах. Но, именно в разумных. Во-вторых, нужно тренировать свой мозг. К примеру, моя падчерица закончила частную школу, отзывы о которой были очень положительные. Так там они не изучали таблицу умножения. Зачем, если есть калькулятор? Меня же учили по-другому. Уметь считать в уме - это норма для человека, ведь, если у вас есть автомобиль, это еще не значит, что вы должны перестать ходить пешком.

сайт: - Как стоит тренировать свой мозг?

С.М.: - Для начала выбросьте записную книжку. К сожалению, сейчас люди через пять минут забывают, как зовут человека, с которым разговаривают. Научитесь запоминать информацию, найдите для этого мотивацию.

сайт: - Как питание сказывается на работе мозга?

С.М.: - Это отлично описал Джером К.Джером в книге «Трое в одной лодке, не считая собаки». После грудинки с яйцами хочется работать, после бифштекса и портера – поспать, а после чашки чаю желудок повелевает мозгу: «теперь поднимайся и покажи, на что ты способен».

Конечно, есть продукты, которые обязательно должны быть в рационе, например, мясо. Известно, что если в пище нет животных белков, то головной мозг работает хуже. Поэтому, если ребенок с детства вегетарианец, у него мозг не может получить все элементы, необходимые для полноценного развития.

сайт: - Существует мнение, что сахар полезен для работы мозга…

С.М.: - Все в разумных пределах. Без глюкозы мозг работать не может. Но если вы съедите стакан сахара, то вам просто станет плохо. Важно помнить, что мозг и организм – это гомеостаз - то есть, идеально сбалансированное устройство. Здесь что много – то лишнее, как говорит немецкая поговорка.

Боль - специальное чувство

сайт: - Есть люди, которые постоянно жалуются на недосып, в то время как некоторые спят по три часа и чувствуют себя замечательно. Есть ли норма для здорового сна?

С.М.: - Все очень индивидуально. Люди, которые якобы спят по три часа, ухитряются засыпать на 10-15 секунд в течение дня. Так, например, на заседании совета министров Кеннеди мог заснуть в перерыве на пару минут и проснуться уже немного отдохнувшим.

За день мы получаем большое количество информации, которая перерабатывается во время сна. Без сна человек просто не может существовать.

сайт: - Слышала про уникальные случаи, когда после потрясений, люди вообще переставали спать.

С.М.: - Значит, у них сон просто организован иначе. Такие люди спят десятками секунд. Поэтому им нельзя водить машину: они могут заснуть за рулем на две секунды, и это может привести к катастрофе.

сайт: - Насколько сила внушения эффективна в борьбе с болью?

Моя мать, Наталья Петровна Бехтерева, все стоматологические процедуры делала без анестезии. Она говорила себе «мне не больно», и это работало. Анатолий Кашпировский, шаманы использовали подобную практику. Однако до сих пор неизвестно, насколько это безопасно, ведь боль – специальное чувство, которое имеет охранительное значение. Когда у вас что-то болит, это заставляет вас постоянно обращать на это внимание. Поэтому к боли нельзя привыкнуть, но можно сделать так, что она перестанет вас раздражать. Например, рука болит, но вы от этого не страдаете. Этого результата можно добиться внушением. Но, подчеркну, это трудно и ненадежно.

Наша цивилизация построена на обмане

сайт: - В последнее время появилось много книг о том, как развить в себе сверхспособности, телепатию. Как вы относитесь к этой литературе?

С.М.: - Как к макулатуре. Не отрицаю: какие-то способности можно развить в себе. И я встречал людей, которые добивались в этом определенного успеха. Но это были люди, которые отличались по менталитету от большинства.

Я убежден, что некоторые способности, например, такие как телепатия, вредны для нашего общества, для любого биологического сообщества. Во время разговора люди иногда должны скрывать свои мысли. Это естественная вещь. А то получится, что к вам подходит молодой человек, спросить который час, а вы ему сразу пощечину.

Если бы телепатия и была когда-то в животном мире, то в процессе эволюции должна была исчезнуть. Наша цивилизация во многом построена на обмане: можно говорить комплименты, считая иначе, отвечать на вопросы, скрывая свои мысли. Телепатия не давала бы этого делать. Если она возникнет, то наше общество будет разрушено.

сайт: - Такие необычные способности людей изучаются специалистами?

С.М.: - Я практически не встречал людей со сверхспособностями. Ко мне приходили много людей, которые претендовали на звание экстрасенса, но ни один из них не доказал этого.

Мы пытались изучать Анатолия Кашпировского. Могу сказать, да, эффект Кашпировского есть, но почему это происходит - непонятно. С другой стороны, словом можно сделать многое: заставить беспокоиться, изменить состав крови, гормонов. Мы еще не знаем всю силу слова. Это как у Эдмона Ростана, пламенные стихи Сирано могли заставить девушку полюбить того, кто их декламирует.

сайт: - А вы много читаете?

С.М.: - Я рано начал читать умные книги. Сейчас же, если ты скажешь: «Анна Каренина. Лев Толстой», то тебя еще переспросят, кто из них автор. Я считаю, что резкое понижение общего уровня культуры и снижение способности мозга к фантазии - это одна из важнейших проблем общества.

ЕГЭ играет положительную роль, когда речь идет о сравнении троечника из хорошей частной школы Москвы и отличника из школы в селе Холмогоры. Но то, что сейчас в школах не дают фундаментальных знаний – точно. К сожалению, знания перестали давать и в университете. И это проблема не только нашей страны. Исключение составляют Оксфордский, Кембриджский и другие университеты Англии и некоторые немецкие вузы, которые сохранили традиции образования.

сайт: - Назовите несколько книг, которые, на ваш взгляд, должен прочитать каждый?

С.М.: - Это «Война и мир» Льва Толстого, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси, «Трудно быть богом» братьев Стругацких, «История Тома Джонса, найденыша» Генри Фильдинга, «Дэвид Копперфидьд» Чарльза Диккенса. Обязательно нужно прочитать «Трех мушкетеров» Александра Дюма и «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьева. Сейчас же одной из моих настольных книг являются «Записки о Галльской войне» Гай Юлия Цезаря. Мне иногда очень жалко, что я их уже прочитал и не могу насладиться снова. Но, конечно, список этим не ограничивается.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

В Институте мозга человека РАН под его руководством изучался феномен так называемого прямого, или альтернативного, зрения, о котором в 2004 году велась дискуссия , затем в был проведен семинар . Публикации результатов исследований предпослано краткое сообщение в Вестнике РАН (2005, № 6) .

Разведен, есть дочь, внук и внучка. Увлекается теннисом, выращиванием роз.

Напишите отзыв о статье "Медведев, Святослав Всеволодович"

Примечания

Ссылки

  • Светлана Кузина , // Сайт газеты «Комсомольская правда »
  • Анна Майская , // Сайт газеты «Аргументы и факты »
  • на официальном сайте РАН

Отрывок, характеризующий Медведев, Святослав Всеволодович

– Не знаю, родная... Я пока ещё не понял этот мир. Я как дитя, делающее первые шаги... Мне предстоит сперва «научиться ходить», прежде чем я смогу ответить тебе... А теперь я уже должен идти. Прости, милая. Сперва я должен научиться жить среди наших двух миров. А потом я буду приходить к тебе чаще. Мужайся, Изидора, и ни за что не сдавайся Караффе. Он обязательно получит, что заслужил, ты уж поверь мне.
Голос отца становился всё тише, пока совсем истончился и исчез... Моя душа успокоилась. Это и правда был ОН!.. И он снова жил, только теперь уже в своём, ещё незнакомом мне, посмертном мире... Но он всё также думал и чувствовал, как он сам только что говорил – даже намного ярче, чем когда он жил на Земле. Я могла больше не бояться, что никогда не узнаю о нём... Что он ушёл от меня навсегда.
Но моя женская душа, несмотря ни на что, всё так же скорбела о нём... О том, что я не могла просто по-человечески его обнять, когда мне становилось одиноко... Что не могла спрятать свою тоску и страх на его широкой груди, желая покоя... Что его сильная, ласковая ладонь не могла больше погладить мою уставшую голову, этим как бы говоря, что всё уладится и всё обязательно будет хорошо... Мне безумно не хватало этих маленьких и вроде бы незначительных, но таких дорогих, чисто «человеческих» радостей, и душа голодала по ним, не в состоянии найти успокоения. Да, я была воином... Но ещё я была и женщиной. Его единственной дочерью, которая раньше всегда знала, что случись даже самое страшное – отец всегда будет рядом, всегда будет со мной... И я болезненно по всему этому тосковала...
Кое-как стряхнув нахлынувшую печаль, я заставила себя думать о Караффе. Подобные мысли тут же отрезвляли и заставляли внутренне собираться, так как я прекрасно понимала, что данный «покой» являлся всего лишь временной передышкой...
Но к моему величайшему удивлению – Караффа всё также не появлялся...
Проходили дни – тревога росла. Я пыталась придумать какие-то объяснения его отсутствию, но ничего серьёзного, к сожалению, в голову не приходило... Я чувствовала, что он что-то готовит, но никак не могла угадать – что. Измученные нервы сдавали. И чтобы окончательно не сойти с ума от ожидания, я начала каждодневно гулять по дворцу. Выходить мне не запрещалось, но и не одобрялось, поэтому, не желая далее сидеть взаперти, я для себя решила, что буду гулять... несмотря на то, что возможно это кому-то и не понравится. Дворец оказался огромным и необычайно богатым. Красота комнат поражала воображение, но лично я в такой бьющей в глаза роскоши никогда не смогла бы жить... Позолота стен и потолков давила, ущемляя мастерство изумительных фресок, задыхавшихся в сверкающем окружении золотых тонов. Я с наслаждением отдавала дань таланту художников, расписывавших это чудо-жилище, часами любуясь их творениями и искренне восхищаясь тончайшим мастерством. Пока что никто меня не беспокоил, никто ни разу не остановил. Хотя постоянно встречались какие-то люди, которые, встретив, с уважением кланялись и уходили дальше, спеша каждый по своим делам. Несмотря на такую ложную «свободу», всё это настораживало, и каждый новый день приносил всё большую и большую тревогу. Это «спокойствие» не могло продолжаться вечно. И я была почти уверена, что оно обязательно «разродится» какой-то жуткой и болезненной для меня бедой...

В конференции участвуют: Медведев Святослав Всеволодович

Наши мысли управляют нашей жизнью. Те, кто умеет правильно их формулировать, достигают успеха. Тот, кто владеет тайнами тренировки мозга, живет долго. Люди, знающие отличия строения мозга мужчины и женщины, счастливы в браке.

Как же правильно настроить свой мозг на долгую и счастливую жизнь? Все ли в нашей жизни зависит от наших желаний? Как нас спасает невидимый нам детектор ошибок мозга? Куда уходят мысли после смерти человека? Почему дети легче обучаются, чем взрослые? Кто умнее - человек или компьютер? Действительно ли есть связь души и космоса? И откуда берутся гении?

На ваши вопросы 21 мая ответил член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека (Санкт-Петербург) Святослав Всеволодович Медведев.

Ответы:

Медведев Святослав Всеволодович 19:03 22/05/2012

Ведущий конференции: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория «Аргументов и фактов». Сегодня в гостях нашей студии член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека Святослав Всеволодович Медведев. Здравствуйте! Спасибо, что пришли в нашу студию! Медведев Святослав Всеволодович: Здравствуйте! Ведущий конференции: Проведу встречу я, Виктория Никитина. Я думаю, что не будет большим преувеличением сказать, что секреты мозга человека это та тема, которая всегда волновала людей, волнует сейчас и будет волновать в будущем. На наш сайт пришло очень много вопросов и сегодня наш гость постарается на них ответить. Святослав Всеволодович, я предлагаю начать нашу беседу с вопроса о том, какие исследования в настоящее время проводятся в Вашем институте, какие очередные тайны мозга Вы открыли и над чем планируете работать в будущем. Медведев Святослав Всеволодович: Сверхзадача нашего института - это понять, чем отличается мозг человека от мозга даже самого высокоорганизованного животного. Я в своих докладах обычно беру слайд «Моя семья». Это трое девушек, двое женщин и две собаки, причем голова у большой собаки больше, чем моя. Они - очень умные собаки, но интеллект разный. Что именно мозг человека делает мозгом человека? Это, пожалуй, один из наиболее сложных вопросов, которые вообще ставились перед человечеством. Ответ на него неизвестен до сих пор. Очень важно то, что, зная, как устроен мозг, начинаешь понимать, как лечить его болезни, а с другой стороны, болезнь - это созданный самой природой эксперимент. Мы не можем проводить эксперименты над человеком, как на кошках, обезьянах или крысах. Что такое эксперимент - это искусственно вызванное нарушение функций, при этом исследуется, как животное реагирует на это нарушение. Мы это делать искусственно не можем, а болезнь делает, поэтому мы работаем с клиникой. Мы смотрим, что происходит при нарушениях и пытаемся это нарушение исправить. Чем больше мы знаем о мозге, тем лучше у нас получается лечение, потому что, если знаешь, как все устроено, то более-менее понятно, как это починить. Поэтому у нас есть научные лаборатории, есть клиника на 160 коек. Разделить эти вещи невозможно. Сотрудники лабораторий работают в клинике, сотрудники клиники - в лабораториях. Мы выясняем, как устроено творчество - самый человеческий вид деятельности, внимание, речь, вообще мышление, почему возникают муки совести, как человек лжет. Ведущий конференции: Почему муки совести возникают? Медведев Святослав Всеволодович: В мозге человека есть такой механизм. Называется он детектор ошибок. Что это такое? Вы встаете утром, выходите из дома и вас что-то гложет. Вы возвращаетесь домой, выясняется, что вы забыли выключить свет или закрыть дверь. Детектор ошибок сообщает, что произошло что-то не так. Он не говорит «Привяжите ремни». Вы чувствуете себя неловко, потому что ремни не привязаны. Когда вы утром встаете, скажем, я утром бреюсь, пью чай или кофе и планирую предстоящий день. Мне не приходит в голову прийти на интервью в купальном костюме или в гавайской рубашке. Это не потому, что я думаю одеть то-то или то-то, а потому что у меня есть некая матрица, которая говорит: «Вот так надо». Матрица стандартного поведения. Я не раздумываю. Если вижу дождь, то понимаю, что идти без плаща нельзя. Что происходит, когда мы должны делать что-то, что не соответствует этой матрице? Человек стандартно должен говорить правду и детектор ошибок поправляет его, когда он совершает ошибку. Ведущий конференции: Как человек это ощущает? Медведев Святослав Всеволодович: Он ощущает, что что-то не так. Представьте себе, что человек должен обмануть жену, ведь наша жизнь очень часто подразумевает и обман. Вы играете в карты, любая игра - это обман противника. Здесь вроде бы это не ошибка, детектор ошибок тем не менее сообщает, что ты действуешь неправильно, подумай еще раз. А вот перед тем, как это сделать, детектор ошибок говорит: «Ты хочешь сделать неверно», дальше «Ты сделал неверно» и, если здесь есть серьезное рассогласование с той матрицей поведения, что мы считаем правильной, то тут и возникают муки совести. Детектор ошибок запускает угрызения, что все-таки ты сделал что-то серьезно не так. В этом смысле, так как это база механизма мозга, нет людей бессовестных. Есть люди, у которых матрица стандартов другая. Как у Шварца, журналист Цезарь Борджиа пересадил кожу с единственной несгоревшей части тела на лицо, ничего не изменилось, но пощечину стал давать просто шлепок. У него просто изменилась матрица стандартов. Люди испытывают муки совести при рассогласовании своего поведения с матрицей стандартов, а матрица стандартов может быть совершенно разная: у маньяка - одна, у гестаповца - другая, но она всегда есть. Ведущий конференции: Вы сказали, что матрица изменилась. Она сама по себе изменилась или человек способен сам что-то поменять в своем мозге? Медведев Святослав Всеволодович: Самому менять трудно, точнее у ребенка этой матрицы еще нет. Ее можно воспитать. Ребенок сам научается, понимание того, что трогать огонь нельзя, он кусается, приходит со временем. Ребенок учится все время, он пытается играть со взрослым в «Кто сильнее» и у него формируется такая матрица, она воспитывается. К какому-то времени любые изменения вносятся все сложнее и сложнее. Ребенку легко объяснить, что не хорошо делать такие вещи. Вы объяснили ребенку, что врать плохо, потом говорите ему «Посмотри на меня», ребенок краснеет. Это проявление того, что произошло рассогласование с матрицей стандартов. А можно делать другие стандарты. Ведущий конференции: На самом ли деле все дети гениальны и согласны ли Вы с таким расхожим мнением, что ребенка можно научить абсолютно всему до какого-то возраста? Медведев Святослав Всеволодович: Вы задали много вопросов, я постараюсь ответить на них по пунктам. Первое. Что такое гениальность? Гениальность - это серьезная поломка мозга, потому что гениальный человек склонен к такому поведению, которое неправильно. Как говорил Эйнштейн: «Все знают, что это невозможно. Приходит один, который этого не знает». Гениальность - это всегда болезнь. Пожалуй, единственный человек, кто был гениальным и адекватным, это Нильс Бор. Возьмите Лермонтова. Если вы прочитаете его воспоминания про его жизнь, про его близких друзей, или Пушкина, тоже нельзя сказать, что с ним было легко жить. Жуткий, кошмарный фильм «Мой муж - гений». Что там плохо? Там не показана гениальность героя, он не мог быть другим. Любой гений - это психически больной человек, потому что у него нет стандартов. Часто он просто не гениальный, а действительно сумасшедший. И только очень немногие люди могут креативно не соблюдать стандарты. В каком-то смысле ребенок гениален, потому что у ребенка возникают ассоциации, которые вам в голову не придут, но эта гениальность никуда не ведет по одной простой причине - у гения есть еще знания, а у ребенка такого существенного компонента нет. Он соотносит вещи, которые иногда бывают несопоставимы, как сделал Бор: электрон вращается вокруг атома и не излучает, но он не знает, что нужно сопоставить. Это то, почему ребенок может стать гениальным, но не креативно гениальным, от этой гениальности толку нет. Можно ли обучить ребенка всему, чему угодно? И да, и нет. Да, из ребенка можно вылепить до определенного, до сих пор не очень понятного домианта степени, что-то, что вы хотите из него вылепить, но если у ребенка нет слуха или голоса, вы из него Карузо или Паганини не сделаете. Дальше возникает одна очень важная вещь, о которой непрестанно говорит директор института возрастной физиологии, академик РАО Марьям Безруких, которую я очень поддерживаю. Из моих исследований это тоже вытекает. Стереотаксические операции (это операция, связанная с воздействием очень точечно на какие-то структуры мозга), которые мы проводим, делаются людям после 18 лет, до этого возраста мозг не сформировался. Например. Ребенок начинает ходить, одновременно пытается говорить, если вы его окликните, он может упасть, потому что огромная область мозга занята обеспечением ходьбы и не менее огромная область занята обеспечением речи, на все не хватает. С возрастом сил мозга хватает на гораздо большее количество вещей: вы можете вести машину, одновременно разговаривать по телефону, думать, потому что произошла минимизация территории, территории определились. Ребенка можно научить читать в 3-4 года. Но когда вы учите ребенка читать в раннем возрасте или обучаете его чему-то сложному, когда у него еще не сформировался аппарат для этого, он создает некое искусственное построение для обеспечения чтения, поэтому в будущем он будет читать хуже, чем те, которые приучились к этому вовремя. Все должно созреть, все должно быть в свое время. Более того, если мозг человека начинает развиваться слишком рано, слишком быстро, то дальше за это платят неврозами, потому что за любой разбаланс надо платить. Что такое невроз? Это болезнь рассогласования. Ведущий конференции: Правильно ли я понимаю, что когда современные родители пытаются нагрузить своих детей уроками по какой-то новой программе, пригласить репетиторов, учить три языка, это все вредно? Медведев Святослав Всеволодович: Два языка не вредно, не знаю как три. Репетиторы, уроки, школа. Ребенок должен быть непослушным. Послушный ребенок - это болезнь. Ребенок должен все время проверять, может ли он что-то сделать. Он должен ломать вещи, чтобы понять, что внутри. Если вы заставляете ребенка учить уроки, постоянно что-то делать, муштра - это не воспитание, нельзя требовать от ребенка слишком много, он должен играть, потому что игра для ребенка - это тоже познание жизни, это очень важный элемент. Если вы будете готовить ребенка к тому, чтобы он был только отличником, вы готовите олимпийского чемпиона, а теперь возьмите олимпийских чемпионов, которым 40 лет. Это больные люди. Возьмите балерин и танцовщиков в 45 лет. Они еле ходят, потому что при супернагрузках вы вычерпываете все резервы мозга. Это делать нельзя.

Вопрос: Олеся 2012 12:05 17/05/2012

Раньше ученые говорили, что человеческие мысли находятся в какой-то зеленой жидкости в голове. И что наличие ума зависит от объемов мозга. А теперь выяснили - где записывается информация у человека? И как ей можно управлять?

Вопрос: Лилия Р 15:50 17/05/2012

Святослав Всеволодович, всегда с удовольствием смотрю передачи с Вашим участием и читаю Ваши статьи и интервью. Спрасибо за возможность лично задать Вам свой вопрос. Когда-то давно в "АиФ" прошла информация о том, что наркоманию можно вылечить с помощью так называемых стереотаксических операций, проще говоря, сделав "дыру" в определенной части мозга. И тогда память о том, как здорово было колоться, исчезнет. А можно ли использоват какой-то подобный способ для избавления от определенных нежелательных воспоминаний?

Вопрос: Валшир 21:28 17/05/2012

Как тренировать наш мозг?Считаю,что будущее медицины за психологами.Моя голова должна помочь мне стать счастливым и здоровым.

Вопрос: Ольга 2015 00:46 18/05/2012

Как же правильно настроить свой мозг на долгую счастливую жизнь? Все ли в нашей жизни зависит от наших желаний? Как нас спасает невидимый нам детектор ошибок мозга? Куда уходят мысли после смерти человека? Почему дети легче обучаются, чем взрослые? Кто умнее - человек или компьютер? Действительно ли есть связь души и космоса? И откуда берутся гении? Все эти вопросы из вашего анонса безумно интересны. Если у Вас, уважаемого ученого есть на них ответы, дайте их, пожалуйста.

Вопрос: Серафима П 00:49 18/05/2012

Часто бываю, что идя на перекор своему предчувствию, попадаю в сложную или неприятную ситуацию. Что первично: мой мозг каким-то непостижимым образом предугадывает события или я ставлю себе, так называемый психологический крюк и притягиваю к себе конкретную ситуацию? И кто кем управляет-мы мозгом или он нами?

Ответы:

Медведев Святослав Всеволодович 19:22 22/05/2012

Наше сознание и есть в каком-то смысле мозг. Нельзя сказать, что любовь - это какое-то действие в мозге. Что такое музыка? Это не колебание струны, это не колебание звуковой волны, это наше восприятие этих колебаний. Музыка рождается в мозге, а не на скрипке, поэтому разные люди воспринимают музыку по-разному. Мозг - это материальный носитель наших чувств и предвкушений. Если у вас есть предчувствие, то, если вы не поленитесь и подумаете, почему оно у вас есть, наверное, потому что внутренне вы понимаете, что идете на сомнительное мероприятие. И второе. Человек может настроить себя на неудачу. У меня все равно ничего не получится. Один подходит к девушке, скажет ей два слова и они уже друзья, а другой и два слова сказать не может, не потому, что он глупый, а потому что заранее знает, что получит отказ.

Очень много вопросов по поводу гипноза. Я их объединю. Действительно ли есть такое воздействие как гипноз и не вредно ли оно?

Да, гипноз существует. Мой прадед Бехтерев владел гипнозом так, что мог загипнотизировать большую аудиторию людей, буквально входя в помещение: «Спать! Всем спать» и все засыпали. Что такое гипноз, до сих пор неизвестно, что это такое не до конца понятно. Пожалуй, гипноз не вреден, если есть умеренность. В гипнозе вы кое-что сделать не можете: вы не можете преломить определенные установки человека, ту самую матрицу. Например. Вы не можете заставить девушку раздеться на людях (этот пример приводился для девушек 19 века), но если внушите ей, что она в ванне одна, она вполне разденется. То есть определенные ограничения работают даже в гипнозе, далеко не все можно сделать. Влияние? Да, но влиять можно на кого-угодно. Геббельс и сталинская пропаганда влияла на народ с помощью всего-навсего газет и радио так, что нация менялась.

сайт Ведущий конференций 19:24 22/05/2012

А в чем этот секрет влияния на толпу? Неужели столько людей могут быть подвержены влиянию одного какого-то человека?

Медведев Святослав Всеволодович 19:24 22/05/2012

Да, возьмите всю мировую историю Харизматичный лидер может заставить массы свернуть горы.

сайт Ведущий конференций 19:26 22/05/2012

Медведев Святослав Всеволодович 19:26 22/05/2012

Нельзя сказать, что мозг более развит, но есть определенные способности, например, заводить человека. Эти способности можно потерять. Возьмите некоторых наших лидеров, которые были предметом невероятного обожания, и вдруг неожиданно харизму теряли. Было и так. Но харизма - это то, что не очень понятно на уровне психологии и психофизиологии, как она возникает. Но вообще говоря, человек - существо стадное. Вы очень редко задумываетесь, почему вы делаете так, а не иначе? Потому что все так делают. На этом основано огромное количество уловок в магазинах. Когда вам говорят, что осталась последняя пара туфель, таких больше никогда ни у кого не будет, в какой-то момент вы соглашаетесь, а потом думаете, зачем я это сделал. На это дело попадаются все. Сейчас много такого рода мошенничества происходят по телефону, когда приходят SMS о том, что вы, например, выиграли автомобиль или миллион долларов. Спросите себя, с чего вдруг? Вы не играли, ничего не платили. Так не бывает. Вы должны задуматься об этом. А подавляющее большинство людей не приучено задумываться. Оно приучено считать, условно говоря, что все, что написано в газетах, правда.

сайт Ведущий конференций 19:27 22/05/2012

Медведев Святослав Всеволодович 19:27 22/05/2012

Это зависит во многом от воспитания. Например, есть такой тест на конформизм. Проводятся на доске две линии абсолютно одинакового размера. Сидят люди, скажем, 40 человек. Один - испытуемый, остальные подговорены. Начинают опрашивать людей, какая линия короче. 15 человек говорят, что верхняя. Когда дело доходит до испытуемого, он очень часто тоже говорит, что верхняя короче, хотя видит, что они равны. Но это тест на конформизм, это в природе человека как стадного зверя, что он любит подчиняться окружающим, большинству. Это обычная вещь, когда человек подчиняется толпе.

сайт Ведущий конференций 19:28 22/05/2012

А можно обмануть детектор лжи?

Медведев Святослав Всеволодович 19:28 22/05/2012

Конечно. Очень просто. Например, положите себе под большой палец ноги кнопку и периодически нажимайте на нее большим пальцем, у вас будет такая неразбериха в ответах! Выпейте перед этой процедурой, то же самое будет. Отвечая на вопросы, представляйте себе эротические сценки. Все показатели так зашкалят, что ничего понятно не будет. И в конце концов нужно убедить себя, что вы врете правильно. Профессиональный враль, для которого это привычно, который внушил себе, что врать - это хорошо, он врет как по-белому, он в это верит. Проблема детектора лжи какая? Вы отвечаете, не веря в это, а если вы заставите себя в это поверить, то можете обмануть детектор лжи как угодно. Но есть детектор лжи, который нельзя обмануть. Это детектор лжи, который исследует активность мозга.

А когда проходят детектор лжи при приеме на работу, какой используется?

Обычный. Неопытный человек не обманет, а опытный человек обманет без проблем.

сайт Ведущий конференций 19:29 22/05/2012

А профессиональный где используется?

Медведев Святослав Всеволодович 19:29 22/05/2012

Нигде пока, то есть я не знаю, где используется.

сайт Ведущий конференций 19:30 22/05/2012

Очень много вопросов касается силы мысли. Сейчас очень модно говорить о том, что мы сами свою жизнь программируем, нам достаточно выстроить свои желания, послать их в космос и все нам будет, все, что мы хотим. Это предрассудки или здесь есть какая-то доля правды?

Медведев Святослав Всеволодович 19:30 22/05/2012

Я не очень понимаю, что значит послать желания в космос. Сначала была вера в привидения, потом в вызывание духов. Очень нравится шутка академика Александрова. Он рассказывал, что его сестры, когда было модно, вызывали духов и часами с ними беседовали. И отец Александрова сказал: «Я могу поверить, что вы вызвали дух Льва Толстого, я даже могу поверить, что он явился к вам, но что он будет с вами, дурами, три часа болтать, я не поверю» (смеется). Что можно сделать? Можно силой воли сконцентрироваться на выполнении определенных вещей. Если человек хочет чего-то достичь, он должен уметь концентрироваться на этом, он должен отбрасывать шелуху, но он обедняет себя при этом. Если вы грызете гранит науки, сидите в библиотеке, то естественно у вас не хватит времени, чтобы пойти в клуб с друзьями. Это естественно. Если вы хотите чего-то достичь, то должны ставить перед собой четко осмысленную задачу. Просто так, по наитию, ничего достичь невозможно.

Вопрос: Виола Д 02:09 18/05/2012

Правда ли, что можно специально поумнеть? Как для этого надо тренировать мозг? Просто читать все подряд? И как это может продлить жизнь?

Вопрос: Московский школьник 02:11 18/05/2012

Моя мама сокрушается, что я и мои сверстники мало читаем. Говорит, что наше поколение будет глупее, чем поколение необразованных пастухов 15 века, потому что у нас мозги ссыхаются. Это правда? А как тогда книги воздействуют на мозг?

Вопрос: Лорх 17:24 18/05/2012

Можно ли с помощью гипноза внушить человеку, например, необходимость выучить иностранный язык или поменять жизненные ориентиры в лучшую сторону.

Вопрос: Михаил Бестерев 19:04 18/05/2012

Если я не ошибаюсь, Ваш Институт первым провел исследование влияния мобильны телефонов на здоровье людей. Это было очень важно. После Ваших рекомендаций никто в моей семье не носит мобильный в нагрудном кармане - около сердца, не кладет его рядом с кроватью у изголовья. Скажите, пожалуйста, какие новые исследования проводятся в Вашем Институте? Спасибо.

Вопрос: Римма К 21:40 18/05/2012

Святослав Всеволодович, здравствуйте. От чего зависит работоспособность мозга? Почему бывают дни, когда он способен переработать огромное количество иформации, а бывает, что вообще не способен думать? И можно ли его как-то специально настроить вто втором случае? И еще. Почему то, мы не помним, что с нами происходило в детстве? Почему мы вообще одно помним, а другое забываем?

Вопрос: Ольга 2015 21:42 18/05/2012

Как устроен нащ мозг? Можно ли его сравнить с неким хранилищем информации, в котором каждый отдел отвечает за определенные функции?

Вопрос: Vladimir G 21:47 18/05/2012

У моего ребенка заболевание, с которым жить можно, но не удобно (ночной энурез). Говорят, что может помочь гипноз. Как Вы относитесь к данного вида воздействию на человека? Не опасно ли оно? И не шарлатанство ли это?

Вопрос: Ипатов Олег Дмитриевич 21:51 18/05/2012

Ходили с семьей на футбол. Удивительно, но даже жена выкрикивала какие-то лозунги и слоганы. Эффект всеобщего участия оказался очень заразителен. И я поймал себя на мысли о том, что эмоциями тоже можно заразиться. К примеру, когда нахожусь в компании выпивших друзей, будучи совершенно трезвым, тоже могу ощутить некое воздействие алкоголя. А еще, когда шеф начинает истерить, как-то сам того не осознавая, начинаю скандалить вместе с ним. Это как-то можно объяснить? Этим можно управлять? И пользуются ли этим, например, наши политики в отношении контроля народных масс?

Вопрос: Иван Тарасович 21:53 18/05/2012

Какого Ваше мнение относительно снов? Это просто информационная помойка? Или наш мозг с помощью этих "картинок" нам хочет что-то сказать? Тогда почему мы редко помним то, что нам снилось?

Вопрос: Артур Б 21:55 18/05/2012

Не уверена, что вопрос по адресу, но все же интересно Ваше экспертное мнение. Является ли чувство любви неким витамином для человека? Что оно из себя представляет с точки зрения ученого? Неужели - банальная игра гормонов и время ожидания воплощения надежд?

Ответы:

Медведев Святослав Всеволодович 19:31 22/05/2012

Любовь с точки зрения ученого - это невроз. Что такое невроз? Вот кол на голове теши, но он ее любит или она его. Это действительно невроз, который совсем не вреден, без которого жить человеку плохо, ему нужны такие встряски. Я так понимаю, что в вопросе имеется в виду пылкая любовь, влюбленность, а не любовь супругов, которые прожили вместе лет 10-20. Этот невроз проходит несомненно, но он обязательно нужен, потому что это мощная стимуляция. Заметьте, когда девушка влюбляется, она неожиданно хорошеет.

сайт Ведущий конференций 19:32 22/05/2012

Забрасывает учебу и треплет нервы родителям.

Медведев Святослав Всеволодович 19:32 22/05/2012

Необязательно. Забрасывает учебу - это зависит от того, насколько человек самостоятельный и насколько он уже не ребенок. Самое главное, что она хорошеет, вот это важно. Влюбленный мужчина тоже становится лучше, он пытается сделать что-то хорошее. Это действительно мощная стимуляция человека, поэтому любовь нужна, это невроз нужный.

сайт Ведущий конференций 19:34 22/05/2012

Вопрос очень современный. Сейчас государство ведет антитабачную кампанию. Наша аудитория прочитала Ваше интервью, где Вы рассказываете о том, что стереотаксические операции, о попросту говоря, делание искусственной дырки в мозге, помогает в лечении наркомании. А от табачной, алкогольной зависимости можно с помощью такого вмешательства вылечиться?

Медведев Святослав Всеволодович 19:34 22/05/2012

Наиболее простой способ излечиться от головной боли - отрубить голову. Что касается табакокурения - это вещь не сиюминутно смертельная. В конце концов человек - хозяин своей жизни и должен понимать, что у курящего должны быть большие отчисления в страховую медицину. Это вполне естественная вещь и это должно быть. Человек - хозяин своего тела. Если он хочет себя гробить, то пускай гробит. А делать ему операции по этому поводу, я не считаю, что это правильно. От табака умирают не сей секунд. Если от наркомании человек умирает за 3-4 года, при употреблении алкоголя человек может спиваться до 90 лет. У нас в отделении был академик, очень известный человек, который, можно сказать, дал путевку Гагарину в космос, он курил до 90 лет и умер не от курения. Мой отец курил до 80 лет. Далеко не все умирают от курения. Вредно это? Да, статистически это вредно. Я сам не люблю находится в прокуренных помещениях, хотя раньше курил. Сейчас я не курю уже 25 лет, но лет двадцать курил и курил очень активно. Курение - это не сиюминутно смертельно, если человек хочет себя гробить, как он гробит себя алкоголем, тем более некачественным, как он гробит себя неправильным режимом дня. Это одного типа вещи.

Скажите, в ближайшие годы каких открытий можно ждать? Над чем сейчас Вы работаете?

Медведев Святослав Всеволодович 19:36 22/05/2012

Если вы говорите, какое открытие вы сделаете, вы его уже сделали. Мы работаем над многими проблемами. Мы работаем над тем, чтобы понять, как человек творит, как организуется процесс творчества. Продолжаем работать над тем, как человек лжет, что происходит, когда человек обманывает. Смотрим, как устроена речь человека. Например. Есть правильные и неправильные глаголы. Человек просто запоминает все неправильные глаголы или есть все-таки какое-то правило, по которому он их образует. Мы изучаем заболевания, кому, например. Сейчас мы можем сказать, выходит человек из комы или не выходит. Я думаю, что в будущем на этом пути возможен прогресс, потому что очень часто кома на самом деле - это не необратимые повреждения мозга. Изучаем эпилепсию, паркинсонизм, как лечить целый ряд заболеваний, как лечить опухоли. Мы - единственное медицинское учреждение, расположенное не в Москве, у которого есть устойчивый поток больных из Москвы. Если раньше, 8 лет назад, у нас не было ни одного повторного больного, они просто умирали после нашей диагностики, потому что выживаемость человека с определенными типами опухолей тогда была в районе полугода, то сейчас мы научились так диагностировать и лечить, что к нам приходят больные уже в шестой раз. Это означает, что вместо года они уже прожили шесть лет за счет того, что грамотно диагностируют и грамотно лечат. И дальше естественно наша задача - понимать, как мозг работает и как можно лечить тяжелые заболевания. Это наша задача была, есть и будет, я думаю.

сайт Ведущий конференций 19:36 22/05/2012

Святослав Всеволодович, большое спасибо, что пришли в нашу студию! Скорейших Вам открытий, завершения Ваших исследований и хороших инвесторов! Спасибо! До свидания!

Вопрос: Nik11 00:24 19/05/2012

Неужели можно настроить мозг на долгую и счастливую жизнь? Вот здорово! Давайте попробуем настроить мозг коррупированных руководителей. Может это под силу Институту Мозга. То есть прежде, чем занять пост руководителя, кандидат должен пройти курс обучения по настройке своего мозга в правильный режим. Не смогут они приносить горя людям, то и люди будут жить долго и счасливо. Без борьбы с ветрянными мельницами, без стрессов, без слез и горя. И настраивать им ничего не надо. У человека отнимают квартиру (или что другое), а он оказывается должен перенастроить свой мозг, что он и без квартиры проживет долго и счастливо. Уважаемый Святослав Всеводолович!! Миленький, возьмите меня руководить настройкой мозгов кандидатов в руководители. Страна вздохнет.Чего вы только с ними со всеми будите делать, если они будут жить долго. Пенсии и сегодня не хватает, хотя живут они не долго. А! Знаю! Пусть они думаю, что живут долго и пусть им кажется, что счастливо. С уважением Николай

Вопрос: Римма К 00:06 20/05/2012

Профессура Кембриджского университета утверждает, что мозг человека подощел к пику своего развития. По их мнению, если мозг попытаться загрузить еще больше, то ему начнет не хватать кислорода и человек погибнет. Вывод: дальнейший прогресс невозможен.Что Вы думаете по поводу данного утверждения?

Ответы:

Медведев Святослав Всеволодович 19:14 22/05/2012

Дело в том, что мы все время дозируем информацию. Мы говорим о том, что живем в мире стрессов, это так тяжело, плохо. Давайте я при минус 20 градусах в одном купальнике отправлю Вас в тайгу, с ножом, без спичек и дам Вам задание: добраться до города в 20-ти километрах. Ведь так жили наши предки. Люди писали книгу о том, как человек проехал из одного селения в другое в Швейцарии, ехал он неделю и натерпелся такого, что написал об этом книгу в средние века. У него была информация, следопыт смотрел за следами так, что читал их как открытую книгу. Я недавно смотрел на зверей в их естественной обстановке, я не вижу зверя, пока сопровождающий не покажет мне точно, куда смотреть, на фоне их мимикрии неподготовленному человеку трудно их увидеть. Поэтому у следопыта мозг работает ничуть не хуже, чем мой, просто он работает в другом ключе. Я перерабатываю одну информацию и отсеиваю массу информации и чем дальше, тем больше будет отсев общей информации, как и древний охотник он будет концентрироваться на каких-то конкретных вещах: на следах зверя и на том, чтобы уйти от тигра, мы будем концентрироваться на приемо-сдаче на работе и отдыхе дома.

сайт Ведущий конференций 19:15 22/05/2012

А остальная информация будет забываться или откладываться в какие-то файлы?

Медведев Святослав Всеволодович 19:15 22/05/2012

На самом деле до сих пор еще не известна емкость нашей памяти. Мне кажется, что единственный предел, который будет у мозга - это емкость памяти, но пока она еще далеко не полностью используется, неизвестно какая она, и возможно будет забывание. Человек ведь ничего не забывает, проблема в вспоминании. Это сейчас стало для нас актуальным, когда вы ищите файл на диске, у вас там много информации и найти файл, который вы год назад записали - большая проблема. Ровно так же, как для вас вспомнить что-то в голове: где вы были, что вы делали в определенный день, где вы видели это лицо. Свойство забывать - это важнейшее свойство человека. Если бы он ничего не забывал, он не смог бы жить, у него все время на рабочем столе, грубо говоря, была бы вся информация.

Вопрос: Павел Леонидович 00:09 20/05/2012

Провидцы и экстрасенсы - это шарлатаны,люди с необычными способностями или те, кто смог полностью использовать возможности своего мозга? Правда ли, что мы их используем только на 3%? На что был бы способен человек, который использовал их на 100%?

Вопрос: Л Саратова 00:10 20/05/2012

Гены передаются из поколения в поколение. А информация, записанная в нейронах мозга человека передается по наследству?

Вопрос: Александр Лебедев 07:49 20/05/2012

Из самого термина "настрой" понятно, на что-то настраиваешься, о том и думаешь, то и "притягиваешь в реальную жизнь", то есть стремишься к этому... Почему люди это правило не используют, лень?

Вопрос: Варя Л 15:20 20/05/2012

Много слышала о то, что мозг мужчины и женщины устроен по-разному. Например, женщина одновременно может думать о нескольких вещах, а мужчина - нет. Согласны ли Вы с этим? И какие еще особенности есть?

Вопрос: Людмила Ивановна 15:27 20/05/2012

Если я не ошибаюсь, в вашем институте изучают природу гениальности. Гении- это и вправду сверхлюди?

Вопрос: ВД 15:29 20/05/2012

Предсказательница Джуна помогала в работе лидерам страны. Это уже не секрет. А обращались в ваш институт за помощью руководители России последнего времени? Какие сложные задачи вы помогали им решать?

Ответы:

Нет. Начнем с того, что не было ни одного властителя страны, который бы сказал, что Джуна помогла, но действительно опытный психотерапевт может очень много сделать: он может помочь человеку, объяснить, почему у человека плохое настроение, что надо делать, чтобы настроение стало лучше и т.д. Скорее всего, Джуна - хороший психотерапевт. На протяжении очень длительного времени я работал с людьми, которые говорили, что они обладают параспособностями, паранормальными способностями т. д. Я никогда не говорю: «Это невозможно». Я говорю: «Покажите». Так вот за 20 лет я ни разу не видел реального проявления паранормальных способностей. Покажите мне и я буду работать, я буду пытаться объяснить, но я не вижу этого.

сайт Ведущий конференций 19:18 22/05/2012

А правда, что мозг можно настроить на успех?

Медведев Святослав Всеволодович 19:18 22/05/2012

сайт Ведущий конференций 19:21 22/05/2012

Медведев Святослав Всеволодович 19:21 22/05/2012

Чем вообще плохи любые вмешательства? Вы должны выбирать. Например. Человек хочет стать олимпийским чемпионом, он должен чем-то жертвовать. Человек, который учится в музыкальной школе, должен вместо гуляния с детьми работать и работать. Психотерапия и в определенном смысле другая терапия может настроить человека на успех, дать ему уверенность в своих силах, что очень важно, но здесь нужно понимать, что если, например, мы возьмем йогу, то занятие йогой без учителя может привести к сумасшествию, потому что необходимо очень дозированное воздействие и мы не всегда знаем, что можно, а что уже нельзя. Здесь очень важно, чтобы все было в меру. Вообще, если мы говорим о гармоничном развитии человека, то самое главное - это все - в меру. В какой-то момент человек может оторваться и сделать определенные усилия, после этого нужно отдохнуть или физически подвигаться. Почему, например, стресс сейчас стал таким опасным? Потому что стресс подразумевает физическую разрядку. В кровь впрыскиваются вещества, которые мобилизуют вас на действия. Почему волосы дыбом встают? Сжимаются капилляры, чтобы уменьшить кровопотерю, а вместо того, чтобы подраться с начальником, вы киваете и уходите. Вы переживаете, у вас дрожат руки. Они дрожат, потому что вещества, которые заставляли вас мобилизоваться, сгорают и у вас поднимается давление. Поэтому стресс необходимо завершать пробежкой, какими-то силовыми упражнениями. Еще очень важно, когда мы говорим об этих вещах, то не учитываем, что человек стал жить существенно дольше. Люди просто не доживали до многих вещей. Стрессы и тогда уже были, но человек просто не доживал до последствий стрессов по другим причинам.

Вопрос: Эльдар А 15:35 20/05/2012

Наука идет семимильными шагами к созданию искусственного мозга. Не является ли это самоубийством? Где гарантии того, что этот мозг не захочет испепелить своего создателя, то есть человека? И зачем нам нужен искусственный? Своих что ли мало?

Ответы:

Медведев Святослав Всеволодович 19:10 22/05/2012

Зачем нужен искусственный мозг, это вопрос другой. Был такой крупный ученый Грей Уолтер, фактически он - основатель когнитивной нейрофизиологии, на вопрос «Как он относится к идее создания искусственного человека и искусственного мозга» он ответил, что еще достаточно молодой, чтобы его интересовала проблема создания естественным путем. Зачем нужен искусственный мозг, я мало пониманию, зачем нужен искусственный интеллект - это другой вопрос. Люди путают искусственный мозг и искусственный интеллект. Если мы с помощью невероятных усилий создадим мозг искусственно, который не будет отличаться от нашего естественного мозга, это будет по анекдоту: ученый в течение десятилетней работы доказал, что «Одиссею» написал не Гомер, а совсем другой слепой старец, живший в то же время и носивший его имя. А вот интеллект - это другое дело. Искусственный интеллект можно создать злой, который уничтожит все, что угодно, можно создать добрый, можно создать с ограничениями, например, с применением трех законов робототехники Айзека Азимова. Вы его создаете с какой-то определенной целью. Например, сейчас самолет может совершить слепую посадку без участия пилота. Вот пример искусственного интеллекта. Он сделает это лучше, чем это иногда сделает пилот. Он что-то не может делать, какие-то посадки может. Для этих целей необходим искусственный интеллект. Для того, чтобы работать там, где человеку трудно работать. Самое главное, что если создавая мозг, можно вложить в него агрессию, для этого нужно поднять уровень определенных веществ в мозге человека, или еще что-то, то для искусственного интеллекта мы очень четко закладываем то, что нужно. В естественном мозге мы пока не можем сказать, как очень точно регулировать его свойства. А искусственный интеллект - это довольно просто - ставится определенный ряд ограничений. Можно создать искусственного солдата. Если мой товарищ с улицы рядом вынужден идти на войну, то пускай он лучше сидит в удобном месте и управляет искусственным интеллектом, чем идет под пули сам. Пока мы живем в определенном мире, мы должны совершать определенные действия и противостоять чему-то.

Вопрос: Роман Серов 15:39 20/05/2012

В одном из своих интервью Вы сказали: Мы знаем многое о работе нервных клеток, о роли отдельных участков мозга. Достаточно подробно описаны его структуры, обеспечивающие речь, внимание и прочие функции. Есть даже подходы к исследованию мозговых механизмов творчества. Мы знаем много, но, вероятно, не знаем чего-то принципиально важного. Отсюда - три вопроса: у всех ли есть творческаыя жилка (или извилина). И отличается лимозг человека от мозга обезьяны, которую нам просат в прародители? И что еще ученым не известно о мозге?

Вопрос: Олег Р 15:40 20/05/2012

Все, что касается мозга, его работы -= это очень интересно. Но как вы проводите свои исследования? На мозге людей?

Ответы:

Медведев Святослав Всеволодович 19:17 22/05/2012

Я уже сказал, что мы работаем с испытуемыми, которым не наносится никакого вреда. Им задаются вопросы и с них снимаются электрические потенциалы, или неинвазивные методы исследования, мы не забираемся к ним в мозг. Либо с больными, которым мы должны, чтобы их вылечить, воздействовать на мозг. Например, больные в коме, то есть люди, которые не могут ни говорить, ни еще как-то обмениваться информацией. Мы воздействуем на мозг: это и оперативное вмешательство, и стимуляция, и фармакологическая терапия. Понимая, что получается при определенных вмешательствах, мы понимаем, как устроен мозг. Мы это делаем исключительно с целью помочь больному. Нельзя просто так попробовать что-то сделать, чтобы больной как-то на это отреагировал. Или нельзя делать так, что этому больному мы не поможем, зато мы получим информацию, которая будет важна для других больных. Любое вмешательство должно помочь конкретно этому больному и результаты этого вмешательства дают нам необходимую информацию. Раньше тоже так лечили, дают какой-то препарат и смотрят, помогло или не помогло.

Работаем над очень интересной вещью - определяем, какие участочки мозга за что отвечают. В процессе работы с добровольцами выясняется, что эти участочки у всех людей имеют сходную локализацию. Это позволит нам понять, в какие области можно вторгаться при лечении, а в какие нельзя, иначе человек перестанет двигаться или потеряет речь.


Директор Института мозга (Санкт-Петербург) Святослав МЕДВЕДЕВ из уникальной семьи: мало того что сам член-корреспондент РАН, так еще и мама - знаменитая Наталья Бехтерева - у него академик, и папа - физиолог Всеволод Медведев - член-корреспондент Академии наук!

«Поэтому атмосфера научных лабораторий всегда была для меня привычной и домашней,» - говорит Святослав Всеволодович.

НО, ОКОНЧИВ школу, Святослав тем не менее пошел не в медицинский институт, а на физфак и до 30 лет работал по специальности:

И лишь потом до меня дошло, что тут гораздо интереснее. Десять лет проработал в Институте им. Сеченова. А потом в 1990 году был создан наш институт. Кстати, подобные уникальные научные лаборатории, занимающиеся фундаментальными исследованиями в области мозга, есть еще только в Англии и США. Причем там эти исследования финансируются Пентагоном.

Люди сегодня катастрофически мало двигаются. И в этом - источник большинства современных заболеваний.

- А не в стрессах?

Количество информации, что к нам поступает, действительно несколько увеличилось, но сказать, что мозг от этого страдает или что стало больше стрессов, нельзя. Я думаю, у первобытного человека стрессов было куда больше - ему все время было страшно, его постоянно могли съесть. Но он реагировал так, как это предусмотрено природой: сражался или убегал. Римский легионер, для того чтобы вычислить, куда подставить меч, должен был учесть огромное количество нюансов и испытывал сильнейшие стрессы. Стресс нужен человеку. И если ты хочешь чего-то добиться в жизни, ты обязан иметь стресс. Вопрос в том, что это такое. Стресс - это механизм, который помогает выжить в трудной ситуации. Например, вы видите забор, перелезть через который не можете. Но вдруг появляется злая собака - и вы перепархиваете через него как на крыльях. Проблема в том, что при стрессе организм человека готовится не к интеллектуальной работе, а к физической нагрузке. Поэтому, получив стресс, хорошо было бы пробегать хотя бы километр. А если физически это не выразить, то появляются гипертония и все остальное.

- Скажите, мозг человека эволюционирует?

Питекантропы и неандертальцы были ребятами мускулистыми и успешно боролись за свое существование. Зачем им было иметь мозг современного человека с таким колоссальным объемом возможностей, совершенно непонятно. Поэтому так много теорий об инопланетном происхождении разума. Во всяком случае, похоже, что, раз появившись, мозг человека не эволюционировал. И потом, для эволюции у мозга должны быть свойства, которые позволили бы лучше жить тем, у кого этот орган более развит. Но сегодня средний человек не использует и десятой доли отпущенных ему возможностей.

Мозг не переучишь

- ЧЕМ вы сейчас занимаетесь?

Работаем над очень интересной вещью - определяем, какие участочки мозга за что отвечают. В процессе работы с добровольцами выясняется, что эти участочки у всех людей имеют сходную локализацию. Это позволит нам понять, в какие области можно вторгаться при лечении, а в какие нельзя, иначе человек перестанет двигаться или потеряет речь. Но даже если, допустим, область речи поражена, мы сможем создать новую область речи. Оказывается, нейроны человеческого мозга полифункциональны. Если окликнуть маленького ребенка, то он может даже упасть, потому что у него весь мозг занят или общением, или движением. А потом начинается специализация. И нейроны начинают забывать, что когда-то умели все. Мозг - очень устойчивая система, переучиваться ему трудно. Но можно - для этого его надо немножко раскачать с помощью электростимуляции.

Затем есть такие страшные вещи, как глиома. Она прорастает в вещество мозга, и ее практически невозможно удалить, так как всегда что-то остается и возникает рецидив. Обычно, после того как эти опухоли обнаружат, люди живут 6–7 месяцев. А у нас после операции - 5 лет! Почему пять? Потому что эта методика разработана нашим научным сотрудником Владимиром Беньевичем Низковолосом только 5 лет назад и дольше мы наших пациентов пока не наблюдали. Как все происходит? В нескольких местах в опухоль вводится зонд, и опухоль замораживается. Затем она начинает рассасываться. И в это же время в организме возникает мощная иммунная реакция. Причем именно на раковые клетки.

Затем у нас прекрасные результаты по лечению детей с дефицитом внимания. Обычно в каждом классе есть один-два ребенка, у которых, как говорится, «шило в заднице». Они все время отвлекаются. Что это такое? Это значит, что ребенок не может зафиксировать свое внимание на чем-то дольше, чем на две минуты. Это могут быть последствия родовой травмы, пьянства отца или матери и еще ряда других факторов. Такой ребенок вроде бы как нормальный, но любые методы жесткого воздействия на него ничего не дают, так как это болезнь. И ее надо лечить. В лаборатории Кропотова Юрия Дмитриевича обнаружили, что у таких детей в определенных структурах мозга есть недоразвитость и практически отсутствуют необходимые колебания. Такие дети вообще очень большая проблема для всего мира - они становятся наркоманами, хулиганами. Что обычно делается? Даются очень мощные препараты, подавляющие психику. А мы задействовали механизм биологической обратной связи, когда ребенок сам корректирует свое расстройство. Технически все выглядит так: ребенок смотрит мультик, но в фокусе он только тогда, когда необходимые колебания в норме. Таким образом ребенок сам усиливает и гармонизирует колебания своего мозга. И всего за 10–15 сеансов происходит саморегуляция ребенка без всяких лекарств. Но мы можем принять только очень небольшое количество детей. И мы с удовольствием передадим эту методику, так же как и методику лечения рака или наркомании, в любую клиническую больницу.

Искусственная радость ведет к гибели

КСТАТИ о наркомании: это болезнь смертельная, как опухоль в мозгу. Да, есть «легкие» наркотики - можно покурить марихуану и самостоятельно завязать, хотя это очень трудно и тоже скажется на здоровье. Но, если речь идет о кокаине или героине, все это уже необратимо: мозг наркомана атрофируется и идет быстрое разрушение всего организма. Как все происходит? В организме человека при эмоциональном подъеме образуются определенные вещества - эндорфины. Они садятся на рецепторы мозга и вызывают радость. А наркотики по своему составу сходны с эндорфинами и вызывают запредельную радость на пустом месте. То есть вместо того, чтобы бороться, найти и обрадоваться, человек просто вкалывает дозу и получает кайф. Но вскоре морфин встраивается в систему потребления энергии, и клетки приучаются кушать ее в упрощенном виде. Вернуться к нормальному усвоению энергии самостоятельно они уже не могут. И если наркотики перестают поступать в организм, возникает ломка. Причем от нее наркоман может даже умереть. Наркотиков требуется все больше и больше, и в конце концов человек передозируется так, что впадает в кому или умирает.

Но на самом деле вот эта физиологическая зависимость снимается достаточно просто, и сейчас это делается во многих местах: проводятся очистка крови, некоторые другие процедуры, и наркотики организму становятся не нужны. (Кстати, сами наркоманы очень любят «чиститься», так как после этого они снова могут перейти на маленькие дозы.) Но после этого возникает другая проблема - у них сохраняется память о том прекрасном ощущении, когда они принимали наркотики. Это так называемая психологическая зависимость. Понимаете, наркоман - больной человек, он прекрасно понимает, что наркотики - это плохо и вредно, но не может остановиться. И статистика говорит, что наркоманы живут 4–5 лет, а потом умирают. Вообще те цифры, которые знаю я, страшны. Вы просто не можете себе представить, какое количество детей сейчас принимает наркотики. В некоторых классах - каждый третий. И шприцы из школ выметают пачками. А в лечении наркомании самый основной вопрос, как снять не только физиологическую, но и психическую зависимость. Сейчас чего только не делают - и в горячую воду окунают, и морозят, и молитвы читают. Но практика говорит, что все это малоэффективно. Поэтому считается, что 7–10% излечившихся - это очень хороший результат. То есть больше 90% «вылеченных» потом вновь возвращаются на круги своя и в конце концов умирают. Что же делать?

Лечить!

В МОЗГЕ человека есть так называемая лимбическая система, отвечающая за эмоции. При приеме наркотиков в ней возникает непреодолимое возбуждение - и с этим никаким волевым усилием ничего поделать нельзя. Как это происходит? Из-за нарушения работы так называемого детектора ошибок. Механизм его работы был открыт Натальей Петровной Бехтеревой в 1968 году. Это клеточные структуры мозга, стабилизирующие деятельность мозга и поведение человека. Детектор ошибок непрерывно проверяет, все ли идет правильно. Правильно - значит в соответствии с определенным стереотипом. Не выполнил человек какое-либо действие, например, не выключил свет перед уходом из дома, - и у него появляется чувство: что-то не так.

Другой пример: вы ведете машину и не слышите шума двигателя до тех пор, пока он работает исправно. Но стоит появиться постороннему шуму или другому отклонению от нормы, как это отклонение регистрируется детектором ошибок, и вы обращаете на него внимание. А теперь представьте себе, что машина сломалась и после починки движок уже работает не так тихо, как прежде. Водитель постепенно привыкает к этому дребезжащему звуку, считает его нормой. Далее двигатель притирается и дребезжание исчезает. Но теперь уже нормальная работа кажется отклонением… Так и при наступлении недуга. Пока человек здоров, для него это нормальное состояние. Человек заболевает, и это состояние патологии. Он начинает поправляться, а организм привык считать нормой болезненное состояние. При попытках его улучшения детекторы ошибок кричат об отклонении и возвращают организм к прежнему болезненному статусу. Другими словами, мозг человека способен в случае тех или иных патологических процессов в организме так перестраивать свою работу, свои связи и уровень функционирования, что формируется новое устойчивое состояние, которое включает патологию как свою неотъемлемую часть, как базу стабильности. Такое состояние способствует выживанию организма, и поэтому мозг активно сопротивляется всем лечебным воздействиям как попытке изменить этот новый статус-кво, он стремится к сохранению патологии. Устойчивая психическая зависимость при наркомании, как и другие навязчивые состояния, является результатом именно перестройки детекторов ошибок. Мозг наркомана все время диктует ему: введи себе этот препарат. В подобной ситуации обычная техника лечения - воздействие на причину заболевания - оказывается бесполезной и требует предварительных мероприятий, которые могли бы разрушить это устойчивое патологическое состояние. Поэтому в определенный участок мозга вводится зонд - так называемый криодеструктор - и замораживает несколько кубических миллиметров клеток. Этот метод был известен давно, но раньше для его применения надо было вскрывать череп, лезть туда руками, что могло вызвать побочные эффекты. А сейчас все это делается через отверстие величиной с детский ноготь. И человек сам говорит: «Все, я больше не хочу наркотиков».

- Он в это время в сознании?!

Абсолютно. Это все небольно. А дырочка сверлится под анестезией. Это даже нельзя назвать операцией - по сути, это укол в мозг. Личность человека после этой операции не меняется - может быть, у него только расширяются эмоциональные границы восприятия. Если раньше он думал только о наркотиках, то теперь вдруг видит: весна, девушки красивые по улицам ходят. Но, идя на это, человек должен понимать, чем он будет заниматься потом: он должен найти свое место в этом мире. Полная излечиваемость у нас - 65–70%, такого больше нет нигде. А вот эти 30% - это не рецидив, это значит, что прежнее окружение и жизнь опять привели человека к наркотикам. Полностью вылечиваются только те, кто осознанно решил завязать и полностью поменял свой образ жизни.

О скандале

- СКАЖИТЕ, а из-за чего все-таки был широко гремевший пару лет назад судебный процесс, возбужденный против вас прооперированным пациентом? У него возникли осложнения? Он снова начал принимать наркотики?

Самое смешное, что ни то и ни другое. Просто он связался с саентологами после нас, и это было скорее навязанное ему мнение. Однако нам не хотелось бы поднимать вопрос об этом пациенте, чтобы не ввязываться в новый конфликт с Гражданской комиссией по правам человека, организованной церковью саентологии. Насколько нам известно, этот пациент в настоящее время не принимает наркотики. А решение суда пусть остается на его совести.

В целом в институте уже прооперированы 330 больных с положительным исходом более 60%. Из них в 36% случаев человек забывает о наркотиках, в 32% - возможны единичные «одноразовые» срывы - в память о прошлом. Но, когда человек видит, что прежнего эффекта нет, он завязывает уже навсегда. Однако, если постоянно насильно пичкать свой организм «в солидарность с друзьями», все в конце концов может вернуться на круги своя. Хотя повторное привыкание после операции происходит значительно медленнее.

Мы это можем

ХОТЯ и у нас неизбежны отдельные неудачи. Вообще бороться с навязчивыми состояниями хирургически в мире начали еще в 60-е годы: разрушали зону, отвечающую за мозговое обеспечение синдрома. Но в случае с наркоманией мешали технические сложности. Крохотная мишень находится примерно в 40 мм под поверхностью мозга, и попадание в нее должно быть абсолютно точным. Трудность преодолена благодаря высокой расчетной способности стереотаксиса (прибора для проведения операций), разработанного несколько десятилетий назад в Институте мозга человека РАН лауреатом Госпремии Андреем Дмитриевичем Аничковым. Кроме того, эти операции требуют и хорошей приборной диагностики, и квалифицированных врачей. С учетом названных факторов НИИ наркологии и Минздрав РФ разрешили и поручили вести эту работу именно нашему институту. То есть все делалось и делается обоснованно и законно. Институт доказал, что может проводить эти операции.

Перед нами стояла еще одна проблема - дело в том, что у 100% наркоманов гепатит С, который, как и СПИД, резко снижает иммунитет, и это может в результате привести к осложнениям. Но мы и с этим научились бороться, и у прооперированных нами людей не было никаких побочных эффектов.

Кстати, знаете ли вы, что мы сейчас находимся в страшных эпидемиях смертельных болезней? Это тот же гепатит С, это СПИД. У нас в стране он достаточно долго распространялся очень медленно, но сейчас увеличение числа больных и инфицированных идет просто катастрофическими темпами. Это хламидиоз, сифилис, другие венерические болезни. Знаете, раньше я, как и любой мужчина, любил смотреть на красивых женщин. Но сейчас я от женщин стал просто шарахаться. Потому что к нам в отделение привозят невероятно красивых девушек, но, когда смотришь их анамнез, там такое, что и дотронуться до нее страшно, не то что лечить. Это сифилис, СПИД, гепатит С, хламидиоз, гонорея… Гепатит С у всех. Причем с больным СПИДом вы можете целоваться - и вам ничего не будет, но если больной гепатитом С хотя бы просто чихнет на вас и капелька его слюны попадет вам в глаз, то все - гепатит С вам гарантирован. Можно подхватить его через посуду, полотенце. Это очень заразно. И к сожалению, неизлечимо. Но хватит о грустном. Надеюсь, что вскоре тех же наркоманов можно будет лечить не оперативно, а всего лишь давая человеку лекарство. Сейчас это кажется фантастикой? Но я уверен, через несколько лет это станет реальностью.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт