Приобретенный синдром саванта. Кто такие люди-саванты. Мужчины больше, чем женщин

26.02.2019

Добрый день, дорогие читатели блога! Знаете ли вы, что такое синдром Саванта? А может вы даже знаете кого-то с похожими особенностями? Давайте разберемся, что это за явление и чем уникальны люди с этим синдромом.

Что это такое?

Савантизм (синдром Саванта) - это довольно редкое состояние, при котором у лиц с отклонениями в психическом развитии и аутистов наблюдается наличие так называемого «островка гениальности». Это значит, что такой человек имеет феноменальные способности в определенных сферах. И аутизм этим способностям никак не мешает. Т.е. ограниченные возможности такой личности проявляются во всех сферах жизнедеятельности, кроме «гениальной».

Многие известные люди были подвержены этому синдрому. Их узкая гениальность имела «обратную сторону». Синдром Саванта – вторичное явление, сопровождающее определенные формы психического развития и умственной отсталости. В крайне редких случаях он может быть последствием перенесенного тяжелого повреждения отдельных участков головного мозга.

Чаще всего способности савантов проявляются в таких сферах, как:

  • музыкальное искусство;
  • точные науки и математические вычисления;
  • живопись и рисование;
  • картография;
  • выполнение календарных расчетов;
  • моделирование (включая сложное трехмерное).

Человек с этим синдромом может без труда воспроизвести несколько страниц едва прочитанного текста, определить, на какой день недели придется какое-нибудь число далекого 2200 года, к примеру. Также в качестве проявления синдрома Саванта могут быть обостренное обоняние, ориентирование на местности, составление географических карт. Был зафиксирован случай, когда савант, единожды пролетев над Лондоном, смог начертить в деталях карту этого города.

Стоит отметить, что одновременно с такими гениальными способностями в одних сферах, человек демонстрирует полную отсталость и недоразвитие во всех остальных. В специализированной психиатрической литературе упоминаются случаи, когда пациент, который точно указывает день недели любой прошлой и грядущей даты, болен олигофренией на стадии имбецильности.

Причины развития

Этот синдром может быть врожденным либо приобретенным в течение жизни после какой-то критической ситуации. В психиатрической литературе описываются случаи, когда этот недуг развивался после существенных поражений определенных участков головного мозга или дегенеративных заболеваний центральной нервной системы.

Представители мужского пола имеют численное превосходство среди людей с синдромом Саванта. Ученые связывают это с тестостероном, точнее его влиянием на рост и развитие головного мозга, особенно у вновь родившихся детей с этим синдромом. Кроме этого, этот гормон также значительно снижает выработку окситоцина, влияющего на социальную адаптацию индивида.

В науке от недавнего времени существует также и вирусная теория этой аномалии. Считается, что инфекционный реагент, попавший случайным образом в здоровый организм, стимулирует мутацию клеток головного мозга, что и становится причиной развития недуга.

Согласно данным узкоспециализированных исследований мозга, у людей с синдромом Саванта наблюдается повышенная активность правого полушария, заметно замещающего функцию левого, которое в свою очередь демонстрирует функциональный дефицит.

Факторами, которые могут спровоцировать развитие этого синдрома, могут быть:

  • существующие в семейном амнезе симптомы данного недуга, особое внимание уделяется аутизму родных;
  • вес новорожденного, существенно отличающийся от нормы (примерно 2-2,5 кг);
  • недоношенность младенца;
  • зрелость родителей (мать – больше 40 лет, отец – больше 49 лет);
  • врожденные аномалии развития;
  • реанимация после родов;
  • плохая экологическая атмосфера, приводящая к дефициту витамина Д и, как следствие, мутации.

Стоит отметить, что по причине постоянных исследований этого недуга приведенный выше список периодически пополняется новыми данными. Ученые отмечают, что им удалось узнать об этом синдроме далеко не все.

Клинические проявления


Наглядный пример такого человека, это Стивен Уилдшир. Посмотрите, как он рисует Лондон.

Для людей с этим недугом самые простые на первый взгляд вещи вроде одевания и похода в магазин оказываются довольно трудными, а часто даже непосильными. Но в отдельно взятых узких сферах отмечаются выдающиеся способности.

Области, в которых могут оказаться гениальные способности:

  • – способность проектировать и изобретать, воспроизводить разные приспособления и механизмы;
  • математика – выполнение в уме довольно сложных арифметических вычислений;
  • – легкое запоминание и воспроизведение значительных объемов новой информации, часто узкоспециализированной;
  • пространственное мышление – воспроизведение в памяти трехмерной модели когда-то случайно увиденного предмета или объекта.

Стоит отметить, что область знаний, в которой были показаны удивительные результаты, весьма ограничена. Т.е. они феноменально запоминают разного рода информацию, совершенно не владея ее смыслом и глубинным пониманием. Мозг таких людей точно знает, как получить и затем воспроизвести в деталях информацию, но проанализировать по причине ограниченных умственных способностей не может.

Синдрому Саванта характерны такие расстройства и сопутствующие симптомы:

  • эпилепсия или эпилептиформный синдром;
  • физическая и умственная недоразвитость;
  • наличие участков мозга с аномальной структурой;
  • аутистические расстройства;
  • нарушения слуха или речи;
  • низкий уровень интеллекта, служащий фоном для «островков гениальности»;
  • наличие определенных двигательных стереотипов.

Больные этим недугом обычно некоммуникабельны, стараются постоянно избегать общения с людьми, включая тактильные контакты. Им очень трудно выражать свои мысли и эмоции. Наблюдается значительное отклонение их социализации в обществе.

Диагностика


Синдром, как таков, не считается отдельным заболеванием. Также признаком болезни не является наличие у индивида одного или нескольких талантов в отдельно взятых областях.

Поскольку синдром Саванта это редкая форма аутистического расстройства, предпосылкой развития данного недуга может стать нарушение нормальной работы клеток головного мозга на отдельно взятых его участках. В таком случае имеет место отставание в умственном развитии и прочие симптомы.

В процессе клинической диагностики на наличие синдрома Саванта учитываются следующие показатели:

  • возраст и пол пациента;
  • результаты магнитно-резонансной томографии;
  • результаты энцефалограммы;
  • семейный анамнез (симптомы, которые когда-то были замечены у родственников);
  • специальные лабораторные исследования.

Также у пациента проверяются коэффициент общего интеллектуального развития и уровня эмпатии с помощью специальных тестов. Сегодняшний технологический прогресс и наличие узкоспециализированных компьютерных программ позволяют выполнять крайне точный дифференциальный анализ.

Лечение и профилактика

Лечением этого недуга занимается психиатрия. Ключевыми векторами действия в этом сложном процессе является развитие самостоятельности у таких людей, их социализация. Улучшение физиологического и эмоционального состояния способствуют их раскрытию в обществе, развитию способностей коммуникации. Фармакотерапия также значительно ускоряет эффект терапии.

Гениальные способности в узких областях, которые имеют место при данной болезни, требуют также особого подхода. Ведь на фоне таких возможностей наблюдается отставание развития физической сферы и интеллекта в целом. Поэтому слишком энергические и активные методы воспитания, которые преследуют цель быстро социализировать пациента, могут как увенчаться успехом, так и стать причиной утраты этих способностей.


Обучение таких людей социальному общению должно быть умеренным, не мешать развитию их одаренности, так как последняя дает им ощущение значимости и уверенности в собственных силах. Такой подход обеспечивает успешное протекание лечения и социализацию.

К примеру, если наблюдается гениальность в области искусства, можно прибегнуть к арт-терапии.

Настоятельно рекомендую вам развивать свой мозг. На викиум вы можете пройти бесплатную программу развития вашего мозга. Также там есть интересные курсы по развитию ваших способностей.

Заключение

Я надеюсь, для вас эта статья была познавательной. Не пропускайте обновления моего блога. Вас ждет еще много интересной и полезной информации. Всего доброго, дорогие читатели!

Жизнь и не пытается быть справедливой. Один может получить все, другой ничего. Но иногда природа, словно замаливая грехи перед человеком, которого многого лишила, наделяет его какой-то необычной способностью. Такой, например, как в фильме «Человек дождя», главный герой которого имеет реального прототипа. В медицине этот феномен получил название "синдром саванта".

Савантами (фр. savant - «ученый») называются люди, которые обладают необычными возможностями. Спектр этих возможностей очень широк. Иногда больные во много раз превосходят просто одаренных здоровых людей. При этом на обыденном уровне эти гении немощнее детей: они не в состоянии пойти в магазин за покупками или перейти дорогу.

Савантизм обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития (аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением, синдром Аспергера - это одно из пяти видов общих нарушений развития организма, иногда называемое формой высокофункционального аутизма. Проще говоря, лица с синдромом Аспергера обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями и др.). В особо редких случаях может быть одним из последствий черепно-мозговой травмы. Наиболее частые проявления савантизма: феноменальная память, уникальные способности к арифметическим вычислениям, изобразительному искусству или музыке.

Человек с синдромом саванта может, например, повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Или безошибочно выдать результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто известен. Или запросто сказать, на какой день недели придется начало 3001 года. Некоторые саванты владеют 30 языками, могут спеть все арии, выйдя из оперы, или начертить карту Лондона после полета над городом. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.

Встречается феномен чрезвычайно редко. В настоящее время в мире таких людей насчитывается около 50. А за последнее столетие научные источники упоминали не более 100 имен. О некоторых из них вы можете прочесть ниже.

Ким Пик

Ким Пик, родился 11 ноября 1951 в Солт-Лейк-Сити, США. В 1984 г. Ким случайно встретился с писателем Барри Морроу. Способности Кима настолько поразили романиста, что вдохновили его написать сценарий фильма «Человек дождя», главный герой которого Реймонд Беббит, сыгранный Дастином Хоффманом, является аутистом с феноменальными математическими способностями. Он запросто производит в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. События фильма, однако, полностью вымышлены и ни в коей мере не совпадают с реальной жизнью Кима. Более того, сам Ким Пик не является аутистом - его нарушения характеризуются как FG syndrome.

Отец Пика рассказывал, что его сын уже в возрасте 16-20 месяцев мог запоминать различные вещи. Он прочитывал книги, запоминал их, и кладя на полку переворачивал вверх ногами, чтобы показать, что он закончил чтение. Прочитывая книгу примерно за час он запоминает ее содержимое в среднем на 98,7% и может вспомнить содержание примерно 12000 прочитанных им книг.

Способности Пика позволяют ему воспроизвести на пианино, на сколько позволяют его физические возможности, любое музыкальное произведение услышанное им хоть десятилетие назад. Он с легкостью может одновременно разговаривать и играть на пианино. Он помнит какой музыкальный инструмент играл какую партию в нескольких тысячах композиций.

Дэниел Таммет

Дэниэль Пол Таммет британец, больной аутизмом, имеющий талант к математическим расчетам, последовательной памяти и природного дара к изучению языков. Он родился с врожденной детской эпилепсией.

Восприятие чисел в виде цветов или ощущений является известной и задокументированной формой синестезии, но особенности умственного восприятия чисел Тамметом уникальны. В его разуме, по его словам, каждое число до 10000 имеет собственные уникальные форму и ощущения, и что он может видеть результаты расчетов как ландшафты, а также может чувствовать является ли число простым или составным.

Интересен и сам процесс складывания и умножения больших чисел. Дэниел рассказывает, что видит разноцветные формы, которые представляют различные числа. То есть умножение двух крупных чисел в голове для него - это слияние двух разноцветных форм в одну.

Он описал свое визуальное представление числа 289 как довольно таки уродливое, 333 довольно привлекательным, а числа Пи красивым. Таммет не только описывает свои видения на словах, но и создает художественные произведения, в особенности акварельные картины, такие как его картины числа Пи.

Он также говорит на большом количестве языков, включая английский, французский, финский, немецкий,испанский, литовский, румынский, эстонский, исландский, уэльский и эсперанто. Ему особенно нравится эстонский, потому что в нем много гласных. Таммет способен изучать новые языки очень быстро. Чтобы доказать эту свою способность, Таммету предложили выучить исландский за одну неделю. Через 7 дней он появился на исландском телевидении говоря на языке, которого раньше не знал.

Темпл Гранден (Грандин)

Темпл Гранден (родилась в 1947 году) - доктор философии, профессор, писательница, автор книги "Перевод с языка животных".

Делом жизни Гранден стало облегчение страданий животных. 90% скота в США и Канаде перед забоем проходят через загоны, сконструированные по советам Гранден так, что перед смертью животные не испытывают страха и ужаса. Благодаря своей болезни Темпл видит то, чего не замечают другие. Наблюдая за коровами, она заметила десятки мелочей: коровы не любят желтое, они остерегаются заходить из ярко освещенного места в темное помещение, боятся отражений света в воде и металлических звуков, предпочитают круглые загоны вытянутым в линию.

Благодаря Гранден, в подробностях описавшей свое состояние, мир больных аутизмом стал более понятным здоровым людям. Профессор много времени посвящает тому, чтобы облегчить жизнь таких, как она.

Ричард Воуро

Шотландский художник родился 14 апреля 1952 года в Нью-порт-он-Тэй, Великобритания. Он не мог научиться говорить до 11 лет. А после операции по удалению катаракты был признан слепым. Когда он еще только учился ходить, начал рисовать на меловой доске. Его рисункам поражались профессора-искусствоведы.

Ричард Воуро работал в необычном для пастели направлении и специализировался на пейзажах и видах на море. Он не использовал модели, но рисовал с изображений, виденных им лишь раз - например, в книгах или по телевизору. Его феноменальная память позволяла ему вспомнить, где он рисовал каждую картину и называть точную дату. Обладая прекрасной памятью, он часто добавлял свое туше в картину.

Дерек Паравичини

Один из величайших джазовых музыкантов мира родился 26 июля 1979 года, намного раньше срока, вследствие чего было нарушено нормальное развитие его мозга. А после он еще и ослеп. Однако его ограниченные психические возможности и слепота не помешали заниматься музыкой с четырех лет. Прозвище Человек-iPod к нему прицепилось из-за того, что Дерек может сыграть музыкальное произведение, услышав его впервые в жизни. В возрасте девяти лет он сыграл свой первый крупный концерт в Барбикан-холле в Лондоне с Королевским филармоническим оркестром. Но до сих пор у Дерека интеллект четырехлетнего ребенка. Он не знает, где взять пищу и поесть, не говоря уж о ее приготовлении. Самостоятельно одевается с большим трудом, а на личную гигиену тратит около часа. Его тенденция повторять все, что он слышит, называется эхолалией. Она есть у 75 процентов людей с аутизмом.

Алонзо Клемонс

Когда Алонзо Клемонс был ребенком, он демонстрировал странную способность лепить из глины удивительно детальные фигуры животных. При этом Алонзо не мог даже самостоятельно есть или завязать свои ботинки. Его IQ не превышал 50.

Алонзо может увидеть мимолетное изображение на телевизионном экране любого животного, и меньше чем через 20 минут создать прекрасную точную трехмерную копию этого животного. Животное правильно во всех деталях - каждом волосе и мускуле.

Начиная с его премьерной выставки в 1986 году Алонзо продолжает ваять. Его работы демонстрируются на выставках.

Бен Андервуд

У Бена Андервуда оба глаза были удалены по причине рака, когда ему было 3 года. Тем не менее, он играет в баскетбол, ездит на велосипеде и живет в принципе нормальной жизнью. Он научился использовать эхолокацию, чтобы ориентироваться в мире. Издавая резкие щелкающие звуки он улавливает эхо, что позволяет ему знать где находятся объекты. Он единственный человек в мире, который «видит», используя только эхолокацию, как ультразвуковой радар или дельфин.

Стивен Вилтшир

Английский архитектор (родился в 1974 году). В 3 года был признан больным аутизмом. Говорить Стивен научился только в 9, а рисовать начал с 4 лет, через четыре года поразив всех своими картинами, это были зарисовки городов после землетрясений. Чтобы продемонстрировать его уникальные способности, телекомпания ВВС организовала специальное шоу. Облетев Лондон на вертолете телевизионщиков, Уилтшир прямо перед камерами нарисовал карту города, по точности и детальности не уступающую аэрофотосъемке.

Джеймс Генри Пуллен

Джеймс Генри Пуллен известен как Гений Ирлсвудского приюта. Пуллен родился в Лондоне в 1835-м глухим, почти немым и умственно отсталым. К 7 годам он выучил одно-единственное слово - искаженное "мама". Еще в детстве начал вырезать кораблики из дерева и рисовать. В приюте, где поощряли ремесла, Джеймс стал выдающимся плотником и краснодеревщиком. Если ему требовался какой-либо инструмент, он с легкостью изготавливал его сам. Днем Пуллен работал по дереву, а ночью рисовал приютские коридоры. Но мог изобразить и другое, например, однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне. Главный шедевр Пуллена - модель корабля "Трейт Истерн". Он работал над кораблем 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов.

Другие известные саванты

Слепой Том - умственно отсталый гениальный пианист 1860-х годов (США), не имевший никакого музыкального образования. Тони Де Блойс - американский слепой музыкант. Тони впервые сел за фортепиано в два года, а сегодня умеет играть на 20 музыкальных инструментах. Знает напамять 8000 песен.

Джонатан Лерман - художник-аутист (США) (родился в 1987 году). Перестал разговаривать в два года, IQ всего 53. Но лет в десять Джонатан начал рисовать углем гениальные портреты, которые теперь демонстрируются на крупных выставках.

Лесли Лемке - музыкант. Родился в 1952-м с глаукомой и повреждением мозга. Мальчику удалили глаза. Уже в раннем детстве Лесли демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет его родители впервые услышали, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору. Вскоре Лесли уже выступал с концертами.

Хикари Оэ - японский композитор, сын известного писателя Кэндзабуро Оэ. Появился на свет в 1962 году; врачи советовали родителям пренебречь лечением и дать неполноценному ребенку спокойно умереть, но они отказались. Хикари страдает множеством болезней и, почти лишенный способности говорить, выражает свои чувства в музыке.

Жиль Трехин - французский художник и создатель вымышленного города Урвилля. Родился в 1972-м, диагноз аутизм ему поставили в 8 лет. С раннего возраста Жиль проявлял способности к музыке, вычислениям и рисованию. Еще подростком он начал рисовать карту воображаемого города Урвилля, для которого придумал свою увлекательную и подробную историю.

Сара Миллер - 42-летняя американская программистка, президент Nova Systems. Сара Миллер способна отловить «баг» в программе, лишь бросив беглый взгляд на программный код. Однако на деловых встречах ее неизменно сопровождает личный психолог, помогающий «переводить» слова бизнес-партнеров с общечеловеческого языка на причудливый бинарный язык аутиста.

Донна Уильяме (родилась в 1963 году) - художница и автор австралийских бестселлеров. Ее первая книга называлась "Никто из Ниоткуда: необычная автобиография девочки-аутиста". В детстве Донне долго не могли поставить правильный диагноз: ее считали глухой. Девочка ни на чем не могла сосредоточиться, не могла ответить на прямой вопрос и, как она написала позже, воспринимала мир хаосом звуков и цветов. Сейчас Донна - успешный человек, продолжает писать книги и занимается созданием сайта аутистов.

Верной Смит (родился в 1927 году) - профессор экономики и права, доктор наук, автор 200 статей, обладатель наград за достижения в экономической науке... И это несмотря на врожденный синдром Аспергера.

Кристофер Тейлор - 40-летний англичанин, проживающий в коммуналке под присмотром, без сопровождения не может дойти до ближайшей пивной, однако свободно владеет датским, голландским, финским, французским, немецким и многими другими языками. Радуется, когда кто-либо из посетителей пивной приносит ему журналы и газеты на разных языках. "Слова, слова, дайте мне слова!", восклицает он.

Что говорят ученые

Чем можно объяснить феномен савантов? Ученые пока только выдвигают версии и ищут странности в строении их мозга. Механизм синдрома саванта пока непонятен. Но известно, что у аутов с суперпамятью некоторые фрагменты мозга крупнее, чем у обычных людей. А у Кима Пика правое и левое полушария мозга вообще не разделены, а составляют единый блок. Кроме того, у Пика сразу после рождения обнаружилось поражение мозжечка.

Более других в изучение данного явления внес американский ученый-психиатр Дарольд Трефферт из Университета Висконсин, три десятилетия посвятивший теме савантов. По его мнению, хотя строение человеческого мозга вполне изучено и разложено на составляющие, система в целом остается тайной. Одно очевидно - этот серый орган организован достаточно демократично. Он функционирует подобно государству, со своей системой сдерживаний и противовесов. Сознательное мышление - это акция исполнительной власти, с планированием, подготовительными и контрольными мерами. Простой пример - составление списка покупок на выходные: хлеб, чай, сыр. Такая крупная "акция" подразделяется на несколько подчиненных, как то: посмотреть в холодильник, прикинуть, сколько хлеба потребуется на выходные; процесс, в общем-то банален, а структура его сложна. Путь к достижению результата небезопасен, потому как нервные клетки, однажды возбудившись, склонны "давать искру", импульс, возбуждая другие клетки - они стремятся образовывать ветви, ассоциации, каскады.

Таким образом, не будь механизма сдерживаний и противовесов, мозг работал бы безостановочно, вплоть до полного разрушения, "взрыва". Здоровый мозг обладает механизмом управления хранилищами, перекладывая в соответствующий ящичек то, что необходимо в данный момент, более ничего. А у савантов, напротив, как предполагается, такого механизма и такого "ящичка" нет, они живут как бы на складе своих воспоминаний, в окружении своих сокровищ, будь то цифры, математические структуры, картины, звуки и слова.

Австралийский ученый Аллан Снайдер утверждает, что "саванты показывают нам, кто мы есть на самом деле, то есть кем мы могли бы быть". Согласно его теории, в мозге савантов протекают те же самые мыслительные процессы, что у всех остальных людей. Только у последних в голове происходит обработка информации, и сознание включается в тот момент, когда обработка завершена и образ предмета целиком сформировался. Саванты же в своем мышлении от мелких деталей к общим не переходят. Иными словами, стратегия вспоминать только о значительном препятствует доступу ко всему банку данных, к тому, что человек знает вообще.

Ученые надеются: если им все же удастся разгадать секрет «людей дождя», то тогда появится реальный шанс увеличить интеллектуальные возможности у людей обычных.

Игорь Остин
НПИ "Открытия и гипотезы" №11, 2009 г.

Людей с аутизмом, обладающих исключительными способностями к музыке, математике или языку называют «савантами», однако для ученых это понятие полно противоречий

Рекс Льюис-Клак напевает себе под нос и довольно покачивает головой в такт песни Дюка Эллингтона. Двадцатилетний музыкант аккомпанирует себе на огромном рояле, ударяя по клавишам с ловкостью, которая напоминает самого Дюка. Затем он плавно переходит к исключительно хорошему исполнению «Фантазии экспромта» Шопена. Когда эхо последних аккордов пронеслось по квартире, он начинает раскачиваться взад и вперед на банкетке для пианино, кисти его рук трясутся от восторга, он улыбается широкой, триумфальной улыбкой.

Этот молодой человек с ангельской внешностью родился слепым из-за врожденного заболевания — септооптической дисплазии. В детстве у него были серьезные когнитивные нарушения и тяжелые проявления аутизма. От малейшего шума он начинал кричать, и он был так чувствителен к прикосновениям, что постоянно держал руки сжатыми в кулаки. «На его третье Рождество, нам пришлось открывать подарки в другой комнате, потому что он не выносил звука рвущейся бумаги, — вспоминает его мама. — Он не ел никакой твердой пищи и жил на одних жидкостях несколько лет. Он был словно заключенный в собственном теле». Врачи считали, что он не сможет ни ходить, ни говорить.

Когда ему было два года, его отец подарил ему синтезатор, который стал для него окном во внешний мир. Льюис-Клак сам научился играть на пианино, говорит его мама, «и он играл пока не падал от усталости». Когда в возрасте пяти лет он начал формальное обучение музыке, его учитель заметил, что мальчик одарен. У него идеальный музыкальный слух — феномен, который встречается примерно у 1 человека из 10 000. Он тут же может распознать ноту, даже если слышит ее вне контекста. Хотя он не видит и не владеет нотной грамотой, ему достаточно один раз услышать почти любую мелодию, чтобы точно ее исполнить. Его мозг хранит целые библиотеки музыки. «Однажды Рекс сел за пианино и сыграл каждый ноктюрн Шопена из 21, и он сыграл их прекрасно, хотя он учился играть лишь шесть из них», — говорит его мама. Она и не знала, что он запомнил остальные 15.

Рекс очень мало говорит, на большинство вопросов он отвечает короткими предложениями. На вопрос, как он поможет маме готовить тыквенный пирог на праздник, он любезно отвечает: «Буду яйца разбивать». Его основной метод коммуникации — это музыка. В возрасте семи лет он впервые выступил на концерте, и теперь он путешествует по миру и играет на благотворительных мероприятиях в пользу людей с инвалидностью.

Поскольку у Рекса есть исключительные способности к музыке и интеллектуальные нарушения одновременно, он считается савантом — одним из редких людей, которым тяжело даются простые житейские задачи, но при этом у них есть способности, которые встречаются лишь у единиц.

Синдром саванта — это очень неопределенный термин, которым часто называют людей с когнитивными проблемами (во многих случаях связанными с аутизмом) и необычными навыками — «островами гения», как говорил психиатр Дэрольд Трефферт, изучавший савантов более полувека. Считалось, что даже среди людей с аутизмом савантизм редкость — не более чем 1 человек из 10. Однако исследования последних лет предполагают, что он может встречаться чаще, вплоть до 1 человека из 3.

Но что именно можно назвать савантизмом, и в чем его причины, остается неясным. Некоторые исследования предполагают, что саванты перенесли какую-то травму левого полушария мозга еще до рождения или в младенческом возрасте, и что необычные способности — это избыток компенсации со стороны правого полушария.

У большинства савантов есть особые способности в области музыки, математики, механики или изобразительных искусств вкупе с прекрасной памятью. Например, Стивен Уилтшир, британский савант и художник, у которого в три года диагностировали аутизм, получил прозвище «человек-камера» за свою способность изображать ландшафты в малейших деталях после того как он увидел их лишь однажды. У других савантов есть навык «календарного счета» — способность определить день недели по любой дате в прошлом или будущем. Такую способность изобразили в фильме 1988 года «Человек дождя». Другие могут с легкостью осваивать иностранные языки, точно определять расстояние на глаз или читать карты лучше большинства людей.

Обычный гений

Впервые савантов описали в медицинской литературе восемнадцатого века, но лишь за последние несколько десятилетий этот феномен начали понимать гораздо лучше. Обширное исследование 1978 года предполагает савантизм у 1 человека с аутизмом из 10, и долгое время эту цифру не подвергали сомнению.

Тем не менее, за последние 10 лет даже само существование савантизма было поставлено под сомнение. Некоторые ученые говорят о том, что нет ничего «исключительного» в способностях людей с аутизмом как таковых, просто их способности развиваются не так, как у их нейротипичных сверстников. «Люди с аутизмом — это узкие специалисты по своей природе. Если они чем-то увлекаются, то очень быстро становятся экспертами», — говорит Лорен Моттрон, психиатр из Университета Монреаля.

Кроме того, для людей с аутизмом характерны очень плохие результаты стандартных тестов на уровень интеллекта, в которых есть ограничения по времени, большое количество устных инструкций, и которые требуют хорошего знания культурных норм и правил социального взаимодействия. Такие тесты как «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», которые измеряют способность к рассуждению и креативному решению задач часто показывают более высокий уровень интеллекта у тех же людей.

Когда исследователи используют более подходящие методы для оценки интеллекта, то признаки савантизма — «островки гения» у людей с тяжелыми нарушениями — исчезают. «Существует кривая нормального распределения савантизма, точно так же как кривая нормального распределения интеллекта», — говорит Моттрон. Наверху кривой находятся немногочисленные люди с аутизмом, чьи исключительные способности в некоторых областях значительно превышают эти же способности большинство людей без аутизма.

Подобная интерпретация соответствует исследованию 2009 года, которое провела психолог Патриция Хоулин из Института психиатрии королевского колледжа Лондона. В этом исследовании среди 93 людей с аутизмом, согласно отчетам родителей и результатам тестов, 39-40% имели исключительные способности, как по сравнению с другими своими навыками, так и по сравнению с навыками населения в целом. Эти способности включали то, что называется «осколочными навыками», например, способность производить сложные математические подсчеты в уме без карандаша и бумаги.

Исследование Хоулин включало два разных измерения. Участники либо имели «савантный навык», например, в области математики, музыки, рисования или необычно хорошую память на даты, места, направления или факты, либо они имели «исключительные когнитивные навыки», которые определялись как уровень IQ выше 130 баллов. Лишь немногие участники относились к обеим категориям.

Лево или право

Причина необычных талантов у людей с аутизмом остается загадкой, но кое-что уже проясняется.

Более 30 лет назад психолог Бернард Римланд собрал крупнейшую в мире базу данных по людям с аутизмом, в которую вошли 34 000 людей. Римланд заметил, что савантные навыки, например, способность к рисованию или навыки мысленного манипулирования трехмерными предметами, чаще всего относятся к функциям правого полушария. А их трудности, например, проблемы с коммуникацией, часто являются функциями, которые больше контролирует левое полушарие.

Врачи заметили, что в случае повреждений мозга или дисфункций, вызванных инсультом или нейродегенеративным заболеванием, в левом полушарии, функции правого полушария могут улучшиться. Как будто травма «освобождает мозг от тирании левого полушария», говорит Трефферт. Без контроля слева способности правого полушария иногда внезапно расцветают.

Сканирование мозга позволяет хотя бы немного заглянуть за покров тайны этих удивительных талантов. Некоторые ранние догадки были высказаны после сканирования мозга в случаях с приобретенным савантизмом: обычные люди с обычным интеллектом и способностями переносили тяжелую травму мозга и внезапно у них развивались новые навыки, например, музыкальные таланты, способность говорить на иностранных языках или способности к математике или живописи.

Брюс Миллер, исследователь мозга из Калифорнийского университета Сан-Франциско воочию наблюдал этот феномен, когда некоторые из его пожилых пациентов, страдающих от лобно-височной деменции — дегенеративного заболевания мозга, которое в первую очередь поражает левую сторону мозга, внезапно начали проявлять интерес к искусству. По мере прогрессирования деменции этих людей все больше захватывала потребность в творчестве, а их картины улучшались.

Миллер и его коллеги использовали однофотонную эмиссионную компьютерную томографию — технику, которая позволяет увидеть изменения в кровотоке мозга и отражает нейронную активность — на двенадцати людях с лобно-височной деменцией, у которых развились художественные таланты. Сканирование показало повреждения в передней височной доле левого полушария и орбитофронтальной коре головного мозга. Это участки мозга, которые связаны с логикой, речью и пониманием. Миллер и его коллеги высказали гипотезу, что селективная дегенерация мозга «освободила» спящие способности правого полушария, которое отвечают за некоторые аспекты творческой деятельности, в том числе за зрительное конструирование, позволяющее как рисовать, так и собирать паззлы, а также за некоторые формы творческого мышления.

Когда они сравнили эти результаты сканирования с результатами ребенка с аутизмом, у которого было навязчивое желание рисовать с раннего возраста, то исследователи обнаружили «удивительные параллели». Как и люди с лобно-височной деменцией, девятилетний савант демонстрировал утрату функций в левой височной доле мозга одновременно с повышенной активностью в правом полушарии, которое отвечает за обработку информации от органов чувств и зрительное мышление.

Исследование команды Моттрон и других пролили свет на возможные неврологические причины савантизма. Группа Моттрон обнаружила, что люди с аутизмом и средним уровнем интеллекта до 40% быстрее решают сложные логические задачи по сравнению со сверстниками без аутизма. Их аналитические навыки могут объяснять, почему некоторые из них могут так хорошо манипулировать числами. Ученые также обнаружили повышенные способности восприятия у людей с аутизмом: они хорошо различали схемы в сложной визуальной среде, обнаруживали скрытые детали, которые пропускали другие люди, и часто обладали исключительными способностями к мысленным манипуляциям трехмерными фигурами.

В 2012 году группа Моттрон провела мета-анализ существующих исследований с функциональным сканированием мозга и обнаружила, что у людей с аутизмом часто присутствует повышенная активность в областях мозга, отвечающих за обработку зрительной информации, распознавание предметов, зрительное воображение и мышление, а также способность различать схожие предметы, например, различные виды птиц. «Эти результаты говорят о том, что усиленное зрительное восприятие играет ключевую роль в познании при аутизме», — говорит Моттрон.

Известный специалист по поведению животных, Темпл Грандин, у которой в детстве был диагностирован аутизм, говорила, что она «думает картинками». По ее словам, острое зрение помогает ей замечать детали, которые игнорируют другие люди, но которые значимы для животных и могут их напугать, например, это могут быть блестящие предметы, в которых отражаются солнечные лучи.

По мнению Моттрон, обостренное восприятие может способствовать развитию логических способностей, что может объяснить, почему некоторые люди с аутизмом обладают развитыми навыками решения логических головоломок.

Обостренное восприятие также может облегчить развитие трех особенностей, которые связаны с савантизмом: идеального музыкального слуха, гиперлексии (необычно развитых навыков чтения у очень маленьких детей) и синестезии — состояния, когда сенсорные стимулы воспринимаются другой сенсорной системой, например, когда звук воспринимается как имеющий определенный цвет.

Команда Моттрон обобщила все эти изменения как «функциональное перенаправление отделов восприятия мозга на когнитивные функции высшего порядка». Другими словами, похоже, что мозг перераспределяет свои ресурсы, в результате отделы мозга, которые обычно служат одной цели, привлекаются к более сложным задачам.

Это может означать, что мозг людей с аутизмом проявляет большую гибкость, чем у остальных людей. (Однако подобная «пластичность» мозга не помогает им компенсировать дефицит навыков социального взаимодействия, потому что, по словам Моттрон, социальные реалии обычно нельзя понять только за счет сенсорного восприятия или логики). В целом, люди с аутизмом решают различные задачи, используя другие нервные пути, чем люди без аутизма. Также у людей с аутизмом более активны те отделы мозга, которые связаны с восприятием.

Так иногда, когда люди теряют одно из чувств, например, зрение, мозг может направить больше нервных ресурсов на слуховое восприятие. Возможно, мозг людей способен к еще большей реорганизации. В некоторых случаях это приводит к обостренному восприятию, которое в сочетании со знаниями и опытом может привести к савантизму. По мнению Моттрон, на данный момент это наиболее правдоподобная гипотеза, объясняющая развитие способностей савантов.

Случайная встреча

В 1998 году Джоанна Рутсац, на тот момент студентка факультета психологии, случайно натолкнулась на возможное объяснение савантизма во время встречи в ресторане фаст-фуда в американском штате Луизианна. Она проводила интервью с шестилетним музыкальным вундеркиндом, который играл на гитаре на музыкальных фестивалях. Музыкальный феномен прошел целую батарею тестов на интеллект и способности, после чего он не мог думать ни о чем кроме Макдональдса. Так что исследовательница, мальчик и его мама отправились в местный ресторан за гамбургерами. «Случайно мы встретили его тетю и двоюродного брата подросткового возраста, — вспоминает Рутсац. — Пока сестры беседовали, кузен мальчика стонал и махал руками. Позднее мама мальчика сказала, что у ее племянника тяжелая форма аутизма. И я подумала: каковы шансы, что эти мальчики окажутся родственниками?»

Как оказалось, шансы были довольно высоки. В 2007 году Рутсац предложила тест на коэффициент аутизма, разработанный британскими учеными для измерения аутичных черт, трем группам людей, в каждой из которых было 10 человек: в первой группе были вундеркинды и их ближайшие родственники (родители, братья или сестры), во второй были люди с аутизмом и члены их семьи, а в третьей группе были люди без одаренности или аутизма и их ближайшие родственники. И родственники людей с аутизмом, и родственники людей с одаренностью имели более высокий результат теста на аутичные черты, в том числе по трудностям с социальными навыкам и трудностям с переключением внимания (способности к многозадачности), а также более высокий уровень внимания к деталям. Поскольку люди с аутизмом часто уделяют повышенное внимание мельчайшим деталям, Рутсац особенно удивило то, что результаты по этой особенности у вундеркиндов были даже выше.

С тех пор Рутсац, ныне психолог в Университете штата Огайо, собрала обширные профили 30 одаренных детей (она искала их в Интернете, через прессу и других специалистов). К концу 2011 года она обнаружила, что у троих из девяти одаренных детей, которых она исследовала первоначально, в раннем детстве был диагностирован аутизм, но они перестали соответствовать критериям этого диагноза. «Они больше не соответствовали диагнозу в спектре аутизма», — говорит Рутсац. Более того, пятеро из девяти детей имели близкого родственника с аутизмом. У одного одаренного ребенка было двое братьев, отец, бабушка и тетя в спектре аутизма. «Это значит, что оба состояния могут иметь общие генетические корни», — говорит Рутсац, соавтор книги «Кузен вундеркинда: Семейные связи между аутизмом и исключительным талантом».

В 2015 году команда Рутсац определила потенциальную генетическую связь между одаренными детьми и людьми с аутизмом. В генетических выборках 11 одаренных детей и родственников детей с аутизмом была обнаружена общая мутация в первой хромосоме, в участке, который называется 1p31-q21. Исследования пока не могут указать на точное местоположение генетической вариации, также пока нет теорий о том, как эта вариация может способствовать общим особенностям одаренных детей и савантов. Ученые ищут генетический модификатор у вундеркиндов, который мог защищать их от аутизма, что объяснит, почему среди них есть дети, которые «потеряли» свой диагноз.

Тем временем, ученые и общественность продолжают восхищаться и вдохновляться такими людьми как Рекс Льюис-Клак, которого можно назвать и одаренным, и савантом.

В 2013 году Льюис-Клак и его мама основали фонд внешкольных программ для слепых детей с аутизмом. Его мама говорит обо всех его достижениях — выступление на благотворительных концертах в пользу фонда «Лучшие друзья», выступление перед вице-президентом Джозефом Биденом и его семьей в Вашингтоне, выступление в память Юнис Кеннеди Шрайвер, музыкальный фестиваль во Фрейбурге, Германия, где его приветствовали как рок-звезду и весь город собрался его послушать. «От этого я чувствовал себя отлично», — говорит молодой человек, улыбаясь. Большинство дней он проводит погруженный в музыку, также он получает уроки вокала и фортепьяно и изучает техники импровизации.

Таланты Льюиса-Клака превратили его из замкнутого малыша в известного исполнителя, который собирает полные залы по всему миру. После Шопена я прошу его исполнить другую мелодию. «Нет», — отвечает он, но тон его вполне дружелюбный. Я спрашиваю его маму, можно ли будет обнять его в знак благодарности за маленький концерт, она улыбается и энергично кивает. Льюис-Клак встает из-за фортепьяно, раскрывает руки и бережно обнимает меня так, как будто это самый естественный поступок на свете.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

По шкале интеллекта мы с тобой куда ближе к котам помоечным, дикорастущим, нежели к среднестатистическим обладателям синдрома саванта. Ведь обычный савант как нечего делать перемножит шестизначные числа в уме, целиком процитирует книжку, которую читал лет десять назад, вспомнит, что с ним произошло в любой день его жизни и за несколько дней в совершенстве овладеет иностранным языком. Правда, удивлять тебя своими способностями он будет с расстегнутой ширинкой, засохшей едой на подбородке и держась за мамочкину руку.

Впервые савантизм был описан Джоном Лэнгдоном Дауном - тем самым Дауном, который описал болезнь «монголизм», позже переименованную в синд­ром Дауна*. В 1887 году он ввел выражение idiot savant («идиот ученый»; от фр. savoir – знать), но ни оно, ни термин autistic savant («аутист савант»), предложенный Бернардом Римландом, не являются правильными. Дело в том, что савантизм - не отдельная болезнь, это всего лишь симп­том, который может вызываться самыми разными мозговыми проблемами, начиная физической травмой и заканчивая слабоумием.


* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Не повторяй ошибок Дауна: если захочешь прославить свою фамилию, предварительно как следует подумай, чем это может закончиться »


Ким Пик

Если б не было Кима, Барри Морроу не вдохновился бы на создание сценария фильма «Человек дождя», а Дастин Хоффман не получил бы своего «Оскара». Именно Ким со своими фантастическими способностями стал прототипом Реймонда-Рэйнмена.


Ким родился в 1951 году, и с первой секунды его существования стало ясно, что у ребенка большие проблемы. Голова у него была раза в два больше, чем у обычного младенца, кроме того, на затылке она еще была украшена черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч. Внут­ри дело обстояло не лучше, чем снаружи: у Кима полностью отсутствовали такие важные части мозга, как мозолистое тело и комиссуры, которые в норме соединяют левое и правое полушария. А мозжечок, отвечающий за некоторые двигательные функции, был меньше обычного и деформирован. Но вместо того, чтобы вести тихую жизнь покладистого растения, которую, казалось бы, уготовили для него феи судьбы, Ким стал гением, которого родные и близкие дразнят Кимпьютером. Уже в полтора года Ким слово в слово запоминал книги, которые ему читали. Он каждый день ходил в городскую библиотеку Солт-Лейк-Сити и знал наизусть около 9000 произведений. Он проглатывал страницу за 7–10 секунд, причем правую половину разворота читал правым глазом, а левую - левым. Мозг Кима содержали все известные человечеству сведения, касающиеся 15 интересующих его тем, среди которых мировая и американская история, спорт, кино, география, освоение космоса, Библия, история церкви, литература и классическая музыка. Однажды он зачем-то прочел телефонный справочник штата и запомнил номера всех его обитателей. Если бы Киму дали автомобильные права, ему не нужно было бы тратиться на навигатор, так как он детально помнил карты всех городов Америки. Вот только прав ему не суждено было увидеть как собственной мозговой грыжи, потому что, невзирая на всю свою гениальность, Ким был совершенно безнаде­жен в плане самостоятельного существования. Координация движений у него чудовищная, ему тяжело было следить за своими конечностями, ходил он как марионетка, управляемая пьяным кукловодом. По улицам он передвигался только в сопровождении отца, который посвятил свою жизнь сыну - кормил Кима, одевал и завязывал ему шнурки.


Кроме того, гений интеллекта был безнадежно плох в абстрактных понятиях. Например, если спрашивали, что значит «он пошел по стопам своего отца», Ким, подумав, отвечал: «Он держал его за руку, чтобы не потеряться в аэропорту».


Стивен Уилтшир

Маленький Стивен не был болтливым мальчиком. Более того, он вообще никогда ничего не говорил. Если ему нужно было спать, он рисовал кровать; если хотел молока - рисовал пакет. В лондонской школе Куинсмилл, куда родители отдали пятилетнего аутиста, он мог часами молча сидеть за столом и водить карандашом в альбоме. Но садисты-учителя придумали, как заставить ребенка заговорить. Они забирали его рисунки и прикидывались, что не понимают, что тот просит: «Хочешь порисовать, Стивен? Тогда скажи, что тебе нужна бумага и карандаши». Однажды это сработало. Стивен протянул к мучителям руки и с усилием, но внятно произнес свои первые слова - «paper» и «pencil». К девяти годам он полностью овладел речью и вскоре стал героем программы The Foolish Wise Ones, в которой рассказал о своей способности зарисовывать любые постройки, лишь мельком взглянув на них.

Аудитория и телеведущие усомнились, поэтому компания BBC решила провести эксперимент. На вертолете в сопровождении двух репортеров Стивен поднялся над Лондоном и в течение нескольких минут смотрел на город сверху, после чего, вернувшись в студию, начертил точную карту местности в четыре квадратные мили, на которой вполне детально изобразил около двухсот строений. Карта оказалась такой красивой, что на Стивена тут же посыпались заявки от людей, желавших ее приобрести.

Вид на Манхэттен с высоты полета Стивена

Так савант-живописец нашел дело своей жизни. Теперь он уже полетал над Римом, Гонконгом, Иерусалимом, Мадридом, и Дубаем и воссоздал эти города на десятиметровых полотнах. Выставки картин 35-летнего англичанина проходят по всему миру, а в 2006 году королева Елизавета II наградила Стивена орденом Британской империи в знак признания его творческих заслуг.

На то, чтобы окинуть взглядом эту панораму Токио, ты потратишь больше времени, чем Стивен потратил на то, чтобы ее запомнить

Лесли Лемке

Лесли был долгожданным ребенком. Его родители мечтали о том, что у них будет красивый, веселый и здоровый малыш. И поэтому пришли в ужас, увидев сына - скрюченное существо с поврежденным головным мозгом и церебральным параличом. Кроме того, у Лесли оказалась тяжелейшая форма глаукомы, так что врачам пришлось ампутировать ребенку глаза в первые дни его жизни. Не будем осуждать родителей Лесли, которые тут же оформили отказ от родительских прав: у каждого человека есть предел груза, который он может вынести. А вот выхаживавшая Лесли медсестра Мэй Лемке в смысле житейских грузов оказалась тяжеловесом и официально усыновила малыша, обзаведясь, таким образом, шестым ребенком в довесок к пяти собственным. Кое-как научившись есть, разговаривать и передвигаться самостоятельно, долгое время Лесли занимался только тем, что часами сидел молча, прислушиваясь к звукам и чужим разговорам, а затем повторял их с точной интонацией. Однажды он услышал по телевизору запись Концерта № 1 Чайковского. Послушав музыку, Лесли подошел к старенькому фортепиано в гостиной и с первого же раза сыграл его.

Когда дочь садилась за рояль, вся семья собиралась вокруг и наклеивала ей бороду

С тех пор Лесли - слепой, умственно отсталый, с церебральным параличом, не имевший ни одного урока музыки - может повторить любую мелодию, услышанную хотя бы раз. Пусть без артистизма и глубины, свойственной настоящим исполнителям, но зато и без единой помарки, которые с теми легко случаются.


Эллен – одна из немногих женщин-саван­тов. Слепая, с задержкой умственного развития, она, подобно Лесли Лемке, впервые услышав мелодию, может тут же сыграть ее на пианино или гитаре, правда обычно с ошибками и искажениями. Но зато Эллен обладает уникальным талантом, который до сих пор не был зафиксирован ни у одного саванта и вообще ни у одного человека: она не хуже китов и летучих мышей пользуется эхолокацией. Первыми ее способности заметили родители, потрясенные тем, что четырехлетняя слепая девочка прекрасно ориентируется в пространстве: не задевает косяков, обходит стулья и легко сбегает вниз по лестнице. Правда, все время бубнит себе под нос какую-то странную не то песенку, не то бурчалку. Выяснилось, что по тому, как распространяется звук, Эллен узнает об объектах на своем пути. Так что она не может потеряться. Причем не только в пространстве, но и во времени. Когда девочке было пять лет, ее заинтересовал секундомер. Ей объяснили, что это такое, она несколько секунд послушала тиканье и с тех пор с точностью до секунды может сказать, сколько в данный момент времени.


Если тебя начнут беспокоить тяжелые эпилептические припадки, не спеши сразу обращаться к врачу. Погоди немного: а вдруг у тебя разовьется память и появятся математические способности, как произошло с Даниэлем, единственным савантом, который может объяснить работу своего мозга (остальные обычно не могут понять, что от них хотят услышать)? В первые годы жизни Даниэль рос обычным ребенком, но не пойми откуда взявшаяся эпилепсия привела к аутизму, серьезным проблемам в плане общения с другими людьми и математической гениальности. 30-летний англичанин рассказывает, что, когда он хочет решить какую-нибудь математическую задачу, ему видятся две расплывчатые геометрические фигуры. Постепенно контуры становятся все более четкими, и наконец возникает третья фигура - ответ. Каждое число для него имеет свои цвет и форму, и он способен нарисовать их или вылепить. «В моем восприятии девятки - огромные и синие, и я до сих пор удивляюсь, что в газетах они мелкие и темные. Шестерки представляются мне крохотными черными дырами. Когда я думаю о числе 89, передо мной пролетает что-то похожее на снежинки. А вот число 351 напоминает полную ложку овсяной каши». Самое красивое и гармоничное для него число пи. Даниэль может процитировать его до 22 514 знаков после запятой. Эту способность он продемонстрировал 14 марта 2004 года, в международный день числа пи, установив мировой рекорд.

Кроме того, у Даниэля удивительные лингвистические способности. Он знает 11 языков: английский, французский, финский, немецкий, испанский, румынский, литовский, эстонский, валлийский, эсперанто и исландский, который выучил за семь дней, по­участвовав в эксперименте документального фильма The brain man. Сейчас Даниэль работает над созданием собственного языка - mänti. Преподает языки онлайн, делает все точно по часам (любое нарушение режима ввергает его в панику и может вызвать тяжелый эпилептический припадок) и живет со своим другом Джеромом. Вот и решай теперь, нужны ли тебе феноменальная память и математические способности.

Как подхватить савантизм

О причинах, вызывающих савантизм, ученые пока могут только гадать. Посвятившая жизнь этой проблеме профессор Нэнси Миншу из Питсбургского университета утверждает, что аномально высокий уровень тестостерона (гормона мужественности) у новорожденных савантов вызывает усиленный рост мозга и одновременно подавляет выработку гормона окситоцина, отвечающего за успешную социализацию. Нейрофизиологи из Университета Вандербильта в Нэшвилле считают, что в мужской Х-хромосоме есть несколько десятков генов, отвечающих за рождение ребенка-саванта (именно этим можно объяснить тот факт, что савантов-мужчин в пять раз больше, чем савантов-женщин). Профессор Эдвин Кук из Чикагского университета предполагает существование вируса, вызывающего мутацию нейронов головного мозга. Как бы то ни было, строение мозга савантов действительно уникально: у Кима Пика, например, полушария головного мозга вообще не разделены.

Пока одни ученые спорят о причинах появления синдрома, другие готовы чуть ли не завтра поставить производство гениев на поток. Нейрофизиологи Брюс Миллер из Калифорнийского университета и Алан Снайдер из Сиднейского университета независимо друг от друга провели сканирование электромагнитной активности мозга нескольких савантов и получили совершенно идентичные результаты. Оказывается, в артериальной области левой височной доли находится «зона гениальности». У подавляющего большинства людей она отключена с рождения: электромагнитная активность в этой части мозга практически равна нулю. Если простимулировать ее работу, то человек станет гениальным, подумали ученые и уже потянулись было за скальпелями, как в последний момент решили ограничиться магнитной стимуляцией. В ходе эксперимента пять из семнадцати добровольцев в несколько раз улучшили свои показатели в арифметических вычислениях и рисовании. «Их креативность возросла на сорок процентов. Испытуемые могли использовать резервуары бессознательного», - говорит Снайдер. Разумеется, результат не слишком впечатляющий, но нейрофизиологи и не возлагали особых надежд на столь слабый метод воздействия. Вот если хотя бы один доброволец согласился на трепанацию черепа и имплантацию нейростимуляторов… Но дураков пока нет. И искусственно выведенных савантов, соответственно, тоже.

Синдром Саванта – одно из самых удивительных и уникальных заболеваний, что встречаются в медицинской практике. Люди с данным диагнозом, имеют различные патологии в области мозговых отделов, что приводит к нарушению в работе различных областей восприятия. Каждый человек, страдающий от этого недуга, воспринимает окружающий мир при помощи «линзы» собственных мироощущений. Большинство больных имеют множество различных проблем, связанных с восприятием реальности, что приводит к потере определенных жизненно необходимых навыков. Однако «саванты» отличаются от людей, имеющих умственную отсталость. Отличительной чертой «савантистов» является гениальность. В данной статье мы предлагаем ознакомиться с этим уникальным феноменом и узнать некоторые подробности из жизни больных людей.

Одним из самых загадочных феноменов в медицинской практике является Савантизм

Французский термин «савант» в буквальном переводе означает гениальность. Каждый носитель этого диагноза обладает выдающимися способностями, в различных сферах. Большинство пациентов с данным диагнозом, широко известны общественности как признанные гении науки и искусства. Уникальность синдрома Саванта заключается в сочетании, казалось бы, несочетаемых факторов.

Большинство людей с патологией, испытывают трудности с использованием различных бытовых приборов для самостоятельного обслуживания. Однако каждый из них обладает уникальными способностями. Кто-то из «савантов» способен полностью воспроизвести музыкальную композицию, услышав её всего лишь один раз. Другие пациенты легко пересказывают содержание книг, полностью сохраняя манеру повествования автора. Важно отметить, что большинство здоровых людей, не обладает даже десятой частью подобных способностей . Несколько веков назад, люди с такими отклонениями воспринимались, как колдуны, имеющие тайны способности.

Исследователей - феномен Савантизма, до сих пор не может оставить равнодушными, поскольку многих интересует вопрос о том, как гениальность сочетается с неспособностью самостоятельно надеть обувь или застегнуть молнию на куртке.

Рассматриваемый феномен до сих пор полностью не изучен. Для многих ученых, механизм развития умственной отсталости в сочетании с гениальностью, которые содержатся в одной личности, остается нерешаемой загадкой.

Феномен савантизма обладает долгой историей. Первые случаи развития патологии были зарегистрированы несколько столетий назад. В течение всей первой половины семнадцатого столетия, «саванты» являлись изгоями общества, которых принудительно отправляли в специализированные учреждения. Ситуация изменилась ближе к началу восемнадцатого века, когда рассматриваемое явление вызвало широкий резонанс в научных кругах.

Английский ученый Джон Даун, в честь которого была названа одна из врожденных патологий, говорил о людях «савантах», как об обладателях слабоумия, имеющих уникальную возможность познавать этот мир через призму личностного восприятия. Для того чтобы развивать эту способность у больных, важно подобрать правильную методику психологического и педагогического воспитания.


Савантизм – особая форма патологических изменений головного мозга, оставивших отпечаток на его функционировании

Причины развития патологии

Разобрав кто такие Саванты, следует перейти к причинам развития заболевания. По словам специалистов, формирование болезни тесно связано с особенностями генетического кода. Мутация и поломка определенных генов, может стать причиной появления наследственной предрасположенности к болезни, которая будет передаваться от родителей их потомкам.

Также существует вероятность получить синдром Саванта в результате сотрясений мозга (черепно-мозговые травмы), а также острых воспалительных и инфекционных заболеваний, что приводят к поражению определенных отделов головного мозга. Помимо вышеперечисленных факторов, исследователи выделяют ситуации, связанные с нарушением внутриутробного развития, вызванного влиянием внутренних или внешних раздражителей с неясной этиологией.

На сегодняшний день о рассматриваемом заболевании известно довольно мало. Несмотря на то что на протяжении многих десятков лет этот синдром тщательно изучается, истинная причина развития патологии так и осталась неразгаданной. Из-за отсутствия документальных подтверждений различных теорий, сделать однозначные выводы, касаемо природы заболевания, практически невозможно. Одна из теорий, связанная с природой заболевания гласит о том, что этот недуг является следствием патологических нарушений в работе правого полушария человеческого мозга. Основываясь на этом, можно сказать, что феномен «савантизма» тесно взаимосвязан с уменьшением активности и функциональности мозговых отделов. У большинства носителей болезни, феноменально развито лишь одно из чувств, к которым относятся зрительные и слуховые функции, а также память.

Клинические проявления

Среди представителей синдрома «савантизма», следует выделить гения Кима Пика, который известен всему миру . Его гениальность начала проявляться в младенческом возрасте. Всего в шесть месяцев этот мальчик уже умел читать. К возрасту двенадцати лет, Ким бросил школу, поскольку уверенно знал всю учебную программу.

Довольно часто рассматриваемое заболевание сопровождается следующими патологиями:

  • нарушения физического и психологического развития;
  • органические поражения и патологии в области головного мозга;
  • аутизм;
  • низкая интеллектуальная развитость, которая граничит с «островом» гениальности.

Больные с синдромом Саванта страдают умственным расстройством, при котором нарушается восприятие окружающего мира

Последний факт практически не имеет логического объяснения. Люди-Саванты являются настоящими изгоями в условиях современного мира. Большинство из них склонны к социальной изоляции и избегают общения с окружающими. Важно отметить, что при наличии проблем, связанных с самообеспечением, они проявляют гениальность в различных сферах.

Как проявляется гениальность

«Саванты» наделены уникальными способностями, которые заключаются в их памяти. Особенности в работе мозговых центров, позволяют «савантам» изучать несколько десятков различных языков одновременно, справляться со сложными математическими задачами и создавать настоящие произведения искусства.

Большинство «савантистов» легко справляются с изучением различных текстов. Благодаря феноменальной памяти, им достаточно всего лишь один раз ознакомиться с произведением, бегло прочитав несколько страниц. После этого, «савантист» может в точности пересказать прочитанное. Благодаря развитому слуху, людям с этой патологией достаточно лишь один раз услышать сложную музыкальную композицию, после чего они смогут полностью воспроизвести её заново. Однако большинство людей с этой патологией, сталкиваются с различными трудностями в анализе и интерпретации информации, которая поступает из окружающего мира.

Большинство «савантов» обладают способностью находить решение сложных математических задач, без использования бумаги или калькулятора. Такие люди легко разговаривают на многих иностранных языках и без затруднения переводят сложные технические тексты. Для больных, не составляет труда создать потрясающие предметы живописи, лишь на секунду взглянув на окружающую их обстановку.

Известны исторические случаи, в которых ребенок с патологией зрительных органов, аутизмом и синдромом Саванта, легко повторял сложные музыкальные композиции, услышав их всего лишь один раз. Слух этого мальчика в сочетании с музыкальным даром, сделали его всемирно известным. На сегодняшний день этот мальчик является одним из самых известных представителей людей, больных данным синдромом.

Известный художник Стивен Уилтшир из Англии, является еще одним популярным человеком с этой патологией. Несмотря на низкую интеллектуальную развитость, Стивен обладает способностью, детального воспроизведения на бумаге различных событий и объектов, с которыми он встречается в своей жизни. Благодаря своим феноменальным способностям, Стивен получил прозвище «Человек-фотоаппарат».

Многие обладатели рассматриваемого синдрома имеют способность различать миллионы различных запахов и разбивать их на отдельные составляющие. Некоторые из пациентов легко анализируют окружающих, и на основе этого анализа ставят диагноз об имеющихся заболеваниях. Следует отметить, что в данном случае легкость, с которой определяются сложные патологии вызывают недоумение у многих представителей медицины. Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что «савантизм» является проявлением гениальности, которая сочетается с умственной отсталостью.


Человек, подверженный Савантизму, может являться обладателем выдающихся способностей в одной или одновременно в нескольких областях знаний

Наиболее известные Саванты

Давайте ознакомимся с биографией самых известных «савантов» и узнаем об их феноменальных возможностях:

  1. Ким Пик – самый известный «савант», рожденный с патологией головного мозга. Уникальность Кима заключается в том, что в его мозгу отсутствовало разделение между полушариями. Наличие проблем, связанных с умственной деятельностью, у Кима было диагностировано в возрасте трех лет. В течение своей жизни этот человек прочитал более десяти тысяч различных книг и легко воспроизводил прочитанное по памяти. Помимо своей феноменальной памяти, этот человек обладал невероятным музыкальным талантом.
  2. Бен Андервуд – в раннем возрасте у Бена была диагностирована ретинобластома, что привело к необходимости удаления зрительных органов. Однако даже после операции, этот человек сохранил умение ориентироваться в пространстве, благодаря использованию эхолокации.
  3. Таммет Дэниел – этот человек имеет врожденную эпилепсию, что повлияла на степень развитости интеллекта. Уникальной особенностью Дэниела является легкое усвоение различных языков. Таммету достаточно всего одной недели, для того, чтобы полностью изучить новый язык. Помимо этого, этот человек - настоящий гений в области математики. По словам самого Таммета, каждая математическая формула воспринимается им как объект, наделенный своей формой и цветом.
  4. Стивен Уилтшир – «Человек-фотоаппарат», о котором мы упоминали ранее. Свои уникальные способности к живописи, Стивен начал демонстрировать в возрасте пяти лет. На сегодняшний день этот человек является одним из самых известных архитекторов во всем мире.
  5. Темпл Грандин – единственная женщина «савант» в этом списке. Темпл известна как писательница и обладатель докторской степени в области философии. Своим жизненным кредо эта женщина считает установление тесной взаимосвязи и понимания между людьми и животными.

Психотерапевтическая коррекция

Савантизм – это уникальный медицинский феномен, не имеющий аналогов. Терапевтические мероприятия в случае с этим синдромом имеют лишь одну задачу – помочь больному в адаптации к ведению самостоятельного образа жизни. Все применяемые методы лечения должны быть направлены на улучшение эмоционального, физического и психического состояния больного. Для этой цели используются различные программы, улучшающие физическое развитие.


У 50% известных савантов диагностирован аутизм, остальные же имеют другие нарушения психического развития

При наличии аутизма, больным назначается курс музыкальной терапии, арт-лечение и сказкотерапия. В сочетании с этими методами психотерапевтической коррекции применяются массаж и лечебная физкультура. Задачей психолога, является вовлечение «саванта» в социум, благодаря улучшению речи и двигательной активности. Специалисты отмечают, что своевременное обращение к психологу, позволяет «савантам» увереннее чувствовать себя среди людей и вести полноценную жизнь.

Ведение здорового образа жизни и снижение влияния факторов риска позволяет продлить жизнь пациента и увеличить его уровень взаимодействия с окружающим миром. Недостатки умственного развития в случае с этим заболеванием, компенсируют различные уникальные особенности. Основываясь на этом факте, можно предположить, что основная задача терапии – ресоциализация больного, которая основывается на улучшении эмоционального восприятия и физических навыков.

Обладатели этого синдрома являются «безумными гениями», которые на своем примере демонстрируют окружающим, безграничные возможности человеческого разума . Именно пример таких людей, является одной из уникальных возможностей взглянуть на привычную жизнь другими глазами.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт