Профилактика зубочелюстных аномалий у детей. Профилактика зубочелюстных аномалий

08.04.2019


Мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий Клиническое обследование детей (выявить и диагностировать зубочелюстные аномалии, устранить предрасполагающие факторы их развития). Определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы).


Своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение. Контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий. Организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.


Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкольным и дошкольным возрастом ребенка.


Внутриутробные и постнатальные факторы риска 1. Внутриутробный период: 1. Внутриутробный период: генетическая обусловленность (полная или частичная адентия, сверхкомплектные зубы, индивидуальная микро -или макродентия. нарушение структуры эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия, аномалии величины и прикрепления уздечек языка, губ)


Механические (травма, ушиб беременной женщины) Химические (алкоголизм и курение будущих родителей) Профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами) Биологические (перенесенные заболевания беременной женщиной: туберкулез, сифилис, краснуха, эпидемический паротит, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз) Психические (стрессовые ситуации у матери)


Постнатальные факторы риска Нарушение правильного искусственного вскармливания ребенка. Вредные привычки – сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза. Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава. Травмы зубов и челюстей. Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления новообразований полости рта и челюстей.


Кариес зубов и его последствия. Недостаточная физиологическая стираемость временных зубов. Преждевременная потеря временных зубов. Преждевременная потеря постоянных зубов. Задержка выпадения временных зубов. Задержка прорезывания постоянных зубов. Отсутствие трем и диастемы к 5-6-летнему возрасту ребенка.






Родовая травма (перинатальный период) - насильственное извлечение плода за нижнюю челюсть - при этом страдает зона роста - мыщелковый отросток + перенесенные заболевания – рахит - следствием которого могут быть деформации как верхней, так и нижней челюсти.


Гематогенный остеомиелит - возбудитель данного заболевания оседает в основном в зонах роста - на верхней челюсти скуловой и лобный отростки, на нижней челюсти - в суставных отростках. Дыхание через рот в силу недостаточной очишенностй носовых ходов от корочек или вследствие частичной или полной атрезии.


Профилактические мероприятия: - Естественное вскармливание - акт сосания является мощным стимулятором для роста костной ткани. Правильное искусственное вскармливание (соска на бутылочке должна быть физиологичной формы, быть эластичной, упругой, иметь несколько маленьких отверстий) Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее 15 минут. Меньшая продолжительность приводит к недоразвитию нижней челюсти.






Пользование соской-"пустышкой" - не более минут после еды, во время сна, бодрствования - пользование соской- "пустышкой" не рекомендуется. Длительное применение соски- пустышки (более 1-1,5 лет) приводит к формированию открытого прикуса. Критическое время использования пустышки составляет 6 часов в сутки.


Правильное положение ребенка во время сна. Новорожденный должен спать без подушки на ортопедическом матрасе. Также необходимо переворачивать ребенка на левый, правый бок и выкладывать на живот для предупреждения западения (профилактика дистальной окклюзии) и смещения нижней челюсти вправо или влево (перекрестный прикус).


Дети 2-го и 3-го года жизни (период формирования временной окклюзии) : Этиологические факторы: Вредные привычки (сосание пальцев, пустышки, различных предметов, прием пищи с помощью соски) Рахит - недостаток витамина Д Отсутствие в рационе ребенка жесткой пищи. Затрудненное носовое дыхание.




Профилактическая вестибулярная пластина «Стоппи», разработанная для отвыкания от сосания пустышки или пальца, регулярное использование в течение 1–2-х часов днем, а также во время сна позволяет исправить прикус естественным образом, т.к. конструкция пластинки не мешает смыкаться резцам и предотвращает попадание языка между верхними и нижними зубными рядами.


Дети в возрасте 3-6 лет (период сформированного молочного прикуса) Этиологические факторы: Нарушение функции носового дыхания - проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию различных аномальных прикусов. Нарушение функции глотания - инфантильное глотание. Нарушение функции жевания. Нарушение физиологической стираемости временных зубов.


: Профилактические мероприятия: Регуляция функции дыхания. Профилактика кариеса зубов или его осложнений. Подшлифовывание бугров молочных зубов (особенно клыков) Зубное протезирование при наличии дефектов зубного ряда. Выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов.



Дети 7-13 лет (период сменного прикуса) Этиологические факторы: Функциональные нарушения (дыхания, глотания, жевания, речи) Задержка стирания бугров молочных зубов. Нарушения в порядке смены зубов. Наличие сверхкомплектных зубов. Низкое прикрепление уздечки верхней губы, короткой уздечки нижней губы, языка и мелкого преддверия полости рта. Наличие дефектов осанки, искривление позвоночника.


: Профилактические мероприятия: Профилактика кариеса зубов и его осложнений. наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сроки, последовательность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания) Удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов. Восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров и/или резцов путем протезирования.




Период формирующейся постоянной окклюзии (12-18 лет), профилактика Профилактика кариеса зубов и его осложнений. Профилактика болезней пародонта. Удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям. Удаление прорезавшихся или ретинированных сверхкомплектных зубов, одонтом, кист. Рациональное протезирование. Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта. Лечение челюстно-лицевых аномалий с целью снижения их степени тяжести.




Что делать, чтобы прикус у ребёнка (смыкание челюстей) был правильным и не проявлялся в виде лицевых нарушений, даже уродств, чтоб лицо ребёнка было красивым? Часто такие нарушения формирования челюстей видны только специалисту, врачу-стоматологу, и лишь при заметном проявлении их видят окружающие и сам ребёнок, насколько он это может понять.

Видим некрасивое лицо за счёт чрезмерного развития нижней челюсти, она наглядно выдвинута вперёд (лицо старого человека) или недоразвита, западает назад, поэтому верхняя челюсть кажется больше, выглядит как клюв (птичье лицо). Может быть и недоразвитие верхней челюсти, тогда зубы нижней челюсти, выступая вперёд, перекрывают верхнюю как у бульдога. Нередко видим ребёнка с постоянно открытым ртом: он им и дышит. Видим смещённые вправо или влево челюсти одну по отношению к другой (перекошенный рот). И это только наиболее часто встречающиеся нарушения или аномалии.

А неправильное произношение звуков (картавая речь)? Причём не у малыша, который ещё не всё может, а у ребёнка- школьника. Здесь уже и психика страдает, ровесники подсмеиваются. Нередко родители таких детей уверенно оправдывают это наследственной предрасположенностью иногда и гордятся этим. Что вот у дедушки так было у неё, мамы, и у ребёнка. Вот такие мы особенные.

Это, конечно, психологически случай непростой, оправданный незнанием (невежеством) родителей и недостатком их воспитания. А ведь чаще всего причина "картавости" в короткой уздечке языка. Это мышечный тяж, который виден при поднятии языка. Когда этот тяж (уздечка) короткий, язык мало подвижен (держит его уздечка) и некоторые звуки не могут получиться, например "Р". А решается в этом случае всё просто: хирургом - стоматологом короткая уздечка языка подрезается (подсекается), он приобретает необходимую подвижность, ребёнок самостоятельно или с помощью логопеда легко устраняет дефекты речи.

Но неправильное произношение - это самое малое, что может быть нарушено (подробнее позже), когда просмотрели в раннем возрасте, у новорождённого. Кроме таких ярких, но неприятных проявлений, зубо-челюстные аномалии (ЗЧА) включают в себя нарушение количества прорезавшихся зубов: их больше или меньше, нарушение формы, размеров, расположения и изменения сроков прорезывания. От чего все эти нарушения? Причина не одна!

Принято выделять внутренние факторы риска. Это наследственная обусловленность, нарушение внутриутробного развития, болезни детей раннего возраста, нарушающие минеральный обмен, эндокринные заболевания. Правда, следствием этих нарушений чаще бывают более тяжёлые патологии, однако и те, о которых говорилось вначале и наружные факторы риска.

Здесь надо обратить внимание родителей, прежде всего, на метод вскармливания новорождённого, как естественный, так и искусственный. Ребёнок рождается с недоразвитой нижней челюстью (это норма), она выглядит запавшей назад. Природа предоставила ей возможность доразвиться сразу после рождения путём нагрузки на неё во время сосания груди матери, это тяжёлый труд и он необходим. Здесь активно работает язык, мышцы, расположенные под языком (мышцы дна полости рта), мышцы губ. Любой работающий орган растёт и развивается. К моменту прикорма 6-8 месяцев нижняя челюсть достаточно развита.

Если ребёнок родился с короткой уздечкой языка, сосать ему больно и он бросает (но есть и другие причины этого отказа). Поэтому, прежде чем перевести на искусственное вскармливание, убедитесь, проконсультировавшись у стоматолога, ни короткая ли уздечка тому причиной. Если это так, то быстрое решение этой проблемы вернёт ребёнка к естественному вскармливанию и беды не будет, челюсть разовьётся в срок. В случае, когда ребёнок всё же вскармливается с помощью соски, важно обеспечить ему необходимую нагрузку, чтобы пища не лилась из неё, а высасывалась с определёнными усилиями. Тогда развитие челюсти пройдёт полноценно. То есть не делать больших отверстий в соске.

Кроме этого, на развитие зубочелюстных аномалий влияют вредные привычки малыша: длительное сосание пустышки, пальца, языка, щёк, неправильная осанка, положение головы во время сна (запрокинута или высоко поднята), подкладывание кулачка под щёку. Эти помехи помогают формированию прикуса, при котором рот открыт или перекошен. При попытке ребёнка постоянно находиться с незакрытым ртом, надо понять: это - просто привычка или нездоров нос и трудно дышать.

Дома без врача можно проверить так: предложите ребёнку набрать в рот немного воды и чем-нибудь займите, например рисованием. Если он тут же глотает и открывает рот - ведите к ЛОР-врачу (нос нездоров, не дышит), если сидит и рисует с закрытым ртом, значит с носом всё в порядке, просто привычка держать рот открытым. Избавляйтесь от неё, иначе в обоих случаях формируется вытянутое, удлиненное лицо с открытым ртом, что придаёт ему глуповатый вид, Да и просто некрасиво.

В 3-5 лет просьба к родителям обратить внимание на речь. К 5-и годам она должна быть полноценной, а при нарушениях вспомните о короткой уздечке языка или губ. Это всё поправимо. О нормальном росте челюстей в возрасте 6-7 лет говорит появление промежутков между зубами (стали более редкими), они не меняются в размерах, а челюсти выросли и промежутки, естественно, увеличились. И это хорошо и правильно. А вот если зубки стоят плотно друг к другу, да если ещё и не начали меняться, то нарушение кальциевого обмена налицо. Это отнюдь не безразлично и очень важно для развития скелета в целом.

Небесполезны и старинные игры с детьми ("Сорока-ворона кашку варила…), так как вращение пальца по ладони массирует и этим развивает мышцы руки и речь ребёнка. Её развитию помогает и тренировка языка: когда он "цокает" им, изображая "как делает лошадка при ходьбе. Цоканье копыт, игра на трубочке, губной гармошке - это развивает мышцы языка, а значит и речь. Любите своего ребёнка, занимаясь с ним, вкладывайте во всё определённый смысл. Проще говоря, делайте всё с любовью и умом!

Зубо-челюстные аномалии (ЗЧА) — состояния, которые включают наследственные и приобретенные нарушения раз-вития зубо-челюстной системы, выражающиеся в аномали-ях зубов, челюстных костей и соотношений зубных рядов различной степени тяжести. В структуре стоматологических заболеваний после кариеса зубов и болезней пародонта зубо-челюстные аномалии занимают третье место.

Профилактика зубо-челюстных аномалий и деформаций — это комплекс мероприятий, направленных на своевремен-ное устранение и предупреждение этиологических и патоге-нетических факторов, способствующих их возникновению.

В связи с тем, что этиологические факторы могут воздей-ствовать на разных этапах развития организма ребенка, профилактические мероприятия должны проводиться во все периоды роста и развития зубо-челюстной системы.

ПЕРВИЧНАЯ профилактика зубо-челюстных аномалий состоит в предупреждении, раннем выявлении и устране-нии факторов риска.

ВТОРИЧНАЯ профилактика — это комплекс мероприя-тий, направленных на снижение распространенности и сте-пени тяжести зубо-челюстных аномалий, т. е. ортодонтическое лечение.

ТРЕТИЧНАЯ профилактика включает в себя восстанов-ление утраченной частично или полностью функции жева-ния, речевой артикуляции, эстетики, т. е. своевременное рациональное протезирование.

ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗУБО-ЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ

Основными проблемами в профилактике зубо-челюстных аномалий являются: несовершенная ортодонтическая диагностика, большое количество разноречивых классифи-каций, отсутствие единой терминологии. Принято рассмат-ривать эндо- и экзогенные факторы риска возникновения этой патологии.

ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

Генетическая обусловленность: первичная адентия; сверхкомплектные зубы; микро- и макродентия; дистопия и транспозиция; аномалии при-крепления уздечек языка и губ; глубина преддверия по-лости рта; микро- и макрогнатия; микро- и макрогения.

Нарушение внутриутробного развития:

врожденные аномалии; нарушения развития эмали и ден-тина.

Болезни детей раннего возраста, нарушающие минераль-ный обмен, эндокринные заболевания.

ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

Нарушение правил искусственного вскармливания ребенка.

Нарушения функций зубо-челюстной системы:

жевания, глотания, дыхания, речи.

Вредные привычки:

сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза.

Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава.

Травмы зубов и челюстей.

Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления ново-образований полости рта и челюстей.

Кариес зубов и его последствия.

Недостаточная физиологическая стираемость молочных зубов.

Преждевременная потеря временных зубов.

Преждевременная потеря постоянных зубов.

Задержка выпадения временных зубов (ориентир - сро-ки прорезы-вания постоянных зубов).

Задержка прорезывания постоянных зубов (ориентир - сроки прорезы-вания постоянных зубов).

Отсутствие трем и диастем к 5—6-летнему возрасту ре-бенка (дис-кутабельно).

ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБО-ЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ

Для осуществления основных задач профилактики ЗЧА необходимо уметь устанавливать однозначную связь между морфологическими особен-ностями и функциональными признаками физиологического прикуса, уметь соотносить физиологический прикус с различными этапами его фор-мирования.

Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смы-кании с наибольшим количеством контактов. Следователь-но, норма — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношении челюстей соответствен-но виду прикуса и периоду его развития до полного форми-рования постоянного прикуса.

Профилактические мероприятия подразделяются на пре-и постнатальные.

Мероприятия по пренатальной профилактике проводят-ся в женской консультации путем оздоровления организма беременной женщины.

Задачами профилактики ЗЧА в этот период являются устранение профессиональных вредностей, установление рационального режима дня и питания женщины, лечение инфекционных заболеваний, борьба с токсикозом, санация полости рта, стоматологическое просвещение. В этот пери-од возможно выявление ряда наследственных факторов, однако методы влияния на процессы наследственности на-ходятся на стадии исследований.

Постнатальная профилактика осуществляется с момента рождения ребенка и ее содержание зависит от возраста.

От рождения до прорезывания первых молочных зубов (0-6 мес.)

Выявление врожденной патологии в челюстно-лицевой области;

Профилактика острых гнойных заболеваний у новорож-денного;

Рассечение укороченной уздечки языка;

Правильное искусственное вскармливание ребенка (поза, подбор соски);

Выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение пока-заний к их удалению.

Период формирования молочного прикуса (6 мес. — 3 года)

Наблюдение за прорезыванием зубов (сроки и последо-вательность, парность, количество, симметричность, фор-ма, положение, тип смыкания);

Пластика укороченной уздечки языка;

Профилактика кариеса и его осложнений;

Сбалансированное питание, использование при жева-нии жесткой пищи;

Предупреждение соматических заболеваний;

Санация дыхательных органов;

Профилактика вредных привычек (сосания пальцев, пус-тышки, соски, посторонних предметов);

Наблюдение за функцией языка при глотании (зубные ряды сомкнуты, кончик языка располагается в области вер-хних передних зубов с небной стороны).

Период сформированного молочного прикуса (3 года — 6 лет)

Пластика укороченной или неправильно прикреплен-ной уздечки языка;

Присутствие в рационе жесткой пищи;

Вьывление и удаление прорезавшихся сверхкомплект-ных зубов;

Профилактика деформаций зубных рядов при дефектах зубного ряда (первичная адентия или удаление зубов по кли-ническим показаниям) путем протезирования;

Наблюдение за ростом челюстных костей (появление физиологических трем и диастем к 5—6-летнему возрасту ребенка);

Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных зубов (чаще клыков);

Наблюдение за соотношением зубных рядов, формой зубных дуг;

Выявление нарушений характера речевой артикуляции;

Комплексы миогимнастики - для нормализации смы-кания губ, располо-жения нижней челюсти и языка в покое и во время функции.

Период смены зубов (6 - 12 лет)

Профилактика кариеса зубов и его осложнений;

Наблюдение за резорбцией корней молочных зубов;

Наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сро-ки, последова-тельность, парность, количество, симметрич-ность, форма, положение, тип смыкания);

Удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;

Определение показаний для проведения хирургическо-го лечения, связан-ного с низким прикреплением уздечки верхней губы, которая явилась причи-ной диастемы, корот-кой уздечки нижней губы, языка и мелкого преддверия по-лости рта;

Восстановление разрушенных коронок первых посто-янных моляров и/или резцов путем протезирования после их травмы, кариозного поражения или гипоплазии эмали;

Замещение отсутствующих зубов, в том числе при аден-тии, путем протезирования;

Устранение вредных привычек (сосания губ, щек, язы-ка, посторонних предметов);

Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных клыков и моляров;

Миогимнастика для нормализации смыкания губ, но-сового дыхания, осанки.

Период формирующегося постоянного прикуса (12- 18 лет)

Лечение челюстно-лицевых аномалий с целью сниже-ния их степени тяжести;

Профилактика кариеса зубов и его осложнений;

Профилактика болезней пародонта;

Удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям;

Удаление прорезавшихся или ретинированных сверхком-плектных зубов, одонтом, кист;

Рациональное протезирование;

Пластика укороченной или неправильно прикреплен-ной уздечки языка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта.

Период сформированного постоянного прикуса (18 лет и старше)

Санация полости рта и соблюдение основ гигиены;

Восстановление коронок разрушенных зубов;

Замещение отсутствующих зубов путем протезирования;

Устранение парафункций (бруксизм);

Шинирование зубов при заболеваниях пародонта;

Предупреждение перегрузки опорных зубов при протези-ровании;

Сохранение тканей протезного ложа.

В клинике мы чаще всего встречаемся с сочетанными ано-малиями прикуса. Диагностика ранних симптомов связана с выявлением этиологических факторов, определяющих их клиническую характеристику и прогноз развития патологии.

Для развития зубо-челюстной системы большое значение имеет функциональное состояние мышц челюстно-лицевой области, которое либо способствуют нормальному развитию прикуса, либо нарушает его. Искусственное вскармливание детей на первом году жизни не создает необходимой функци-ональной нагрузки. У детей при таком способе вскармлива-ния преобладает глотательная, а не сосательная функция.

Для профилактики ЗЧА, связанных с искусственным вскармливанием, рекомендуют широкий выбор сосок для младенцев различных возрастов от 0 до 12 мес, которые имитируют сосок груди матери. Форма соски зависит от ее предназначения, поэтому для воды, молока, сока, каши их выпускают разными. Специальные соски предназначены для кормления детей с врожденной патологией.

Учитывая разное состояние мышц челюстно-лицевой области во время сна и бодрствования, пустышки бывают дневные и ночные. Каждое кормление ребенка способству-ет тренировке жевательных, мимических мыщц и росту нижней челюсти в длину, т. е. формированию физиологи-ческого соотношения челюстей.

Восстановление нормальной функции мышц достигает-ся с помощью специальной гимнастики. Принцип профи-лактики ЗЧА с помощью миогимнастики заключается в тренировке слаборазвитых мышц, которая позволяет нор-мализовать функцию мышц антагонистов и синергистов.

Гимнастические упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, как метод ортодонтической профилактики были предложены Rogers еще в 1917 г.

Упражнения выбирают с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными, желатель-но превращать их в игру. Дети могут заниматься гимнасти-кой как индивидуально, так и коллективно, в детских садах и школах. Контроль за выполнением упражнений возлагает-ся на родителей или воспитателей и медицинский персонал.

Комплекс миогимнастических упражнений

1. При нарушении осанки и для тренировки правильно-го способа дыхания — утренний гимнастический комплекс;

2. Для нормализации глотания:

а) губы сомкнуты, зубы сжаты, язык поднят вверх - при-жать его к переднему участку твердого неба в области зуб-ных бугорков верхних передних зубов, а затем проглотить слюну;

б) то же упражнение с глотком воды;

в) цокание;

г) зевота;

д) полоскание горла;

3. Тренировка круговой мышцы рта:

а) при сомкнутых губах надуть щеки, затем медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы;

б) сомкнуть губы, одновременно препятствуя этому ми-зинцами в углах рта;

в) игра на детских духовых инструментах;

г) свист;

д) упражнения с приспособлениями:

— вестибулярной пластинкой Шонхера;

— активатором Дасса;

— диском Фриэля (межгубным);

— ручной вертушкой.

4. Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть:

— нижнюю челюсть медленно переместить вперед до рез-цового перекрытия;

— то же с поворотом головы вправо, влево.

5. Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

— губы сомкнуты, зубы сжаты, усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц в центральной окклюзии;

— то же с сопротивлением (палочка, ластик). В сочетании с лечебной гимнастикой благотворно дей-ствует массаж, посредством которого в области альвеоляр-ного отростка и неправильно расположенных зубов можно установить их в зубной ряд при наличии соответствующего места. Массаж альвеолярного отростка в области ретинированных зубов стимулирует их прорезывание.

Обследование стоматологического статуса детей первого года жизни и в периоды формирования временного и пос-тоянного прикуса необходимо для объективной оценки и конкретных рекомендаций по профилактике и раннему ле-чению аномалий прикуса.

Под профилактикой зубочелюстных аномалий подразумевают комплекс оздоровительных мероприятий по предупреждению и устранению причин патологических факторов, вызывающих возникновение и развитие аномалий. Профилактика зубочелюстных аномалий - неотъемлемая часть общей комплексной профилактики стоматологических заболеваний.

А. И. Бетельман в профилактике и раннем лечении деформаций жевательной системы выделил четыре возрастных периода:

  • 1) внутриутробный;
  • 2) первого года жизни - лактационный;
  • 3) от года до конца молочного прикуса;
  • 4) период сменного прикуса.

Д. А. Калвелис, X. А. Каламкаров выделяли общую и стоматологическую (местную) профилактику зубочелюстных аномалий. А. И. Рыбаков создал комплексную систему профилактики, а Г. Н. Пахомов выделил из комплексной системы профилактики первичную профилактику.

Ф. Я. Хорошилкина для выполнения основных задач профилактики выделила десять возрастных периодов формирования жевательной системы с учетом ее морфологических, физиологических и функциональных изменений. При этом разработаны на каждый период комплексы профилактических мероприятий, определены ответственные лица за их осуществление.

В профилактической работе по организации оптимального режима жизни (труд, учеба, питание, отдых) , обеспечению диспансеризации (помещения для осмотров, оборудование и др.) участвует администрация предприятий, детских и лечебных заведений.

Целевую диспансеризацию по предупреждению аномалий осуществляют акушеры-гинекологи, педиатры, стоматологи всех профилей при активном участии оториноларингологов, ортопедов, эндокринологов, педагогов-логопедов и др.

Основные профилактические мероприятия по периодам формирования жевательной системы : обеспечение нормальных условий труда и быта будущей матери, диспансеризация беременной в женской консультации, полноценное питание, гигиена и санация полости рта беременной. После рождения ребенка необходимо обеспечивать рациональное полноценное питание матери и ребенка, надлежащий гигиенический уход, правильный режим кормления и сна, пребывание на свежем воздухе, рациональное вскармливание, а при необходимости - правильное искусственное вскармливание, рассечение укороченной уздечки языка. В лактационном периоде (с появлением первых зубов) и до трехлетнего возраста кроме проводимых ранее мероприятий устраняют вредные привычки с применением накистевых, налоктевых повязок, проводят психотерапию, лечебную гимнастику, нормализуют смыкание губ, носовое дыхание, осанку. Наблюдают также за правильной очередностью прорезывания молочных зубов, проводят активизацию жевания (добавляют в рацион твердую пищу), обучение правильной артикуляции. При необходимости применяют вестибулярную пластинку, пращевидную повязку с внеротовой тягой для задержки роста одного из альвеолярных отростков или челюсти. Выявленных при плановых осмотрах детей с зубочелюстными аномалиями, нарушением дыхания через нос, осанки направляют на консультацию и лечение к специалистам. При расщелинах неба, множественной врожденной адентии, потере зубов проводят протезирование пластинчатыми протезами, применяют несъемные профилактические аппараты.

В период молочного прикуса необходимо соблюдение гигиены полости рта, ее своевременное санирование.

В период сменного прикуса дополнительно к перечисленным мероприятиям проводят наблюдение за последовательностью прорезывания постоянных зубов, сошлифовывают бугорки молочных зубов или удаляют зубы по показаниям. Выявляют макродентию, мезиальный сдвиг боковых зубов и обусловленные ими аномалии прикуса, обнажают коронки постоянных зубов при их ретенции, протезируют при ранней потере молочных зубов, восстанавливают коронки разрушенных постоянных зубов, проводят плановую санацию полости рта.

В период постоянного прикуса при плановых осмотрах выявляют заболевания слизистых оболочек полости рта и пародонта, направляют больных на лечение в пародонтологические кабинеты. Там проводят шинирование зубных рядов при пародонтите и пародонтозе, устраняют парафункции, привычное смещение нижней челюсти, аномальное положение отдельных зубов и их групп с последующим рациональным протезированием.

В профилактике зубочелюстных аномалий большую роль играет плановая санация полости рта детей и подростков в дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях, а также активная санитарно-просветительная работа среди населения.

Своевременная и правильная профилактика способствует самоустранению отдельных аномалий жевательной системы в детском возрасте без применения более сложных ортодонтических мероприятий.

1 слайд

2 слайд

Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) – состояния, которые включают наследственные нарушения развития зубочелюстной системы и приобретенные аномалии, выражающиеся в аномалиях зубов, челюстных костей и соотношении зубных рядов различной степени тяжести.

3 слайд

Мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий клиническое обследование детей (выявить и диагностировать зубочелюстные аномалии, устранить предрасполагающие факторы их развития; определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы);

4 слайд

своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение; контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий; организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.

5 слайд

Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкольным и дошкольным возрастом ребенка. В период сменного прикуса профилактические мероприятия становятся менее эффективными. У детей с постоянным прикусом диагностируются сформированные зубочелюстные аномалии, требующие трудоемкого лечения.

6 слайд

Внутриутробные и постнатальные факторы риска. 1. Внутриутробный период: Эндогенные: - генетическая обусловленность (полная или частичная адентия, сверхкомплектные зубы, индивидуальная микро -или макродентия. нарушение структуры эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия, аномалии величины и прикрепления уздечек языка, губ)

7 слайд

Экзогенные: механические (травма, ушиб беременной женщины; тесная одежда будующей матери) химические (алкоголизм и курение будущих родителей); профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами); биологические (перенесенные заболевания беременной женщиной: туберкулез, сифилис, краснуха, эпидемический паротит, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз); психические (стрессовые ситуации у матери); радиационнные факторы

8 слайд

Постнатальные факторы риска Нарушение правильного искусственного вскармливания ребенка; Нарушения функций зубочелюстной системы – жевания, глотания, дыхания и речи; Вредные привычки – сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза; Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава; Травмы зубов и челюстей; Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления новообразований полости рта и челюстей;

9 слайд

Кариес зубов и его последствия; Недостаточная физиологическая стираемость временных зубов; Преждевременная потеря временных зубов; Преждевременная потеря постоянных зубов; Задержка выпадения временных зубов (ориентир – сроки прорезывания постоянных зубов); Задержка прорезывания постоянных зубов (ориентир – сроки прорезывания постоянных зубов); Отсутствие трем и диастемы к 5-6-летнему возрасту ребенка.

10 слайд

Мероприятия по пренатальной профилактике проводятся в женской консультации путем оздоровления организма беременной женщины: Устранение профессиональных вредностей Установление рационального режима дня и питания Лечение инфекционных заболеваний, борьба с токсикозом Санация полости рта Стоматологическое просвещение

11 слайд

Постнатальная профилактика зависит от возраста ребенка Дети первого года жизни: Этиологические факторы: искусственное вскармливание – при этом не требуется значительных усилий мускулатуры и состояние младенческой ретрогении сохраняется, создается тенденция к дистальной окклюзии, преобладает глотательная, а не сосательная функция. неправильно проводимое искусственное вскармливание -использование жесткой и длинной соски, которая может вызвать травму слизистой полости рта или очень мягкой с одним большим отверстием на конце - не требует от ребенка усилий при кормлении; когда оставляют ребенка одного с бутылочкой - при этом она горлышком оказывает давление на альвеолярный отросток, деформируя его;

12 слайд

родовая травма - насильственное извлечение плода за нижнюю челюсть - при этом страдает зона роста - мыщелковый отросток; перенесенные заболевания – рахит - следствием которого могут быть деформации как верхней так и нижней челюсти

13 слайд

гематогенный остеомиелит - возбудитель данного заболевания оседает в основном в зонах роста - на верхней челюсти скуловой и лобный отростки, на нижней челюсти - в суставных отростках; гнойничковые заболевания кожных покровов дыхание через рот в силу недостаточной очишенностй носовых ходов от корочек или вследствие частичной или полной атрезии

14 слайд

Профилактические мероприятия: Естественное вскармливание - акт сосания является мощным стимулятором для роста костной ткани. При сосании нижняя челюсть изменяет положение в передне-заднем направлении за счет сокращения мышц. Давление передается костным балкам и кровеносным сосудам, питающим их. В результате зоны роста получают импульс и происходит физиологический процесс роста. В период естественного вскармливания на небо оказывается давление, что обеспечивает рост и увеличение в объеме верхней челюсти.

15 слайд

Правильное искусственное вскармливание соска на бутылочке должна быть физиологичной формы, быть эластичной, упругой, иметь несколько маленьких отверстий. Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее 15 минут. Меньшая продолжительность приводит к недоразвитию нижней челюсти. При кормлении нужно держать ребенка под углом, как при грудном вскармливании. Бутылочку располагают также под углом, чтобы она не давила на нижнюю челюсть малыша

16 слайд

Плоская часть соски обеспечивает правильное положение языка, идентичное естественному во время кормления грудью Благодаря широкому основанию соски губы ребенка широко раскрыты, как при естественном вскармливании

17 слайд

Правильное положение ребенка во время сна. Новорожденный должен спать без подушки на ортопедическом матрасе Также необходимо переворачивать ребенка на левый, правый бок и выкладывать на живот для предупреждения западения (профилактика дистальной окклюзии) и смещения нижней челюсти вправо или влево (перекрестный прикус) профилактика рахита (проводиться врачами-педиатрами) предупреждение гнойничковых заболеваний кожных покровов соблюдение правил гигиены челюстно-лицевой области;

18 слайд

С 5-6 месячного возраста вводится прикорм обязательно с ложки, чтобы во время захвата пищи происходило перемещение нижней челюсти вперед, а также напряжение мышц подбородочной, нижнечелюстной и шейной области, что в дальнейшем обеспечит нормальную функцию глотания, передвижения нижней челюсти и движений в ВНЧС. Начиная с 6 мес. возраста, в рацион ребенка необходимо вводить более грубую пищу (мясо, овощи), что позволяет сформировать навыки откусывания, пережевывания и равномерного распределения пищи по полости рта. При этом губы должны быть сомкнуты, язык расположен за зубами и во время глотания не должны напрягаться мышцы околоротовой полости.

19 слайд

своевременное удлинение укороченной уздечки языка; пользование соской-"пустышкой" - не более 15-20 минут после еды, во время сна, бодрствования - пользование соской-"пустышкой" не рекомендуется. Длительное применение соски-пустышки (более 1-1,5 лет) приводит к формированию открытого прикуса. Критическое время использования пустышки составляет 6 часов в сутки. профилактическая пустышка с максимально тонкой шейкой (1) и плоской головкой (2), модели «Дентистар».

20 слайд

Дети 2-го и 3-го года жизни (период формирования временной окклюзии) Этиологические факторы: Вредные привычки (сосание пальцев, пустышки, различных предметов, прием пищи с помощью соски); Рахит - недостаток вигамина "Д"; Отсутствие в рационе ребенка жесткой пищи; Затрудненное носовое дыхание;

21 слайд

Профилактические мероприятия: Устранение вредных привычек Сбалансированное питание, использование при жевании жесткой пищи Педиатрическая коррекция рахита Пластика уздечки языка с целью правильного формирования функции речи; Формирование навыков по гигиене полости рта.

22 слайд

профилактическая вестибулярная пластина «Стоппи», разработанная для отвыкания от сосания пустышки или пальца, регулярное использование в течение 1–2-х часов днем, а также во время сна позволяет исправить прикус естественным образом, т.к. конструкция пластинки не мешает смыкаться резцам и предотвращает попадание языка между верхними и нижними зубными рядами. Пластинка рекомендована детям от 2 до 5 лет

23 слайд

Дети в возрасте 3-6 лет (период сформированного молочного прикуса) Этиологические факторы: Нарушение функции носового дыхания - проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию различных аномалий - открытого, прогенического, глубокого, прогнатического прикусов и аномалий зубного ряда. Нарушение функции глотания – инфантильное глотание Нарушение функции жевания - - является активным фактором формирования открытого, перекрестного, прогенического и других видов патологического прикуса.

24 слайд

25 слайд

Нарушение физиологического стирания молочных зубов Стираемость временных зубов обусловлено функциональными нагрузками в связи с развитием функции жевания и изменением структуры и свойств эмали временных зубов, вызванных резорбцией их корней. Первые признаки физиологического стирания появляются на резцах в 3-х летнем возрасте, к 4-5 годам оно распространяется на клыки и моляры. Благодаря стиранию бугорков временных зубов обеспечивается плавное скольжение нижнего зубного ряда по отношению к верхнему, создаются оптимальные условия для полноценного жевания и формирования правильного прикуса.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт