Реабилитация после дцп. Реабилитация детей с ДЦП: описание методик

17.04.2019

Признанные традиционной медициной, имеют высокую эффективность, если лечение начато в раннем периоде развития заболевания (ориентировочно до двухлетнего возраста). После нескольких реабилитационных курсов больные начинают самостоятельно выполнять недоступные ранее движения, восстанавливают речевую функцию и показывают другие успехи. Это еще раз подтверждает необходимость своевременной .

Программу реабилитации разрабатывают индивидуально под каждого ребенка. Реабилитологи различными путями помогают больным восстановить слаженную работу мышц (сгибатели и разгибатели должны сокращаться согласованно) и научиться всему тому, чему они не смогли научиться из-за заболевания: держать голову, садиться, вставать на ноги, ходить, говорить и т.д.

Чтобы добиться хорошего результата в лечении ДЦП, больным и их родителям приходится пробовать различные реабилитационные методики. И это не удивительно. Каждая из систем реабилитации имеет свои особенности влияния на организм ребенка, поэтому то, что не подходит одним, подходит и помогает другим деткам. Родители должны об этом помнить и не расстраиваться в случае неудач.

Рассмотрим наиболее известные и эффективные методики реабилитации, применяемые при ДЦП.

Метод Козявкина

В основе метода лежит мультимодальный подход, включающий следующие направления:

Главная цель метода Козявкина – добиться нового функционального состояния организма больного. Это состояние открываем возможности к освоению необходимых двигательных навыков и быстрому моторно-психическому развитию ребенка.

Бобат-терапия

Эта методика, как и предыдущая, названа по имени авторов – супругов Бобат. Основная суть Бобат-терапии заключается в стимуляции пораженных участков головного мозга с помощью сенсорных, тактильных и прочих раздражителей. Эти раздражители заставляют здорового новорожденного ребенка осваивать новые движения – он поворачивает голову в сторону громкого звука или вспышки света, тянется к чему-то интересному и т.д. Точно также можно подтолкнуть и больного ребенка к выполнению тех или иных движений.

По методике Бобат-терапии больной должен проходить последовательно все этапы физиологического моторного развития ребенка – сначала учиться держать голову, потом переворачиваться, садиться и т.д.

Занятия по системе Бобат проходят под контролем кинезитерапевта, который помогает малышу вырабатывать правильные двигательные стереотипы. Выглядит это так: ребенку показывают яркую игрушку, он начинает тянуться и передвигаться к ней, а врач в это время корректирует его движения. Помимо этого, с маленьким пациентом проводят особые физические упражнения – помещают его в положение, в котором снижается спастика мышц и патологические рефлексы. Осуществляются такие занятия на специальном мяче ли на руках реабилитолога.

Методика Войта

Автор данного метода, Вацлав Войт, предложил использовать в целях двигательной реабилитации больных детей рефлексы ползания и поворота. Для каждого ребенка по методике Войта разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений с последующей корректировкой.

Особенностью Войта-терапии является то, что в ней основная роль принадлежит родителям, поскольку именно им и предстоит заниматься с ребенком, причем ежедневно и по 3-4 раза в день. Для этого перед началом реабилитации родителей обучают всем необходимым навыкам, поэтому с тренировками проблемы не возникают.

Лечение по методике Войта можно начинать с периода новорожденности. Однако мамы и папы должны серьезно подготовиться к этому психологически, так как ребенок не всегда будет спокойно реагировать на то, что с ним делают. И связано это не столько с болью, сколько со страхом и естественным протестом.

Дельфинотерапия

Это, наверно, самая приятная для больных деток методика реабилитации. В ее основе лежит общение ребенка с дельфином. Такое общение благоприятно влияет на психику, дает положительные эмоции, расслабление и даже какое-то умиротворение.

Что может взять больной ребенок от дельфинотерапии? В первую очередь – это изменение отношения к себе и окружающему миру, уменьшение замкнутости. Во-вторых, общение с дельфином является мощным сенсорным стимулом, заставляющим нервные структуры активно работать, а это в свою очередь способствует улучшению речевой и двигательной функции, интеллектуальному развитию умственно отсталых деток.

Проводятся занятия с дельфинами при участии врача-реабилитолога, родителей и тренера, который отвечает за животное. Бояться какой-то агрессии и непредвиденных реакций со стороны дельфинов не стоит. Животных готовят специально для лечебных целей.

Иппотерапия

Иппотерапия – лечение лошадьми. Больных деток не только знакомят с животными, но и обучают верховой езде, как бы странно это не звучало. Если малыш в силу своих физических возможностей не может сидеть, его кладут на спину лошади. Это также дает очень положительный эффект.

Как же действует иппотерапия? Во время верховой езды ребенок рефлекторно пытается занять наиболее устойчивую и удобную для себя позу. Он плотно сжимает ноги, старается держать ровно спину. При этом в процесс включаются практически все мышцы тела, в том числе и те, которые обычно неподвижны. То есть иппотерапия по своей сути очень напоминает лечебную физкультуру, но есть одно отличие – ребенок тренирует свои мышцы не осознанно, а рефлекторно.

Еще один лечебный фактор иппотреапии – это массаж и тепловое воздействие на ноги и область таза. Лошадь, передвигаясь, мышцами спины разминает мышцы ребенка и отдает ему свое тепло.

Метод динамической проприоцептивной коррекции

ДПК – динамическая проприоцептивная коррекция . Метод заключается в двигательной коррекции, которая осуществляется с помощь специального устройства «Гравитон» . «Гравитон» – это система эластичных тяг, которая собирается индивидуально под каждого пациента в зависимости от клинической ситуации. В таком устройстве-костюме больной должен заниматься лечебной физкультурой. Комплекс упражнений для ЛФК разрабатывается с учетом присутствующих двигательных расстройств.

Курс лечения по методу ДПК, как правило, длится 20 дней. Применять данную методику можно у детей после 3 лет.

Методика Монтессори

По методике Монтессори каждый ребенок должен развиваться в естественных условиях и ему не надо мешать. Учителя в этой системе не выступают наставниками, а только помощниками. Для занятий применяют специальные материалы, по которым малыши учатся самостоятельно.

Выбор конкретного направления занятий зависит от возраста ребенка, а если точнее сенситивного периода развития. Например, от 0 до 6 лет развивается речь, до 5,5 лет – сенсорное восприятие, от 3 до 6 лет формируются социальные навыки. За каждую из этих функций отвечает определенный участок головного мозга, и стимулировать его необходимо вовремя.

Важно понимать, что любое поражение головного мозга, которое затрагивает области, вовлеченные в процесс планирования и контроля за движениями, приводит к тому, что человек двигается не так, как другие люди. Ему очень сложно учиться новым движениям, подстраиваться под постоянно меняющиеся условия внешней среды, трудно контролировать свою позу. Реабилитологи помогают восстановить гармоничную работу мышц и научиться тем вещам, которые не доступны людям в силу их заболевания – держать осанку, ходить, говорить и т.д.

Любой специалист, который сталкивается с необходимостью реабилитации ребенка с ДЦП и другими неврологическими нарушениями, знает, что нет и никогда не будет двух одинаковых пациентов. Не существует универсального сборника рецептов и комплекса упражнений, которые будут идеально подходить всем и каждому.

Если инвалид ДЦП сталкивается с проблемами дефицита силы и физической выносливости, нехватки равновесия и координации движений, тогда часть занятий мы проводим на виброплатформе Галилео . Эти упражнения экономят время и значительно облегчают трудоемкость реабилитационного процесса. Плюс ко всему – они проходят весело, так как большинству деток очень нравится вибрация.

На платформе Галилео также проводятся растяжки. Эффект от таких занятий наступает быстрее и держится дольше:

Виброплатформу можно арендовать на некоторое время, чтобы маленькие пациенты занимались дома и смогли закрепить результат.

Не все методики реабилитации похожи на игру. Но использование некоторых из них, например, Войта терапии, особенно оправданы в возрасте до 18 месяцев. Терапия Войта помогает наработать отличную сенсомоторную базу, достаточную для построения других видов терапии – логопедии, дефектологии, эрготерапии, функциональной интеграции.

Все программы реабилитации разрабатываются строго индивидуально, исходя из физиологического состояния пациента. У нас можно проходить как отдельные процедуры (занятия по Войта или на платформе Галилео), так и комплексную реабилитацию. Кроме этого, наши специалисты всегда могут приехать к вам домой, чтобы подкорректировать программу упражнений.

Поскольку родители – полноценные члены реабилитационной команды, мы всегда активно делимся с ними своими знаниями. Обучая родителей методикам терапии, мы помогаем им получить багаж знаний, которые позволят продолжить процесс реабилитации ДЦП дома и закрепить достигнутые результаты.

Наша команда врачей-реабилитологов

Все специалисты, которые участвуют в реабилитации пациентов с двигательными нарушениями, должны постоянно развивать свои навыки наблюдения, оценки и анализа движений. Большинство движений у нас носят автоматический характер. Но для того, чтобы научить ребенка двигаться, специалист должен иметь четкое представление о том, каков алгоритм и последовательность каждого движения.

Действительно, чтобы лучше понять чужие движения, нужно научиться анализировать свои. Наша профессия тесно связана с физическим воздействием на тело пациента, поэтому мы должны знать и тонко чувствовать то, с какой силой можно воздействовать, с каким ритмом и интенсивностью проводить упражнения. Этому также обучаем родителей.

Опытные врачи-реабилитологи, которых мы собрали в нашем Центре, помогут вам понять, что именно не так с вашим ребенком. Понаблюдав за его движениями, они проведут диагностику прямо на первичной консультации, а дальше поставят цели и задачи, на которые будут ориентироваться в дальнейшей работе с пациентом.

Очень важно не просто помочь малышу научиться переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить и самостоятельно есть, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава и т.д. Все эти деформации заметно тормозят моторное развитие.

Логопед-дефектолог и клинический психолог работают в тесном контакте с реабилитологами. Мы учим детей выражать свои мысли и желания: если нет возможности озвучить их языком, тогда это можно сделать с помощью знаков и карточек. Удовлетворение от того, что тебя понимают, дает мощный стимул к дальнейшему развитию.

Особые дети…

Их количество увеличивается с каждым годом. Об этом свидетельствуют не только сухие статистические данные, но и специалисты, по долгу службы контактирующие с детьми - педиатры, неврологи, психотерапевты, воспитатели коррекционных детских садов.

Если вы - родитель особого ребенка , то вам необходимо понять, что любой человек от природы обладает определенными потенциальными возможностями. В некоторых случаях они подавляются врожденным или приобретенным недугом. Но не стоит опускать руки. Все, что нужно вашему ребенку - помочь ему адаптироваться в обществе. В этой связи очень важно понимать, что особые дети нуждаются в особенном комплексном подходе для решения их проблем. Чтобы вести правильную реабилитационную работу с ними, от родителей, учителей и медиков потребуется масса усилий. Причем эти усилия должны носить не эпизодический, а непрерывный характер.

Как свидетельствует статистика, порядка 2/3 всех инвалидов по России - дети, имеющие расстройства нервной системы и психики. Впрочем, важно понимать, что далеко не все особые дети имеют статус инвалида. Довольно многие страдают небольшими отклонениями в поведении, проблемами с восприятием и усвоением информации, не могут полноценно контактировать с окружающими людьми и сверстниками. Если вовремя не выяснить проблему ребенка и не обратиться за получением соответствующей помощи, вполне возможно, что в будущем он просто не сможет адаптироваться в жизни и получит статус инвалида.

Какие болезни делают детей особыми?

Особыми детьми чаще всего называют детей, имеющих неврологические и психоневрологические проблемы. Это довольно обширная категория, включающая целый спектр самых разных, в том числе по сложности и возможности преодоления, заболеваний. Вот только некоторые из них.

Детский церебральный паралич (ДЦП ) - тяжелое заболевание ЦНС, при котором поражаются центры, отвечающие за развитие опорно-двигательного аппарата. Характер поражения не предполагает дегенеративных процессов. Как правило, появление болезни бывает связано с отклонениями во внутриутробном развитии, может являться следствием родовой травмы и, зачастую оно выявляется в первый год жизни маленького человека. Дети, больные ДЦП, в ряде случаев имеют сопутствующие проблемы в виде компенсированной гидроцефалии, аутических черт и задержки в психо-речевом развитии. При этом совсем не обязательно одновременное появление всех вышеозначенных проблем сразу. Возможны формы болезни без сопутствующих изменений.

РДА (ранний детский аутизм), синдром Каннера, синдром Аспергера - заболевания этого рода выражаются в нарушении развития психо-эмоциональной сферы. Для ребенка характерны следующие проблемы:

Чрезвычайная сложность во взаимодействии с окружающими людьми (легкая форма болезни).

Ограниченность аутическими интересами - при этом ребенок воспроизводит стереотипные движения, его интересы узко ограниченны и не носят познавательного характера.

Активное отрицание и отвержение среды - ребенок обнаруживает крайнюю избирательность в отношении людей, одежды, видов пищи. Нарушение привычного уклада жизни, отклонение от стандартного маршрута могут вызвать приступы истерики, иногда переходящей в аутоагрессию.

Тотальная отрешенность от мира и невозможность взаимодействия с ним (в наиболее тяжелых формах болезни). Такие дети не улыбаются, не поддерживают визуальный контакт, не владеют простейшими навыками самообслуживания.

Как правило, ребенок-аутист имеет множественные неврологические отклонения, а само заболевание может являться следствием наслоения разного рода первопричин. Часто аутические черты идут «в комплекте» с другой серьезной болезнью наподобие гидроцефалии или ДЦП. В последнее время стали появляться сведения о том, что у некоторых детей аутизм развивался после проведения вакцинации препаратами, содержащими соли ртути (мертиолят или тимеросал) в своем составе. У некоторых детей-аутистов была определена повышенная концентрация ртути в волосах и эритроцитах. Для них одним из методов преодоления проблемы может стать хелатная терапия (хелирование).

Гидроцефалия. Ее также называют водянкой головного мозга. Болезнь связана с нарушением ликвородинамики. При этом спинномозговая жидкость (ликвор) вырабатывается в избытке, а ее всасывание происходит очень медленно. В крайне тяжелых случаях окружность головы ребенка становится чрезмерно увеличенной. Больные гидроцефалией дети постоянно испытывают повышенное внутричерепное давление. Нередки такие явления как тошнота и кровь из носа, а также беспричинные истерики. При этом ребенок в раннем возрасте может тереть голову руками, биться головой о разные предметы и как-то демонстрировать, что болит именно голова. Различают гидроцефалию в тяжелой форме и более легкую компенсированную. Если для избавления от первой необходимо операционное вмешательство (шунтирование), то во втором случае достаточно следовать врачебным предписаниям. Заболевание нередко сопровождается таким явлением, как ЗРР или ЗПРР (задержка речевого или психо-речевого развития). Связано это с тем, что избыток ликвора угнетает определенные зоны головного мозга.

Полный перечень болезней, связанных с нарушением нервной и психической деятельности, гораздо шире (синдром Дауна, раннее органическое поражение головного мозга и др.). Очень важно вовремя диагностировать заболевание и обратиться в реабилитационный центр. Об этом предупреждают ведущие врачи-неврологи - чем раньше вы начнете лечение ребенка и работу с его состоянием, тем сильнее проявят себя восстановительные способности мозга.

Задачи реабилитации

Особенности развития, прежде всего, выражаются в ухудшении познавательной деятельности и в некоторых случаях тотально ослабляют волю человека (аутизм). В этой связи образовательный процесс для детей должен вписываться в систему их реабилитации (абилитации). Именно реабилитация особых детей является краеугольным камнем на пути к их дальнейшей социализации и более успешному развитию. У всех реабилитационных центров, вне зависимости от специфики болезни, по сути одна общая задача - предоставить ребенку возможность в будущем жить полностью автономной жизнью. Им приходится иметь дело с самыми сложными диагнозами, помогая особым детям максимально насколько это возможно подготовиться к обучению.

Реабилитация для тяжелых детей будет эффективной лишь в случае непрерывной работы с проблемой. В идеале она должна сопровождать пациента вплоть до периода его адаптации в социуме и трудоустройства на работу (если уровень развития и тип заболевания позволят этого достичь).

Ниже представлены некоторые реабилитационные центры Москвы, куда стоит обратиться родителям с особыми детьми.

- федеральное государственное бюджетное учреждение, подшефное Министерству Здравоохранения и Соцразвитияоказывает помощь детям из разных регионов РФ, имеющим заболевания ЦНС, опорно-двигательного аппарата и аутического спектра. На базе центра действует школа для родителей. Методики реабилитации, задействованные в центре:

Проведение коррекционной сенсомоторной дезинтеграции;

Использование роботизированной техники «Локомат»;

Занятия с помощью тренажера Гросса;

Занятия по кондуктивной терапии;

Логоритмика;

Занятия в лечебных костюмах «Атлант», «Адели», «Фаэтон»;

Социально-бытовую адаптацию;

И многое другое.

Оплата за размещение проживающих взимается за детей старше 4х лет и их сопровождающих. При этом ее размеры составляют: в палате (обычной) - 335 р в сутки; в палате с душевой (повышенная комфортность) - 700 р в сутки, в комфортной палате без душевой - 600 р в сутки. Центр оказывает и платные услуги, если:

В программе ОМС они отсутствуют;

На руках у представителей ребенка нет направления в счет средств бюджета;

Услуга оказывается по инициативе пациента и его добровольному желанию;

Пациент не имеет российского гражданства.

При этом стоимость одного койко-дня ребенка в палате с питанием, но без лечения составляет 750 р. Стоимость пребывания сопровождающего с ним - 335 р. Курс реабилитации ребенка с ДЦП (21 день) обойдется в 56865 р. Цена первичной консультации у специалистов в рамках стационарного лечения - 800 р, повторной - 500 р (каждый специалист в отдельности).

Детский церебральный паралич – это патология, которая характеризуется нарушением двигательной деятельности, вследствие поражения головного мозга – происходит поражение коры, ствола или капсулы мозга.

Пагубного воздействия на жизненно важный орган множество. Делятся они на три группы: беременность, роды и послеродовая деятельность малыша – в зависимости от времени получения патологии.

Фазы развития ДЦП

Различается по течения заболевания, которых выделяют три:

  1. Ранняя стадия – возраст до 5 месяцев. Проявляется задержкой развития ребенка, сохранением рефлексов, как у новорожденных, невозможностью играть одной из рук, вследствие нарушения мышечного тонуса.
  2. Начальная резидуальная фаза – возраст до 3 лет. Ребенок к двум годам не пытается говорить, заметна асимметрия в теле и движениях, отмечается повышенная потливость, малыш часто давится едой или собственной слюной.
  3. Поздняя резидуальная фаза – возраст старше 3 лет. Проявляется тугоподвижностью, укороченностью ноги на пораженной стороне, нарушением глотания, слуха, речи, зрения, расстройством мочеиспускания и дефекации, патологией со стороны зубов, судорогами.

Родителям важно не проигнорировать . При обнаружении тревожных симптомов надо сразу обратиться к врачу.

Современный подход к лечению и реабилитации

Лечение и реабилитация детей, больных ДЦП, направлены на социальную адаптацию в обществе.

Методы, средства и программы реабилитации основываются на комплексном разноплановом влиянии на ребенка, которое включают множество разносторонних подходов: медицинский, физический, психический, социально-экономический, профессиональный и личностный.

Мероприятия направлены на коррекцию двигательного дефекта, улучшение двигательной деятельности, возможности общения, вырабатывания навыков независимости действий больного в повседневной жизни, эмоциональное и социальное развитие, обучение и получение образования.

Целью реабилитации является физическая и социальная адаптация больного ребенка и расширение его индивидуальных возможностей. Каждому ребенку с ДЦП подготавливается индивидуальная программа реабилитации, по которой и работают с ним медики в реабилитационных центрах.

Комплекс мероприятий

Основной задачей реабилитации детей, больных ДЦП, является максимальное развитие умений и навыков. Способ коррекции двигательных расстройств – это становление двигательных действий путем стимуляции выпрямительных рефлексов.

Для этого применяются следующие методы:

Детям с ДЦП необходимо регулярно заниматься ЛФК – это помогает растягивать мышцы, снимать с них напряжение, расширять диапазон движений, разработаны комплексы упражнений, направленные на выносливость, подготовку к ходьбе, снятие судорог, улучшение равновесия.

Для детей с ДЦП чаще иных применяют следующие программы и средства реабилитации:

Готовые программы реабилитации

К наиболее эффективным относится программа «Ранняя реабилитация» предназначена для детей до года. Направлена на коррекцию задержки психо-речевого и моторного развития, полученного вследствие поражения нервной системы во время вынашивания плода, родов или в первые месяцы жизни. Она включает в себя последовательную и длительную работу врачей и родителей ребенка.

Реабилитацию можно начинать с 3 месячного возраста. Курс длится 5 дней и повторяется ежемесячно, если это необходимо. Поступившего ребенка тщательно обследуют.

В комплекс мероприятий данной программы входят: биомеханическая коррекция позвоночника, рефлексотерапия, массаж, дыхательная гимнастика, ЛФК, парафиновые аппликации.

Прохождение комплекса мероприятий нормализует мышечный тонус, улучшает двигательную активность, дыхательный ритм, кровообращение, метаболизм тканей – это стимулирует возможности психо-речевого развития и моторики ребенка.

Программа «Ранняя реабилитация» уменьшает неврологические расстройства у маленьких детей и дает шанс избежать в дальнейшем физической инвалидности, помогает им социально адаптироваться и быть полноценными людьми в обществе.

Реабилитационные центры в России

В России центров реабилитации не так много. Основная их часть находится в Москве. Здесь работают 4 реабилитационных центра. Также подобные учреждения есть в Туле, Воронеже, Самаре, Вологде, Санкт-Петербурге, Электростали и Белгороде.

В центрах проходят реабилитацию не только дети, но и их родители.

Все они укомплектованы современным оборудованием, в каждом трудятся только опытные врачи и прочий медицинский персонал.

Несмотря на то что ребенок, страдающий детским церебральным параличом, не такой, как другие дети, он также хочет радоваться жизни, играть, учиться и иметь друзей. Поэтому так важно своевременно начать процесс реабилитации детей с ДЦП, тем более что данная болезнь – это еще не приговор. И хотя невозможно вернуть погибшие в результате гипоксии клетки головного мозга, при подходящих условиях их функции могут со временем взять на себя другие отделы.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Детский церебральный паралич представляет собой хроническое заболевание, возникающее в результате поражения различных отделов головного мозга, что влечет за собой дисфункцию двигательной и мышечной активности. Вместе с различными заболеваниями нервной системы, ДЦП является наиболее частой причиной детской инвалидности.

Развивается данное заболевание внутриутробно, при родах или в раннем младенческом возрасте в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Причем ДЦП не является наследственным или инфекционным заболеванием, не прогрессирует и не дает рецидивов. У детей старше четырех недель уже не может возникнуть церебральный паралич, хотя вылечить его полностью тоже невозможно. Реабилитация детей с ДЦП сводится преимущественно к улучшению общего состояния ребенка, обеспечение подходящих условий для реализации его потенциальных возможностей.

Создание подобных условий – это кропотливый, упорный, ежедневный труд врачей, родителей и самого малыша. Усилия врачей без помощи семьи не дадут большого результата, так как при такой патологии медикаментозное лечение – не самое главное. Причем реабилитация детей с ДЦП должна начинаться как можно раньше, так как именно в первые годы жизни лечение способно наиболее эффективно компенсировать имеющиеся повреждения головного мозга и свести к минимуму проявления мышечной спастики. Это позволяет в будущем уменьшить деформацию скелета и контрактур, повысить способность к удержанию равновесия, нормальной работе мышц и движению.

В настоящее время по всему миру существует множество реабилитационных центров для детей с ДЦП, где с больными занимаются различные специалисты – неврологи, ортопеды, педиатры, психологи, логопеды, мануальные терапевты, а родители проходят курс обучения реабилитации ребенка в домашних условиях. Ведь даже простая игра в куклы позволяет улучшить координацию движений, функции мышц, подавляет патологические рефлексы.

ДЦП может проявляться целым рядом симптомов, таких как:

  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Снижение концентрации внимания;
  • Неусидчивость;
  • Нелюбовь к рисованию или раскрашиванию;
  • Неумение ловить мяч или бить по нему ногой;
  • Неспособность прыгать на одной или двух ногах, перескакивать через препятствие;
  • Трудности при ходьбе.

Физическая реабилитация детей с ДЦП, прежде всего, состоит из приема лекарственных препаратов (спазмолитиков, обезболивающих средств, антидепрессантов, транквилизаторов), постоянных занятий лечебной физкультурой, хирургических и ортопедических методов в сочетании с массажем. Хороших результатов позволяют добиться физиотерапевтические методы: электростимуляция нервов и мышц, тепловое и грязевое лечение, электрофорез. При выраженных контрактурах применяется хирургическое лечение, в ходе которого проводится удлинение мышц, костей, а для снятия спастики – подрезание сухожилий.

Социальная реабилитация детей с ДЦП

Период восстановления двигательной активности и социальной адаптации больного ребенка состоит из четырех этапов:

  • Острый период. Длится 7-12 дней, в течение которых наблюдаются ярко выраженные расстройства двигательного аппарата, судороги;
  • Ранний восстановительный период. Длится до двухмесячного возраста ребенка;
  • Поздний восстановительный. Заканчивается у ребенка примерно в двухлетнем возрасте и характеризуется наличием ярко выраженного тонического рефлекса, который не позволяет развиться в положенный срок установочным рефлексам и сознательным движениям;
  • Последний период. Характеризуется наличием остаточных явлений и может длиться пожизненно.

Большое значение для успешного лечения ребенка с церебральным параличом имеют условия, при которых проходит восстановление. Реабилитационные центры для детей с ДЦП позволяют с помощью квалифицированных специалистов, качественного оборудования добиться более эффективных результатов. Также очень важно начинать реабилитацию как можно раньше, соблюдая непрерывность лечения.

По мере взросления ребенка с ДЦП и приближения его к школьному возрасту следует уделить особое внимание его моторному развитию, дабы облегчить его адаптацию в обществе. Социальная реабилитация детей с ДЦП представляет собой развитие способностей и подготовку к жизни в коллективе. Поэтому необходимо обязательно обеспечить для малышей в возрасте от 4 до 7 лет с сохраненным интеллектом посещение детских дошкольных учреждений с логопедическими группами, так как часто двигательные дефекты сопровождаются с нарушениями речи.

При посещении детского сада, ребенок с ДЦП получает необходимое общение со сверстниками, увеличивается его естественная потребность в движении, количество речевых контактов. Таким образом малышу прививается бесценный опыт общения социального взаимодействия, повышается уровень его самооценки.

При этом физическая реабилитация должна быть теперь направлена на формирование навыков повседневной жизни, обучению ребенка самостоятельно одеваться, кушать, пользоваться туалетом. Все это поможет значительно облегчить жизнь больного и повысить его уверенность. Но самое главное – это помнить, что, хотя детский церебральный паралич является серьезным заболеванием, однако многим людям с этим диагнозом удается вести нормальную жизнь. При правильной реабилитации детей с ДЦП впоследствии они ходят в школу, работают, женятся и рожают детей.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт