Самая токсичная эмоция - страх. Ст.7 Эмоции. Шкала эмоций. Страх неудачи в любви

11.02.2019

Эмоция - страх

В психологии страх обозначает эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник воображаемой или действительной опасности.. Страх нельзя отождествлять с тревогой. Тревога в отличие от страха представляет собой генерализованный или беспредметный страх. Страх - это совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Рассмотрение страха как отдельной эмоции, отличной от феномена тревоги, позволит нам проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие акты. Некоторые объекты и ситуации с большей силой, чем другие, сигнализируют нам об опасности, и мы называем их естественными активаторами страха. Естественными сигналами опасности являются боль, одиночество, необычность объектов, внезапное приближение объекта, внезапное изменение стимуляции и эти страхи в дальнейшем ведут нас по жизни, где индивид придает одному из них первостепенное значение. Страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, где переживание - это работа сознания на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, а также проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, также как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я »; страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что может уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которых могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможной опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный, острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный. По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение.. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную, адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некотором роде страх - способ ограничения "Я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, страх может мобилизовать "Я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один без поддержки близкого лица (7мес.), опасается посторонних, не известных ему лиц (8 мес.), далее он боится высоты, боли, бабы Яги. Далее темноты, огня пожара и т. д., всего того, что было развито у первобытных людей. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами. В отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности.

Основная функция развития ребенка есть познавательная сфера окружающего. Ребенок лишь частично имеет собственную психологию, большей же частью она зависит от психологии родителей.. Человек боится неизвестного, тем более дети. Но родители не в силах полностью защитить ребенка от реальных страхов. И дети имеют ограниченный запас слов и, следовательно, не развитое мышление, чтобы точно описать свое эмоциональное состояние. Поэтому в конечном итоге, какой-то страх остается у ребенка, с которым он сам пытается справиться.

Страх у детей отличается заметной тенденцией к генерализации (испугавшись кошки, он боится и собаки, и постороннего человека, и быстро перемещающегося транспорта) и рецидивированию (возникающий однажды страх легко повторяется в последующие ночи). Прогностически неблагоприятной является смена кратковременных ночных страхов более продолжительными; страха, не сопровождающегося полным пробуждением и сохранением испуга в бодром состоянии; распространение ночных страхов на дневное время (дневной страх); появление у такого ребенка боязливости в вечерние часы, предшествующие сну, и, наконец, возникновение элементов вычурности в фабуле страха. .

На 2-м году жизни ребенка, как в структуре, так и в содержании страха часто преобладают моторные компоненты (страх стоять после неожиданного падения; страх ходить после ушиба и пр.). Позднее на 3-4-м году, содержание страха приобретает большую аффективную выразительность. Более типичными становятся сопутствующие вазовегетативные явления, а пугающий объект начинает находить оформление в речи. Вегетативные компоненты страха обычно представлены резким дуффузным покраснением либо побледнением, потливостью, учащением сердцебиений, состоянием острой разлаженности дыхания («закатывания»).

Фабула страха ограничивается в эти ранние годы повторением отдельных слов либо простых сочетаний их (страшно, боюсь, боюсь дядю и т.д.). В нашем исследовании диффузный страх личности несет в себе негативно окрашенную эмоцию т.к. во-первых, он загоняет личность в определенные рамки построения межличностных отношений, во-вторых, обладает в большей степени детерминизмом, нежели свободой действий человека.

В первые два года жизни человека гиппокамп - структура, опосредующая процесс контекстуального научения, - еще недостаточно развит, чтобы функционировать в полную силу. Если в этом возрасте ребенок будет напуган некими естественными сигналами опасности (такими, как высота, одиночество, необычность объекта), то не исключена вероятность ассоциирования страха с теми или иными случайными объектами, сопутствовавшими ситуации испуга, в результате чего эти случайные объекты могут стать условными стимулами страха. Младенец еще не способен к контекстуальному научению, его память не сохраняет информацию контекстуального, или пространственного, характера, он не в состоянии зафиксировать, когда, где и при каких обстоятельствах обретена им условная реакция страха. Став взрослым, он не в состоянии будет понять, откуда произошли его неуместные и неадекватные реакции на внешне безобидный объект. Такого рода внеконтекстуальные младенческие страхи заявляют о себе, как правило, в периоды тяжелого стресса, когда гиппокамп отказывается исполнять функцию контроля над поведением, отдавая ее на откуп таксонной системе. В этом состоянии человек вспоминает (или заново приобретает) инфантильные страхи, он актуализирует младенческие условные связи и переживания, забытые ввиду отсутствия контекстуальной информации о них. Некоторые эмоции и некоторые экспрессивные реакции имеют в своей основе некие врожденные механизмы, облегчающие их развитие, или, по крайней мере, - биологически запрограммированные стимулы. То есть, если новорожденному ребенку предъявить эффективный стимул, он отреагирует на него соответствующей экспрессивной реакцией. Так, например, горький вкус вызывает на лице младенца выражение отвращения. Что касается биологически запрограммированных стимулов страха, то можно говорить о преобладании определенных стимулов или условий, поскольку мы с легкостью научаемся бояться их.

Говоря о страхе, мы делаем свой акцент не на неврозах, имеющих в своей основе фобии, а на обыкновенный навязчивый страх, который имеет обыденное содержание, чаще навеянное услышанными рассказами, сказками или простыми, пережитыми ребенком ситуациями. Появление страха преображает все поведение ребенка. По мере взросления ребенка, он принимает те нормы и ценности, которые навязывает то общество, где он развивается, и страх, например образа Бабы-яги и весь смысл, связанный с этим образом, трансформируется в более приемлемый и оправданный для общества страх и истинный смысл этого страха вытесняется человеком в бессознательное но продолжает влиять на дальнейшее поведение индивида. Здесь играют важную роль психологические защиты, одна из которых - вытеснение. Вытеснение - один из видов психологической защиты - процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида, и переживаясь им как тревога, страх и пр.. . В нашем исследовании вытеснению отводится ведущая роль т.к. этот процесс сопровождает индивида всю его жизнь, влияя на поступки, заставляя человека действовать по одному и тому же шаблону.

Вытеснение может пониматься как душевный процесс, в ходе которого происходит удаление из памяти и забвение патогенных переживаний. Цель его - устранение из сознания социально неприемлемых влечений. Но при этом не происходит уничтожение «следов воспоминаний»: вытесненное не может непосредственно вспомниться, однако, продолжает действовать и влиять на душевную жизнь под действием некоторого раздражителя; оно ведёт к психическим следствиям, которые можно считать преобразованием или продуктами забытых воспоминаний и которые остаются не понятыми при иных рассмотрениях. Вытеснение в действительности нарушает связь вытесненного с сознанием и так удаляет в бессознательное неприятные или неприемлемые воспоминания и переживания, которые становятся неспособными проникнуть в сознание в первоначальной форме. Вытеснение считается самым примитивным и неэффективным средством защиты, ибо вытесненное содержание психики всё же прорывается в сознание, и к тому же неразрешённый конфликт проявляется, как высокий уровень тревожности и чувства дискомфорта. .

Еще одна важная разновидность детского страха - это ночной страх -состояние острого возбуждения, беспокойства, сопровождающееся криком, плачем, вегетативными реакциями, мимикой страха, ужаса и часто пробуждением. Ночной страх - может быть одним из симптомов психической болезни, наблюдаемой уже у детей второго года и последующих лет жизни. Наиболее типично появление ночного страха в период первого возрастного кризиса (2-4 года). Содержание ночных страхов, как правило, малодифференцировано и у маленьких детей всегда навеяно неожиданностью фабулы рассказов окружающих либо резко возникающими изменениями привычной обстановки. Здесь стоит более подробно остановиться на сновидениях и рассмотреть их функции. Любое сновидение является осмысленным психическим феноменом, которое включено в душевную жизнь бодрствования. Сновидение очень часто возвращает нас в повседневную жизнь, а не вырывают из нее. Более или менее содержание сна всегда определяется индивидуальностью, возрастом, полом, общественным положением, умственным развитием, привычным образом жизни и факторами всей предшествующей жизни. . Мы можем сказать даже: чтобы не представляло собой сновидение, оно берет свой материал из действительности и из духовной жизни, разыгравшейся на фоне этой действительности. Что бы ни представляло собой сновидение, оно никогда не отделится от реального мира и его самые комичные и странные формы должны будут всегда черпать свой материал из того, что либо стояло перед нашими глазами в действительной жизни или уже заняло так или иначе место в нашем бодрствующем мышлении - короче говоря, из того, что мы пережили внешне или внутренне.. Весь материал, образующий сновидение, так или иначе, происходит от реальных переживаний и во сне лишь вспоминается. Самое заурядное явление сновидения в том, что оно дает нам доказательство наших познаний и воспоминаний, которыми не обладает человек в бодрствующем состоянии. Одним из источников, из которых сновидения черпает свой материал, являются детские годы. Ночные страхи, преобладающие у маленьких детей, с возрастом возникают все реже, прекращаясь, как правило, к 10-12 годам. Ночные и дневные страхи в младшем детском возрасте, имея тенденцию к повторению, легко приобретают характер навязчивых. Типичны для этого возраста страх одиночества и страх темноты. Родители в этих случаях вынуждены брать ребенка к себе в постель, не гасить свет в его комнате и пр.

Страх - очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Когда мы испытываем страх, наше внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать, что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности. Воспитание устойчивости к страху обычно направленно не на избавления от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

В нас гораздо больше животной сущности,чем мы себе это представляем.

В каждом нашем движении, каждом поступке сидит животное —

— хотим мы этого или нет.

Ибо все, что мы делаем, осуществляется посредством рефлексов.

Даже мыслим мы рефлексами.

Поскольку мысль — в головном мозге — есть череда электрическийх импульсов.

А это и есть рефлекторный механизм.

Поэтому, чтобы понять самого себя,

ты должен сначала познать животное, которое сидит в тебе самом .

— Что такое страх?

— Что такое — ужас?,

— Что такое — гнев, радость, эйфория?

— Все это есть проявления животной сущности в человеке. Ибо они порождаются рефлекторной деятельностью нашего организма: эмоц ии есть проявления только и только рефлекторной деятельности . И по своей сути, отражают степень удовлетворения (или неудовлетворения) рефлексов.

Все очень просто и логично.

Всё — абсолютно всё — что мы делаем, любой акт нашей жизнедеятельности, осуществляется посредством рефлексов.Это прекрасно доказал «отец» физиологии высшей нервной деятельности — И.П.Павлов — ещё в начале прошлого века. Иного механизма взаимодействия нашего организма с окружающей действительностью нет.

— Если рефлекс не удовлетворён (исполнение рефлекса не привело к устранению причины рефлекса), то человек испытывает отрицательные эмоции: разражение, гнев, страх, горе и пр.

— Если исполнение рефлекса закончилось успешно, то человек испытывает положительные эмоции: удовлетворение, радость, эйфорию…

Статья написана на языке, понятном для тех, кто мало знаком с физиологией высшей нервной деятельности человека. Учёные мужи могут ознакомиться более подробно с научными обоснованиями некоторых положений автора в книге «Физиологические основы психологии».

Представим себе гипотетическую ситуацию:

Некому человеку необходимо попасть из пункта А в пункт Б. Путь между пунктами А и Б проходит по горной тропе. Время прохождения пути – 2 часа. Наш путник молод, силен, здоров. По этой тропе он ходил многократно, все ее особенности он знает прекрасно. Так что никакой опасности в этом путешествии он не видит. За исключением одного факта: через 3 часа с вершины горы должна сойти лавина, которая накроет тропу. Но наш путник знает, что весь путь он пройдет за два часа — как это было всегда, и он трогается в путь.

Антагонизм.

Здесь налицо угроза жизни, в виде лавины, которая убьет человека, если накроет его на тропе. У него есть шансы погибнуть, но эти шансы призрачны. Эта угроза преодолевается легко: путнику достаточно пройти по тропе раньше, чем ее накроет лавина. Поскольку наш путник всегда проделывал этот путь за 2 часа, то он без особого труда уйдет от этой опасности.

Наличие постоянной, пусть слабой, но все-таки угрозы жизни, вызовет образование стойкого очага возбуждения в головном мозге. Этот очаг возбуждения не исчезнет до тех пор, пока органы чувств человека не доложат: «Все, опасный участок пройден, угроза жизни ликвидирована». Здесь налицо состояние неудовлетворенности рефлекторной дуги: пока органы чувств непрерывно докладывают о существовании угрозы жизни, а исполнение рефлексов (в данном случае — рефлексов передвижения) не устранило эту угрозу.

Данная угроза жизни, где шансы погибнуть весьма призрачны, квалифицируется как легкопреодолимая опасност ь, как легкая степень неудовлетворения рефлекторной дуги.

Поскольку опасность призрачна и далека, то сигнал, иррадиируемый центром неудовольствия (нервный центр в головном мозге, который иррадиирует процессы возбуждения ), будет слабым сигналом. Его действие снижает пороги возбудимости рефлекторных дуг двигательных рефлексов и нервных центров органов чувств. Поскольку сигнал слабый, снижение порога возбудимости будет незначительным. Это состояние, на шкале эмоций характеризуется как АНТАГОНИЗМ .

Легкопреодолимая опасность всегда означает наличие в ЦНС готовых рефлекторных дуг, которые устранят эту опасность. Сигнал возбуждает, прежде всего, эти дуги. Рефлекс исполняется, и в центры неудовольствия и удовольствия (нервный центр в головном мозге, который иррадиирует процессы торможения ) поступают сигналы обратной связи об исполнении этих рефлекторных дуг. Поскольку исполнение этих рефлексов (достаточно высокая скорость ходьбы, позволяющая вовремя пройти опасный участок) ведет к медленной, но, все-таки, ликвидации опасности, то возбуждение не распространяется дальше по ЦНС, оставаясь в рамках перечисленных рефлекторных дуг.

Наш путник будет находиться в состоянии антагонизма, эта легко преодолимая опасность будет слегка тревожить его, но не более. Путник будет твердым шагом, уверенно, в убыстренном темпе двигаться по тропе. Он будет стараться не думать об опасности, но его мысли будут постоянно возвращаться к ней. Все его действия будут сконцентрированы и целенаправленны для выполнения цели: успеть пройти по тропе раньше, чем ее накроет лавина.

Гнев.

Теперь представим себе, что у нашего путешественника вдруг появилась проблема: он споткнулся и подвернул ногу. Ему больно ступать на ногу, скорость его продвижения резко упала. Угроза смерти возросла, однако ситуация далеко не безнадежная: этот человек и с больной ногой успеет пройти по тропе до схода лавины.

Шансы погибнуть под лавиной возросли, но все равно, их меньше, чем шансов выжить. Но чтобы выжить, ему теперь придется приложить намного больше усилий и терпеть боль. Ситуация, таким образом, из легкопреодолимой опасности, превратилась в труднопреодолимую опасность .

Состояние нашего путешественника на шкале тонов теперь определяется как ГНЕВ . В самом деле, этот человек станет очень зол: на камень, о который он споткнулся, на ногу, которая теперь доставляет столько хлопот, на тропу, которая бесконечно тянется, на родственников, из-за которых он тронулся в путь, на самого себя, что рискнул отправиться в это путешествие, на солнце, что так жарит, на птичку, что беззаботно поет, на лавину — будь она неладна! Вообще, он будет страшно зол на все на свете.

Что происходит в ЦНС человека, попавшего в такую ситуацию?

В ЦНС нашего путешественника, как мы знаем, уже существует стойкий очаг слабого возбуждения, направленный на ликвидацию угрозы жизни. Ввиду легкой преодолимости опасности, этот очаг возбуждения являлся ограниченным: возбуждение охватывало двигательные нервные центры скелетной мускулатуры и нервные центры органов чувств. Рефлексы инстинкта самосохранения исполнялись, человек уверенно преодолевал существующую угрозу его жизни.

Но вот в ЦНС поступает информация, сообщающая о новом возникшем препятствии, резко повышающем угрозу жизни. Эта информация о подвернувшейся ноге. Информация о слабом неудовлетворении рефлекторных дуг инстинкта самосохранения, поступающая в центр неудовольствия, сменяется информацией о возросшей степени неудовлетворения инстинкта: больная нога резко замедлила скорость движения, что значительно повышает шансы погибнуть под лавиной.

Эта информация ведет к усилению исходящего из центра неудовольствия, возбуждающего сигнала. Что ведет к дальнейшему снижению порогов возбудимости рефлекторных дуг двигательных центров и нервных центров органов чувств. Сила возбуждения растёт. Теперь многие импульсы в рефлекторных дугах, ранее подпороговой силы, автоматически приобретают пороговую силу для этих рефлекторных дуг. Результат: начинают работать эти рефлексы, что ведет к резкому усилению двигательной активности. Это должно повысить скорость передвижения и, соответственно, повысить шансы на спасение. Снижение порогов возбудимости органов чувств ведет к эффекту иррадиации возбуждения по ЦНС: теперь все сигналы, поступающие извне, стали для органов чувств более сильными, а это означает возбуждение многих рефлекторных дуг, для которых эти поступающие сигналы были ранее подпороговой силы.

Иррадиация возбуждения в ЦНС не является хаотичным и беспорядочным процессом. Возбуждаются, в первую очередь, рефлекторные дуги, связанные с рефлексами инстинкта самосохранения, способствующими устранению угрозы жизни. Это способствует значительному усилению исполнения рефлексов. Несмотря на серьезную травму, наш путник, хотя и медленнее, но также уверенно будет двигаться вперед, уходя от опасности, терпеливо перенося боль.

Однако у такой иррадиации существует и «побочный» эффект: инстинкт самосохранения, кроме двигательных рефлексов, задействованных в рассматриваемом случае, включает в себя большое количество прочих рефлексов, связанных с рефлексами инстинкта самосохранения. В результате сильной иррадиации возбуждения, все эти рефлексы будут в той или иной степени возбуждены. В результате мы получаем, что помимо усиления главных рефлексов, ликвидирующих опасность, срабатывает, или находится в готовности сработать, целый «букет» других рефлексов инстинкта самосохранения. Человек, кроме действий по исполнению своей главной цели будет совершать порой ненужные, лишние, в данной ситуации действия, распылять свое внимание на второстепенные факты. Все это происходит, когда человек находится в тоне гнева.

Страх

      1. Мышление тела – рефлекторное мышление. Это мышление соматического ума, который, как мы понимаем, способен мыслить только рефлексами. Эмоции, как и рефлексы – есть продукт многомиллионолетней эволюции жизни на Земле. Отсюда понятно, что мышление тела – рефлекторное мышление – всегда на 100% соответствует состоянию человека на шкале эмоций.
      2. Мышление духа, души – концептуальное мышление. Напротив, мышление духа полностью независимо от мышления тела. Мышление духа человек обычно ощущает как интуицию, подсознание. Независимость концептуального мышления от рефлекторного мышления означает и его независимость от эмоционального тона. В какой бы эйфории, или наоборот – в апатии – не находился человек, это никоим образом не отразится на его концептуальном мышлении.
      3. Мышление разума – абстрактное мышление. Образуется совместной деятельностью соматического ума (головного мозга) и души человека, осуществляется в разуме и представляет собой процесс сознательного оперирования человеком «картинками» — теми ощущениями, что дают нам органы чувств. «Сознательное» оперирование – это когда душа человека управляет процессами рефлекторного мышления (или: концептуальное мышление управляет процессами рефлекторного мышления)
      4. Мышление разума – речевое мышление. Также продукт совместной деятельности души человека и его соматического ума и представляет собой процесс сознательного оперирования человеком знаковыми символами явлений – словами.

Если рефлекторное мышление и эмоциональные тона идеально соответствуют друг другу, а концептуальному мышлению абсолютно «наплевать» в каком эмоциональном тоне находится человек, то абстрактное и речевое мышление попали между «молотом и наковальней» — между мышлением тела и мышлением духа.

В этом, как всегда, виноват разум – как область совместной деятельности двух совершеннейших явлений – души человека и его соматического ума. Увы, их совершенство не рождает такое же совершенство при их совместной деятельности. Каждая из них существует по своим законам, отличным от законов существования партнера. Это, прежде всего, касается целей их существования и деятельности – слишком они отличны друг от друга.

Цель соматического ума: обеспечить выживание биоорганизма в условиях окружающей среды. То есть: обеспечить его безопасность и ограждать от всякого рода неприятностей.

Цель души: сбор информации. При этом ей одинаково важна как выживательная для человека информация, так и невыживательная. Более того, на определенных этапах жизнедеятельности человека его душа сознательно «подставляет» свое тело, ставя его в явно невыживательные условия.

Такая разность целей и порождает несовершенство человека, перекосы в деятельности его разума. И это особенно наглядно проявляется в воздействии эмоционального тона человека на его абстрактное и речевое мышление. Можно даже вывести закон эмоциональной адекватности.

Закон эмоциональной адекватности

ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АДЕКВАТНОСТИ: степень адекватности речевого и абстрактного мышления человека той информации, которой он оперирует, зависит от его состояния на шкале эмоций в данный момент времени: чем больше его состояние отклоняется, по шкале эмоций, от тонов скуки, удовлетворения и уверенности, тем более неадекватно его речевое и абстрактное мышление .

Механизм здесь прост. Состоянию скуки человека соответствует оптимальный фоновый баланс процессов торможения и возбуждения в ЦНС человека. В этот момент человек адекватно оценивает всю поступающую информацию. Нет никакой угрозы выживанию, все нервные импульсы идут по проторенным дорожкам: по нервным путям соответствующих рефлекторных дуг, не искажаются и не отклоняются. Вся поступающая информация полностью удовлетворяет соматический ум.

Но все меняется с изменением эмоций (эмоционального тона). Изменение эмоционального тона означает соответствующие нарушение фонового баланса торможения и возбуждения. Происходит снижение или повышение порогов возбудимости рефлекторных дуг, торможение или возбуждение дополнительных рефлексов. Возбуждаются или тормозятся соответствующие нервные центры информации. Все это происходит посредством нейрогуморальной регуляции нервных процессов. Рефлекторное мышление и здесь полностью соответствует эмоциональному тону.

Но душе «наплевать» на эмоции. В ней физически не может происходить усиление одних концептов или торможение других. Ей «наплевать» сколько адреналина было выброшено в кровь от поступившей, в ЦНС, информации. В ответ на поступающую информацию, душа человека продолжает выдавать адекватные ответы. В ЦНС возбуждаются сенсорные нервные центры, соответствующие концептам ответов.

Но тут вступает в свои права соматический ум. Которому, в свою очередь, «наплевать» на интересы «посторонних»: кто и какие нервные центры пытается в его вотчине возбуждать. Он гасит или усиливает возбуждение этих НЦ только в зависимости от того, в какие рефлекторные дуги, каких рефлексов они входят. При этом, совершенно игнорируя ту концептуальную мысль, которую они несут. Соматический ум искажает эту концептуальную мысль.

Результат: человек становится не способен к адекватному абстрактному и речевому мышлению при отклонениях эмоций от тонов легкого антагонизма, скуки, удовлетворения — нормальной степени уверенности.

К примеру, человеку, находящемуся в состоянии ужаса предложить выполнить среднего уровня сложности математические расчеты. В состоянии ужаса, как мы рассмотрели выше, возбуждение в ЦНС достигает своей высшей величины: возбуждается максимальное количество рефлекторных дуг. При этом, многие дуги противоречат друг другу, в ЦНС полный хаос и сильнейшая энтербуляция. В таких условиях даже математический гений будет не в состоянии выполнить такие расчеты.

Яркий пример проявления закона эмоциональной адекватности – «Стокгольмский синдром (смотри статью «Стокгольмский синдром»)

Почему именно в тонах легкого антагонизма, скуки, удовлетворения и нормальной степени уверенности, а не только в тоне скуки – идеальном фоновом балансе процессов торможения и возбуждения — человек сохраняет способность к адекватному абстрактному и речевому мышлению. Ответ чрезвычайно прост: естественный отбор.

Тон скуки – это нулевая точка, при которой человек способен адекватно оценивать ситуацию. Но для совершения дальнейших действий у него не хватает стимулов. А это никак не соответствует цели сбора информации. Поэтому человеку, как бинарному существу просто-напросто выгодна легкая степень невыживаемости (иногда даже труднопредодолимая опасность) – как стимул к действиям по освоению окружающей действительности. Соответственно: выживательна и ответная реакция в ответ на преодоление легкопреодолимой и труднопреодолимой опасности: тона удовлетворения и уверенности.

По большому счету, все зависит от души человека: от ее целей на данном этапе развития. Бывают и крайние проявления, когда душе гораздо ближе (в зависимости от требуемой степени невыживательности информации) тона гнева, страха… Соответственно, здесь мы видим авантюриста, человека, ненавидящего скуку, обожающего опасность, любящего адреналин в крови, без раздумий бросающегося в разнообразные рискованные предприятия.

Мы признаем бинарность человеческой сущности: человек есть соединение двух начал: души и тела – духовной сущности и биологической основы. На этом фоне эмоциональность человека является важным показателем баланса этих двух начал. Если человек легко подвержен влиянию эмоций, то есть: если его поведение сильно зависит от степени удовлетворения – неудовлетворения его рефлекторных дуг, то это означает преобладание в нем биологической основы. Духовная составляющая в нем еще достаточно слаба.

Наоборот. Если человек мало подвержен влиянию эмоций, то это означает меньшую его зависимость от степени удовлетворения его рефлекторных дуг и большую роль духовности в нем самом.

С рождения и до самой смерти человек периодически испытывает чувство страха. Кто-то подвержен ему в большей степени, кто-то в меньшей, но нет на Земле таких людей, которые бы совсем ничего не боялись. Иногда вполне объяснимо и закономерно, а в некоторых случаях его природа неизвестна. В чем же причины страха и как от него избавиться?

Что такое страх?

Страх - это негативное состояние человеческой психики, спровоцированное реальной либо мнимой угрозой. Каждый в своей жизни неоднократно испытывал это чувство в различных ситуациях. Даже самый отважный и храбрый человек может в глубине души чего-то бояться.

В психологии страх относят к базовым эмоциональным процессам, присущим человеку с рождения. Он мобилизует защитные системы организма, подготавливает его к борьбе с угрозой либо к бегству.

Страх - это своеобразная сигнализация об опасности, способствующая реализации Под влиянием может совершить такие действия, на которые в обычном состоянии не способен. К примеру, бежать с огромной скоростью, перепрыгивать через высокие препятствия, проявлять удивительную сообразительность и находчивость.

Природа человеческого страха

Страх зародился вместе с самим человечеством. Его корни уходят в далекое прошлое, когда основной его функцией было сохранение жизни нашим предкам. Страх заложен в человека природой с целью быстрого и точного распознавания опасности.

Древним людям было свойственно бояться всего неизвестного и непонятного. Их приводили в ужас любые незнакомые звуки, природные стихии, невиданные ранее животные. С развитием науки человек получил знания о многих явлениях, которых раньше боялся.

На сегодняшний день страх уже не несет в себе функции борьбы за выживание. Исключение составляют те случаи, когда человек попадает в чрезвычайные, экстремальные ситуации. Однако в современном мире на смену страху перед реальной опасностью пришли всевозможные социальные фобии. Это вызвано тем, что на данный момент людям очень важно быть признанными обществом, вызывать уважение к своей персоне.

Страх - это чувство или эмоция?

Психология трактует страх как эмоцию человека, имеющую яркую отрицательную окраску. В то же время некоторые источники рассматривают это понятие как состояние человека. Так что же такое страх? Это чувство или эмоция?

Словом «страх» люди в обычной жизни привыкли называть как чувство, так и эмоцию. На самом деле четкая граница между этими понятиями отсутствует. С одной стороны, страх больше относится к эмоциям, поскольку чаще всего носит кратковременный характер и призван активизировать защитные функции организма человека. А с другой?

Если он не прекращается длительное время, трансформируется, периодически повторяется, приобретает новые формы, тогда можно говорить, что страх - это чувство. В этом случае он уже не служит для спасения, а, наоборот, деструктивно влияет на организм. Чувство страха - это не мгновенная реакция на некий раздражитель, а продукт человеческого сознания.

Виды страха

Существует достаточно много всевозможных классификаций страха. Все зависит от того, чем вызвано это гнетущее чувство. Так, выделяют реальные, экзистенциальные и социальные страхи. Вкратце остановимся на каждом из них.

Реальный или биологический страх - это боязнь, связанная с непосредственной угрозой жизни или здоровью человека. В этой ситуации нечто представляет потенциальную опасность для индивида. Например, огромная собака, пытающаяся напасть на человека, или природные стихии, такие как цунами или землетрясения.

Экзистенциальный страх - это необоснованная боязнь чего-либо, не представляющего реальной опасности для человека. Такие страхи таятся в глубинах подсознания людей и не могут быть до конца объяснены. В эту группу входит смерти, старения, замкнутого пространства.

Социальные страхи - относительно новая группа фобий человека, не существовавшая ранее. Они не могут причинить реального вреда, а несут в себе лишь символическую угрозу. Сюда относится страх перед начальством, ответственностью, публичными выступлениями, неудачами, ударам по самолюбию. Боязни этого типа являются самыми распространенными в современном мире, причиняют человеку психологический дискомфорт и приводят к массе проблем.

и их причины

Страхи детей чаще всего не имеют реальных оснований, они надуманны и преувеличенны. Воображение малышей настолько богатое, что даже простая вещь может представляться им зловещей. К примеру, тень от игрушки может показаться ребенку устрашающим монстром.

Кроме того, дети не обладают достаточной информацией о нашем мире, что также может породить какой-либо страх. Это хорошо, если ребенок делится со взрослыми своими опасениями, просит помощи и защиты. Родители должны постараться объяснить малышу природу пугающих его явлений, успокоить и породить в крохе ощущение безопасности.

Но в некоторых случаях страхи детей вызваны реальными событиями, произведшими на них огромное впечатление. Такое может случиться, если, например, на глазах у ребенка прохожего сбила машина, или его самого покусала собака. Такие фобии могут остаться с человеком на всю жизнь, хоть со временем и ослабеют.

Боязнь смерти

Одни люди практически не задумываются о том, что жить они будут невечно, для других же боязнь умереть становится настоящей фобией. Страх смерти - это одна из самых сильных эмоций, она является для человека базовой. Бояться умереть вполне логично, ведь каждый опасается за свою жизнь, стремится сохранить и продлить ее.

Причин бояться смерти у человека немало. Это и пугающая неизвестность того, что будет после, и невозможность представить свое несуществование, и боязнь боли и страданий перед уходом в иной мир.

Люди, ранее не задумывающиеся о смерти, попадая в ситуации, реально угрожающие их жизни, начинают испытывать настоящий страх. Это может произойти, к примеру, если человека чуть было не сбила машина, или самолет чудом избежал крушения. В такие моменты каждый начинает ценить свою жизнь и задумываться о том, что все мы невечны.

Страх неудачи в любви

Многие люди, хотя бы один раз разочаровавшись в партнере, боятся строить новые отношения. Для них любовь - это страх того, что негативные эмоции и страдания вновь повторятся. Теперь им сложно поверить человеку, открыть для него свое сердце и начать доверять.

Боязнь новых неудач в любви делает закрытыми для общения и новых знакомств. Очень часто на то, чтобы побороть это чувство, уходят долгие годы, а некоторые так и не справляются со своей фобией в течение всей жизни.

В подобных ситуациях важно понять, что на свете очень мало людей, которые ни разу не пережили любовную неудачу. Ошибившись однажды, не стоит всех мужчин или всех женщин считать одинаковыми. Важно верить, что вы обязательно сможете найти человека, который сделает вас счастливым и поможет забыть предыдущие неурядицы.

Как избавиться от страхов?

Страх - это эмоция, время от времени одолевающая каждого человека. Люди боятся абсолютно разных вещей, поэтому единого рецепта избавления от наших фобий быть не может.

Для начала следует постараться понять, чем же именно вызван ваш страх. Иногда сделать это очень сложно, так как боязнь тех или иных вещей спрятана глубоко в нашем подсознании. Выяснив первоисточник своей фобии, необходимо задуматься, действительно ли ваш страх - это жизнь в постоянном кошмаре и переживаниях, или он, в принципе, не доставляет вам особых неудобств. Как правило, страх как кратковременная эмоция не требует особой борьбы, а вот если он начинает перерастать в фобию, то избавляться от него нужно как можно скорее.

Далее необходимо разобраться в себе, проанализировать, в какие моменты вы начинаете бояться больше всего. Постарайтесь сократить до минимума стрессовые ситуации, в которых вы ощущаете дискомфорт, тревогу и опасение.

В борьбе со своими фобиями нужно научиться переключать внимание на что-то позитивное и доброе, как только чувствуете, что страх стал подбираться к вам. Если же вам самим не удается справиться с проблемой, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам.

Вряд ли можно найти хоть одного человека, который ни разу не испытывал страх. Каждый из нас имеет травмирующий опыт и даже могли испытывать психологическое заражение страхом.
К.Э.Изард пишет: "Страх очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Когда мы испытываем страх, наше внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации. сигнализирующей нам об опасности.
Интенсивный страх создает эффект "туннельного восприятия", то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать,что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности. Слабый страх переживается как тревожное предчувствие,беспокойство. По мере нарастания страха человек испытывает всё большую неуверенность в собственном благополучии. По мнению Томкинса (Tomkins, 1963), страх - самая токсичная, самая пагубная эмоция. Пагубность страха проявляется в том, что он в буквальном смысле может лишить человека жизни,достаточно вспомнить случаи смерти, вызванной страхом перед "порчей"(с.311-312).
Страх рассматривается в качестве одной из первичных эмоций наряду с радостью,гневом и печалью. Страх является эмоцией избегания сознательно распознаваемой, обычно внешней, реальной опасности. В отличие от страха, тревога является эмоцией избегания воспринимаемых, но по большей части не распознанных опасностей, в то время как фобии представляют собой иррациональные навязчивые идеи и характеризуются тщательным избеганием специфических объектов и ситуаций. Слова "страх", "тревога" и "фобии" означают состояние возбуждения, возникающее в результате осознания человеком недостатка сил и способностей или отсутствия возможности справиться с некоторой угрожающей ситуацией, причём страху, тревоге и фобиям соответствуют сходные физиологические состояния[Психологическая энциклопедия под ред. Р.Корсини и А.Ауэрбаха.М.: Питер, 2003, c.867].
По мнению А.И. Захарова условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом: 1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на неё; 2)тревога скорее предчувствие, а страх - чувство опасности; 3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх - тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холеристическим, страх - флегматическим темпераментом; 4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределённый и абстрактный характер, страх - более определённый и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство; 5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником прошлый опыт; 6) не смотря на свою неопределённость, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх - эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх - правополушарный феномен; 7) тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленная форма психического реагирования при наличии угрозы. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким, образом, может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом.

Страх
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
Страх в психологии
С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.
]Страх в психологии общения
Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая.
Фобии
Психические расстройства, при которых некоторые ситуации или объекты, не являющиеся опасными, вызывают тревогу и страх, называются «фобиями».
Страх в культуре

Именно осознание конечности своего существования, грубее - страх смерти, ритуализировало жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации. Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.
Если говорить о религиях, такое значительное место занимавших (и занимающих) в жизни человека, то в каждой из них ключевое место занимает также страх. Причём здесь страх поднимается на метафизический уровень и включает в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. Сама смерть становится своеобразной границей, местом перехода в иной мир. И от того, как человек прожил свою жизнь, зависит то, чем иной мир окажется для него. В данном случае представляемый источник страха находится не в объективной реальности (то есть не в окружающем мире), а за пределами непосредственного познания. В каком-то смысле, можно считать, что страх оказал большое влияние на развитие такого критерия, как нравственность.
Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.

Страх у человека

Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.
Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием. Помимо общего термина "страх", для различных близких по природе негативных эмоциональных состояний используются термины "тревога", "испуг", "паника", "фобии" и т.д. Например, кратковременный и сильный страх, вызванный внезапным сильным раздражителем, называют "испугом", а длительный, слабо выраженный, диффузный страх - "тревогой".
Такие психические расстройства, как фобии, могут приводить к частому и сильному переживанию страха человеком. Фобией называют навязчивый, иррациональный страх, связанный с определенным предметом или ситуацией, с которым человек не может справиться самостоятельно.
Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.
Степени и виды страха

Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, паника.
Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов. Он разделяет все страхи на три группы:
биологические,
социальные,
экзистенциальные.
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений. социальных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.
Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти -к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны - болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой - социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) - на границе 1 и 3 группы, страх потери близких - на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей.
Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) - записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.
Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.
Физиология
У пациента, миндалевидное тело которого оказалось разрушено вследствие болезни Урбаха-Вите, наблюдалось полное отсутствие страха.
Два нейронных пути страха
Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.
Быстрый путь
Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как нереальные.
При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.
Длинный путь
При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.
При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.
Примечания
1. Статья «Страх» в «Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля»
2. Леонтьев, Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). - Москва, 1971.
3. Изард, Кэррол Эллис Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. - Питер,2007. - С. 54. - 464 с. - (Мастера психологии). - 3000 экз. - ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
4. Изард, Кэррол Эллис Страх и тревога. // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. - Питер, 2007. - С. 292. - 464 с. - (Мастера психологии). - 3000 экз. - ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
5. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. - М.: Медицина, 2003. - Т. 1-4. - 2440 с. -2000 экз. - ISBN 5-225-03268-0, ISBN 5-225-03269-9, ISBN 5-225-03280-X
7. Щербатых Ю.В. Избавься от страха. - М.:Эксмо, 2011. - 304 с. ISBN 978-5-699-45683-3
8. Feinstein, Adolphs, Damasio and Tranel The Human Amygdala and the Induction and Experience of Fear - Current Biology, Published online: December 16, 2010
9. Richard Alleyne A woman with no fear could help traumatised soldiers - The Telegraph, 16.12.10
10. Уникальный случай: в США живет женщина, не испытывающая страха - NEWSru.com, 17.12.10
11. Joseph le Doux. The Emotional Brain. Weidenfield & Nicholson Ltd., London 1998
Литература
Фрейд З. «О правомерности выделения из неврастении симпомокомплекса, называющегося „невроз страха“»
Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе //Социологические исследования. 2010. № 9.
Берзин А. Работа с чувством страха.
Гуляихин В.Н., Тельнова Н.А. Страх и его социальные функции // Философия социальных коммуникаций. 2010. № 10. С. 53-60.
Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж, 1998.- 282 с. ISBN 5 88242-094-6
Щербатых Ю.В.Психология страха.- М.:Эксмо, 2007.- 512 с.ISBN 978-5-699-11053

Чувство страха
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo_straha
Чувство страха - переживание перед страшным, внутреннее видение страшного. Страх, это когда головой все понимаешь, хочешь сделать правильно, но внутри все сжимается и говоришь и делаешь все не так. Это - страх.
Точнее, это не страх, а чувство страха. Чувство страха и страх (страшное) - вещи разные, хотя их часто путают. На страшное можно реагировать разумно, деятельно, без страха. В то же время можно бояться того, что вовсе не страшно.

Бодрые дети любят все Страшное, там же можно побояться!

Смысл чувства страха
Если рядом опасность - нужно или спрятаться (застыть), или драпануть (убежать). И нужен удар неприятным ощущением, чтобы сейчас все это произошло мгновенно, а на будущее чтобы подобных ситуаций избегать. Плюс функциональная перестройка организма под супернагрузки и возможность ран. Ну и внимание только к тому, что может быть опасностью.
Испуганный вид сопровождается улучшением периферического зрения, повышением частоты движения век и дыхания – всё это позволяет человеку быстрее реагировать на опасность.
Все это вместе и есть страх. Коротко - буря в теле, паралич (застывание) воли, желание спрятаться или убежать.
Структура чувства страха
Женщины в чувстве страха обычно замечают чувство: переживание страха, мужчины в страхе чаще видят поведение: паралич тела, желание спрятаться или убежать. Правы и те, и другие, поскольку страх, как внутреннее чувство, имеет сложную структуру. Это и переживание, и эмоциональное выражение этого переживания, и свой рисунок тела, и особое восприятие происходящего, и особый алгоритм внутреннего поведения. Естественно, и особое функциональное состояние всего организма.
Страхи и тревожность в человеческой жизни
Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать - в основном женщины. Страх - полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх - разумно, руководствоваться страхом - опасно. Что делать, когда страшно? Как преодолевать страх?
Страх и тревожность в практической психологии
Страх можно формировать, страх можно снимать. Как работать со страхами.

В психодиагностике личностную тревожность чаще всего оценивают с помощью теста Кеттелла. Фактор О: «спокойствие–тревожность» имеет следующий вид:
O- / 0-6 баллов O+ / 7-12 баллов
Беспечность, самонадеянность, жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины. Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.
У женщин чувство страха преодолевается не разумом, а другим чувством, например яростью.
Проблема тревожности - частый запрос в практической психологии и психотерапии. Страх можно формировать, страх можно снимать. Как работать со страхами?
Формирование страха и снятие страха
Повторяющиеся сильные удары страхом (травмирующим событием) на фоне мышечного напряжения рождают больные точки в душе. Когда больная точка сформировалась, уже средней и слабой силы раздражитель вызывает сильное переживание страха. Возможно, именно это является механизмом формирования устойчивых страхов - фобий.
Повторяющиеся слабые удары страхом (травмирующим событием) на позитивном фоне (мышечное расслабление, ровное дыхание) снимают больные точки в душе, снижают переживание страха. Страх уходит.
Страхи и тревожность в человеческой жизни
Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать - в основном женщины. Страх - полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх - разумно, руководствоваться страхом - опасно.

Что делать, когда страшно?
Автор: Н.И. Козлов
Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха на некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки). Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей -результат научения. Чем более тревожны родители, тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!» Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям… Научение страхам идет не только со стороны: дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно.
То, чего мы боимся и насколько мы боимся, зависит от множества факторов. Это зависит от особенностей нашего тела, от привычек нашей душевной жизни, от качеств нашего ума и от силы нашего духа. Можно сказать и по другому: в наших страхах есть то, что определяет наше тело, есть влияние культуры, и есть личная позиция каждого из нас.
Страхи, отношение к страхам - важная часть человеческой культуры. В разных национальных культурах, в разных группах и субкультурах существует своя норма страха - принятый и разрешенный уровень страхов. В культуре мужской и женской, в разных группах и тусовках, в группах разных возрастов, профессиональных конфессиях и разных государствах - норма страха может сильно отличаться.
Девочка в большей степени разрешается бояться и трусить, мальчикам - в меньшей. Маленьким мальчикам бояться можно, мужчинам - уже нельзя. При этом самые трусливые спартанские воины были куда смелее и мужественнее большинства современных мужчин из числа офисных работников.
Норма страха изменчива и обычно зависит от уровня страхов тела и от того, что воспитали в человеке или человек сам воспитал в себе.
Взрослые люди к страхам относятся по-разному. Взрослые мужчины учатся жить без страхов, девушки и женщины в страхи часто играют и страхи используют, чаще всего рядом с мужчинами.
Чувство страха - популярная социальная игрушка. Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. В Страх можно играть, и игра эта достаточно популярна, особенно у детей и женщин.

Взрослые мужчины меньше обращают внимание на свои чувства и заняты в первую очередь своим поведением: возможностью что-то сделать, несмотря на страх.
Чувствовать леденящий страх, бояться до дрожи - все может быть увлекательной игрой, недаром так популярны фильмы ужасов: люди сами платят деньги за возможность побояться в темноте.
Часть молодых людей, еще не понимающих, что такое ответственность, любит играть в большой страх: действительно, любой прыжок с высотки может стать твоим последним шагом в твоей короткой жизни.
Пока кто-то играет в страх, разыгрывая смелость, другие играют в страх, разыгрывая бытовые страхи. Игра в страхи имеет свои внутренние выгоды и достаточно популярна. "Бояться", переживание "как бы страха" позволяет успешно привлекать к себе внимание, занимает время волнительными переживаниями и позволяет под удобным предлогом не делать то, что не хочется или трудно.
Обращают внимание на свои бытовые страхи и склонны их переживать - в основном женщины. Привычная тревожность часто может не замечаться или отрицаться самим человеком, который видит свое поведение не как тревожное, а вполне естественное и адекватное. Смотри видео «Нормальная тревожная мама» - скорее всего, мама своей тревожности не видит, не замечает и не согласится, что она тревожна.0:00
00:00
Когда игра в страх играется вовлеченно, она оказывается вполне серьезной и вызывает те же последствия, что и страхи не надуманные, а изначально настоящие. То, что начинается как игра, постепенно становится жизнью. Возможно, именно на этом фоне с возрастом, особенно у пожилых людей, часто формируется страх как базовое мировосприятие, видение "Мир страшен". Привычными становится несчастное лицо, бессильные жесты, позиция Жертвы и фразы по типу: "Господи, страшно-то как!"

Страхи-то какие! Как жить после этого, как жить?! - женщины любят играть в страхи.

Страх - удивительный инструмент, придуманный природой и давно уже, хотя и не всегда удачно, встроенный в человеческую культуру. К страхам и тревожности нужно учиться относиться разумно, исходя из того, что страх - полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх - правильно, руководствоваться страхом - опасно. Когда страшно, смелость - это не игнорирование страха, а поведение, исходящее из цели и объективного положения вещей, в том числе учитывающее возможные риски. Слабым людям помогает умение работать со страхом, сильным - способность быть выше страха.
Сильному человеку не нужно работать со страхом, как не нужно работать с проблемой умывания: что тут работать, пошел и умылся! Однако грамотные стратегии поведения в напряженной и страшной ситуации - вещь полезная. Какой бы сильный ни был человек, страшно может быть любому, сильный человек отличается только тем, что умеет разобраться в происходящем, собраться - и сделать все необходимое...
Разум - лучшее средство против страхов и тревожности. Тревожность ниже у людей, ведущих разумный: деловой и упорядоченный образ жизни. Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину. Меньше других тревожатся люди занятые и дисциплинированные. В частности, уменьшению тревог способствует контроль мышления - это привычка думать, о чему нужно, и не думать о чем не следует, чтобы себя же не пугать.
Лучше всего успокаивает - дело. Разумные действия отвлекают от страхов того, кто тревожится, и меняют саму ситуацию на более благополучную.
Страхи и тревожность в практической психологии
Страх можно формировать, страх можно снимать. Работа со страхами - популярный запрос клиентов. Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: "Посиди со мной, мне страшно!", при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт