Шизофрения у детей. Как выглядит мир ребенка-шизофреника? Изучение школьников, больных шизофренией

09.04.2019

Шизофрения — одно из частых психических заболеваний с очень сложной психопатологической картиной заболевания. Эта болезнь может начинаться как в ранний, так и в поздний период жизни. Она сопровождается в первую очередь характерными нарушениями мышления, эмоций и воли, приводит к специфическому дефекту психики и личности в целом.

Общая симптоматология характерная при шизофрении

Нередко в начале заболевания у больных появляется своеобразная склонность к символике в мышлении, которая придает оригинальность и нестандартность высказываниям, побуждает их к поэтическому творчеству. Занимаясь творчеством они стремятся к схематизации, к совмещению несовместимых друг с другом деталей. Помимо этого наблюдается выраженное резонерство (бесконечные споры по любому поводу, начинают писать научные трактаты не имея необходимых знаний). Больные часто жалуются на обрыв мысли, при которых они как бы забывают то, о чем только что говорили, с чувством пустоты в голове. Помимо этого возникают и наплывы мыслей, как бы насильно вторгающихся. Наблюдается персеверация отдельных мыслей и слов. Часто у больных бывает синдром психического автоматизма в виде явления открытости собственных мыслей. У взрослых также наблюдается образование сверхценных и бредовых идей.

Из эмоциональных нарушений вначале заболевания нередко отмечается своеобразная ранимость и чувствительность к событиям, которые непосредственно больного или его близких не касаются (при просмотре фильма, прочтении книг), а к близким равнодушны. Они проявляют неадекватность в эмоциях, их мимика зачастую выглядит парадоксально.

Волевая активность на первых этапах заболевания нередко достаточно высокая, но преимущественно направлена на реализацию каких-либо односторонних интересов влечений. В других сферах волевая активность не применяется.

При дальнейшем развитии заболевания и его усугублении наблюдается дезорганизация мышления, т.е. рвется логическая связь вначале между отдельными умозаключениями, затем между отдельными фразами и, наконец, внутри фразы между словами при относительной сохранности закономерностей языковых отношений в высказываниях. Больные утрачивают способность к тонким переживаниям и выражению чувств, при сохранении способности к выражению элементарных эмоций (эмоциональная тупость). Постепенно появляются элементы двигательно-волевых нарушений в виде кататонической симптоматики; персеверации и стереотипии в речи и движениях, эхосимптомы, явления кататонического ступора (характеризуется молчанием (мутизмом), обездвижением и повышением мышечного тонуса. Развивается абулия — больные абсолютно безынициативны, бездеятельны и вовлечь их в какую-нибудь содержательную деятельность даже на короткое время почти не удается.

Особенности протекания шизофрении у детей с нормальным или с опережающим развитием

Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих сверстников в развитии. Это особенно заметно на их вербальном развитии. В два, два с половиной года дети знают много сказок, стихотворений, проявляют осведомленность в какой либо сфере, нередко могут уже читать и считать. Многие неплохо пишут стихи, рефераты по изученному вопросу.

Игры носят нередко однообразный и необычайный характер, отвлечь от таких игр очень трудно, дети сердятся, кричат, не хотят идти есть, гулять или поменять игру.

В играх с образным фантазированием то же наблюдается идеотематичность. Например, девочка двух лет в течение трех лет представляла себе дом с многими комнатами, в которых помещала своих подруг и близких, они в свою очередь совершали различные действия.

Иногда проявляются однообразные движения (подпрыгивание, кручение какого-нибудь предмета).

Начало шизофрении нередко проявляется в виде так называемых зарниц. Они характеризуются внезапным возникновением безотчетного страха — дети мечутся, кричат, плачут, либо проявляют ужас перед предметами или явлениями, к которым раньше относились спокойно (например, неожиданно начинают бояться вешалки). Могут возникнуть кататонические симптомы.

Наряду с высоко развитым вербальным интеллектом у детей обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть движений. Обладая направленными способностями, хорошей речью, дети, тем не менее, слабо учатся в школе, у них не обнаруживается интереса к занятиям. При богатом интеллекте они слабо реализуют его на практике.

У детей становятся неадекватными эмоциональные реакции — обладая повышенной чувствительностью, что проявляется в бурных слезах при просмотре кинофильмов, прочтения книг с многократным воспоминаниями об этих эпизодах в дальнейшем, они в то же время проявляют холодность по отношению к своим родителям и знакомым, либо проявляется чрезмерная зависимость к одному из члена семьи.

На первых этапах болезни часто появляется изменение поведения в виде проявления ненависти к близким, которых он до этого любил. Резко нарастает погружение в мир фантазий и игр, причем дети перестают рассказывать о их содержании.

Когда происходит утяжеление заболевания — падает активность и инициативность детей. Нарастает количество разнообразных двигательных стереотипий. Их некогда продуктивная и яркая речь становиться выхолощенной, резонерской (спорят по любому поводу). Творчество становится монотонным, например, рисует один и тот же сюжет. В речи появляется разорванность, персеверации. Часто появляются навязчивые мысли и действия. Например, больной 13 лет; ‘‘…Ко мне в последнее время стали приставать мысли схватить острый предмет и убить маму. Я регулирую эти мыслишки — чтобы их вывести, нужно щелкнуть пальцами два раза и сказать время…’’ То есть у данного больного есть не только навязчивые мысли но и способ борьбы с ними — ритуалы.

При резком обострении развивается тревога, страх, могут появиться отрывочные галлюцинации (чаще зрительные реже слуховые), возникают бредоподобные фантазии, отчаяние, иногда суицидные мысли и действия.

После острого приступа болезни в подростковом возрасте нередко наступает заметный дефект психики, который делает невозможным дальнейшее обучение в массовой школе и его переводят во вспомогательную, где им занимаются дефектологи.

Особенности развития шизофрении у детей с негрубым отставанием в развитии и на фоне умственной отсталости

Шизофрения может развиваться и у детей с негрубым отставанием в психическом развитие. В таком случае, начинаясь в дошкольном, младшем школьном или подростковом возрасте, шизофрения чаще протекает медленно, непрерывно с постепенным нарастанием главным образом негативной симптоматики в виде эмоциональной тупости, абулии с отсутствием всяких интересов и увлечений, а также снижения продуктивности мышления благодаря резонерству с элементами разорванности, персевераций и стереотипий. Длительное время такие отклонения рассматриваются как лень, и только когда становится очевидным заболевание родители обращаются к врачу.

Шизофрения может возникнуть и у детей с умственной отсталостью (‘привитая’, ‘пфропфшизофрения’). Приступ болезни обычно сопровождается немотивированным страхом, разнообразными кататоническими проявлениями, а у более старших могут возникнуть бредоподобные высказывания, эти идеи отличаются монотонностью, отсутствием поиска доказательств своей правоты.

Течение болезни на фоне олигофрении отличается злокачественностью, резко утяжеляя проявления интеллектуальной недостаточности, разрушая с трудом созданные адаптивные возможности ребенка и его школьные знания и навыки, приобретенные во вспомогательной школе.

Таким образом, в каком бы возрасте ни началась шизофрения и как бы она не протекала рано или поздно наступает тяжелый дефект психики, нарушающий возможность больного самостоятельно жить в обществе; они нуждаются в систематической психиатрической и дефектологической помощи.

По мнению Г.Е. Сухаревой следует различать шизофрению детского возраста и шизофрению подросткового возраста, а также выделять остротекущие и вялотекущие формы болезни, имеющие начало в детском возрасте.

При шизофрении особое значение имеют личностные нарушения. Одним из первых признаков начала психического заболевания ребенка является выключение его из жизни коллектива, изменение отношения к себе, к окружающим людям, к учебе и др.

Личность больного ребенка теряет свое единство и утрачивает связь с миром людей, это проявляется в возникновении «страшных мыслей» о будущем, в мрачном и отрешепнном настроении, в предположениях о том, что окружающие люди (и в первую очередь близкие) плохо к нему относятся.

Больной ребенок замыкается в себе и аутизируется в своих переживаниях. У него постепенно затухает и теряется стремление к осуществлению какой-либо деятельности, возникает полная отрешенность от окружающего мира.

Кроме перечисленных выше симптомов, при шизофрении страдают все психические процессы, нарушения восприятия больных характеризуются затрудненность перцепции целостного образа, воспринимаемый больным ребенком образ расщеплен, фрагментарен, в нем отсутствует целостность. Окружающий мир воспринимается и перерабатывается односторонне, у детей наблюдюаютсмя большие затруднения при выделении наиболее значимых и существенных элементов окружающих явлений. Некоторые детали картин могут быть интерпретированы больным ребенком по-своему. Они остаются равнодушными к смыслу переживаний персонажей картин.

В острой стадии шизофрении восприятие может подчиняться эмоциям больного ребенка, это ведет к полной потере объективности восприятии сюжета. Напротив, вяло текущий процесс характеризуется достаточно адекватным восприятием реально происходящих событий или изображенных на картине.

Как установила Кононова М.П. (1963), у больных шизофренией детей довольно часто встречаются феномены патологического фантазиро­вания. В этих случаях ребенок полностью поглощен своей патологической продукцией и все больше теряет связь с реальным миром.

Для детей больных шизофренией возможны и гиперстения, особая оппозиционность окружающему, эгоим, нелепое упрямство, карикатурное самоутверждение, вычурность, особенно характерные для начала патологического процесса в подростковом возрасте.

Маленькие дети отличаются от сверстников некоторой апатичностью, пассивностью, своего рода разочарованностью. В школьные годы они часто, несмотря на достаточные способности, плохо учатся. Волевые расстройства, порождаемые болезнью, родители и педагоги расценивают как проявление лени. Присутствуют такие симптомы, как чувство неполноценности, апатия, социальное «отстранение» (бесцельно бродят по дому, уединя­ются), сдержанность, «идеалистичность», постоянная бессодержательная тревога и пред­расположенность к более выраженным тревожным реакциям (вплоть до «панических атак»). Есть данные, что мальчики в таких случаях более перевозбуждены, агрессивны и негативистичны, в то время как девочки пугливы и аутистичны. Могут наблюдаться немотивированные, нелепые поступки импульсивного типа (застывание в одной и той же, иногда причудливой позе, неожиданные выкрики и т. п.). Отмечаются монотонность, однообразие и стереотипность игры (в зрелые годы стереотипизируется жизненный уклад), неуклюжесть и замешательство в движениях (ребенок натыкается на предметы, роняет вещи).


Среди других грубых вариантов волевых расстройств встречаются спутанность, кататоническое возбуждение, дурашливость, манерность, выраженная абулия (отсутствие любых волевых или поведенческих побуждений, даже связанных с инстинктивным поведением и самообслуживанием) и ступор.

Степень критичности отношения к своему заболеванию у больных шизофренией бывает разной, а степень выраженности волевых рас­стройств коррелирует с прогредиентностью (от лат. progredior - идти вперед - неуклон­ным или приступообразным развитием) заболевания и с тяжестью дефекта личности.

Исследование психических особенностей больных шизофренией можно производить с помощью методик, требующих вчувствоваться в переживание других лиц;

· картинки с эмоционально насыщенным сюжетами;

· юмористические рисунки;

· произвести классификацию, исключение или сравнение неоднородных понятий;

· интерпретировать пятна Роршаха (чрезмерная обобщенность, использование «нестандартных», «слабых» или неадекватных, абсурдных признаков);

· незаконченные предложения – оценивание изменение личностных отношений;

· пиктограммы, ассоциативный эксперимент, позволяющие обнаружить бессодержательность или символизм в ассоциативных процессах;

· интерпретация понятий, толкование пословиц (провоцирующих резонерство, разноплановость мышления).

Шизофрения - процессуальное психическое заболевание внутренней природы, возникающее на основе наследственной предрасположенности. Понятие процесса подразумевает последовательную смену болезненных состояний, закономерно следующих друг за другом стадий развития болезни. Для шизофрении характерно изменение всех сфер психической жизни ребенка. Особенно сильно нарушаются мышление и эмоциональная сфера, наблюдаются существенные изменения поведения и отношения к окружающему миру. Ведущий фактор в происхождении шизофрении - наследственное предрасположение. Причины шизофрении неизвестны, хотя существуют различные гипотезы, например эндотоксикоз как следствие нарушения аминокислотного обмена. Шизофренический процесс приводит к необратимым органическим изменениям (дистрофии нейронов). Шизофрения может протекать по-разному: возможно полное выздоровление после острых приступов; при благоприятном течении заболевания возможны некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранности интеллектуальных способностей и способностей к обучению в общеобразовательной школе; при неблаго­приятном хроническом течении заболевания может наступить деменция, требующая обучения во вспомогательной школе; в редких случаях глубоких психических нарушений дети не обучаются и находятся в психиатрических учреждениях.

В детском возрасте шизофрения проявляется сравнительно редко, чаще всего манифестирует в подростковом возрасте. Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих своих сверстников в психическом развитии. Фразовая речь появляется у них в 1,5 года, в 2 - 2,5 - знают много сказок, стихов, осведомлены в области некоторых наук, умеют писать, читать, считать, в 4 года - проявляют энциклопедические познания в какой-либо интересующей их об­ласти, сочиняют работы по интересующему их вопро­су. Но при этом их игры носят однообразный и необычный характер - ребенок играет в одну и ту же игру в течение многих месяцев. Рисунки отражают область увлечений и редко выходят за пределы избранного сюжета. Ежедневно по многу часов подряд эти дети могут предаваться мысленным играм в области избранных интересов. Во время игр часто обнаруживают двигательные стереотипии - однообразные подпрыгивания, трясение руками, кручение предметов. Наряду с высокоразвитым вербальным интеллектом обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть, угловатость движений. Нередко они плохо учатся в школе, т. к. не проявляют интереса к занятиям. Своеобразие эмоциональных реакций проявляется в холодности и черствости по отношению к близким в сочетании с повышенной впечатлительностью при чтении книг и просмотре фильмов.


Проявления шизофрении. У ребенка часто резко меняется отношение к родным, это могут быть проявления необъяснимой ненависти или двойственного отношения. Усиливается погруженность в мир фантазий и игр, ребенок перестает рассказывать об их содержании. Нарастает количество двигательных стереотипии. Речь регрессирует, становится выхолощенной, резонерской (бесплодное рассуждательство). Для речи и мышления характерна разорванность - предложения грамматически построены правильно, но между ними нет смысловой связи. Например: «Он далеко, если не может позвонить. Все равно поеду. У меня Петькин ножик. Надо прыщик содрать. Телефон 77 - 79. У меня сразу выходной. Я свое имя написал». Затем разрушаются логические связи внутри самой фразы. Из-за этого ответы могут не соответствовать вопросам. Возникает тенденция к созданию нелепых неологизмов - вымышленных слов. Характерны персервации - повторение слов, фраз. Нарушены эмоциональные контакты, характерна эмоциональная тупость и неадекватность: утрата способности к тонким переживаниям и выражению чувств при достаточно сохранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающими формальным. Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии. Отсутствует страх перед реальной опасностью - в этом проявляется неадекватность эмоций. Характерна абулия - бездеятельность и безынициативность. При резком обострении болезни развивается необъяснимая тревога, страх, появляются галлюцинации, бредоподобные фантазии. Острые психотические приступы сопровождаются общим возбуждением, резким падением работоспособности.

Утрачивается психическая активность, интерес к новому, блекнет и делается монотонным творчество, которое в прошлом носило сверхценный характер для ребенка, и постепенно утрачивается интерес к нему. Развивается аутизм - бессознательное отстранение от реального внешнего мира: ребенок живет в своем мире, в мире собственных мыслей и фантазий, связь с окружающими нарушена; избегает контакта с другими детьми, на вопросы не реагирует; к родным относится как к предметам; играет не с игрушками, а с предметами; совершает бессмысленные действия, нелепые поступки, испытывает необычные, странные психические переживания. Характерна парадоксальность и вычурность поведения (кривляния, манерность, гримасничанье), нарушение единства, связности психических процессов. Нарушена способность схватывать целостный образ предметов окружающего мира и собственного «Я», критически оценивать свою социальную роль.

Шизофрения может протекать прогрессирующе или приступообразно (с ремиссиями). После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности. В раннем возрасте шизофрения приводит к деменции. Манифестация шизофрении в возрасте до 10 лет встречается довольно редко и составляет менее 2% случаев этого заболевания, чаще шизофрения начинается в 10-14 лет (около 10% всех случаев болезни). В большинстве случаев шизофрения начинается в возрасте 20 - 29 лет.

При сравнительно доброкачественном течении болезни сохраняются в той или иной степени познавательные интересы (чтение книг, не соответствующих возрасту). При этом дети не умеют себя обслуживать, не осведомлены в практических делах. Интеллект развит неравномерно: при школьном обучении усваивают сложные научные понятия из книг, но не могут овладеть элементарными математическими знаниями, не умеют писать. Отсутствуют навыки самообслуживания, общения со сверстниками. Необходимо индивидуальное обучение или обучение в специальной школе для детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте этот дефект развития интеллекта может частично компенсироваться, но сохраняется психический инфантилизм, аутизм, замкнутость, странность и экстравагантность поведения.

При злокачественном течении шизофрении утрачиваются навыки фразовой речи, и лишь спустя несколько лет речь вновь начинает постепенно развиваться. Мышление оказывается непоследовательным, бессвязным. Дети эмоционально опустошены, равнодушны, потребность в общении отсутствует. Отмечаются кататонические симптомы в виде стереотипных движений, застывания в стереотипных позах. Отмечаются агрессивные вспышки. Характер болезни волнообразный, с улучшениями под влиянием лечения и ухудшениями состояния. Спустя несколько лет формируется стойкий шизофренический дефект.

При более остром начале шизофрении в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей возникают беспричинные страхи, трудно отличимые от галлюцинаторных и бредовых переживаний. Утрачивается интерес к окружающему и игрушкам. Умственное развитие начинает отставать от возрастной нормы, но распада речи не происходит. Более отчетливо выражена депрессия.

Шизофрения, развивающаяся в подростковом возрасте. Типы течения - непрерывный и приступообразный. Проявления приближаются к проявлению болезни у взрослых. Возрастные особенности: высокая частота дисморфофобических расстройств - ложные убеждения в наличии у себя каких-то грубых дефектов телосложения или нарушения телесных функций. Бредовое убеждение не может быть поколеблено. Отмечаются сенестопатии (ложные телесные ощущения) и суицидальные намерения.

Возможны острые присгупы шизофрении в подростковом возрасте продолжительностью 2 - 3 месяца, заканчивающиеся полным выздоровлением. Провоцируются инфекцией, интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Сначала возникает бессонница, тревога, колебания настроения. Затем развивается кататоническое возбуждение - бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопки, подпрыгивания и т. п. Речь бессвязная (сочетание бессмысленных обрывков фраз), хохот. Отмечаются фантастические сновидные переживания (онейроид). Такой приступ может не иметь никаких последствий для психической деятельности.

Злокачественно текущая шизофрения в подростковом и юношеском возрасте составляет 6- 10% случаев шизофрении. Начинается в 13-18 лет, протекает непрерывно, без ремиссий, в течение нескольких лет. Завершается тяжелым психическим дефектом. Лечение не дает желаемых результатов. На ранних этапах утрачиваются прежние интересы, живость, резко обедняется эмоциональная сфера, пропадает потребность в общении. Подростки становятся грубыми, враждебными по отношению к близким. Успевае­мость резко падает. Подростки бросают занятия, нарастает апатия. Появляются особые интересы, мало­продуктивные, оторванные от реальности. Подростки читают недоступную их пониманию литературу - философскую, психологическую, создают «теории», опираясь на поверхностные знания. Характерно резонерство. Новые знания не приобретаются. Нарушается социальная адаптация - подростки вступают в асоциальные компании с алкоголизацией и наркотизацией. Совершаются странные, непонятные поступки. Характерны галлюцинации, бредовые идеи величия и преследования, симптомы психического автоматизма, замкнутость, аутизм.

По мнению Г. Е. Сухаревой, следует различать шизофрению детского возраста и шизофрению подросткового возраста. Вместе с этим в зависимости от темпа течения заболевания и его особен­ностей протекания выделяют остротекущие и вялотекущие фор­мы, имевшие начало в детском возрасте.

Психические процессы, протекающие при этих двух формах, безусловно, имеют отличия. Однако можно отметить и сходство качественных особенностей шизофрении при всех формах. При этом большое значение имеет интенсивность протекания болезненного процесса. Чем острее проявляются психические нарушения, чем ярче нарушения лично­сти больного и сильнее степень выраженности болезни, тем силь­нее его дезинтеграция.

Известно, что особое значение при шизофрении имеют лично­стные нарушения. Одним из первых признаков начала психиче­ского заболевания ребенка является выключение его из жизни коллектива, изменение отношения к себе, к окружающим людям, к учебе и др. Личность больного ребенка теряет свое единство и утрачивает связь с миром людей. Это проявляется в возникших «страшных мыслях» о будущем, в мрачном и отрешенном на­строении, в предположениях о том, что окружающие люди (и в первую очередь близкие) плохо к нему относятся. Больной ребе­нок замыкается в себе и аутизируется в своих переживаниях. У него постепенно затухает и теряется стремление к осуществлению какой-либо деятельности, возникает полная отрешенность от ок­ружающего мира. Так, например, некоторые больные подростки жалуются на то, что у них «нет внутренней жизни, нет центра, нет стремлений».

Кроме перечисленного выше, при шизофрении страдают все психические процессы. Нарушения восприятия больных шизофре­нией характеризуются затрудненностью перцепции целостного образа. Воспринимаемый больным ребенком образ расщеплен, фрагментарен, в нем отсутствует целостность. Окружающий мир воспринимается и перерабатывается односторонне. У детей на­блюдаются большие затруднения при выделении наиболее значи­мых и существенных элементов окружающих явлений. Некоторые детали картин могут быть интерпретированы больным ребенком

по-своему. Так, например, мальчик 11 лет, рассматривая картин­ку, на которой была изображена лодка со стариком-гребцом и пассажирами, переезжающими через реку, обратил внимание только на старика с веслом и сказал, что здесь ловят рыбу. Очень часто при описании картин с содержанием эмоционального ха­рактера дети не понимают и не обращают внимания на этот ас­пект. Они остаются равнодушными к смыслу переживаний персо­нажей картины.

В острой стадии шизофрении восприятие может подчиняться эмоциям больного ребенка. Это ведет к полной потере объектив­ности восприятия сюжета. Напротив, вяло текущий процесс у больных детей может характеризоваться достаточно адекватным восприятием реально происходящих событий или изображенных на картинке.

Известно, что произвольное внимание страдает при любых за­болеваниях, а непроизвольное оказывается более сохранным. Не­достаточность активности произвольного внимания у детей, больных шизофренией, объясняется отсутствием у них интереса к какой-либо деятельности. Выполнение любого задания этими детьми возможно лишь после усиленной и целенаправленной сти­муляции. Непроизвольное внимание сохраняется даже в самых тяжелых случаях протекания заболевания. Об этом свидетельст­вуют их последующие высказывания. Для детей, больных шизоф­ренией, характерна также и способность к распределению внима­ния, но только в специально созданных ситуациях. Создающей подобную ситуацию может быть автоматическая деятельность, такая, как, например, механическое зачеркивание цифр, букв или заштриховывание рисунка. Такие виды деятельности позволяют, учитывая состояние больного, вывести его из аутистического со­стояния и дать ему возможность осмыслить действия.

У детей, больных шизофренией, могут быть нарушены все ви­ды памяти. В целом, запоминание как мнестический процесс у больных шизофренией характеризуется избирательностью, при­чудливостью и желаемостью. Больной ребенок может не воспро­изводить предложенный к запоминанию материал, а вспоминать только то, что хорошо помнит и знает (например, стихи, поговор­ки и др.). Запомнить он также может только то, что было, на его взгляд, важно (чаще это второстепенные детали, которым он при­дает особое значение). Исследования показывают, что запомина­ние словесного, а часто и числового материала детьми с шизоф­ренией осуществляется легче, чем зрительного. На процесс запо­минания сильно влияет и состояние больного ребенка в данный момент. Если он вял и не может сосредоточиться, то и объем за­поминаемого материала чрезвычайно сужен.

Процесс сохранения материла также весьма краток. Происхо дит постепенное забывание полученных впечатлений, и из памят" все больше и больше вытесняются усвоенные факты. Процесс за* бывания также характеризуется избирательностью и особым эмо­циональным отношением к запоминаемым фактам.

Детям, больным шизофренией, свойственна фиксированность на неприятных и тяжелых воспоминаниях, связанных в первую очередь с сохранением их жизнедеятельности. Их могут посещать мысли о собственной гибели. При вяло текущем процессе и доста­точно высоком общем развитии память может быть сохранна и даже развита в большей степени как логическая, чем механиче­ская. Обследование больных детей методом пиктограммы пока­зывает, что их рисунки носят в основном схематический и фраг­ментарный характер.

Характерным своеобразием отличаются представления боль­ных детей. Часто больные дети ссылаются на ирреальность про­исходящего, им кажется, что они как во сне (в сказке, виртуальной реальности и т. д.). Смысл представлений выхолощен. Удержание представляемого образа требует чрезмерных усилий. Представле­ния мимолетны и быстро ускользают. Особые трудности при обу­чении в школе вызывают предметы, связанные с формированием абстрактно-логических представлений, - геометрия и черчение.

Воображение играет большую роль в деятельности детей младшего возраста. Формирование игровой деятельности у детей предполагает развитие воображения и символической функции игры (Д. Б. Эльконин). В школьном возрасте склонность к фанта­зированию уменьшается и трансформируется в способность к аб- страктно-логическому мышлению. У здорового ребенка фантазии тесно связаны с реальным миром. Ребенок придает предметам, с которыми играет, черты и характеристики, свойственные одушев­ленному миру (кукла - это дочка). Наделение используемых в игре предметов воображаемыми качествами лишь поднимает мышле­ние ребенка на новый виток восприятия и осмысления окружаю­щего мира, а не нарушает взаимосвязь с ним. Например, у дошко­льника в игре «дочки-матери» в качестве предметов, имитирую­щих их аналоги из «взрослой» жизни, применяются кубик вместо мыла, палочка вместо ложки, кусок ткани вместо одеяла, жест ру­ками, символизирующий еду или питье. Все предметы и действия, используемые ребенком в игре, обозначают и воспроизводят си­туации, свойственные только реальному миру и взаимоотношени­ям между людьми.

Для детей, больных шизофренией, характерен сицдром патоло­гического фантазирования^ когда ребенок полностью поглощается патологической продукцией и теряет связь с реальностью. Боль- пые дети придают окружающим их предметам такие свойства, ко­торые те никогда не имели. Для организации игры они придумы­вают, создают себе воображаемых, иллюзорных товарищей по игре: беседуют, играют, дерутся с ними, могут побеждать или проигрывать им. Девочки-подростки проявляют склонность к ил­люзорной мечтательности, причем процесс мечтаний может про­текать у них наравне с восприятием реального мира. Таким обра­зом, ребенок оказывается живущим в двух мирах.

При обследовании подростков с помощью теста Роршаха у них были выявлены аффективные переживания и страх перед изобра­жаемым, которое воспринимается как движущиеся предметы или страшные животные.

Одной из основных особенностей нарушения познавательных процессов у больных шизофренией является расстройство мыш­ления. При шизофрении особенно ярко выступает дисгармонич­ность всего мыслительного процесса. Отмечаются следующие на­рушения мышления у детей: слабость процессов обобщения, невоз­можность выделить главное и обобщить целое, вычурность и изби­рательность осмысляемого материала.

Некоторые дети имеют достаточно высокий уровень вербально­го мышления и испытывают большие затруднения при выполнении заданий на уровне конкретно-наглядного мышления. Легкость при выполнении заданий на вербальном уровне сопровождается инте­ресом к словообразованию и созданием неологизмов, вычурностью объяснений и постепенным уходом от реальности. Детям трудно работать длительно и целенаправленно, они не стремятся к резуль­тату, а пытаются заменить продуктивную деятельность пустыми разговорами, уводящими от предъявляемой деятельности в мир па­тологических фантазий. У больных детей нарушается процесс регу­ляции течения своих мыслей. В остром состоянии мышление ребен­ка лишается направленности и распадается на разноплановые ассо­циации. Единство мыслительного процесса расщепляется. Дети не могут закончить одну мысль, соскальзывают на другую, которая неожиданно пришла в голову. Часто они жалуются на то, что воз­никающие мысли им не принадлежат и внедряются в их голову из другого мира. Эти мысли могут быть для детей многозначны, соб­ственно они и отражают фантастический мир больного ребенка. Борьба с посторонними мыслями замедляет умственную работу детей и приводит к сильному утомлению и истощению.

Объясняя смысл отвлеченных понятий, дети часто дают амби­валентные ответы. Например, смысл метафоры «золотая голова» может раскрываться в двух вариантах: как «умный человек» и как «голова с волосами из золота». А пословица «Куй железо пока горячо» может объясняться как «Не упускай время, момент» и од­новременно, как «Чайник тоже горячий, когда кипит. Он желе ный, поэтому и горячий». В этом выявляется следующая особен ность мыслительной деятельности детей с шизофренией. Они д~ ют ответы в двух планах (отвлеченном и буквальном), так как ‘ выдерживают единой линии осмысления отвлеченного понятия, Для детей, больным шизофренией, характерна лабильность в ус» тановлении логических отношений между предметами и явления­ми реального мира.

Особые затруднения вызывает у них процесс обобщения, так как больные шизофренией дети оперируют преимущественно раз­розненными разноплановыми понятиями. При осуществлении классификации дети устанавливают несуществующие связи между предметами действительности. Например, в одну группу могут быть помещены растения, животные и люди по той только при­чине, что все они живые существа. Человек может быть объединен в одну группу с каким-либо видом транспорта и одеждой, кото­рую носят люди, работающие на этом транспорте.

При острых приступах мышление больных детей становится разорванным и бессвязным. Речь представляет бессмысленный набор слов. Предложения могут строиться грамматически верно, но смысл и логика изложения в них будет отсутствовать. Фраза становится отрывистой и немногословной. Больные дети жалуют­ся на то, что им трудно думать в такой момент («ничего не дума­ется», «мысль удержать в голове очень трудно»).

При вяло текущей шизофрении наблюдается тот же симптом нарушения целенаправленности деятельности и лабильности про­текания логических процессов. Но эти особенности выражены в меньшей степени. Многие дети при относительно хорошем уровне протекания мыслительных операций жалуются на возникшие трудности в учебе, вклинивание в сознание мыслей, как бы проти­воречащих друг другу. Дети характеризуют подобные состояние как «наводнение мыслями». Текущий поток постоянно меняю­щихся мыслей мешает сосредоточиться на одной из них или на изучаемом предмете. В связи с этим дети вынуждены перечиты­вать по нескольку раз текст задания, чтобы уловить его смысл. Но это им удается с трудом, так как смысл читаемого все время теря­ется. Это приводит к нерешительности и неуверенности ребенка, дающего при ответе два варианта. Такой характер нарушений вы­являет расщепление единого мыслительного процесса и потерю его целенаправленности. При формально хорошем интеллекте дети жалуются на изобилие лишних мыслей, их остановку и за­трудненность сообразительности. Дефект целенаправленности может проявляться и в постоянном «соскальзывании» с задачи на значимые для ребенка воспоминания.

В речи ребенка, страдающего шизофренией, также имеются свои особенности. Фраза изобилует эпитетами и многочисленны­ми описаниями и постепенно приобретает вычурный характер. В некоторых ситуациях наблюдается возникшее вдруг отсутствие понимания смыслов простых слов, которое затем может и восста­новиться. Возникающие ассоциации носят совершенно особый беспредметный характер. Они могут устанавливаться по принци­пу подбора части к целому (рука - кисть или собака - хвост), не­реальных связей (ключ - собака, так как ее можно запереть на ключ) или беспредметных связей (рука ~ что, любить - кого, стыдно - почему, страшно - почему).

Характеризуя особенности протекания мыслительных процес­сов при шизофрении, особо следует отметить нарушение целена­правленности мыслительных операций и связанную с ним общую лабильность смысловых установок и разрыв ассоциаций.

В остром состоянии эти особенности шизофренического про­цесса могут проявляться более длительно, а в состоянии вяло те­кущего процесса дефект целенаправленности носит эпизодиче­ский характер, который сменяется состоянием компенсации.

Шизофренический дефект - это понятие, которое включает в се­бя различные стадии протекания заболевания. Процесс может ос­тановиться на любой стадии, возможны и обратимые состояния. Но в большинстве случаев шизофренический дефект накладывает отпечаток на всю психическую структуру больного ребенка.

В том случае, если заболевание манифестирует довольно стой­ко, проявляется резко выраженное снижение интеллектуальной активности. Дети становятся пассивными, вялыми. Они могут ра­ботать только при усиленной стимуляции, в течение небольшого отрезка времени и используя знакомый алгоритм действий. Лю­бая самостоятельная работа, предполагающая интеллектуальные усилия, оказывается для них непосильной. Снижение интеллекту­альной активности ведет к распаду мыслительных процессов.

Одним из важных признаков шизофренического дефекта являет­ся нарушение мыслительных операций обобщения и классификации. Больные дети могут долго, подробно и вычурно описывать отдель­ные признаки какого-либо явления или предмета, но понять его как целое не в состоянии. Они затрудняются также в использовании слов, обозначающих обобщающие понятия. Девочка 15 лет при по­пытке классифицировать предметные карточки объединяет в одну стопку «учебник», «ученицу», «тетрадь» и «ручку». Свои действия она объясняет тем, что «все здесь относится к учению», а «учение - это свойство учебника, поэтому по нему учится ученица. В тетрадь записывают ручкой то, что в учебнике». Таким образом, правиль­но назвать слово, обобщающее понятие, девочка не смогла.

При выполнении заданий с помощью кубиков Коосса или куб! Линка дети «соскальзывают» на более низкие формы работы ■ используют приемы проб и ошибок, которые обычно имеются ■ практике детей младшего дошкольного возраста. 1

Некоторые дети осуществляют классификацию по ситусщиот ным признакам (ребенок и тетрадь могут оказаться в одной группы так как ребенок может рисовать или писать в тетради). У некоточ рых детей мышление оказывается выхолощенным, непоследова*] тельным, чисто формальным. Часть детей может сохранить хоро*] шую память, но предъявляемые сведения будут иметь отвлечен» ный характер. Ассоциативный процесс у таких детей характеризуй ется заторможенностью. В ответах выявляются большие задержки из-за присутствия резонерских рассуждений, определяющих на­правление мысли.

Возникающие трудности логической переработки материала вызывают у некоторых детей ее подмену аффективными пережи­ваниями. Наряду с субъективной оценкой в суждениях детей ярко проявляется вычурность. Итак, одним из следствий нарушения мышления при шизофрении является его «соскальзывание» на бо­лее низшую, элементарную ступень развития. Такие дети могут оперировать лишь конкретными, наглядными связями, а отвле­ченный смысл понятий им недоступен.

Мышление при шизофрении имеет следующие особенности: нарушены процессы обобщения и классификации, при поверх­ностном обобщении часть начинает играть роль целого;

место логических связей занимают аффективные и субъектив­ные связи.

В речи проявляются многословие и резонерство. Личность ха­рактеризуется эмоциональной опустошенностью, отсутствием ин­тересов и бездеятельностью.

Однако существуют особенности, маскирующие интеллекту­альный дефект при шизофрении. К ним относятся умение гово­рить и многословие, граничащее с резонерством, а также сохран­ная память. Эти характеристики могут достаточно длительно по­зволять больному ребенку маскировать недостатки эмоциональ- но-личностной и интеллектуальной сферы.

При шизофрении наблюдаются также нарушения эмоциональ­но-волевой сферы. Отличительной характеристикой этих наруше­ний является эмоциональная холодность, отсутствие дружеских контактов, потеря чувств симпатии и добра к людям. Дети стано­вятся грубыми и даже жестокими и злобными, несмотря на воз­можную общую корректность поведения.

Некоторые дети считают, что сначала они должны порассуж­дать о предмете, а затем уже установить к нему свое эмоциональ- мое отношение. Многие дети тяжело переживают наступившую ин- и-ллектуальную недостаточность, и это может провоцировать у них суицидальные мысли. У некоторых подростков, больных шизофре­нией, отмечается повышенный интерес к событиям давно минув­ших эпох или к отвлеченным, не связанным с их жизнью непосред­ственно (любовь к Греции, хотя ребенок никогда там не был и не изучал ее культуру или историю). И как противоположное этому «лечению, выявляется отвращение к собственному окружению, бы­ту и пр. При этом часты проявления стойкого негативизма.

Шизофрения – процессуальное психическое заболевание внутренней природы, возникающее на основе наследственной предрасположенности. Понятие процесса подразумевает последовательную смену болезненных состояний, закономерно следующих друг за другом стадий развития болезни. Для шизофрении характерно изменение всех сфер психической жизни ребенка. Особенно сильно нарушаются мышление и эмоциональная сфера, наблюдаются существенные изменения поведения и отношения к окружающему миру. Ведущий фактор в происхождении шизофрении – наследственное предрасположение. неизвестны, хотя существуют различные гипотезы, например, эндотоксикоз как следствие нарушения аминокислотного обмена. Шизофренический процесс приводит к необратимым органическим изменениям (дистрофии нейронов). Шизофрения может протекать по-разному: возможно полное выздоровление после острых приступов; при благоприятном течении заболевания возможны некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранности интеллектуальных способностей и способностей к обучению в общеобразовательной школе; при неблагоприятном хроническом течении заболевания может наступить , требующая обучения во вспомогательной школе; в редких случаях глубоких психических нарушений дети не обучаются и находятся в психиатрических учреждениях.

В детском возрасте шизофрения проявляется сравнительно редко, чаще всего манифестирует в подростковом возрасте. Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих своих сверстников в психическом развитии. Фразовая речь появляется у них в 1,5 г., в 2-2,5 – знают много сказок, стихов, осведомлены в области некоторых наук, умеют писать, читать, считать, в 4 – проявляют энциклопедические познания в какой-либо интересующей их области, сочиняют работы по интересующему их вопросу. Но при этом их игры носят однообразный и необычный характер – ребенок играет в одну и ту же игру в течение многих месяцев. Рисунки отражают область увлечений и редко выходят за пределы избранного сюжета. Ежедневно по многу часов подряд эти дети могут предаваться мысленным играм в области избранных интересов. Во время игр часто обнаруживают двигательные стереотипии – однообразные подпрыгивания, трясение руками, кручение предметов. Наряду с высокоразвитым вербальным интеллектом обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть, угловатость движений. Нередко они плохо учатся в школе, т.к. не проявляют интереса к занятиям. Своеобразие эмоциональных реакций проявляется в холодности и черствости по отношению к близким в сочетании с повышенной впечатлительностью при чтении книг и просмотре фильмов.

У ребенка часто резко меняется отношение к родным, это могут быть проявления необъяснимой ненависти или двойственного отношения. Усиливается погруженность в мир фантазий и игр, ребенок перестает рассказывать об их содержании. Нарастает количество двигательных стереотипий. Речь регрессирует, становится выхолощенной, резонерской (бесплодное рассуждательство). Для речи и мышления характерна разорванность – предложения грамматически построены правильно, но между ними нет смысловой связи. Например: «Он далеко, если не может позвонить. Все равно поеду. У меня Петькин ножик. Надо прыщик содрать. Телефон 77-79. У меня сразу выходной. Я свое имя написал». Затем разрушаются логические связи внутри самой фразы. Из-за этого ответы могут не соответствовать вопросам. Возникает тенденция к созданию нелепых неологизмов – вымышленных слов. Характерны персервации – повторение слов, фраз. Нарушены эмоциональные контакты, характерна эмоциональная тупость и неадекватность: утрата способности к тонким переживаниям и выражению чувств при достаточно сохранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающими формальным. Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии. Отсутствует страх перед реальной опасностью – в этом проявляется неадекватность эмоций. Характерна абулия – бездеятельность и безынициативность. При резком обострении болезни развивается необъяснимая тревога, страх, появляются галлюцинации, бредоподобные фантазии. Острые психотические приступы сопровождаются общим возбуждением, резким падением работоспособности.

Утрачивается , интерес к новому, блекнет и делается монотонным творчество, которое в прошлом носило сверхценный характер для ребенка, и постепенно утрачивается интерес к нему. Развивается аутизм – бессознательное отстранение от реального внешнего мира: ребенок живет в своем мире, в мире собственных мыслей и фантазий, связь с окружающими нарушена; избегает контакта с другими детьми, на вопросы не реагирует; к родным относится, как к предметам; играет не с игрушками, а с предметами; совершает бессмысленные действия, нелепые поступки, испытывает необычные, странные психические переживания. Характерна парадоксальность и вычурность поведения (кривляния, манерность, гримасничанье), нарушение единства, связности психических процессов. Нарушена способность схватывать целостный образ предметов окружающего мира и собственного «Я», критически оценивать свою социальную роль.

Шизофрения может протекать прогрессирующе или приступообразно (с ремиссиями). После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности. В раннем возрасте шизофрения приводит к деменции. Манифестация шизофрении в возрасте до 10 лет встречается довольно редко и составляет менее 2% случаев этого заболевания, чаще шизофрения начинается в 10-14 лет (около 10% всех случаев болезни). В большинстве случаев шизофрения начинается в возрасте 20-29 лет.

При сравнительно доброкачественном течении болезни сохраняются в той или иной степени (чтение книг, не соответствующих возрасту). При этом дети не умеют себя обслуживать, не осведомлены в практических делах. Интеллект развит неравномерно: при школьном обучении усваивают сложные научные понятия из книг, но не могут овладеть элементарными математическими знаниями, не умеют писать. Отсутствуют навыки самообслуживания, общения со сверстниками. Необходимо индивидуальное обучение или обучение в специальной школе для детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте этот дефект развития интеллекта может частично компенсироваться, но сохраняется психический инфантилизм, аутизм, замкнутость, странность и экстравагантность поведения.

При злокачественном утрачиваются навыки фразовой речи, и лишь спустя несколько лет речь вновь начинает постепенно развиваться. Мышление оказывается непоследовательным, бессвязным. Дети эмоционально опустошены, равнодушны, потребность в общении отсутствует. Отмечаются кататонические симптомы в виде стереотипных движений, застывания в стереотипных позах. Отмечаются агрессивные вспышки. Характер болезни волнообразный, с улучшениями под влияниями лечения и ухудшениями состояния. Спустя несколько лет формируется стойкий шизофренический дефект.

При более остром начале шизофрении в дошкольном и у детей возникают беспричинные страхи, трудно отличимые от галлюцинаторных и бредовых переживаний. Утрачивается интерес к окружающему и игрушкам. Умственное развитие начинает отставать от возрастной нормы, но распада речи не происходит. Более отчетливо выражена депрессия.

Шизофрения, развивающаяся в подростковом возрасте. Типы течения – непрерывный и приступообразный. Проявления приближаются к проявлению болезни у взрослых. Возрастные особенности: высокая частота дисморфофобических расстройств – ложные убеждения в наличии у себя каких-то грубых дефектов телосложения или нарушения телесных функций. Бредовое убеждение не может быть поколеблено. Отмечаются сенестопатии (ложные телесные ощущения) и суицидальные намерения.

Возможны острые приступы шизофрении в подростковом возрасте продолжительностью 2-3 месяца, заканчивающиеся полным выздоровлением. Провоцируются инфекцией, интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Сначала возникает бессонница, тревога, колебания настроения. Затем развивается кататоническое возбуждение – бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопки, подпрыгивания и т.п. Речь бессвязная (сочетание бессмысленных обрывков фраз), хохот. Отмечаются фантастические сновидные переживания (онейроид). Такой приступ может не иметь никаких последствий для психической деятельности.

Злокачественно текущая шизофрения в подростковом и составляет 6-10% случаев шизофрении. Начинается в 13-18 лет, протекает непрерывно, без ремиссий, в течение нескольких лет. Завершается тяжелым психическим дефектом. Лечение не дает желаемых результатов. На ранних этапах утрачиваются прежние интересы, живость, резко обедняется эмоциональная сфера, пропадает потребность в общении. Подростки становятся грубыми, враждебными по отношению к близким. Успеваемость резко падает. Подростки бросают занятия, нарастает апатия. Появляются особые интересы, малопродуктивные, оторванные от реальности. Подростки читают недоступную их пониманию литературу – философскую, психологическую, создают «теории», опираясь на поверхностные знания. Характерно резонерство. Новые знания не приобретаются. Нарушается – подростки вступают в асоциальные компании с алкоголизацией и наркотизацией. Совершаются странные, непонятные поступки. Характерны , бредовые идеи величия и преследования, симптомы психического автоматизма, замкнутость, аутизм.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт