Аюрведа лечение: аюрведические программы. Ликвидация причины заболевания. Основные отличия аюрведического лечения

25.03.2019

В большинстве своем мы привыкли рассматривать наши заболевания с точки зрения влияния внешних механизмов. Принцип наших рассуждений таков: я порезался, попала инфекция и ранка воспалилась. Или: на меня чихнул больной человек в общественном транспорте, и в мой организм попали болезнетворные микробы, я тоже заболел. Это односторонний подход. Аюрведа же выявляет причины заболеваний, кроющиеся в делах, поступках и даже мыслях человека.

Мнение Аюрведы о болезнях и причинах их возникновения

Для того, чтобы возникло какое-нибудь заболевание, должно совпасть сразу несколько причин. Необходимы определенные условия, например, ослабленный иммунитет из-за предыдущей болезни, травмы или хронического недомогания, плохая погода (переохлаждение, перегревание, сквозняк и так далее), плохая пища или питье, удар, нервное расстройство, даже просто плохое настроение. Западная медицина считает, что любое хроническое заболевание фактически неизлечимо и ищет причины внешнего характера, не учитывая множество мелких действий, которые привели к такому состоянию. Почему в самые жестокие эпидемии одни люди заболевают и погибают, а другие либо успешно выздоравливают или вообще болезнь словно обходит их стороной? Здесь стандартный подход к лечению также утверждает, что происходит это из-за внешних факторов: не попали микробы, организм сопротивляется вторжению, сильный иммунитет и так далее, не углубляясь в самый главный вопрос - почему это происходит? В результате медики назначают лечение не причины заболевания, а лишь его симптомов, «загоняя» хворь вглубь организма и делая его чувствительнее к другим опасным «болячкам».

Болезнь: враг или друг?

Болезни по Аюрведе рассматриваются как факторы, имеющие не только физиологическое, но и психологическое происхождение. Этот подход объясняет, почему люди одного возраста и примерно равных сил неодинаково выходят из различных болезней - позитивно настроенный борец обычно справляется намного быстрее и выздоравливает энергичнее, чем ипохондрик, склонный расценивать появление каждой царапины или легкое чихание как трагедию мирового масштаба.

Но и это еще не все. Аюрведа считает, что некоторые заболевания являются своеобразным предупреждением человеку. Например, появление лишнего веса свидетельствует о неблагополучии с обменом веществ и сбоями в системе питания. Наш врач в лучшем случае назначит человеку диету и отправит его заниматься спортом, в худшем - выпишет таблетки для похудения, которые окончательно «добьют» его организм. Чтобы этого не случилось, лучше пользоваться .

Врач же, практикующий аюрведическую медицину, постарается «докопаться» до первоосновы внезапного набора веса. Связан ли он с беременностью и кормлением ребенка грудью или другими гормональными причинами? Или же человек находится в состоянии тяжелого стресса и «заедает» горе? Лечение заболевания будет столь же разносторонним, включающим в себя методики нормализации веса путем правильного питания, снятия стресса путем психотерапии, массажа и других процедур, а также дополнительных действий, призванных переключить зацикленность больного на пище на другие цели и интересы в жизни.

Множество современных заболеваний можно отнести к болезням, фактически являющимся нашими учителями. Они указывают нам, что мы сами становимся их причиной, потакая своим порокам и пагубным пристрастиям. Таких болезней на данный момент подавляющее большинство, и провоцируются они нашей ленью, малоподвижностью, алкоголизмом, обжорством, курением, наркоманией, стремлением к превосходству, перфекционизмом, завистью, невоздержанностью и многими другими чертами и свойствами характера/, которыми нас наградила современная действительность. Чем дальше человек уходит от своего природного начала, тем больше он страдает от болезней. Не зря же их называют «болезнями цивилизации».

Некоторые болезни ведут себя довольно странно с точки зрения западной медицины. Например, эпилепсия постепенно проходит, если у больного появляется варикозное расширение вен. Последнее заболевание трудно считать таким уж благом, но в свете опасности эпилепсии борьба с варикозом все-таки намного проще и легче. И таких примеров можно привести достаточно много.

Даже западные ученые уже признали, что ряд болезней имеет адаптогенное влияние на человеческий род. Например, некоторые вирусы и бактерии провоцируют состояния, которые проходят безо всякого лечения или при минимальном воздействии, но мощно стимулируют и укрепляют иммунитет. Известно, что ребенок, выросший в «стерильных» условиях, не только не защищен от болезней, но и наиболее подвержен им. В то же время цыганские дети, растущие фактически на улице без особого присмотра и ухода, болеют в десятки раз меньше и выздоравливают намного быстрее, причем зачастую безо всякого лечения. Такие заболевания вполне можно признать друзьями.

В Аюрведе некоторые болезни принято считать проводниками в мир иной. Они возникают у стариков за определенное время до их смерти и свидетельствуют об окончании запаса жизненной энергии. Фактически они облегчают переход в иной мир.
Но существуют и болезни, однозначно являющиеся врагами человечества. Они вызываются исключительно внешними причинами. Это может быть травма, авария или сильный удар, повлекший за собой опасную или смертельную болезнь, ожог, облучение, отравление, контакт с опасными веществами и токсинами, многое другое.

Разнообразие причин появления болезней

С точки зрения Аюрведы, все болезни развиваются, следуя пяти механизмам:

  • Кармическому.
  • Родовому.
  • Экологическому.
  • Метаболическому.
  • Онтогенетическому.

Понятие кармического механизма не имеет ничего общего с мистикой, тем не менее, всерьез современной медициной не рассматривается. Однако в Аюрведе считается, что каждая прожитая нами жизнь накладывает свой отпечаток на наше нынешнее существование. Если определенные пороки накапливались из жизни в жизнь, рано или поздно они выльются в соответствующую им болезнь. В таких случаях медицина разводит руками и заносит такую болезнь в разряд таинственных и неизлечимых, а Аюрведа отслеживает ее источник и справляется с последствиями. Чем больше прожито жизней в человеческом облике и чем больше каждое существование накопило грехов, тем более тяжелой может оказаться болезнь.

Родовой механизм напрямую связан с наследственностью и генетическими проблемами, при этом наследственность подразумевает не только передачу определенных проблем физиологического и психологического плана, но и склонность к определенному типу поведения, что влечет за собой появление болезни. В каждом из нас накапливаются наследственные признаки всего нашего рода. Если учесть, что по статистике за спиной каждого из нас в среднем стоят 2 миллиона предков, то накопление негативных данных может быть колоссальным. Если не осознать того, что мы не существуем сами по себе, а являемся продолжением нашего огромного рода со своими пороками и достижениями, справиться со своими собственными демонами нам может и не удастся.

Экологический механизм тесно связан с психологическими особенностями некоторых людей. В нашем мире полно крайне вредных экологических факторов, но они оказывают пагубное влияние. Ярким примером можно указать жителей зоны отчуждения вокруг взорвавшегося ядерного реактора на Чернобыльской АЭС. В то время, как тысячи людей погибли или тяжко заболели от последствия радиоактивного облучения, эти люди спокойно живут на зараженной земле, питаются ее плодами и мирно существуют вдали от привычных благ цивилизации. Таким образом, утверждать однозначно, что поводом для развития проблемы со здоровьем служит исключительно экология, также нельзя однозначно. Безусловно, опасные экологические факторы оказывают крайне негативное влияние на здоровье человечества, но заболевают далеко не все. Стало быть, у болезни много причин.

Метаболический механизм имеет непосредственное сходство с принципом накопления энтропии в материи. Каждая клетка постепенно подвергается разрушительному воздействию разнообразных факторов, эти проявления постепенно накапливаются и повреждения организма на клеточном уровне с возрастом выливаются в такие страшные заболевания, как болезнь Альцгеймера или старческое слабоумие. Чем старше человек, тем больше у него шансов серьезно пострадать.

Онтогенетический механизм базируется на понятии трех основных дош - вата, питта и капха. Для того, чтобы организм был здоров, все три доши должны быть в равновесии. Но статичность исключает развитие, без которого нет жизни. Поэтому организм человека постоянно находится в изменении, но в идеале стремится к равновесию дош.

Как справляться с заболеваниями

Когда выяснены основные причины, справляться с болезнью по Аюрведе становится намного проще, лечение проходит быстрее и успешнее. Но это потребует намного больше усилий от пациента, чем при лечении по западному образцу. Мы привыкли к такому лечению: лежишь в палате, тебя пичкают таблетками по расписанию, гоняют на процедуры и врач периодически проводит осмотры и отправляет на анализы. То есть сам пациент фактически ничего не делает самостоятельно для своего полного выздоровления. В Аюрведе же все происходит иначе. Врач выявляет истинные мотивы появления болезни и старается разобраться, что именно привело к такому состоянию. Пациент же должен разобраться в глубинных мотивах появления своих болезней. Возможно, изжогу он испытывает в присутствии только определенного лица из-за личного конфликта или скрытой неприязни? Тогда для устранения заболевания нужно убрать основную причину - конфликт, выяснив отношения раз и навсегда.

Лечение многих болезней по Аюрведе часто состоит из нескольких этапов. Оно включает в себя психологическую разгрузку, освобождение от негатива на духовном уровне, физическую очистку и собственно лечение. Причем оздоровлению подлежит весь организм, так как это единое целое, а не набор органов, работающих в унисон. Только при комплексном и грамотном подходе возможно лечение таких страшных заболеваний, с которыми не справляется западная цивилизация: рака, диабета, депрессий, астмы, туберкулеза и многих других. Их причины во многом известны, но мы знаем, что служит источником болезни, но не знаем повода, который «запускает» ее. По Аюрведе, лечение таких болезней во многом связано с психологическими проблемами, недовольством собой, жизнью, близкими, угнетенным состоянием, самоедством и другими травмирующими факторами, которые подвергают организм человека риску. В большинстве случаев именно мы сами становимся стартовым механизмом для развития своих болезней, поэтому сами же должны стать лечением для них.

Принципы сохранения здоровья достаточно просты и доступны всем:

  • Позитивное мышление.
  • Доброжелательность.
  • Рациональный подход к решению вопросов.
  • Близость к природе.
  • Правильное сбалансированное питание.
  • Здоровый образ жизни.
  • Здоровый образ мыслей.
  • Подвижность и энергичность.

Подробный подход позволит каждому человеку как можно меньше болеть и прожить долгую и плодотворную жизнь.

  • Абхьянга
  • Широ Абхьянга
  • Пинда сведа
  • Сома
  • Широдара
  • Сведана
  • Авагаха сведа
  • Падабхъянга
  • Мукхабхъянга
  • Пижичил

Абхьянга имеет более глубокое и обширное влияние на здоровье человека, чем обычный массаж, за счет особой техники глубокой и естественной гармонизации тела, эмоций и психики. Благодаря целебным смесям эфирных масел и трав она помогает заживить психологические «раны» после воздействия агрессивной внешней или саморазрушительной внутренней энергии; устраняет беспорядочный и бесконтрольный отток энергии; утончает и возвышает чувство любви; приносит покой и умиротворение сердцу.

Аюрведический массаж Абхьянга

Дословный перевод с санскрита «любящие руки». Сознание становится чистым и спокойным, голова - ясной, как кристалл, а тело легким, словно пушинка. Данный массаж приносит благость и спокойствие ума.

Очень приятный массаж всего тела с достаточно большим количеством специально для Вас подобранного теплого лекарственного масла, обогащенного травами и эфирными маслами. Питает, омолаживает кожу и глубокие ткани тела, а также освобождает клетки от токсинов.

Масляная смесь проникает глубоко в клетки, где растворяет, расщепляет и вымещает накопленные токсины в межклеточное пространство, откуда они удаляются естественным путем или с помощью дополнительных процедур.

Абхьянга наполнит Вас энергией и свежестью. Абхьянга сделает кожу Вашего тела упругой, свежей, бархатистой, подтянутой и гладкой. Индивидуально подобранные эфирные масла и травы помогут исцелить проблемную кожу и вернуть ей первозданный вид.

Оздоровительный эффект:

Замедление процессов старения.
Растворение и выведение токсинов и шлаков.
Оптимизация циркуляции крови и лимфы в тканях и коже.
Укрепление и питание тканей тела.
Избавление от мышечных спазмов и болей.
Улучшение сна.
Устранение явлений стресса, нервного истощения и напряжения.
Усиливает, утончает и возвышает любовное чувство.
Устраняет явления целлюлита.
Омолаживает кожу.
Делает кожу упругой и гладкой.

Абхьянга помогает при ревматизме, артрите, смещении шейных позвонков, болях в суставах, очень эффективен при ожирении, дряблости кожи, бессоннице, утомлении, вызванном преобладанием Вата доши.

Широ Абхьянга увеличивает приток кислорода и глюкозы к головному и спинному мозгу, увеличивает прану (жизненную энергию). Энергия поднимается вверх по телу, что помогает при застое в пояснице и малом тазу.

Аюрведический массаж головы Широ Абхьянга

Широ – санкристкое слово, обозначающее голову. Этот аюрведический массаж головы делается со специальным маслом, настоянным на 33 травах, и с помощью особой техники. Стимулирует центральную нервную систему. Дает тонус коже головы и полезен для волос, помогает улучшить память, зрение, тусклость и выпадение волос, избавляет от головных болей, бессонницы, стресса, нормализует кровяное давление.

Процедура питает, смазывает и укрепляет корни волос, предупреждая их выпадение и преждевременную седину. Происходит улучшение кровообращения, расслабление и питание мышц и нервных окончаний. Это помогает освежить ум и тело, снять напряжение и усталость, улучшить цвет лица.

Оздоровительный эффект:

Снимает напряжение и головные боли.
Способствует коррекции деформаций верхней части позвоночника.
Проясняет ум и улучшает способность к концентрации.
Устраняет перхоть.
Укрепляет волосы и препятствует преждевременной седине.
Даёт глубокое расслабление.

Процедура позволяет достичь самых разнообразных оздоровительных результатов, например, регуляции гормонального баланса, укрепления печени, снижения артериального давления, улучшения памяти и других эффектов.

Пинда сведа мягко борется с лишней статикой, делая тело более гибким и подвижным, придает ему энергии. А кроме того, это еще и великолепный пилинг, очищение и омоложение кожи.

Аюрведический массаж травяными мешочками Пинда сведа

Пинда сведа - массаж тела теплыми мешочками, наполненными травами с применением целебных порошков. Показан при артритах, спортивных травмах.

Пинда сведа – незаменимая процедура для полных людей – она помогает избавиться от жировых отложений, убрать застой в тканях, расщепить «лишнее».

В процессе массажа мешочки периодически подогреваются в горячем лечебном масле или травяном отваре.

Мешочки прикладывают, прижимают их к телу, растирают, массируют ими, строго придерживаясь возникшей более 4000 лет назад системы. Масла, проникая в ткани, растворяют накопившиеся внутри них токсины.

Результат – глубокое проникающее действие, прогревание, концентрация энергии на определенных участках.

После этого кровь разносит эту энергию по всему телу, давая импульс к обновлению и оздоровлению. Особая техника исполнения способствует гармонизации эмоций и психики, снимается усталость и ментальное напряжение.


Сома – классика аювердических процедур. Показана абсолютно всем: как в профилактических, так и в лечебных целях. Мягкая синхронная проработка всего тела в сочетании с индивидуальным (в соответствии с типом каждого человека) подбором целебных масел, дает потрясающий эффект.

Во-первых, процедура проводится двумя массажистами и это невероятно приятно. 60 минут на массажном столе можно сравнить с несколькими днями отдыха. Но отдыха отнюдь не пассивного. Во время сеанса задействованы не только мышцы, но и суставы. Во-вторых, это великолепная маска на все тело.

Массаж эффективно используется для лечения нейромышечных расстройств, улучшает состояние подкожной ткани и мышечного слоя. Кожа разглаживается, напитывается и своим сияющим видом говорит Вам спасибо.

Проводящаяся под легкую релаксационную музыку, Сома корректирует фигуру, нормализует физиологические процессы, придает гибкость позвоночнику, улучшает концентрацию, снимает стресс и усталость.

И пока Вы лежите, утопая в клубящихся ароматах благовоний, а четыре руки порхают по Вашему телу, заставляя отвлечься от повседневных забот, наступает самое время ощутить себя частью Вселенной.

Эта обманчиво простая техника зарядит энергией всё Ваше тело, подарит ясность ума и создаст волшебное пространство, в котором вы сможете соприкоснуться со своей истинной сущностью.

Это одна из самых приятных аюрведических процедур, в ходе которой на лоб льется тонкая струйка теплого масла, подобранного в соответствии с Вашей индивидуальной конституцией доктором аюрведы.

Удивительная успокаивающая процедура, при которой теплое лекарственное масло тонкой непрерывной струей льется в центр лба.

Широдхара приносит состояние, похожее на транс, вызывая поток приятных ощущений, которые глубоко расслабляют самые дальние уголки ума и тела. Происходит «открытие» и смягчение лица и лба, расслабление мимической мускулатуры.

Вы вновь обретете «Ваше» лицо, сняв маску негативных эмоций и напряжения, почувствуете высвобождение застоявшейся энергии в теле. Ум прояснится, исчезнет мысленная болтовня и Вам станет легче принимать решения и взаимодействовать с окружающими.

Оздоровительный эффект:

Дарует покой и умиротворение.
Обеспечивает глубокую релаксацию тела.
Восстанавливает энергетическое равновесие.
Устраняет депрессию, тревогу, беспокойства.
Излечивает от бессонницы, улучшает качество сна.
Снимает головную боль, вызванную стрессом.
Нормализует нейрогуморальный статус.
Укрепляет нервную систему.
Улучшает восприятие.
Укрепляет волосы.
Расслабляет мимическую мускулатуру.
Разглаживает морщины.

Как медицинская процедура применяется при эпилепсии, гипертонии, неврастении, гемиплегии и параплегии, бессоннице, астме.


Паровая процедура Сведана

Сведана – процедура прогревания и потения в специальном закрытом столе, называемом Стимбат.

По своей сути - это специальная сауна. Пациент лежит на деревянной решетке, а под ним установлены устройства с горячим травяным отваром, при этом голова пациента находится снаружи конструкции.

Основной целью лечебного прогревания и потения является удаление из организма холода и тяжести, токсинов и шлаков, а также придание телу гибкости и подвижности.

Лечебное прогревание и потение, проводимое после промасливания организма, способствует нормализации процессов образования и выведения нечистот.

Открывает кожные поры, способствует расширению сосудов и очищению организма, выводу токсинов через кожу, уменьшает мышечные боли и тугоподвижность суставов, устраняет отеки и способствует снижению массы тела.

Особенно эфективна после массажа Абхьянга.


Авагаха сведа - прогревание и потение в ванне, приготовленной с горячим, но не обжигающим тело отваром лекарственных субстанций.

Перед проведением процедуры пациента мажут аюрведическим маслом или гхритой – лечебным топленым маслом, в зависимости от дисбаланса Три доша.

Показания к применению:

  • ревматические заболевания,
  • артрозы, артриты,
  • остеохондроз, ишиас, радикулит,
  • миозиты, травмы мышц,
  • стрессы, хроническая усталость,
  • нервные заболевания, бессонница,
  • спазмы и колики.


Это особый вид аюрведического массажа лица, выполняемый при помощи травяных кремов и масел, которые дарят естественную красоту лицу с предварительным распариванием кожи лица травяными горячими мешочками. Включает массаж лица, шеи, декольте. Этот массаж помогает улучшить зрение, предотвращает появление головных болей.

Питает и подтягивает кожу лица, поддерживает хороший тонус мышц и эластичность всех слоев кожи, помогает улучшить контур лица, снять напряжение мышц и последствия стрессов, разглаживая морщины. Снимает напряжение в шее и голове.

Снимает напряжение во всем теле, наполняя его энергией. Вызывает желание заботиться о других, развивает внутреннюю красоту.

Высвобождает подавленные эмоции, облегчает словесное общение, открывает ум для новых идей и позитивных мыслей, улучшает память.

Во время массажа производится воздействие на марма-точки, расположенные на лице, что позволяет улучшить зрение, удалить мешки и темные круги под глазами, влияя на почки, печень и другие органы.

Аюрведические теплые масляные компрессы Пижичил

Это аюрведический метод лечения болей в спине, конечностях, суставах и мышцах. В его основе лежит исцеляющий тепловой эффект, который оказывает сосудорасширяющие действие, усиливая циркуляцию крови, снимает воспалительные процессы, обладает рассасывающим и обезболивающим действием.

Один или несколько накладок, пропитанных целебными маслами лекарственных растений накладываются на больные места в виде теплого компресса.


Масла для теплого аюрведического компресса подбираются индивидуально, в зависимости от состояния пациента. Во время процедуры масло может подогреваться, что бы компрессы были всегда теплыми.

Данный метод эффективен при:

Остеохондрозе, ревматизме, радикулите;
артрите;
миозите;
отложении солей;
нарушении двигательной функции конечностей;
болях в позвоночнике и мышцах;
растяжении связок.

Суть такого лечения состоит в устранении причин заболевания. Болезни, причины которых носят физический характер, требуют «научной» терапии (применения лекарственных трав, диеты, манипуляций и так далее). Психологические расстройства нужно лечить «покорением ума», принуждением к воздержанию ума от вредных желаний. Болезни духа требуют «божественной» терапии, духовных ритуалов и аскез.
Поскольку главной причиной болезни являются «преступление против мудрости», вызванные желаниями, главным и окончательным средством излечения Аюрведа называет избавление от желаний.

Однако освободить ум от желаний – непростая задача, поэтому Аюрведа называет методы, при помощи которых желания можно ограничить. Когда человек здоров, ему следует соблюдать полезные для здоровья процедуры, чтобы поддерживать правильную работу организма, а в состоянии болезни проходит терапевтические процедуры вкупе со сменой диеты и образа жизни, чтобы вернуть блуждающие доши (сочетания энергий) на их единственные пути в теле и самому возвратится на правильный жизненный путь.

Аюрведа может задействовать в лечении любое вещество и любую деятельность на свете. Однако, в целом, медицинское вмешательство на физическом уровне можно подразделить на четыре типа:
— диета
— деятельность
— очищение
— смягчение

Скопление дош следует лечить диетой и деятельностью, когда их состояние усугубляется, лучше всего успокаивать их веществами с противоположными их качествами, что облегчит страдания больного. Если доши покинули те органы, в которых должны находиться, их лучше вывести из организма; если же это невозможно, их нужно нейтрализовать при помощи лекарств. К ослабленной части организма, в которой локализованы доши, всегда следует применять локальные методы лечения. Поскольку чаще всего причиной болезни становится неразборчивость в еде, зачастую важнейшей составляющей терапии становится корректировка питания.

Аюрведа, по возможности, предпочитает постепенное лечение мгновенному, избегая ненужных потрясений для организма. Постепенное избавление от вредных привычек меньше нарушает внутренний баланс, чем моментальная «ломка». Организму всегда требуется время для акклиматизации в новом состоянии, поэтому медицинскую помощь не следует резко прекращать.

Аюрведа утверждает, что каждый человек уникален, следовательно, любому пациенту необходим свой индивидуальный подход в лечении. Однако все физические недомогания вызваны, прямо или косвенно, нарушением баланса дош, поэтому любое лечение базируется на влиянии на доши. Если в пищеварительном тракте скопились пищевые токсины, первым шагом в лечении станет почти полное голодание в течение одного-двух дней, чтобы организм смог переварить и удалить накопленные токсины и подготовится к очищению.

Здоровье по Аюрведе, это не просто отсутствие болевых ощущений, симптомов разных заболеваний. Это равновесие разных стихий, тела, сознания и ума человека. Древняя наука рассматривает здоровье, как баланс 3 субстанций тела (дош), 7 разновидностей тканей (дхату) и 3 видов отходов организма (мал). Сегодня в Москве существует множество курсов, которые предлагают обучение методикам и практикам этой науки. Но, чтобы понимать способы лечения Аювердой, нужно разобраться с основными понятиями.

Причины заболевания

Для лечения человека необходимо определить его конституцию. Она складывается из нескольких дош, и определяется по доминирующей. Эти первичные энергии являются направляющими для доктора, который берется за лечение по Аюрведе.

  1. Капха – сочетание воды и земли.
  2. Вата – взаимопроникновение воздуха и эфира.
  3. Пита – смешение воды и огня.

Дхату – это обобщающее название для всех тканей тела. Все они формируются из разных питательных веществ. Выделяют 7 видов дхату.

  1. Раса – жидкость организма, плазма. Она накапливает все питательные вещества, которые получаются из переваренной пищи. Раса питает все остальные ткани.
  2. Ракта – кровь. Разносит по организму кислород, питая им все органы и ткани.
  3. Мамса – мышцы. Защищают внутренние органы и выполняют двигательные функции.
  4. Меда – жир. Служит смазкой для разных тканей и сохраняет в теле тепло.
  5. Астхи – кости. Поддерживают все ткани тела.
  6. Маджа – нервы и костный мозг. Отвечает за коммуникацию между органами тела, заполняет полое пространство костей и моментально переносит импульсы.
  7. Артава и шукра – репродуктивные ткани разных полов. Содержат сущность всех тканей организма и участвуют в создании новой жизни.

Аюрведа также выделяет 3 разновидности отходов. Это моча, кал и пот. Здоровый организм должен производить их в достаточном количестве и своевременно выводить. Этими процессами управляет Агни– метаболический огонь. Все обменные процессы зависят от неё. Агни питает ткани и обеспечивает иммунитет организма.

Аюрведическая диагностика в лечении

Аюрведическая диагностика сводится к определению конституции человека. Только после этого можно понять причины появления болезней. «Болезнетворными» факторами по Аюрведе являются нездоровые привычки. Именно от образа жизни человека зависит его здоровье. Причём, об алкоголизме и курении здесь даже не идёт речь. К болезням ведет усиление доминирующей доши. Например, употребление сухой пищи, постоянная спешка и напряжение усиливают Вату. Пряная и слишком острая пища, ферментированные продукты, влажная погода и жара возбуждают в организме Питту. А холод, пасмурная погода, молочные продукты, мясо и пшеница вызывают избыток Капхи.

Есть болезни разного типа. Их можно «заработать» разными путями. Употребление большого количества горячей и острой пищи, употребление алкоголя, курение и подавление собственного гнева – это самый легкий путь к болезням Питта-типа. Злоупотребление же сладостями, молочными продуктами и частое пребывание на холоде приводит к развитию болезней Капха-типа.

Аюрведа в лечении болезней

Аюрведическое лечение болезней сводится к уравновешиванию разных дош. В противовес принципу «Подобное увеличивается подобным», выведена закономерность «Противоположности уменьшают подобное». Бездумное употребление пищи может стать причиной разбалансировки дош в организме. Умело пользуясь обоими принципами лечения, доктор уравновешивает их, приводя к изначальному состоянию (пракрити).

Пользоваться любым аюрведическим методом можно только после удаления токсинов из тканей организмов. Причём, для выведения их из разных тканей существуют разные способы. Существует 2 принципиальных подхода к лечению.

  1. Эмоциональное освобождение. Негативные эмоции (гнев, страх, злость, беспокойство), если они подавляются человеком, имеют свойство накапливаться в организме в виде токсинов. Аюрведа учит, как освобождаться от эмоционального напряжения. Эта методика сводится к наблюдению за негативной эмоцией, её осознанию и нейтрализации. Все эмоции связаны с энергиями. Страх – это эмоция Ваты, гнев – Питты, а гордость, жадность и зависть связаны с Капхой. Человек, регулярно подавляющий свои страхи рискует получить заболевания почек. Сдерживание гнева станет причиной болезней печени. Подавление чувства жадности вызовет нарушение работы сердца и селезенки.
  2. Панча карма. Этот принцип используется, когда необходимо физическое удаление слизи, газов или других образований в полости тела. Он подразумевает очищение тела мыслей и эмоций. Название принципа переводится, как «пять действий». Он включает в себя 5 процессов, которые считаются основными: терапевтическая рвота, лечебный приём слабительных средств, приём лекарственных средств через нос, лечебная клизма и очищение крови.

Европейская медицина не признаёт таких подходов. Но всё чаще методики Аюрведы применяются в частных клиниках Москвы и практикуются отдельными специалистами. Это способствует популяризации и распространению аюрведических учений. Всё чаще используется Aurveda в медицине для профилактики разных заболеваний.

Процедуры Аюрведы

Для снижения каждого вида энергии есть свои приёмы терапии. Уравновешивание дош происходит с использованием знаний о свойствах дхату. Так, терапия для снижения Ваты заключается в систематическом применении питательных, согревающих, увлажняющих, приземляющих и успокаивающих процедур. Для снижения Питты полезны охлаждающие, успокаивающие, питающие и умеренно очищающие процедуры. Для подавления Капхи используются облегчающие, стимулирующие, очищающие и осушающие процедуры.

Лечение заболеваний производится с помощью лечебных трав и ароматических масел. Выбирая лечебный метод Аюверды, доктор имеет в своём арсенале такие приёмы:

  • разные виды массажей с использованием всевозможных вспомогательных средств;
  • диеты с учётом внутренних особенностей и биоритмов, окружающих человека;
  • приём натуральных лекарственных средств разными способами;
  • медитации для эмоционального уравновешивания стихий внутри человека.

Огромные возможности очищения и омоложения организма, которые предоставляют методики этой науки сегодня используются в салонах Москвы и других городов России. Исповедуя принципы здорового (в физическом и эмоциональном плане) образа жизни, Аюрведа предлагает не лечить болезни, которые укоренились в организме, медикаментами, только усугубляющими итак ужасное положение. Положительные эмоции и правильное питание, оздоровительные процедуры и взаимодействие с природным окружением – вот основные аспекты в лечение по Аюрведе. Часто они являются более действенными, чем самые дорогостоящие лекарства от официальных медиков.

Инфекционные заболевания связаны преимущественно с высокой питтой.

Для лечения инфекционных заболеваний используются травы-антибиотики с горьким вкусом. В Аюрведе это чаще всего катука, а также чиретта, горечавка, барбарис и вайда. В китайской медицине наряду с коптисом (основной травой для лечения инфекций), используются жимолость, форсития, вайда, шлемник байкальский, ежеголовик, горечавка и ревень. В западной фитотерапии наиболее популярна «золотая печать», а из других горечей используются барбарис, горечавка, эхинацея, одуванчик, сассапариль и узнея. Полезны и другие травы с охлаждающей энергетикой.

Мы рассмотрим здесь лечение таких распространенных инфекционных заболеваний, как фурункулы и карбункулы.

Фурункулы и карбункулы

Фурункулы и карбункулы - это локализованные инфекционные поражения кожи и волосяных мешочков, вызываемые стафилококком или другими бактериями. Они представляют собой токсические состояния крови и характеризуются припухлостью, болью, лихорадочным состоянием и выделением гноя. Чаще фурункулы образуются на спине и ногах, но могут появиться и на других частях тела. Акнэ можно рассматривать как легкую форму данного состояния и лечить теми же методами.

В западной медицине причиной образования фурункулов считаются внешние факторы. В Аюрведе же основной причиной возникновения фурункулов считается внутренняя загрязненность организма, и появление фурункулов указывает на необходимость очищения. Это состояние амы (токсичности), вызываемое неправильным питанием и другими причинами. Основную роль при этом играет печень, поэтому любые ее токсические состояния могут сопровождаться появлением фурункулов.

Особенности проявления (типы) фурункулов
Фурункулы питта-типа сопровождаются покраснением, припухлостью, жаждой и лихорадочным состоянием; фурункулы капха-типа - обильным образованием гноя, ощущением тяжести, отупения и вялости; для фурункулов вата-типа характерны болезненность, замедленное созревание, распространение на другие части тела.

Обычная причина появления фурункулов - загрязненность пищи и воды, а также злоупотребление пряной, горячей, кислой или соленой пищей, которая повышает питту. Фурункулы могут появиться и вследствие избытка сладкой, маслянистой или жирной пищи (сладкий вкус в больших количествах вызывает закисление крови). Определенную роль могут сыграть пребывание на солнце или на жаре, чрезмерное увлечение горячими ваннами или сауной и другие факторы, возбуждающие питту, в том числе и психические (гнев, раздражительность, стресс, подавленные эмоции). Фурункулы могут возникнуть и при посещении стран с жарким климатом и с высоким уровнем бактериального загрязнения.

В западной медицине основным средством лечения фурункулов являются антибиотики. Главная опасность при этом заболевании состоит в том, что локальная инфекция может приобрести септический характер, распространиться по всему организму с поражением внутренних органов и даже привести к смерти.

Общие принципы лечения фурункулов
При острых состояниях необходима диета, способствующая очищению организма от шлаков и снижению питты, с употреблением салатов, проращенных зерен и овощных соков, желательно свежих. Следует избегать употребления молочных продуктов, хлеба, сладостей, мяса, рыбы, грибов. Запрещаются любые несвежие, подвергнутые повторной тепловой обработке, консервированные и прочие неполноценные в питательном отношении продукты. Исключаются специи (кроме куркумы и кориандра). Тело не следует смазывать никакими маслами, на лоб же можно наносить эфирные масла из сандала или гардении. Недопустимы большие физические нагрузки и аэробные упражнения. Полезны травы с горьким вкусом, а также, в небольшом количестве, вяжущие травы. Можно пить чаи из трав, очищающих кровь: люцерна, клевер, лопух, одуванчик. Применяются природные антибиотики, а также особые травы, способствующие рассасыванию гноя.

Травы не только принимают внутрь, но и используют наружно: к фурункулам прикладывают компрессы или примочки. Из аюрведических трав в таких случаях эффективны манжишта, катука, маргоза, вайда, куркума и барбарис. Можно пить сок алоэ с куркумой (по 2 ст. л. 3 раза в день). В качестве наружного средства помогает гхи (лучше старое гхи, даже если оно и приобрело неприятный запах).

Из трав китайской медицины используются жимолость, форсития, вайда, коптис, шлемник байкальский и ежеголовик. Из трав, известных в западной фитотерапии, используют оказывающие мягкое действие: лопух, сассапариль, сассафрас и клевер, а также мирру, мокрицу, одуванчик, барбарис, «золотая печать», которые оказывают сильное действие.

Дифференцированное лечение фурункулов
Фурункулы вата-типа возникают чаще под воздействием ветра, вследствие сухости крови, а также при вздутии живота и запорах. Хорошо помогают послабляющие средства, например состав трипхала. Эффективны трипхала гуггул и настойка мирры. Можно использовать сассапариль; иногда помогает чеснок.

Фурункулы капха-типа обусловлены загрязненностью лимфатической системы и могут быть одним из проявлений болезней, связанных со скоплением слизи. Для лечения применяют отхаркивающие средства (поскольку гной можно рассматривать как нечто вроде подкожной слизи), а также специи. Из трав хороши корица, дудник, куркума, сассафрас и аир. Можно использовать и многие из трав, применяемых для лечения фурункулов питта-типа, а также состав трикату или сухой имбирь.

Кожные болезни

Все разнообразие кожных заболеваний: псориаз, экзема, сыпи, дерматит и т.д. - в Аюрведе классифицируется согласно трем дошам. Любое кожное заболевание можно соотнести с какой-то из дош. Кожные заболевания, вызванные воздействием на кожу ядовитых веществ, например ядовитого дуба или плюща, можно лечить как нарушения питты.

Кожным заболеваниям в большей степени подвержены люди питта-конституции, поскольку питта может перегревать кровь, что неблагоприятно сказывается на состоянии кожи. Заболевания с нарушением пигментации кожи, например лейкодерма, обычно тоже представляют собой состояния питты, так как именно эта доша ответственна за внешний вид и цвет кожи.

В число факторов, вызывающих предрасположенность к кожным заболеваниям, входят неправильное питание, злоупотребление кислым, соленым или острым вкусом, слишком тяжелой, сладкой или маслянистой пищей и алкоголем, а также неблагоприятные погодные условия и увлечение косметикой. По своей природе эти заболевания схожи с фурункулами, карбункулами и другими токсическими состояниями крови, поэтому и лечатся они схожим образом.

Кожа может быть входными воротами болезни. Кожа тесно связана с плазмой и кровью и, таким образом, с легкими и печенью. Поэтому важной составной частью лечения кожных заболеваний является использование отхаркивающих и потогонных средств, способствующих очищению легких, а также улучшающих обмен веществ средств и горьких тоников, что позволяет очистить печень.

Принципы лечения кожных заболеваний
Для очищения хороши многие травы, в том числе и широко распространенные: одуванчик, лопух, клевер, подорожник, тысячелистник и черноголовка. Из аюрведических трав используются куркума, барбарис, сандал и гуггул, а из средств китайской медицины: жимолость, форсития, вайда и володушка.

Все названные травы помогают в большинстве случаев при острых состояниях. При хронических заболеваниях требуются смягчающие и тонизирующие травы: алтей, солодка, шатавари, гокшура.

Для лечения лейкодермы и восстановления нормальной пигментации кожи в Аюрведе применяется бакучи, которая считается омолаживающим средством для кожи, ногтей и волос. Из нее можно приготовить лекарственное масло. Порошок бакучи принимают по 5 г 2 раза в день перед едой, добавляя немного кориандра и меда, чтобы смягчить горький вкус этой травы.

Травы можно применять как внутрь, так и наружно. Травяные отвары используют для промываний, примочек и пластырей, применяют и травяные масла.

При воспалительных заболеваниях кожи, высыпаниях и ожогах хорошим наружным средством является гхи. Для этой цели его лучше готовить следующим образом: гхи помещают в медный сосуд, добавляют воды в соотношении 2:1 и выдерживают в течение месяца, время от времени перемешивая медной ложкой. Со временем гхи белеет, приобретает приятный запах и лучше впитывается кожей. В Индии можно купить аналогичный препарат шатодхара грита. Его получают в более короткий срок путем интенсивного перемешивания воды и масла в медном сосуде.

Почти при всех видах кожных высыпаний помогает сок алоэ. При аллергических состояниях кожи полезен сок кинзы. Хороша и аюрведическая мазь из куркумы, особенно для лечения акнэ и улучшения цвета лица. Следует, однако, заметить, что некоторые аюрведические мази на основе куркумы содержат много эфирных масел, в частности сандаловое, которые могут вызвать раздражение кожи.

Специальным средством для питания кожи является шафран, который принимают в виде молочного отвара (1 г на чашку), а также зола жемчуга (моти басма) и порошок из жемчуга.

Иногда в процессе выведения из организма токсинов и жара может наблюдаться обострение течения кожных заболеваний, но спустя какое-то время наступает улучшение. В таких случаях, если, конечно, диагноз не вызывает сомнений, лечение не следует преждевременно прерывать.

Особенности проявления (типы) кожных заболеваний
Кожные заболевания питта-типа проявляются покраснением, опуханием, лихорадочным состоянием, инфицированием и раздражительностью, которые усугубляются под воздействием жары и солнечных лучей. Наружное применение масел, как правило, ухудшает состояние.

При кожных заболеваниях вата-типа кожа становится сухой или шелушащейся, зудящей, отмечаются вздутие живота и запоры. Состояние ухудшается под воздействием ветра и сухости, а нанесение тяжелых масел, особенно кунжутного, приносит облегчение.

Кожные заболевания капха-типа сопровождаются появлением мокнущих язв, наблюдаются закупорки, отеки и зуд, усугубляемые холодом и влажностью, а также применением масел.

Дифференцированное лечение кожных заболеваний
Больным с питта-конституцией и при заболеваниях питта-типа необходима диета, уменьшающая питту. Исключаются продукты, которые могут вызвать аллергические реакции: пасленовые (особенно помидоры), персики, клубника, кисломолочные продукты. Полезны кокосовое молоко и кинза. Следует избегать пребывания на жаре и на солнце. Наружно применяют кокосовое масло и сок алоэ. При высыпаниях на голове и шее полезны масла «Брами» и «Брингарадж», а также отвары этих трав. В большинстве своем эффективны травы, улучшающие обмен веществ, например лопух или клевер. Полезны горькие послабляющие - ревень или алоэ.

При вата-конституции и заболеваниях вата-типа используется диета, снижающая вату. На кожу наносят оказывающие успокаивающее действие масла, например, кунжутное, используют послабляющие средства и клизмы. Регулярно принимают состав трипхала (по 5-10 г перед сном), а также состав трипхала гуггул и настойку мирры.

При капха-конституции диета направлена на снижение капхи; следует избегать употребления тяжелой, жирной и маслянистой пищи, а в особенности - сыра и йогурта. Масла не используются ни внутрь, ни наружно. Помогают диуретики, в частности, подорожник, семена лопуха и зимолюбка. Из препаратов используются гокшуради гуггул и трипхала гуггул.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт