Краткая характеристика и возрастные особенности отделов костно-суставной системы. Возрастные особенности позвоночника

19.04.2019

Одной из важнейших конструкций человеческого организма является позвоночник. Его строение позволяет выполнять функции опоры и движения. Позвоночный столб имеет S-образный вид, что придаёт ему упругость, гибкость, а также смягчает любые сотрясания, появляющиеся при ходьбе, беге и других физических нагрузках. Строение позвоночника и его форма, обеспечивает человеку возможность прямохождения, поддерживая в теле баланс центра тяжести.

Анатомия позвоночного столба

Позвоночный столб состоит из небольших косточек, именуемых позвонками. Всего насчитывается 24 позвонка, последовательно соединённых друг с другом в вертикальном положении. Позвонки разделяют на отдельные категории: семь шейных, двенадцать грудных и пять поясничных. В нижней части позвоночного столба, за поясничным отделом расположен крестец, состоящий из пяти позвонков сросшихся в одну кость. Ниже крестцового отдела имеется копчик, в основе которого также находятся сросшиеся позвонки.

Между двумя прилегающими друг к другу позвонками находится межпозвоночный диск округлой формы, выполняющий роль соединительного уплотнения. Основное его назначение — смягчение и амортизирование нагрузок, регулярно появляющихся при физической активности. Помимо этого, диски соединяют тела позвонков между собой. Промеж позвонков имеются образования именуемые связками. Они выполняют функцию соединения косточек друг с другом. Суставы расположенные между позвонками называются фасеточными суставами, которые по строению напоминают коленный сустав. Их присутствие обеспечивает подвижность между позвонками. В центре всех позвонков находятся отверстия, через которые проходит спинной мозг. В нём сосредоточены нервные пути, образующие связь между органами тела и головным мозгом. Позвоночник разделяют на пять основных отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. К шейному отделу относятся семь позвонков, грудной насчитывает в себе двенадцать позвонков, а поясничный — пять. Низ поясничного отдела присоединён к крестцу, сформировавшемуся из пяти сросшихся в единое целое позвонков. Нижний отдел позвоночного столба — копчик, имеет от трёх до пяти сросшихся позвонков в своём составе.

Позвонки

Кости участвующие в формировании позвоночного столба называются позвонками. Тело позвонка обладает цилиндрической формой и является наиболее прочным элементом на который приходится главная опорная нагрузка. Позади тела находится дужка позвонка, имеющая вид полукольца с отходящими от неё отростками. Дужка позвонка и его тело образуют позвонковое отверстие. Совокупность отверстий во всех позвонках, расположенных в точности друг над другом, формирует позвоночный канал. Он служит вместилищем спинного мозга, нервных корешков и сосудов. В образовании позвоночного канала также участвуют связки, среди которых к наиболее важным относятся жёлтая и задняя продольная связки. Жёлтая связка объединяет ближние дуги позвонков, а задняя продольная соединяет тела позвонков сзади. Дужка позвонка имеет семь отростков. К остистым и поперечным отросткам крепятся мышцы и связки, а верхние и нижние суставные отростки фигурируют в создании фасеточных суставов.


Позвонки являются губчатыми костями, поэтому внутри у них находится губчатое вещество, покрытое снаружи плотным кортикальным слоем. Губчатое вещество состоит из костных перекладин, образующих полости, содержащие красный костный мозг.

Межпозвонковый диск

Межпозвонковый диск находится между двумя соседними позвонками и имеет вид плоской, округлой прокладки. В центре межпозвонкового диска расположено пульпозное ядро, которое обладает хорошей упругостью и выполняет функцию амортизации вертикальной нагрузки. Окружает пульпозное ядро многослойное фиброзное кольцо, сохраняющее ядро в центральном положении и блокирующее возможность смещения позвонков в сторону относительно друг друга. Фиброзное кольцо состоит из большого количества слоёв и прочных волокон, пересекающихся в трёх плоскостях.

Фасеточные суставы

От позвоночной пластинки отходят суставные отростки (фасетки), участвующие в образовании фасеточных суставов. Два соседних позвонка соединены двумя фасеточными суставами, находящимися с обеих сторон дужки симметрично относительно средней линии тела. Межпозвонковые отростки соседних позвонков расположены по направлению друг к другу, а их концы покрыты гладким суставным хрящом. Благодаря суставному хрящу в значительной степени понижается трение между костями, формирующими сустав. Фасеточные суставы обеспечивают возможность различных движений между позвонками, придавая позвоночнику гибкость.

Фораминальные (межпозвонковые) отверстия

В боковых отделах позвоночника имеются фораминальные отверстия, которые созданы при помощи суставных отростков, ножек и тел двух соседних позвонков. Фораминальным отверстиям служат местом выхода нервных корешков и вен из позвоночного канала. Артерии же наоборот входят в позвоночный канал обеспечивая кровоснабжение нервных структур.

Околопозвоночные мышцы

Мышцы находящиеся рядом с позвоночным столбом принято называть околопозвоночными. Основная их функция — поддержка позвоночника и обеспечение разнообразных движений в виде наклонов и поворотов туловища.

Позвоночно-двигательный сегмент

Понятие позвоночно-двигательного сегмента часто употребляется в вертебрологии. Он представляет собой функциональный элемент позвоночника, который сформирован из двух позвонков связанных друг с другом межпозвонковым диском, мышцами и связками. Каждый позвоночно-двигательный сегмент включает в себя два межпозвонковых отверстия, через которые выводятся нервные корешки спинного мозга, вены и артерии.

Шейный отдел позвоночника

Шейный отдел расположен в верхней части позвоночника, в его состав входит семь позвонков. Шейный отдел имеет направленный вперёд выпуклый изгиб, который называется лордоз. Его форма напоминает букву «C». Шейный отдел представляет собой один из самых подвижных отделов позвоночника. Благодаря ему человек может выполнять наклоны и повороты головы, а также совершать различные движения шеей.

Среди шейных позвонков стоит выделить два самых верхних, носящих название «атлант» и «аксис». Они получили особое анатомическое строение, непохожее на другие позвонки. В атланте (1-ый шейный позвонок) отсутствует тело позвонка. Он образован передней и задней дужкой, которые соединены костными утолщениями. Аксис (2-ой шейный позвонок) имеет зубовидный отросток, образованный из костного выступа в передней части. Зубовидный отросток зафиксирован связками в позвонковом отверстии атланта, формируя для первого шейного позвонка ось вращения. Такое строение даёт возможность осуществлять вращательные движения головы. Шейный отдел представляет собой самую уязвимую часть позвоночника в плане возможности получения травм. Связано это с невысокой механической прочностью позвонков в этом отделе, а также слабым корсетом из мышц находящихся в области шеи.

Грудной отдел позвоночника

В cостав грудного отдела позвоночника входит двенадцать позвонков. Его форма напоминает букву «C», расположенную выпуклым изгибом назад (кифоз). Грудной отдел напрямую связан с задней стенкой грудной клетки. Рёбра крепятся к телам и поперечным отросткам грудных позвонков посредством суставов. При помощи грудины, передние отделы рёбер объединяются в прочный целостный каркас, образуя грудную клетку. Подвижность грудного отдела позвоночника ограничена. Связано это с наличием грудной клетки, малой высотой межпозвонковых дисков, а также значительной длинной остистых отростков позвонков.

Поясничный отдел позвоночника

Поясничный отдел сформирован из пяти самых больших позвонков, хотя в редких случаях их число может достигать шести (люмбализация). Поясничный отдел позвоночника характеризуется плавным изгибом, обращённым выпуклостью вперёд (лордоз) и является звеном, соединяющим грудной отдел и крестец. Поясничному отделу приходится испытывать немалые нагрузки, так как на него оказывает давление верхняя часть тела.

Крестец (крестцовый отдел)

Крестец представляет собой кость треугольной формы, образованную пятью сросшимися позвонками. Позвоночник посредством крестца соединяется с двумя тазовыми костями, располагаясь подобно клину между ними.

Копчик (копчиковый отдел)

Копчик — нижний отдел позвоночника, включающий в себя от трёх до пяти сросшихся позвонков. Его форма напоминает перевёрнутую изогнутую пирамиду. Передние отделы копчика предназначены для присоединения мышц и связок, относящихся к деятельности органов мочеполовой системы, а также удалённых отделов толстого кишечника. Копчик участвует в распределении физической нагрузки на анатомические структуры таза, являясь важной точкой опоры.

Физические особенности развития дошкольника

В период дошкольного детства идет активная подготовка ребенка к школе, но возможности его успешного обучения во многом зависят от особенностей развития дошкольника. Педагоги и родители в процессе воспитания, должны ориентироваться на нормы физического развития, отслеживая прогресс развития дошкольника в динамике в определенные промежутки времени: раз в месяц у младенцев, 2-3 раза в год - в течение всего периода до начала школьного обучения.

Особенности физического развития в дошкольном возрасте

Для своевременного проведения оздоровительных мероприятий, важно знать нормы и особенности развития дошкольника в плане его физического совершенствования: массы тела, роста, окружности грудной клетки, окружности головы.

Масса тела на первом году жизни максимально увеличивается по сравнению с последующими периодами: она возрастает в три раза, тогда как в каждый последующий год в 1,2 раза по сравнению с годовалым возрастом, т.е. на 2-2,5 кг. К моменту поступления в школу в норме, она должна увеличиться в 2 раза. Идеальные показатели массы тела оцениваются специалистами в соотношении с ростом ребенка по специально разработанным шкалам - номограммам.

Нормы роста для каждого ребенка индивидуальны, но динамика его изменения одинакова для всех групп детей: на первом году ребенок вырастает приблизительно на 25 см, а к пяти годам рост увеличивается в два раза по сравнению с новорожденным.

Развитие грудной клетки, ее окружности происходит постоянно и равномерно на 2-3 см каждый месяц в течение первых четырех месяцев, что составляет 10-12 см к 32-34 см при рождении. К году темпы прироста снижаются до 0,4-0,5 см, и таковыми остаются на весь период дошкольного детства. Некоторые дети демонстрируют повышенный рост окружности груди, что зависит от их физической подготовки, склонности к полноте или генетической особенности.

На форму и окружность головы влияют национальный, генетический, климатический аспекты, процесс родов, но в среднем голова новорожденного - 34-35 см в окружности. В первый год эта цифра увеличивается примерно на 1 см в месяц, а в дальнейшем рост головы резко снижается до 1-1,5 см в год. Такой активный рост объясняется развитием и увеличением объема и массы головного мозга. В дошкольном возрасте голова выглядит у ребенка по сравнению со взрослым непропорционально большой, что в дальнейшем компенсируется ростом тела.

Особенности развития костно-мышечной системы дошкольника

Костно-мышечная система состоит из костей, мышц, связок и суставов. Ее правильное развитие влияет на появление движений, правильное формирование осанки, формирование органов внутри организма.

У новорожденного ребенка позвоночник состоит из хряща и у него отсутствуют изгибы. Изгибы позвоночника появляются постепенно: в 2-2,5 месяца образуется изгиб шейный, а в 6-7 месяцев - изгиб в грудной части. Ближе к году, когда начинает ходить, появляется изгиб в области поясницы. В 3-4 года, как у взрослого, у ребенка имеются все изгибы позвоночника, но их постоянство и устойчивость закрепляются к 7 годам. На протяжении всего периода дошкольного детства идет окостенение скелета. Зная эти особенности костной системы, педагоги должны подбирать такие физические нагрузки и упражнения, которые укрепляют кости и мышцы ребенка, но не повреждают их. Роль амортизатора при ходьбе играет стопа ребенка. Свод стопы поддерживается мышцами, которые должны быть хорошо развиты. Для нормального развития стопы следует правильно подойти к подбору обуви: хорошо облегать ногу и быть на небольшом каблучке. Рекомендуется регулярно укреплять стопу, предлагая ребенку ходить босиком: по специальным ребристым дорожкам, по песку, камушками, траве.

Зная особенности развития дошкольника и особенности его мышечной системы, можно целенаправленно подобрать развивающие упражнения для увеличения силы мышц. Такие занятия можно начинать с трех лет, когда сила мышц составляет 3,5—4 кг. К семи годам она составит 13-15 кг, при этом у мальчиков показатели будут выше, чем у девочек. При систематических упражнениях, мышцы туловища ребенка также становятся сильнее, и их становая сила к началу школьного обучения увеличивается в два раза от 15-17 кг в младшем возрасте.

Одной из особенностей мышечной системы ребенка является доминирование тонуса мышц-сгибателей над тонусом мышц разгибателей, что может негативно сказаться на формировании осанки. Необходимо обогащать двигательную сферу, предлагая выполнять ребенку разнообразные движения в игровой форме.

Опорно-двигательная система имеет незавершенность развития. Мышечная масса составляет только 25 % от всей массы тела, но к пяти годам под воздействием упражнений, двигательной активности, массажа масса увеличивается, особенно в области нижних конечностей, увеличивается и их работоспособность. Особенности развития дошкольника не позволяют ему долго находиться в статическом состоянии: сидеть на одном месте, стоять неподвижно или лежать без движений.

Особенности развития сердечнососудистой системы дошкольника

Сердечнососудистая система состоит из сердца, сосудов. Сердце начинает работать на 20-й день формирования плода. Его масса в дошкольный период нарастает от 70,8 г до 92,3 г. Увеличение массы сердца связано частотой сокращений сердца: от 140 у новорожденного к 80 - у старшего дошкольника. Артериальное давление с возрастом увеличивается от 80/55 — 85/60 мм рт.ст. у новорожденного до 110/70 мм рт.ст. у дошкольника. У ребенка эти показатели не стабильны и могут изменяться под влиянием двигательной активности, эмоций.

Организм ребенка работает в единстве всех систем. Нормально развивающийся ребенок отличается высокой двигательной активностью, интенсивностью умственного развития в период 4-5 лет. Дошкольный период - самый благоприятный для заложения основ физической культуры с учетом всех особенностей развития дошкольника.

Скелет туловища образован позвоночным столбом и грудной клеткой. Позвоночник в крестцовой части укреплен неподвижно между костями таза. Позвоночный столб является не только опорой для головы, плечевого пояса с верхними конечностями и всех внутренних органов, но и костным рычагом движений. Обе эти функции позвоночника - статическая (опорная) и динамическая - и определяют его строение. В позвоночнике различают несколько отделов: шейный, состоящий из 7 позвонков; грудной - из 12; поясничный - из 5 позвонков; крестцовый - из 5 сросшихся позвонков и копчиковый - из 4-5 сросшихся позвонков .

Строение позвоночного столба. Каждый позвонок имеет массивную переднюю часть - тело, которое сзади переходит в дугу. Позвонки, накладываясь друг на друга, образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. От дуги позвонка отходят несколько отростков: суставные верхний и нижний, поперечные - направляющиеся в стороны и остистые, идущие назад. Позвонки каждого отдела имеют свои особенности строения. Например, остистые отростки грудных позвонков направлены косо вниз и тем самым ограничивают движение позвонков назад, постепенно увеличиваются размеры позвонков сверху вниз, соответственно функциональным задачам опоры, Достигая наибольшей величины в нижнепоясничном и верхнекрестцовом отделах.

Нормально сформированный позвоночник образует несколько физиологических изгибов: шейный, обращенный выпуклостью вперед; грудной - выпуклостью назад; поясничный - выпуклостью вперед; крестцово-копчиковый - выпуклостью назад.

Физиологические изгибы помогают сохранять равновесие, смягчают толчки и сотрясения при движениях. Изгибы позвоночника формируются в процессе роста и развития ребенка. Шейный изгиб образуется при попытках ребенка поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной - возникает в тот период, когда ребенок начинает сидеть; поясничный - когда он становится на ноги.

Принято считать, что к 6-7 годам изгибы позвоночника уже четко выражены, к 14-15 годам становятся постоянными, но окончательно формируются лишь к 20-25 годам. В процессе возрастного развития физиологические изгибы изменяются в зависимости от угла наклона таза и тяги мышц, которые окружают позвоночник. Это позволяет воздействовать на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений.

Тела позвонков прочно соединены между собой волокнистой хрящевой тканью диска. Внутри каждый диск имеет студенистое ядро. Диски упруги, эластичны, смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках; смещение студенистого ядра обеспечивает небольшие движения между позвонками, движения вокруг вертикальной оси. В процессе роста организма межпозвоночные диски постепенно теряют упругость и уплотняются. У детей относительная высота межпозвоночных дисков больше, чем у взрослых. Интересно, что длина позвоночника колеблется даже в течение суток. Под влиянием массы тела межпозвоночные хрящи сжимаются, и к вечеру человек становится ниже на 1-3 см. Поэтому измерять рост нужно в одно и то же время, лучше утром.

Между дугами позвонков располагаются крепкие связки из эластических волокон, так называемые желтые связки. При движениях позвоночного столба, особенно при сгибании, эти связки растягиваются и напрягаются.

По передней и переднебоковой поверхностям тел позвонков и межпозвоночных дисков располагается передняя продольная связка, сзади тела позвонков покрыты задней продольной связкой, которая составляет переднюю стенку позвоночного канала. Вдоль остистых отростков проходят межостистые и надостистые связки. Таким образом, устойчивость позвоночника обеспечивается мощным связочным аппаратом.

Костная система перестраивается на протяжении всей жизни человека. В дошкольном и школьном возрасте происходит окостенение соединительных и хрящевых элементов позвонков .

В этот период неправильные позы, непосильный труд, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата.

Наибольшая неустойчивость позвоночника наблюдается в возрасте 11 -15 лет. В этот период так называемого «вторичного вытяжения» предшествующего половому созреванию, быстро идет энергичный рост тела в длину (интенсивный рост костей, усиленное окостенение позвонков), а развитие мышечной системы несколько запаздывает. На рост позвоночника в длину положительное влияние оказывают физическая нагрузка, различные движения тела и в особенности рациональные физические упражнения.

В старшем школьном (юношеском) возрасте, хотя процессы окостенения в скелете все еще не закончены, но кости становятся более прочными, позвоночник делается более устойчивым к физической нагрузке, увеличивается мышечная сила, рост тела превалирует в ширину, увеличивается масса тела, заканчивается формирование осанки .

Костная ткань, в частности позвоночник, не только главный опорный механизм, но и резерв кальциевых солей, из которого организм получает нужные ему количества известковых

Отсюда вытекает важность обеспечения нормального и правильного развития скелета детей и особенно позвоночника - сложной динамической системы. К тому же позвоночник выполняет защитную функцию для спинного мозга.

Движения позвоночного столба. Движения позвоночника возможны в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: фронтальной - наклоны корпуса влево и вправо, сагиттальной - сгибание и разгибание корпуса и горизонтальной (вертикальная ось) - повороты корпуса. Кроме того, возможны круговые движения позвоночника, представляющие собой совокупность вращений вокруг различных осей.

Наибольшая подвижность возможна в шейном и поясничном отделах, в грудном же отделе подвижность практически отсутствует, ее ограничивают остистые отростки, накладывающиеся друг на друга.

Подвижность позвоночника достигает наибольшего развития в детском и юношеском возрасте. Физические упражнения существенно улучшают динамическую функцию позвоночника. Главной опорой позвоночника является таз, поэтому движения позвоночника, особенно его поясничного отдела, большей частью сочетаются с изменениями соотношений в сочленениях таза и тазобедренных суставах.

Мышцы позвоночного столба. Движения позвоночника осуществляются большой группой мышц, расположенных главным образом на задней поверхности шеи и туловища. Эти мышцы принадлежат к типу сильных мышц, исполняющих преимущественно статическую работу. Располагаются они под мышцами плечевого пояса и плечевого сустава, под трапециевидной, ромбовидными, широчайшей мышцей спины и под зубчатыми мышцами, имеющими отношение к дыхательным движениям. Все мышцы, разгибающие позвоночный столб, объединяются в одну сложную мышцу - разгибатель туловища (выпрямитель позвоночника по Привесу) и т. д. При одновременном сокращении этих мышц происходит разгибание позвоночника на всем его протяжении. Своим тонусом разгибатели спины поддерживают туловище в вертикальном положении, способствуя сохранению правильной осанки.

К мышцам, выпрямляющим позвоночник, относятся: подвздошно-реберная мышца - поясницы, груди и шеи; длиннейшая мышца - груди, шеи и головы; остистая мышца - груди, шеи и головы.

В сгибании позвоночника участвует подвздошно-поясничная мышца, которая начинается от 5 поясничных позвонков и от тазовой кости, идет вниз и прикрепляется к малому вертелу бедренной кости. Благодаря вертикальному положению человека она получила значительное развитие. Кроме сгибания, подвздошно-поясничная мышца принимает участие в повороте наружу бедра. Большое значение имеет она для формирования поясничного лордоза. При ее расслаблении лордоз уменьшается, как это бывает, например, при сидении. Наоборот, в положении стоя мышца напрягается, лордоз увеличивается. Если сокращение этой мышцы совпадает с сильным напряжением прямой мышцы живота, то вместо лордоза наблюдается образование грудино-поясничного кифоза, как это бывает при положении «угол» при висе на гимнастической стенке.

В сгибании туловища принимают участие также прямые и косые мышцы живота, поперечная мышца, квадратная мышца поясницы. Прямая мышца живота справа и слева от средней линии живота. Начинается эта мышца от хряща V, VI и VII ребер и от мечевидного отростка и прикрепляется к лобковой кости. Функции ее разнообразны: она является сгибателем позвоночника, при одностороннем сокращении способствует наклону его в сторону. При фиксированном туловище она поднимает ноги вместе с тазом (упражнение «угол»).

Наружная косая мышца живота начинается от 8 нижних ребер и прикрепляется к гребню подвздошной кости и лонному сращению. Функция -способствует сгибанию позвоночника, повороту его в противоположную сторону.

Внутренняя косая мышца живота начинается от передней ости подвздошной кости и прикрепляется к 3 нижним ребрам. Функция - способствует сгибанию позвоночного столба и повороту туловища в свою сторону.

Все перечисленные мышцы брюшной стенки располагаются симметрично с той и другой стороны.

Не менее важны и другие функции этой группы мышц. Они поддерживают внутренности в нормальном положении, содействуют выведению их содержимого. Отсюда понятно и название - «брюшной пресс».

Брюшной пресс тесно связан с дыхательной мускулатурой. Мышцы живота являются при дыхании антагонистами диафрагмы, а в момент натуживания становятся синергистами (т.е. действующими в одном направлении). При выдохе они сокращаются и оттесняют органы брюшной полости вверх и назад. Диафрагма оттесняется в грудную полость, и та уменьшается в продольном направлении.

В практике физического воспитания укреплению мышц живота придают большое значение. Ослабление мышц брюшного пресса может привести к опущению внутренностей, образованию грыжи, застойным явлением крови в брюшной полости и нижних конечностях.

Строение и функция грудной клетки. Грудная клетка состоит из грудного отдела позвоночника, 12 пар ребер и грудины. Внутри ее расположены многие важные органы: легкие, сердце, крупные кровеносные сосуды. Переднюю ее стенку образует грудная кость или грудина, заднюю - грудной отдел позвоночника, боковые стенки - ребра. По форме грудная клетка похожа на усеченный конус, сплюснутый в направлении спереди назад. Меньшее верхнее отверстие ограничено I грудным позвонком, двумя первыми ребрами, краем грудины. Через него проходят дыхательное горло, или трахея, пищевод, сосуды. Нижнее отверстие ограничено последним грудным позвонком, реберным краем и концом грудины. Снизу грудная клетка ограничена диафрагмой.

Ребро стоит по отношению к позвоночнику косо: сначала идет в сторону и вниз, а затем, образуя реберный угол, поворачивает вперед и вниз. Каждое ребро соединено с позвонком посредством суставов. Такое строение дает определенный характер движения ребер и изменение диаметра грудной клетки.

При вдохе, под влиянием импульсов из центральной нервной системы, сокращается группа вдыхательных мышц, и происходит расширение грудной клетки в переднезаднем и поперечном направлениях; увеличение ее объема вперед происходит за счет расхождения передних концов верхних ребер. Сокращение же диафрагмы обеспечивает увеличение вертикального размера грудной полости. При выдохе под влиянием импульсов из центральной нервной системы сокращается группа выдыхательных мышц. Мышцы передней стенки брюшной полости, активно сокращаясь, оттесняют кверху и кзади органы брюшной полости, которые, в свою очередь, оттесняют диафрагму в грудную полость; вследствие этого она уменьшается в продольном направлении.

Следовательно, механизм дыхательных движений сводится к движению ребер и диафрагмы.

Дыхательные мышцы делятся на собственно дыхательные и вспомогательные. К собственно дыхательным относятся межреберные мышцы, поперечные мышцы груди, верхняя и нижняя зубчатая и главная дыхательная мышца - диафрагма.

К вспомогательным дыхательным мышцам при вдохе относятся лестничные мышцы, малая и большая грудная, передняя зубчатая и широчайшая мышца спины. К вспомогательным мышцам выдоха относятся также брюшные мышцы и квадратная мышца поясницы. Брюшные мышцы при вдохе являются антагонистами диафрагмы, а при натуживании становятся синергистами.

Все вспомогательные мышцы при спокойном дыхании почти не принимают участия и приводят в движение ребра лишь при некоторых определенных условиях, если они имеют опору на периферии (например, на лопатке - при выполнении напряженного выгибания на гимнастической стенке); в таком случае они могут содействовать вдоху .

Почти все люди страдают от болей в спине в тот или иной период. Каждый год боли в спине заставляют многих людей обращаться к врачам. К счастью, вы можете принять меры, чтобы предотвратить эту проблему со спиной. И вы справитесь с этой задачей более эффективно, если будете знать кое-что о своей спине.

Спина - центральная ось всего тела. Она содержит и защищает от внешних воздействий спинной мозг и нервы, которые получают и отправляют сигналы в мозг и другие части тела, а также служит местом присоединения спинных мышц и связок.

Из чего состоит позвоночник? Ваш позвоночник это не одна кость, а много. Позвонки находятся не прямо один над другим, а образуют ряд характерных изгибов. В шейном отделе позвоночник, как правило, выгибается вперед (шейный лордоз); в грудном, напротив, - изгибается назад (грудной кифоз); поясничный отдел тоже имеет изгиб вперед (поясничный лордоз). Эти изгибы составляют для позвоночника пружинящий амортизирующий аппарат, смягчающий толчки и таким образом предохраняющий головной мозг от повреждений при ходьбе, беге и прыжках.

Позвонки соединяются между собой двумя верхними и двумя нижними суставными отростками, межпозвонковыми дисками и очень крепкими связками, расположенными по бокам тел позвонков, на их передней и задней сторонах. Позвоночник нормального взрослого человека состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных (нижняя часть спины) позвонков.

В зависимости от того, какой части позвоночника принадлежат позвонки, формы их тел и отростков имеют некоторые различия. В целом можно сказать, что поясничные позвонки более массивны, чем шейные, имеющие меньшие по размеру тела и менее развитые отростки. Это связано с тем, что на поясничные позвонки приходится большая нагрузка, чем на шейные, которые несут лишь тяжесть головы.

Спинной мозг - часть центральной нервной системы. Он начинается от основания черепа и продолжается до нижней части спины. От спинного мозга в отверстиях между двумя близлежащими позвонками проходят корешки спинномозговых нервов. Волокна в корешке нерва передают сигналы в спинной мозг от нервов, расположенных в коже и волокнистых слоях соединительной ткани. Другие нервные волокна в свою очередь передают сигналы от спинного мозга к мышцам, так что они могут сокращаться по команде от головного и спинного мозга. Нервные корешки шейных сегментов спинного мозга идут в основном к рукам, поясничных - к ногам, в то время как нервные корешки грудных сегментов - к туловищу. В обшей сложности, в спинном мозге 31 пара спинных нервов.

Между позвонками находятся межпозвонковые диски, которые состоят из фиброзных колец и студенистого ядра. Эластичная консистенция диска позволяет ему менять форму. Способность диска принимать на себя и распределять давление между позвонками позволяет ему играть роль амортизатора и дает возможность позвоночнику сгибаться. Диск состоит из жидкого студенистого ядра, окруженного жестким хрящевым кольцом. Диск играет роль амортизатора при движениях, именно на него ложится основная нагрузка при подъеме тяжести, падениях и т.д.

Мышцы похожи на эластичные связки, которые поддерживают позвоночник по всей его длине. Они напрягаются или расслабляются, что позволяет вам стоять, поворачиваться, наклоняться и выпрямляться. Мышцы брюшной полости и туловища поддерживают, защищают и позволяют позвоночнику двигаться.

С возрастом позвоночник может стать жестче и потерять подвижность. Диски изнашиваются, пространство между позвонками становится уже. Эти изменения часть процесса старения организма, но они не всегда болезненны. Если возникает совсем нежелательный контакт между диском и нервными корешками, отходящими от спинного мозга, могут возникнуть болевые ощущения, артриты. Часто трудно установить истинную причину болей в спине из-за сложности строения позвоночника.

A.Hoплep

"Из чего состоит позвоночник" и другие статьи из раздела

Прежде чем приступить к обсуждению этиологии и патогенеза нарушений осанки у детей дошкольного возраста целесообразно кратко охарактеризовать анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы в этом возрастном периоде.

Скелет дошкольника состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обусловливает возможности его дальнейшего роста. Однако, в отличие от детей преддошкольного или раннего возраста в данном возрастном периоде уже появляются зоны окостенения, что делает кости более прочными. Тем не менее, костная ткань детей бедна минеральными солями и, напротив, богата органическими веществами и водой. В результате она характеризуется мягкостью, податливостью, легко изменяет форму под действием нагрузок. Окостенение скелета (замена хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стоп – лишь к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в дошкольном возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.

Позвоночник ребенка дошкольного возраста очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития. Позвоночный столб состоит из отдельных сегментов позвонков, накладывающихся друг на друга с прослойкой хряща - межпозвонковых дисков, придающих позвоночнику гибкость и оказывающих известное противодействие нагрузке на позвоночник. Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых. С возрастом диски теряют эластичность, студенистое ядро между позвонками уменьшается в размерах и толщина дисков становится меньше. К дошкольному возрасту на протяжении всего позвоночника уже ясно видны 4 физиологических изгиба. Однако, они хорошо визуализируютсятолько при ходьбе; при лежании они выравниваются, так как позвоночник детей очень эластичен.Грудной кифоз окончательно формируется в 6-7 лет, поясничный лордоз - в школьном возрасте.

К концу дошкольного периода завершается формирование костей кисти руки, изменяется и форма черепа, происходит увеличение лицевой его части, что связано с уже хорошо развитой функцией жевания и функцией речи (Капитан Т.В., 2006).

Своеобразна и мышечная система в дошкольном возрасте. Мышечные волокна довольно короткие, тонкие, богаты водой, показатели мышечной силы очень низки. По мере роста ребенка происходит развитие мышечной системы, но этот процесс происходит неравномерно. Так, в первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий, в связи с чем до 5-6 лет развиваются основные двигательные умения, но страдает мелкая моторика. Мышцы кисти развиваются медленно – в результате лишь после 6-7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. Мышцы стопы у дошкольников развиты слабо, поэтому в этом возрасте следует ограничивать бег, спрыгивания с высоты.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Поэтому дошкольники не в состоянии выполнять одинаковые движения, идти спокойным шагом. У старших дошкольников мышцы становятся сильнее, выносливость повышается, однако нельзя под влиянием эмоциональных воздействий форсировать физические нагрузки, это может повредить здоровью ребенка.

В дошкольном возрасте изменяется и характер сочленения костей в суставах. В 6-10 лет наблюдается усложнение в строении суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей нервных окончаний синовиальной мембраны. В фиброзной мембране суставной капсулы у детей с 3 до 8 лет увеличивается количество коллагеновых волокон, которые сильно утолщаются, обеспечивая ее прочность (Геппе Н.А., Подчерняева Н.С., 2009).

Анализируя приведенные выше анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей, становится очевидным, что они имеют предрасположенность к костным деформациям и, в частности, к нарушению осанки.

В настоящее время вопросы этиологии и патогенеза нарушений осанки у детей привлекают пристальное внимание исследователей, что обусловлено широким распространением и проблемами в коррекции данной патологии.

Среди наиболее важных причин формирования нарушений осанки у ребенка выделяют следующие:

Анатомо-конституциональные особенности строения позвоночника;

Нарушения зрения;

Нарушения со стороны носоглотки и слуха;

Частые инфекционные заболевания;

Отсутствие систематического воспитания навыка правильной осанки и регулярной физической тренировки (недостаточную двигательную активность);

Слабо развитую мышечную систему, особенно гипотонию мышц спины и брюшного пресса;

Неудовлетворительное питание;

Столы и парты, несоответствующие росту школьника;

Кровать с мягкой сеткой.

Кроме того, в качестве причинных факторов выделяют недостаточную сформированность физиологической кривизны позвоночника, различие длины ног, перекос таза (Никифорова Е.К. и др., 1963; Alstrue Vidal A., 1988).

Немаловажное значение в развитии отклонений со стороны позвоночника имеет состояние здоровья родителей, условия течения беременности и родов, то есть комплекс неонатальных и перинатальных факторов. Так, М.А. Григорьев (1996), выделивший 28 факторов перинатальной патологии доказал, что увеличение количества факторов прямо пропорционально влияет на частоту развития дефектов позвоночника вообще и нарушения осанки, в частности.

Врожденные нарушения осанки у детей могут быть связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника(образованием дополнительных позвонков или ихклиновидной деформацией), миотоническим синдромом, дисплазией соединительной ткани и др.Родовые травмытакже могут приводить к нарушению осанки у детей – например,подвывих I шейного позвонка,кривошея.

Однако, нарушения формирования позвоночного столба у детей могут возникнуть и постанатально – из этого исходит, в частности, остеопатическая гипотеза развития нарушений осанки. Ее сторонники считают, что у ребенка по некоторым причинам происходит несимметричный рост позвонков, что приводит к их клиновидной деформации. Однако, противоречие заключается в том, что не у всех больных с врожденными или приобретенными клиновидными деформациями в дальнейшем развивается нарушение осанки или сколиоз

Ряд авторов полагают, что к нарушению осанки может привести функциональная асимметрия, вызванная неравномерным развитием мышц, приводящая к относительной дискоординации движений у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, что, безусловно, влияет на электрическую активность мышц вообще и паравертебральных, в частности, являясь одной из причин развития дефектов позвоночника. Асимметрия мышц выявляется методом электромиографии, причем даже у детей с нормальной осанкой (Никитюк Б.А., 1989;McCarrollJ.R.etal., 1995). То есть, в этом случае можно говорить о наличии скрытой формы нарушения осанки с возможным ее переходом в явную форму. Однако, в современной литературе отсутствуют убедительные доказательства того, что эта асимметрия является не причиной, а именно следствием деформаций скелета.

Генетическая теория развития деформаций осанки гласит, что для их формирование происходит под влиянием генетически обусловленных нарушений развития нервной трубки в эмбриогенезе. Кроме того, отмечается роль некоторых метаболических расстройств – например, нарушения обмена глюкозамингликанов.

Как известно, решающим фактором в формировании правильной осанки является освоение навыков поддержания вертикального положения тела и ходьба. В этой связи следует указать на очевидность этиологической роли нарушения этапности развития постуральных тонических рефлексов головного мозга. Естественный онтогенез моторики человека обусловлен незавершенностью к моменту рождения миелинизации проводящих путей, степень которой убывает от ствола к коре. Двигательное развитие здорового ребенка в наиболее общем виде характеризуется последовательным вытеснением примитивных шейных и вестибулярных тонических рефлексов ствола, обеспечивающих внутриутробную позу и оптимальное прохождение плода по родовым путям, среднемозговыми установочными рефлексами, определяющими нормальное положение тела или его элементов в пространстве и относительно друг друга. Последние служат основой для формирования антигравитационных стриопаллидарных синергий сидения, вставания и стояния. Лишь с началом функционирования пирамидной системы появляется возможность изолированного перемещения сегментов туловища и конечностей. Каждый очередной переход к вышележащему уровню построения движений почти всегда сопровождается подавлением определенной части моторики предыдущего уровня. Если этот процесс по каким-то причинам нарушается, возникает конфликт между рефлексами различной филогенетической давности, порождающий аномальные и нередко асимметричные мышечно-тонические установки, формирующие весьма типичные деформации скелета растущего организма.

Изучая нарушения осанки у детей при так называемой «функциональной» патологии опорно-двигательного аппарата, V. Janda (1978) одним из первых обратил внимание на сопутствующие им легкую неврологическую симптоматику, определяемую им как «микроспастичность» и плохой моторный стереотип. Движения этих больных были неловкими и некоординированными. Автор пришел к выводу, что данные пациенты в детстве имели диснейроонтогенетические расстройства. Он описал несколько характерных для таких пациентов синдромов. Верхний перекрестный синдром характеризуется дисбалансом между следующими мышечными группами:

    Укорочение верхней часть трапециевидной мышцы, мышца, поднимающая лопатку, и лестничные мышцы, с одной стороны; и расслабление нижней части трапециевидной мышцы, передняя зубчатая мышца - с другой;

    Укорочение большая и малая грудные мышцы, с одной стороны, и расслабление межлопаточной мускулатуры - с другой;

    Укорочение глубокие сгибатели шеи (m. longus colli, m. longus capitis, m. omochyoideus, m. thireochyoideus) - с одной стороны, и расслабление ее разгибателей (шейный отдел m. erector spinae, верхней части трапециевидной мышцы) - с другой;

При этом шея и плечи смещаются вперед, часто с увеличением грудного кифоза и шейного лордоза.

В случае нижнего перекрестного синдрома речь идет о дисбалансе следующих парных мышечных групп:

    расслабление большой ягодичной мышцы и укорочение сгибателей бедра (подвздошно-поясничная мышца, прямая головка четырехглавой мышцы бедра);

    расслабление мышц живота и укорочение поясничной части выпрямителя позвоночника;

    расслабление абдукторов и наружных ротаторов бедра и укорочение аддукторов и внутренних ротаторов бедра.

Больной имеет тенденцию к поясничному или пояснично-крестцовому гиперлордозу, выбуханию живота и вялым ягодичным мышцам.

Описанные V. Janda синдромы нарушения осанки К.Б. Петров дополняет следующими собственными наблюдениями. Если процесс формирования цепных разгибательных (установочных) рефлексов запаздывает или носит суррогатный характер, мышцы шеи и верхней части туловища длительное время остаются слабыми. Отсутствие своевременных условий для установки головы в правильное физиологическое положение (плоскость ротовой полости при этом должна быть параллельна линии горизонта) способствует формированию грудного гиперкифоза («круглая спина») и «крыловидных лопаток», которые характерны только для нарушений осанки в детском возрасте (рис. 1).

Рис. 1. Cиндром крыловидных лопаток у ребёнка, как следствие «конфликта» между стволовыми тоническими и среднемозговыми установочными рефлексами

Невозможность адекватно удерживать верхнюю часть туловища в вертикальном положении вследствие умеренного лабиринтного гипертонуса подвздошно-поясничных мышц приводит к поясничному гиполордозу («плоская поясница»). Если тонус мышц, окружающих тазобедренные суставы, долгое время остается повышенным за счет влияния вестибулярного тонического рефлекса, при формировании навыка ходьбы развивается порочная компенсация в виде избыточных движений в туловищном суставе («виляющая походка»). В этом случае переносная фаза шага совершается не за счет сгибания бедра в тазобедренном суставе, а путем контрлатеральной ротации всего таза и краниального смещения (приподнимания) соответствующей его половины. Как правило, «плоская поясница» и «виляющая походка» устойчиво сочетаются друг с другом и могут быть выделены в виде отдельного синдрома.

Вышеописанные неврологические расстройства, с одной стороны, способны оказывать влияние на формирование физиологических изгибов позвоночника в детском возрасте, с другой - служат преморбидным фоном, усугубляющим ослабление постуральной мускулатуры при возрастных и дисгормональных (например, в результате беременности или климакса) нарушениях у взрослых.

Кроме того, по мнению педиатров, среди причин, которые могут привести к нарушениям осанки, существенное место отводится неадекватному мышечному тонусу, нередко возникающему при дезадаптивном состоянии психики. При исследовании детей с начальной стадией нарушения осанки М.В. Киселева (1994) установила высокий уровень личностной тревожности, что отражает наличие длительно существующих застойных очагов внутреннего эмоционального напряжения.

Особую группу детей с нарушениями осанки представляют юные спортсмены, у которых в зависимости от вида спорта и стажа занятий развиваются искривления позвоночника. Нарушения осанки у детей, занимающихся боксом, могут возникнуть как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскостях. Поза, принимаемая гребцом, фехтовальщиком, стрелком, преобладание нагрузки па толчковую ногу у прыгунов, нападающую руку у волейболистов, развитие чрезмерной гибкости у занимающихся художественной гимнастикой являются факторами, способствующими возникновению различных нарушений осанки.

Также приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита,туберкулеза,полиомиелита,переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформации стопы, плоскостопия,остеохондропатии, деформирующихрубцовна спине, укорочения одной конечности и др.

Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазиемилитугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат и слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофияилиожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

В 1962 г. была принята классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях, которая часто используется и сегодня. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости: - сутулая спина;

Круглая спина;

Кругловогнутая спина;

Плоская спина;

Плосковогнутая спина.

Клиническая картина нарушений осанки различается в зависимости от плоскости искривления.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка)

Клинически сколиотическая осанка проявляются нарушением симметричности спины: разными уровнями надплечий, неодинаковыми треугольниками талии, перекосом плечевого и тазового пояса, отклонением позвоночника в сторону. Очень важно на ранних стадиях выявлять все асимметрии, так как это может быть предвестником развития сколиоза.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости заключаются в усилении или сглаженности нормальных изгибов позвоночника.

Сутулость - нарушение осанки, в основе которой лежит увеличение грудного кифоза (изгиб позвоночника вперёд) с одновременным уменьшением поясничного лордоза (изгиб позвоночника назад). Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки. Живот выступает.

Круглая спина - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками. Живот выступает.

При круглой спине связки и мышцы спины растянуты, а грудные мышцы укорочены. При круглой спине растянутые слабые связки и мышцы спины не обеспечивают максимального разгибания позвоночника, что уменьшает глубину вдоха и дыхательную экскурсию грудной клетки. Укороченные мышцы брюшной стенки плохо растягиваются и затрудняют экскурсию диафрагмы, а это, в свою очередь, снижает ЖЕЛ. Неполноценная экскурсия грудной клетки и связанное с этим поверхностное дыхание приводят к уменьшению присасывающей силы грудной клетки и затрудняют работу сердца. В связи с неблагоприятным воздействием круглой спины на функциональное состояние внутренних органов необходимо как можно раньше начать борьбу с этим дефектом осанки, используя как профилактические средства, так и физические упражнения. Запущенные формы круглой спины могут приобрести устойчивый характер и весьма трудно поддаются исправлению.

Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленях. Живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками.

Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.

Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленях. Часто сочетается с крыловидными лопатками. Подобная клиническая картина характерна и длягиперлордоза – увеличения поясничного прогиба.

Основные виды нарушений осанки в саггитальной плоскости представлены на рисунке 2.

Рис. 2 Виды нарушений осанки в саггитальной плоскости

Примечание: а – сколиотическая осанка, б – круглая спина, в – нарушение осанки по типу кругловогнутой спины, г – нарушение осанки по типу плоской спины, д – нарушение осанки по типу плосковогнутой спины.

Нарушения осанки в горизонтальной плоскости

В горизонтальной плоскости патологическая осанка оценивается по развороту плечевого, тазового пояса или общей скрученности туловища. Нередко эти нарушения приводят к выраженному внешнему дефекту.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Следует отметить, что, помимо деформаций спины, нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Таким образом, при изучении наиболее типичных нарушений осанки следует признать очевидной этиологическую роль легких и умеренно выраженных диснейроэмбриологических расстройств, влекущих за собой недоразвитие вестибулярного аппарата, а также других причин, лежащих в основе задержки развития или извращения установочных рефлексов в первом полугодии жизни. Кроме того, важную роль могут играть врожденные патологии позвонков, санитарно-гигиенические условия, различные заболевания (рахит, туберкулез и др.), занятия спортом и т.д. В итоге, можно резюмировать, что нарушения осанки полиэтиологичны и, очевидно, характеризуются различным патогенезом – в зависимости от ведущей причины. Клиническая картина нарушения осанки зависит от плоскости деформации. Однако, помимо деформации спины и нарушения мышечного тонуса, нарушения осанки влекут за собой нарушения функционирования внутренних органов, а также могут предрасполагать к развитию ряда заболеваний.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт