Как исправить заикание у ребенка 5 лет. Как избавиться от заикания у ребенка в раннем возрасте? Факторы, провоцирующие заикания у детей

28.03.2019

Заикание у детей – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, спровоцированное судорогами в дыхательном, речевом и голосовом аппарате. Патология может быть врожденного характера либо возникать при воздействии на организм различных неблагоприятных факторов. Избавиться от проблемы удается с помощью лечебно-оздоровительного комплекса и систематических занятий с логопедом. Родителям следует знать, почему может появляться заикание у ребенка 4 лет, какая норма речи в дошкольном возрасте и как не допустить развития патологии.

Виды

Выделяют следующие виды заикания у детей в зависимост от формы судорог:

  • тоническое заикание характеризуется длительным и сильным сокращением мышц, что вызывает задержку речи;
  • клоническое заикание у детей характеризуется тем, что наблюдается сразу несколько кратковременных судорог, которые вызывают непроизвольное повторение отдельных звуков и слогов;
  • смешанная форма диагностируется в том случае, если сочетается два вида нарушения.

В зависимости от течения заикания выделяются следующие виды:

  1. постоянное заикание – патология присутствует при различных формах речи и во всех ситуациях;
  2. волнообразное заикание может периодически исчезать и появляться;
  3. возвратное заикание, исчезнув на длительное время, появляется снова.

Выделяют две клинические формы заикания:

  • невротическая форма развивается, как результат психических травм либо слишком раннего активного введения второго языка общения;
  • неврозоподобное заикание у детей диагностируется при органическом поражении головного мозга и поддается лечению намного сложнее.

При выборе лечения учитывается форма патологии, характер ее течения и личностные особенности детей с заиканием.

Причины появления заикания у детей и подростков

Могут различные внешние и внутренние факторы, воздействующие на организм. В том случае, если диагностировано заикание у детей в 2-3 года, то причина, скорее всего, кроется в нарушениях функционирования головного мозга. Врожденными причинами заикания у детей могут служить:

  1. Патологии беременности. Стать может гипоксия плода во время его внутриутробного развития. Кроме этого, вызвать болезнь могут различные инфекции матери во время беременности и внутриутробная инфекция плода.
  2. Проблемы при родах. Заикание может появляться после тяжелой родовой деятельности и гипоксии. Кроме этого, во время родов малыш мог получить травмы, которые в последующем отразятся на нормальной работе головного мозга. Часто причиной заикания становится рождение ребенка раньше положенного срока.
  3. Наследственность. В том случае, если кто-то из близких родственников страдает заиканием, то высока вероятность появления такой патологии и у малыша. Генетический фактор лежит в основе определения причин, спровоцировавших заикание.
  4. Индивидуальные особенности организма. Вероятность появления речевого нарушения намного выше у тех малышей, которые имеют холерический склад темперамента. Это связано с повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.

В некоторых случаях заикание может быть приобретенным и происходит это по следующим причинам:

  • Психологическая травма. Спровоцировать нарушение может сильный стресс или испуг. Кроме этого, нередко такая патология выявляется у детей, которым не хватает внимания либо, наоборот, они слишком избалованны.
  • Неблагоприятный климат в семье. Стать причиной заикания могут частые скандалы и ссоры родителей в семье, а также физическое наказание. Нередко такая патология появляется у детей, которые слишком много времени проводят перед телевизором или за компьютером.
  • Перенесенные патологии. Заикание может возникнуть после таких заболеваний, как менингит, энцефалопатия и травмы мозга. Иногда в основе патологии лежит грипп, ОРВИ и сахарный диабет.
  • Физиологические процессы. Стать естественной причиной заболевания до 5 лет может незрелость полушария головного мозга и его работа в тестовом режиме. Такие нарушения не требуют коррекции, поскольку самостоятельно проходят по мере взросления малыша.

В некоторых случаях у детей появляется ложное заикание, когда они подражают взрослым, страдающим таким дефектом. Патология может развиваться и у леворуких учеников, которых родители пытаются искусственно научить писать правой рукой.


Признаки и симптомы

При заикании могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. при попытке произнести звук в середине слова возникает судорожный синдром;
  2. появляются продолжительные паузы в середине слова между звуками;
  3. присутствуют слогово-звуковые повторения и беспричинные паузы в середине слова.

При таком речевом нарушении ребенок становится более нервным, агрессивным и плаксивым. При попытках произнести слово он сталкивается с неудачей, потому сильно переживает из-за своего дефекта. Медицинская практика показывает, что болезнь может сопровождаться проблемами со сном, появлением ночного энуреза, нарушением аппетита и пищеварения.

Родителям необходимо как можно раньше заметить признаки речевого нарушения и обратиться за консультацией к специалисту. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше шансов на полное устранение недуга.

Диагностика

Для постановки диагноза проводится осмотр ребенка такими специалистами, как невролог, логопед, педиатр, детский психолог и психиатр. Обязательно изучается анамнез больного, его наследственность и особенности психоречевого и моторного развития. Кроме этого, уточняется время появления проблем с речью и обстоятельства, спровоцировавшие болезнь. В процессе диагностических мероприятий обращается внимание на следующие показатели:

  • форма, локализация и частота речевых судорог;
  • особенности темпа речи, голоса и дыхания;
  • наличие сопутствующих речевых и двигательных нарушений;
  • отношение ребенка к своему заболеванию.

У ребенка обязательно обследуется состояние фонематического слуха, звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи. Для установления органического поражения центральной нервной системы назначаются такие диагностические процедуры, как МРТ головного мозга, ЭЭГ, ЭхоЭГ, реоэнцефалография.

Лечение патологии проводится совместно с логопедом, педиатром и психологом. Задачей педиатра является устранение сопутствующих заболеваний, укрепление детского организма и профилактика простудных заболеваний. Малышу назначается посещение таких процедур, как массаж, бассейн и электросон.

Основной задачей психолога является помощь пациенту в выборе правильной модели поведения в обществе. Необходимо, чтобы малыш научился себя комфортно чувствовать в любой ситуации и не бояться общаться с окружающими.

На занятиях с логопедом ребенку необходимо научиться говорить без напряжения и исправить дефекты произношения звуков и слогов. Кроме этого, ведется работа, направленная на обучение четкой артикуляции и . Совместно с логопедом ребенок выполняет упражнения, а после этого во фразах закрепляет полученные навыки.

Особое место в лечении отводится , с помощью которых удается сделать голос более естественным и свободным. Такие упражнения увеличивают подвижность голосовых связок и тренируют диафрагму. В зависимости от степени дефекта может назначаться курс точечного массажа, когда специалист воздействует на специальные точки на лице, ногах, спине и грудной клетке. Для восстановления нервной регуляции речи необходимо, чтобы занятия проводились систематически. Песенки при заикании для детей помогают сделать речь плавной и учат выговаривать слова без пауз.

При серьезных психических и нервных расстройствах может назначаться , которое включает прием транквилизаторов и противосудорожных препаратов. Обычно назначаются следующие лекарства:

  1. Пантогам;
  2. Мидокалм;
  3. Галоперидол;
  4. Тенотен;
  5. Фенибут.

Такие препараты разрешается принимать лишь по назначению врача и в строгом соответствии с прилагаемой инструкцией.


Методы лечения заикания в домашних условиях

Родителям необходимо знать, что наиболее оптимальным периодом для лечения речевого нарушения является возраст до 7 лет.

При взрослым необходимо:

  • следить за распорядком дня ребенка и строго его соблюдать;
  • создать в доме благоприятную психологическую атмосферу;
  • как можно больше общаться с ребенком и делать это в доброжелательной форме;
  • повышать иммунитет малыша и укреплять его здоровье;
  • ограничить просмотр телепередач и компьютерные игры.

Рекомендуется как можно больше гулять с ребенком на свежем воздухе и желательно исключить азартные соревновательные игры. Взрослым необходимо подготовиться к тому, что курс терапии будет долгим, ведь справиться с заиканием не так просто.

Как только у ребенка появились признаки заикания, необходимо обязательно показать его специалисту. Все занятия с ребенком должны быть систематическими и не разрешается делать длительных перерывов.

Не разрешается самостоятельно выбирать медикаментозные средства и начинать давать их ребенку без консультации со специалистом. Дело в том, что при приобретенном характере заболевания противосудорожные средства и транквилизаторы могут еще больше ухудшить состояние и усугубить работу мозга.

На протяжении всего курса коррекционной работы ребенок должен находиться в спокойной и доброжелательной обстановке без конфликтов и ссор.

Профилактические мероприятия

Профилактика такого речевого нарушения заключается в создании условий для благоприятного течения беременности, заботе о психическом и физическом благополучии ребенка. Кроме этого, необходимо следить за речевым развитием малыша, правильно подбирать учебный и развлекающий материал с учетом возраста.

Для предупреждения рецидивов заикания необходимо придерживаться всех назначений логопеда на этапе коррекционной работы и после нее. Кроме этого, нужно создать для ребенка благоприятную домашнюю обстановку для его полноценного и гармонического развития.

Правильная развитая речь у ребенка забота любого родителя, желающего ему успешной, счастливой жизни. Освоение речи это одна из основных задач развития младшего дошкольника. Наиболее интенсивный и ответственный период освоения речи приходится на возраст от 2 до 5 лет. У младшего дошкольника может произойти такой сбой в этом процессе, как заикание. Данное явление не является редкостью и поэтому разработано множество методик, как избавить ребенка от заикания.

  • Заикание у детей дошкольного возраста, особенно младшего, не всегда можно сразу заметить в домашних условиях. Дети в 2 – 3 года ещё не в полной мере владеют речью, и потому определить, чем вызваны паузы, повторения слогов может не каждый родитель. Заикание у детей 3-5 лет более заметно и скорее настораживает родителей. Они опасаются, что этот дефект речи останется у их малыша надолго, возможно навсегда, и отравит ему школьные годы, всерьез помешает во взрослой жизни.
  • У детей младшего школьного возраста из-за недостаточно сформированной речевой функции наблюдается тенденция заикаться, в особенности это касается мальчиков, поскольку они являются менее эмоционально устойчивыми, чем девочки.

Между тем при ранней диагностике и правильном лечении заикания у детей, вполне можно от него избавиться.

Заикание у детей это не просто речевой дефект, проявляющийся в замедлении темпов речи и повторах части слов, непроизвольных паузах, а неврологическая проблема. Все эти трудности в речи вызваны судорогами артикуляционных органов и связаны с работой центральной нервной системы. Хотя неспециалисты называют эти проблемы одним общим словом заикание, врачи, логопеды выделяют такие их виды.

В зависимости от механизма возникновения выделяют собственно логоневроз и неврозоподобное заикание:

  • Логоневроз или невротическое заикание вызывается функциональными расстройствами нервной системы и достаточно успешно лечится.
  • Неврозоподобное заикание вызвано органическими поражениями центральной нервной системы. Справится с ним намного сложнее.
  • По физическим проявлениям выделяют более 6 видов. Но так как большая часть из них это смешанные, назовем лишь основные виды.
  • Клоническое, которое проявляется в неподвластном ребенку повторах и растягивании звуков, слогов или слов.
  • Тоническое, при котором время от времени малыш не в силах произнести звуки и слова, возникают непроизвольные паузы в его речи.

Как проявляется заикание у ребенка

Определить родителям признаки бывает не просто. Малыш в 2 – 3 года только осваивает речь, и запинки, повторы, паузы и проглатывание начала или конца слов встречаются практически у каждого и явные признаки заикания способны не проявляться. Даже здоровые люди иногда запинаются, повторяют слоги или тянут звуки. У здоровых людей удлинение звуков, запинки не превышают 7-9 % а общем объеме речи. Если же прерывания, повторы занимают более 10 % объема речи, врачи и логопеды диагностируют логоневроз.

Родителям стоит насторожиться, обнаружив такие признаки у ребенка в 2-3 года:

  • Не просто делает паузы в разговоре, а при этом видно физическое напряжение. Малыш сжимает кулачки, мышцы лица и шеи напрягаются, он может покраснеть и побледнеть.
  • Нарушение дыхания при разговоре. Ребенок начинает речь на полном вздохе или сразу после него.
  • Затруднения в речи сопровождаются различными мимическими проявлениями – раздуванием крыльев носа, напряжением лицевых мышц, быстрым движением глазных яблок.

У детей после 3 лет, особенно в 4 года или тем более 5 лет, когда речь уже достаточно хорошо развита, заметить отклонения от нормы уже легче. В этом возрасте настораживают такие признаки:

  1. Повторение больше чем два раза одного звука или слога.
  2. Заметное повышение голоса при затруднениях в речи.
  3. Внезапное, немотивированное молчание посредине разговора.
  4. Мимическое сопровождение явных затруднений в произношении слов.

Чем на более ранней стадии родители обратят внимание на тревожные симптомы, врач проведет диагностику и коррекцию, тем больше шансов, что занятия с логопедом и программа действий от психолога помогут достаточно быстро избавиться от проблемы.

При обнаружении симптомов заикания, у родителей не должно возникать вопросов, что делать и можно ли вылечить это заболевание. Необходимо сразу же принимать меры, ведь острое заикание гораздо легче поддается лечению, чем хроническое. Диагностика заикания должна стать первым, но не последним этапом на этом пути.

Факторы риска заикания у детей младшего школьного возраста

Предпосылки для формирования заикания у детей младшего школьного возраста и школьников могут создать такие факторы :

  • Эмоционально лабильна нервная система. У малышей наблюдается повышенная раздражительность, плаксивость, постоянное беспокойство и плохой сон.
  • Ранее или позднее начало речи.
  • Постоянный контакт с заикающимися (члены семьи, друзья), которым малыш начинает подражать.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  • Особенности становления и развития речи, когда гласные не произносятся или на гласных ставится неправильное ударение. Данное явление может перейти в привычку и стать предпосылкой для появления заикания у ребенка.
  • Состояние здоровья малыша.
  • Завышенные требования и ожидания со стороны близких, воспитателей, окружающих.
  • Близорукость и расположенность к заболеванию, которая передается по наследству.

Заикание у детей 3 лет: возможные причины и лечение

Заикание у детей может быть вызвано различными причинами, хотя на многих форумах при обсуждении чаще всего называется одна – испуг. Доктор Комаровский подтверждает, что испуг действительно может стать причиной заикания у детей младшего возраста, но не единственной. Какие же особенности детей могут спровоцировать появление этой проблемы.

  1. Наследственность.
  2. Внутриутробные повреждения головного мозга.
  3. Травмы при родах или беременности.
  4. Тяжелые инфекционные заболевания.
  5. Слабый тип нервной системы, впечатлительность или боязливость малыша.
  6. Черепно-мозговые травмы.
  7. Ослабленный по разным причинам иммунитет.
  8. Проблемы с эндокринной системой.

Все эти причины предрасполагают к появлению проблемы с речью, а спусковым крючком могут стать внешние причины:

  • Различные стрессы, от испуга до проблем в семье.
  • Страхи, общая тревожность.
  • Строгость и требовательность родителей.
  • Высокий темп речи родителей или, напротив, наличие заикающегося взрослого в семье.
  • В период освоения речи повышенная речевая нагрузка.
  • Необходимость поменять детский сад или переезд на другое место жительства .

Это далеко не полный перечень причин и точно определить их могут лишь специалисты после обследования.

Гимнастика для языка с ребенком. Логопедические упражнения

Лечение заикания у детей

Как вылечить заикание у ребенка, этот вопрос обсуждается на многих родительских форумах. Там предлагаются самые разные методы, в том числе гипноз, заговор, лекарства, различные занятия в домашних условиях, делятся опытом. Но все же лучше решать, что делать не после чтения советов на форумах, даже доктора Комаровского, или просмотра видео, а после консультаций с детскими врачами – логопедом, психологом.

Поэтому первым шагом к лечению становится диагностика. Чем раньше детский врач осмотрит ребенка и даст направления на обследование, тем больше шансов на то, что удастся быстро избавиться от проблем.

Диагностику проводит не один врач, а сразу несколько детских докторов: логопед, психолог, невропатолог, лор. Именно определение причин и позволяет выбрать правильную программу лечения. Если заикание возникло в результате стресса, то на первый план выходит психолог. Если проблемы освоения речи – то логопед. Если проблемы с центральной нервной системы, то детский невропатолог.

А так как часто логоневроз имеет несколько разных причин, то и рекомендации по лечению дает не один врач.

Методы лечения заикания являются многочисленными, среди которых можно выделить основные:

  • При помощи медицинских препаратов.
  • С использованием различных физиопроцедур.
  • Дыхательная гимнастика, ванны, классический массаж.
  • Современные технологии: компьютерные программы и различные технические приспособления.

Наиболее эффективное сочетание нескольких методов. Определение их делают детские врачи.
Методы лечения заикания являются многочисленными, среди которых можно выделить основные:
Проблемы заикания детей можно попытаться устранить, соблюдая элементарные рекомендации специалистов.

Заикание у детей. Детский доктор

Рекомендации общего характера для лечения заикания у детей

  1. Соблюдение распорядка дня: создание режима, который должен учитывать нормы сна для ребенка 3-7 лет – 2 часа дневного сна и 10-11 часов ночного сна, для детей старше 7 лет – 1, 5 часа дневного и 8-9 часов ночного сна.
  2. Создание комфортной психологической обстановки, в которой исключаются замечания и одергивания, шумные выяснения отношений между членами семьи. Приветствуется похвала малыша за его достижения с отсутствием акцентов на существующих проблемах с тем, что ребенок заикается.
  3. Оказание помощи в ежедневном общении путем проговаривания обыденных предложений спокойно и в медленном темпе, которому ребенок будет стараться подражать.
  4. Укрепление общего состояния здоровья, которое должно быть направлено на снятие нервного напряжения, избегание ситуаций, вызывающих переутомление. Процедуры закаливания в виде игр на улице, обтираний влажным полотенцем и воздушных ванн также способны оказать положительное влияние на детей, которые заикаются.

Особенности течения логоневроза

В отличии от многих других заболеваний, которые начинаются, развиваются по нарастающей, а после правильного лечения проходят, заикание протекает по разному. Существует три вида течения логоневроза.

  • Заикание, которое как волна то накатывает, усиливаясь, то откатывает, ослабевая, но до конца не проходит. Обычно усиление происходит весною и осенью, или после каких-либо стрессовых ситуаций.
  • С ровным течением, постоянное. Такое труднее всего поддается лечению
  • После благополучного периода в речевой деятельности вновь и вновь появляющиеся рецидивы болезни.

Форма заикания характеризуется таким дефектом речи, который не зависит от действия никаких внешних факторов.

Необходимость обращения к врачу-логопеду

Если причиной заикания были проблемы с центральной нервной системой, то устранением или смягчением причины займется в первую очередь врач невропатолог. Если логоневроз стал результатом каких-либо психологических проблем, то справиться с ними поможет детский психолог. Но независимо от причин нужно преодолеть появившиеся речевые проблемы. Начинать работу с заикающимися детьми логопеды могут начиная с достижения ребенком возраста трех лет.

Поэтому доктор Комаровский подчеркивает, что обязательно необходимо обратиться к логопеду для коррекции заикания. Только логопед сможет подобрать для ребенка нужные упражнения, научит правильному дыханию и модели поведения, позволяющие снять спазмы, смягчить проблемы с речью.

  • Сегодня не только в Москве, но в большинстве городов страны каждый детский сад и большинство школ имеют в своем штате детских психолога и логопеда. По назначению специальной комиссии, с детьми, которые в этом нуждаются, проводятся групповые или индивидуальные занятия.
  • Но для избавления от логоневроза особенно важен психологический контакт между ребенком и логопедом, между логопедом и родителями, поэтому к выбору специалиста нужно отнестись ответственно. Логопед в школе или в детском саду скорее станут поддержкой на втором этапе, после завершения основного лечения.
  • Логопед проводит занятия, где разучивает с малышом зарядку для языка, артикуляционные упражнения и массаж, упражнения, позволяющие снять мышечные спазмы, дыхательную гимнастику. Но это лишь часть работы. Значительная часть падает и на родителей, которые должны продолжать занятия по рекомендации логопеда дома, обеспечивать ребенку в домашних условиях режим молчания, спокойную ровную обстановку.

Уроки логопеда. Упражнения для детей 3-4 лет

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика при заикании у детей относится к традиционным методам и дает возможность сделать голос более свободным и звучащим естественно. Для устранения речевых проблем необходимо научить ребенка совмещать речь с правильным дыханием. Это позволяет сделать речь более плавной, и хорошо действует на всю дыхательную систему младшего дошкольника.

Логопед проводит для этого специальные занятия в игровой форме и советует, что предпринимать в домашних условиях. Родители также могут помочь ребенку с постановкой дыхания самыми простыми играми и упражнениями.

  • Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, надувает воздушные шарики- эти дыхательные упражнения не только полезные, но и веселые.
  • Из ватки скатаем шарики и поиграем в воздушный футбол. Ребенок должен задуть шарик в условные ворота на столе.
  • Устроить при помощи трубочки бурю в стакане воды.
  • Пытаться дуя удержать в воздухе маленькое перышко или кусочек салфетки.

При желании родители придумают ещё много забавных игр, в процессе которых будут задействованы дыхательные упражнения и главная цель которых научить ребенка контролировать свое дыхание, чередование вдоха и выдоха, их силу и направление.

Точечный массаж

Одним из средств нетрадиционной медицины, приходящей на помощь в лечении логоневроза, является точечный массаж. Воздействовать на специальные точки должен хороший специалист и тогда это непременно довольно быстро поможет избавить от проблем с речью.

Массаж при заикании у детей должен проходить курсом, длительность и интенсивность которого зависит от текущего возраста ребенка и диагностированной формы заикания. Правильно подобранный точечный массаж при заикании может дать положительный результат уже после первого курса, когда нервная регуляция речи начинает восстанавливаться. Главным на этом пути является постоянство.

Компьютерные программы

Коррекция заикания у детей дошкольного возраста может проводиться с использованием компьютерных программ, действие которых направлено на синхронизацию слухового и речевого центра.

Преодоление заикания происходит за счет того, что ребенок произносит слова в микрофон и слышит их с задержкой, пытаясь, таким образом, под него подстроится. Речь детей становится плавной и непрерывной. Данные упражнения при заикании позволяют заикающемуся малышу тренировать интонации голоса в разных ситуациях: недовольства, гнева, возмущения и др.

Медикаментозное лечение

Если малышу поставлен диагноз профильным специалистом, то лекарство от заикания может стать одним из компонентов общего курса, направленного на устранение заикания у детей младшего школьного возраста.

Чаще всего врачами назначаются препараты, способными нейтрализовать блокирующее действие тех веществ, которые мешают нормальной работе нервных центров. Для достижения максимального эффекта лекарства и народные средства в виде настоев и отваров успокаивающих трав комбинируют.

При правильно подобранных всех составляющих комплекса, лечение заикания у детей в домашних условиях может очень быстро дать положительный результат.

Лечение по Комаровскому

В сети можно найти видео и форум доктора Комаровского, где обсуждается, в том числе и то, как избавиться от заикания и что нужно делать родителям для преодоления заикания у детей младшего дошкольника. Комаровский обращает внимания на то, что должны сделать родители, чтобы в домашних условиях поддержать лечение логопеда и психолога и способствовать тому, чтобы их дети не заикались.

  • Обеспечить точное соблюдение режима дня. Всему должно быть свое время.
  • Никаких стрессов и тяжелых переживаний в течении дня, а перед сном, вечером, только спокойные развлечения, никаких ярких переживаний.
  • Для укрепления нервной системы больше прогулок на свежем воздухе.
  • Выполнение рекомендаций лечащих врачей, направленных на лечение конкретной формы заикания.

И тогда, говорит Комаровский, вполне возможно провести коррекцию и избавиться от заикания.

Согласно отзывов родителей, которые пытались отучить малышей от разных форм заикания, используя современные методики коррекции заикания, исправить речь малыша можно, если не прошло много времени с появления первых симптомов.

Какой врач лечит заикание, определяется в зависимости от причины и формы заикания и чем сильнее проявление заболевания, тем больше вероятность, что придется прибегнуть к более сложной коррекции заикания и дольше исправлять дефект. Если заболевание сильно запущено, то существует шанс, что дефект речи не пройдет, а только сгладиться.

Важно!!! В процессе лечения малыша важна настойчивость и постоянство, главное помнить, что легких путей не бывает.

Занятия с логопедом: заикание

С термином «логоневроз» знакомы далеко не все. Как правило, впервые о нем узнают, изучая причины заикания у детей, ведь логоневроз – одна из его форм, возникающая на почве невроза или иной «толчковой» причины. Проявляется он, как заикание в целом, задержкой слов, слогов или звуков.

Что делать, если такой диагноз поставили чаду, и лечится ли заикание вообще?

Когда и как начинать лечение заикания у ребенка?

В большинстве случаев, логоневрозу свойственны непостоянные проявления – чаще всего, он дает о себе знать в стрессовой ситуации, при психологическом дискомфорте в общении и проч.

Но важно понимать, что…

  • Логоневроз, в большинстве случаев, сопровождается иными нарушениями невротического характера.
  • При отсутствии лечения заикание остается на всю жизнь.

Игры, упражнения и народные средства от заикания у ребенка в домашних условиях — что реально поможет избавиться от логоневроза?

Когда начинать лечение?

Даже маленький «звоночек», выражающийся в симптоматике логоневроза – повод для обращения к врачу.

Не нужно ждать «набата» — обращайтесь к врачам, пока симптомы не закрепились!

Видео: Лечение заикания у детей в раннем возрасте

Как лечат логоневроз?

Учитывая, что лечение данного нарушения должно носить комплексный характер, обращаться следует не к одному, а сразу к нескольким специалистам. В их числе:

  1. Психотерапевт. В его задачи входит: «откопать корень проблемы», помочь ребенку устранить тревожность, помочь в выстраивании новых навыков общения с учетом нарушения, научить расслабляться.
  2. Невролог. Основные задачи: постановка точного диагноза, направление на МРТ, реоэнцефалографию и ЭЭГ, назначение лекарственных средств.
  3. Логопед. Этот специалист должен помочь ребенку раскрепоститься, устранить дефекты речи, помочь в формировании правильной техники дыхания и артикуляции.
  4. Его задача: выстроить правильные взаимоотношения между малышом и родителями, а также привести помочь ребенку стабилизировать свое психологическое состояние.

Кроме того, может понадобиться консультация физиотерапевта, массажиста и рефлексотерапевта, и даже иглотерапевта.

Все методы лечения заикания у детей от 3 лет

Вылечить заикание можно только путем комплексной работы родителей, специалистов и педагогов. Любое «слабое звено» в процессе лечения отодвигает успешный результат в дальний ящик и сбрасывает на ноль приложенные усилия.

Поэтому к вопросу избавления от данного нарушения следует подойти со всей ответственностью, обеспечив ребенку не только правильное лечение, прописанное специалистами, но и обеспечив соответствующий микроклимат в семье, а также выбрав класс (группу) в школе или детском саду, в котором педагог будет понимать важность обучения ребенка с учетом диагноза.

Среди классических методов борьбы с логоневрозом можно отметить следующие:

  • Дыхательная гимнастика (прим. – по А.Н. Стрельниковой и проч.) . Она нужна для контроля над дыханием, артикуляционным аппаратом, голосовыми связками. Основные требования к гимнастике: постепенное наращивание интенсивности и сложности, системность для формирования устойчивого рефлекса, стабильность и непрерывность курса, учет возраста и особенностей малыша.
  • Медикаментозная терапия. Цель – улучшение обмена веществ и нормализация кровоснабжения нервной ткани, стабилизация функций нервной системы, снижение активности очага возбуждения в области головного мозга.
  • Логопедический массаж. Цель: переключение основного возбуждения посредством воздействия на определенные точки тела, устранение повышенной возбудимости всех речевых центров, восстановление регуляции речи. Чем раньше начать массаж – тем он будет эффективнее. Классическая схема – 3 курса по 15 процедур. Между первым и 2-м курсом – две недели отдыха. А перед третьим курсом нужно выдержать паузу в 3-6 месяцев. Далее следует повторять курс массажа каждые полгода в течение ближайших нескольких лет.
  • Речевые занятия с логопедом. Что касается комплекса упражнений – он должен быть разработан индивидуально для ребенка после обследования и определения степени патологии.
  • Логоритмика. Ее используют в качестве дополнительной терапии к основным занятиям у логопеда.
  • Общее укрепление здоровья: физиотерапия и , климатотерапия, ванны, закаливание, прогулки, гимнастика и физическая нагрузка и проч.

Видео: Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

Прочие методики, используемые при лечении заикания:

  1. Созданные для детей, специальные компьютерные программы , одобренные специалистами. Задача таких программ – воздействие на речевой детский аппарат через игру с тренажером. В числе рекомендуемых программ: Демосфен, Speak gentle и Dr. Fluency, Бриз Мейкер. Наибольшая эффективность программ наблюдается при их использовании в самом начале болезни. Заниматься нужно вместе с детьми. Разработчики обещают положительную динамику уже через пару месяцев постоянных тренировок на данных тренажерах.
  2. Гипноз. Этот метод обычно эффективен в случаях именно невротических форм заикания. Лечение обычно бывает эффективным, если малыш не заикается, находясь под гипнозом. Тогда специалист может «загрузить» в малыша ключевые логопедические правила. Для малышей до 7-ми лет этот метод специалисты использовать не рекомендуют. Важные условия проведения гипноза: созревшая психика ребенка, тщательный выбор профессионала (репутация, лечение в присутствии родителей и проч.), дальнейшие занятия с психоневрологом и логопедом для закрепления эффекта.
  3. Ароматерапия . Одна из методик релаксации.
  4. Альтернативная психотерапия.
  5. Песочная терапия. В этом методе расслабление происходит через игры с песком.
  6. Арт-терапия. Сюда входят все виды творчества, позволяющие ребенку снять стресс, успокоиться, выразить себя.

Также при коррекции и лечении могут быть использованы такие методы, как курс расслабляющих ванн, медитация и йога, рефлексотерапия и иглотерапия.

Терапия тяжелых логоневрозов у ребенка – препараты, которые может назначить врач

Медикаментозная терапия для лечения сложных логоневрозов проводится исключительно в особых случаях и, естественно, комплексно – с прочими методами.

Что может назначить врач?

  • Пирацетам или ноотропил. Задача: торможение и подавление патологических очагов возбуждения в соответствующих центрах.
  • Транквилизаторы. Действие: мощное воздействие на ЦНС. Есть побочные эффекты и множество противопоказаний. Малышам до 6-ти лет их не прописывают.
  • Седативные препараты. Используют и для младшей возрастной группы тоже. В числе успокоительных препаратов – корень валерианы, пустырник.
  • Гомеопатия : Тенотен.
  • Противосудорожные препараты.
  1. Электрофорез в сочетании со спазмолитическими средствами или с йодидом калия.
  2. Психостимулирующую терапию.
  3. Электросон.
  4. Курс ванн с кислородом, с хвоей или же с углекислотой.

Массаж в лечении заикания у детей, который можно выполнять в домашних условиях

Среди основных методик при коррекции речи выделяют массаж, как один из самых эффективных способов лечения логоневроза. Он не только полезен для общего укрепления организма, но и играет важную роль для нормализации работы речевого центра и снятия напряжения с мышц.

Применяется два типа массажа при лечении заикания.

1 вариант: точечный массаж

Прост, полезен, дает хороший результат уже после первого курса. Выполнять его можно дома после небольших курсов у профессионала.

  • Принцип массажа: воздействие подушечками пальцев на определенные точки путем круговых движений.
  • Что активизируем? 17 точек на лице и спине.
  • Число процедур в курсе: 15.
  • Схема курса: 4 занятия ежедневно, далее – выполнение через день.
  • Число курсов за первый год лечения: 4.

Для закрепления результата нужно повторять курс лечения после паузы.

За год потребуется пройти курс массажа четыре раза.

2 вариант: сегментарный массаж

Этот тип процедуры предполагает воздействие на мышцу, отвечающую за речь.

  • Выполняется только сертифицированным специалистом.
  • Схема процедур строится по нарастанию: от 5 минут и далее до 12 мин.
  • Курс повторяют при хроническом заикании.

Эта статья ни в коей мере не заменит отношения между врачом и пациентом. Она носит информативный характер, и не является руководством для самолечения и диагностики.

Если у ребенка вы замечаете признаки заикания или логоспазма, нарушения речи — обратитесь за консультацией к специалистам!

Заикание у детей - это дефект речи, проявляющийся в многократных повторах или пролонгациях звуков, слогов или целых слов, в постоянных запинках или нерешительности в речи, что становится причиной разрывания ее ритмического течения.

Причиной возникновения этой патологии являются мышечные судороги речевого аппарата. Обычно заикание начинает проявляться у детей в 2-5-летнем возрасте в момент, когда происходит активное развитие и становление речевых навыков. Иногда данное состояние возникает внезапно и усугубляется в дальнейшем.

Часто маленькие дети нормально выговаривают слова, но повторяют их по несколько раз, например: «Дай, дай, дай мне конфету». Но иногда ребенок повторяет не целые слова, а только звуки, например: «Д-д-д-ай мне конфету». В медицине считается, что воспроизведение одного звука 2 раза и больше свидетельствует о первых признаках заикания.

По статистике заикание наблюдается у 2-3% детей по всему миру. Причем у мальчиков патология встречается в 4 раза чаще. Специалисты объясняют это тем, что психика девочек устойчивей.

Заикание обычно усиливается во время обучения в школе и в пубертатный период. Оно негативно сказывается на адаптации ребенка в обществе, снижает его самооценку.

Некоторые дети начинают заикаться только в моменты сильного волнения или во время стресса. В этом случае в благоприятной обстановке они как бы забывают о своей проблеме. В то время как при выступлениях на публике или в разговоре с незнакомыми людьми они могут постоянно заикаться.

Виды заикания у детей

В детстве могут проявляться 2 разновидности патологии:

  • невротическое заикание (логоневроз);
  • неврозоподобное заикание у детей.

Причины и лечение, диагностика и профилактика - всем этим в обоих случаях занимается врач-логопед. При первом варианте заикание часто возникает в результате легких остаточных явлений поражения головного мозга. Оно может появиться после психической травмы, которая произошла неожиданно (испуг, внезапная перемена места жительства, отлучение от родителей) или которая была длительное время (нарушения правил воспитания ребенка, постоянные ссоры в семье). Логоневроз часто сочетается с насильственными движениями. Он проявляется непостоянно. Обычно ему сопутствуют и другие невротические нарушения (фобии, энурез, расстройства сна, раздражительность). Для развития неврозоподобного заикания требуется некоторое время. Обычно оно является следствием органического поражения ЦНС и никак не связано с психическими травмами. Такое нарушение характеризуется судорожностью речи, часто сопровождается с тикообразными насильственными сокращениями различных частей тела. При неврозоподобном заикании нарушение речи проявляется всегда. Такие дети во время выступлений или общения, как правило, не испытывают страха.

По характеру течения расстройство делится на 3 вида:

  1. волнообразное - заикание, которое в разные периоды жизни может усиливаться или ослабляться, но никогда полностью не исчезает;
  2. рецидивирующее - заикание, которое чередуется с речевым благополучием;
  3. постоянное - заикание со сравнительно постоянным характером течения.

Факторы, провоцирующие заикания у детей

Заикание у детей провоцируют 2 фактора.

В некоторых случаях заикание - это не болезнь, а попытка стать похожим на взрослого. Если один родитель заикается, то ребенок может копировать его. В этом случае патология может сформироваться 2 путями: ребенок или непроизвольно заикается во время общения с родителями (с остальными людьми он разговаривает нормально) или в подражательной форме (при этой форме он заикается, разговаривая с любым человеком).

Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей

Невротическое заикание у детей бывает в результате психической травмы, поэтому заболевание возникает практически внезапно. При таком заикании родители могут с точностью сказать, когда и почему у ребенка развилась патология. Такое заикание обычно появляется в 2-6 лет, когда уже имеется развернутая фразовая речь.

У таких детей уменьшается речевая активность по причине того, что они боятся разговаривать. Они фиксируются на сложных звуках. При этом могут наблюдаться дыхательно-голосовые судороги. У них имеется расстройство звукопроизношения, но при этом в лексическо-грамматической сфере они развиваются нормально. Во время разговора у этих детей расширяются крылья носа. При этой форме заикание носит волнообразный характер, то есть речь значительно ухудшается во время стресса.

Неврозоподобное заикание развивается постепенно в результате поражения ЦНС. Такое заикание не связано с какими-либо событиями, поэтому родители часто не могут найти причины возникновения расстройства. Неврозоподобное заикание начинает проявляться в 3-4 года, в момент становления фразовой речи.

Дети, страдающие этой формой заикания, общительны и активны, не пугаются своего расстройства. Заикание в этом случае происходит из-за артикуляционных судорог. Такие дети разговаривают монотонно, быстро и невыразительно. При неврозоподобном заикании в лексико-грамматической стороне речи также имеются нарушения. Часто имеется нарушение общей моторики, поэтому дети могут быть излишне скованными или неуклюжими. У них слабо выражена мимика, неразборчивый почерк. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, часто имеют проблемы с обучением. Данная разновидность заикания имеет устойчивый характер течения, обострения могут случаться нечасто - в основном при переутомлениях и больших речевых нагрузках. При проведении неврологических исследований обнаруживаются поражения ЦНС, при проведении ЭЭГ - высокая судорожная готовность.

Признаки заикания у детей

Заикание у детей важно обнаружить на начальных стадиях. Как правило, заболевание начинается с частых повторений слов. В этот период у ребенка наблюдается гипертонус мышц лица и шеи. Он не желает разговаривать, а если говорит, у него происходят колебания громкости голоса.

Симптомы заикания могут сильно отличатся в зависимости от того, какая клиническая форма заболевания присутствует у ребенка.

Так при невротической форме патология речи возникает внезапно. Обычно она возникает в 2-6 лет в результате психологической травмы. Вначале малыш постоянно молчит, а когда начинает опять произносить слова, произносит их с заиканием. У такого ребенка могут наблюдаться расстройства сна, он раздражается по мелочам, а к 11 годам уходит в себя, так как осознает свой дефект.

Первые симптомы неврозоподобной формы заикания появляются в 3-4 года. Ребенок всегда заикается и со временем начинает употреблять бессмысленные слова и звуки («ну», «э-э»). Такие дети гиперактивны, но быстро устают, у них часто болит голова, снижена память.

Иногда вместе с заиканием у детей во время разговора могут происходить непроизвольные сокращения мышц в разных частях тела. Эти рефлекторные движения возникают как бы для улучшения выговаривания, но, по сути, наоборот - только усложняют ситуацию и создают впечатление неуверенности.

Диагностика заикания у детей

При обнаружении первых симптомов заикания ребенка сразу же нужно показать врачу. При подозрении на эту патологию должны быть проведены обследования у таких специалистов, как невролог, педиатр, логопед и психиатр. В некоторых случаях может понадобиться консультация детского психолога. Большую роль в постановке диагноза и выявлении причин болезни играет анамнез ребенка, сведения о том, как происходит развитие, информация о том, когда, как и при каких обстоятельствах он начал заикаться.

Для того чтобы выявить стадию болезни и причины заикания у детей, понадобится проведение диагностики речи, которая включает в себя оценку темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если такие имеются, определит, какой разновидностью артикуляционных судорог страдает пациент, с какой частотой они происходят.

Для обнаружения патологий ЦНС может понадобиться:

  • исследование сосудов головного мозга реографическим методом;

Устранение заикания у детей

Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.

Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.

Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.

Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.

Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.

Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.

Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.

Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие - шумами заглушают голос, третьи - воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.

Прогноз и профилактика заикания у детей

Без проведения обследования трудно определить прогноз болезни. Это связано с тем, что к заиканию могут приводить разные факторы, но не каждый, к сожалению, можно легко устранить. Прогноз заикания во многом зависит от формы заболевания и возраста пациента. Обычно детям, которым начали лечить заикание в раннем возрасте, избавиться от патологии легче. У детей с врожденными патологиями речевого аппарата прогноз не такой благоприятный. Прогноз зависит также от разновидности заикания. Так дыхательные судороги легче вылечить, чем тонические. Наилучшего эффекта в лечении можно добиться в 3-5 летнем возрасте. Уже в 12-17 лет расстройство тяжело поддается коррекции. Бывают случаи, когда из-за психологического фактора у ребенка возникает рецидив заболевания.

Чтобы избежать заикания, нужно осознать то, что здоровые дети растут у неконфликтных родителей. Не рассказывайте страшные истории ребенку на ночь и не давайте ему просматривать страшные мультфильмы, не пугайте его и не оставляйте одного в темных помещениях. Любите своего малыша и больше общайтесь с ним, не будьте слишком строгими и требовательными, оберегайте от психических травм. Спокойные дети, которым хватает родительской любви, и заботы, практически никогда не сталкиваются с данным заболеванием.

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт