Постабортный синдром — причины и способы выхода. Постабортный синдром: чем его лечить

23.04.2019

Я.А.Кочетков
Московский НИИ психиатрии

Из вопросов на форуме

Когда я забеременела в 18, моя мать настояла на аборте... Я тогда вообще ничего не знала, что такое аборт, беременность, представленья не имела... Родители никогда со мной не разговаривали на эти темы... А очень жаль... Я всегда говорю, что моя жизнь делится на "до" и "после" аборта... После аборта я уже нежила, что-то случилось со мной, я перестала смеяться... Жуткая депрессия, последствия которой я ощущаю до сих пор... Хотела даже покончить жизнь самоубийством...

Научные исследования, связанные с проблемой абортов, всегда находятся под большим влиянием политических, религиозных и социальных факторов. Это характерно и для проблемы влияния абортов на психическое здоровье. Мнения в этой области разделились - от полнейшего отрицания психологических последствий аборта до признания аборта в качестве необратимого тяжелого стрессорного фактора.

Несмотря на значительное снижение числа абортов по сравнению с советской эпохой, Россия последние годы удерживает первое место в мире по количеству абортов на душу населения . Таким образом, изучение последствий аборта, в том числе для психического здоровья женщины, остается очень актуальной темой для нашей страны. Задача настоящей статьи - проанализировать разные точки зрения на проблему психических расстройств после аборта и осветить возможные механизмы их развития. Обратимся к истории данной проблемы.

В 1981 г. американским психологом V. Rие был впервые предложен термин "постабортный синдром" . Он предложил этот термин для обозначения посттравматического стрессового расстройства, развивающегося после аборта. V. Rие выделил четыре основных компонента постабортного синдрома :

  1. Восприятие ситуации аборта как травматического события, находящегося за пределами обычных человеческих переживаний;
  2. Повторное переживание ситуации аборта в воображении, связанное с неконтролируемыми негативными эмоциями, возвраты к прошлому в памяти, кошмарные сновидения, горе, особенно в годовщину аборта;
  3. Неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль;
  4. Возникновение психологических симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него.

Впоследствии термин "постабортный синдром" стал широко использоваться противниками абортов и вызвал волну критических публикаций и исследований.

В 1988 г. президент США Рональд Рейган поручил главе департамента здравоохранения Э. Коопу провести анализ физиологических и психологических последствий аборта с целью ужесточения показаний к проведению аборта. В результате анализа 250 исследований, посвященных влиянию аборта на психическое здоровье, Кооп отметил, что нет серьезных доказательств отрицательного влияния аборта на психику женщины. В то же время Кооп, который сам был противником абортов, отметил, что большинство исследований в этой области обладают слабой достоверностью и отказался от официальной публикации своих данных .

Научные психиатрические организации, такие как Американская психиатрическая ассоциация. Американская психологическая ассоциация , Британский королевский психиатрический колледж , отказались признавать наличие постабортного синдрома. Понятие "постабортный синдром" не вошло в МКБ-10 и DSМ-IV.

Основная точка зрения психиатрического сообщества состоит в том, что негативные психические изменения после аборта встречаются крайне редко и связаны с уже имеющимися психическими заболеваниями, такими как депрессивное или тревожное расстройство, или предрасположенностью к ним. Также роль в развитии этих редких, по мнению авторов , изменений играет отсутствие поддержки со стороны родственников и отношение общества к аборту. Таким образом, через некоторое время, термин "постабортный синдром" исчез из профессиональной литературы и в медицинской литературе встречается в основном в журналах, связанных с религиозной тематикой.

Значит ли это, что дискуссия закрыта?

Огромную роль в развитии психологических проблем после аборта играет культуральный фактор: отношение общества к абортам, религиозность населения, наконец, отношение самих женщин к аборту. Поэтому результаты американских исследований нельзя однозначно экстраполировать на другие страны.

Например, в широко цитируемом исследовании В. Маjor и соавт. было показано, что психические заболевания после аборта развиваются менее чем в 2% случаев. Авторы считают, что вероятность развития психических заболеваний после аборта и после беременности, завершившейся родами, одинакова. По словам авторов, "через два года после аборта у большинства женщин отсутствуют психологические переживания и сожаления в связи с произошедшим, но они есть у тех, у кого в анамнезе до беременности была склонность к депрессии". В этом же исследовании у женщин, сделавших аборт, были обнаружены даже "позитивные изменения в самооценке", которые исчезли со временем. Это исследование проводилось в Калифорнии, штате с либеральными традициями, и в нем участвовали женщины, делавшие аборт на платной основе. С другой стороны, исследование О. Reardon и соавт. , проведенное в том же штате, но с выборкой из женщин с низким доходом (многие из которых были из семей мигрантов), делавших аборт за счет государственной программы, показало совершенно иные результаты.

В недавнем популяционном исследовании, проведенном в Норвегии, было показано, что женщины, перенесшие аборт, имеют значительно более высокий риск развития депрессивного расстройства, чем женщины, у которых беременность закончилась родами. Авторами были обследованы 768 женщин в возрасте от 17 до 25 лет, сделавших аборт.

В нашумевшем исследовании О. Reardon и соавт. были изучены истории болезни более чем 56 000 беременных женщин в возрасте от 13 до 49 лет. Пациентки принадлежали к низкому социальному классу, их беременность закончилась абортом или родами. Ученые обнаружили статистически достоверную корреляцию между наличием аборта и развитием в дальнейшем психиатрических заболеваний, таких как депрессивное расстройство и маниакально-депрессивный психоз.

В Финляндии по заданию правительства было проведено исследование, сходное по дизайну с предыдущим . В нем анализировались истории болезни женщин, совершивших аборт, и женщин, чья беременность закончилась родами. В результате исследования было выяснено, что уровень суицидов у женщин, совершивших аборт (34,7 на 100000), значительно превышает таковой у женщин, чья беременность закончилась родами (5,9 на 100 000). Означает ли эта корреляция наличие причинноследственной связи? Зачастую, психические заболевания предшествуют аборту.

Кроме того, пациентки, принимавшие участие в исследовании, находились в сложном материальном положении, что служило причиной различных психологических проблем до аборта. Таким образом, оппоненты О. Reardon считают аборт во многом следствием, а не причиной психологических проблем .

В других исследованиях было показано, что на развитие депрессии после аборта большое влияние оказывают такие факторы, как когнитивный стиль личности (устойчивый стиль мышления и восприятия информации), наличие психологических и социальных проблем, наличие расстройства личности, в общем, множество факторов, предшествующих аборту , причем об этом говорят как сторонники, так и противники понятия "постабортный синдром".

Психологические и социальные факторы

Развитие потенциальных постабортных психических нарушений можно связать с двумя группами психологических и социальных факторов: факторы, предшествующие аборту, и факторы, возникающие в ситуации аборта и после него. К факторам, предшествующим ситуации аборта, относятся когнитивный стиль личности (устойчивый стиль мышления и восприятия информации), конфликтные отношения с родителями, конфликтные отношения с партнером. Сюда же относятся низкий социальный уровень, затрудненное материальное положение.

В исследовании, проведенном в Австралии , показано, что депрессия после аборта тесно связана с конфликтными отношениями и насилием со стороны партнера. С одной стороны, конфликтные отношения и насилие увеличивают вероятность аборта, с другой стороны, - коррелируют с развитием депрессии после аборта. Большую роль в развитии депрессии после аборта играют тип привязанности и ранние отношения с матерью. О. Reardon систематизировал факторы риска развития психических расстройств после аборта.

Факторы риска возникновения психических расстройств после аборта

Трудности принятия решения об аборте

  1. Моральные убеждения против абортов;
    • Религиозные или консервативные ценности;
    • Негативное отношение к аборту;
    • Чувство вины;
    • Негативное отношение общества к аборту;
    • Сильное беспокойство о сохранении аборта в тайне;
  2. Противоречивые материнские желания;
    • Первоначально желанная или планированная беременность;
    • Прерывание желанной беременности по причине пороков развития плода;
    • Терапевтический аборт, т.е. прерывание желанной беременности по причине угрозы жизни матери;
    • Сильная установка на материнство;
    • Женщина состоит в законном браке;
    • Наличие детей;
    • Откладывание аборта;
  3. Аборт во II или III триметрах беременности;
  4. Решение об аборте принимается под давлением;
  5. Решение принимается при наличии необъективной, неточной или неадекватной информации;

Психологические ограничения или недостатки развития

  1. Подростковый возраст, эмоциональная незрелость;
  2. Имевшиеся ранее эмоциональные или психические проблемы;
    • Недостаточное использование механизмов психологической адаптации;
    • Нестабильность самооценки;
    • Неприятности на работе или недовольство работой;
    • Травмирующие переживания в прошлом;
    • Перенесенное сексуальное насилие;
    • Склонность к самообвинению;
    • Избегание и отрицание, предшествовавшие аборту;
    • Неудовлетворительные супружеские отношения;
    • Негативные отношения с матерью в раннем возрасте;
  3. Недостаток социальной поддержки;
    • Недостаток друзей, неудовлетворительные межличностные отношения;
    • Решение принималось женщиной самостоятельно, без участия отца ребенка;
    • Плохие или нестабильные отношения с отцом ребенка;
    • Женщина не замужем и не рожавшая;
    • Женщина разведена или вдова;
    • Женщина получает недостаточно поддержки со стороны родителей и друзей;
    • Женщина получает недостаточно поддержки от отца ребенка;
    • На аборте настаивает отец ребенка;
    • Женщина живет одна;
  4. Аборты в прошлом;
  5. Выкидыш в прошлом;
  6. Низкий уровень образования женщины;

В то же время оппоненты понятия "постабортный синдром" настаивают на том, что большинство из перечисленных выше факторов не связаны напрямую с ситуацией аборта. Психические расстройства или психологические трудности после аборта, по их мнению, возникают у женщин с подобными психологическими характеристиками и в случае сохранения беременности. Распространенной точкой зрения среди исследователей - сторонников права женщины на аборт является мнение, что женщины с устойчивой самооценкой, высокой самоэффективностью, достаточной социальной поддержкой и эффективными копинг-стратегиями (стратегиями совладания со стрессом) переносят аборт без всяких психологических трудностей .

Таким образом, возникает множество вопросов. Действительно, широкий спектр жизненных ситуаций, в том числе беременность и роды, может вызывать депрессию и другие психические расстройства у женщин с определенными личностными характеристиками. Означает ли это, что аборт является абсолютно неспецифическим стрессором для женщины? А. Speckhard и V. Rue в своих исследованиях выделили ряд специфических характеристик "постабортного синдрома", но вопрос остается открытым.

Можно ли с уверенностью говорить о том, что женщины, переносящие аборт без всяких психологических последствий действительно их не имеют? В одном из исследований сравнивалось психическое состояние женщин, прервавших беременность с помощью аборта, и женщин, потерявших ребенка в результате выкидыша. Результаты показали, что женщины, потерявшие ребенка в результате выкидыша, испытывают больше психологических проблем, в первые 10 месяцев после выкидыша. У женщин, сделавшие аборт, в первые 10 мес меньше психологических проблем, но впоследствии (через 2 года) у них значительно чаще встречаются высокие оценки по шкалам депрессии и тревоги. Кроме того, отсутствие психологических последствий может означать их успешное отрицание, далеко не всегда выявляемое психологическими тестами. А. Speckhard и V. Rue ссылаются на бессознательные факторы, способствующие развитию постабортного синдрома, освещенные в психоаналитической литературе.

К сожалению, формат настоящей статьи не позволяет подробно остановиться на них. Но можно предположить, что даже женщины, для которых аборт сознательно не является конфликтным и травматическим событием, могут впоследствии испытывать негативные психологические переживания по этому поводу.

Еще один вопрос - насколько само решение сделать аборт может являться результатом психологических характеристик женщины? В исследовании, проведенном в России, было показано, что женщины, сделавшие аборт, отличаются специфическими стратегиями совладания со стрессом и внешним локусом контроля (склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам). Потребность в материнстве у многих женщин, сделавших аборт, уступает потребности в самореализации в других сферах жизни .

Эндокринологические факторы

Тема влияния эндокринных изменений после аборта на психическое состояние женщины достаточно спекулятивна в силу очень небольшого количества исследований в этой области. Практически нет данных, которые сопоставляли бы психические и гормональные изменения после аборта. Мало того, очень редко встречаются исследования, в которых измерялся уровень гормонов после прерывания беременности .

В одном исследовании , проведенном еще в СССР, было показано, с какой скоростью исчезают гормоны из кровотока после аборта. В течение 1 часа после аборта уровень прогестерона снижается на 38%, через 3 часа - на 52% и через сутки - на 80%. Концентрация эстрадиола через 1 час после аборта уменьшается на 58%, а через сутки - на 88%. Таким образом, уровень эстрадиола и прогестерона за сутки снижается более чем в 5 раз. Могут ли подобные изменения оказывать влияние на психическое здоровье женщины?

Многочисленные исследования последних лет показали, что половые стероиды, такие как прогестерон и эстрадиол, кроме своих прямых гормональных эффектов, оказывают серьезное влияние на функции ЦНС. Известно, что эстрадиол оказывает серьезное влияние на серотонинергическую и норадренергическую системы . Эти моноаминергические системы вовлечены в патогенез многих психических расстройств, таких как депрессия, тревожные расстройства, посттравматическое расстройство. Эстрадиол увеличивает количество серотонина в постсинаптической щели, в то же время уменьшая активность моноаминоксидазы - фермента, разрушающего моноамины . Кроме того, эстрогены увеличивают активность фермента триптофангидроксилазы, участвующего в синтезе серотонина.

Таким образом, действие эстрогенов на серотониергическую систему можно в целом охарактеризовать как активирующее. При депрессивных расстройствах наблюдается снижение активности серотонинергической системы, поэтому можно было бы предположить, что эстрогены дают антидепрессивный эффект. И действительно, применение эстрогенов в качестве дополнительной терапии в случае депрессии у женщин, находящихся в менопаузе и постменопаузе, усиливает действие антидепрессантов. Кроме того, было показано, что гормональная заместительная терапия эстрогенами у женщин в постменопаузе, не страдающих депрессией, оказывает положительное влияние на их настроение и когнитивные способности .

В то же время повышенный уровень эстрадиола повышает судорожную готовность ЦНС и может усиливать тревожную симптоматику . Поэтому очевидно, что для нормального функционирования ЦНС важен нормальный физиологический ритм секреции эстрогенов, и резкие нефизиологичные колебания в сторону как повышения, так и снижения могут негативно влиять на психическое состояние женщины.

Влияние прогестинов на ЦНС частично противоположно влиянию эстрогенов. Прогестерон и его метаболиты снижают возбудимость нервной системы, снижают судорожную активность . Считается, что для нормального течения беременности важен баланс эстрогенов и прогестинов, и недостаточный уровень прогестерона в крови усиливает риск прерывания беременности .

При исследовании нарушений настроения, связанных с предменструальным синдромом (ПМС), было показано, что уровень прогестерона у женщин с ПМС несколько выше в лютеиновой фазе цикла, чем у женщин без симптомов ПМС. При этом была обнаружена корреляционная взаимосвязь высокого уровня прогестерона и сниженного настроения, что позволило предположить, что прогестерон оказывает депрессогенное действие . Этот вопрос остается спорным. Так или иначе, высокие уровни прогестерона и эстрадиола при беременности дополняют и компенсируют действие друг друга.

В настоящей статье невозможно рассмотреть все гормональные изменения после аборта, но нельзя не упомянуть также некоторые другие важные последствия. Уровень пролактина после аборта сначала возрастает в ответ на стресс, а затем резко снижается . Пролактин считается важным протективным фактором для ЦНС и снижение его уровня часто коррелирует с развитием депрессивной симптоматики .

Также нельзя забывать о гормонах гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Резкий подъем уровня кортизола в ответ на сильный стресс является еще одним фактором, вызывающим дисбаланс нейромедиаторов, таких как серотонин, дофамин и норадреналин .

Можно предположить, что большое количество абортов является серьезным фактором риска для возникновения дисбаланса нейромедиаторов и возникновения последующей психопатологии, так как центральная нервная система подвергается множественным гормональным сбоям. Вероятно еще одним фактором риска может являться наличие гормонального дисбаланса до аборта. Женщины, у которых наблюдается повышенная уязвимость к влиянию гормональных изменений на психический статус и настроение (например, женщины с ПМС), могут представлять группу риска для развития постабортных психических нарушений.

Заключение

Итак, несмотря на многочисленные противоречивые исследования, на сегодняшний день невозможно точно установить, в каком количестве случаев после аборта развиваются психические расстройства. Большинство исследователей считают, что аборт не является причиной психических расстройств, признавая их наличие лишь в небольшом проценте случаев. Но существует также немало работ, показывающих значительное влияние аборта на психическое здоровье в различных культурах.

Умеренная точка зрения состоит в том, что аборт может стать толчком к развитию психических расстройств. Можно предположить, что резкие гормональные изменения (понижение уровня эстрадиола и прогестерона) после аборта могут играть роль в развитии постабортных психических расстройств. Взаимосвязь эндокринных и психологических факторов в развитии постабортных психических нарушений должна стать предметом дальнейшего изучения.

Литература

  1. Белобородов И. Аборты в России: история, последствия, альтернативы. Демография.ру (по материалам Всероссийской ренции центров защиты материнства 30 сентября - 30 октября. 2007г.).
  2. Кочетков Я.Л. Депрессия и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система: новые стратегии изучения. Современные проблемы психиатрической эндокринологии. М 2004.
  3. Мурашко Л.Е. Гормональные изменения после аборта на 7-8 неделе беременности. Сов мед 1978; 6:75-80.
  4. Петрова Н.Н. Психологические факторы искусственного прерывания беременности. Вести Санкт-Петербургского университета 2006; 11:3.
  5. Розен 8.6. "Основы эндокринологии". М: МГУ 1994; 384.
  6. Adler N.E., David H.P., Major B.N. et al. Psychological responses after abortion. Science;248:lssue 4951:41-44.
  7. Broen A.N., Mourn T., B0dtker A.S., Ekeberg 0. The course of mental health after miscarriage and induced abortion: a longitudinal, five-year follow-up study. BMC Med2005:3:18.
  8. Cozzarelli C., Sumer A/., Major B. Mental models of attachment and coping with abortion. J Pers Soc Psychol 1998; 74:2:453-467.
  9. Deecher D., Andree T.H., Sloan D., Schechter L.E. From menarche to menopause: exploring the underlying biology of depression in women experiencing hormonal changes. Psychoneuroendocrinology 2008; 33:1:3-17.
  10. Dennis C.L., Ross L.E., Herxheimer A.Oestrogens and progestins for preventing and treating postpartum depression.Cochrane Database Syst Rev2008;4:CD001690.
  11. Dhir A., Kulkarni S.K. Antidepressant-like effect of 17beta-estradiol: involvement ofdopaminergic, serotonergic, and (or) sigma-1 receptor sys-tems.Can J Physiol Pharmacol 2008;86:10:726.
  12. Fergusson D.M., Norwood L.J., Ridden E.M. Abortion in young women and subsequent mental health. J Child Psychol Psychiat 2006; 47:1:16-24.
  13. GisslerM., HemminkiE., LonnqvistJ. Suicides after pregnancy in Finland, 1987-1994: register linkage study". BMJ 1996; 313:7070:1431-1434.
  14. Hardan A., Birmaher B., Williamson D.E. et al. Prolactin secretion in depressed children. Biol Psychiat 1999; 46:506-51"1.
  15. Major B., Cozzarelli C., Cooper M.L. et al. Psychological responses of women after first-trimester abortion. Arch Gen Psychiat 2000; 57:777-784.
  16. Major B., Richards C, Cooper M.L. et al. Personal resilience, cognitive appraisals, and coping: an integrative model of adjustment to abortion. J Pers Soc Psycho! 1998; 74:3:735-752.
  17. Marinho R.M., Scares J.MJr., Santiago R.C. et al. Effects of estradiol on the cognitive function of postmenopausal women. Maturitas 2008; 60:3-4:230-234.
  18. Ney P.G, Wickett A.R. Mental health and abortion: review and analysis. Psychiatr J Univ Ottawa 1989; 14:4:506-516.
  19. Pae C.U., Mandelli L., Kirn T.S. et al. Effectiveness ofantidepressant treatments in pre-menopausal versus post-menopausal women: A pilot study on differential effects of sex hormones on antidepressant effects. Biomed Pharmacother2008.
  20. Pedersen W. Abortion and depression: a population-based longitudinal study of young women. Scand J Public Health 2008; 36:4:424-428.
  21. Position Statement on Women"s Mental Health in Relation to Induced Abortion, by the Royal College of Psychiatrists of the United Kingdom. E-pub
  22. Reardon D.C. Making Abortion Rare: A Healing Strategy for a Divided Nation. New York 1996.
  23. Reardon D.C., Cougle J.R., Rue V.M. et al. Psychiatric admissions of low-income women following abortion and childbirth. CMAJ 2003:168:10.
  24. Rue V. Abortion and Family Relations testimony before the Subcommittee on the Constitution of the US Senate Judiciary Committee, U.S. Senate, 97th Congress. Washington DC 1981.
  25. Rubinov D.R. Schmidt Menstrual cycle-related and perimenopause-related affective disorders/Psychoneuroendocrinology: the scientific basis of clinical practice. 2003,245-281.
  26. Russo N.F., Zierk K.L. Abortion, childbearing, and women. Professional Psychology. Res Practice 1992:23:4:269-280.
  27. Schmiege S., Russo N.F. Depression and unwanted first pregnancy - longitudinal cohort study. Electronic version. Br Med J 2005;331:7528:1303.
  28. SpeckhardA., Rue V. Postabortion syndrome: an emerging public health concern. J Social Iss1992;48:3:95-I19.
  29. Stotland N.L. The myth of the abortion trauma syndrome. JAMA 1992;268:15:2078-2079.
  30. Taft A.J., Watson L.F. Depression and termination of pregnancy (induced abortion) in a national cohort of young Australian women: the confounding effect of women"s experience of violence. BMC Public Health 2008;8:75.
  31. TheC. EverettKoop Papers: Reproduction and Family Health. A profile by the National Library of Medicine. Accessed February 23,2008.
  32. TolmachevaE. A.,ChepurnovS. A., ChepurnovaN.E.etal. Absence seizures during pregnancy in WAG/Rij rats. Physiol Behav 2004;81:4:623-627.
  33. Ylikorkala 0., Ronnberg L. Prolactin changes in maternal plasma following termination by vacuum curettage and the effect of bromocriptine treatment on these changes. Br J Obstet Gynaecol 1980:87:10:911-915.

Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта.

Освобождение и капкан

Она говорила мне об этом много раз, и поэтому, думая о ней, я всегда вижу ее одиноко бредущей по улице и всматривающейся с глубокой печалью во встречных молодых матерей с детьми. Она, бывает, остановится, чтобы вглядеться в малыша – они, детки, все кажутся ей ангелами, чудом оказавшимися среди людей и незаметно, легко поднимающими их на свою ангельскую высоту. Ее ангел умер, не родившись, и даже не умер, а загублен – своею же матерью. Ее ангел снится ей почти каждую ночь, и каждую ночь зовет ее «Мама! Мама!» и смотрит на нее с невыразимой вопросительной жалостью. И ее сердце тоже рвется от жалости, и плачет душа от невозможности отозваться, прикоснуться, взять на руки и согреть. Уже несколько лет ей нет покоя. Она рассказывала мне, что смешанное чувство это - беспокойства, скорби, тоски и позора – пришло к ней не сразу. И было даже короткое облегчение после аборта…

«Освобождение… – говорит она с горькой иронией и добавляет, - освобождение, обернувшееся таким капканом». Это сравнение она часто использует в наших беседах. Капкан, который душит отчаянием. Удушье от одной мысли о содеянном.

Она так и не вышла замуж, хотя уже подвигается к сорока, и шансов на семейную жизнь становится все меньше и меньше. Но и в этом - отголосок аборта, может быть, главный отголосок. Самонадеянный голос, который так подло воспрял в ней после операции, твердил, что не нужна ей семья (пока), и не нужны дети (пока) - с ними все усложнится, и учеба, и работа, и личная жизнь, и есть еще время. Но время вдруг неожиданно кончилось, пролетело мгновенно, а вместе с ним потеряли свою значимость и внешние заботы. А внутреннее обнажилось, и то, внутреннее, оказалось нестерпимым одиночеством.

«Теперь все, что было важным и нужным, - говорит она, опустив голову и медленно выдавливая из себя слова, - потеряло смысл, и жизнь потеряла смысл. Как это могло произойти? Кто сыграл со мной в такую страшную игру?»

Год назад у нее развилась депрессия, появились неконтролируемые страхи, подозрительность, мысли о самоубийстве. Стало трудно продолжать работать в полную силу, она поменяла одно место, другое. Находиться в обществе людей ей бывает порой невыносимо. У нее нет близких подруг. После нескольких разочарований и мелких предательств она перестала доверять женщинам, а мужчинам - тем более, еще с тех самых пор, как первый, казавшийся таким любимым и любящим, уговорил ее на аборт, но и после того вскоре бросил.

Никто не понимает, что со мной, - говорит она, - да, я и не могу главного рассказать никому, не могу выразить свое состояние. Разве можно выразить пустоту? Или одиночество? Словами здесь не скажешь…

А молитвой? – спрашиваю я ее. Она задумывается и отвечает грустно:

Молитвы не даются мне. О чем молиться, когда ничего уже поправить нельзя?

А чтобы вы хотели поправить?

Всю свою жизнь… И если ее нельзя поправить, то зачем продолжать?…

Татьяна К. (все настоящие имена здесь изменены) позже выбрала продолжать, выбрала бороться за надежду и прощение, пережив депрессию, и холод, и страх оставленности. А женщина, совершившая аборт, действительно, одинока и замкнута, иногда абсолютно обособлена горем от мира и ото всех. Прежде всего, потому что глубинную боль, в самом деле, рассказать трудно, и еще потому, что слушающих и понимающих мало. Упал мир до плоскости, за которой убийство женщиной вынашиваемого ребенка не считается экстраординарной проблемой.

Присутствие ребенка

Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Иногда и двадцать, и тридцать лет пройдет, и другие дети появятся, а слезы не кончаются, не кончается плач о том единственном чаде, которому по недоброй воли матери не довелось увидеть Божий Свет. Горечь утраты смешивается с мучительной скорбью и стыдом. Чувство вины - так и не объясненная и неразгаданная психологами (а в психологии многое гадательно и субъективно) эмоция – часто ведет к депрессии, страхам и тревогам, к утрате смысла и радости жизни. В психоланализе вина – невротическое состояние, от которого нужно излечиться, избавиться обесцениванием или перекладыванием ее на другого, на ближнего или на внешние обстоятельства. Но для православного психотерапевта, как и для любого верующего, чувство вины – это память о грехе, это зов к духовному спасению, и задача у него совершенно иная – помочь пациенту услышать этот зов как можно явственнее и, как бы ни было трудно, последовать ему.

В православной психотерапии осознание личной ответственности – необходимый шаг. Без осознания собственной вины и совершенного греха нет исповеди и, значит, нет покаяния. А без покаяния не может быть обретения надежды.

В беседах с женщинами, страдающими так называемым постабортным синдромом, необходимо, чтобы незримо присутствововал третий – убиенный ребенок, чтобы мать говорила не только о своей боли, но, прежде всего, смогла сострадать его боли и его страданиям. То, что ребенок в утробе чувствут боль, уже давно доказано.

Марина С., прервавшая свою первую, нежелательную беременность и через несколько лет решившая сохранить вторую, рассказывала, что осознание совершенного убиения пришло к ней только со второй беременностью. «Со вторым, с желанным, для меня все важно – каждое его движение, каждый стук его сердечка, любое его настроение – я все это глубоко и благоговейно ощущаю: ощущаю, что живет во мне человечек, постоянно чувствую его присутствие в себе. А с первым, - говорит Марина, и ее голос начинает дрожать, - иначе было – я воспринимала его, как нечто, что лишь мешает моему собственному существованию, воспринимала его чуть ли не как угрозу для своего благополучия. Так было. Но ведь этот и тот были моими детьми! Оба - мои дети…».

Сеансы с православным психотерапевтом, конечно, могут помочь на первом этапе, когда женщина только начинает искать выход из тяжелого эмоционального состояния. И здесь важно умение выслушать и сострадать. Но, помимо таких сеансов, есть куда более важные средства, куда более мудрые учителя и проводники к духовному прозрению, и среди них - молитва, церковь, исповедь, покаяние. «Господи, помилуй чадо мое, умершее в утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши его Света Твоего Божественного». Почему так важна молитва? Потому что в ней мать и загубленный ребенок соединяются вновь. С молитвой в сердце матери входит любовь к своему нерожденному чаду.

Почему важно посещение церкви? Мой духовник отец Алексей (Охотин), настоятель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке, любит напоминать нам, прихожанам: «Мы так усердно моем лицо свое и руки каждый день, иногда и по нескольку раз в день, а при том забываем, что душа наша тоже загрязняется и часто смердит из-за того, что очистить и умыть ее у нас нет времени или желания. А ведь душа - вечная, не то что одежда…». В церкви, как нигде в другом месте, мы осознаем, чувствуем сердцем, как греховны и немощны.

И, конечно, исповедь. Принесенное добровольно и изреченное перед священником искреннее раскаяние скажет Богу, что мы идет к нему по воле своей, что мы сами делаем выбор быть с Ним и повиниться перед Ним. Господь сказал: «Идущего ко Мне, не отвергну». Значит, Он ждет нас – это нам решать, остаться ли наедине со своей болью (а нередко и гордостью) или снести ее Утешителю…

Самооправдание, хоть и легче дается, имеет краткий эффект, и, по сути, - враг настоящему исцелению. Как только улетучится его эйфория, оборачивается оно новой волной отчаяния. Ответственность же за совершенный грех и покаяние приведут к новой надежде. И только новая надежда придаст смысл жизни. Не самопрощение, о котором так много говорят психологи, когда пытаются от лукавого поднять самооценку пациента, а истинное прощение от Христа, которого только и может желать, - нет, не наше эго, не наше временное «я», - а наша бессмертная душа.

Время не лечит. Очень часто, к сожалению, осознание вины за содеянное детоубийство приходит не сразу, и даже не через год или два, а через много лет.

У Ирины В., больной пятидесятилетней женщины, есть двадцатилетняя дочь, а первых двоих она уничтожила в утробе. Так и жила себе годы и годы, пока не подступили тяготы возраста и болезней. А теперь вот затосковала, загоревала крепко, и все снятся ей первые двое и куда-то зовут с собой. Ирина считает, что и болезни ее нынешние, хронические от абортов, и тоска от того же, и то, что муж рано ушел из жизни, и дочь совсем от рук отбилась. Наталья, дочь Ирины, объявила на днях, что «залетела» и хочет сделать аборт, и добавила тоном, не терпящим возражениий, что, мол, нечего слезы лить. «А я на колени перед ней упала, - говорит Ирина, подавляя подступившие рыдания, - и все просила не убивать ребенка. Сама выращу, если ты не хочешь, из последних сил соберусь, а подниму, только не режь его, он же живой, такой, как и ты была когда-то! И всю правду о своем горе рассказала…».

Ну, и что, послушалась вас дочь? – спрашиваю я.

Не знаю. Но как-то тише стала. Дома больше сидит по вечерам. Не знаю, как к ней подступиться. Одна она у меня. Цветочек мой. А было бы три… три цветочка…

Глаза у Ирины выцветшие, почти белые от слез. Но и душа, видно, постепенно обеляется.

Постабортный синдром – это не психическое заболевание, но сдавленный, неоглашенный крик женской души, раненной смертным грехом. Поэтому и лечить эту рану нужно не только в беседах с психологом, но, прежде всего, в общении с Богом. Только перед ним мы можем встать на колени и произнести: «Помяни, Человеколюбче, Господи, души отошедших рабов Твоих младенцев, кои в утробе православных матерей умерли…».

Текст: Наталья ВОЛКОВА, психотерапевт, Нью-Йорк

В нашей стране только по официальной статистике выполняется около 3 млн абортов в год. Существуют обширные исследования о физических последствиях аборта: ранних и поздних, первичных и вторичных. В 70-е годы 20 столетия в гинекологии появляется специальный термин: вторичное бесплодие – заболевание, основной причиной которого является аборт.

Наличие физических последствий аборта не вызывает сомнения ни у кого. О психических последствиях аборта в России не написано ни одной статьи, не сделано ни одного доклада. Репродуктивный статус женщины учитывается в России только в области гинекологии и акушерства. Для амбулаторных и стационарных пациенток психиатрических клиник, невропатолога и семейного консультанта этот статус практического значения не имеет.

Таким образом у российских женщин постабортного синдрома (ПАС) как бы и нет. Поэтому многие врачи, в том числе акушеры и гинекологи, не знают о существовании ПАС.

Существуют ли психические последствия абортов или так называемый постабортный синдром и как его определить?

Согласно определению Американской ассоциации психиаторов (1987), посттравматическое стрессовое расстройство включает травму, вызванную “событием находящимся вне пределов обычного человеческого опыта… например, серьезной угрозой жизни и физическому состоянию человека, серьезной угрозой его детям… или смерти другого в результате физического насилия”. ПАС рассматривается как разновидность постстрессового расстройства (ПСР).

Винсент Ру (США) определяет ПАС ” как посттравматическое стрессовое расстройство, характеризующееся развитием симптомов, вызванных определенными эмоциональными реакциями на полученную вследствии аборта физическую и эмоциональную травму.

Существуют четыре основных компонента Постабортного синдрома:

  • Прямое или косвенное участие в уничтожении внутриутробного младенца, что воспринимается как травма и нечто, выходящее за пределы обычного человеческого опыта.
  • Неконтролируемое негативное переживание заново аборта как смерти, например, возвраты к прошлому в памяти, кошмары, горе, особенно в годовщину аборта.
  • Неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль.
  • Возникновение симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него, включая чувство вины за сохранение собственной жизни”.

Таким образом, ПАС является медицинским определением психологических и эмоциональных нарушений у женщины после аборта. Но данное определение затрагивает лишь внешнюю сторону проблемы и в лучшем случае может претендовать на характеристику медицинского аспекта ПАС, определяющего некую болезнь психики человека. В настоящее время существует примерно 250 работ, связанных с исследованиями ПАС в основном в Европе и США. Американские специалисты разработали симптоматику ПАС, его течение и последствия, методы излечения, а также отметили группы риска, особенно подверженные ПАС.

Но нам представляется, что многие ошибочные взгляды на различные аспекты ПАС связаны именно с неправильным определением этого синдрома или неверной постановкой проблемы в принципе, а точнее сказать в игнорировании духовной стороны вопроса.

Как отмечалось выше ПАС как таковой является лишь медицинским определением. Наше расхождение с американскими коллегами состоит, например, в определении самого источника ПАС – греха детоубийства и определения роли женщины в этом.

Анна Спекхард (США, Арлингтон), один из ведущих психологов- специалистов по ПАС в одном из исследований считает, что психологическая реакция отрицания у женщины, которая сделала аборт, строится на непринятии реальности смерти своего ребенка. Мы полагаем, что женщина не может принять другую правду, о том, что она сама – причина смерти своего ребенка. Именно в этом корень греха, и одновременно первая ступень покаяния как изменения сознания. Правильное (православное) осознание того, что произошло при аборте, ведет к изменению сознания человека, а изменение сознания есть ни что иное как покаяние.

Мы получаем письма от женщин, сделавших аборт. Письма все разные. Но, в основном, это письма-исповеди, письма – крик души. В них одни скорбят без оправданий о том, что произошло. Другие говорят: это делают все, меня заставил муж, я не более грешна, чем все. Последние отрицают то, что сделали зло.

Психологический механизм отрицания после сделанного аборта есть ни что иное, как отрицание возможности покаяния в содеянном.

Нам представляется спорным следующее утверждение американских специалистов: “Травма, вызываемая абортом, во многих случаях может быть предотвращена или излечима, если женщины группы риска получат адекватное консультирование и смогут принять решение, соответствующее их психологическим и социальным потребностям” (Винсент Ру, США). Если женщина приняла решение и сделала аборт, то она просто обречена на душевную боль и предотвратить психическую травму при любом, даже самом хорошем консультировании невозможно. Предотвратить ПАС можно только, уговорив женщину не делать аборт.

Женщина, сделавшая аборт, муж, который ее к этому подтолкнул, врач, который был причастен к аборту – все они подвержены заболеванию ПАС. Для его излечения на самой первой стадии все они должны осознать, что такое аборт, каковы последствия этого деяния, в чем они проявляются у них и как их преодолеть.

В настоящее время предлагаются самые разные принципы излечения ПАС. Одно из направлений, распространенное в США, Японии и России – это переживание душевной боли и преодоление ее с помощью методов, которые могут нанести человеческой душе большой вред, вплоть до серьезного психического заболевания.

Так некоторые направления данного переживания у женщин, связанны с написанием ими писем и стихов своим абортированным детям, их заочного крещения, посвящения им символического места на кладбище с посещением “детской могилки”, покупки этим детям игрушек, разговора с ними с поименным призыванием и т.д. Все эти методы можно рассматривать как языческую ересь, с попытками проникновения в мир умерших, что очень опасно для души и может нанести непоправимый вред психическому здоровью женщины.

КОГДА БОЛИТ ДУША

Для того, чтобы определить, что же такое ПАС, будем иметь ввиду, что человек по своей структуре тресоставен (Святитель Феофан Затворник) и состоит из тела, души и духа. С какому из этих трех компонентов относится ПАС?

Ко всем. Понятно, что физические страдания после аборта связаны с душевными переживаниями. Первые могут вызывать и усугублять вторые и наоборот. Но все же попытаемся вычленить нечто характерное только для ПАС и назовем это состояние условно – “когда болит душа”, пытаясь прийти в верному определению этого заболевания.

Знаете ли Вы что такое душевная боль, вызванная какой-то скорбью, например смертью близкого? “У меня болит сердце”, – говорит человек, имея ввиду именно болезнь души.

“Тоска смертная”, – говорит другой, и это тоже может быть проявлением болезни души. Те, кто перенес близкого человека, знают, что время лечит любую скорбь. Но только не психические последствия абортов. Они не проходят со временем, а могут лишь усугубляться.

Постабортный синдром у женщины всегда сопровождается психическими нарушениями разного типа и является реакцией человеческой души на умышленное или неумышленное убиение внутриутробного младенца.

“Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различия плода образовавшегося или еще необразованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены от таковых покушений весьма часто умирают” , – писал в 4 веке Святитель Василий Великий.

Эти психические нарушения могут проявляться в следующих симптомах: постоянное возвращение к прошлому в памяти; специфические видения и сны; отчаяние, приводящее к суицидальным мыслям; непроходящее чувство утраты по типу потери близкого человека; страх, что все раскроется и все осудят за сделанный аборт; озлобление и гнев, особенно по отношению к мужу или тому, кто возможно подтолкнул на аборт; чувство неудавшейся жизни, часто основанное на начавшемся расколе в семье; пьянство и наркомания как реакция подавить постоянно действующий источник боли и т.д. Но самое главное препятствие для излечения ПАС – так называемая психологическая защита души – отрицание того, что был совершен грех. Поэтому для женщины очень важно правильно осознать происшедшее и попытаться определить, кто в этом виноват с последующим изменением своего сознания как по отношению к себе, так и к другим людям.

Очень часто женщина понимает, что она больна, но не знает, что с этим делать. Она остается один на один со своим горем.

Был ли аборт искусственным или самопроизвольным, был ли ребенок желанным или нет, женщина имеет дело с потерей ребенка, с опытом смерти, который не сопровождается никакими обрядами, что усугубляет течение ПАС. Данная ситуация характерна не только для ПАС, но и для тех людей, кто потерял близких и не мог похоронить их.

Представим конкретную ситуацию, которую условно назовем “Кризизом противоречий” с ожидаемым и конкретным результатом после аборта: получение значительного психологического облегчения после аборта – но через неделю (или через год) чувство страшной тяжести на душе; надежда наладить отношения с мужем, решив проблему нежеланного ребенка – ухудшение и усугубление отношений вплоть до нежелания телесной близости; решение проблем физического здоровья (например токсикоз беременности) – острые или хронические осложнения в репродуктивной и гормональной системе организма; желание оздоровить организм (спорт, режим дня, правильное питание) – курение, алкоголизм или наркомания как защитная реакция от постоянно действующего источника душевной боли; спокойное состояние психики – гнев, эмоциональная неуравновешенность и раздражительность.

Что дополнительно может усугублять тяжелое психическое состояние женщины?

  • Несоответствие психологической установки перед абортом с тем, что происходит после. Например: “там еще ничего нет, но вдруг женщина может увидеть окровавленные части рук или ног внутриутробного младенца, что вызывает моментальный глубокий шок с тяжелейшими переживаниями – впоследствии навязчивыми состояниями”.
  • Женщины не знают, что делать с этой болью, а некоторые вообще не связывают состояние ПАС с абортом. Психологические реакции отрицания того, что произошло или подавления постоянно действующего источника душевной боли могут превратить женщину в инвалида.
  • ПАС очень часто бывает тайной, покрытой мраком. Даже хронические заболевания излечимы, особенно те, которые видимы и правильно диагностированны. При подавленном ПАС, он как бы превращается в воспаленный нерв зуба, который вначале разрушает зуб, потом надкостницу, а потом переходит на весь организм.
  • Вся абортная индустрия (фабрика смерти) не заинтересована в представлении ПАС как серьезного заболевания, так как наличие ПАС развенчивает идею о так называемом безопасном аборте.
  • ПАС относится к сфере невидимой боли, что обусловливает возможность методологических недостатков при привалирующей роли пациента в излечении.

Как бы не было трудно женщине переживать ПАС или осознавать свои грехи, самое главное – знать, что “покаяние открывает зрение грехов своих” (иеромонах Никон, один из последних Оптинских старцев), оно есть духовное определение.

Излечение души есть путь к физическому здоровью. Поэтому вся теория и практика консультирования ПАС лежит на стыке душевного и физического здоровья и очень важно, чтобы Православная Церковь и врачи работали над этой проблемой вместе.

cтатьи о.Александра Ильяшенко по данной тематике:

Не так давно в Москве прошли XXIV Международные Рождественские образовательные Чтения. В рамках данного мероприятия был организован круглый стол по проблеме почти табуированной, практически не обсуждаемой в нашем обществе - так называемого постабортного синдрома (аббревиатура - ПАС).

Президент АНО «За жизнь» С. В. Чесноков обратился к участникам круглого стола с докладом по теме «Преодоление последствий аборта женщиной, мужчиной и обществом» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Вице-президент АНО «За жизнь» В. В. Потиха сделал доклад «Зарубежный опыт публичного свидетельства о постабортном синдроме» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ). Был заслушан доклад руководителя Благотворительного фонда «Семья и детство» С. А.Рудневой «Преодоление постабортного синдрома как условие личностного роста» и ряд других актуальных выступлений.

На круглом столе также выступила руководитель отдела психологического консультирования Тюменской региональной общественной организации ЦЗМ «Покров» Е. Ю. Шабалина с докладом «Влияние постабортного синдрома на общество и государство» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ).

Сегодня мы попросили Елену Юрьевну ответить на вопросы, касающиеся проблемы ПАС.

Елена Юрьевна, действительно, тема постабортного синдрома мало обсуждаема, немногие о ней слышали. Что это такое на самом деле, как проявляет себя ПАС, каковы его признаки ?

Постабортный синдром - это посттравматическое стрессовое расстройство психики вследствие искусственного прерывания беременности «по желанию» женщины. Всегда беру слово «желание» в кавычки, так как здравый смысл подсказывает его абсурдность в данном контексте. В психике женщины, у кого-то раньше, у кого-то позже после аборта происходят опасные изменения, она нуждается в помощи. Большинство женщин не связывают имеющиеся у них симптомы с абортом. В этом и проблема. НЕ знание не освобождает от страданий, а знание неприятной перспективы, возможно, и помогло бы её предотвратить. Дополнительная п роблема в том, что это явление всё ещё мало изучено в нашей российской психиатрии и «соматической» медицине. Причина понятна: годы замалчивания, когда не принято было об абортах даже говорить, не то что изучать последствия. Плюс железный занавес.

Тема абортов, на мой взгляд, самая трудная для общества. По сути, отношение к этому явлению нашей жизни делит общество на два лагеря: сторонников и противников. Золотой середины в этом вопросе придерживаться не получится, тема слишком серьёзная, жизненно острая. Какой уж тут постабортный синдром? Если о нём говорить, то становится понятна убийственная правда про искусственные аборты как социальное зло в государственном масштабе. Хотя масштабы ещё шире, под него попадают минимум треть стран мира. Это если говорить только про законодательную сторону.

Исходя из клинического опыта, из практики общения с женщинами, пережившими искусственное прерывание беременности, можно утверждать, что ПАС имеет широкое распространение. Симптомы этого явления очень разнообразны и обычно диагностируются как известные практически каждому грамотному человеку дискомфортные состояния: депрессии, неврозы, повышенная тревожность, постоянное беспокойство, чувство вины, панические атаки, склонность к суициду, кошмарные сновидения, бессонница, эмоциональная отгороженность, эмоциональные проблемы, агрессивность, ...

- Получается, что существуют определенные трудности в диагностике постабортного синдрома?

Существует немало преград для объективного исследования этой проблемы. Дело в том, что до 60-х годов прошлого века многие специалисты признавали, что аборт обладает психотравмирующим действием и может вызвать посттравматический синдром. На круглом столе, проходившем в Москве в рамках Рождественских Чтений - 2016, был представлен специальный доклад на эту тему врача-психиатра Алексея Александровича Фомина из Санкт-Петербурга (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) .

В 60-годы прошлого века началась так называемая сексуальная революция, которая привела в конечном счете к контролю над рождаемостью, разрушению института семьи и ко многим другим печальным последствиям, в том числе к легализации искусственного прерывания беременности «по желанию» женщины. Чтобы революция свершилась, для абортов не должно было быть никаких этических препятствий. Поэтому постепенно из информационного поля вытеснялась мысль о том, что аборт ведет к неприятным и, тем более, к психотравмирующим последствиям. Невыгодно это было признавать и официальной психиатрии как области медицины, которая контролируется фармакологическими корпорациями. Психотропные препараты или какие-то другие стоят денег, это очень выгодный бизнес, миллиарды долларов в год. Признать ПАС - значит признать вред аборта. Такая мера ограничила бы рынок сбыта лекарств. Это одна сторона проблемы.

Существует немало и других преград для изучения постабортного синдрома. Одна из них - интимность вопроса, нежелание женщин участвовать в подобных исследованиях. Это и понятно: вопрос деликатный, тонкий и очень болезненный. После аборта далеко не многие согласятся говорить на эту тему. Говорить о себе тяжело, раскрыть свои чувства способен не каждый человек. Женщины с трудом идут на контакт либо вообще не идут. Не хотят участвовать в исследованиях, опросах, заполнять анкеты. Срабатывает психологическая защита: мысль о содеянном отрицается, вытесняется. Возможно, помог бы финансовый фактор, когда участвуя в опросах, люди хотя бы зарабатывали. Но это тоже проблема, кто будет платить за такие исследования?

Следующая причина, почему сложно диагностировать ПАС: он имеет очень большой спектр проявлений, сходный с другими психическими проблемами и расстройствами. Психика человека - очень хрупкая вещь, загадочная, до конца непостижимая. Причины психических травм, психических отклонений самые разнообразные. Как узнать, что послужило спусковым механизмом? Трудно чётко проследить отчего появилась бессонница или депрессия, например. Может быть, это результат какого-то тяжелого стресса, перенесенного ранее - аварии, развода, болезни, утраты, неудачи на работе, финансовых потрясений, самых разных неприятностей.

Ко всему прочему, исследование постабортного синдрома - это вопрос времени. Никто не знает, когда он себя проявит - сразу или через год, через пять или через двадцать, тридцать лет. Аборт - мина замедленного действия. Мы не знаем, в какой момент и как она себя обнаружит. И никто этого сказать не может, это непредсказуемо.

Еще один существенный момент, затрудняющий выявление постабортного синдрома. Не каждый специалист, психолог, психиатр, врач знает о существовании ПАС и, соответственно, представляет, что с ним делать. Принцип психотерапевтической работы, лечения, психологической помощи при ПАС сходен с помощью при ПТСР (посттравматическом стрессовом расстройстве). Можно пытаться устранить симптомы, но, не выяснив причину, сложно реально помочь человеку. Это также требует определённой квалификации.

Постабортным синдромом надо заниматься предметно и целенаправленно. Для этого необходимы масштабные исследования, на которые опять же требуются существенные финансовые вливания. Это очень затратный труд, скрупулезный и длительный. Тем не менее, несмотря на все эти препятствия, исследования постабортного синдрома, пусть пока немногочисленные, проводятся и за рубежом, и у нас. На эту тему есть научные труды, книги, статьи. В США работает Институт прерванной беременности, который возглавляет семейный психотерапевт Винсент РУ. В 1981 году он впервые дал определение постабортного синдрома (ПАС) как разновидности посттравматического стрессового расстройства.

Постабортному синдрому подвержены все женщины, которые сделали аборт, или все-таки есть исключения? Может женщина просто забыть об этом?

Дело в том, что забыть искусственно прерванную беременность невозможно. Сработать может психологическая защита, когда происходит вытеснение этой информации в глубинные пласты психики. Аборт - это глубокая психическая травма, она может до поры до времени не осознаваться человеком, не проявляться.

Структура психики очень сложная, очень тонкая. Специалисты знают, что женщина, сделав аборт, какое-то время может чувствовать облегчение, даже удовлетворение. Ей кажется, что она решила проблему, избавилась от нее. Но это ложные временные ощущения, и это не значит, что она не будет потом об этом вспоминать, жалеть. Дело в том, что мишенями являются человеческая, материнская, родительская структуры личности, женская сущность, то есть бессознательная сфера, не поддающаяся контролю сознания. Беременность - это естественное природное состояние женского организма, а прерывание беременности - это противоестественный акт. В идеале каждая женщина - мать. Девочка рождается с полным набором зародышевых яйцеклеток, то есть всех своих будущих потенциальных деток. Если у мальчиков генетический материал начинает вырабатываться в подростковом возрасте, то с девочкой другая ситуация. Почему так важно следить за здоровьем ребёнка с самого рождения, ещё лучше - с зачатия, тем более девочки. Потому что она хоть и маленькая, но уже потенциальная мамочка. Ей только нужно вырасти и выйти замуж.

Каждая женщина на подсознательном уровне знает, что она мать. Когда же она на сознательном уровне - не значит осознанно - уходит от материнства (редко кого заставляют помимо воли делать аборт), получается, что женщина сама добровольно наносит себе травму и психическую, и физическую. И, конечно же, больше всего от этого сама же и страдает. Она неизбежно переживает глубокий внутриличностный конфликт, конфликт с собой, со своей душой, с Богом, с миром.

Есть люди, которые говорят, что ничего не чувствует, что у них все хорошо. Часто так говорят женщины старшего поколения, которые сделали много абортов. Это и есть проявление ПАС, иначе пришлось бы предположить, что мы живём среди аморальных людей...

Если смотреть в государственном масштабе, у нас очень большой процент женщин с абортивным опытом. Как говорит статистика, порядка 40% молодых женщин до 30 лет имеют хотя бы один аборт в своей жизненной истории. В целом по стране примерно 70% женщин имеют такой опыт. Выходит, минимум две трети, а это уже подавляющее большинство женского населения - как-то даже неуютно становится.

А если взять опыт многих поколений и посчитать всех, и ещё тех, кто склонял к аборту, кто совершал его непосредственно - это будет десятки, сотни миллионов человек за последние десятилетия. Вывод напрашивается сам собой: постабортный синдром практически, как тёмная туча, накрывает нашу страну, если уже не накрыл. Надеюсь, верю, что не полностью, только на две трети, не больше... Опасность в том, что «в темноте» можно совсем потеряться и окончательно перестать отличать белое от чёрного, а добро от зла. Согласна, надо, надо быть оптимистами и надеяться, что у нас ещё есть шанс выбраться.

- Существует еще так называемый «синдром годовщины ». Что это такое?

- Это известное в психологии понятие, также характерно и для ПАС, как одно из проявлений - реакция на дату прерывания беременности или на дату предполагаемого рождения погибшего ребенка. Это как память о родах. Только день рождения ребенка, разумеется, - радость для матери. Если женщина делает аборт, этот день тоже запоминается, остаётся в долговременной памяти, фиксируется. Сколько женщин признается, что каждый год вспоминают день, когда мог бы родиться у них малыш. Видя идущего ребёнка, мысленно считают возраст того, нерождённого. Синдром годовщины может проявиться и внезапной головной болью, необъяснимой агрессией, неожиданным перепадом настроения... Знакома с женщиной, которая каждый год, в течение 30 лет, вспоминает день, когда бы у нее мог родиться сын (она знает, что это был именно сын) и считает его возраст. Врагу не пожелаешь. Думаю, у многих есть подобные примеры.

Есть немало информации о том, что женщины после сделанного аборта начинают пить. Оказывается, у нас в стране на 100 мужчин алкоголиков приходится 40-50 женщин с алкогольной зависимостью.

- Чувства безвозвратной утраты, вины, пустоты - тоже симптомы постабортного синдрома. Включаются деструктивные психологические защитные механизмы по типу «регресс», «компенсация», «замещение», происходит стагнация в процессе развития личности, вплоть до деградации. Тогда неудивительно, что женщины могут прибегать к наркотическим средствам, желая забыться. Окружающим, как и ей самой порой непонятно - вдруг ни с того ни с сего начала пить. А причина все та же: совершено насилие над ее женской природой, насилие над ребенком, насилие над своим родом, в конце концов. Ведь семья - это система, и если по воле матери не рождается ребенок, то семейный организм начинает давать сбой. Каждый элемент, каждый член семьи важен для другого, для правильного функционирования всей системы, семьи, рода. Каждый зачатый ребенок должен родиться, должен увидеть свет.

Кроме того, не только алкоголизм - бывают случаи суицида, склонность к суициду. Это уже крайняя форма последствий аборта...

- Что значит эмоциональная отгороженность? Как это проявляется?

- Можно перечислить различные признаки этого явления. Среди них: подавление мыслей об аборте или переживаний, попытки избежать действий, ситуаций, разговоров, которые могут вызвать воспоминания об аборте; возможна и другая форма, гиперкомпенсация. Она выражается в неестественно спокойном состоянии, нарочитой невозмутимости при обсуждении подобных тем, в забывчивости деталей из прошлого и собственной ситуации прерывания беременности.

В отношениях - это разрушение, прекращение контактов с несостоявшимся отцом нерождённого ребёнка, с противоположным полом в целом; снижение способности испытывать чувства любви, привязанности, нежности. После аборта у части женщин возникает неприязнь к беременным, так как своим видом последние напоминают им о том, чего они сами были лишены. Женщины нередко признаются, что испытывают зависть, когда видят беременных, вплоть до ненависти к ним.

- Как проявляется эмоциональная отгороженность к рожденным детям?

- Аборт не может не сказаться на отношении к рожденным детям. Женщина по определению созидательница. Если она изменяет своему призванию и принимает решение прервать зародившуюся в ней жизнь, искажается основа основ ее женской природы. Лишить ребенка жизни - это убить что-то или кого-то в себе, в прямом и переносном смысле. Можно ли говорить о настоящей любви? Разве это любовь, если мать решает - этому ребенку жить, а этому не жить, этого абортировать? Материнское чувство становится ущербным.

Это может проявиться в стремлении минимизировать контакт с детьми, потому что дети тоже будят воспоминания, вплоть до охлаждения чувств или агрессивного отношения. Многие женщины, перенесшие аборт и ставшие матерями, часто не могут выстроить правильные отношения с рождённым ребёнком, менее привязаны к нему, не готовы кормить грудью, могут злиться, небрежно относиться, проявлять агрессию, раздражительность, когда он плачет, нуждается в помощи. С другой стороны, это может быть разной степени гиперопека, когда все интересы, цель жизни сосредоточены на том ребенке, который живет как бы за счет всех других нерожденных детей. Причем, все сиблинги - братья и сестры, связаны друг с другом и ментально, и биологически, генетически. Только одним позволили родиться, а другим - нет. В результате такого «отбора» рожденные дети несут на себе непосильный груз. Иногда задают вопрос, кто ещё страдает от постабортного синдрома? Страдает уцелевший от аборта ребёнок. Люди, выросшие в таких семьях, отличаются от тех, у кого не были абортированы сиблинги. По показателям здоровья, психическим и психологическим параметрам, ощущению счастья и успешности в жизни.

Есть данные американских исследований. Ученые, которые изучают волновую генетику, утверждают, что после проведения инструментального или медикаментозного аборта в матке женщины остается информационный след. То есть, это память о ребенке, который был в утробе матери, но был искусственным путем оттуда изъят. Данный след оказывает большое влияние на психику детей, которые будут рождены женщиной в последующих беременностях.

- Как реагируют женщины, когда узнают о ПАС?

- Многие с облегчением вздыхают. Они наконец-то начинают понимать, что с ними происходит, откуда у них кошмарные сновидения, почему им ночью снятся незнакомые дети, откуда депрессия, мысли о суициде. Женщина понимает, что с этим можно и нужно что-то делать, получится не получится - второй вопрос, но можно работать. О постабортном синдроме надо говорить. Когда человек просвещен, он не безоружен, он начинает думать, как правильно с этим поступить. А неосведомлённому, невежественному человеку очень трудно помочь. Он будет и дальше совершать ошибки и вовлекать в них других людей.

- Мужчину может настичь постабортный синдром?

Безусловно. Мужчина непосредственно участвует в процессе зарождения жизни. Бывает, конечно, что он не в курсе беременности своей подруги, иногда и жены. От него скрывают правду, тем самым совершая ошибку и недопустимую вещь. Кто знает, что будет с ним?

С момента зачатия ребёнка мужчина уже отец, и он об этом должен знать. Если женщина скрывает такой жизненно важный факт, то отношения так или иначе меняются, ухудшаются, и, как показывает практика, скорее всего, распадутся. Ложь, уход от рождения детей всегда разрушительны для семьи, для отношений.

Как именно может сказаться ПАС на мужчине, предугадать невозможно, всё индивидуально. Кто-то склоняется к разного рода зависимостям, кто-то уходит из семьи, ищет утешения на стороне, у кого-то появляется охлаждение чувств к жене, безразличие к детям, депрессия, апатия к работе, к жизни.

Приходится сталкиваться в своей практике с некоторыми красноречивыми закономерностями. Приходит женщина, собирается сделать аборт, потому что, по ее словам, муж тунеядец, не хочет работать, лежит на диване. Как семейный психолог я обязательно выхожу на тему взаимоотношений в семье. Спрашиваю: «Вы выходили замуж за тунеядца? Он всегда был бездельником?». Нет, оказывается. За тунеядца редко кто выходит замуж. Потом выясняется, что в семейной истории как раз в это время имел место отказ от материнства и отцовства, от своего предназначения, свершилось насилие над крошечным человечком. Начинаем просматривать хронологию. Если восстановить события, вспомнить, потрудиться, подсчитать, сопоставить, убеждаемся, что, действительно, все сходится по времени. Совпадение ли, что негативные изменения с мужем стали происходить в годовщину аборта? Легче всего счесть это мистикой или случайностью, а можно взять ответственность за свою жизнь на себя. Каждый выбирает сам. Женщина совершила роковую ошибку. Она отказалась от роли матери, роли жены, а муж постепенно отказывается от роли мужа, добытчика семьи, отца.

Хотелось еще сказать о том, что постабортному синдрому подвержены в той или иной степени не только отцы нерожденных детей. Но и те, кто подталкивает к аборту. Очень часто бывает, что на прерывании беременности настаивают мать, свекровь, другие члены семьи.

Что интересно, ситуация может пойти и по другому сценарию. Например, мама заставляла дочку делать аборт. Тем не менее, несмотря на давление, грубое вмешательство в ее личную жизнь, девушка принимает решение оставить ребенка. В таком случае она помогает не только себе, но и тому человеку, который ее толкал на прерывание беременности, например, своей матери. И после этого меняется она сама и её мать, меняются отношения, выходят на новый уровень. Они начинают находить общий язык, по-другому разговаривать, лучше относиться друг к другу. Тот же, кто все-таки настоял на аборте, счастливее не становится. У него также могут проявиться симптомы психотравмы, ПАС.

Когда делается выбор в пользу жизни ребенка, тогда в семью приходит любовь и помощь, с разных сторон и в разных смыслах. Много примеров из жизни, когда тот ребенок, которого не хотели, но все-таки родили, становится единственной опорой для родителей в старости. Они нуждаются в нём не только духовно и морально, но и, как правило, физически и материально.

- Елена Юрьевна, каков же выход из ПАС?

- Первое - это признать, что у аборта, помимо проблем с физическим здоровьем, есть еще психические и психологические последствия. Я уже не говорю о моральных и нравственных страданиях. Нужно осознать, что проблема существует, понять, что что-то не так. Когда приходит понимание, но нет сил справиться самостоятельно, появляется запрос на помощь. Если человек способен всё это сделать, уже замечательно.

Второе - понять, с чем именно проблема связана. Если человек не осознает, не понимает о чем речь, то он может сколько угодно ходить и лечиться, но легче не станет, потому что причина не вскрывается. Осознание само по себе помогает человеку справиться со многими осложнениями, бывает, что и с мучительными симптомами.

Третье - обратиться за помощью, если не получилось справиться самостоятельно. Это трудно, а иногда, увы, невозможно. Оказать помощь может специалист (психолог, психотерапевт, врач, психиатр), который компетентен в данном направлении. Если человек верующий, то он знает, как найти помощь. Дорогу осилит идущий...

В моей практике есть случаи, когда у женщины в роду все здоровы, никаких психических отклонений, патологии, а ее преследуют кошмарные сновидения, тревожность, депрессивные состояния. Обращалась к неврологу, психиатру, назначали лечение, выписывали, таблетки, капли. Ничего не помогло. У женщины были аборты, ее преследуют воспоминания. Когда она узнала, что существует постабортный синдром, что это такое, то, по ее словам, как будто «камень упал с плеч». Во всяком случае, ей стало ясно, с чем её проблемы связаны, в каком направлении надо идти, действовать, работать над собой.

И еще, осознав, что такое ПАС, можно кого-то предостеречь. Это очень важная миссия для таких пострадавших - помочь другим не совершить роковой ошибки в своей жизни.

- Но ребенка все-таки не вернешь. Как же с этим жить нашим женщинам?

- Да, аборт - трагедия, глубокая незабываемая рана, нанесенная душе человека. Поэтому такой печальный опыт - это повод в корне изменить свою жизнь, пересмотреть свои нравственные позиции, свои ценностные установки. Это, по сути, вопрос совести. Человек должен всерьез задуматься о своей духовной жизни. Здесь мы уже выходим на другой уровень...

Врачи тоже люди, они могут чего-то не знать, могут ошибаться. Тот, кто делает аборты, так же, как и многие женщины, часто не задумывается о последствиях, или о них не знает, не подозревает. Насколько мне известно, и я в это верю, большинство врачей акушеров-гинекологов негативно относится к данной процедуре.

Читала и слышала, что есть гинекологи, которые признают, что любят делать аборты. В таком случае, вероятно, дела уже плохи, и речь идёт о расстройстве личности.

Факт: в медицинских вузах учат делать аборты. Всё «по-Гитлеру»: каждый фельдшер, тем более врач, должен уметь делать аборты.

Вообще, гинекология - это особая отрасль в медицине. С одной стороны, она призвана помогать женщине сохранить беременность и родить здорового ребенка. Задача гинеколога - быть на страже репродуктивного здоровья женщины. Аборт - это нонсенс для медицины и, конечно, настоящему врачу трудно эти вещи не признать. В эту профессию большинство идут с душой, с желанием помогать людям быть здоровыми и счастливыми.

С другой стороны, на практике приходится сталкиваться с тем, что пока аборты «по желанию» законом разрешены, кто-то «должен» их делать. Катастрофа. Некоторые врачи отказываются от выполнения таких обязанностей, но это требует от них подчас немалых усилий и мужества, вплоть до ухода из профессии.

Что делать и как быть - извечный русский вопрос. Люди имеют право знать, что с ними происходит и каковы могут быть последствия нарушения законов мироздания. Людей надо просвещать, рассказывать о различных последствиях абортов. Кто-то считает, что никому не надо знать о постабортном синдроме. Это, как правило, сторонники абортов, те, кто на самом деле не любит людей, не любит Россию. Если все будут молчать, что существуют последствия не только для физического, но и для психического здоровья (а кто скажет, что страшнее?), то неизбежно получим пандемию психических отклонений и расстройств, окончательно разбитые семьи, несчастных, нездоровых детей и сограждан. Подавляющая часть нашего населения имеет непосредственное или опосредованное отношение к абортам. Это огромное количество людей, десятки и десятки миллионов. Мы находимся у опасной черты. Это как «точка невозврата», когда уже нет выбора, нет шансов вернуться, спастись, исправить.

Надо надеяться, что мы выживем. Да, с нами всякое бывало. Только никогда в истории великой России детоубийство не было и не могло быть нормой. С 1920 года, 95 лет (с недолгим перерывом - с 1936 по 1955 годы) нам пытаются внушить, что инфантицид - это нормально. Многие поверили, заблудившись в лабиринтах информационной войны.

Что делать, подсказывает простой здравый смысл: нужно перестать на законодательном уровне провоцировать матерей и отцов решать жизненные проблемы смертельным способом - за счёт жизни других, крошечных и беззащитных, людей, их собственных детей. Нужно защитить самую незащищённую часть нашего общества - нерождённых детей. Тогда и «туча» постабортного синдрома прекратит нарастать и накрывать народ и страну с головой. Растает постепенно, оставит нас в покое. Тогда можно будет и на Божью помощь надеяться!

Беседу вела Татьяна Николаева

Исследование. Аборты вызывают тяжелые депрессии у женщин и повышают риск самоубийства

Врачи в Англии свидетельствуют перед британской Палатой общин: аборт представляет собой серьезную угрозу для психического здоровья женщины и может увеличить риск самоубийства в шесть раз. Врачи приводят результаты медицинских исследований для доказательства своих утверждений, так они прокомментировали законопроект об информации для женщин.Они заявляют, что женщинам нужно объяснять угрозу потенциальных рисков для психического здоровья после аборта, таких как депрессия, самоубийство и пристрастия к наркотикам или алкоголю.

Доктор Тревор Стаммерс, практикующий в Лондонском университете Св. Георгия, преподаватель медицины, заявил, что поддерживает меры, направленные на информирование женщин о рисках и опасностях, связанных с абортом.

Он отметил, что за 26 лет медицинской практики, которые прошли после легализации абортов в Великобритании в 1967 году, он консультировал многих женщин, которые обратились по поводу проблем физического или психического здоровья, связанных с совершенными абортами.

«Самые последние исследования показали очень ясно, что аборт представляет собой серьезную угрозу для долгосрочного психического здоровья женщин. Поэтому женщинам, которым в настоящее время предлагаются аборт, важно знать, о последствиях для психического здоровья», - обратился он к законодателям в газете Evening Standard.

Д-р Роберт Бальфура, консультант гинеколог, согласен с анализом проблемы и привел пример наблюдения 5000 женщин в Финляндии, проведенного между 1987 и 2000 годах. Результаты исследования показали: сделавшие аборт после незапланированной беременности, в шесть раз чаще совершают самоубийства, чем женщины, которые выносили ребенка. Он так же добавил, что доказательства наличия проблем психического здоровья после аборта проявляются в его родном городе в Южном Уэльсе.

Бальфура отметил, что психиатрических заболеваний и самоубийств среди женщин, сделавших аборт, было больше, чем среди тех, кто родил ребенка.

В октябре 2006 года около пятнадцати ведущих акушеров Великобритании и психиатров написали открытое письмо в London Times, признавая и подтверждая психологические последствия абортов.

Также в прошлом году, ученые университета в Новой Зеландии провели исследование тысяч женщин и обнаружили, что 40 процентов из тех, которые делали аборты, страдают от психических расстройств после аборта. Эти проблемы включают депрессию, пристрастие к алкоголю или наркотикам, нарушения сна, мысли о самоубийстве, и чаще сопровождают женщин, сделавших аборт, чем тех, кто перенес выкидыш или сохранил свою беременность до родов.

Новое исследование, проведенное в Новой Зеландии, доказывает, что аборты являются причиной тяжелой депрессии. В докладе также подтверждаются результаты комплексного исследования, проведенного в 2004 году в США о том, что аборт приводит к целому ряду проблем психического здоровья.

Ученые Новой Зеландии в г.Крайстчерч обнаружили, что аборт у молодых женщин повышает риск развития психических расстройств, таких как депрессия и тревожность.

В группе из 500 женщин 41% забеременели в возрасте 25 лет, 90 женщин сделали аборты. Около 42% женщин, сделавших аборт испытывали депрессии в течение последующих четырех лет. Это почти в два раза больше, чем среди женщин, которые никогда не беременели. Тревожные расстройства также выросли в два раза.

Согласно результатам исследования, женщины, которые делают аборты, в два раза чаще употребляют алкоголь в опасных дозах и в три раза чаще становятся зависимыми от наркотиков.

Дэвид Фергюссон, руководитель исследования, заявил, что результаты показывают: доступ к легальным абортам, не является положительным для женщин. Он также сказал, что исследование подтверждает: аборты толкают женщин к возникновению проблем психического здоровья, а не к их уменьшению, как утверждают сторонники абортов.

Между тем, исследователи из университета Боулинг Грин в 2004 году изучили данные почти 11 000 женщин в возрасте от 15 до 34 лет, которые пережили нежелательную беременность. Их исследование показало, что у женщин, сделавших аборт, вероятность тревожных расстройств повышается на 30%.

Женщины, принимавшие участие в исследовании, после абортов страдали от тревожных расстройств, раздражительности, усталости, проблем со сном, учащенного сердцебиения, или чувства нереальности.

Перевод Татьяны Тарасевич



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт