Признаки неврологии у детей. Нервные заболевания у детей. Что такое ммд в неврологии у детей

25.02.2019

Нарушения со стороны нервной системы могут быть разнообразными.
Чаще всего это:
аффективно-респираторные приступы;
нарушения речи;
нарушения сна;
неловкость;
приступы злобы;
проблемы воспитания;
повышенная возбудимость.

Аффективно-респираторные приступы:

Аффективно-респираторные приступы - это острая задержка дыхания. Может возникать при крике или плаче ребенка. От злости, обиды или боли (например, при падении) ребенок начинает плакать так горько, что задерживается дыхание, в легких уже нет воздуха, ребенок сначала краснеет, затем синеет и тут же начинает дышать. В момент нехватки воздуха возможно кратковременное кислородное голодание мозга и ребенок теряет сознание.
В это время могут быть судороги.

Все это длится несколько десятков секунд, после чего дети становятся вялыми, иногда сонливыми. Подобные приступы могут отмечаться у 2 % детей до 2 лет, редко до 4 лет. Обычно это бывает у очень упрямых, своенравных детей, которые любой ценой стараются добиться своего. Такие состояния, как правило, проходят бесследно и служат одним из проявлений ранней детской нервности. Во время приступа следует вынести ребенка на свежий воздух, повернуть лицом вниз, чтобы запавший язык не перекрывал дыхательные пути. Можно побрызгать лицо холодной водой, но не давать пить, так как ребенок в этот момент не глотает.

Для того чтобы избежать приступа, надо «переключить» внимание ребенка на какой-то другой предмет, отвлечь его и стараться избегать конфликтных ситуаций.
Необходимо единство взглядов всей семьи на отношение к этой проблеме, поскольку ребенок очень быстро учится извлекать выгоду для себя из сложившейся ситуации. Во многих случаях нужна консультация психолога. Особой опасности такие приступы не представляют, однако во всех случаях необходима консультация врача для исключения эпилепсии и нарушений сердечного ритма. Следует также помнить, что часто повторяющиеся приступы из-за кислородного голодания мозга могут привести к неврологическим заболеваниям.

Нарушения речи:

Если вам кажется, что ребенок мало говорит, выясните у логопеда, как он должен говорить в этом возрасте. Развитие речи ребенка зависит от того, как много с ним разговаривают с первых дней жизни. В первое время новорожденный как будто никак не реагирует на обращения к нему.
Но проходит несколько недель, и ребенок прислушивается к звукам речи, как бы замирает. Еще через некоторое время в ответ на вашу речь начинает произносить звуки: «гу», «у». К 1,5-2 месяцам гулит хорошо, а к 3 месяцам гулит долго, протяжно, певуче, затихает, когда начинаете говорить вы, потом снова гулит, улыбается. К 6-8 месяцам появляются цепочки звуков: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», к 9-12 месяцам - слова. К году обычно ребенок знает 6-10 слов.

К 15 месяцам начинает осознанно обращаться к родителям и другим членам семьи: «мама», «папа», «баба». К 18 месяцам хорошо копирует интонации, выполняет инструкции («возьми и принеси, положи» и т. д.). К 2 годам может говорить короткие двухсловные предложения («мама, ам»). После 2 лет формируются предложения, и 3-летний ребенок уже говорит фразами, поет песенки, читает короткие стишки. Правда, речь еще нечеткая, не всегда понятная окружающим. Однако так бывает не всегда. Если ребенок мало говорит, необходимо выяснить, нет ли у него нарушений слуха или поражений со стороны нервной системы. Если ребенок хорошо слышит, необходимо постоянно с ним говорить, приучать пользоваться не жестами, а словами.

Окруженному «стеной молчания» малышу не хватает стимулов для развития речи. Если речь ребенка нечеткая, следует обратиться к логопеду, чтобы проверить, не короткая ли у него уздечка языка. Патология твердого неба (расщелина) тоже приводит к нарушению звукопроизношения, даже после хирургической коррекции. Если со стороны органа слуха, полости рта нет отклонений, необходимо проконсультироваться у невропатолога, чтобы исключить задержку психоречевого развития как следствия поражения нервной системы.

Следует помнить также о наследственных особенностях развития речи. Существует естественная разница в развитии речи детей: кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Чем больше разговаривать с ребенком, тем раньше он сам научится говорить. Большинство речевых нарушений является следствием патологии слуха.

Нарушения сна у ребенка:

Подобно взрослым, у детей различная потребность во сне. Новорожденные спят от 12 до 20 часов в сутки, старшие дети - всю ночь. Однако некоторые могут спать лишь 4-5 часов и не спят днем. В большинстве случаев это наследственные особенности, но и режим жизни ребенка вносит свои изменения. Дети, которые мало активны днем, плохо спят ночью, как, впрочем, и чрезмерно активные, не успевающие успокоиться вечером.

Дети с астмой, экземой, аллергией, пищевой непереносимостью тоже плохо спят ночью. Многое зависит от того, как укладывать ребенка. В одних семьях принято укачивать малыша на руках, в других - укладывать в кроватку. Преимущество последнего метода в том, что родители некоторое время могут побыть вдвоем.

Около половины детей до 5 лет просыпаются ночью, что является нормой. Другое дело, что при этом недосыпают родители. Поэтому они могут вставать к ребенку поочередно или подольше поспать утром.

К нарушениям сна относятся:
ночные кошмары;
ночные страхи;
снохождение (лунатизм).

Ночные кошмары очень неприятны для ребенка. Они возникают из-за нарушения дыхания: при астме, аллергии, увеличении миндалин, заложенности носа, из-за психических причин (страшные фильмы и т. д.), перенесенных болезненных ощущений или травм, а также в жарких и душных помещениях. Обычно бывает между 8 и 9 годами. Ребенку снится, что его кто-то давит, преследует и т. д. Утром он помнит, что ему снилось. Эти нарушения бывают в фазу быстрого сна.

Ночные страхи. Ребенок просыпается ночью и несколько минут кричит, не узнавая окружающих. Его нелегко успокоить, он испуган, у него частое сердцебиение, широкие зрачки, учащенное дыхание, искажены черты лица. Чаще всего ночные страхи отмечаются между 4 и 7 годами. Через несколько минут ребенок успокаивается и засыпает, утром ничего не помнит. Ночные страхи возникают в фазе менее глубокого сна.

Снохождение (лунатизм, сомнамбулизм) появляется в фазе неглубокого сна или фазе выхода из неглубокого сна: Дети встают с кровати, ходят по комнате, могут разговаривать, сходить в туалет или помочиться в комнате, затем возвращаются в свою пастель или в другую и укладываются спать. Утром они об этом не помнят. Иногда снохождение сочетается с ночными страхами. Следует помнить, что уставшие дети спят крепко. Поэтому физическая и умственная активность ребенка днем: подвижные игры, пение, чтение стихов, считалочки - способствует крепкому сну.

К 3 годам дети значительно меньше спят днем или вообще отказываются от дневного сна. Укладывание ребенка вечером после ванны, сказка на ночь способствуют закреплению режима, и ребенок спокойно отправляется в постель. Можно оставить неяркий свет ночника или свет в коридоре, если малыш боится темноты. В кроватку ребенок может взять любимую игрушку или книжку. Иногда помогает тихая музыка или «белый шум» (работа каких-либо бытовых приборов, тихие разговоры взрослых между собой). Не стоит укачивать ребенка на руках, так как он просыпается, как только его укладывают в кроватку. Лучше посидеть рядом и спеть колыбельную. Спальня должна быть уютной, теплой.

Если ребенок плачет, боясь оставаться один, приучайте его к этому постепенно. Уложив ребенка, выйдите на несколько минут и снова вернитесь. Постепенно увеличивайте время отсутствия. Ребенок будет знать, что вы где-то рядом и вернетесь к нему.

При кошмарах и ночных страхах надо успокоить ребенка, уложить его. При необходимости по рекомендации врача можно давать легкие успокаивающие средства. Важно, чтобы ребенок не смотрел вечером фильмы, сказки, которые могут напугать его. При снохождении надо спокойно уложить ребенка, не будить его. Нужно обследовать его у врача и при необходимости провести лечение. Помните о безопасности ребенка: закройте окна и двери, чтобы он не попал на лестницу и не свалился через окно.

Нарушения сна - частое явление у грудных и младших детей. Однако регулярное укладывание в одно и то же время позволяет выработать определенный режим. При нарушениях сна необходима консультация врача и применение соответствующих лекарств.

Неловкость:

Все маленькие дети немного неловки, так как их нервная система не успевает за развитием мышц и костей. Начиная самостоятельно есть, ребенок пачкает одежду, разбрасывает еду, учась одеваться - воюет с пуговицами, застежками, замочками. Часто падает, ушибается, появляются синяки и шишки на голове, руках и ногах. В 3 года ребенку еще трудно построить башню из кубиков, дошкольники плохо рисуют, пишут, часто разбивают посуду, не умеют оценивать расстояния, поэтому неловко бросают и ловят мяч.

Многие дети не отличают правую сторону от левой. Чаще они чрезмерно возбудимы, импульсивны, не могут долго сосредоточить внимание. Некоторые начинают поздно ходить (после полутора лет). Должно пройти какое-то время, чтобы они наверстали этот пробел. У некоторых детей координация движений страдает «по наследству». Другие дети имеют эмоциональные нарушения.

Дети с какими-либо отклонениями: координаторными, эмоциональными, манипулятивными - чувствуют себя не такими, как все. Иногда неловкость возникает в результате травм, особенно головы. Недоношенные дети также несколько отличаются от сверстников. Во многих случаях по мере роста ребенка проявляются, вначале незаметные, нарушения по типу минимальной мозговой недостаточности. Неловкость ребенка осложняет проблемы воспитания. Неудача в выполнении какого-либо задания может вызвать у ребенка гнев, обиду, склонность к уединению, стеснительность, неуверенность в себе, особенно если сверстники начинают смеяться над ним.

Негрубые неврологические нарушения часто не замечают, а ребенка оценивают как «нормального, но несносного», что ведет к наказаниям, выговорам, еще большим нарушениям поведения и патологическому формированию характера. Ребенок начинает избегать школы, находит любые причины, чтобы не пойти на уроки, где его ругают, высмеивают. Родители в первую очередь должны понять, что у ребенка не все в норме. Если вы замечаете, что ваш ребенок особенно неловок, обратитесь к невропатологу, психологу, чтобы выявить и уточнить характер нарушений как можно раньше.

Небольшие нарушения есть у каждого десятого ребенка, поэтому важно проявить максимум терпения и внимания, чтобы провести соответствующую коррекцию. Для успеха нужны взаимопонимание, терпение, а не наказание, высмеивание и выговор. Если выявлено минимальное поражение мозга - не расстраивайтесь, есть много способов лечения и коррекции подобных нарушений.

Приступы гнева:

Приступы гнева часто бывают у детей в возрасте от полутора до 4 лет. Самое трудное время - от 2 до 3 лет. Это критический возраст самоутверждения. К 4 годам приступы становятся значительно более редкими. В возрасте 2-3 лет около 20 % детей ежедневно злятся по тем или иным причинам.

Главная из причин гнева - недовольство тем, что ребенок не может выразить свои желания так, как хочет. Дети в этом возрасте очень хорошо понимают все, что происходит вокруг них, и страстно желают, чтобы все было, как им хочется. Если этого не происходит, гнев выливается в приступы злобы, которые доставляют много беспокойства родителям, особенно в общественных местах. Иногда приходится даже шлепнуть малыша.

Чтобы избежать этой неприятной ситуации, всегда проанализируйте свои действия, прежде чем вы куда-то отправляетесь с ребенком. Дети обычно начинают капризничать, если хотят есть. Имейте с собой всегда какие-нибудь фрукты или печенье. Если ребенок хочет спать, постарайтесь возвратиться домой ко времени сна или идите после того, как ребенок проснется и у него будет хорошее настроение. Иногда удается «переключить» внимание ребенка на что-то необычное и интересное в окружающей обстановке.

Приступы зависти к сестре или брату можно предотвратить, если уделять ребенку максимум внимания и нежности, а не бранить его. Старайтесь сохранять спокойствие и не реагировать на выходки ребенка. Не думайте о том, что скажут окружающие. Многие из них тоже имеют детей и знают, как с ними бывает нелегко. Иногда в гневе ребенок плачет и может вызвать аффективно-респираторный приступ, но, к счастью, это бывает редко. Всегда оставайтесь спокойны и будьте последовательны.

Возьмите плачущего ребенка на руки и крепко обнимите, чтобы он не мог вырваться. Все находящиеся поблизости предметы, которые он, может схватить и бросить, отодвиньте. Если ребенок не хочет двигаться с места, оставьте его и идите, но не выпускайте из поля зрения. Обычно дети всегда бегут за уходящими родителями. Несмотря на трудности, не позволяйте ребенку одержать победу, иначе с каждым разом будет еще труднее. В случае приступов гнева у ребенка после 5 лет необходимо проконсультировать его у психолога.

Проблемы воспитания у детей:

Проблемы воспитания весьма разнообразны. Причинами возникающих проблем могут служить приступы злобы, отказ от еды, нарушение сна, чрезмерная возбудимость, а иногда и приступы агрессии, когда ребенок может нанести повреждение себе и другим, кусаясь и дерясь. Поведение родителей в таких ситуациях зависит от их культуры, воспитания, общественного положения. Особенно большое влияние на поведение родителей оказывают их собственные впечатления детства.

Некоторые родители очень строго подходят к ребенку и не допускают никаких поблажек, другие относятся более мягко и лояльно. С медицинской точки зрения нет единых подходов к воспитанию. Главное, чтобы родители не унижали и не оскорбляли ребенка. Дети, которые приучены к режиму дня и постоянно знают, что будут делать дальше, как правило, не доставляют хлопот в воспитании, даже если они чрезмерно возбудимы.

Родители ищут помощи, когда не справляются с ребенком и их методы воспитания не дают результатов. Идеальных детей нет, но поведение родителей в вопросах воспитания во многом предопределяет судьбу ребенка. Иногда воспитание (или, лучше сказать, его отсутствие) противоречит всем нормам поведения в обществе. В воспитании необходимо учитывать и особенности ребенка. Некоторые дети с рождения спокойные, несмелые, другие же, наоборот, подвижные и напористые.

Беспокойные дети плохо спят, склонны к ночным кошмарам, быстро устают. Если они находятся постоянно под страхом наказания, видят натянутые отношения между родителями, то пытаются любым способом обратить на себя внимание, в том числе и плохим поведением. Во многом воспитание является результатом поведения родителей. Ребенок, которому не дали сладостей, начинает капризничать, но, если не добьется своего, сделает для себя выводы.

Иногда плохое поведение ребенка проявляется в определенных ситуациях: если он голоден, хочет пить или устал. Тогда очень легко установить причину и нормализовать ситуацию. Если ребенок плохо себя ведет, надо терпеливо и доступно объяснять его ошибки и повторять это в соответствующих ситуациях. Дети реагируют на чуткое, внимательное отношение, особенно на похвалу, даже если они ее не всегда заслуживают. Возбужденному ребенку можно позволить «выплеснуть энергию» в игре, в спортивных занятиях, чтобы он успокоился.

Нельзя позволять ребенку все. Если сказано «Нет!» - это должно быть уверенным «нет», законом для всех членов семьи. Очень плохо, когда один из родителей запрещает, а другой, наоборот, - разрешает. Всегда разумно реагируйте на выходки ребенка. Лучше хвалить за хорошее поведение, чем наказывать за непослушание. Можно даже обещать награду за что-нибудь хорошее при этом следует обязательно выполнить свое обещание. Однако награда не должна быть повседневным стимулом для поведения ребенка.

Режим дня и последовательное отношение к ребенку могут предотвратить много трудностей. Если вы не справляетесь с проблемами воспитания своего ребенка, обратитесь к невропатологу или психиатру для выявления возможных (скрытых) отклонений со стороны нервной системы.

Повышенная возбудимость:

Этот термин не всегда используют правильно. Часто энергичного, подвижного ребенка называют возбудимым. Однако дети, страдающие повышенной возбудимостью, не только подвижны, но и беспокойны, они не могут концентрировать внимание, совершают много ненужных движений при выполнении какой-либо работы, плохо учатся, не могут довести начатое дело до конца, у них быстро меняется настроение.

У таких детей часто бывают приступы гнева, когда они бросают предметы на пол, нередко они страдают нарушением координации, неловкостью. Такие явления встречаются у 1-2 % детей, в 5 раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Коррекцию подобного поведения не¬обходимо провести как можно раньше: повзрослев, чрезмерно возбудимые дети могут совершать антисоциальные поступки. Причины повышенной возбудимости до конца не выяснены. Важное значение придается наследственным факторам и воздействию социальной среды. Не исключается влияние аллергии (экзема, астма) и других заболеваний, а также отклонений в течении беременности и родов.

Если ребенок очень возбудимый, необходимо тщательно продумать режим его дня. Выясните, что интересует ребенка, и используйте эти интересы, чтобы научить его концентрации внимания, усидчивости, улучшить координацию и двигательную активность рук. Это могут быть рисование, раскрашивание, конструирование, те или иные игры, спортивные занятия и т. д. Не предоставляйте ребенка самому себе, но давайте свободу в определенные часы.

Основная роль в коррекции поведения возбудимого ребенка принадлежит родителям. Вам доверяет ребенок, и с вами он чувствует себя защищенным. При необходимости можно обратиться за помощью к невропатологу, психологу, аллергологу.

Проблемы со сном, сниженный мышечный тонус и частый плач иногда указывают на нарушения в работе нервной системы. Чем быстрее будет выявлена неврология и ее причина, тем больше шансов на быстрое восстановление и правильное развитие.

Неврология детей до года – причины

Неврологические расстройства у детей связаны с повреждением головного и спинного мозга, мозжечка и периферических нервов. Неправильная работа нервной системы может быть врожденной, когда беременность сопровождалась осложнениями или ребенок родился с генетическими дефектами, заложенными в начале эмбрионального развития. Приобретенные после рождения нарушения наблюдаются при недостаточном питании, после травм и серьезном проявлении аллергии.

Наиболее частые причины церебрального паралича связаны с пренатальным периодом, это преждевременные и тяжелые роды, фетальные инфекции, генетические проблемы. Эпилепсия, не редко результат травм, инфекций, образования опухолей, повреждения головного мозга. Другая причина эпилепсии – системные расстройства, такие как гимпогликимия или гипергликемия, уремический синдром, химическое отравление и результат повышения температуры тела выше 39 градусов.

Специалисты до сих пор ищут ответ на вопрос, почему одни и те же факторы на разных детей действуют иначе – одни малыши рождаются здоровыми, а другие имеют патологии разной степени тяжести. Вероятно, это связано с особенностями маленького организма и его чувствительностью.

Симптомы неврологии у детей до года, не всегда повод для беспокойства. Если такие признаки как плач и бессонница временного характера, то это, вариант нормы – современные крохи, часто реагируют капризностью на перемену погоды или чрезмерное количество впечатлений. Тремор (дрожание ручек) проходит после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Размер родничка и его закрытие может немного отклоняться от нормы при условии, что рост головки идет правильно и нет других осложнений в развитии.

Вздрагивания во сне не всегда патология, это нормально для любого возраста, если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Вздрагивания во время мочеиспускания не причина для посещения врача в первый год крохи. Повышенный мышечный тонус (гипертонус) у новорожденных приходит к норме на 5 – том месяце жизни (максимально допустимый срок).

Когда идти к врачу

Плановое посещение невролога обязательно в первый, третий, шестой и двенадцатый месяц. Во время обследования специалисту можно озвучить жалобы и задать вопросы. Невролог осмотрит ребенка на наличие расстройств и даст рекомендации касательно лечения и постарается найти причины, которые стали виновниками заболевания (если оно есть). Консультация необходима как можно скорее, когда наблюдаются следующие симптомы:

  • Во время плача ребенок закидывает голову назад.
  • Врожденные не угасают через полгода после рождения.
  • Ребенок не реагирует на яркий свет или шум погремушки.
  • Не держит головку после первых тридцати дней жизни.
  • Обильно выделяется слюна после кормления.
  • Есть трудности в кормлении, малыш не может проглотить пищу.
  • Повышенная тревожность, отсутствует потребность сна.
  • Ребенок не удерживает погремушку через 30 дней после родов.
  • Теряет сознание, наблюдаются судороги или временные “отключения” сознания (абсансы).
  • Западает внутрь головки родничок.
  • Часто плачет, есть трудности в засыпании.
  • Не подражает речи взрослых после третьего месяца жизни.
  • Не любит лежать на животе (типичный признак детей с неврологическими нарушениями).
  • Не плачет, поведение пассивно, сон занимает больше 20 часов в сутки.
  • Сложно переодеть по причине сильного мышечного напряжения.
  • Малыш постоянно выгибает тело или наклоняет голову в сторону.

Если неврология у детей до года не лечится вопреки рекомендациям врача или была не замечена, в более старшем возрасте это приведет к задержке речи, неспособности концентрировать внимание, обучаться и контролировать поведение. Самый “безобидный” итог – головные боли и эмоциональная нестабильность.

Реабилитация

При выявлении нарушений развития, невролог направляет на дополнительные обследования и консультацию к другим специалистам, например к отоларингологу и офтальмологу, чтобы выяснить причины и подобрать правильное лечение. Терапевтические методы различаются в зависимости от поставленного диагноза, обычно, назначается курс массажа и приема медикаментов, восстанавливающих функционирование нервной системы.

Курс восстановления слуха и зрения важно начать как можно раньше, предпочтительнее до первого полугодия жизни. После первого года лечение уже не дает таких положительных результатов, а неврология прогрессирует быстрее, что приводит к инвалидности. В тяжелых случаях нарушений нервных и психических функций, лечение направлено на улучшение нынешнего состояния.

Чрезвычайно важно во время лечения соблюдать правильное питание ребенка, если мать кормит грудью, необходимо выбирать только натуральные продукты, избегая готовых блюд с добавлением искусственных ароматизаторов и усилителей вкуса. Также во время грудного вскармливания можно использовать дополнительные источники минералов и витаминов (БАДы). Положительное влияние на развитие мозга и нервную систему оказывают добавки с омегой-3.

Помимо здоровой диеты, неврология у детей до года требует стимуляции развития различными способами – например, чтением сказок и прогулками на свежем воздухе, поощрением физической активности. Эти простые шаги оказывают положительное влияние на умственные способности и помогают организму справиться со всеми расстройствами и причинами их появлений.

Нервные заболевания у детей по алфавиту

Апраксия у ребенка развивается из-за различных патологий, которые поражают головной мозг. Заболевание характеризуется нарушением двигательных фун...

По статистике бессонница у детей встречается в 40% случаев. Инсомния бывает как у школьников, так и у новорожденных. Нарушения сна могут длиться...

Формируется вегето-сосудистая дистония у детей в результате функциональных изменений внутренних органов. При этом все нарушения возникают в нервной...

Нервные заболевания у детей зарождаются в раннем возрасте. Причины бывают самые разные, а последствия могут принести в более позднем возрасте серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому важно своевременно, как только у ребенка появились малейшие нарушения в речи, движениях, мимике, обратиться ко врачу. Неврологические заболевания у детей, как правило, напрямую зависят от окружающей его атмосферы: отношения с родителями, сверстниками, воспитателями. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно проходить с ним медицинские обследования, поскольку заболевания нервной системы у детей проще лечить на начальной стадии. На это направлена отдельная область медицины – детская неврология.

Причины и последствия

Среди причин, вызывающих нервные болезни у детей, можно выделить две группы.

  1. Внешние факторы. Это то, с чем сталкивается ребенок в своей повседневной жизни:
    • взаимоотношения в семье;
    • общение с ровесниками;
    • атмосфера в детском саду, школе, кружках;
    • экологическая обстановка.
  2. Внутренние факторы. К ним относятся мыслительные процессы, то, что затрагивает ребенка:
    • стрессы, депрессии, угнетенное состояние;
    • генетическая предрасположенность;
    • склад характера: чрезмерная эмоциональность;
    • болезни головного мозга, внутренних органов, травмы, инфекции, низкий иммунитет.

Симптомы

Болезни нервной системы у детей могут проявить себя не сразу. Они возникают и под воздействием нескольких факторов. Причины накладываются друг на друга и в результате проявляют себя. Последствия сказываются уже во взрослой жизни. Детские болезни нервной системы перерастают в серьезные неврозы, вылечить которые намного сложнее. Например, всевозможные нарушения в работе психомоторного аппарата.


Симптомы нарушений выражаются по-разному. Они могут проявляться в периодическом подергивании ребенка, моргании, пожимании плечами. Такие сокращения затрагивают мышцы ног, рук, лица. Характерной симптоматикой, характеризующей неврологические болезни у детей, являются повторяющиеся действия: постукивание, хождение из одной стороны в другую, перекладывание предмета. Среди симптомов выделяются также различные причмокивания, покашливание, посапывание.

К главным симптомам, указывающим на нервные заболевания у детей, относятся:

  1. обмороки,
  2. бессонница,
  3. энурез,
  4. плохой аппетит,
  5. ипохондрия,
  6. головная боль.

Виды заболеваний

Детские неврологические заболевания подразделяются на несколько видов. Они различаются в зависимости от того, что стало причиной нарушения в организме.

Неврологические заболевания у детей диагностируются в несколько этапов. В первую очередь доктор проводит опрос ребенка и его родителей, записывая не только данные о состоянии здоровья ребенка, но и о том, как проходила беременность и каков образ жизни пациента. Все это позволяет составить полную картину нарушений и подобрать эффективное лечение.


Нервные заболевания у детей центральной и периферической нервной системы вылечить могут только квалифицированные специалисты. Заниматься самолечением опасно. После обследования детский невролог составляет индивидуально подобранный план лечения, который включает в себя применение препаратов и прохождение лечебных процедур. При необходимости назначается диспансер, где проводится медицинская реабилитация детей. Методы лечения зависят от возраста пациента.

Детские неврологические болезни могут никак себя не обнаруживать, поэтому стоит регулярно проходить осмотры у специалистов. У детей до года диагностируются такие патологии, как перинатальная энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление, мышечные гипертонии и гипотонии. Для дошкольного возраста характерны проблемы, связанные с адаптацией в социуме. У ребенка могут появиться страхи, депрессия, гиповозбудимость. Справиться со всеми отклонениями поможет доктор. Детские заболевания нервной системы у подростков проявляются в синдроме дефицита внимания, гиперактивности, эпилепсии и других нарушениях, возникающих из-за проблем в учебе, общении с окружающими.

Профилактика

"Неврология" у детей поддается профилактике. Чтобы снизить риск нарушений, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. сбалансированный рацион питания,
  2. правильный распорядок дня,
  3. нахождение на свежем воздухе,
  4. разумные физические нагрузки.

Вы можете подобрать детского врача-невролога для консультации или лечения на нашем сайте самостоятельно или же звоните в справочную службу (услуга бесплатная).

Данный материал размещен в ознакомительных целях, не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с доктором. За диагностикой и лечением обращайтесь к квалифицированным врачам!

Нас сегодняшний день проблемы в области неврологии у новорождённых весьма распространены. Ведь на ребенка влияют и современная экология, и родительское питание, стрессы. К самым распространенным неврологическим нарушениям у младенцев приводят: родовая травма, недостаток кислорода при развитии плода в утробе матери в первые месяцы беременности, возникнувшие при родах осложнения, плохая наследственность. Также на ребенке может сказаться мамин токсикоз, если он проявлялся в тяжелой форме.
То, какое здоровье малыша зависит от наследственности, которую он получил, а также от того, в каких социальных условиях он находится. При этом в раннем возрасте ему требуется динамичное наблюдение в первый, третий, шестой, девятый и двенадцатый месяц жизни, после рождения.
Моторное, психическое и речевое развитие ребенка в первый год жизни – динамика
В первый месяц после своего рождения малыш учиться удерживать свою головку, фиксировать взгляд, прослеживать движение ярких предметов, прислушиваться к различным звукам. При этом он неосознанно начинает улыбаться и издавать звуки с помощью гортани.
В третий месяц ребенок уже научился уверенно держать голову, подниматься на свои предплечья, переворачиваться на бок со спины. Часто пытаться взять окружающие его предметы, например игрушки, стал реагировать на голос и лицо мамы, проявляет голосовую реакцию на голод или дискомфорт. Мимика у малыша оживляется при звучании чьего-то голоса, если ему хорошо, то он улыбается или смеется.
В шесть месяцев новорождённый уже должен самостоятельно сидеть, вставать на четвереньки, может раскачиваться. В этом возрасте часто пытается куда-то уползти. За предметы берется одной рукой, проявляя к ним интерес, также уже достаточно хорошо научился ими манипулировать. Малыш уже начинает лепетать (имитированная речь), выговаривать свои первые слоги, еще он любит подражать интонациям взрослых.
На девятом месяце младенца характеризует активное ползание, умение стоять (конечно же, с поддержкой или держась за ближайшую опору). Он уже хорошо управляется с игрушками, научился брать предметы маленьких размеров. В этот период развития он уже различает близких и чужих, может повторять движения, подражая «собеседнику», например, играть в «ладушки» и «сороку-ворону». Также ребенок сможет показать определенную часть тела и понять, что ему говорят «нет», произнести короткие слова (обычно «мама» и «папа»). Теперь ему уже под силу выполнить простое задание и самостоятельно попить из кружки.
В двенадцать месяцев дети начинают самостоятельно ходить, понимают обращенную к ним речь, играют в куклы или машинки, помогают себя одевать, учатся быть опрятными. Словарный запас в этом возрасте – около десяти-двенадцати слов.
Важно знать, что при формировании речи у ребенка, обычно выделяют два варианта: 1) число слов, произносимых ребенком, постепенно нарастает; 2) речь развивается неравномерно (ребенок начинает от самых простых слогов, а на 6-12 месяце замолкает, а в 9 месяцев начинает осознанное повторение слогов).
Наиболее распространенная неврология у новорожденных (поражения нервной системы) в таком возрасте, это вызванные гипоксией (во время ношения ребенка в утробе матери или при родах) изменения в функционировании ЦНС. Под изменениями имеется ввиду: слишком высокая возбудимость, расстроенный сон и пищевое поведение, нарушения в движениях (и мышечном тонусе), нарушение в регуляции давления внутри черепа, кожа стала мраморной, ладони и стопы влажные, конечности холодные, наблюдается метеолабильность, возможное также возникновение разных видов судорог.
Родители обязательно должны знать, что при отсутствии необходимого и должного в данном случае внимания к подобным проявлениям, которые являются патологическими, что касается состояния ЦНС ребенка, можно пожать определенные последствия. У малыша может задержатся психомоторное и речевое развитие, что в свою очередь может привести к нарушениям в поведении (гиперактивность), недостатку внимания, у него может резвится эмоциональная неустойчивость, нарушиться формирования навыков письменности, чтения и счета. К тому же всему замедлится развитие и мозгового функционирования, т.е. речь, внимание и память у ребенка будут нарушены.
Если родители заметили у ребенка следующие симптомы, обязательно нужно сходить на прием детского невролога:
- сосание груди ребенком слишком вялое, он прерывается, потому что устает;
- малыш поперхивается, молоко вытекает через нос;
- наблюдается гнусоватость в голосе, а крик слабый;
- у ребенка срыгивание происходить часто, а весь прибавляется в недостаточной мере;
- новорождённый малоактивен или слишком беспокоен и это состояние только усиливается, даже если вокруг него почти ничего не меняется;
- у малыша дрожит подбородок, верхние и/или нижние конечности, особенно когда он плачет;
- у ребенка наблюдается беспричинное вздрагивание, он трудно засыпает, а сам сон поверхностен и короток;
- при лежании на боку, он обычно запрокидывает свою голову;
- окружность головы растет слишком быстро или слишком медленно;
- ребенок малоподвижен, вял, мышцы находятся в дряблом состоянии (в низком тонусе) или же он скован в своих движениях (что свидетельствует о высоком тонусе мышц), что пеленать его становиться трудной задачей.

Гипертонус, ПЭП, дисплазия тазобедренных суставов, косолапие — далеко не все диагнозы, которые ставятся множеству новорожденных. Одни родители усиленно бьют тревогу, а другие оставляют малыша наедине с патологией, будучи уверенными, что ребенок сам перерастет болезнь. Стоит ли надеяться на самоизлечение?

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных.

Отклонения в развитии нервной системы сегодня занимают первое место среди всех патологий младенцев. Запись, которую можно прочитать в медицинской карточке 8о% детей до года, — ГИПЦНС (гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы) или, как принято его называть по старой терминологии, ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Этот диагноз включает все повреждения головного мозга малыша, вызванные кислородным голоданием во время беременности или в течение родов.
Неонатолог может увидеть серьезные признаки ГИПЦНС уже в первые минуты после рождения малыша. Синюшный цвет кожи ребенка, поздний крик, слабые рефлексы указывают на то, что новорожденный испытывал гипоксию. Но нередко бывает и такое, что поражение ЦНС диагностируют у детей, которые получили высокие оценки по шкале Апгар. Как правило, отклонения замечают родители. Насторожить должно, если малыш беспричинно плачет, вскрикивает во сне, трудно засыпает, часто срыгивает, либо, наоборот, его рефлексы заторможены, он вялый, много спит, слабо реагирует на раздражители, отстает от своих сверстников в развитии. Уже при первом осмотре детский невропатолог определит, какими синдромами проявляется расстройство ЦНС и насколько оно обратимо.

Судорожный синдром. У всех новорожденных родители замечают тремор — дрожание подбородка. Это норма, и объясняется она незрелой нервной системой. Но если, кроме тремора, у ребенка появляются судороги, он трясет ручкой или ножкой, вздрагивает, подергивается, икает и часто срыгивает, конечности сгибаются с усилием, — можно говорить о судорожном синдроме.

ЛЕЧЕНИЕ. В легких случаях течения синдрома все его проявления проходят у ребенка с возрастом. В тяжелых ситуациях не обойтись без особых противосудорожных препаратов, которые назначает только врач-невропатолог согласно результатам обширных анализов и исследований.

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости. На проявление этого синдрома родители чаще всего закрывают глаза в силу своего незнания. Ведь для него характерны, казалось бы, обычные для малыша первых недель жизни симптомы: беспокойный, прерывистый сон; малыша трудно уложить спать; он бодрствует больше, чем положено крохе его возраста.

ЛЕЧЕНИЕ. Если нет анемии и дефицита питательных веществ (а для этого нужно быть абсолютно уверенным в том, что рацион вашего крохи максимально сбалансирован и ему хватает всех питательных веществ и витаминов), то его симптомы проходят сами, но не всегда. В любом случае врач назначит ванночки с отваром успокаивающих трав и посоветует исключить все раздражающие факторы. В более сложных случаях назначают суспензии, которые содержат питательные вещества, витамины и минералы, чтобы «накормить» кору головного мозга крохи.

Гипертензионно-ликворный синдром. Его возможно выявить с самого рождения по внешнему осмотру и результатам УЗИ головного мозга. Должны насторожить заметно пульсирующий родничок, горячая голова, гипертонус, пронзительный плач и рвота фонтаном. Дети постарше кричат от головной боли в основном по утрам, их рвет, они реагируют на погоду и магнитные бури.

ЛЕЧЕНИЕ. Симптомы этого синдрома достаточно серьезны, и не стоит ни в коем случае заниматься выжиданием или самолечением: ребенок испытывает сильнейший дискомфорт, и ваша задача — как можно скорее избавить малыша от причины, которая доставляет такие мучения. Их может быть две — либо повышенное внутричерепное давление, либо нарушение оттока спинно-мозговой жидкости, из-за чего она скапливается в желудочках мозга, буквально распирая их. Лечение синдрома может быть разным и зависит от тяжести его проявления. В легких случаях достаточно поить ребенка отварами особых трав, например, хвоща или толокнянки, которые назначит врач. Если ситуация запущена, назначают лекарства, которые обладают мочегонными свойствами. Это необходимо для того, чтобы увеличить отток жидкости из головного мозга. Одновременно малыш будет принимать препараты для восстановления кальция.

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных - Лечить или подождать.

Иногда, даже узнав о проблемах с цнс ребенка, многие родители занимают выжидательную позицию, руководствуясь железным оправданием: «я тоже кричал по ночам, пошел в полтора года, да и заговорил в три — но все ведь прошло!»

Здоровье ребенка — не то, над чем можно ставить эксперименты. Да, 30-35 легких проявлений синдромов ГИПЦНС, обнаруженных у новорожденных, проходят сами собой. Но если гипоксия нанесла существенный урон клеткам головного мозга или тем более во время беременности был поставлен диагноз «хроническая гипоксия», последствия пущенной на самотек болезни могут вылиться в серьезные проблемы. Ребенок, скорее всего, будет неусидчив, гипервозбудим, нервозен — нередко родители таких детей жалуются на отставание малыша в развитии, у чада наблюдаются тики, заикания, судороги и даже признаки психопатии. Проявиться они могут уже в возрасте 2-3 лет. Дальше — хуже. Поэтому, если при раннем выявлении отклонений малышу нужно лишь помочь восстановиться, то при позднем ребенка приходится лечить.

Синдром двигательных расстройств. Он проявляется расстройством мышечного тонуса. Кроме гипертонуса — повышенного мышечного напряжения или гипотонуса — ослабленных мышц, часто встречается асимметрия мышечного тонуса, заметная уже с первых дней жизни. Малыш может то и дело стучать одной ножкой, в то время как вторая ведет себя относительно спокойно. Плечики могут быть вялые, а ножки, наоборот, чересчур напряжены. 0 синдроме двигательных расстройств также говорит то, что малыш слабо фиксирует взгляд и не реагирует на голос мамы в месячном возрасте. В 2-3-месячном возрасте крохи с таким синдромом не гулят и не улыбаются. Детям постарше трудно удерживать игрушку и перекладывать ее из одной руки в другую.

ЛЕЧЕНИЕ. Малыш резко, уже к году, компенсирует отставание в развитии, если ему вовремя помочь. Обычно назначают несколько курсов массажа, физиотерапию и ЛФК. При нарушении тонуса малышу помогут препараты, которые улучшают нервно-мышечную передачу.

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных - В группе риска.

Большой риск появления малыша с проблемами неврологического характера есть у мамы, которая исповедует свободу сексуальных отношений и еще в подростковом возрасте начала жить половой жизнью. Заболевания, передающиеся половым путем, попав в организм подростка и будучи невылеченными, наносят непоправимый вред — спайки, воспаления, кисты и другие последствия хронических заболеваний. Многие ЗППП непросто вылечить, но легко залечить. Период «затишья» инфекции девушка ошибочно принимает за полное выздоровление и идет на плановую беременность, но болезнь снова «поднимает голову» в период ослабления иммунитета». Для таких заболеваний, как герпес, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз плацента — не преграда, и они легко атакуют формирующуюся нервную систему малыша — в таких случаях речь идет о внутриутробной инфекции.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!

  • ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕЙ МАМЫ. Чтобы снизить риск откло нений в развитии малыша, будущей маме стоит, как минимум, за три месяца до зачатия вылечить все инфекции. Если заболевание выявили во время беременности, то не стоит опасаться лечения — наоборот, чем скорее вы выздоровеете, тем лучше. Так, на 19 неделе беременности происходит заклад- ка основных органов — прежде всего, головного мозга, когда инфекция мамы может быть критичной. Нервная система малыша может пострадать еще в утробе, если у будущей мамы анемия, врожденный порок сердца, заболевание легких, почек и сахарный диабет — во всех этих случаях нарушается кровоснабжение. Не меньшая угроза нависает над малышом, если у мамы хронический бронхит или астма. Если врач выявил врожденные пороки развития, конфликт групп крови матери и ребенка или внутриутробное инфицирование, — велика вероятность проблем неврологического характера.
  • ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ. В группе риска — женщины с истинной переношенной беременностью, токсикозом на поздних сроках, угрозой преждевременных родов. Также важно, в каких психологических и материальных условиях находится будущая мама: врачи неоднократно убеждались в том, что у тревожных мам рождаются тревожные дети.
  • Во время любого стресса в кровь мамы выбрасывается огромное количество адреналина, сосуды сужаются, и ребенок начинает испытывать недостаток кислорода, отчего страдает его головной мозг. А если стрессы, беспокойство и перевозбуждение постоянны, то очевидна хроническая гипоксия, в результате которой отмирает достаточно большая часть клеток головного мозга. Гипоксия плода возникает и в том случае, если мама курит и часто находится в накуренном помещении, употребляет алкоголь, подвержена воздействию электро магнитного излучения, неполноценно питается.
  • ТЕЧЕНИЕ РОДОВ. Перебои с доставкой кислорода в процессе родов — частое явление. И причин тому может быть несколько.
  • ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОТУГ. Проходя по родовым путям, ребенок еще не дышит легкими, но и пуповина уже пережата. Поэтому затяжные роды вполне могут стать причиной гипоксии. Не исключение и стремительные роды.
  • ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В РОДАХ. Во время кесарева сечения применяется общая анестезия — доля препарата обязательно попадет в кровь ребенка, что может стать причиной гипоксии.
  • НАЛОЖЕНИЕ ЩИПЦОВ. Например, если плод крупный, а кости таза мамы узкие. Это не исключает травмы головы.

ОРТОПЕДИЯ

Если вероятность того, что малыш перерастет легкие неврологические отклонения, есть, то рассчитывать, что ортопедические проблемы исчезнут сами, ни в коем случае нельзя. «Все отклонения от нормы развития костно-мышечной системы детей до года не терпят откладывания, потому что со временем патология только «костенеет». — Большинство ортопедических проблем возникает потому, что закладка суставов и костей в утробе произошла неправильно. Ждать, когда все исправится само по себе, все равно что собрать автомобиль из бракованных деталей и надеяться, что он поедет не хуже других. * Дисплазия тазобедренных суставов, кривошея, косолапие и деформация стоп — топ-диагнозы у детских ортопедов. Ребенка еще в роддоме кроме невропатолога и педиатра обязан обследовать ортопед, ведь все эти патологии формирования костно-мышечной системы можно обнаружить уже в первые дни жизни малыша.

Дисплазия тазобедренных суставов. Врожденное нарушение тазобедренных суставов врачи диагностируют примерно у трех новорожденных на тысячу. Тяжелыми считаются формы врожденного предвывиха и вывиха бедра, более легкая патология — подвывих. Несмотря на положительное заключение врачей в роддоме, мама должна внимательно присматриваться к своему чаду, ведь признаки дисплазии иногда бывают явно выражены:

  • асимметрия ягодичных и бедренных складочек на ножках младенца;
  • конечность словно выворачивается, либо, наоборот, трудно развести ножки ребенка;
  • в тяжелых случаях конечность будто болтается из-за вывихнутого сустава;
  • в более поздний период можно заметить, что у малыша ножки разной длины;
  • при ходьбе одну ножку заводит вперед по кругу — ходит, словно циркулем.

ЛЕЧЕНИЕ. Это, прежде всего, наложение специальных шин. Главная их задача не просто поставить сустав на верную исходную позицию, но и обязать его прижиться. Так, с рождения до месяца практикуют широкое пеленание и подушку Фрейка (обеспечивает фиксацию бедер в положении сгибания и отведения в тазобедренном суставе), с месяца до трех малышам нужно ставить стремена или функциональную перинку Фрейка (их еще называют распорками). Если дисплазию не лечить, ребенок может стать инвалидом. Он не сможет нормально ходить, сидеть, стоять — если имеет место предвывих и вывих бедра. Последствиями подвывиха могут стать проблемы с позвоночником, грудной клеткой, неврологические заболевания. Многие мамы бросают лечение, стоит малышу начать капризничать во время наложения шин. Но ребенок плачет от непривычной ситуации — правильно поставленные и отрегулированные распорки не причиттятот никаких болевых ощущений. Поэтому лишний раз посетите ортопеда вместе с малышом или пригласите специалиста на дом, чтобы он правильно поставил приспособления, иначе неверно установленные шины и подушки лишь искалечат ребенка. Кроме приспособлений внешнего воздействия малышам с дисплазией прописывают витаминотерапию, солевые ванны, ЛФК, физиопроцедуры.

Деформация стопы. Пока малыш не пытается ходить, маме трудно распознать подобный дефект. Но, когда чадо стоит, нетрудно заметить, как пятка словно выезжает в сторону из-под стопы, а малыша словно подкашивает.

ЛЕЧЕНИЕ. Если случай тяжелый, малышу могут назначить периодические гипсовые повязки, а при легких формах ограничиваются массажем, ЛФК, физиопроцедурами, солевыми ваннами и иглоукалыванием. Главная цель всех этих мер — укрепить мышечно-связочный аппарат и поставить пятку на место. Иначе функции стопы нарушатся, возникнут заболевания суставов и позвоночника.

Косолапие. При столь очевидной деформации стопы нарушения невозможно не заметить. Грубые изменения в мышцах, связках, сухожилиях и костях приводят к тому, что стопа ребенка словно завернута вовнутрь, завалена, а ее край приподнят. Когда малыш начнет ходить, косолапие будет лишь прогрессировать, ведь ребенок всем телом опирается на больную стопу, деформируя ее тем самым еще больше.

ЛЕЧЕНИЕ. Сегодня, чтобы избавить ребенка от косолапия, больную ножку гипсуют, как правило, на три месяца с регулярной сменой повязок. Усиливают эффект массаж, ЛФК, физиопроцедуры и, конечно же, ортопедическая обувь. Если гипсование не помогает, то выход один — операция. Отказываться от лечения нельзя: ребенок, безусловно, пойдет, но со временем косолапие спровоцирует проблемы с позвоночником, суставами и связками. Ходьба станет сплошным мучением. Начать лечение любой ортопедической проблемы, и косолапия в том числе, нужно как можно раньше. Ткани младенца очень пластичны — их можно легко и безболезненно фиксировать в нужном положении, они очевиднее откликаются на лечение, потому что идет их активный рост. Поэтому ранняя диагностика и своевременное лечение позволяют добиться полного выздоровления при минимальных усилиях.

ПРИЧИНЫ ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОСТОЯННО ИСПЫТЫВАЛ ГИПОКСИЮ В УТРОБЕ , то вероятность патологий костно-мышечной системы более чем высока. Ведь недополучая кислород, органы не могут полноценно формироваться и развиваться. Особенно важен период с 10 по 15 неделю — когда происходит закладка костной системы. Также причиной отклонений могут быть внутриутробные инфекции, ма-ловодие, многоводие, угроза выкидыша, ягодичное пред-лежание и токсикоз в первой половине беременности. Немалую роль играет и наследственный фактор.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт