Скелет головы и туловища. Скелет свободной нижней конечности. Проверка домашнего задания

28.02.2019

Ске-лет че-ло-ве-ка со-сто-ит из 3 от-де-лов: ске-лет го-ло-вы, ске-лет ту-ло-ви-ща, ске-лет ко-неч-но-стей и их по-я-сов.

2. Скелет головы

Ске-лет го-ло-вы на-зы-ва-ет-ся череп. Глав-ная функ-ция че-ре-па - за-щи-та го-лов-но-го мозга и ор-га-нов чувств от по-вре-жде-ний. Он со-сто-ит из плос-ких ко-стей, со-еди-нен-ных непо-движ-ны-ми со-еди-не-ни-я-ми. Череп со-сто-ит из ли-це-во-го и моз-го-во-го от-де-ла.

Моз-го-вой отдел со-сто-ит из лоб-ной, за-ты-лоч-ной, 2 те-мен-ных, 2 ви-соч-ных ко-стей.

Ли-це-вой отдел со-сто-ит из 2 ску-ло-вых, 2 слез-ных, но-со-вых ко-стей, кли-но-вид-ной кости, ре-шет-ча-той, верх-не-че-люст-ной кости (все они со-еди-не-ны непо-движ-но) и ниж-не-че-люст-ной кости (об-ра-зу-ет по-движ-ное со-еди-не-ние).

Также к ко-стям че-ре-па от-но-сят-ся слу-хо-вые ко-сточ-ки (мо-ло-то-чек, на-ко-валь-ня, стре-меч-ко), рас-по-ло-жен-ные в по-ло-сти сред-не-го уха в ви-соч-ной кости (см. Рис. 1).

В по-зво-ноч-ни-ке че-ло-ве-ка вы-де-ля-ют 5 от-де-лов. Так, вы-де-ля-ют 7 шей-ных по-звон-ков, 12 груд-ных, 5 по-яс-нич-ных, 5 крест-цо-вых (срос-ши-е-ся), 4-5 коп-чи-ко-вых.

Пер-вый шей-ный по-зво-нок на-зы-ва-ет-ся Ат-лант, вто-рой - Аксис, или Эпи-стро-фей.

Рис. 3. От-де-лы и из-ги-бы по-зво-ноч-ни-ка (Ис-точ-ник)

По-зво-ноч-ник имеет 4 из-ги-ба: шей-ный лор-доз, груд-ной кифоз, по-яс-нич-ный лор-доз, крест-цо-вый кифоз.

Лор-доз - это изгиб по-зво-ноч-ни-ка впе-ред.

Кифоз - это изгиб по-зво-ноч-ни-ка назад.

По-яв-ле-ние из-ги-бов свя-за-но с пря-мо-хож-де-ни-ем, они амор-ти-зи-ру-ют при ходь-бе, за-щи-щая внут-рен-ние ор-га-ны от со-тря-се-ния.

3.2. Грудная клетка

Груд-ная клет-ка об-ра-зо-ва-на гру-ди-ной и 12 па-ра-ми ребер, ко-то-рые со-еди-не-ны с груд-ны-ми по-звон-ка-ми.

Вы-де-ля-ют 3 вида ребер:

1. Ис-тин-ные ребра - со-еди-ня-ют-ся с гру-ди-ной с по-мо-щью хря-щей (7 пар).

2. Лож-ные ребра - со-еди-не-ны с по-след-ним ис-тин-ным реб-ром (3 пары).

3. Ко-леб-лю-щи-е-ся ребра - пе-ред-ние концы сво-бод-ны, очень ко-рот-кие (2 по-след-них пары).

Такое стро-е-ние груд-ной клет-ки поз-во-ля-ет уве-ли-чи-вать ее объем при вдохе и умень-шать при вы-до-хе. По-это-му хо-ро-шо раз-ви-тая груд-ная клет-ка спо-соб-ству-ет хо-ро-шей ра-бо-те серд-ца и лег-ких. Груд-ную клет-ку раз-ви-ва-ют фи-зи-че-ские на-груз-ки и спорт (пла-ва-нье, греб-ля).

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/bopornodvigatelnaya-sistemab/skelet-golovy-i-tulovischa

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=DQadVx4Fvpc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=nCnOunkue4I

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Cqm1lxS9AK4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=UlEuBuUbrJg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=QKHEEfH3ZF0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Rk7JJm9E_2g

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GNTLxAeixX4

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник презентации -http://ppt4web.ru/biologija/skelet-cheloveka.html

источник теста - http://testedu.ru/test/biologiya/8-klass/skelet.html

§ 1 Скелет человека

«Движение - это жизнь», - заметил выдающийся французский просветитель Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Клавдий Гален - древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии. Наука неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

Скелет - совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела и защищающих его от механических повреждений.

В скелете человека различают осевой скелет и добавочный. Добавочный образован костями поясов конечностей и скелетом свободных конечностей. На этом уроке подробно рассмотрим строение осевого скелета. К нему относят скелет головы (череп) и скелет туловища.

§ 2 Строение скелета черепа человека

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. В связи с развитием головного мозга у гомосапиенс размеры мозгового отдела преобладают над лицевым.

Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Соединение костей мозгового отдела черепа неподвижное, при помощи швов. Вверх от глазниц поднимается, снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся в области крыши черепа с двумя теменными костями. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Так как прочность их мала, удар в висок опасен. Кости мозгового отдела черепа плоские, служат для защиты головного мозга.

У новорожденных число костей черепа больше, чем у взрослого, и они соединены друг с другом соединительной тканью. Есть промежутки между отдельными костями, которые закрыты соединительной тканью, так называемые роднички. Череп новорожденного очень эластичен, что является приспособлением к прохождению по родовым путям женщины во время родов.

Лицевой отдел черепа образован шестнадцатью костями, которые связаны с органами пищеварения, дыхания и чувств. На лицевой части черепа есть крупные глазницы, под ними расположены парные скуловые кости. Чуть ниже глазниц лежат непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости. В них имеются специальные ячейки для зубов - альвеолы челюсти. Нижняя челюсть единственная подвижная кость черепа. В связи с развитием членораздельной речи у человека появился подбородочный выступ. Наружное отверстие полости носа прикрывают сверху сросшиеся друг с другом носовые кости, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед.

В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное - большое затылочное отверстие. Через него головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды.

§ 3 Строение скелета туловища человека

Основу скелета составляет позвоночник, он является прочной и гибкой опорой для тела. Это обусловлено его строением:

1.позвоночник состоит из 33-34 позвонков. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости.

2.хрящевые прослойки между позвонками и сотни упругих межпозвонковых связок позволяют совершать сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу.

3.изгибы позвоночника, которые появились в связи с прямохождением, соответствуют нагрузке на ось скелета.

Кроме того, позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища.

Каждый позвонок состоит из тела и дуги с несколькими отростками. Тело и дуга позвонка формируют кольцо. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. А к отросткам позвонка крепятся мышцы спины.

В позвоночнике взрослого человека различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков),

грудной (12 позвонков),

поясничный (5 позвонков),

крестцовый (5 сросшихся позвонков),

копчиковый (4-5 сросшихся позвонков).

В шейном отделе первые два позвонка отличаются от других по строению. Тело первого шейного позвонка - атланта срослось с телом второго шейного позвонка - эпистрофея, образовав зуб - ось горизонтального вращения головы. Позвонки грудного отдела имеют суставные поверхности для сочленения с ребрами. Позвонки поясничного отдела самые массивные, так как им приходится выдерживать основную тяжесть тела.

Позвоночник человека имеет два изгиба вперед - лордозы (шейный и поясничный) и два изгиба назад - кифозы (грудной и крестцовый). Они играют роль амортизатора: благодаря изгибам смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей. Она состоит из грудины и 12-ти пар ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника. Первые семь пар ребер - истинные ребра, они с помощью хрящей прикрепляются к грудине. Следующие три пары - ложные ребра, которые с помощью хрящей прикрепляются к последнему истинному ребру. И еще две пары - колеблющиеся ребра, их передние концы свободно оканчиваются в толще мышц стенок живота. Такое строение грудной клетки позволяет ей изменять форму и объем при вдохе и выдохе.

Список использованной литературы:

  1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 272 с.
  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек 9 класс. - М.: Дрофа, 1997. – 304 с.
  3. Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов. Биология человека. В таблицах рисунках и схемах. – М.: «Издат-школа 2000», 1999. – 208с.
  4. М.З. Залесский. Занимательная анатомия. – М.: Росмен,1998. – 145с.
  5. Е.П. Сидоров. Анатомия для поступающих в вузы. – М.: Евразийский регион, Российский университет дружбы народов «Уникум-центр», 1998. – 224с.

Использованные изображения:

Скелет головы

Череп - скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой и лицевой. Мозговой отдел является вместилищем головного мозга.

У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся несколько костей. Это - роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший - лобный - легко прощупывается и зарастает в полутора годам.

У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости растут в течение первого года жизни. С возрастом особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Скелет конечностей

Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободных конечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.

Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, подвижно соединенной с лопаткой, предплечьем, состоящим из лучевой и локтевой костей, и костями кисти. В состав кисти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцев кисти.

Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе, процесс этот завершается после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся явно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья в 12 лет.

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних конечностей. Тазовый пояс образует крестец и неподвижно соединенные с ним две тазовые кости. У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой, седалищной), сращение которых начинается с 5-6 лет и завершается к 17-18 годам.

После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени - большеберцовой и малоберцовой и кости стопы. Стопа образована костями предплюсны, плюсны и фаланг пальцев стопы.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Различают продольный и поперечный своды стопы. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок. При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы.

туловища

Цель: изучить особенности строения скелета, связанные с прямохождением, развитием мозга. Выявить взаимосвязь строения и функций.

12+ 8 класс


  • Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп.

Соединение костей черепа

  • Кости черепа плоские прочные, они соединены друг с другом швами .
  • Шов – это прочное неподвижное соединение костей
  • Лишь одна кость – нижняя челюсть с остальными костями соединена подвижно .

Нижняя челюсть


Отделы черепа

  • В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой .
  • У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел, что связано с увеличением объема головного мозга.

Мозговой отдел

  • образован непарными костями: лобной и затылочной
  • также - парными костями: височными и теменными

Лицевой отдел

Состоит из различных крупных и мелких костей.

Различают:

  • парные - скуловые, носовые кости
  • непарные -нижнечелюстная, верхнечелюстная.

  • В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное большое затылочное отверстие.
  • Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным .
  • А через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды .

  • Расположен на спинной стороне туловища.
  • Он образован 33-34 короткими позвонками.
  • Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений.

  • Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря им образуется полуподвижное соединение. Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться.

  • Позвоночник отличается подвижностью и прочностью
  • Отдельные позвонки соединены не только межпозвоночными хрящевыми дисками, но и связками и мышцами.
  • Благодаря этому позвоночник – прочная и гибкая опора тела.

Строение позвонка

  • Каждый позвонок состоит из массивной – тела и дуги с несколькими отростками .
  • Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают и образуют позвоночный канал , в котором находится спинной моз г .

  • В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.
  • Позвоночник человека образует 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый.

  • Появление изгибов связно с прямохождением .
  • Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений.

  • Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее.
  • Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных.

  • Шейные позвонки в отличие от крестцовых обладают большой подвижностью
  • От общего типа шейных позвонков отличаются I - атлант, II - осевой позвонок .
  • Атлант не имеет тела и остистого отростка, а представляет кольцо, образующееся из двух, передней и задней дуг.
  • Второй шейный осевой позвонок имеет направляющийся вверх от тела позвонка зуб, вокруг которого, как вокруг оси, вращается атлант вместе с черепом.

  • Седьмой шейный позвонок отличается длинным и нераздвоенным остистым отростком, который легко прощупывается через кожу, в связи с чем этот позвонок и получил название выступающего .

Крестец и копчик

  • 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец .
  • Позвонки крестца и копчика неподвижны .
  • Хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость.

Грудная клетка

  • Грудная клетка находится в верхней части туловища.
  • Её образует грудина, 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника.

  • Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной
  • Две нижние пары с грудиной не связаны, а сочлены только с позвонками.

  • Такое соединение позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них.

Проверь свои знания Вставь пропущенные слова .

1. Соединение костей черепа называют - .

2. Височные кости относятся к отделу черепа.

3. Между позвонками имеются межпозвоночные диски.

4. Наименее массивными в позвоночнике являются позвонки.

5. Через мелкие отверстия дна черепа проходят .

6. Непарные кости мозгового отдела и .

7. Позвонки срастаясь, образуют в позвоночнике две сплошных кости и .

8. 10 пар ребер подвижно (суставами) соединены с .

9. Ребра полуподвижно (хрящами) соединены с .

10. Спинной мозг находится в .


11. В позвоночнике выделяют число отделов и число изгибов

12. Сердце и легкие защищены .

13. Единственная подвижная кость лицевого отдела -

14. Головной и спинной мозг соединяются через отверстие.

15. Кости черепа по строению .

16. Число позвонков шейного отдела .

17. У человека, в связи с развитием головного мозга, лучше развит отдел черепа, чем .

18. Появление изгибов позвоночника связано с .

19. Скуловые кости относятся к отделу.

20. Позвоночник прочная и гибкая тела.


  • Защита внутренних

органов: сердца,

легких

Найди соответствие

А . Лобная

2 . Предохраняют от

сотрясений внутренние

органы и мозг

Б . Копчик

I.

В . Грудина

Г . Грудные

позвонки

3. Защита головного мозга

II . Мозговой отдел

Д. Скуловая

кость

III . Грудная клетка

Е. Затылочная

4. Защита спинного мозга

Ж. Носовая

кость

IV . Лицевой отдел

З. Ребра

  • Осуществление

разговорной речи

И. Теменная

К. Крестец

6. Опора тела

Л. Нижне

челюстная

М. Височная

7. Осуществление вдоха и

выдоха

Н. Атлант


  • Если Вы испытываете затруднения при ответах, повторите учебный материал и воспользуйтесь подсказками.
  • Если Вы можете ответить на большую часть вопросов – Вы хорошо поработали.
  • Спасибо. До следующей встречи.

Цели урока: создать условия

  • для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
  • для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

.Задачи:

  • создать условия для усвоения учащимися отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
  • научить распознавать типы костей и способы их соединения.
  • продолжить развивать УУД;

Комбинированный урок. Работа в малых группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии

МОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской

Сущенкова И.А.

Методическое руководство к уроку

Предмет Биология, 8 класс

Тема урока : Опорно-двигательная система. Обзор скелета головы и туловища.

Цели урока: создать условия

  1. для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  2. для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
  3. для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

Задачи:

  1. создать условия для усвоения учащимися отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
  2. научить распознавать типы костей и способы их соединения.
  3. продолжить развивать УУД;

Форма организации учебной деятельности . Комбинированный урок. Работа в малых группах.

Ход урока

Организационный момент.

Класс разделен на 4 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

I этап. Актуализация знаний о строение, составе и соединении костей.

Технология работы: групповая работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение

1 группа.

Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (задание с избытком информации)

Опорно-двигательная система Хрящи Движение Опора Защита

Борьба с инфекционными заболеваниями Скелет Мышцы Железы

Спинной мозг Кости Головной мозг Связки Транспорт веществ

Регулирование процессов жизнедеятельности

Накопление веществ Кроветворная функция Хрящи воздухоносных путей

Задания способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию

2 группа

Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их, а над ними подпишите правильные варианты.

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде текста с биологическими ошибками, анализировать её, вносить исправления на основании полученных раннее знаний.

3 группа

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет_______. Губчатое вещество кости заполняет _______. В ячейках губчатого вещества находится __________мозг, в котором образуются _________. В центральной части кости находится ________, которую заполняет____________. Он содержит большой запас __________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает _________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется ______________.

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять, выделять главное.

4 группа

1. Исключи лишнее и объясни:

В) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

………кость обладает прочностью ………….

……… кость способна срастаться при переломе………………

……….кости детей гибкие и упругие……………

……….кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

Задания способствует формированию умений анализировать и сравнивать (о пределять аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

II этап. Индивидуальная проверка домашнего задания (письменно на листах контроля) (Приложение 1)

III этап. Изучение новой темы

Прочитайте предложенный вам текст «Скелет головы и туловища», разбейте его на смысловые фрагменты, озаглавьте каждый фрагмент (Приложение 2).

Три группы работают с отдельными фрагментами текста, анализируют информацию и заполняют таблицу по форме:

Четвертая группа, анализируя текстовые фрагменты, составляет к ним вопросы.

Выступление групп, заполнение таблиц в рабочих тетрадях

III. Закрепление знаний

Индивидуальная работа (может быть предложена в качестве домашнего задания)

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения. Самостоятельная работа учащихся. Затем – коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

…………в черепе человека лучше развит мозговой отдел ……
…………позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ………

…………опасно смещение позвонков…………..

Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

  1. сделать рисунок к теме;
  2. создать схему опорного конспекта;
  3. написать шпаргалку к уроку;
  4. составить кроссворд;
  5. составить вопросы к тексту;

Такая работа позволит применять, преобразовывать, дополнять, находить новые связи, интегрировать знания.

Приложение 1

Скелет. Строение, состав и соединение костей

  1. Функции опорно-двигательной системы:

1. Защитная 2. Двигательная 3. Выделительная 4. Регуляторная

  1. В состав опорно-двигательной системы входят:

1. Кожа 2. Мышцы 3. Связки 4. Кости

  1. Суставная головка и суставная впадина покрыты _________________ хрящом, сам сустав находится в суставной _____________ и укреплен
    ________________________
  2. Надкостница обеспечивает:

1. Срастание кости при переломе 2. Кроветворение

3. Рост кости в толщину 4. Запас питательных веществ

  1. Кости способны выполнять кроветворную функцию, потому, что:

1. Имеют надкостницу

3. Состоят из органических и неорганических веществ

4. Пронизаны кровеносными сосудами

  1. Благодаря костным пластинкам, окружающим полость канальца:

1. Кость обладает гибкостью 2. Растет в длину

3. Является довольно прочной 4. Срастается при переломах

  1. Подвижность сустава обеспечивается:

1. Формой суставной поверхности 2. Суставной жидкостью

3. Суставными связками 4. Суставной сумкой

Приложение 2

Скелет головы и туловища.

Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп . Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений. Кости черепа – плоские, прочные, они соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей. Лишь одна кость – нижняя челюсть – с остальными костями соединена подвижно . Это позволяет нам не только захватывать и пережевывать пищу, но и разговаривать. В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой . У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел , что связано с увеличением объема головного мозга. Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей. К лицевому отделу относятся различные крупные и мелкие кости, в том числе парные скуловые и носовые кости, непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости. На челюстях расположены ячейки для зубов. В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное – большое затылочное отверстие. Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды. Позвоночник расположен на спинной стороне туловища. Он образован 33 или 34 короткими костями – позвонками , каждый из которых состоит из массивной части – тела и дуги с несколькими отростками . Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают, и образуется позвоночный канал , в котором находится спинной мозг. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски . Благодаря им образуется полуподвижное соединение . Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться. Когда мы спим, ее толщина увеличивается, а когда ходим – уменьшается. Вследствие этого человек утром выше, чем вечером. Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных, а 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец . 1-5 копчиковых позвонков (у разных людей их количество варьирует в этих пределах) тоже сращены, но причина здесь другая. Эти позвонки неподвижны, а потому хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость – копчик . У мыши и жирафа, человека и коровы, у всех млекопитающих – по 7 шейных позвонков. Шейные позвонки, в отличие от крестцовых, обладают большой подвижностью, а потому наша голова может не только смещаться влево и вправо, вперед и назад, но и оборачиваться. Тело 1-го шейного позвонка срослось с телом 2-го шейного позвонка, образовав зуб – ось горизонтального вращения головы. Отделяет зуб от спинного мозга лишь сухожильная связка. Вот почему опасно резко отклонять голову назад, а тем более поднимать человека за голову. Относительно большой подвижностью обладают и поясничные позвонки. В позвоночнике выделяют пять отделов : шейный (7 позвонков) , грудной (12) , поясничный (5-6) , крестцовый (5) и копчиковый (1-5) . Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных, образует 4 изгиба : шейный, грудной, поясничный и крестцовый. Их появление связано с прямохождением. Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений. Грудная клетка находится в верхней части туловища. Ее образуют грудина (средняя часть передней стенки грудной клетки), 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника . Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и легкие. Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной. Две нижние пары ребер с грудиной не связаны (сочленены только с позвонками). Это позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них. Хорошо развитая грудная клетка улучшает работу сердца, легких. Ее развитию способствуют физический труд, занятия физкультурой, спортом (плаванием, греблей, бегом). У животных грудная клетка сплющена с боков, а у человека – она плоская, широкая - сплющена в спинно-брюшном направлении, что связано с передвижением человека вертикально на двух конечностях.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Исключи лишнее и объясни: а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка в) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость

Установите соответствие Пример соединения костей Тип соединения костей А) Позвонки копчика Б) тазобедренный сустав В) коленный сустав Г) кости мозгового отдела черепа Д) позвонки шейного отдела позвоночника Е) локтевой сустав 1 . Неподвижное 2. Подвижное 3. Полуподвижное

Дополнить предложение … .кость обладает прочностью ……… … ..кость способна срастаться при переломе……….. … ..кости детей гибкие и упругие……… … ..кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

………… в черепе человека лучше развит мозговой отдел …………… ………… позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ……… ……… опасно смещение позвонков……

Домашнее задание сделать рисунок к теме; создать схему опорного конспекта; написать шпаргалку к уроку; составить кроссворд; составить вопросы к тексту;

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: Моя мыслительная активность на уроке была ………. Больше всего мне понравилось ……… У меня пока не совсем получается …... Сегодняшний урок показал мне ………

Предварительный просмотр:

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их а над ними подпишите правильные варианты.

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет______________________. Губчатое вещество кости заполняет ________________________. В ячейках губчатого вещества находится _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится _______________________, которую заполняет_____________. Он содержит большой запас __________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет________________________. Губчатое вещество кости заполняет _____________________________. В ячейках губчатого вещества находится _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится __________________________, которую заполняет _____________________. Он содержит большой запас _______________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и эластичное __________________________ вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (избыток информации)

Опорно-двигательная система

Скелет

Мышцы

Кости

Связки

Хрящи

Опора

Защита

Движение

Транспорт веществ

Регулирование процессов жизнедеятельности

Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ

Борьба с инфекционными заболеваниями

Кроветворная функция

Железы

Спинной мозг

Головной мозг

Хрящи воздухоносных путей

Опорно-двигательная система

Скелет Мышцы Кости

Связки Хрящи Опора

Защита Движение Транспорт

Регулирование процессов

Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ

Борьба с заболеваниями Кроветворная функция Железы Спинной мозг Головной мозг

Хрящи воздухоносных путей

Исключи лишнее и объясни:

А) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

Б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

Исключи лишнее и объясни:

А) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

Б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

Б) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

…………кость обладает прочностью ………….

…………кость способна срастаться при переломе………………

…………кости детей гибкие и упругие……………

………...кости плеча и предплечья соединены подвижно…………




© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт